Александр Бурьяк

Общая теория быдла
(черновики заготовок к наброскам тезисов)

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Существует "теория элит" (или "теория элиты"), культивируемая псевдоучёными, которые обслуживают идеологические потребности гнилых социальных верхушек и заискивают перед власть имущими и богатыми. О соотношении науки и псевдонауки в "теории элит" говорит уже само кривое название этой "теории": сколько-нибудь значительной избранности у так называемых "элит", как правило, нет ни в буквальном смысле, ни в фигуральном. Так вот, если странствует по не особо крепким умам "теория элит", то почему бы не запустить в странствие по тем же -- и по более крепким -- умам "теорию быдла" (или "теорию быдл"?!), отображающую ту часть общества , какая остаётся за вычетом "верхушек", которые якобы "элиты"? Да, слово "быдло" в применении к людям -- оценочное и эмоцио- нально окрашенное, но ведь не более оценочное и эмоционально окрашенное, чем слово "элита". Вообще-то, корректнее было бы говорить о существовании научной области "быдловедение", к которой могут относиться различные конкурирующие "теории быдла", и мы именно так и будем делать, а не идти на поводу у псевдоучёных, кормящихся так называемой теорией так называемых элит. Пренебрежительное отношение к плебсу, выражаемое в слове "быдло", есть часть предмета исследования быдловедения. Таким образом, слово "быдло" выступает в быдловедении не в качестве оскорбления, а в качестве термина. Чтобы отличить рассматриваемую здесь "теорию быдла" от возмож- ных конкурирующих теорий, можно назвать её революционной. В отличие от "теории элит", "теория быдла" (или "теория быдл" -- терминология ещё не устоялась) не выражает заискивания перед объектом своего рассмотрения -- хотя бы потому, что если назвать кого-то в лицо быдлом, потом обычно приходится меряться силами, уносить ноги или готовиться к иску о защите "чести и достоинст- ва", потому что у продвинутого "быдла" они тоже якобы есть (и если бы хоть кто-то из быдла ещё объяснил, в чём между ними разница, а если она имеется, то почему не может быть так, что "честь" задели, а "достоинство" нет -- или наоборот?). Вследствие указанного отличия культивирование "теории элит" больше подходит людям приспособленческого склада, а культивирование "теории быдла" -- людям склада героического и/или революционного. * * * В польском языке слово "быдло" (bydlo) означает "скот". У шляхты Речи Посполитой оно в применении к людям выступало грубым синонимом таких слов, как "плебс", "простонародье", "чернь". В русский язык оно вошло в своём переносном значении -- может быть, даже ещё до "первого раздела" Речи Посполитой. Грубость слова объясняется тем, что значительная часть шляхты была малоимущей, и для неё основным средством дистанцирования от "неблагородных" было демонстративно неприязненное к ним отношение. Зачастую чем беднее был пан, тем гонористее: пусть сам выгребал из хлева навоз, зато с болтающейся на боку саблей. Кстати отдельного представителя быдла следует называть, навер- ное, скотиной. Пренебрежительный (или ласкательно уменьшительный) вариант: скотинка. * * * Называть или не называть основную массу народа быдлом -- это вопрос стиля, настроения, вежливости, пресловутой политкоррект- ности, но не вопрос истины. Люди существенно не одинаковы по своим психическим качествам, морали, идеологическим установкам, интеллектуальным навыкам: есть более волевые, толковые, способные к независимому суждению -- и есть заметно уступающие им в этих качествах. Первые тяготеют к лидерству или хотя бы к сохранению своей особой позиции, вторые предпочитают быть ведомыми, пережи- вать радость принадлежности толпе. Вторых всегда большинство: в любом обществе, в любую эпоху. Слово "быдло" в применении к людям -- это лишь негативно окрашенный синоним выражению "большинство народа". Употребление по отношению к другим людям слова "быдло" -- это либо болезненная реакция на нетолерантность массы по отношению к думающим индивидам, на нежелание её понять их, на неспособность большинства людей к развитию, либо физиологически обусловленный акт любования собой на фоне не особо развитых сограждан, либо обеспечение себе своеобразного психологического убежища ("но я хотя бы не быдло"). Быдло не называют под настроение публично быдлом, как правило, те, кто сами -- быдло, и те, кто стремятся пользоваться быдлис- тостью быдла, то есть, чиновники, политиканы-популисты и всякого рода неявные мошенники, выступающие в роли предпринимателей, общественных деятелей, авторитетных специалистов и т. п. Разумеется, быдло не будет голосовать на выборах за людей, которые публично называют его быдлом. Поэтому, к примеру, Адольф Гитлер публично никогда не называл основную часть немецкого народа быдлом, а только осторожно намекал иногда на эту её суть. Человек, публично называющий народ быдлом, лишает себя шанса попасть на выборную государственную должность, то есть освобож- дается от необходимости изображать из себя деятеля в простонарод- ном вкусе, затрудняться сочинением выгодной лжи и может позволить себе сосредоточиться на более полезных для общества и более интересных занятиях. Он переходит Рубикон и убирает гору у себя с плеч -- и всего-то через употребление несколько раз слова "быдло" по назначению. Есть много других специфических слов (из трёх и более букв), публичное употребление которых приводит к аналогич- ному освободительному эффекту, но слово "быдло" позволяет вдоба- вок насладиться острым чувством собственного благородства (возможно, иллюзорного, но воспринимаемого-то, как настоящее!). За словом "быдло" стоит неудобная грубая правда. В обществе, в котором все привыкли манипулировать и быть манипулируемыми, оно не входит в набор признанных политических фикций, а в обществе, в котором людям не было бы необходимости манипулировать друг другом, попросту исчезли бы ситуации, в которых это слово проси- лось бы на язык. Те, кто называет быдло быдлом, -- зачастую сами быдло, но либо продвинувшееся в образовании, либо относящееся к какому-то особо ущербному, но солидарному меньшинству, вроде гомосексуалистов, абсурдистов и т. п. Не принадлежать быдлу -- ещё не значит быть особо ценным или просто хорошим человеком. Принадлежать быдлу -- вовсе не значит быть плохим. Быдло называют быдлом, когда акцентируют порочные качества основной массы народа. Акцентируют не только ради пере- живания собственного величия, но и в слабой надежде подтолкнуть хотя бы некоторых к исправлению. Разумеется, жизнь не укладывается в простые схемы, поэтому есть полубыдло, четвертьбыдло и т. п. Стремление отмежеваться от быдла, стоящее за употреблением слова "быдло", -- похвальное, даже если проявляющий его индивид страдает завышением самооценки. Слово "быдло" в качестве оскорбления отличается от слов "ду- рак", "урод", "псих", "мразь" (и синонимичных им) тем, что выражает отнесение характеризуемого индивида к социальной группе, из которой тот в принципе может выйти, но, наверное, не хочет. (Уточним: бывших мразей не бывает, умники из дураков не получа- ются, психические дефекты ещё менее исправимы, чем физические, потому что даже не видно, ЧТО исправлять.) Из приведенных оскорблений единственное близкое по смыслу к слову "быдло" -- "дурак". Но дурак не обязательно принадлежит быдлу: скажем, если дурак оригинальничает (из-за недоразвития инстинкта подражания, к примеру) или если просто хорошо воспитан и крепко усвоил, что подражать массе опасно, то он -- не быдло. С другой стороны, специализированный и хорошо социализированный умник вполне может быть быдлом: иметь сильный инстинкт подражания и равняться на свою "референтную группу", а умищем блистать в частностях, имеющих не очень высокий уровень интеллектуальной сложности и/или далёких от вопросов общей организации личности. Ещё есть слово "засранец", означающее человека, гадящего бук- вально и/или фигурально. Засранцем тоже можно перестать быть в ночь с сегодня на завтра, правда, такое счастье почти не случает- ся. Засранцы -- разновидность быдла, но не всякое быдло -- засранцы. Бывают быдлованы довольно чистоплотные и деликатные: к примеру, никогда не дымят тебе в лицо, а окурок терпеливо несут в мусорницу. Но даже эти обижаются и агрессивничают, если скажешь им в автобусе, чтобы держались подальше, потому что от них воняет прокуренными лёгкими, или если не уступишь при них места старому алкоголику из бывших воров на производстве и взяточников, которо- му отрезали ногу, потому что он отморозил её в сугробе после патриотической пьянки на 23 февраля N-го года. Противоположность быдлу -- высшие. Применение высшим таких слов, как "элита", "избранные", -- не точно, потому что высших никто, как правило, на особую роль не избирает, а они попадают на неё сами в силу своих особенностей, тогда как "избранные" -- народом или начальством -- зачастую оказываются худшей разно- видностью быдла. Часть высших -- пастухи, аристократия; часть -- отшельники, аристократия духа. Номинальная принадлежность индивида к начальству не делает этого индивида высшим, номинальная подчинённость -- не делает быдлом. В пастухах у быдла нередко ходит такое же быдло, только более энергичное и подталкиваемое к деятельности алчностью и чувством собственной неполноценности. Пастухи частью подстраиваются под быдло, частью пытаются вести или гнать его в нужную им сторону. Иногда в обществе преобладает подстраивание, иногда -- ведение, иногда -- гнание (ну, гон). Представителям быдла легче выбиться в первые пастухи в условиях демократии, потому что такие индивиды "духовно" ближе к основной массе народа, понятнее ей. Аристократов духа зачастую изображают из себя люди припыленные и/или с недоразвитой совестью, которые категорически не хотят или не в состоянии заниматься простым честным трудом и злоупотребляют почтительным отношением добропорядочного быдла к высшим. Кроме того, есть честно заблуждающиеся индивиды, ошибочно причисляющие себя (и ошибочно причисляемые другими) к аристократии духа на том основании, что их интеллектуальная продукция очень похожа на интеллектуальную продукцию аристократов духа, хотя на самом деле является абсурдной. Слово "быдло" утратит политическую актуальность, когда устано- вится такая форма общественного устройства, при которой "наверху" будут оказываться по преимуществу достойные люди и эти люди будут в полной мере заботиться о благополучии и развитии большинства, а также своевременно уступать место другим, ещё более достойным -- по мере появления тех на политическом горизонте. Надо полагать, это произойдёт не скоро. Революции всегда случаются потому, что у власти -- в результате разложения, вырождения или слишком демократического волеизъявле- ния -- оказывается быдло, то есть, индивиды с ограниченным круго- зором, некреативные, не способные обеспечить остальному быдлу сносные условия существования, а небыдлу -- возможность проявлять себя на благо общества. * * * Особенности психического склада быдла: - свойственность держаться коллективом; - подражательность; - наклонность подобострастно подчиняться кому-нибудь, наклонность давить нижестоящего в социальной иерархии; - невысокий уровень интеллекта; - некритичность мышления; - некреативность или низкий уровень креативности; - солидарность, готовность воодушевляться как бы интересами своей группы и ненавидеть представителей других групп; - конформизм, непротивопоставление себя коллективу, обществу. Совсем кратко эти особенности выражаются словом "стадность". Альтернативная образность: не "быдло", а "обезьяны", и не "стад- ность", а "обезьянистость". * * * Больший шанс на распространение в быдле имеют те идеологии, ко- торые лучше отвечают особенностям психичского склада быдла, а не те, которые лучше защищают объективные интересы быдла. Соль в том, что психический склад быдла совсем не благоприятствует адекватно- му постижению быдлом его собственных быдлячьих интересов, зато благоприятствует манипулированию быдлом в интересах вышестоящих. Популярные у быдла идеологии -- это обычно идеологические инст- рументы манипулирования быдлом со стороны его пастухов. Христианство начиналось как собственная идеология быдла, но постепенно тоже превратилось в инструмент манипулирования быдлом со стороны вышестоящих. Марксизм стартовал как честная попытка высших разработать кор- ректную идеологию для быдла и в интересах быдла, но захлебнулся в "человеческом, слишком человеческом". Быдло вполне в состоянии принимать "всем сердцем" идеологию, в которой оно открыто представлено как низший элемент ("рабы Божьи", "государевы холопы" и т. п.), но этот низший элемент должен фигурировать как объект всесторонней заботы со стороны высших, а не как расходный материал. Наклонность подобострастно подчиняться и жертвеность (способ- ность под настроение убиться ради Родины и т. п.) -- не совсем то же, что мазохизм. Мазохизм -- это извращение указанных качеств. Данную теорию быдла быдло принять "всем сердцем" не в состоя- нии, потому что эта теория ориентирована на разум и не может "включать" у быдла ни подобострастное подчинение, ни жертвен- ность. Вообще, если имеешь дело с быдлом, то истина, правда, честность и справедливость, как правило, только мешают, хотя сами слова ("истина" и пр.) в надлежащем контексте вполне способны оказывать нужный манипулятивный эффект: быдло очень любит, когда его изящненько и как бы уважительно охмуряют. * * * К постижению феномена быдла. Быдло и реклама. Есть основание полагать, что глупая назойливая реклама разной ерунды, раздражающая людей мизантропического склада, быдлу, на- оборот, в основном нравится. Это основание очень простое: рекла- ма, как правило, окупается. Иначе её попросту не было бы. Разуме- ется, можно предполагать, что заякоривание рекламных образов являет собой на самом деле болезненный для быдла процесс, а после того, как оно случается, быдло уже не в состоянии ни контролиро- вать себя при покупках, ни помнить о болезненности процесса заякоривания, но реальность, скорее всего, много проще и состоит в том, что быдло не терпит рекламу, а любит её и где-то даже в ней нуждается как в разновидности "духовной пищи". Общество могло бы легко избавиться от назойливой рекламы одним весьма доступным способом. Я имею в виду не диверсии против ре- кламщиков и рекламодателей, а бойкот всего рекламируемого (без рекламируемой дряни живётся лучше, чем с нею, а у рекламируемой не-дряни почти всегда имеются нерекламируемые аналоги не худшего качества). Но быдло (= большинство населения) явно поступает наоборот. Причина привязанности быдла к рекламе сходна с причиной торча- ния его же в интернете. Она состоит в "подсадке" на информацион- ное охмурение, в удовольствии от достижения состояния псевдоин- формированности. Даже когда быдлу подсовывается реклама того, что этим быдлом потреблено заведомо не будет, быдло всё равно интере- суется: во-первых, потому что при этом воспринимает себя держащим руку на пульсе современности, во-вторых, радуется наличию у себя принципиальной возможности выбора, которой, скажем, при Советах не было СОВСЕМ, а теперь практически тоже нет, потому что нет денег. Вдобавок у быдла часто случается затруднение по поводу того, чем бы себя занять, а внимание рекламе как раз помогает успешно прожигать время. Для быдла реклама -- это разновидность квазибесплатного развле- чения, орнамент жизни, источник (псевдо)сведений о мире. А ещё реклама обеспечивает быдлованам чувство ориентированности в социальном пространстве. Дело в том, что быдло теряется в воз- растающем многообразии мира сомнительно нужных вещей и услуг и страдает от необходимости раз за разом делать сложный выбор, а реклама предлагает как бы готовые решения, чем облегчает быдлу существование. Лишать быдло рекламы -- значит причинять ему боль, обеднять впечатлениями быдлячью жизнь, а ещё отворять быдлячьи душонки для другого, возможно, ещё худшего зла, чем реклама. Рекламу подгоняют под интеллектуальный уровень усреднённого быдла. Реклама, в свою очередь, подгоняет быдло под этот уровень. В принципе через рекламу можно воспитывать быдло и даже чуть- чуть развивать его интеллектуальные способности, но это требует специальных усилий государства. Между тем, если оно и само до- вольно быдлисто, то оно -- в лице своих уполномоченных недоумков -- не сможет не только попробовать это делать, но даже вполне понять, о чём речь. * * * Некоторые очень сложные вопросы: Как делить людей на лучших и худших? Что делать с худшими? Как организовать общество, чтобы ему была наибольшая польза и от лучших, и от худших? Разные условия жизнедеятельности требуют разных человеческих качеств. Если некоторые индивиды проявили себя лучшими, это ещё не значит, что они (или другие люди с таким же набором качеств) окажутся лучшими и в будущем. Чтобы определить, какие люди лучше для будущего, надо иметь представление об условиях, в каких эти люди окажутся. Всякое качество индивида "работает" лишь во взаимодействии с другими качествами и поэтому не может оцениваться без учёта их. К примеру, физическая сила выгодна не сама по себе, а лишь в пределах некоторой "размерной" группы, иначе все животные были бы весом со слонов (на суше) или китов (на море). Выгодно быть более сильным среди одинаковых тебе по размерам, но если ты для обеспе- чения своей большей силы становишься более крупным, ты рискуешь выпасть из своей "экологической ниши" и оказаться в целом более уязвимым, чем менее сильные родственные организмы. У представителей одного и того же вида могут быть разные стра- тегии выживания. Иначе, наверное, не объяснить, почему например, честность или, наоборот, подлость, не оказываются в числе рудиментарных человеческих качеств. Поскольку люди живут в обществах, вполне возможно, что опти- мально иметь не единственный тип людей, а несколько взаимно дополняющихся типов, для каждого из которых свой, так сказать, идеал человека. Неопределённость в делении людей на лучших и худших оставляет простор для естественного отбора, а естественный отбор действует медленно, с большими издержками и в состоянии загнать человечес- тво в эволюционный тупик. Но, с другой стороны, такая неопреде- лённость предпочтительнее ошибочной определённости, какая существовала, к примеру, в нацистской Германии: в условиях неопределённости имеют больше возможностей выжить и реализовать себя индивиды, объективно представляющие собой значительную ценность для общества, но не воспринимаемые обществом в качестве таковых. * * * Основные свойства быдла, из которых надо исходить всякому карь- еристу: 1. Быдло стадно и подражательно. Для быдлована не делать того, что делает его стадо, -- это невыносимо. 2. Быдло эмоционально. Взывать к как бы разуму быдлованов можно только в простых случаях, в которых эмоции не задействованы. 3. Быдло легко поддаётся манипулированию. Если хочешь чего-то от быдла добиваться -- манипулируй вовсю или оставь свою затею. 4. Быдло обожает тех, кто им помыкает. Тех, кто высоко поднялся над ним. Зависть, ревность и ненависть быдла распространяются только на людей, которые поднялись не высоко или только пробу- ют подняться. 5. Быдло уважает честность и правдивость только в таких случаях, в которых оно от этого что-то имеет непосредственно, а не в принципе. Честные и правдивые люди редко выбиваются в лидеры общества не столько потому, что позволяют себе не любые приёмы борьбы, сколько потому, что честность и правдивость -- не очень весомые признаки качества личности у быдлованов: способ- ность урывать по-крупному ценится им больше. 6. Быдло не помнит зла и верит в свою несуществующую удачу. Спо- тыкаться вновь и вновь об одни и те же камни -- это для него почти что дело чести. 7. Быдло ценит и любит только простенькую потребительскую новиз- ну, позволяющую хвастаться перед себе подобными тем, что у тебя уже есть дрянь, которой у них ещё нету. Более сложная, пусть и полезная, новизна вызывает у него раздражение либо безразлична ему. 8. Быдло ненавидит тех, кто стараются выводить его из состояния былдючести, потому что для быдла такое выведение означает лишение любимого. 9. Когда быдло сильно страдает, оно, как правило, обвиняет в этом кого угодно, кроме себя и своих вождей. Возбуждать революцион- ные настроения у быдла -- значит, идти против его инстинктов. Быдло старается отыскивать ПОСТОРОННИХ врагов (внешних, внут- ренних) -- не включённых в систему "любимые пастухи -- любящее стадо". (Поэтому, скажем, революцию 1917 года в России делали в основном евреи: верхушка самодержавного общества не была для них "своей": не вызывала обожания, не обеспечивала наслаждения собственным раболепием.) 10. Если быдло всё-таки бунтует, это происходит в результате под- мен в быдлячьем восприятии: подсовывания альтернативных вож- дей, которых можно обожать. 11. Если вождь не поднимается высоко над быдлом, оно воспринимает его как неполноценного: у быдла от такого как бы вождя не включается инстинкт обожания-подчинения. 12. Быдло особенно охотно "клюёт" на физическое превосходство: быстрее бежит за вождями крупными, благообразными, мордастыми, вальяжными. Чтобы мелкий невзрачный вождь впечатлял быдлованов, он должен действовать издалека и через крупногабаритных мордас- тых посредников. Всё это естественно: обусловлено недалёкостью эволюционного отхода людей от обезьян. Вывод: помыкать быдлом, обирать его, открыто излишествовать за его счёт -- значит обслуживать его ключевую эмоциональную потреб- ность поклонении, смотрении снизу вверх. Это не грех, а хождение навстречу пожеланиям трудящихся. Существует и небыдло. В принципе общество состоит из 1) быдла, 2) пастухов 3) людей, эмоционально и мировоззренчески не входящих в быдлячье-пастушью систему гармоничных отношений. Небыдло -- не обязательно умники. Это могут быть и всего лишь люди с недоразвитыми инстинктами властвования, подчинения, подра- жания. Запрограммированная псевдокультурой часть быдла считает себя небыдлом, но на самом деле она -- быдло, у которого вожди -- где- то на стороне. Небыдло не влиятельно. Поэтому политические события протекают в основном по пастушье-быдлячьим схемам. Отклонение от этих схем означает, что небыдлу всё-таки удалось на что-то повлиять. * * * Основные физические стороны индивида: сила; выносливость; скорость; телосложение; запас здоровья; размеры; расцветка; размер жирового запаса; плодовитость; устойчивость к воздействию физических факторов (тепла, холода, радиации); стойкость к химическому воздействию; и др. Основные психические стороны индивида: инстинкты и опирающиеся на них моральные установки; воля; интеллект; память (скорость запоминания, скорость вспоминания, скорость забывания, объём памяти); психическая мощность, выносливость, устойчивость к неблагоприятным воздействиям; и др. ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Общая теория быдла (черновики заготовок к наброскам тезисов)