Искусство сбережения сил

2. Введение.

Чтобы быть здоровым, необходимо регулярно умеренно напрягать (нагружать работой) все органы своего тела, иначе говоря, необходимо тратить свои силы. Назначение искусства сбережения сил -- не в том, чтобы тратить их поменьше вообще, а в том, чтобы ... - избегать вредных перенапряжений; - экономить силы на вредных и неприятных занятиях с целью больше потратить их на полезные и приятные. Если по традиции привязаться к числу 10, то основные правила для человека, не желающего тратить усилия на ненужные вещи, выглядят так: 1. Не спешить. 2. Не опаздывать. Не зевать. 3. Не выделяться. 4. Не смешиваться с толпой. Выискивать удобные и безопасные местечки, короткие тропы. 5. Посматривать, что делают другие. Слушать советы. 6. Не повторять за другими бездумно их глупостей. 7. Помалкивать. 8. Избегать конфликтов. 9. Прогнозировать. 10. Обобщать собственный опыт. Стремитесь к такому темпу жизни, при котором у вас будет достаточное время на обдумывание своих будущих действий и на анализ уже совершенных ошибок. * * * Имеющиеся у человека ресурсы (время, деньги, возможности памяти и пр.) всегда в дефиците, поэтому искусство жить -- это не в по- следнюю очередь искусство решать задачу оптимального распределе- ния личных ресурсов между различными видами деятельности. Если вы, к примеру, хотите отличиться знанием иностранных языков, надо соотнести время, которое будет на это потрачено, с эффектом, который будет достигнут. Успешнее в жизни не тот, кто появился на свет с благоприятными задатками, в правильном месте, у правильных родителей и т. п., и даже не тот, кому везёт, а тот, кто научился решать задачу распределения личных ресурсов.

2.1. Что понимать под силами.

Под силами здесь понимаются способности различных органов тела выполнять свою работу. С точки зрения развиваемого здесь подхода надо различать следующие основные виды сил: мускульную, психическую, половую, пищеварительную, выделительную. Сбережение сил может быть непосредственное (к примеру, поднятие одного килограмма вместо двух) либо косвенное (к примеру, расхо- дование одного литра воды вместо двух: воду надо оплачивать, а чтобы заработать на это деньги, надо потратить силы).

2.2. Моральные проблемы борьбы за удобные места.

Сбережение личных сил нередко можно осуществить за счет повышенного расхода сил других людей. В этом отношении надо различать две ситуации: 1. Другие люди -- конкуренты, которым не повезло. К примеру, если вам удается занять раньше других сиденье в переполненном автобусе, значит, кому-то придется стоять. 2. Другие люди -- те, кого вы эксплуатируете (или на ком паразитируете, если угодно). С точки зрения морали, вторая ситуация допустима для вас лишь в случае, когда этим людям такое положение нравится (к примеру, возможно, что они любят заниматься тем делом, которое вы на них сталкиваете), и в случае, когда вы таким образом взымаете с них плату за то, что они (или другие представители их социальной группы) эксплуатируют или ранее эксплуатировали вас или вам подобных. Конкретный человек, которого вы намереваетесь обделить, возможно, столкнулся с вами впервые, а значит никогда не имел возможности вас эксплуатировать, но зато он наверняка эксплуатировал кого-то другого из наших, из правильных лентяев. Их команда противостоит нашей команде. Вы расквитаетесь с ним за кого-то из наших, а кто-то из наших расквитается с кем-то другим за вас. Проблема лишь в том, чтобы не задеть нечаянно кого-то из своих. Но это маловероятно, потому что нас мало, а их много, и к тому же наших бывает легко распознать (по сильному нежеланию делать лишнюю работу, тем более за других). Никогда не бросайтесь помогать страждущим, предварительно не подумав основательно, надо ли это делать. Мир, в котором они мучаются, создан не вами и мной (если вы, конечно, придер- живаетесь тех же воззрений, что и я), а ими и им подобными. Плачевное состояние этого несчастного мира -- следствие торжества принципов, одобряемых этими людьми. Поэтому они расплачиваются за собственную глупость, а именно так и должно быть. К тому же среди страждущих много тех, кто просто хочет страдать: одни из них избавляются этим от мук своей больной совести, другие отягощают чью-то совесть и получают от этого удовольствие, третьи (истерические психопаты) привлекают этим к себе внимание. Если вы полезете к этим людям со своей помощью, вы просто лишите их радости и, может быть, даже вызовете их ненависть. Специалисту по сбережению сил путем выигрышей в конкурентной борьбе с ближними за мелкие блага агрессивные моралисты могут причинять заметное беспокойство. Менее нервные из них ограни- чиваются ироничными замечаниями, более нервные легко переходят к оскорблениям, а самые нервные плюются или пускают в ход руки. Им очень хочется разглядеть в ком-то аморальность и найти повод на него наброситься. От этого они получают удовольствие двояко: во-первых, за счет разряжения своей агрессивности (как правило, порождаемой их жизненными неудачами или нелучшим набором личных качеств), во-вторых, за счет возвышения в своих глазах и в глазах окружающих до уровня решительных борцов со злом. На самом же деле это лишь неуравновешенные, не умные и дурно воспитанные люди с примитивными представлениями о благе общества. Почти всегда они к тому же оказываются истерическими или шизоидными психопатами. Принимайте все меры к тому, чтобы никогда не оказаться в роли одного из них. Лучше всего уклоняться от соседства с ними, а если это невозможно, то бойкотировать их попытки общаться с вами. Приводить им какие-то аргументы бесполезно, поскольку эти люди ищут удовольствия а не истину. Если вы сильнее их физически, скажите им: "По моему мнению, вы неуравновешенный, не очень умный и так далее человек", но предварительно подготовьтесь к драке. Каждый самоутверждается как может. Кто-то часто и мелочно жертвует собой ради ближних (далеко не все из которых этого заслуживают), а кто-то делает работу, которая ведет к устранению чрезмерных проблем у очень многих хороших людей. Самое пикантное в этих моралистах то, что большинство из них сами при случае или под настроение нарушают те дурацкие правила, неукоснительного выполнения которых они требуют от других. Правда, я лично знал двух человек, которые никогда не садились в заполненном общественном транспорте из принципа. Оба -- как и я -- отличались повышенным самомнением и чрезмерной агрессив- ностью, причем один был, похоже, шизоидный психопат, а второй -- истерический. Насколько мне известно, книжек они не писали, поэтому им и оставалось расти в своих глазах не иначе как через "несидение". Может, это был их маленький вызов порочному миру, по которому ползают такие патологические "сидельцы", как я. Вообще, я считаю, что если никогда не позволяю себе ... - бросать на улице мусор под ноги, а не в мусорницу; - сморкаться на улице под ноги или на стенку, а не в носовой платок; - включать громкую музыку в квартире или на улице; - стучать в квартире молотком и сверлить дрелью между 23.00 вечера и 7.00 утра; - прорываться вне очереди к каким бы то ни было благам; - пачкать стены в подъезде, в лифте или где-то еще рисунками, надписями и т. д.; - оставлять незасыпанной кучку, образуемую где-либо на природе по большой нужде; - выпускать на улице большую злую собаку без поводка и намордника; - верещать автомобильной противоугонной сигнализацией под чужими окнами; - дымить сигаретой и бросать окурки где бы то ни было; - воровать, мошенничать, грабить, убивать, насиловать, растлевать, агитировать против участия в выборах, то я достаточно правильный человек и отвяжитесь вы все от меня скорее.

2.3. Феномен лентяйства.

За то люблю я разгильдяев, блаженных духом, как тюлень, что нет меж ними негодяев, и делать пакости им лень. И. Губерман Мы, лентяи -- рационалисты, изобретатели удобств, деликатные люди, трепетно относящиеся к окружающей среде и к здоровью ближних. Большинство полезных вещей придумано лентяями, большинство вредных -- энергичными дураками, которым неймется: не сидится, не лежится, не молчится и т. д. Тем, что мы, лентяи, в отличие от большинства, живем скромно и тихо, мы сберегаем обществу большое количество ресурсов, и общество должно за это хоть чем-то с нами расплачиваться.

2.4. В каких случаях не следует беречь силы.

Регулярное интенсивное использование мускулатуры -- необходимое условие здоровья, поэтому не следует беречь силы, когда есть возможность подвигаться с уместной нагрузкой на организм. Условия уместности нагрузки: - вы вполне здоровы; - вы не утомлены; - ваш желудок пуст; - воздух чист (то есть нет необходимости держать дыхание на минимуме); - нагрузка велика, но не чрезмерна; - есть время. Надо избегать физической работы, которая требует незначительных, но длительных усилий либо чрезмерно напрягает отдельные небольшие мышцы, оставляя прочую мускулатуру ненагруженной. Среди прочего, надо избегать длительного стояния или хождения с тяжестями в руках или на плечах. Искусство сбережения сил включает в себя, среди прочего, способность эффективно распределять свою лень. Кто ленится поддерживать порядок в своих вещах, тому приходится подолгу заниматься их розыском, а кто не может заставить себя чистить надлежащим образом зубы, тот со временем много тратится на посещение зубных врачей.

3. Основы сбережения сил.

3.1. Расслабление.

Во всякий момент надо быть настолько расслабленным, насколько позволяет ситуация. Если можно не стоять, а сидеть, надо сесть; если можно не сидеть, а лежать, надо лечь. Если хочется спать, и нет серьезных препятствий этому, надо отдаться сну. Следует каждый день по возможности спать после обеда (или хотя бы расслабляться и дремать минут двадцать). На рабочем месте следует находить время для отдыха. Пять минут дремоты примерно через каждые полчаса рабочего напряжения необходимы для того, чтобы достигать больших результатов в труде.

3.2. Приспособление к циклам.

Большинство существенных процессов в человеческом мире происходит циклично, и чтобы беречь силы, надо хорошо вписаться в эти циклы. К примеру, качающуюся дверь метро надо толкать от себя, когда она, удаляясь от вас, уже почти дошла до самой крайней точки, или тянуть на себя, когда она, приближаясь к вам, уже почти остановилась. Общественным транспортом лучше пользо- ваться, когда "час пик" еще не начался, но большинство машин уже вышло на маршруты, или когда "час пик" уже прошел, но большинство машин еще на линии, а если вам надо ехать в сторону автобусного парка (троллейбусного депо и т. д.), то самое лучшее время -- когда машины возвращаются туда с маршрутов после "часа пик". Наконец, любовницу выгоднее подобрать такую, у которой у которой месячный цикл смещен по отношению к циклу вашей жены.

3.3. Приспособление к потокам.

Чтобы двигаться против течения, большого ума не надо (ум нужен, чтобы при этом добиться того, что требуется). Нередко борьба с течением бывает полезна -- в тренировочных целях или для того, чтобы привлечь к себе внимание. Когда случается, что толпа несется со всех ног не туда, куда было бы лучше, только движение в противоположную сторону может дать шанс на успех. Но все-таки в большинстве случаев выгоднее встраиваться в попутные потоки: не спереди, не сзади, а где-нибудь между началом и серединой. Первые пробивают путь и заваливают своими телами расщелины и пропасти, последние сильно рискуют опоздать, середина же, как правило, обеспечивает наилучшее соотношение между риском и выигрышем. В потоке всегда можно подсмотреть, что делают другие, и поучиться на чужих ошибках, а также услышать ценные советы и с кем-нибудь скооперироваться.

3.4. Действие на границах.

Наиболее благоприятные условия для деятельности (и/или для уклонения от нее) нередко возникают там, где соприкасаются две среды или два встречных потока. Там можно маневрировать, выхватывая лучшее с каждой стороны и укрываясь от худшего путем временого пересечения границы. Наиболее богатая растительность и живность -- в месте соприкосновения моря и суши; наиболее оживленная мелкая торговля -- на границе двух государств; наибольшая скорость автомобилей на трассе с двухсторонним движением -- у полосы, разделяющей встречные потоки машин; на заполненном перроне метро быстро проскользнуть вперед бывает возможно лишь по самому краю платформы, а когда человеческая масса течет по подземному переходу, то обгон впереди идущих чаще удается если не на границе встречных потоков, то у стены. Плохо лишь то, что действия на границах нередко связаны с более значительным риском - в основном из-за того, что они привлекают много шустрых искателей выгоды. * * * В гололёд на нечищенном от льда тротуаре наиболее удобное для движения место -- обычно по краю: там, где снега уже мало, но он ещё не спрессован в лёд. * * * Самый удобный момент для перехода улицы на перекрёстке, имеющем светофор, -- когда жёлтый свет вот-вот сменится на зелёный: авто- мобили с одних направлений УЖЕ прекратили движение, а с других -- ЕЩЁ не начали двигаться. Кстати, самы опасный момент для перехода улицы на перекрёстке, имеющем светофор, -- когда красный свет вот-вот сменится на жёл- тый: некоторые водители стремяться проскочить, поэтому повышают скорость и обращают меньше внимания на ситуацию вокруг.

3.5. Выжидание.

Когда только-только появились в продаже кассетные видеомагни- тофоны, за самый простенький из них надо было платить сумму, превышавшую средний годовой заработок, а за среднюю месячную зарплату можно было купить разве что одну кассету. Некоторые нетерпеливые платили, я же предпочитал покупать книги. Через десять лет я купил "видик" за пятую часть своей мало изменившейся месячной зарплаты, а кассет за месячную зарплату я мог купить аж 100 штук. Вывод: никогда не следует торопиться с приобретением новых товаров: надо подождать, пока усовершенствуются технологии и пресытятся самые нетерпеливые. За это время вдобавок может выявиться, что вожделенная вещь отрицательно влияет на здоровье или что есть более выгодный источник удовольствия и прочих благ.

3.6. Совмещение ожиданий.

О том, что обычно лучше становиться в несколько очередей сразу (к примеру, ухаживать за несколькими женщинами одновременно), догадываются многие. Но попадаются и не вполне очевидные возмож- ности из того же ряда. К примеру, если очертание улиц выглядит так: | | | | | | | | | | | | ==== ================== ====== B ==== ================== ====== | | | | | | | | | A | | | и вам требуется попасть из точки A в точку B, то, если на пер- вом перекрёстке при вашем появлении там не горит зелёный свет в нужном направлении, лучше планировать пересечение улиц не так: | | | | | | | | | | | | ==== ================== ====== +----------------------------->B | | ==== | ================== ====== | | | | | | | | | | | A | | | а так: | | | | | | | | | | | | ==== ================== ====== +---->+--->B | | +-------------------X---->+ ==== | ================== ====== | | | | | | | | | | | A | | | Во втором случае в точке X совмещается ожидание зелёного света на двух направлениях перехода. Экономия составит в среднем лишь 2-3 минуты на раз, но это будет благо, добытое из ничего посред- ством однократно сделанного лёгкого и приятного шевеления мозга- ми, и эта маленькая победа гибкого ума над грубым недружественным обществом будет вдобавок улучшать ваше настроение, а значит, спо- собствовать и более существенным успехам. Пусть вы почти начисто профукали карьеру и личную жизнь, но на этом перекрёстке вы хотя бы немного отыграетесь за всё. Он -- ваш, он взят сходу, по-моло- децки, почти без боя. Вы внезапно обрушили на противника всю скромную мощь своего креативного интеллекта и победили.

3.7. Пропускание торопливых вперед.

Когда нет ясности, можно ли пройти в некотором месте (достичь успеха в некотором деле, будь то движение по зыбкой почве или встревание в сомнительное дело), надо пропустить вперед того, кому больше неймется: если его порыв увенчается приемлемым результатом, можно рискнуть отправиться следом. Конечно, иногда только первому и везет (если имеет место износ пути или если кто-то враждебно настроенный перекроет обнаружившуюся лазейку), но все-таки чаще получается, что где прошел один, там пройдет и другой.

3.8. Выбор момента для начала и момента для завершения.

Важно вовремя начинать и вовремя заканчивать: угадывать наибо- лее благоприятное стечение обстоятельств, наиболее подходящее состояние: свое или объекта своего воздействия. Одни лезут своей даме под юбку слишком рано и вызывают тем самым разочарование, другие слишком оттягивают этот момент и тоже разочаровывают. Конечно, важно начинать и заканчивать не только вовремя, но и правильно.

3.9. Оставление незавершенным.

Незавершенность может быть изящной или уродливой, полезной или вредной -- и только примитивные умы делают доведение дел до конца своим принципом. Вообще, чрезмерное и неуместное стремление к завершенности -- признак психической ущербности. Искусство сбережения сил состоит в умении определить, в каких ситуациях надо бросать дело незаконченным, а в каких проявлять упорство. Обращать внимание надо на следующее. В одних случаях оставленные незаконченными дела могут ждать очень долго без ущерба для уже сделанного, в других сделанное разрушается. В одних случаях желательна консервация уже сделанного, в других она не требуется или невозможна. В одних случаях частично сделанное достаточно полезно уже само по себе, в других оно бесполезно или даже вредно. Бывает, на место не сделанного можно временно поместить неко- торую упрощенную конструкцию, делающую возможным использование остального. Иногда это "временно" длится потом очень долго. Существуют дела, которые в принципе не могут быть до конца завершенными. Такие дела -- в вечном становлении. Время приносит новые идеи, новые средства достижения целей, а также новое понимание того, какие цели достойны ваших усилий, а какие -- нет. Оставление части дел временно незавершенными позволяет дости- гать более эффективного использования ресурсов, а своевременное прекращение безнадежных занятий -- добывать эти ресурсы как бы из воздуха.

3.10. Избежание ненужных конфликтов.

В любой стране 3..10% населения страдают той или иной степенью дебильности, 1..2% -- сумасшедшие, еще 5..15% имеют менее выраженные психические нарушения: психопатии, неврозы, так называемое нравственное помешательство. Из числа психически здоровых примерно 60% -- просто дураки. Такова прискорбная реальность, и с нею надо считаться. Лучший способ не пострадать от какого-нибудь дурака, абсурдиста, извращенца или просто психа -- устроиться так, чтобы быть от него подальше. Делать это надо не демонстративно, а потихоньку, бочком, возможно, в несколько этапов -- чтобы он не обратил на это внимания и не возбудился по вашему поводу. Если ваше удаление от источника неприятностей требует слишком больших усилий, вряд ли стоит этим заниматься, поскольку на новом месте вполне может оказаться какой-нибудь другой источник неприятностей, то есть вы поменяете шило на мыло (= попадете из огня в полымя), если не влипнете во что-то еще худшее. Если удаление невозможно, надо использовать другие способы: максимально отодвинуться в пределах доступного пространства, максимально изолироваться, задобрить ущербного, отвлечь его внимание от себя, отвлечься самому (чтобы не страдать от постоянных размышлений о своей несчастной доле). Для получения моральной поддержки обращайтесь к Луцию Аннею Сенеке, Марку Аврелию, Мишелю Монтеню, Артуру Шопенгауэру, Фридриху Ницше.

3.11. Тонкая адаптация.

У всякой вещи (шире -- системы) есть какие-то недостатки: неэф- фективные проектные решения, не вполне удачные заплаты, мелкие недоделки, неисправности, капризы, непонятные странности. Вместо того, чтобы бороться с ними или пассивно страдать от них, можно к ним приспособиться: подобрать такие способы обращения с вещью (или способы уклонения от контактов с нею), при которых потери сил окажутся минимальными. Для этого надо нисходить до изучения вещи, до понимания её особенностей. Способность выявлять и помнить такие детали отличает умного человека от дурака. * * * В любых, даже очень неблагоприятных условиях всегда можно выявить какие-нибудь небольшие возможности устроиться с чуть меньшими неудобствами: что-то переразместить в пространстве или во времени, использовать какие-то приспособления из подручных средств, выявить признаки наступления того или иного существен- ного события и т. д. Для этого надо всего лишь настроить себя на проявление гибкости, стараться развить побольше наблюдатель- ности и изобретательности. Какое-нибудь мелкое усовершенствование само по себе не даст значительного эффекта, но когда таких усовершенствований накопится много, эффект будет. Это обычно оказывается несколько легче, чем просто терпеть неприятности или устраивать бунт.

3.12. Нарушение правил.

Гестаповцы перекрыли все выходы из здания Рейхсканцелярии, но Штирлиц ушел через вход. Из фольклора. Конечно же, правила следует соблюдать -- как правило. Это выгодно. Но иногда их выгоднее нарушать. Искусство сбережения сил состоит, среди прочего, в том, чтобы распознавать эти "иногда", то есть случаи, когда следует делать исключения из правил. Надо различать правила трех типов: 1) отражающие естественные неизменные закономерности; 2) устанавливаемые обществом; 3) отражающие временные и локальные закономерности, в том числе закономерности, возникающие вследствие устанавливаемых обществом правил. Не все правила обеспечивают нужный эффект в каждом случае своего правильного применения, но при условии, что эти правила правильные, положительный эффект будет достигаться хотя бы среднестатистически, даже если не делать исключений, а с исключениями -- тем более. Очень важно улавливать моменты, когда пора отменять или модифицировать правила. Это относится к правилам второго и третьего типов. Что касается правил первого типа, то даже их можно нарушать: в конфликтной ситуации с целью ввода противника в заблуждение. К примеру противник ожидает, что в пасмурную погоду вы как человек предусмотрительный возьмете с собой зонтик, и помещает взрывное устройство в ваш зонтик, а вы проявляете сверхпредусмот- рительность и не берете зонтика, и противник погибает сам при попытке выяснить, почему зонтик не взорвался. В общем, человек, склонный нарушать правила, менее предсказуем, а значит, иногда менее уязвим. Некоторые из правил, устанавливаемых обществом, нацелены на то, чтобы дать кому-то преимущество за счет других. Это не всегда справедливо, и надо относиться критично ко всем правилам, которые вас ущемляют. Некоторые принятые в обществе правила являются просто глупыми и существуют лишь потому, что их ввел какой-нибудь дурак или негодяй, либо потому, что какой-нибудь дурак не догадался (а негодяй не захотел) их отменить. * * * Могут выделяться следующие правила: в отношении к себе; в отношении к другим людям; в отношении к обществу в целом; в отношении к вещам, к среде обитания. Даже когда человек устанавливает даже правила в отношении к себе, он вынужден учитывать мнения общества. Чтобы позволить себе меньше считаться с обществом, надо в первую очередь установить для себя правила, ослабляющие зависимость от него. Некоторым правилам следовать существенно приятно, некоторым -- существенно неприятно (зато бывает приятно их нарушать). Разуме- ется, следует установить для себя наибольшее возможное количество правил, выполнение которых является одновременно и приятным, и полезным.

3.13. Использование порывов.

Проблема сбережения сил обычно стоит перед теми, кто от природы не наделён избытком энергии. Если вы и в самом деле таковы, то вам вряд ли удаётся поддерживать строгий порядок в своих вещах и записях, вовремя стирать носки, регулярно прибирать в квартире, делать гимнастику, своевременно мыться и т. д. Для вас единствен- ный способ сохранить человеческий облик -- это выжимать побольше из тех редких и коротких промежутков времени, когда у вас всё- таки появляется ощущение бодрости и стремление что-то сделать. Обычно это случается по утрам, поэтому утро всегда должно быть по возможности вашим: не занятым чужой ерундой или такими не требую- щими напряжения воли занятями, как смотрение телевизора или чтение лёгких книг. Не сделаете утром -- значит, не сделаете никогда. Слабое подобие активного утра зачастую имеет место после днев- ного сна. Поэтому послеобеденный сон (хотя бы минут 20) должен быть вашим правилом, даже если вы в это время на работе.

3.14. Профилактика.

Нередко бывает, что легче предотвратить появление работы, чем её делать. К примеру, чтобы не искать оторванную пуговицу, проще пришить её дополнительно, когда окажется, что она уже держится недостаточно хорошо. Настроенность на предупреждение проблем ведёт к развитию спо- собности предвидеть, самоорганизации, воли, то есть побочно оказывает многостороннее положительное влияние на психику. Чтобы втянуться в несложное, но очень эффективное дело профи- лактики собственных трудовых усилий, надо в первую очередь приучить себя считаться со следующими законами природы: 1. Где тонко, там и рвётся. Если что-то начало рваться, то обычно рвётся и дальше. Никакая вещь не становится прочнее от того, что где-то порвалась. 2. То, что находится на краю поверхности (стола, подоконника, полки, крыши и пр.) падает вниз чаще, чем то, что находится в её середине. 3. Почти всё когда-нибудь случается в первый раз. 4. Почти всё когда-нибудь кончается. 5. Если какая-то ошибка возможна, кто-нибудь её непременно сделает.

3.15. Прислушивание к нарастающим скрипам.

Вот что-то заскрипело за спиной, но некогда было оглядываться. А потом вдруг грохот раздался, и оглянуться таки пришлось. И ещё пришлось собирать вещи, свалившиеся с комода, где они были свале- ны неудачной кучей. А это хлопотно. И ведь они могли вдобавок побиться! Соль в том, что грохот раздался на самом деле не вдруг: был же предупредительный скрип. Настоящее "вдруг" бывает не так уж час- то, а в большинстве случаев есть какие-то предваряющие признаки. Мы зачастую слышим тот или иной "скрип" поблизости или в удале- нии, а то и в собственном организме, но нам некогда напрягать мысль: нам непременно нужно, чтобы что-то начало падать нам на голову. Нет, так нельзя. надо приучать себя слушать предупредительные скрипы и своевременно на них реагировать.

3.16. Самоограничение.

Самый надёжный способ уменьшения своих забот -- сокращение своих потребностей. Есть ещё способ перекладывания забот на дру- гих, но его применение иногда ведёт к тяжёлым последствиям для перекладывающего. В искусстве сбережения сил выделяются потребности следующих видов: 1) необходимые; 2) потакания собственным слабостям; 3) возникающие из следования глупому обычаю или глупой моде; 4) являющиеся следствием неисправимых "ошибок молодости". Сокращение числа и "объёма" потребностей каждого вида требует своих особых подходов. Сокращение числа и "объёма" потребностей каждого вида требует своих особых подходов. Необходимые потребности сокращаются через приучение себя к умеренности и регулярное тренировочное лишение благ (голодание, закаливание холодом и пр.), совершаемое понемногу и со всячес- кими предосторожностями. Борьба со слабостями осуществляется через устранение провоци- рующих факторов, прочувствованное размышление о последствиях излишеств, сосредоточение на здоровых дешёвых естественных источниках удовольствия, воодушевление себя великими образцами. Противостояние глупым обычаям и глупой моде требует, можно сказать, размежевания с обществом: осознания порочности господ- ствующей системы ценностей и соответственно тайного отказа от неё. Дополнительным приятным результатом этого трудного поступка является возможность любоваться своей смелостью и силой воли. Для предотвращения неисправимых "ошибок молодости" следует избегать торопливости в постижении различных сторон жизни, в самоутверждении и в формировании своей выдающейся репутации. Мудрый человек идёт по жизни незаметно, с опущенной головой, но при этом ухитряется смотреть во все стороны. Таким образом, можно достигать огромного положительного эффек- та, не сходя со своего дивана, а всего лишь умеренно "шевеля мозгами" в немногих, тщательно выбранных направлениях.

3.17. Приспособление к своим слабостям.

Очень важно адекватно воспринимать себя и понимать пределы своих возможностей. Зачастую большего достигает не тот, кого щедрее одарила природа, а тот, кто сознаёт, что она его в некото- рых качествах отнюдь не одарила и что бессмыслено тягаться в них с облагодетельствованными природой, а надо тягаться с этими людьми в некоторых других качествах или же выбирать себе окруже- ние, которое вы более или менее превосходите даже со своим скром- ным запасом достоинств. Разумеется, надо по возможности преодолевать те слабости, которые можно преодолеть, и развивать те способности, которые поддаются развитию. Но сложность в том, что это требует затраты сил, которых у вас зачастую не хватает. Альтернативой изменению себя является поиск подходящей "экологической ниши", в которую вы впишетесь такой, как есть. Если у вас имеются хоть какие-нибудь сильные качества, старай- тесь выжимать из них максимум, в том числе в воздействии на умы. Берите пример с девушек, стремящихся произвести эффект своей внешностью: тщательно скрывающих свои телесные недостатки и настырно выпячивающих свои телесные достоинства.

3.18. Спокойное отношение к потерям.

Потери неизбежны. Они -- как бы плата за возможность жить. Чтобы что-то приобрести, обычно требуется чем-то пожертвовать. Слизняк, ползущий по поверхности чего-нибудь, оставляет за собой влажный след, то есть непрерывно теряет слизь, и это его плата за возможность перемещаться. Мы же, перемещаясь по жизни, непрерывно теряем время, деньги, здоровье, вещи, людей, удобные случаи и пр. Если мы ползём правильно, потери невелики и восполняются. Надо сосредоточиваться на том, чтобы ползти правильно, а не на печалях по поводу потерь. Разумеется, полное игнорирование своих потерь -- это нехорошо: некоторое беспокойство должно иметь место, иначе не будет стимула задумываться об оптимизации траектории ползания. Сознание неизбежности потерь не должно ослаблять борьбу за их минимизацию. Иногда потери случаются вне связи с попытками что-то приобрес- ти, а вследствие того, что выстроенная нами система защиты от потерь покрывает не все возможные неблагоприятные ситуации. Иногда причиной наших неизбежных потерь являются наши неизбеж- ные ошибки. Обычной причиной потерь является ВРЕМЕННОСТЬ любой вещи, любого живого существа. Иногда сами мы вынуждены избавляться от чего-то в принципе небесполезного, потому что на это что-то не хватает ни места, ни времени. Чтобы легче переносить потери, надо пропитываться сознанием их неизбежности, а также сосредоточиваться на приобретениях и на том положительном, что у нас ещё сохраняется.

3.19. Снисходительность к недостаткам.

Не надо спешить бороться с недостатками кого-то или чего-то: во-первых, то, что является недостатком при некоторых условиях, не так уж редко оказывается достоинством при некоторых других условиях, и надо всего лишь этих условий дождаться или создать их. Во-вторых, недостатки зачастую являются "продолжением" (неизбежным следствием) каких-то достоинств, которые, быть может, весомее этих недостатков и исчезнут или уменьшатся, если против недостатков будут приняты какие-то меры.

3.20. Уклонение от перемен.

"Перемены" -- очень бодрящее слово для тех, кто существенно недоволен положением дел (а поводов для недовольства почти всегда с избытком). Уже одна только принципиальная возможность перемен даёт людям силы для того, чтобы жить. О переменах полезно мечтать хотя бы в психотерапевтических це- лях, но к реализации таких мечтаний следует подходить очень осто- рожно. Любые перемены неизбежно означают трату средств и времени, возможность совершения больших ошибок в процессе осуществления перемен, повышение неопределённости ситуации, в которой приходит- ся действовать, всплеск количества мелких проблем на время при- тирки нововведений к старовведениям.

3.21. Очерчивание себе круга.

В своих решениях следует всегда учитывать, что времени жизни вам отпущено по сути в обрез и распределять его надо так, чтобы под конец не слишком мучиться от сознания упущенных возможностей. Надо вовремя перестать приобретать книги и вовремя перестать читать их. Также надо своевременно останавливаться в делании запасов: когда хватит уже "до конца жизни". Но самое главное -- надо очертить не слишком широкий круг своих дел: такой, чтобы можно было большинство из них своевре- менно довести до конца. Если не очертить себе такого круга, усилия уйдут в основном на приготовления, начинания, обещания, черновики и масштабное планирование. В общем, надо 1) сдерживать свою хватательный рефлекс, 2) уметь говорить "нет", когда вас пытаются вовлечь во что-то сверх того, во что уже вовлекли ранее. Чтобы в ваш круг поместилось побольше важных вещей, следует вынести за него побольше неважных. К примеру, можно перестать читать газеты, перестать смотреть телевизор, освободить себя от всяких ритуальных мероприятий, принятых в обществе, и от некото- рых сомнительных моральных обязательств. Также следует непри- метно избавляться от слишком общительных, но бесполезных прия- телей (убивать ведь их для этого не обязательно).

3.22. Уход вовремя.

Как говорят в известных кругах, главное -- вовремя смыться: не слишком поздно понять, что дело стало безнадёжным или что сливки в нём уже сняты и дальше надо снимать их уже в другом месте. Разумеется, сначала надо убедиться в том, никакие новые идеи и усилия с вашей стороны не позволяют продлить удовольствие. И, само собой, требуется большая степень уверенности в том, что никакие более-менее вероятные повороты событий не вдохнут в это дело вторую жизнь.

Возврат в оглавление