Абсурдизм как глобальная угроза

9. Абсурдизм вне искусства.

9.1. Абсурдизм в политике.

Абсурдисты-политики -- это вечные оппозиционеры-обличители. Если они всё-таки приходят к власти, то лишь в качестве марионеток или очень ненадолго. Получив власть, они сосредоточиваются в первую очередь на сим- волических действиях: крушат и ставят памятники, переименовывают улицы и учреждения, плодят и объединяют министерства и прочие государственные конторы, устанавливают и отменяют праздники, раздают побрякушки в качестве наград, рассылают приветствия, каждодневно показывают себя благодетелями по телевизору. ............................................................... ...............................................................
Абсурдисты против глобализации. Эти белые ладони
что-то значат на их языке, другим людям неведомом.

Генуя, 2001 г.

Абсурдист против глобализации и полиции.
Полицейские рады: сокращение штатов не предвидится.

Генуя, 2001 г.


9.2. Абсурдизм в медицине.

Абсурдистом может выступать даже хирург -- если он в силу про- фессиональных наклонностей удаляет то, что еще поддавалось "кон- сервативному лечению". Но обычно в хирургии люди проявляют себя большими реалистами. Зато некоторые другие отрасли медицины -- имеющие дело со сглаженными проявлениями болезней и "мягкими" средствами их лечения, могут быть заражены абсурдистами в значи- тельной степени. К примеру, довольно абсурдны такие медицинские технологии, как гомеопатия и психоанализ. По большому счёту современная медицина абсурдна как целое: чем лучше она развита, тем меньше "запас здоровья у населения" -- из-за того, что получают способность выживать и размножаться всё более слабые в генетическом отношении индивиды.

9.3. Абсурдизм в образовании.

В области образования результаты работы обычно довольно неопре- деленные, и их можно толковать по-разному. Соответственно эта сфера деятельности оказывается комфортной для абсурдистов. Даже такую четко построенную систему воззрений, как математика, можно преподавать абсурдистски: без связи с практикой. Тем более абсурдстски можно преподавать историю и литературу, не говоря уже об этике и эстетике. Как можно доказать, что такой-то человек абсурдистски преподает историю? А никак: у него те же даты, те же имена, почти те же выводы.

9.4. Абсурдизм в технике.

Многочисленные случаи абсурда в технике распадаются на две группы: 1) вызванные тем, что изделия ориентировались на абсурдного потребителя; 2) вызванные абсурдностью разработчиков изделий. Научно-технический прогресс в его нынешней форме довольно абсурден как целое не только потому, что его результатом явля- ется уничтожение естественной среды обитания и ресурсной базы человечества, но также потому что ослабляется человек как вид организмов: почти любое технически обеспеченное удобство ведёт к деградации той или иной человеческой способности, которая вследствие появления этого удобства перестаёт упражняться, участовать в естественном отборе. Научно-технический прогресс -- это развитие вещей, а не людей: высокое качество внутренней организации переносится от людей к вещам; вещи становятся всё сложнее, а люди -- всё проще и сами по себе всё уязвимее. * * * "Первые цифровые кроссовки. Компания Adidas выпустила первые в мире компьютеризированные кроссовки. Новая спортивная обувь, по мнению создателей, должна произвести революцию в беге на длинные дистанции и при проведении тренировок. Каждая из кроссовок снаб- жена микропроцессором весом 40 г, который, реагируя на передавае- мые сигналы электронных датчиков, изменяет с помощью специальной системы амортизационные характеристики подошвы. Дело в том, что разная мягкость подошвы, особенно пятки, подходит для разных ви- дов спорта. Кроссовки с простым названием Shoe 1 используют циф- ровые технологии для анализа поверхности, наклона и давления для определения оптимальной мягкости подошвы. Интерфейс кроссовок со- стоит из двух кнопок и четырех светодиодов. Кроссовки весят 400 г и стоят 250 долларов." ("Белорусская деловая газета", 12.05.2004)

9.5. Абсурдизм в философии.

Некоторые течения расхожей абсурдистской философиеподобной мыс- ли: антропософия, экзистенциализм, гештальт-философия, постмодер- низм, традиционизм, Карлос Кастанеда, Шри Ауробиндо. В "серьезной" философии конца 19-го, первой половины 20 века абсурдизм был представлен главным образом экзистенциализмом. Сёрен Кьеркегор: "Мой взгляд на жизнь лишен всякого смысла, -- мне кажется, что какой-то злой дух надел мне на нос очки, одно стекло которых увеличивает все до чудовищных размеров, а другое до такой же степени уменьшает." ("Афоризмы эстетика") К началу третьего тысячелетия вся новая западная философия оказалась в той или иной степени абсурдной, то есть стала представлять собой по сути уже квазифилософию. * * * Философские рассуждения абсурдиста в обоснование его позиции вторичны и незначимы: первично и значимо его стремление выделить- ся любой ценой. Назначение абсурдистской "философии" -- эпатиро- вать, а не учить жить. Поэтому бессмысленно искать в ней стремле- ние к истине и к эффективности (помимо эффективности в привлече- нии внимания). Она неизбежно заумна и поверхностна, причём её заумность отчасти служит для сокрытия её поверхностности. * * * Писатели и читатели квазифилософской белиберды, не имеющей отношения к эффективной практике, -- это, можно сказать, эстеты интеллектуальных конструкций. Кому-то нравятся цветочки, кому-то -- бабочки, а этим -- сплетения из понятий. Это было бы вполне терпимо, если бы не одно обстоятельство: в отличие от любителей цветочков и бабочек, любители понятийных кружев стремятся на роль наставников в обществе, стараются жить за счёт своих безделушек, то есть за счёт расширения круга специфически "припыленных" лич- ностей. Квазифилософия -- это не только разновидность интеллектуальной заразы, разрушающей механизмы мышления, но ещё и средство соци- ального паразитизма. Реакция здравомыслящих людей на этот феномен может быть только отрицательная, вплоть до полицейских и психиат- рических мер, иначе -- разрушение общества. Чтобы защитить общество от квазифилософского мусора, следует, наверное запретить профессиональное философствование -- наряду с профессиональной проституцией. Для большей надёжности надо запре- тить профессиональное преподавание отвлечённых вещей вообще: оставить только профессиональное преподавание вещей практических. Всякий интеллигент должен регулярно тыкаться носом в практику, иначе он уже через несколько лет теряет чувство реальности и начинает нести претенциозную чушь о вещах, о которых вычитал у других интеллектуалов, не тыкающихся носами в практику. Критиковать идеи философствующих абсурдистов, как правило, не имеет смысла, так как у каждого квазифилософа они -- свои и за- труднительно выбрать в качестве объекта критики что-то ключевое, устоявшееся и вдобавок достаточно чётко изложенное, чтобы, выявив несостоятельность этого, можно было дискредитировать всю совокуп- ность уже навороченной ими ерунды и всю совокупность той ерунды, которую они ещё наворочают. Единственное, на чём можно ЛЕГКО показать бесполезность вычур- ной квазифилософской зауми, это отсутствие в ней практических выводов: конкретных, новых, существенных. Квазифилософы оправды- вают это тем, что их социальная роль состоит не в том, чтобы прописывать практические рекомендации, а в том, чтобы подвигать на практические выводы других (подтравлять общественное сознание -- и подсознание тоже). И они таки зачастую подвигают, только выводы получаются ущербные, о чём можно судить по кризисному состоянию человечества. * * * Нельзя утверждать, что никому не стало хорошо от их мути: ещё как стало! Нередко бывало хорошо, в первую очередь, самим авто- рам: от сладких мук творчества, от славы, от гонораров. Кроме того, многие потребители их абсурдистской продукции почувствовали себя просветлёнными, очистившимися, прозревшими, помудревшими и т. п. Кое-что значительно радовало издателей и книгопродавцев. Иногда кусочек благ доставался и критикам (причём не только доб- рожелательным). Мир ведь ещё не рухнул? Нет! А почему вы думаете, что в этом нет никакой заслуги мутных философов? Какой-нибудь интеллигент ведь мог стать серийным убийцей или террористом, но увлёкся мутными философскими книжками и охладел к какой-либо деятельности вообще.

9.6. Абсурдизм в групповых увлечениях.

Увлечение -- то, на что с удовольствием тратят свободное от работы и других необходимых дел время. Есть увлечения, удоволь- ствие от которых в основном обусловлено тем, что они обеспечи- вают компанию увлекающихся теми же самыми вещами. У человека существует инстинктивная потребность в общении и в одобрении окружающих. Участие в распространённом увлечении позволяет стать членом группы и получать от неё одобрение, которого добиваться иными способами может быть для индивида затруднительным. Общающаяся группа людей, имеющих одинаковое увлечение, выраба- тывает собственную систему ценностей, которая может существенно отличаться от широко принятой и соответственно давать новые воз- можности для обретения высокого статуса. Чем больше групповая система ценностей отличается от широко принятой, тем больше шанс для неудачников "найти себя" в ней. Под групповое увлечение подводится идеологическая база, пред- ставляющая его как очень полезное в личном и общественном аспекте занятие. Непосредственное удовольствие от группового увлечения обычно мало что значит по сравнению с удовольствием от членства в группе и от преуспевания относительно системы ценностей, принятой в этой группе. Действительный смысл группового увлечения -- в том, что становишься членом солидарной группы и что получаешь возможность самоутверждаться на основе несколько иной системы ценностей, чем та, которая принята в остальном обществе и на основе которой са- моутверждаться не получается. Люди, которые достаточно общаются и достаточно успешны в "обычном" обществе, не имеют психологической потребности в групповых увлечениях. Вредность групповых увлечений состоит как минимум в том, что из-за них система ценностей, более-менее адекватная реальному миру, подменяется у членов группы вычурной системой, имеющей смысл только в условном мирке этой группы. Некоторые групповые влечения вредят ещё и характером своих ценностей. * * * Пример группового увлечения -- филателия. Основная внутренняя условная ценность у филателистов -- кусочки бумаги со всякими рисунками, изначально предназначенные для показа того, что поч- товые отправления оплачены. * * * Кстати, пресловутое масонство, дежурное объяснение всяких странностей (и абсурдностей!) политики, -- это не в последнюю очередь групповое увлечение, дающее обычные для групповоых увле- чений радости. * * * "Паркур" -- пример особо вредного группового увлечения. Википедия: "Паркур (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du combattant - дистанция, полоса препятствий) - искусство перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских условиях. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. Идеологом движения является Дэвид Белль и Себастьян Фукан. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах. Сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и тренировок)." "Паркур - дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы, используемые трейсерами: (то есть людьми, занимающимися паркуром) сила и верное её приложение, умение быстро оказаться в определён- ной точке пространства, используя лишь своё тело. Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип 'нет границ, есть лишь препятствия' и любое препятствие можно преодолеть. Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами: Безопасность, Эффективность, Простота. Все, что идет вразрез с ними выходит за рамки паркура." "Сам Давид Белль расширяет понятие паркура до философии, иного образа мышления и взгляда на мир. Это в конечном итоге позволяет по-другому смотреть на окружающее пространство, воспринимая 'весь мир как тренировочную площадку', не создавая самому себе границ; мысленно превращать в голове обычные преграды в препятствия и находить способы их преодоления, не только на тренировке, но и всюду в повседневной жизни." "Отличие от фрирана. Когда Себастьян Фукан расстался с Давидом Беллем, он сформировал свое видение паркура, которое назвал фрираном. Если паркур заключался в рациональном преодолении препятствий, то суть фрирана - в том, чтобы сделать преодоление препятствий красивым и зрелищным, пусть даже в ущерб практичности; преодоление препятствий ради самого процесса, а не для достижения финишной точки трассы." "На данный момент в Великобритании активно развиваются спортив- ные кружки по занятиям паркуром, некоторые школы приняли занятия в программу по физкультуре. В Санкт-Петербурге паркур стал частью общественной акции 'Выбирай спорт!', направленной на развитие интереса молодёжи к спортивной культуре. Несмотря на это, 'промышленный паркур' (использование строящихся зданий, высотных кранов и т.п.) в России запрещён." "Паркур получил широкую известность после выхода фильмов 'Ямакаси: Новые самураи' о команде трейсеров, в котором сам Давид Белль отказался участвовать, не желая, чтобы паркур ассоциировали со способом воровства, и фильмов 'Тринадцатый район' и '13-й район: Ультиматум' (автор сценариев - Люк Бессон), в которых он снялся в одной из главных ролей." С похабного, но местами очень правильного сайта lurkmore.ru: "Паркур (тролл. прокур, обкур) - любимое занятие малолетнего и не очень быдла, форсированное зомбоящиком посредством демонстрации сабжевых видеоклипов..." "Цель паркура в постижении философии бытия при оттачивании виртуозной техники преодоления непреодолимых городских клумб и скамеек." "'Паркур - особый стиль жизни и очень опасный экстрим' - так привыкли говорить о себе сами малолетние любители прыжков по гаражам. Фэйсом вниз летал за свою жизнь хотя бы раз абсолютно любой из них, даже их любимый Бэлле." "Суть паркура заключается в понтах." "Фриран является ответвлением от паркура, созданным одним из его основателей, который смекнул, что можно не просто перемещаться из точки А в точку Б just for the pleasure (что и является истинной сутью паркура), а ещё и иметь с этого нехилый гешефт. Потому в фриране в ущерб практичности как раз-таки упор делается на эти самые понты." "Малолетки, а их в паркуре чуть менее, чем 100%, занимаются им для увеличения своего ЧСВ [чувства собственного величия --А. Б.], а также для того, чтобы 'тёлки давали'." "Обязательным условием, отличающим в паркуре новичка от ветерана, является членство в паркур-команде. Паркур-команда создается для поднятия авторитета, бухачей и самозащиты от сторожей и гопников. Каждая такая команда обязана иметь название, обязательно включаю- щее слова team или clan (допустимо crew), а также производные словечки от free, fly и move, сайт без контента, находящийся на быдлохостинге и собственную группу Вконтакте. Остальное не обяза- тельно. Тем не менее, особым уважением пользуются паркур-команды, имеющие живых членов, скачаный из интернета перекрашенный в пейнте логотип с фигурой летящего паркурщика и пару роликов (спёртых из того же интернета, да) на собственном сайте." "Отличительной чертой общения в паркур-сообществе являются постоянные понты перед другими членами этого сообщества. Так, например, если вы идёте на тренировку, то за сто метров до места встречи должны побежать и сделать пару волтов на виду у друзей, тем самым показав, как паркур помогает в жизни. То же самое относится к дороге обратно домой. Если кто-то прыгает круче вас, то нужно сказать одну из следующих фраз: - у меня все мышцы болят после вчерашней тренировки - что-то я давно не прыгал, надо размяться - что-то сегодня всё лениво идёт - недавно делал двушку с гаража, пятку отбил, всё еще болит..." "Паркур чуть более чем наполовину состоит из падений с крыш фэйсом вниз." "Общее для всех детских субкультур: они утверждают, что у всех сложилось неверное мнение об их стиле из-за множества малолетних позёров (что, в общем-то, правда, если не учитывать, что эти малолетние позёры и формируют субкультуру.)"

10. Абсурдистские публичные акции.

Абсурдистские публичные акции -- это коллективный эпатаж. Кол- лективность позволяет привлечь к себе больше внимания, придаёт смелости, а вдобавок обеспечивает радостное чувство принадлеж- ности к стаду избранных. Абсурдистские публичные акции должны рассматриваться как про- паганда абсурдизма и непристойное поведение, иначе говоря, как мелкие диверсии и разновидность хулиганства. Ближайшие к абсур- дистским публичным акциям формы асоциального поведения -- эксги- биционизм, справление нужды в общественных местах и пачкание стен рисунками и надписями. Непристойность -- то, чего делать "не пристало". Поведение большинства людей и без того не отличается большой здравостью, а непристойностями разрушаются традиции, которые удерживают людей в рамках, делающих общество жизнеспособным.

10.1. Перформанс.

"Перформанс" -- публичная абсурдистская акция, выдаваемая за разновидность художественного творчества и имеющая целью пропа- ганду абсурдизма, саморекламу, самоутверждение. Из СМИ: "Перформанс появился на свет в середине ХХ века в среде артистической богемы как протест против коммерциализации (а в странах с ограниченной демократией -- и против идеологизации) искусства. Перформанс -- это бегство художника от традиционной продажной живописи: здесь он пишет не маслом на холсте, чтобы заработать масло на хлеб, а собственным телом в пространстве современной культуры со всеми ее острыми углами." "Пересказывать перформансы -- занятие неблагодарное: художники -- народ ранимый, их каждое слово может обидеть. И тем не менее. Пожалуй, наиболее зрелищным было выступление Джимми МакМури (он и сам проводит подобный фестиваль в Лос-Анджелесе). Акцию под названием "Восьмирогий олень" (в Америке охотникам разрешается отстреливать только тех оленей, у которых выросли рога с уже восемью ответвлениями) автор посвятил памяти деда, который умер от курения -- от рака легких. МакМури с помощью двух пустых бочек переплыл (в одежде) Свислочь, наполнил их и третью, что стояла на берегу возле гостиницы "Планета", водой, раскопал в палой листве натянутые на каркас фотообои с изображением оленей и привязал их к бочкам. Рядом художник вбил в землю пять кольев, примотал к ним ножи и тарелки (по просьбе автора зрители написали на них имена своих дедов). Затем сжег коробку сигар, одну из сигар развернул, пришил к голой ноге табачный лист и написал на нем имя собственного деда, заядлого охотника и курильщика. Выпил, захлебываясь, несколько бутылок воды. Разрубил топором бочки и веревки, вода вылилась, и олени на фотообоях напоролись на ножи. Американец снова нырнул в Свислочь и уплыл на другой берег." "Национальные мотивы присутствовали и в перформансе Алеся Пуш- кина (он прошел за городом, близ деревни Строчицы). По словам автора, будущее нашей страны зависит не от политиков, а от Бога - ему Алесь и адресовал свою медитацию над горячим пеплом от костра. Пушкин (весь в белом) зажег десять вкопанных в землю свечек и лег спиной на красные зубья бороны. Лежать было больно, но художник смотрел на солнце и молился, чтобы Беларусь осталась на политической карте мира. С трудом поднялся, достал из чугунка веревку, примотал ее к шее, плечам и поясу, другой конец закрепил на бороне, которую перевернул зубьями вниз. Ассистент, пока Пушкин таскал борону по горячему кострищу, развернул хоругвь с надписью "Божа, баран? Беларусь!". Художник представлял себя сеятелем, который окультуривает землю, отделяет зерна от плевел. Затем снова лег на борону и снова молился. Наконец встал, снял с себя веревку и положил ее в черный чугунок, под крышку с отпечатком его ноги." (Юрась Борисевич "Самое искреннее из искусств", "Белорусская деловая газета", 17.09.2002)

10.2. Флэш-моб.

Из СМИ: "ФЛЭШ-МОБ: ЭПАТАЖ, ДОСТУПНЫЙ КАЖДОМУ. Словцо "флэш-моб" стало модным летом 2003 г., когда около 150 человек в нью-йоркском мебельном салоне один за другим просили продать им 'коврик любви'. 'Простые движения' в условленный час в условленном месте казались для страдающих от синдрома мегаполиса ньюйоркцев панацеей от индустриального безумия, стандартности жизни и агрессивности массового потребления. С тех пор призрак флэш-моба бродит по планете. Зайти в римский магазин толпой в 300 человек и спросить книгу несуществующего автора. Накормить бронзовую бабушку у минской Комаровки чупа-чупсом. Снять ботинок и постучать им по мостовой Сан-Паулу. Произвести высадку 'агентов Смитов' в токийском метро, встречать на московском вокзале поезд из Питера с табличкой 'Владимир Владимирович' и т. д." "С определением этого явления пока не справились даже сами мобберы, способные лишь на многозначительные комментарии типа 'это не флэш-моб'. Самое простое звучит примерно так: флэш-моб (с англ. flash -- вспышка, mob -- толпа) -- внезапная организация коллективного действия людьми, которые, получив указания по e-mail или в виде SMS-рассылки, синхронно выполняют что-либо необычное на протяжении нескольких минут, а затем исчезают так же неожиданно, как и появились." "...смысл и цели: "№1. ФЛЭШ-МОБ -- ЭТО ПРИКОЛЬНО. Конечный результат -- 'Ой, ты видел? Тетя с авоськой ТАК на меня смотрела!!!' Весело, безба- шенно, бесцельно. Как плевать с моста на палубу проплывающего парохода." "№2. ФЛЭШ-МОБ КАК АНТИДЕПРЕССАНТ. Эффект, как от групповой психологии: становится легче. Все лучше, чем кусать в одиночку подушку." "№3. 'БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ'. Вводный курс. Сознательное нарушение табу, психологическая атака, рассчитанная прежде всего на окружающих. Облегченный и быстрый вариант нонконформизма." "№4. НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. Простой и эффектный способ быть несогласным и услышанным. Особенно в обществе, где это очень непросто. Когда закрывали Европейский гуманитарный университет, студенты устроили моб-акцию с коллективным чтением учебников посреди Октябрьской площади. Да и последней флэш-моб-акцией в Минске была именно протестная: обиженные слушатели радио 'Рокс' прогуливались от цирка до круглой площади в обнимку с радиоприемниками, перевязанными траурными ленточками." "Флэш-моб изначально не предназначался для выражения полити- ческих, социальных и подобных им убеждений. Лишь чистое удоволь- ствие. Но, наверное, это не вся правда. Флэш-моб -- явление не только психологическое (две минуты свободы), но и социальное. Не только праздник души, но и технология влияния на массовое сознание." "Флэш-моб -- это разрыв обыденной рутины и суеты. Если людям хочется этим заниматься -- значит, этой суеты и рутины в нашей жизни стало очень много. Флэш-моб вызывающе обращает внимание людей на нечто иное и не рутинное. Насколько счастливее те люди, которые самостоятельно, без посторонней помощи способны видеть вокруг нечто интересное, не рутинное и не суетное!" "ПРАВИЛА ИГРЫ. Нужно. Сценарий, Интернет, мобильный телефон и немного фантазии. У моб-акций нет конкретных организаторов. (...) Не нужно. Общаться друг с другом, даже если участники акции -- друзья детства и с тех пор не виделись. Участвовать тем, кто по каким-либо причинам не сможет выполнить все условия и/или удержаться от истерического смеха во время флэш-моба. Опаздывать -- акции не длятся больше десяти минут. И главное -- никакой самодеятельности." "СЛОВАРЬ:" "Х-mob -- экспериментальный моб, незримая толпа. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежа вю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства." "I-mob -- 'новые веяния Интернета', перенос технологий уличного флэш-моба в виртуальную среду. Хулиганское вторжение на форумы, голосования и игры." "Small-mob -- принцип 'даешь моб каждый день!' в действии. Ультракороткие мобы для поддержания жизненного тонуса." "Fun-mob -- прикол ради прикола. Толпа, занятая выполнением смешных действий для собственного удовольствия и развлечения прохожих. Уличные лицедеи." "Mob-аrt -- хорошо отрепетированный моб с художественными элементами. Если классический флэш-моб -- чистый адреналин, то mob-art -- 'искусство с адреналином'." "Mob-club -- лондонское ноу-хау. Ночные пати в метро: моб-клаб- беры по сигналу надевают наушники с любимой музыкой и начинают синхронно танцевать. Приставать с танцами к пассажирам строго запрещается." "БРАТЬЯ ПО ДУХУ. Bookcrossing. Глобальное движение за осво- бождение книг и "превращение мира в библиотеку". Уже четыре года библиофилы планеты специально оставляют в общественных местах литературу для того, чтобы она попала в "хорошие руки". В Интернете создан специальный ресурс, где бывшие хозяева могут проследить путешествие 'бумажного друга'. (...) 'Искусство ведения войны в городских условиях' (Тhe Art of Urban Warfare). Гражданская реакция на военные действия США и Великобритании в Афганистане и Ираке. Участники играют за всех и против всех, рисуя спреем в публичных местах зеленых, коричневых или синих солдатиков." * * * Человеческий мир существенно неблагополучен и всё более погря- зает в проблемах. Хочешь отличиться в хорошем -- возьмись решать какую-нибудь из этих проблем. Но тут начинаются сложности: для того, чтобы результативно заниматься её решением, нужны мозги, ум, воля, дисциплина, зачастую многолетние усилия. Вдобавок ты рискуешь пострадать от тех, кто этой проблемой кормится и никак не заинтересован в том, чтобы она исчезла. Зачем же предприимчи- вому человеку всякие сложности и опасности, если можно стать "героем" довольно быстро посредством какой-нибудь ерунды?

Возврат на главную страницу