. Александр Бурьяк: Абсурдизм как глобальная угроза

Абсурдизм как глобальная угроза

12. Абсурдизм и автомобиль.

Из всех вещей, какие человек производит и использует, легковой автомобиль -- при нынешней манере его применения -- в числе наи- более абсурдных. Потому что в настоящее время он предназначен в основном для решения проблем, какие он сам же и создаёт. Правда, иногда бывает и немножко иначе: сперва он приносит выгоды, но потом перечёркивает их им же порождаемыми затруднениями. Попробую в очередной раз объяснить это. 1. Говорят: автомобиль позволяет быстрее и комфортнее перемещать- ся по городу. Но чтобы в городе была возможность для передвижения огормной массы автомобилей, его надо "растянуть": сделать шире проезжую часть улиц, добавить места для автостоянок, автозапра- вок, автомагазинов, автомастерских, автошкол и т. п. Далее, по- скольку автомобили шумят, пылят и воняют, придётся отодвинуть от проезжей части жилые дома и разные другие здания. А поскольку люди всё равно будут жаловаться, что им не хватает воздуха, а также площадок для выгула детей и собак, придётся навклинивать всяких "зелёных зон", причём крупных -- чтобы автомобили не про- ванивали и не прошумливали их насквозь. Таким образом набирается немалое пространство (более половины территории города), которое потом приходится (или уже приездывается?!) преодолевать на авто- мобиле, а не пешком, тем более что замаешься выстаивать перед светофорами и обходить автомобильные развязки. 2. Говорят: автомобиль позволяет не зависеть от общественного транспорта и не страдать от его недостатков. Но ведь именно трата общественных ресурсов на частные легковые автомобили приводит к деградации общественного транспорта, которому вдобавок из-за этих автомобилей приходится ездить на более длинные расстояния (см. пункт 1) и задерживаться в дорожных пробках. 3. Говорят: автомобиль позволяет легко выбираться "на природу" из вонючего шумного города. Но именно автомобиль в основном и делает город шумным и вонючим -- и вдобавок сокращает участки "дикой природы", потому что они уничтожаются ради автострад, автомобильных и нефтеперерабатывающих заводов, а также страдают от вредных выбросов автомобилей, автомобильной промышленности и её поставщиков. И это не считая разорения, замусоривания и выжи- гания лесов и т. п. автомобильщиками, которым делать это не жал- ко, потому что они пока ещё легко добираются до "свежих" мест. 4. Говорят: автомобиль облегчает путешествия. Но куда ни прие- дешь, основная проблема там -- автомобиль. Во-первых, собствен- ный, потому что его надо где-то безопасно припарковать, иначе его угонят воры или побьют/сожгут хулиганы, а то и антиавтомо- бильщики. Во-вторых, автомобили других людей: они мешают прое- хать, делают неестественными естественные пейзажи, заслоняют ма- лые объекты, которые хотелось бы сфотографировать. Это не говоря уже о таких портящих настроение моментах, как кошмарные следы чьей-то автокатастрофы на дороге или, к примеру, чужая импрови- зированная автомойка на берегу водоёма, в котором вы хотели бы искупаться. Меня спрашивают: ну, хорошо, а что вы предлагаете взамен авто- мобилей? Отвечаю: НИЧЕГО. Аргументы -- см. выше. Разумеется, просто так вдруг убрать 90-95% частных легковых автомобилей не получится: надо соответственно несколько переделать города и мозги, а также систему общественного транспорта, а это процесс долгий. Но приблизительно 50% этих автомобилей можно действитель- но просто убрать, и всем людям станет легче и лучше. * * * Похоже на то, что автогонки привлекают зрителей -- специфичес- ких -- не в последнюю очередь возможностью потрясающих автокатас- троф. Реклама видеокассеты "Крупнейшие автокатастрофы: Автокатастрофы на гонках. Часть 2": "Самые зрелищные крушения в истории амери- канского спорта. Скорость 200 миль в час. Фантастика! Машины стоимостью в 200 000 USD за одну секунду превращаются в груду металлолома. Суперсовременные автомобили и мотоциклы. Безумный мотокросс. И во всем этом Вы участвуете сами, не выходя из дома." Как будет вести себя за рулём на дороге недоумок, насмотрев- шийся таких кассет? Он будет уклоняться от опасностей? Нет, он будет их искать: он приучен к тому, что они эффектно смотрятся и что с ним самим при этом ничего не случается.

13. Абсурдизм и компьютер.

В условиях малой доступности источников информации человек тратит усилия на добывание и усвоение только таких сведений, которые считает очень нужными. В условиях сложности письменной фиксации сведений человек записывает только самое важное и тщательно выверенное. Если же самые разные сведения оказываются очень легко доступными, человек не столько выигрывает от возмож- ности выбора, сколько сбивается на удовлетворение второстепенных и случайных информационных потребностей, в результате чего теряет время и забивает голову малоценным материалом. Чем легче осуществляется производство и публикация текстов и чем слабее редакторский и цензурный надзор за их содержанием, тем ниже их качество и тяжелее последствия их распространения. Интернет стал огромным шагом в деле абсурдизации человечества: поскольку тексты, публикуемые в интернете, проходят гораздо менее строгие отбор и редактирование, чем тексты, публикуемые в книгах и даже в газетах, а доступ к ним быстрый и дешёвый, распростране- ние глупых, абсурдных и деструктивных представлений в массах ускорилось и увеличилось многократно. Таким образом, нынешний "прогресс" в информатике способствует не просто развитию общества, а развитию уродливому: ослабляющему, а не усиливающему. * * * Разумеется, от компьютеризации страдают в первую очередь сами компьютерщики -- программисты. Примеры синтаксических извращений компьютерных абсурдистов: IMHO <- in my humble oрinion ASAP <- as soon as рossible рls <- рlease u <- you :-) <- I smile :-( <- I am sad Для компьютерных абсурдистов также характерно использование цифр вместо одинаково с ними читаемых буквосочетаний. Напр.: before -> be4, fore you -> 4you, A to B -> A2B. Экономия символов -- только повод для указанных вывертов, представляющих собой деградацию стиля и засорение письменного языка. Действительная их причина -- стремление выглядеть посвящёнными, раскрепощёнными, передовыми. * * * Каждая крупная фирма, производящая программный продукт, берется выстраивать собственный виртуальный мир: со своими понятиями, со своими названиями, обычно не стремясь оказаться сколько-нибудь похожей на другие фирмы (тоже выстраивающие свои миры), если только нет намерения скопировать что-то популярное. Чтобы успешно работать с программным продуктом, надо вживаться в такой мир. Между тем, он, как правило, не только сложен, но вдобавок еще и "развивается" -- стремясь обогнать конкурирующие миры или поспеть за мирами, по отношению к которым он является дополняющим. Если фирма особо большая, она создает сразу несколько миров, причем они бывают необоснованно неодинаковы в деталях, в которых могли бы быть схожи, и к тому же не вполне удобно сопрягаются между собой. * * * Каждый производитель программного продукта очень боится, что если он не оформит своего товара в модном стиле, то останется без покупателей. А в моде сегодня абсурд. Абсурдистские "заставки" компьютерных программ:



  Попробуйте разобраться, что и зачем на них изображено.

                            *  *  *

 "Белорусская деловая газета" (21.04.2004): 
  "Компьютерному веку -- компьютерный спорт! К существующим тра-
диционным видам спорта с течением времени постепенно добавляются
все новые и новые массовые виды спорта. Компьютеризация общества
привела к тому, что люди все больше и больше времени проводят за
пультами электронно-вычислительных машин. Поэтому появление ком-
пьютерного спорта не стало для многих неожиданностью. В виртуаль-
ную реальность перешли как традиционные виды спорта, так и несу-
ществующие, но полезные с точки зрения военных. Причем компьютер-
ный спорт может свести в одной схватке как атлетически сложенного
человека, так и инвалида. Здесь нет противостояния физической
силы физической силе. Здесь интеллект, быстрота реакции, образ
мышления и способность быстро воспринимать и адекватно реагиро-
вать на складывающуюся в игре ситуацию противостоят такому же 
набору характеристик соперника (или соперников)."
  "Компьютерный спорт -- это больше, чем игра. И больше, чем про-
сто времяпрепровождение для подростков. Это давно поняли в разви-
тых странах. Недавно компьютерный спорт признан официально в ряде
стран мира, включая Россию. Наши соседи из Украины также готовят-
ся признать компьютерный спорт и оказать ему поддержку на госу-
дарственном уровне. К чему такое высокое внимание к компьютерным
играм и компьютерному спорту? Дело в том, что компьютерный спорт
объективно на сегодняшний день является самым массовым видом
спорта на планете. Недаром даже Олимпийский комитет рассматривает
возможность через 5-8 лет ввести несколько компьютерных дисциплин
в официальную программу Олимпийских игр."
  "Об интересах военных можно и не говорить. Существующие сис-
темы вооружения и вновь принимаемые на вооружение отличаются
максимальной компьютеризацией. Чтобы научить солдат и офицеров
эффективно управлять всей этой грозной техникой, для начала их
необходимо обучить работе на компьютере. И желательно с помощью
компьютерной игры-эмулятора, которая воссоздаст в виртуальной
реальности любую возможную штатную или нештатную ситуацию."
  Ну, может, теперь инвалиды-колясочники будут призываться на
военную службу. Давно пора.
  Полагать, что из "геймера" может получиться хороший военнослу-
жащий, может только человек, далеко ушедший от реальности в мир
компьютеров. "Геймер" -- это интеллектуальный калека: аддикт,
находящийся в эмоциональной зависимости от игры. Представления
о реальном мире вытеснены у него представлениями о мире вирту-
альном, реальные ценности -- ценностями игровыми. Вне игры он 
не только беспомощен, но и опасен. Он -- "не от мира сего". Даже
его компьютерные навыки слишком однобоки для того, чтобы он был
сколько-нибудь ценен в разработке, сопровождении, эксплуатации
сложных программных продуктов, если предъявляются более-менее
жёсткие требования к дисциплине и "чувству реальности".
  А теперь о том, к чему нередко ведёт компьютерная виртуализация 
мировосприятия. Из новостей:
  "ЯПОНСКАЯ ДЕВОЧКА ЗАРЕЗАЛА ОДНОКЛАССНИЦУ ИЗ-ЗА СООБЩЕНИЯ НА 
САЙТЕ. 11-летняя учащаяся одной из японских школ зарезала свою
одноклассницу, причем поводом для убийства стало обидное
сообщение на web-сайте жертвы. Обе девочки были подругами и
постоянно общались в интернете на своих персональных страничках.
Согласно японскому законодательству, малолетняя убийца останется
на свободе." (сайт lenta.ru, 03.06.2004)
  "СМЕРТЬ ГЕЙМЕРА. В Гонконге возле работающего компьютера был 
найден 17-летний Ли Пу Сан в бессознательном состоянии. Изо рта и
носа подростка текла кровь. Вскоре после того, как его доставили
в больницу, он умер, так и не придя в сознание. Врачи предполага-
ют, что смерть наступила из-за стресса от игры и от переутомле-
ния. Друзья Ли Пу Сана рассказали, что он проводил все свободное
время за онлайновой командной игрой в Diablo II, которая в
последнее время стала для него настоящей манией. На сон у него
оставалось не более двух часов в день. Надо отметить, что это не
первый случай гибели молодого человека за киберигрой -- не так
давно аналогичный случай произошел в США, где, не выдержав
многосуточного игрового марафона, застрелился 21-летний молодой
человек. Специалисты считают, что наибольшую опасность компьютер-
ные игры представляют для молодых людей, ведущих замкнутый образ
жизни и испытывающих проблемы в 'живом' общении со сверстниками."
("Белорусская деловая газета" от 04.06.2002)

                            *  *  *

  "Где сотрудники? Таким вопросом все чаще задаются работодатели, 
обеспечившие свою компанию доступом в Сеть. Недавнее исследование
Websense Inc показало, что большинство сотрудников коротает
рабочее время на новостных сайтах. Причем, некоторые так увлечены
развитием событий, что посещают такие сайты каждый час. 23%
опрошенных ответили, что больше всего на рабочем месте их
интересуют новости, примерно столько же людей посещают во время
работы онлайн-магазины, 18% признались, что тратят рабочее время
на просмотр порнографии, 8% предпочитают отдыхать посредством
онлайн-игр и 6% посещают интернет-аукционы." ("Белорусская
деловая газета", 01.10.2002)
 

14. Абсурдизм в средствах массовой информации.

Сообщения в "программах новостей", в газетах, на "новостных" сайтах интернета -- большей частью абсурдные: в них выпячиваются события, значение которых ничтожно. В результате для многих ничтожные вещи начинают представляться важными, а важные и вовсе выпадают из поля зрения. Нередко являются абсурдными уже сами темы сообщений: к примеру, "новости спорта". Подборки новостей в СМИ не имеют целью обновление и уточнение "картины мира" у воспринимающего их человека: их назначение -- привлекать внимание и что-нибудь рекламировать. Если в них попадают "нормальные" новости, то лишь потому, что случайно оказываются отвечающими этому назначению. Человек, потребивший порцию "новостей" из какого-нибудь СМИ, приобретает ложное ощущение информированности, даже можно сказать, вооруженности. Это ощущение приятное, но больше от него никакого толку. Примеры заголовков "сообщений": "Водителя оштрафовали за пьяное вождение осла"; "Голышом на американских горках"; "Тюремщики учат собачий язык". Абсурдистские новости подносятся не как примеры осуждаемого поведения, а как "забавные происшествия". Примеры таких новостей: "В Германии строят дороги для... внедорожников. Континентом хороших дорог считается Европа. Но, как оказалось, там есть те, кто скучает по бездорожью. Это владельцы джипов, которым просто негде проверить внедорожные качества своих автомобилей. В Герма- нии решили 'проблему' просто. Там сейчас активно строят парки с жуткими ухабами и буераками, создаваемыми лучшими специалистами по бездорожью. Джиперы в восторге." ("БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА", 05.12.2002) "В Риге открылся чемпионат по метанию мобильных телефонов. В Риге стартовал необычный чемпионат по метанию на дальность и на точность мобильных телефонов. Необычное соревнование, спонсором которого стали несколько компаний, занимающиеся торговлей этими средствами связи, пройдет на одной из центральных площадей лат- вийской столицы. Оценивать выступления спортсменов будет специ- альное жюри, в которое вошли известные латвийские спортсмены, а главным призом соревнований стала туристическая путевка стоимос- тью в одну тысячу долларов. (сайт lenta.ru, 04.01.2003) "80-ЛЕТНИЙ ДЕДУШКА СТАЛ... БАБУШКОЙ. 80-летний китайский стари- чок после шести десятков лет счастливого супружества преподнес жене сногсшибательный сюрприз: поменял хирургическим путем свой пол с мужского на женский. Пока ошарашенная старушка пыталась сообразить, снится ли ей все это или муж на старости лет впал в старческий маразм, новообращенный супруг успел поменять удостове- рение личности, где в графе 'пол' не без гордости указал 'женский'." (сайт lenta.ru, 04.06.2004) "ЧИЛИЕЦ ЦЕЛОВАЛ АВТОМОБИЛЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 54 ЧАСОВ. 22-летний чилиец целовал автомобиль на протяжении 54 и 22 минут, и в результате стал счастливым обладателем нового автомобиля. Конкурс, в ходе которого все желающие могли побороться за главный приз, организовала местная чилийская радиостанция Rock and Pop в городе Саньтяго." (сайт lenta.ru, 30.12.2004) "Популярная нынче на Западе затея Flashmob ('Мобильная вспышка') пришла в Беларусь. Воскресным вечером около 200 молодых людей устроили на Октябрьской площади столицы, около знака "нулевой километр", акцию по запуску в небо мыльных пузырей. Она была приурочена ко второй годовщине Международного дня мира во всем мире, объявленного ООН в 2001 году." "Ровно в 18.00 на площади появились молодые люди (в основном студенты столичных вузов) с флакончиками для пускания мыльных пузырей и устроили перфоманс -- "массовый запуск мыльных пузырей в небо нашей столицы". Именно такой текст был написан на пригласительных билетах флэшмобберов." (Яков Стефанович "Всё дело -- в мыльных пузырях", "Белорусская деловая газета", 24.09.2003) "Москва и Лондон обменяются символами. В центре Москвы началось строительство ледяной копии знаменитого британского Биг-Бена. В качестве ответного шага у лондонцев появится своя ледяная скульптура: на Трафальгарской площади будет возведен храм Василия Блаженного (тоже изо льда)." Этот проект -- совместная акция московского комитета по туризму с мэрией Лондона, Российско-британской культурной ассоциацией и Ассоциацией ледяных скульптур России, которая проводится в рамках лондонского фестиваля 'Русская зима'." "В Москве на строительство 6-метрового Биг-Бена уйдет 15 тонн льда. В Лондоне на храм Василия Блаженного высотой 3,5 м потребу- ется 12 тонн этого нетрадиционного строительного материала." ("Белорусская деловая газета" от 11.01.2006) А вот характерная "научная" новость: "Согласно последним исследованиям, лондонские утки крякают громче, чем их собратья из сельской местности. Изучив голоса уток, которые живут в центральном Лондоне, и особей из Корнуолла, ученая из университета Мидлсекса пришла к выводу, что у птиц существуют региональные диалекты. Как выяснилось, лондонские утки звучат громче, более хрипло и в целом резче, в то время как голоса корнуоллских птиц мягче и спокойнее." (сайт lenta.ru, 05.06.2004 ) После длительной обработки "новостями" такого рода у людей значительно ослабляется способность отличать главное от второсте- пенного, полезное от вредного, безопасное от опасного, здоровое от больного.

15. Абсурдизм и "анархически-бунтарские" движения.

Из Большой Советской Энциклопедии: "Битники (от англ. beat -- бить, разбивать), возникшее после 2-й мировой войны, главным образом в США и Великобритании, стихийное, анархически-бунтарское движение молодёжи ('разбитное поколение'), лишённое какой бы то ни было положительной социально-политической программы. Движение это явилось выражением неудовлетворённости и протеста молодёжи (преимущественно мелкобуржуазной) против стандартизованного идеала 'преуспеяния' и лицемерия буржуазной морали 'благонравия' и 'добропорядочности'. Порывая с общепринятым, традиционным буржуазным образом жизни, 'радикализм' битников зачастую прояв- ляется в нарушении элементарных норм человеческого общежития." Все анархически-бунтарские движения имеют место исключительно в среде праздной молодежи, живущей на средства родителей. Простейший способ пресечь эти движения -- завести порядок, вынуждающий каждого работать (и предоставляющий каждому такую возможность). Когда средства к существованию берутся как бы ни из чего, без связи с регулярным трудом, открывается простор для формирования абсурдных представлений о сути человека и общества. .............................................................. .............................................................. Ярослав Могутин о писателе-гомосексуалисте Жане Жене: "Жене участвовал в бесчисленных демонстрациях и митингах, в акциях протеста и студенческих волнениях, выступал в защиту американских 'Черных пантер', палестинцев, знаменитых 'Красных бригад', иммигрантов из Северной Африки, французской социалис- тической партии (именно ему нынешний президент Франции Миттеран во многом обязан своим избранием). Жене протестовал против ареста Анджэлы Дэвис, Джорджа Джексона и других лидеров 'Черных пантер', против войны в Алжире и израильской оккупации палестинских земель." ("Великий вор...")

16. Абсурдизм и евреи.

Было бы некорректно утверждать, что экзистенциализм -- это еврейская философия, джаз -- это еврейская музыка, сюрреализм -- это еврейская живопись и т. д., но также некорректно было бы и отрицать повышенную тягу евреев к указанным вещам. Абсурдизм настолько популярен среди евреев, что представляется как бы частью их национального менталитета. Или же можно считать, что еврейский менталитет всего лишь более уязвим для абсурда. Абсурдизм стал распространяться в европейской культуре после того, как евреи, выйдя из гетто, начали задавать в ней тон. Правда, "после" ещё не значит "вследствие": распространение абсурдизма и разрушение межэтнических барьеров могут быть следствиями одной причины -- старения европейской цивилизации. Склонность евреев к абсурду может объясняться отчасти тем обстоятельством, что на Западе и в России они в качестве "неосновного" этноса (к тому же находящегося, можно сказать, в несколько особенном положении), не имели возможности полноценно, без оглядки на свою национальность, участвовать в политической и культурной жизни стран своего пребывания и воспринимали себя как чужеродный элемент, не ответственный за происходящее. Другая причина тяготения евреев к абсурдному, возможно, лежит в иудаизме. В этом культе значительно больше странных строгих запретов и предписаний, чем, к примеру, в христианстве или исла- ме. Объяснить это можно возрастом: иудаизм накапливал свои пред- рассудки в течение трёх тысячелетий, тогда как христианство -- лишь в течение двух. Для еврея "светский" абсурд -- продолжение привычного религиозного абсурда. Современный "эмансипированный" еврей усваивает абсурдизм через семейное воспитание и через еврейскую субкультуру европейской культуры. То есть, хотя большинство евреев отошло от своей рели- гии и в значительной степени "ассимилировалось", на них сказыва- ется культурная инерция. Ещё одно объяснение абсурдизма евреев -- их наибольшая цивили- зованность среди всех народов: евреи -- наиболее оторванный от природы этнос, наибольшие жертвы цивилизации. С одной стороны, абсурдизм не способствует выживанию, с другой, евреи -- самый старый этнос западной цивилизации. Объяснить это противоречие можно следующим образом. Евреи -- это преимуществен- но городские жители, а значит, они выживали не в естественной среде, а в цивилизационной. Цивилизации менялись, а евреи остава- лись, причём оставались главным образом в городах. * * * Культурные антисемиты сооружают свои квазинаучные умопостроения на основе тенденциозно подобранных и вырванных из исторического контекста фактов. Цена таким умопостроениям небольшая, потому что факты не сопоставляются с другими фактами -- имеющими противопо- ложный смысл. Чтобы не уподобляться антисемитам, необходимо отме- тить, что утверждение о значительной корреляции между еврейством и абсурдизмом -- это всего лишь гипотеза, выдвинутая не с целью причинения кому-то ущерба, а с целью его предотвращения. К тому же абсурдисты не считают свою особенность пороком. Есть факты, располагающие к выдвижению указанной гипотезы, и они, на первый взгляд, более весомы, чем факты, свидетельствующие против гипотезы. Далее приводится кое-что из фактов "за". * * * Международная научная конференция и цикл концертов под названи- ем "Искусство хх века: парадоксы смеховой культуры" (Нижний Новгород, октябрь 2000 г.). Среди спонсоров -- Институт "Открытое общество" (фонд еврейского финансиста Сороса). Из 36 докладчиков, по крайней мере, 9 -- евреи (насколько можно судить по фамилиям): Георгий Степанович КНАБЕ (Москва): "Вечная непочтительность. Контркультура как непременное слагаемое культуры. От Локи до панка" Морис Шлемович БОНФЕЛЬД: "ХХ век: смех сквозь жанры" Евгений Маркович ИРШАИ: "Смех сквозь звуки / звуки сквозь смех" Лариса Львовна ГЕРВЕР: "Хлебниковские , , , " Ольга Владимировна БОРОГ: "Ренессанс всех искусств в кафешантане (заметки об австро-немецком кабаре)" Юлия Сергеевна ВЕКСЛЕР: "Новая музыка и карнавал: по страницам журнала 'Вена', 1924-1925"; Елена Даниэлевна ЛЕВИНА: что-то про Булгакова и Слонимского; Анатолий Моисеевич ЦУКЕР: "Советский рок-абсурдизм". * * * "Исследователи" абсурдизма Даниила Хармса: Липавский Л. С., Друскин Я. С., Ямпольский М. Б., Мейлах М. Б., Паперный В. З., Шапир М. И., Кобринский А. А., Глоцер В., Аронсон, и т. п. Из новостей: "Михаил Левитин поставил в Театре Эрмитаж спектакль 'Белая овца'. Пронзительную и прозрачную фантазию на темы Хармса." Знаменитые абсурдные художники из евреев: Марк Шагал, Хаим Сутин, Иегуда Пен, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Давид Сикейрос. * * * Евреи и джаз -- два существенно коррелирующих феномена. "Еще в 1947 году, когда расформировывали джаз Эдди Рознера, этот варварский процесс проходил под аккомпанемент статьи в 'Правде' некой критикессы Грошевой. 'На задворках Западной Европы', -- это она писала про советский джаз. Моему деду, композитору Юрию Бельзацкому, в то самое время в белорусском Союзе композиторов презрительно бросали: 'Джазист!' -- это, с точки зрения советской идеологии, было ругательством. Прошли десятилетия, и на задворках Европы оказалась Беларусь. И наши сухие неловкие губы выдувают все время одну и ту же мелодию. Вернее, мелодии могут быть разными, но все они -- джазовые." (Ирина Халип, "Настроение индиго" / "Белорусская деловая газета", 01.02.2002) * * * Восприимчивость еврейского менталитета к абсурду проявляется также в том, что на поприще эстрадного юмора подвизаются главным образом евреи (по крайней мере, в России). * * * Вывод: по-видимому, евреям следует более критично относиться к собственным абсурдным влечениям, а также к абсурдным влечениям своих детей. Надо учитывать слабые места своего этноса, только и всего. У каждого этноса есть какие-то слабые места. * * * Кое-что в копилку контр-фактов -- свидетельствующих против изложенной выше гипотезы: Макс Нордау (1849-1923, настоящее имя Меир Симх Зюдфельд) -- сионистский деятель, автор книги "Вырождение", в которой в числе первых обсуждает проблему дегенерации в европейском искусстве. Даниил Хармс (1905-1942, настоящее имя Даниил Иванович Ювачёв) -- самый известный абсурдист в русской литературе, не еврей. * * * Корректный подход к теме "Исследование этнически обусловленных различий в наклонности к абсурду" предполагает следующее: 1) чёткое определение вредного абсурда, обоснование его вредности; 2) аргументированные критерии для определения степени наклонности индивида к абсурду; 3) анкету, базирующуюся на указанных критериях; 4) обследование "репрезентативной выборки" посредством этой анкеты. Всё помимо этого -- болтовня. В лучшем случае -- подготови- тельная работа.

17. Абсурдизм и реклама.

Чтобы склонить человека к покупке вещи, которая для него не только бесполезна, но еще и вредна, надо сначала подавить его здравый смысл. Поэтому значительная часть рекламы делается оглуп- ляющей и дезориентирующей (т. е. абсурдизирующей), рассчитанной на подавление здравого смысла у покупателя. Для привлечения внимания к рекламе используются абсурдные рек- ламные фразы. Если нормальную фразу с ненужными рекламными сведе- ниями человек лишь пробегает глазами и тут же забывает её, то не так обстоит дело с фразой абсурдной, ненормальной: он о неё спо- тыкается, задерживается на ней. Она западает в память. Это проис- ходит непроизвольно, и рекламисты широко применяют это, пренебре- гая дурными последствиями. В обществе, которое ещё не сильно поражено рекламизмом, здравые вещи являются типичными, поэтому не привлекают внимания и опи- раться на них в рекламе бесполезно. Поскольку очень трудно пред- ложить что-то не только новое, но и существенно полезное, то для обеспечения привлекательности рекламы изобретают новую чепуху. В обществе, которое уже привыкло к рекламе, составленное в здравых понятиях объявление становится редкостью, но эта редкость не притягивает внимания своей необычностью, потому что теряется на фоне разнообразной чепухи. Иными словами, коммерческая реклама (то есть окупающаяся реклама в условиях конкуренции) способна существовать только при условии использования ею абсурдизирующих приёмов, а значит, разрушающего воздействия на общество. В отношении абсурдности показательна реклама табачных изделий -- товара, который заведомо в ущерб здоровью (о чём, кстати, все знают). Рекламная фраза марки сигарет "R1 Minima" (они же "Reemtsma No. 1"): "Легкость выбора". Название марки -- дурацкое, а реклам- ная фраза -- оглупляющая, провоцирующая на легкомыслие. Рекламная фраза сигарет "Кент": "Познай мир совершенных откры- тий". Реализованный здесь принцип -- претенциозная муть. ............................................................. .............................................................

18. Абсурдизм либерального общества.

Как авторитарное общество, так и общество с развитой частной инициативой имеет существенную склонность к абсурдизации, но механизмы накопления абсурда в этих обществах различаются. В обществе с частной инициативой абсурдные занятия, представ- ления, изделия множатся, если они приносят кому-то прибыль (или хотя бы обеспечивают победу на "демократических" выборах). Если какая-нибудь вещь (в широком смысле) может быть чем-то полезной при некоторых условиях и к тому же чем-то привлекательной, обычно находится человек, который решает "делать деньги" на этой вещи. Но поскольку он испытывает значительную конкуренцию со стороны желающих "делать деньги" на других вещах, ему приходится не только быть навязчивым по отношению к возможным пользователям этой вещи, но также преувеличивать ее полезность и расширенно толковать условия, при которых эта полезность проявляется. Если он превзойдет других в навязчивости и искажении истины или если выбранная им вещь окажется с большим потенциалом привлекатель- ности, то он, конечно, одержит победу в конкурентной борьбе. Правда, вещь, которую он всучит различным людям, будет использо- ваться ими не всегда уместно, а значит, во вред, а кроме того, их представления о какой-то части реальности будут деформированы в интересах этого делателя денег. Далее, поскольку у многих потре- бителей постепенно накапливается отрицательный опыт общения с продавцами сомнительных вещей и с их товаром, большего успеха в сбыте может достигнуть, скорее, тот, кто предложит на рынке что-то более-менее новое. У любителей "делать деньги" это порождает изобретательские усилия, направленные на придумывание новых вещей и соответствующих новых потребностей. Насколько эти потребности соответствуют объективным интересам покупателей, в том числе их первичным биологическим потребностям, не имеет значения. Что касается стремления победить на выборах, то оно порождает не меньше абсурда, чем стремление "делать деньги". Любое устояв- шееся заблуждение массы избирателей используется для того, чтобы понравиться этой массе: нахваливается, обосновывается, раздува- ется, усугубляется, навязывается новым поколениям. Основная идея здравой культуры -- самоограничение. Основная идея дегенеративной абсурдистской культуры -- самораскрепощение. Абсурдизм в культуре есть дополнение либерализма в политике и экономике. Абсурдность либеральной политики состоит в том, что такая политика всегда оказывается на стороне любого деструктивного меньшинства -- если только его деструктивность не является слишком очевидной. Со временем это меньшинство превращается в настолько влиятельную силу, что уже само начинает делать политику -- и искать союзников среди еще более деструктивных меньшинств. Деструктивное меньшинство всегда поддерживает либеральную политику (и только по отношению к ней выступает конструктивно). В свою очередь, любое конструктивное меньшинство выступает за ограничение возможностей для деструктивных меньшинств, а значит, оказывается в жесткой оппозиции к либеральной политике. Если либеральная власть все-таки прибегает к некоторому ограничению свобод, она стремиться защитить себя таким образом, в первую очередь, от конструктивных меньшинств. Абсурдность либеральной экономики состоит в следующем. Продажа товара дает деньги. Эти деньги можно использовать для возмещения затрат по "прокладыванию пути" товару на рынок законными и неза- конными способами и для дальнейшего "прокладывания". Борьба против продажи товара не дает денег: она ведется себе в убыток. Только в редких случаях находятся субъекты, материально заинтересованные в том, чтобы не пустить на рынок (или убрать с рынка) некоторый тип товаров. Обычно ими движет при этом желание продвинуть на рынок какой-нибудь другой тип вредных товаров. Поэтому любой тип вредных товаров (кроме, разве что, самых чудовищных) рано или поздно утвердится на рынке и найдет себе множество одураченных покупателей. Суть современного западного либерализма -- в эксплуатации чело- веческих слабостей, а значит, в потакании им. Поэтому чем больше либерализма в обществе, тем быстрее идет деградация этого общест- ва. А чем дальше заходит деградация, тем многочисленнее сторонни- ки либерализма. И так до самой гибели общества. * * * В либеральных СМИ получает положительное "освещение", как пра- вило, не здоровое и охранительное, а больное и деструктивное. Вызвано это тем, что здравая норма довольно однообразна и требует усилий для своего поддержания, а отклонения от нормы разнообразны и даются легко. Быть хорошим трудно и зачастую не очень приятно, а быть плохим легко и поначалу доставляет удовольствие. Поэтому человека легче склонить к плохому, чем к хорошему. А поскольку дурное пользуется более значительным спросом, иначе говоря, ком- мерчески более выгодно, то всякое самоокупающееся СМИ в либераль- ных условиях сбивается на потакание порокам. * * * Наличие богачей в обществе, состоятельность общества в целом -- абсурдизирующие общество факторы: чем больше доступных средств, тем меньшую расчётливость в их использовании люди могут себе позволить, то есть тем больше средств тратится ими на ненужные цели. Если бедняк ошибается с покупкой, расплатой является чувствительное ухудшение питания и пр. Если богач ошибается с покупкой на ту же или даже на много большую сумму, это, как правило, совсем не отражается на его питании и удовлетворении прочих существенных потребностей пр. Поскольку искусство подстра- ивается под манеру мышления и нравы богачей (а иначе не может быть, так как в основном они его оплачивают), оно становится таким же некритичным в отношении целей и ценностей человеческого поведения, то есть абсурдным. * * * "Белорусские кибератлеты готовятся к выступлениям на мировой арене (...) Согласно достигнутым договоренностям между Белорус- ской федерацией компьютерного спорта и российским объединением 'Союзкиберспорт' белорусские кибератлеты наряду со спортсменами из 47 государств смогут принять участие в неофициальном мировом первенстве по компьютерному спорту Electronic Sports World Cup 2004 (ESWC, 6-11 июля, Франция). Отборочные соревнования в Беларуси на этот представительный турнир уже завершены. (...) Игры проводились в 9 крупных компьютерных клубах столицы и во всех областных центрах республики. В отборочных соревнованиях приняли участие более 300 ведущих спортсменов Беларуси. Состав участников турнира -- юноши и девушки в возрасте от 16 лет и старше. Согласно поступившей информации, по результатам отбо- рочных соревнований в национальный финал вышли 56 сильнейших игроков, представляющих 8 городов страны.(...) В результате определится состав сборной команды Беларуси по компьютерному спорту, которой предстоит отстаивать честь страны во Франции на финале ESWC' 2004." ("Белорусская деловая газета", 18.05.2004, ст. "Киберспорт") Таким образом, мающиеся дурью абсурдисты едут за чужой счет смотреть Францию. Кому-то другому это, возможно, пошло бы на пользу в отношении умственного развития и вылилось бы во что-то полезное для общества. * * * Нечистая совесть западоида, отягощённая явно избыточным потреб- лением, разрушением природной среды в глобальном масштабе, нефтя- ными войнами и т. п., ищет себе облегчения в "добрых делах", но в условиях тотальной абсурдизации "европейского сознания" она находит обычно очень странные выходы. Дети безработной алкоголички из белорусской деревни ездят каж- дый год за границу "на оздоровление" -- за деньги сердобольных западоидов. В свободное от заграничных поездок время они промыш- ляют по чужим огородам и погребам. Из них так или иначе вряд ли получилось бы что-то хорошее, но благодаря этим поездкам они приучатся к бесплатным благам, полюбят "красивую жизнь" и позже, скорее всего, будут стремиться к ней любыми способами. Для сравнения можно указать, что успешно работающий инженер из белорусского города, как правило, не имеет возможности вывозить своих детей каждый год за границу. * * * "На днях в редакцию 'БДГ' пришло письмо от героя материала 'Положительный Дима' Дмитрия Галякевича. Полтора года назад он работал ведущим инженером телекоммуникационной компании, учился на 5-м курсе одного из минских вузов. В отличие от большинства ВИЧ-инфицированных белорусов Дима рассекретил свой статус. Он не стал скрывать свое лицо, потому что считал, что к маскировке обычно прибегают преступники. Он устал бояться, что коллеги узнают о его болезни по каким-то своим каналам, и решил рассказать обо всем сам." "На вопрос об основном из заблуждений о СПИДе, которые сущест- вуют в обществе, Дима ответил: 'Люди борются с теми, кто заболел, ограничивая общение с ними, в то время как сражаться надо с инфекцией. Заявляют даже о глобальном тестировании и едва ли не об отселении в лагеря ВИЧ-положительных. Людям, живущим с ВИЧ, приходится доказывать, что они не асоциальны. Многие просто устают это делать. Они озлобляются, замыкаются, изолируются'. Дима и его друзья из 'Позитивного движения' пытались наладить диалог с обществом. Корреспондент 'БДГ' надеялся им в этом помочь. Но после выхода в свет интервью на редакцию обрушился шквал звонков рассерженных граждан, а герою материала стали угрожать разные люди. Это свидетельствовало о том, что образ положительного Димы никак не вписывается в представление общества о ВИЧ-инфицированных." "Один из социологических опросов это тоже подтвердил. Часть респондентов не только негативно отреагировала бы на появление в своем окружении ВИЧ-положительного человека, но и могла бы предпринять в отношении его агрессивные действия (35% отказали бы ему в приеме на работу). Некоторые выступили за ограничение прав ВИЧ-положительных. Даже тех, которые людям с ВИЧ гарантируют Кон- ституция и законы страны (право на совместную учебу с неинфициро- ванными людьми, право трудиться на обычных предприятиях, право работать на руководящих должностях). Такую непримиримую позицию некоторые люди оправдывают тем, что лояльное отношение общества к ВИЧ-положительным нарушает их собственное право на безопасность." (А разве не нарушает?) "Димино письмо пришло в 'БДГ' из Германии. Там он живет уже почти год. По новому паспорту Галякевич может въезжать в любую страну, кроме одной -- родной Беларуси." ("Белорусская деловая газета", 18.05.2004) Короче говоря, спидору Диме и рекламу сделали, и в Германию помогли перебраться. Правда, не ясно, в каком качестве: спидора, пидора или просто специалиста. Наверное, спидоры работают много лучше, чем не-спидоры. Или же немцы предпочитают экспериментиро- вать на чужих спидорах, а не на собственных. Но скорее всего, дело всего лишь в том, в результате разных показушных псевдогу- манных инициатив немцы пришли к состоянию, когда ущербные сплошь и рядом опережают нормальных и посмеиваются над ними.

19. Абсурдизм авторитарного общества.

Некоторые общества гибнут из-за чрезмерного либерализма, неко- торые -- из-за чрезмерного авторитаризма. Абсурдизм авторитарных обществ имеет иной вид, чем абсурдизм либеральных. Авторитарное общество абсурдизируется, во-первых, потому что его правители оказываются вне критики и постепенно теряют "чув- ство реальности"; во-вторых, потому, что в нем не находиться желающих бороться с абсурдными "инициативами снизу", номинально ориентированными на сохранение и улучшение существующего порядка вещей в обществе. Механизм порождения абсурда в авторитарном обществе в основном следующий. Большие начальники хотят жить лучше остальных грждан и поэтому обеспечивают себе особые условия, особое обслуживание. В результате они лишаются возможности ощутить "на собственной шкуре", во что выливается их "забота о народе". О ситуации в стране они судят по аналитическим документам, которые готовятся специальными людьми. Эти специальные люди, не только делают ошибки при подготовке своих документов, но также что-то приукра- шают, чтобы не задеть больших начальников безотрадными картинами последствий их руководства. Начальники делают из документов выводы о правильности своих подходов и продолжают в том же духе или даже что-то усугубляют. Подчиненные, получая абсурдные рас- поряжения начальников, выполняют их, тем не менее, по возможности в точности -- чтобы понравиться начальникам или чтобы снять с себя вину за неудачи. В своих отчетах "наверх" они слегка приук- рашают положение своих дел или о чем-нибудь умалчивают -- чтобы понравиться начальникам или не нарваться на разбирательство. Потом по их отчетам, обработанным и приукрашенным в каждой после- дующей инстанции, готовятся специальными людьми аналитические документы для больших начальников. А поскольку в авторитарном обществе пробиться "наверх" может лишь тот, кто действует по указанной схеме, то управленческий абсурд не только воспроизво- дится, но и усугубляется в каждом новом поколении руководителей. А потом писатели-абсурдисты строчат свои абсурдные опусы, чтобы отразить "абсурд нашей жизни". * * * Абсурдизация "авторитарного режима" обычно приводит к форми- рованию культа личности верховного правителя. "Главному" припи- сывают всё более значительные достоинства, всё более выдающиеся заслуги. Поскольку он шаг за шагом расширяет свои полномочия, от него и в самом деле начинает зависеть многое. Постепенно склады- вается миф о великом вожде. Этот миф давит на впечатлительные умы, а у людей есть потребность в поклонении. Те, кто открыто поддерживает миф о вожде, получают преимущество в карьере: их начальники отдают им предпочтение уже потому, что не хотят риско- вать собственным положением. Когда некоторый уровень восхваления становится повсеместно привычным, находятся люди, которые ради того, чтобы преуспеть или хотя бы уцелеть, поднимаются на сле- дующий уровень славословия лидера, и никто не отваживается пуб- лично сказать этому "хватит". Вскоре становится очень опасно выражать неодобрение даже в узком кругу. * * * Альтернатива либерализму и авторитаризму -- принцип умерен- ности: уместного сочетания свобод и ограничений, массовой ини- циативы и "чуткого руководства".

Возврат на главную страницу