Искусство сбережения сил

7. Сбережение сил в общественном транспорте.

Пользование общественным транспортом -- достаточно сложное искусство, которое большинству ежедневно толкущихся в нем не удается освоить за целую жизнь. Постарайтесь превзойти их сообразительностью. Как бы ни были велики неудобства в общественном транспорте, надо всегда помнить о том, что езда в нем примерно в 100 раз менее опасна, чем езда в легковом автомобиле. Приемлемой альтернативой общественному транспорту может быть только ходьба пешком или избежание необходимости поездок вообще. Можно выделять четыре этапа подготовки к сбережению сил в общественном транспорте: 1) выбор маршрута, времени поездки, остановок, на которых будут производиться посадка и высадка; 2) выбор на остановке места, на котором вы будете ожидать транспорта; 3) выбор двери, через которую вы будете входить в подошедший транспорт, и своего расположения перед этой дверью до момента входа; 4) выбор места в салоне транспортного средства после того, как вы в него войдете (если удастся войти и если после этого еще будет и выбор). Надо стремиться к тому, чтобы на остановках не ожидать транспорта подолгу, а в транспорте ездить сидя, а не стоя. Достигается это следующим образом. Прежде всего, надо выяснять расписание движения транспортных средств, которыми вы часто пользуетесь, а если это затруднительно, то определять закономерности путем наблюдения. При частом пользовании одним и тем же маршрутом в одно и то же время можно научиться определять вероятность скорого прибытия транспорта по количеству пассажиров на остановке. Если издалека видно, что их много, надо двигаться к остановке быстрее. Наибольшее число машин на маршрутах общественного транспорта возит людей, конечно, утром (когда многие едут на работу) и вечером (когда многие едут с работы), причем утром несколько больше, чем вечером, поскольку государство заинтересовано в том, чтобы всех доставить вовремя на рабочие места, а как они будут потом возвращаться домой, беспокоит его значительно меньше. Поэтому утром или вечером можно дождаться транспорта быстрее всего (но это не значит, что вам удастся в него влезть). Легче всего забраться в транспортное средство (и занять в нем сиденье) в самом начале маршрута и на остановках, на которых много людей выходит. Поэтому если путь длинный, бывает выгодно сначала проехать или пройти в противоположную сторону. Если транспортное средство идет в нужную сторону лишь на части маршрута, зато полупустое, бывает выгодно проехать в нем эту часть сидя, а потом выйти и дождаться другого.

7.1. Ожидание транспорта.

Надо обращать внимание на то, в каком месте среднестатистически оказывается дверь транспортного средства, и располагаться там: если подходящие автобусы (троллейбусы и пр.) не брызгают грязью, то на самом краю тротуара, в первом ряду ожидающих, а если брызгают, то на некотором удалении от края или во втором ряду -- прикрывшись от грязи кем-либо из нетерпеливых. Стоять подальше от края лучше тогда, когда ветер несет в сторону тротуара слишком много выхлопных газов. Если остановка используется интенсивно, на ней нередко выстраиваются одно за другим несколько транспортных средств. Поскольку нужный вам номер может оказаться не первым, а вторым или даже третьим, бывает лучше выбирать для ожидания место, из которого удобно бросаться к последней двери первого транспорта или к первой двери второго. Конечно, надо всматриваться в номера подходящих к остановке транспортных средств и вовремя переме- щаться вдоль тротуара вправо-влево, но когда тротуар занят толпой, такой маневр бывает очень затруднителен. Чтобы оказаться меньше заляпанным грязью, в ситуации, когда невозможно отступить от края тротуара, надо разворачиваться к краю боком, а когда летит грязь, поднимать ближайшую к краю ногу и держать ее подошвой навстречу брызгам, прикрывая другую ногу. В крайнем случае следует прикрываться сумкой или прятаться за менее поворотливых сограждан (хуже им от этого не станет).

7.2. Проникновение в транспорт.

Окончательный прогноз расположения мест на краю тротуара, напротив которых окажутся двери прибывающего на остановку транспорта, делается по характеру его торможения. По распределению пассажиров в салоне транспорта надо быстро уточнить, какая из дверей раньше освободится для входящих и с какой своей стороны. Обычно одни двери освобождаются для входа раньше, другие позже. Если двери широкие, то одна их сторона обычно освобождается раньше другой. В трех- и четырехдверных автобусах и троллейбусах раньше освобождаются передние и задние двери. Если вы регулярно садитесь на одной и той же станции метро, надо запомнить, на каком месте оказывается нужная вам дверь вагона. Как правило, отклонение составляет не более 0.5 метра. Если станция не является для вас местом регулярной посадки, определять места платформы, на какие придутся двери вагонов, можно по расположению других пассажиров (надо пробовать выявить в нём периодичность, соответствующую расстоянию между дверями), а зимой и во влажную погоду -- по мокрым следам, обрывающимся на краю платформы. В вагоне электропоезда больше пассажиров устремляется в те двери, которые располагаются ближе к выходу с платформы. Благодаря этому же стремлению пассажиры дольше тащатся с той стороны двери, которая дальше от выхода с платформы. Если вы оказались возле двери не в первом ряду ожидающих, надо пристроиться в спину к тому, по телодвижениям кого можно достаточно уверенно определить, что он стремится войти раньше других и не будет никому уступать дорогу без крайней необходимости. Больше подойдет тот, кто покрепче сложением. Чтобы между этим человеком и вами не втиснулся кто-то другой, надо как бы прилипнуть к его спине -- но не подталкивать его, потому что это может привести его в раздражение. Подталкивать (но не грубо) можно лишь в случае, если этот человек рискует не зайти вообще (а вы -- тем более) и наверняка хочет, чтобы кто-то ему помог это сделать. Пристраиваясь к намеревающимся попасть в салон, размещайтесь так, чтобы потом на нужной остановке выйти без чрезмерных неудобств: не окажитесь в числе тех дураков, которые сначала устремляются в салон впереди всех, а через одну остановку уже рвутся из середины салона обратно. Бывает, пассажиры выходят из салона слишком медленно (так что даже хочется помочь некоторым из них поскорее опуститься на землю и отвалить подальше). В этом случае надо поток выходящих оттеснить к одной стороне двери и начать заполнение салона. Если кто-то из выходящих окажется при этом подхвачен и занесен обратно в салон, пусть будет ему наука. Исключение надо делать только для детей и подростков, поскольку для них естественно быть слабыми и несведущими. Подготавливая проникновение в салон, постарайтесь не оказаться рядом с разнополой (он и она) парочкой, потому что от этих парочек одни неприятности: он хочет, чтобы ее не толкали, и сам расталкивает всех, а она корчит из себя леди и поэтому не слишком торопится. Если его или ее при этом нечаянно зацепить, он резко возбудиться для драки, потому что стремится выглядеть перед нею мужественным. Если он пролезет в салон первым, то непременно займет для нее место, а если вы не сразу об этом догадаетесь, оттолкнет вас или ответит вам вызывающе. Если же он не желает покрасоваться перед своей дамой, а напротив, она его достала, он будет еще более раздражителен. В общем, ничего хорошего. При входе в транспорт вас нередко будет встречать в салоне стена сограждан, приготовившихся к выходу заранее. Как правило, это дряблые или толстые люди -- те, кто опасается, что не удастся выйти на следующей остановке. Надо энергично протискиваться через их строй, потому что только за их спинами у вас будет шанс найти свободное сиденье или хотя бы возможность постоять в не слишком большой тесноте. Многие, попав в салон, тут же замирают, пренебрегая теми, кто заходит следом за ними. Из-за этого возле дверей обычно имеет место толчея, тогда как середина салона остается относительно свободной. Бестолковых и эгоистичных людей надо решительно ставить на место, давя на них своим корпусом -- уверенно, хотя и не слишком грубо -- пока вы сами не окажетесь в приемлемом окружении. Если они будут возмущаться, отвечайте коротко: "Другим тоже надо зайти". Воспитание сограждан в духе заботы о ближних -- дело благородное, необходимое и не всякому по плечу.

7.3. Занятие места в транспорте.

После того, как вы ворветесь в салон на плечах других пассажиров, у вас будет секунда на то, чтобы оценить ситуацию там, выявить самое выгодное место из еще остающихся свободными и быстро (но без суеты) занять его. В общественном транспорте положение сидя хорошо, среди прочего, тем, что, будучи расслабленным, вы потребляете меньше грязного воздуха улицы, вдобавок подпорченного находящимися в салоне людьми. Устраивайтесь подальше от пассажиров с детьми -- если не хотите выслушивать громкие глупые разговоры или, хуже того, крики и плач. По той же причине избегайте соседства с кампаниями (особенно молодежью, иностранцами и пьяными). Чтобы не страдать от чувства брезгливости и к тому же не заразиться, старайтесь не оказаться рядом с маразматиками, явно нездоровыми, неряшливо одетыми людьми. Неплохо, если на соседних сиденьях будут люди с достаточно убедительными признаками того, что они немедленно уступят место тем, кому принято уступать, и избавят вас от неловкой ситуации и необходимости искать себе оправдания. С точки зрения безопасности, выгоднее места, расположенные с правой стороны салона, не слишком близко от дверей. Менее опасно сидеть спиной вперед. Если вы займете сиденье, соседствующее с проходом, будет большая вероятность того, что рядом с вами станет и будет нависать над вами или, хуже того, начнет тереться о вас своими гениталиями какой-нибудь неприятный субъект. Нередко пассажиры занимают ближнее к проходу сиденье, оставляя удаленное от прохода незанятым. Таких надо решительно приводить в чувство, сурово предлагая им пропустить вас или подвинуться. Если кто-то, заняв сиденье, разместил на соседнем свой багаж, следует уверенным тоном предложить ему прибрать вещички. В метро можно часто видеть, как в довольно плотно заполненном вагоне на диване, рассчитанном на трех человек, располагаются два. Это безобразие надо немедленно и решительно пресекать: указывать жестом, чтобы раздвинулись, и пристраивать между ними свой зад. Если кто-то слишком толстый окажется после этого в чрезмерной тесноте, пусть пеняет на себя. Если он начнет возмущенно ворочаться или отпустит недовольное замечание, скажите: "Надо умереннее работать ложкой, тогда будете вполне помещаться в транспорте." А если он заявит что-то вроде "ем свое, а не ваше", ответьте: "Да мне все равно, что вы едите, -- хоть дерьмо -- но если лезете в общественный транспорт, то извольте сначала привести себя в норму или оплачивайте проезд в двойном размере." * * * Особые рекомендации для поездок в метро. Открывать качающиеся двери в метро лучше минимально и проходить через них не прямо вперёд, а чуть в сторону, в открывшуюся щель: тогда нет нужды придерживать дверь, чтобы она не стукнула по лбу идущего следом олуха. Если погода влажная, то можно по мокрым следам на платформе определить, на какие участки скорее всего придутся двери вагонов при высадке-посадке. Если вы в час пик врываетесь в вагон метро на конечной станции, лучше быть не первым, а только В ЧИСЛЕ первых: вы смотрите, где кто садится, и выбираете себе таких соседей, которые поменьше раздражают, а то даже радуют. Если на пересадочной станции много народа выходит из поезда и вам тоже надо, то бывает проще не тиснуться в ближайшую дверь, а пройтись по пустеющему салону в нужную сторону. Сэкономленные 10 секунд в метро могут значить много. Главное -- не задержаться до момента, когда на место вышедших ломанётся в вагон новая партия плебса. Если вы не любите нависающих над вами стоюнов, то выбирайте ту сторону вагона, которая от перрона подальше: стоюны в среднем предпочитают пялиться на остановках на перроны. Чтобы стоюны нависали не совсем уж над вами, слегка выставляйте вперёд ноги. Правда, попадаются наглецы, которых и это не остана- вливает. Таких вы спокойно спрашивайте: случаем не на коленях ли у вас они хотят устроиться. И бывают (но редко) совсем уж наглецы, которые начинают топтаться по вашим ногам -- якобы в наказание за то, что вы их выставили. Против подобных индивидиков я приёма ещё не придумал, а все мои карманные припасы на подобные случаи слиш- ком сильно действующие и для использования в переполненном вагоне метро не годятся. "Пешеходное метро" (подземные переходы между станциями) в час пик может быть очень пыльным. На такой случай следует держать наготове медицинскую маску, а то и респиратор. * * * Чтобы реже возникал вопрос, уступать ли место, надо выбирать сиденье подальше от дверей и от прохода. Рекомендуется уступать место следующим категориям пассажиров: ¦ женщинам с явными признаками беременности; ¦ детям младше 10 лет; ¦ одноногим; ¦ ветеранам, нацепившим награды; ¦ едва ползающим (если это не пьяные). В последней категории почти всегда оказываются люди не достойные помощи, но уступчивость нужна для избежания неприятных разговоров с другими пассажирами (которые отнимут у вас больше сил, чем вы сбережете сиденьем) и для того, чтобы никто, чего доброго, не отдал Богу душу прямо возле вас. Прочие обойдутся. Оправдания для вас следующие: 1. Больные и маразматики почти всегда сами несут основную вину за плачевность своего состояния, и вы не обязаны расплачи- ваться за их глупости. 2. Если вы будете уступать место больным и маразматикам, то увеличится риск того, что скоро вы сами станете больным и маразматиком. 3. Если чрезмерно беречь слабых, то очень скоро вокруг будут только сопливые и кашляющие маразматики. 4. Если кого-то Господь наказал немощностью, то этот наказанный и должен страдать. А уклоняться от Господнего наказания и подставлять вместо себя других -- это нехорошо перед Господом. 5. Если рядом с вами стоят дети старше 10 лет, это значит, что у них вырабатывается адекватное представление о степени неблагоустроенности мира, в котором им предстоит жить. 6. Поскольку тех, кому не досталось места, не беспокоят ваши проблемы, то почему вас должны беспокоить их проблемы? 7. Вы далеко не каждый раз едете сидя. Сегодня повезло вам, вчера -- тому, кому теперь приходится стоять. Почему должно всегда везти ему, а не вам? 8. Вам в жизни не очень везет вообще -- в отличие от очень многих других -- и если однажды вам выпало чуть-чуть удобства, это всего лишь частичное восстановление справедливости. (Если вы взялись внимательно читать эту книгу, значит, вы наверняка не относитесь к тем, на кого блага сыплются сами собой, и кому не надо заботиться о сбережении своих скудных сил. И как знать, может быть, встреча с этой книгой окажется первой большой удачей в вашей жизни!) 9. Возможно, тот, кому из-за вас приходится стоять, очень нехороший человек. Если вы лично его не знаете, у вас не может быть уверенности, что это не так. 10. Наверняка тот, кому приходится стоять, несет весомую долю вины за плохую работу транспорта: не за тех голосовал на выборах, не в ту партию вступил (или не вступил вовсе) и т. д. 11. В мире есть очень много людей, страдающих не меньше, а то и больше того, кто рядом с вами изнывает от стояния, и наверняка более достойных, чем он, а если так, то почему он рассчитывает прорваться к благам раньше их? При таком мощном наборе оправданий можно с чистой совестью игнорировать ненавистные взгляды и дурацкие замечания хоть десяти немощных сразу. Для большего спокойствия позволяйте себе раз в несколько месяцев все-таки уступать место -- какому-нибудь человеку, который вам симпатичен. Потом можно будет неоднократно и с удовольствием вспоминать об этом. Двадцать процентов женщин не садятся в общественном транспорте так или иначе -- потому что опасаются помять себе юбку, шубку или что-то еще. Некоторые из этих теток, которым юбка дороже здоровья, имеют наглость ставить на сиденья свой "ручной багаж", таким образом лишая других возможности присесть. Естественно, такую наглость следует пресекать немедленно. Среди прочего, это ваш гражданский долг. Если освободилось место, а рядом находится кто-то из тех, кому вы не прочь уступить, дайте им две секунды времени на размышление, и если они не дернутся в направлении свободного места, занимайте его сами -- пока вас не опередил другой любитель посидеть. Кто размышляет дольше двух секунд, тот наверняка не имеет большой потребности в удобстве -- или не достоин его. Для удержания места в общественном транспорте очень полезна бывает надвинутая на глаза кепка с козырьком (или шляпа, или панама). Когда люди не видят вашего лица, у них слабее желание прицепиться к вам со своими оценками и нравоучениями, а вы можете делать вид, что не замечаете их вообще. Кроме того, у вас появляется возможность почти в упор рассматривать фигуры стоящих рядом женщин в их самых привлекательных частях. Если кто-то в транспорте начнет негодующе высказываться по вашему адресу из-за того, что вы хорошо устроились на сиденье, надо либо помалкивать, либо отвечать ему следующее: 1. Мне тоже не везет в жизни. Ваша претензия так же неуместна, как и требование, чтобы я уступил вам свою квартиру или отдавал вам часть своего заработка. Или, может, мне надо снять свою рубашку и подарить вам? 2. У меня не очень крепкое здоровье, и к тому же я инвалид на голову. (Если скажут: "Оно и видно", ответьте: "Хорошо, что вы это понимаете" или "Вам лучше не доводить меня до припадка". Другой вариант: "А что, у вас есть проблемы со здоровьем? Какое совпадение: у меня тоже! Вы думаете, ваши проблемы серьезнее? Может быть. Но мои меня беспокоят больше." Если после этого вас начнут попрекать вашим цветущим видом, отвечайте следующее: "Я только с виду здоровый, а на самом деле едва держусь на ногах и иногда даже кашляю." Если в ответ услышите что-нибудь вроде "Только и всего?", отвечайте: "А еще я иногда набрасываюсь на людей и откусываю им уши". Если же вместо этого вас спросят что-то вроде "А в постель вы, случаем, не писаетесь?", говорите: "Если бы только это!" и далее -- про откусывание ушей.) 3. Да, я опередил вас в занятии места. Так ведь вы опередили меня в чем-то другом! Не может же быть, чтобы вы во всем были хуже меня! 4. А что, у вас есть какие-то особые заслуги перед обществом? (Если спросят: "А у вас?", ответьте: "Я готовлюсь к подвигу. Поэтому и берегу силы."). 5. Не вы ли месяц назад ни за что оскорбили меня в очереди? (Если ответят: "Да я вас в первый раз вижу!", ответьте: "А я уверен, что это были вы" или: "Вот именно, вы даже не смотрите, кого оскорбляете."). 6. А я терпеть не могу настырных. Уступать таким, как вы, значит поощрять настырность (попустительствовать наглости, капитулировать перед хамством, проявлять трусость и гражданскую несостоятельность). 7. А вы смиряйтесь: это очень по-христиански. Попадете в рай и там отлежитесь. 8. Не надо доводить себя до такого состояния. (Если скажут: "В моем возрасте вы будете не лучше", ответьте: "С такой жизнью я до вашего возраста вообще не дотяну"). 9. Тяжело ездить -- сидите дома. Тяжело жить -- не живите. (Можно и поконкретнее: тяжело жить -- повесьтесь.) Если вы больны, нечего разносить заразу и сосать энергию у окружающих. 10. Если бы я согнал вас с места, тогда бы и открывали варежку. А я занял то, что было свободным. У меня такой же объем гражданских прав, как и у вас. Или вы считаете, что я человек второго сорта? (Если вам скажут: "Не уступаете -- значит, точно, второго сорта", ответьте: "Если я -- второго сорта, то вы, наверное, и вовсе дерьмо.") 11. Если буду стоять я, то не будет стоять у меня. 12. За что боролись, на то и напоролись. Радуйтесь лучше, что живы вообще. 13. Я сомневаюсь, что вы кому-то в свое время уступали. (Если скажут: "Уступал", ответьте: "Ну вот, доуступались до того, что сами стоять не можете.") 14. А что мне будет за то, что я уступлю? Ничего? Ну и вам ничего. "Спасибо" на хлеб не намажешь. Лучше я вам скажу "спасибо" за то, что вы от меня отцепитесь. 15. Вы, наверное, и размером пенсии недовольны. Если я начну плохо работать из-за того, что буду изнурять себя в транспорте, она у вас окажется еще меньше. 16. Вы мне не нравитесь еще больше, чем я вам, но свое отношение к вам я стараюсь держать при себе. 17. Людям свойственно ошибаться. Может, ошибаюсь и я, когда не уступаю вам места. Но каждый имеет право на ошибки, и я своим правом пользуюсь. 18. Вы готовы скандалить всего лишь из-за места в автобусе? Да кто же вы после этого? Вас просто нельзя выпускать на улицу. 19. У вас свое, а у меня свое мнение на этот счет. Почему вы думаете, что ваше мнение правильнее моего? Не слишком ли много вы на себя берете? Вам чихать на мое мнение, а мне -- соответственно на ваше. 20. Что, уступать место общепринято? Но мало ли какая чепуха общепринята. Не надо бездумно повторять то, что делают другие. Имейте свою голову на плечах. 21. Вы говорите то, что вам сейчас выгодно. А надо подходить к проблеме объективно и учитывать интересы другой стороны. 21. Вас возмущает только то, что я не уступаю вам места в автобусе? А меня возмущает здесь почти всё, но я помалкиваю. 22. Вам не нравится, что я здесь сижу, а мне не нравится, что вы вообще здесь находитесь! 23. Насколько я понимаю ситуацию, я из-под вас кресла не тащил, а вот вы из-под меня точно хотите вытащить -- и после этого еще намекаете на мораль! 24. Вы старше? Но возраст -- это не заслуга. Или, может, вы думаете, что вы заслуженнее? Значит, начнем сейчас меряться заслугами. (Или: зато у меня, возможно, больше потенциал. Если не уразумеют и спросят "больше -- что?", ответьте: "и это -- тоже". Если далее спросят "что вы имеете в виду?", ответьте: "а вы?") 25. Нравоучитель(-ница)! Я всего лишь сижу и никого не трогаю. А вот чем занимаетесь вы по разным темным углам, это большой вопрос. Если вы так рветесь здесь совершить свой дешевый подвиг, то, может быть, вас мучит нечистая совесть? 25. Вы так уверены в своей безгрешности, что беретесь меня поучать? Возможно, вы где-нибудь каждый день гадите кому-то на голову и даже не замечаете этого. 26. Своим сидением я осуществляю перераспределение благ в свою пользу, потому что считаю, что общество мне не доплачивает. 27. Когда другие воруют у народа добро эшелонами, вас это беспокоит не очень сильно, а когда я раньше других занимаю сиденье, на которое к тому же имею полное право, вы почему-то сильно возбуждаетесь. 28. Общественный транспорт -- для здоровых людей, а больные должны ездить в "скорой помощи". 29. Вам тяжело стоять? А кому сейчас легко? Мне вот даже сидеть тяжело. Если после этого вас назовут наглецом, ответьте "от наглеца слышу", а если "дерьмом", скажите: "Если я дерьмо, то вы -- дерьмо из дерьма". Некоторые из приведенных аргументов риторически заострены, но ни один не лжив! Если же говорить о моральной стороне дела, то жесткость -- это еще не аморальность, а всего лишь другая, возможно, более целесообразная мораль. Представляете, что будет, если дело пойдет так, как хотят некоторые из вынужденных стоять. Лишь только завалится народ в автобус, начнется выяснение приоритетов: этот старше, а тот заслуженнее; этот болен, а тот вот-вот заболеет; этот хромает, а у того удалили почку. И т. д. Кто-то присел, но тут же вскакивает, потому что рядом оказался более достойный. Едва уселся более достойный, как явился еще более достойный, и они оба изощряются друг перед другом в вежливости, отвлекая других пассажиров от спокойных размышлений. Фу, противно! Далее, надо быть очень осторожным в оказании помощи людям, если вы не хотите потворствовать злу. Вещи далеко не всегда бывают на самом деле такими, какими они представляются на первый взгляд. Благообразная старушка, которой вы чуть было не уступили места, возможно, воспитала сынка-негодяя, от которого появился внучек -- законченный уголовник, а правнучек так и вовсе активист правящей партии или сатанист, мечтающий о человеческих жертвоприношениях, хотя сама она в молодости всего лишь приворовывала на складе боеприпасов и сочиняла доносы на честных дураков, а нынче -- по причине общей слабости -- ограничивается тем, что в магазине роется грязными руками в выставленном на продажу хлебе. Если вас обвинят в невоспитанности или хамстве, ответьте, что вы еще хуже, чем о вас думают. А если вам на это скажут, что хуже уже некуда, промолвите снисходительно: "Вы слишком хорошо думаете о людях". Зачастую у страдающих стоя находятся защитники -- блюстители нравственности в общественном транспорте. Существует масса любителей быть добрыми за чужой счет. Если они начнут совестить или оскорблять вас, это можно вытерпеть, но если кто-то из них, слишком возбудимый, начнет стаскивать вас с сиденья, заявите: вы такой сильный, что могли бы подержать этого калеку на руках. Если же они ограничатся словоизлияниями, отвечайте им следующее: 1. Начните исправление человечества с себя. Вы покончили со всеми своими пороками? Я в этом не уверен. 2. Если вы так хотите быть хорошим, принесите себя в жертву ради светлого будущего. Можно обсудить -- какую. 3. Я поступаю целесообразно с биологической точки зрения: кто моложе и здоровее, тот ценнее для общества. 4. Слабость, дряхлость, болезни -- это не заслуги перед отечест- вом. Это преступления перед ним. 5. Требовать от других, чтобы они следовали вашему мнению, а не своему, -- это безнравственно. И был бы хоть повод серьезный. 6. Каждый дурак считает, что его мнение -- самое правильное. (Если вас спросят: "И вы тоже?", ответьте: "Конечно, да!") 7. Вас тянет поскандалить или даже подраться, а вы это принима- ете за нравственное чувство. Или же выдаете за это самое чувство, что еще гнуснее. Борцы за моральные ценности в общественном транспорте омерзи- тельны. Вдумайтесь в следующее: ничего не зная о вас, вашем организме, ваших взглядах на мир, вашей жизни, ваших прошлых жизнях, вашей текущей ситуации, кто-то осмеливается, тем не менее, открывать рот, чтобы вас попрекать. Следует игнорировать такие поползновения хотя бы из принципа. Может быть, у вас два протеза вместо оторванных на войне ног . А может, вы законченный псих, вырвавшийся на свободу и ждущий лишь повода, чтобы перерезать полавтобуса. Или же у вас просто почечные колики и вы чуть-чуть не теряете сознание от боли. Или вы только что пробежали 10 километров для выполнения важного государственного задания и, выйдя из автобуса, будете должны пробежать еще 20. Или вы чувствуете, что вот-вот умрете, и хотите насидеться напосле- док. Также не исключено, что вы -- агент спецслужбы, и вам сидя легче наблюдать за одной иностранной сволочью, которая здесь же в автобусе маскируется под местного алкоголика, или вы с кем-то условились, что будете сидеть в раскованной позе на этом самом месте у окна, и он попробует передать вам в толчее незаметно контейнер с микропленкой. Или у вас всего только фобия к езде стоя, но очень сильная (как у меня). Наконец, истинный белорус на месте этого морализатора ведь должен просто подумать: "а может, так и надо?". А если он не подумает, значит, он не истинный белорус, и нечего ему соваться здесь со своим уставом. Пусть едет на свою историческую родину. Или на свою духовную родину -- если все-таки он числится белорусом. Нет, всё-таки каким самоуверенным дураком надо быть, чтобы цепляться к незнакомым людям из-за такой мелочи, как сидение в транспорте! Впрочем, если вы не имеете желания нагружать себя размышлениями о тонкостях этикета, выяснять отношения с психопатами и спорить с дураками о моральных ценностях, а ваш внутренний голос настоя- тельно требует "уступи!", то -- уступайте. Как лентяй лентяя, я вас пойму и одобрю. Я предпочитаю иметь дело с такими людьми, как вы, а не с откровенными хамами, готовыми усесться даже на шее у ближнего. Всегда вступайтесь за тех, кого несправедливо сгоняют с места: сегодня их, завтра вас. Кстати, мне не хочется уступать место не только потому, что ехать сидя -- это менее мучительно, чем ехать стоя, но также и потому, что очень многие дурно воспитанные окружающие воспринима- ют уступку места не как любезность, а как должное. И еще потому, что нет желания оказаться похожим на тех хитроумных, которые стремятся таким легким способом делать себе репутацию хороших граждан и подрастать в собственных глазах. Я, конечно, за то, чтобы беречь силы, но только не путем подмены настоящих гражданс- ких подвигов дешевыми имитациями. Подвиг -- это, к примеру, когда борешься с популярными заблуждениями и при этом идешь один против всех. Вообще же говоря, когда надо мной нависает какой-нибудь брызгающий соплями маразматик, вонючий неряха, прокуренный и пропитый работяга, моральный урод или просто явный дурак, я предпочитаю встать и передвинуться по возможности туда, где есть симпатичные женщины, с которыми даже просто постоять рядом -- удовольствие. * * * Во всяком сложном деле есть базовые приемы и есть приемы мастерские -- особо тонкие. Имеются таковые и в искусстве занимать место в общественном транспорте. Вот для примера некоторые из них. 1. Если видно, что среди ожидающих транспорт два человека держатся вместе, значит, один из них, если прорвется в салон впереди вас, наверняка захочет занять место другому. Поэтому не устремляйтесь за ним туда, где виднеются только два сво- бодных места: мест должно быть как минимум три. 2. Если в куче народа, ожидающего транспорт на остановке, стоящий перед вами человек имеет дряблую фигуру и вялые манеры, поста- райтесь оказаться позади кого-нибудь другого, иначе этот пер- вый существенно задержит ваше вхождение в салон. Также важно не оказаться позади психопата, воображающего себя примером вы- сокой культуры поведения, -- потому что он наверняка вздумает пропускать всех вперед.

7.4. Езда стоя.

В ногах правды нет. (русская пословица) Прежде всего следует по возможности стать там, где есть больше вероятность занять освободившееся сиденье. Надо распо- ложиться так, чтобы ... - находиться как можно ближе к как можно большему числу кресел; - получить возможность занять кресло раньше других желающих; - не иметь рядом никого из тех, в чью пользу придется уступить. На той стороне салона, на которой сиденья располагаются в два ряда, а не в один, вероятность занять сиденье выше в два раза. Если два сидящих человека представляют собой одну компанию, возле них лучше не становиться, так как они, скорее всего, будут выходить вместе, а это значит, что вероятность освобождения ими сидений если не в 2, то в 1,5 раза ниже, чем в случае одиночек. Возле сиденья надо разместиться так, чтобы опередить других пассажиров. Обычно это лучше удается, если расположиться подальше от ближайшей двери: пассажир, встав с сиденья, устремится к двери, а вы -- сразу же на его место. В процессе ожидания места держаться за поручни следует так, чтобы несколько оттеснять от сиденья конкурентов. Лучше не стоять рядом с теми, кто только что сел, или развернул книгу, или пытается дремать. Места вблизи компостеров неудобны тем, что другие пассажиры будут беспокоить вас просьбами продырявить или передать талоны на проезд. Вблизи окошка водителя вас будут изводить тем, что сделают передаточным звеном при покупке этих талонов. При езде в переполненном салоне следует располагаться так, чтобы не служить опорой для других пассажиров. Чрезмерно плотный контакт доставляет удовольствие лишь в случае, когда он -- с не слишком старым и не слишком молодым пассажиром другого пола. Некоторые обделенные сексуальными впечатлениями люди даже любят потереться о кого-нибудь в общественном транспорте (у сексопатологов есть для этого дела особое название), но вы, наверное, не из таких. Если вы мужчина, вы рискуете пережить чрезмерно плотный контакт с каким-нибудь оказавшимся рядом гомосексуалистом. Чтобы этого избежать, надо решительно преодолевать свою врожденную сдержанность и затесываться между женщинами посимпатичнее. Если такой маневр окажется невозможным, то, чтобы лишить извращенца удовольствия, надо поворачиваться к нему боком и отгораживаться сумкой или локтем. Если кто-то на вас давит, можно сделать одно из двух: 1) стать слегка наклонно и опереться на оказывающего давление: он будет пробовать лежать на вас, вы -- на нем; 2) распространить давление через себя на кого-нибудь другого: принять нагрузку на плечо, а другим плечом в кого-нибудь упереться. Чтобы сосед не использовал вас в качестве опоры, надо не оказаться между ним и сиденьем. В крайнем случае, следует развернуться к сиденью боком, а не лицом и тем более не спиной. Не следует безусловно откликаться на чью-либо просьбу уплотниться. Уплотняться надо лишь до некоторого предела, оставляющего хотя бы небольшую возможность перемещения отдельных индивидуумов в массе пассажиров. Среди прочего, чрезмерная плотность пагубно скажется в случае аварии. Если стоящий рядом с вами пытается, тем не менее, увеличить плотность расположения, надо незаметно сопротивляться этому. Если кто-то из-за этого не сможет влезть в салон, значит, ему просто не повезло. Вам ведь тоже не всегда везет в этой жизни. Разумеется, надо жестоко расправляться с теми, кто, едва ступив в салон, тут же прекращает свое движение, игнорируя потребности тех, кто остался снаружи, но кто тоже хочет войти. Если вы оказались среди этих последних, надо решительно вторгаться в салон, демонстрируя всю силу своих мышц, взращенных ежедневной гимнастикой, а на всякие стоны отвечать, что вам тоже надо ехать. Общественный транспорт -- для здоровых людей. Вообще, незачем допускать, чтобы больные толкались со здоровыми и заражали народ. Если кто-то неправомочно давит на вас в не слишком плотно заполненном салоне и при этом ленится держаться за поручни, иногда удается наказать его следующим образом: когда при очередном рывке транспорта этот человек снова на вас навалится, резко отклонитесь в сторону, и пусть он останется без опоры. Мне неоднократно удавалось вызывать таким образом если не полное падение, то потешное хватание руками за воздух и за других пассажиров.

7.5. Выход из транспортного средства.

Готовиться к выходу надо не слишком рано, не слишком поздно. Нетерпеливый сокращает свой срок пребывания на удобном сиденье и к тому же преждевременно беспокоит окружающих, которые уже утряслись, скомпоновались и хотят еще немного постоять без чрезмерного неудобства. Медлительный рискует упереться в груди тех, кто уже входит в двери, или даже (еще прежде этого) в спины тех, кто заранее готовится к выходу на следующей остановке. Чтобы не беспокоить людей лишний раз вопросом, выходят ли они на следующей остановке, надо учиться определять их намерения по телодвижениям: если стоящие между вами и дверями разворачиваются в сторону дверей и несколько подаются туда корпусом, можно вполне считать что на следующей остановке они выйдут. Если при этом плотность пассажиров не настолько велика, чтобы вам не удалось протолкнуться через них в случае ошибки, можно даже не трудиться открывать рот. Правда, ситуацию способны обгадить суетливые дураки, слишком буквально понимающие призыв "готовиться к выходу заранее". Они рвутся к выходу впереди вас, как будто хотят выйти немедленно, но перед самой дверью вдруг замирают, из-за чего вы рискуете пропустить свою остановку. * * * После выхода из вагона метро надо немедленно делать рывок в нужную сторону -- до того, как вывалившаяся толпа растянется на всю ширину перрона. Если она уже растянулась, более-менее свободное место остается вблизи края платформы. Возле эскалатора толпа обычно формирует некоторое подобие очереди, но отдельные суетливые и наглые люди устремляются к месту перехода на движу- щиеся ступени и тиснутся впереди всех при полном безразличии окружающих. Ваша тактика должна состоять в том, чтобы вклиниться в очередь не слишком далеко от эскалатора -- на компромисD:\MY_SITES\!APES\APES0030.htmсном расстоянии -- и прилипнуть к спине идущего впереди таким образом, чтобы никто из наглецов не влез перед вами.

8. Сбережение сил при полетах за границу.

Чем цивилизованнее общество, тем сложнее в нем жизнь. Если вы оказываетесь, к примеру, перед необходимостью построить кооперативный дом, или засудить соседа, или слетать за границу, вы подвергнете себя опасности страшных ошибок, которые грозят вам денежными и прочими потерями. И мне что-то не попадались книжки с названием "Путеводитель по такому-то обществу" (или чем-то в этом роде) -- скорее всего, потому, что разбирать и причесывать эту мелочную и часто меняющуюся ахинею никому нет охоты. Что касается полетов на самолете за границу, то, конечно, лучше не летать вообще. И никуда не ездить. Это бережет время, деньги, нервы и, кроме того, избавляет от разных опасностей. Но иногда приходится летать -- хотя бы потому, что домоседа воспринимают как не совсем полноценного. Кроме того, дальний перелет и счастливое возвращение позволяют почувствовать себя немного Колумбом или Магелланом и соответственно слегка подрасти на некоторое время в собственных глазах. В общем, если придется лететь, старайтесь руководствоваться приведенными далее правилами. 1. Попробуйте обойтись без сдачи багажа. Возьмите поменьше вещей и уложите их поплотнее -- так, чтобы они все вошли в чемодан (сумку, портфель, заплечный мешок), не превышающий по размерам и весу пределов, разрешенных для багажа, проносимого в салон самолета. В этом случае вы избавитесь от неприятностей, связанных с поиском багажа по прибытии в пункт назначения. Часть небольших вещей можно рассовать по карманам. 2. Если не удастся обойтись без сдачи багажа, выберите под него чемодан (сумку, портфель, заплечный мешок), который не жалко обшарпать, потому что никто церемониться с ним не станет. Чем необычнее будет выглядеть ваш багаж, тем легче его будет потом отыскать и тем менее вероятность, что кто-то прихватит его по ошибке. 3. Тщательно осмотрите карманы и разные емкости, чтобы при вас не оказалось запрещенных и спорных предметов. Однажды я не сделал этого и по прибытии из Минска в Брюссель с ужасом обнаружил, что в кармане пиджака лежал патрон от пистолета Макарова. Дело было через 6 дней после разрушения террористами-камикадзе Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и в аэропортах трясли пассажиров со всей тщательностью, так что это было просто чудо, что мой злополучный патрон не нашли ни в Минске, ни при пересадке во Франкфурте и сгоряча не сняли меня с рейса для показного разбирательства. В Брюсселе серьезно готовились к атаке террористов с воздуха на штаб-квартиру НАТО, а тут я со своим патроном наперевес. В ту же поездку пограничники в Минске алчно набросились на мои компьютерные дискеты в поисках политического компромата. Я снисходительно объяснил им, что имел возможность беспрепятственно переправить за границу любые данные с этих дискет электронной почтой, на что мне ответили почти обиженно, что если бы нашли на дискетах что-то нехорошее, мне бы мало не показалось. 4. Сдаваемый багаж упакуйте так, чтобы ничто в нем не побилось, не подавилось и не сломалось, когда его будут пинать, бросать, придавливать сверху чужими тяжелыми вещами. 5. Явитесь в аэропорт заблаговременно: с учетом возможных задержек в пути, ваших метаний по зданию аэропорта, осложнений при таможенном досмотре и т. д. 6. Сходите в туалет (если, конечно, вы не стремитесь удовлетворить свое любопытство в отношении устройства туалета в самолете и почувствовать свое превосходство от справления нужды над головами -- или на головы ?! -- граждан какой-нибудь страны, через которую будете пролетать). 7. Сядьте в самолет. Процедура посадки в самолет на международных рейсах очень сложна для человека, подвергающего себя ей не очень часто. Виновники этой сложности -- не столько террористы, сколько работники аэропорта, уверенные, что всем должно быть и так понятно с первого взгляда, в какую сторону сворачивать после действия X и какую линию не пересекать до наступления события Y. Делается следующее: - Отыскиваете зону аэропорта, в которой оформляется посадка. Находите в ней бюро авиакомпании, продавшей вам билет. Возможно, прежде всего, пропускаете там свой багаж через рентгеновский аппарат. - Проходите таможенный досмотр (если у вас есть вещи, которые надо вносить в налоговую декларацию) или идете через "зеленый коридор" (если у вас таких вещей нет). Пассажиры, идущие, через "зеленый коридор", подвергаются выборочному таможенному досмотру. Начинается этот "коридор" с зеленой линии на полу. Если вы переступите эту линию, имея при себе предметы, подлежащие декларированию, вы станете лицом, совершившим правонарушение. Проявив небольшое упорство, вы сможете отыскать в аэропорту стенд с подробным списком декларируемых и запрещенных к провозу вещей, а также вещей, которые разрешается вывозить только в ограниченном количестве, но обычно не удается отыскать стенда с подробным описанием мер, которые принимаются в отношении нарушителей правил. Так или иначе, лучше не рисковать: не брать с собой предметов, похожих на запрещенные, на всякий случай декларировать похожие на декларируемые, а похожие на нормируемые тщательно пересчитывать или взвешивать. - Сдаете багаж и получаете "посадочный талон" в обмен на билет. - Проходите пограничный контроль (проверку визы в паспорте и проставление отметки о пересечении границы). (Место прохож- дения пограничного контроля и т. д. может располагаться в удалении от места сдачи багажа и получения посадочного талона. Оно может оказаться даже где-нибудь на другом этаже, и будет нужно напрячь сообразительность и лингвистические способности, чтобы его отыскать.) - Проходите проверку на отсутствие запрещенных металлических предметов при себе и в ручном багаже. Ваш ручной багаж пропустят через рентгеновский аппарат. Также могут заставить вас пропустить через него свой пиджак и даже туфли, так что лучше не иметь на себе одежды и обуви с металлическими элементами. - Попадаете на "нейтральную территорию" (как бы не относящуюся уже ни к какому государству). Там отыскиваете "ворота", через которые будет осуществляться посадка в ваш самолет. Код ворот проставлен на посадочном талоне. Если попасть к воротам пораньше, больше вероятность заполучить газету поинтереснее из тех, которые там выкладываются бесплатно для пассажиров. По нейтральной территории надо ходить осторожно: чтобы нечаянно не пересечь полустертую малозаметную линию на полу, вернуться за которую вам разрешат только после повторного прохождения всех проверок. - Ждете сигнала на посадку. Когда начнется посадка, на выходе из "ворот" у вас проверят посадочный талон и оторвут его часть. В очередь на предъявление посадочного талона лучше становиться в числе первых: среди прочего, если придется ехать к самолету автобусом, больше вероятность, что в этом автобусе вы успеете занять сиденье. (То же при выходе из самолета.) Если же вы упустите шанс оказаться в числе первых, тогда лучше быть в числе последних, а не в середине: пусть другие выстаивают очередь, а вы присоединитесь к ним, когда она почти иссякнет. 8. В самолете поместите свой ручной багаж на полку над сиденьями или под свое сиденье. Если рядом с вами располагается аварийный выход, держать багаж под сиденьем вам не разрешат. 9. Пристегнитесь "ремнем безопасности" поплотнее и предложите то же сделать соседям, если они держатся не слишком самоуверенно и способны понять вашу речь. 10. Когда вам в полете подадут напиток, употребите его по назначению как можно скорее (во всяком случае, основную его часть) -- пока не тряхнуло самолет. Предложите то же сделать соседям, если они держатся не слишком самоуверено и способны понять вашу речь. В противном случае кому-то из вас, возможно, придется долго вытирать себя, соседа, кресло перед собой и т. д. 11. По прибытии самолета в аэропорт вставайте и выбирайтесь из салона в числе первых либо ждите, пока почти все выйдут, -- чтобы не торчать в тесном проходе. 12. Следуйте за попутчиками -- за теми из них, кто держится уверенно и не слишком вертит головой в поисках указующих надписей. По прилете вы снова попадете в нейтральную зону аэропорта и в ней вы должны пройти пограничный контроль(проверка виз в паспорте) и, возможно, таможенный досмотр и получить багаж, который сдавали. Багаж будет вываливаться на так называемый "ремень" (непрерывно движущийся конвейер). В большом аэропорту есть много "ремней", и какой из них отведен для вашего рейса, можно определить по монитору, который висит над "ремнем". Это на случай, если в не расслышите объявления, которое сделают в самолете по прибытии в аэропорт. Если вы летите с пересадкой, но самолетами одной и той же авиакомпании, ваш багаж, скорее всего, передадут на новый рейс без вашего участия. Ваше согласие на это должны спросить еще в момент приема багажа. Но могут не спросить или не передать, так что лучше немного постоять у своего "ремня" на всякий случай. Если у вас полет с пересадкой, а первый рейс задерживается (из-за тумана или чего-то еще), надо срочно сообщить о своей проблеме служащему авиакомпании, отвечающему за посадку в самолет, -- чтобы компания обеспечила вам пересадку на более поздний рейс. Если вам не придет в голову побеспокоиться об этом, другим это не придет тем более. Конечно, вполне может быть, что такие вещи отслеживаются компьютером, но у вас вряд ли будет желание экспериментировать на себе самом. 13. В случае неудачи с поисками багажа на "ремне" обращайтесь в бюро своей авиакомпании, которое должно быть расположено поблизости от "ремней" в нейтральной зоне. 14. При поисках багажа старайтесь не пересечь полустертую малозаметную линию на полу, вернуться за которую (в "нейтральную зону") вы сможете лишь после больших хлопот. Признак выхода из "нейтральной зоны" -- толпа встречающих, которые все будут смотреть в вашу сторону. Чтобы пройти к нужным "воротам" при пересадке на другой самолет, покидать "нейтральную зону" не обязательно. Если летать редко, аэропортовая премудрость забывается, а нужные надписи далеко не сразу попадают на глаза и не всегда бывают понятны. Планировка же зданий крупных аэропортов обычно такая разухабистая, что разобраться в их топологии за пару часов затруднительно. Добрым самаритянам, работающим в аэропортах, представляется, что все у них устроено просто и очевидно и что только кретин не в состоянии быстро сориентироваться во всем этом нагромождении переходов, мониторов и надписей. Действительно, мне всякий раз кажется, что один лишь я мечусь в поисках какого-нибудь входа или выхода и пристаю с глупыми вопросами к полицейским, таможенникам, уборщикам и клеркам, а все прочие держатся спокойно и уверенно. Полёты и время. По прибытии в аэропорт надо сверять показания своих часов с показаниями часов в здании аэропорта. На всякий случай также надо устраиваться для ожидания сразу же возле нужных "ворот" (Gate). У меня был страшный случай, когда я, пробираясь из Порту в Вильнюс с промежуточной остановкой на один день в Бер- гамо, не поменял на наручных часах португальское время на италь- янское. Точнее, я поменял его ещё в самолёте Порту-Бергамо, но потом случайно задел колёсико для перевода стрелок на часах, они остановились, а я, поправляя колёсико, по привычке выставил такое время, как в Португалии, то есть на час позже, чем в Италии. Дело в том, что меня были особые двойные "часы путешественника" -- с ненадёжным компасом и термометром, показывающим всегда одно и то же, если часов не снять с запястья, но главное -- с двумя цифер- блатами, на одном из которых можно было сохранять время много- страдальной Родины, а на другом выставлять местное. Будучи уве- ренным в своей защищённости от проблем с определением времени -- благодаря бестолковым двойным часам китайского производства! -- я непростительно расслабился и нарушил упомянутые выше священные правила. Ошибка обнаружилась случайно -- когда до вылета остава- лось 30 минут -- и я пёрся по аэропорту в поисках своего шоппин- гующего семейства, нагруженный вещами четырёх человек. Благо, я не так уж слаб и нервами, и сердечной мышцей. Плюс, конечно, Аллах, который своих не оставляет (если грешишь не особенно), а только слегка проучивает, чтобы не теряли бдительности. Чтобы не забивать себе голову всеми описанными выше самолетными сложностями, старайтесь путешествовать в паре с достаточно опытным в этих делах человеком. Пусть думает и вспоминает он, а вы сосредоточитесь на восприятии разных зрелищ.

Возврат в оглавление