Деавтомобилизация.


                  И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно
             для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь,
             а оно для вас зло.
                                                Коран (2:213).

                   Кольцо, вставленное в нос, или расшитый
             золотом мундир, или дорогая машина ценятся не ради
             их физических качеств. В наших условиях роскошная
             машина -- это то же кольцо в нос, только в совре-
             менной форме.

              И. Шафаревич. "Мы все оказались на пепелище...".

  Автомобиль -- не символ благополучия, а символ извращенности
и дегенеративности.
  Модералистическая программа в отношении автомобилей состоит
в следующем:
1. Личный легковой автомобиль должен стать привилегией
   сельских жителей. Для удобства мелких фермеров он может
   быть грузо-легковым или автомобилем-трактором.
2. Чтобы легковые автомобили внесли вклад в обеспечение
   безопасности общества, их защитные свойства должны быть
   существенно повышены.

  Основания для вытеснения автомобилей из городов:

1. Личный автомобиль отравляет воздух. На выхлопы легковых 
автомобилей приходится более 30% атмосферных загрязнений в
городах. При самом совершенном двигателе автомобиль, по крайней
мере, поднимает пыль, которая затем оседает в легких пешеходов.
Даже если при использовании улучшенного двигателя личный
автомобиль перестанет отравлять воздух, перестанет использовать 
в качестве топлива нефть, он все равно будет требовать места,
металлов, строительных материалов для дорог, т. е. в конечном
счете все равно будет вынуждать к избыточному потреблению
топливных ресурсов.
  Существенен также и вклад легковых автомобилей в городской шум.

2. Личный автомобиль -- слишком дорогой способ передвижения,
обособления людей друг от друга.

3. Автомобиль сам существенно усугубляет транспортную проблему,
поскольку требует разреженного городского строительства
(Данциг, Саати в кн. "Компактный город", стр. 33: "35% земли
в Лос-Анджелесе занято транспортом."), а также обусловливает
существование целой отрасли промышленности, которой нужны
собственные площади и перевозки.

4. Широкое использование автомобилей приводит к деградации
городов, к образованию трущоб. Происходит это следующим
образом. Чем больше автомобилей в городе, тем менее благоприят-
ным он становится для обитания. Обеспеченные граждане пересе-
ляются из центра в пригороды. Но для работы они ездят в город
или через город, еще больше загрязняя и зашумляя его. Поскольку
сами они в городе уже не живут, его состояние их беспокоит
меньше. Когда оно становится слишком неблагоприятным, "деловая
активность" перемещается в другие места -- в города-спутники
и т. д. Из города уходят крупные налогоплательщики, и у местных
властей оказывается все меньше средств на решение проблем
оставшегося населения.

5. Автомобиль калечит и убивает людей. Согласно Данцигу и Саати
(стр. 12), "Ежегодно на городской территории с населением в 
2 млн. в дорожных катастрофах погибает 500 и получает увечья 6
000 человек".
  По данным американских источников, вероятность гибели в дорож-
ной катастрофе для человека, едущего в легковом автомобиле,
примерно в 100 (!) раз выше, чем для едущего в автобусе.

6. Известные недостатки общественного транспорта порождаются
в значительной степени тем, что часть ресурсов страны, которая
могла бы пойти на его развитие, расходуется на личные автомобили,
а также тем, что формируемая в расчете на личные автомобили
городская среда требует более широкого использования транспорта.

7. Легковой автомобиль как средство преступления играет
значительную роль во многих противозаконных действиях.

8. Наконец, массовое использование легковых автомобилей
способствует "атомизации" общества (индивидуализации, разрушению
коллективистского сознания, ослаблению значимости стратегических
общих целей) и в результате ведет к еще более близорукому,
губительному природопользованию.

  Чем больше в стране легковых автомобилей, тем выше потребность
в них -- поскольку сокращается масштаб использования обществен-
ного транспорта, города становятся менее компактными из-за
магистралей, гаражей, стоянок, а также "зеленых зон", якобы
должных защитить горожан от выхлопных газов, уличной пыли и шума.
  Что предлагается здесь вместо личных легковых автомобилей? 
Ничего. Дело в том, что автомобили используются в основном для
решения тех проблем, которые сами и порождают. Механизм формиро-
вания такой парадоксальной ситуации состоит примерно в следующем.
Каждый человек, приобретая автомобиль, решает некоторые собствен-
ные проблемы и создает некоторые совсем небольшие проблемы для
окружающих. Иметь автомобиль очень выгодно, если у других его
нет. Но когда окружающие начинают тоже приобретать автомобили,
каждый из них добавляет немного проблем первому владельцу машины.
В сумме получается, что у него количество выгод от собственного
автотранспорта перевешивается количеством затруднений, порожден-
ных автомобилями других людей. (Если же в автомобилизированном
обществе остаться без автомобиля, то затруднения от чужих
автомобилей сохранятся, а возможные выгоды от собственного не
будут получены.)

  В обществах, в которых есть возможность выбора между
использованием личного автомобиля и неиспользованием его,
предпочтение первому варианту, по-видимому, отдают в основном
люди с более высокой степенью дегенеративности -- потому что
автомобиль отвечает следующим их особенностям:
    - стремлению выделиться;
    - стремлению к комфорту;
    - пренебрежению к интересам окружающих, к интересам общества;
    - склонности к риску;
    - способности добывать деньги;
    - неуживчивости, агрессивности.

  Медицинские комиссии, осуществляющие отсев явно дефективных
при выдаче разрешений на вождение авто, нередко ошибаются,
подкупаются, руководствуются не лучшими инструкциями.
  Иначе говоря, за личный автомобиль упорно держатся только
неполноценные или сбитые неполноценными с толку.


Возврат