Александр Бурьяк

Компактный город, минимальное жилище

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Компактный город -- подход в градостроительстве, в наибольшей степени реализующий идею города ("удобная скученность"): позволя- ющий концентрировать людей и объекты больше, чем это обычно дела- ется, но при этом уменьшать вредные последствия плотного размеще- ния, какие обычно имеют место. * * * Сначала о ключевых понятиях в их применении к градостроительст- ву, архитектуре, устройству жилищ. Компактность -- плотное размещение объектов: с малыми промежут- ками между ними или с отсутствием промежутков. Интегрированность -- коммуникационная (включая перемещение лю- дей) объединённость объектов в целое посредством примыкания их один к другому и/или посредством использования связующих их конструкций. Связующие конструкции могут быть длинными, поэтому интегрированности не обязательно сопутствует компактность. Малоразмерность -- это относительная малость длины, ширины и высоты объектов, достигаемая через компактность их наполнения и/или через его минимализм. Компактность наполнения объектов -- это исключение в них неис- пользуемого и малоиспользуемого пространства. Это отказ от запаса пространства и усложнение задачи размещения (размашистая жизнь много проще компактной, но и много энергозатратнее -- даже с учётом затрат на компактизацию). Компактно размещать можно и не минимализированные наполняющие элементы. Минимализм -- отказ от излишеств без ущерба для безопасности и удобства и экономия пространства, материалов и энергии, достига- емая через их рациональное использование. Минимализация наполняю- щих элементов при сохранении наполняемого объёма позволяет ухо- дить от компактности наполнения. * * * Выбор концепции градостроительства, концепции жилища должен определяться не тем, какие вещи нравятся или не нравятся большин- ству людей в текущий период времени, а тем, какой образ жизни этих людей в состоянии выдерживать окружающая среда. Сегодняшнего образа жизни она не выдерживает. Компактное обитание требует аккуратных людей, стремящихся не докучать окружающим и не отягощённых дурными привычками. Успешно переделывать города в сторону большей компактности можно только параллельно с переделкой людей в сторону большей приличности. Или же можно для начала компактизировать только некоторые районы го- родов и допускать туда не всех. Загонять людей в условия компактного проживания нужно не будет: в безопасный красивый обустроенный район с чистым воздухом, при- личными соседями и пешеходной досягаемостью почти всех нужных объектов люди будут проситься сами. * * * Идея компактности жилой среды не является чуждой довольно мно- гим носителям европейской культуры. Правда, компактность в насто- ящее время больше используется как привлекательный курьёз, а не как стандартный подход к оформлению мест обитания. Преимущества компактной городской среды: - меньше затраты на прокладку коммуникаций; - меньше транспортные расходы; - меньше издержки на ночное освещение; - меньше территория, которую надо обустраивать, поддерживать в чистоте; - чище воздух (в нём меньше пыли и выхлопных газов от транспортных средств). Компактный город в данном контексте -- это город с плотной за- стройкой, а не город с малой численностью населения. Под компакт- ностью имеется в виду компактное размещение объектов и людей на единице городской площади, а не малоразмерность города. Город с малой численностью населения и соответственно с относительно малыми размерами может быть построен не компактно, а размашисто, с вытекающими из этого проблемами (см. выше). * * * Компактность города не увеличивает времени вынужденного пребы- вания обитающих в нём людей на близком расстоянии друг от друга, а наоборот, уменьшает его. Во-первых, потому что сокращает в первую очередь не те пространства, на которых находятся люди, а те, на которых находится транспорт (улицы, проезды, автостоянки, гаражи). Во-вторых, потому что уменьшает потребность в пользова- нии общественным транспортом. Опасность эпидемий (типа пандемии, вызванной коронавирусом COVID-19 в 2020 г.) в компактном городе не возрастает, а снижает- ся по следующим причинам: - уменьшается время вынужденного пребывания людей на близком расстоянии друг от друга; - у людей, ведущих здоровый подвижный образ жизни в чистой городской среде, лучше работает иммунная система; - компактная городская среда в холод и жару более комфортна, чем некомпактная, поэтому у людей в ней реже случается стресс, ведущий к заболеваниям; - за счёт компактности городской застройки облегчается устройство коммуникаций, делающих необязательным выход людей за пределы жилищ; - ресурсы, высвобождающиеся благодаря компактизации, могут использоваться для обеспечения большего числа людей отдель- ным жильём, отдельным рабочим помещением; для улучшения изоляции и оборудования жилищ и рабочих помещений, что сделает их более пригодными для длительного пребывания в них; - за счёт экономичного градостроительства у общества высво- бождаются ресурсы для быстрого адекватного реагирования на различные угрозы. Разумеется, для поддержания натурального иммунитета против раз- личных вирусов и бактерий человеку требуется... эпизодический контакт с их носителями, а в компактном, правильно отстроенном и правильно функционирующем городе это может быть затруднено -- ввиду меньшего размаха использования общественного транспорта и т. д. Компенсировать "транспортный" и прочий недобор инфекций можно хождениями в театры, кинотеатры, рестораны и т. п. Преиму- щество такого варианта -- в возможности самому определять периоды, в которые уже можно позволить себе и подзаразиться. * * * Серьёзный недостаток компактной городской среды -- её постоян- ная более высокая в сравнении с некомпактной средой комфортность по климатическим факторам. В такой среде будет иметь место детре- нировка населения в части выдерживания таких вещей, как холод, жара, ветер, дождь. Дело в том, что организму нужен регулярный умеренный дискомфорт, иначе ослабляется способность к выживанию, а на уровне популяции смягчается естественный отбор, и соответст- венно ухудшается качество "человеческого материала". Если в не- компактном городе поддержание адаптационных способностей организ- ма может быть пущено на самотёк, то в компактном, более комфорт- ном городе требуются специальные регулярные закаливающие процеду- ры. Между тем не у всех будет хватать воли для поддержания своей стойкости регулярными выходами из зоны комфорта. Вообще, можно говорить о том, что у идеи компактного города имеются следующие недостатки: 1) необходимость специальных усилий для поддержания способности противостоять напрягающим климатическим факторам; 2) незначительность запаса защищённого пространства в компакт- ных помещениях; но, с другой стороны, помещениями становятся улицы; 3) незначительность запасов воздуха в компактных помещениях -- на случай задымления города, к примеру; но, с другой стороны, облегчается проветривание (благодаря уменьшению загрязнения воздуха транспортом и обеспечивающими его работу предприятия- ми) и появляется возможность изолировать от открытого пространства целые улицы; 4) сложность перемещения по руинам в случае значительных разру- шений; но, с другой стороны, увеличивается возможность делать конструкции зданий и городских сооружений более прочными; 5) усложнение обеспечения шумоизоляции, визуальной изоляции; но, с другой стороны, город становится много тише за счёт сокращения транспорта; 6) более высокая уязвимость от пожаров и взрывов, сложность тушения пожаров, затруднительность ликвидации последствий крупных разрушений, но только при условии, что уплотнение будет производиться без совершенствования подходов к обеспе- чению безопасности (металлические двери, металлические шкафы, негорючая отделка, неиспользование горючего газа, металлические жалюзи вместо штор и т. д. - и гореть будет в основном нечему, а книги и одежда окажутся под защитой металла). * * * Если честно, минимализм в целом плохо ложится на человеческую природу. Он хорошо сочетается, только с таким её компонентом, как лень. Лентяи -- прирождённые минималисты и экономщики, но рулят в этом мире не они. Если лезть в детальки, то к минимализму распола- гает ещё и вышесредний здравый разум в сочетании с не совсем сла- бой волей, но он настолько мало распространён (особенно в паре с волей), что можно пренебрегать им как фактором. Четыре основных двигателя человеческой активности: половое вле- чение, стремление к высокому социальному статусу (приблизительно = тщеславие), жадность и страх смерти. Все они располагают к то- му, чтобы грести под себя побольше. Жадность -- это и вовсе есть в чистом виде стремление бездумно грести под себя. Половое влече- ние связано с загребанием так: чем больше ты приобрёл, тем ты привлекательнее как объект вожделения. Тщеславие тут тоже при деле: чем ты богаче, тем больше внимания ты на себя обращаешь сам по себе, а вдобавок тем больше у тебя средств, чтобы заставить о себе говорить. Страх смерти работает на обретение имущества так: во-первых, ты торопишься потребить побольше (от этого жизнь как бы полнее), во-вторых, случись что, у тебя будут средства на ле- чение-восстановление, пересадку тебе органов и т. п., в-третьих, ты якобы в состоянии оплачивать и свою безопасность, и своё по- требление не лишь бы чего (на самом деле ситуация там сложнее: питаться просто и недоедать -- это полезно для здоровья, а пре- ступников привлекают в первую очередь состоятельные люди, потому что есть что у них взять). * * * Направления компактизации города: 1. Повышение этажности зданий (до разумного предела). 2. Увеличение горизонтальных размеров зданий, сочетаемое с использованием световых колодцев и световых двориков. 3. Уменьшение промежутков между зданиями. 4. Интегрирование зданий. 5. Уменьшение доли площади, занятой транспортными и пешеходными путями, стоянками транспортных средств. 6. Сокращение доли площади, занятой "зелёными зонами". 7. Повышение эффективности использования внутреннего пространства зданий, в частности, минимизация размеров жилищ. Средства интегрирования существующих зданий в "старой", неком- пактной городской застройке: 1. Крыша над промежутком между домами: ------ ------ ------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ===> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------- --------------------- 2. Одноэтажное строение в промежутке между многоэтажными домами: ------ ------ ------ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ===> ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------- --------------------- 3. Здание поперек промежутка между двумя строениями (в том числе поперек улицы): ------ ------ -------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------- -------------------------- 4. Переход между двумя зданиями, располагающийся над улицей: ------ ------ ------ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------- -------------------------- 5. Переход между двумя зданиями, располагающийся под землёй: ------ ------ ------ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------- -------------------- ¦ +--------+ ¦ +------------+ Способы уплотнения существующей застройки: 1. Строительство здания в промежутке между другими зданиями: ------ ------ ------ ----- ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------- ----------------------- 2. Пристройка к зданию, расширение здания: ------ -------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------- ---------- 3. Надстройка здания: ------ ¦ ¦ ------ -------- ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ==> ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ -------- ---------- 4. Постройка большого здания над малым зданием (встраивание малого в большое): ---------- ¦ ¦ ¦ ¦ ------ ------ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------- ------------ 5. Постройка здания поперёк улицы: ---------- ¦ ¦ ---------- ¦¦ ¦¦ ¦¦ ------------ 6. Добавление подземных помещений: ------ ------ ------ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------- -------------------- ¦ ¦ --------
компактный город, галерея Виктора Эммануила II, Милан
Галерея Виктора Эммануила II в Милане. По сути -- две перекрещивающиеся пешеходные улицы под стеклянной крышей. Фото автора, 2016.
компактный город
Здание поперёк улицы. Кёльн, 2008.
Фото автора.
компактный город
Переход между двумя зданиями, располагающийся над улицей. Лейпциг, 2011 г. Фото автора.
ЛЮБОЕ особо крупное здание, если только оно не что-то вроде крытого стадиона, -- являет собой пример какого-нибудь подхода к строительству компактного города, даже если внутренняя плани- ровка его неплотная. "Пентагон" в штате Вирджиния, США. Зловещий символ американско- го империализма. Здание Министерства обороны Соединённых Штатов. годы постройки: 1941-1943 размеры в плане: длина каждой из 5 сторон 281 м высота: 23.5 м количество этажей: 5 наземных, 2 подземных вместимость: 26 000 человек устройство: 5 концентрических пятиугольников стиль: функционализм статус: крупнейшее офисное здание в мире
компактный город, Пентагон
Пентагон, Штат Вирджиния.
Дворец правосудия в Брюсселе. годы постройки: 1866-1883 размеры в плане: 160x150 м высота: 142 м площадь в плане: 26.006 кв. м количество внутренних помещений: 27 залов судебных заседаний, 245 меньших помещений количество внутренних дворов: 8 стиль: эклектизм с греко-римскими мотивами статус: на время постройки был крупнейшим зданием мира
компактный город, Дворец Правосудия, Брюссель
Дворец Правосудия в Брюсселе.
Хофбург в Вене. Резиденция императоров Священной Римской Империи германской нации, Австрии, Австро-Венгрии. годы постройки: приблизительно 1220-1923 количество помещений: более 2600 количество зданий, соединённых между собой: 18 Идея города-здания здесь воплощена в части примыкания зданий одно к другому и в обеспечении возможности непосредственного перехода из здания в здание. Это, так сказать, дворцовый вариант интегрированности и компактности. Кстати, он не исключает малоразмерности неосновных помещений.
компактный город, Хофбург, Вена
Хофбург в Вене.
Фото 1900 г.
Зимний дворец и Эрмитажи в Санкт-Петербурге. Зимний дворец: годы постройки: 1754-1826 длина по фасаду со стороны Невы: 210 м. высота: 23.5 м количество помещений: 1084 количество лестниц: 145 количество этажей: 3 основных, полуподвальный, антресольный общая площадь помещений: около 60 000 кв. м стиль: елизаветинское барокко с элементами французского рококо в интерьерах Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж -- здания, примы- кающие к Зимнему дворцу. Расположены справа от него (если смот- реть с Дворцовой площади) в том порядке, в каком записаны. Связа- ны между собой переходами. Малый Эрмитаж связан переходом с Зим- ним дворцом. Поднятые над уровнем земли переходы между зданиями и малые внутренние дворики, обеспечивающие освещение и вентиляцию, -- то, на что следует обратить внимание. Заметим, что Зимний дворец вкупе с Эрмитажами менее размашист в плане, чем Хофбург, и больше использует внутренние дворики, что сокращает внешнюю границу дворцового комплекса и делает его более "закрытым" (= защищённым). Здания типа Зимнего дворца и Хофбурга привносят в идею компакт- ного города следующее: особо большие компактные интегрированные архитектурные массивы вполне могут быть красивыми, прочными, удобными. И они вполне пожароустойчивы, если применять в их конструкциях поменьше дерева, побольше железа (чугуна, бронзы) и если почаще ставить брандмауэры на чердаках с деревянными стропи- лами. Немного другая внутренняя планировка, дающая большее число помещений с меньшей площадью, для таких массивов вполне возможна -- и не делалась в них только потому, что не ставилась такая задача.
компактный город, Зимний дворец, Санкт-Петербург
Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Крупные здания башенного типа -- это тоже вариант компактного градостроительства, но, наверное, не лучший, потому что не дешё- вый (поскольку очень уязвимый от природных и антропогенных факто- ров, а уменьшение уязвимости требует затрат). Между тем, основное назначение компактности -- удешевление города и снижение антропо- генной нагрузки на природную среду (башня занимает мало места, но её высокая стоимость означает дополнительные расходы материалов и энергии, то есть, дополнительное потребление ресурсов и создание дополнительных отходов). Кстати, нет смысла освобождать земную поверхность посредством строительства высотных зданий вместо малоэтажных, если её займут не леса и парки, а автомобили. * * * Преимущества высотных зданий: 1) эффектный вид, демонстрирующий мощь технологий и высокое качество "человеческого материала" (а заодно показушность, амбиции и беспечность); 2) экономное использование территории; 3) хороший вид из окон (но он имеет место, только если высотные здания не стоят одно возле другого). Следующие особенности высотных зданий НЕ ЯВЛЯЮТСЯ их преиму- ществами: 1) большая плотность размещения людей и оборудования: такая же плотность достигалась бы, если бы здание было низким, но широким; 2) малые затраты на отопление: в низком широком здании они были бы такими же; 3) более чистый воздух на большем количестве этажей: в невысот- ных зданиях тоже можно обеспечить чистый воздух, причём на всех этажах, если использовать принудительную вентиляцию и установить воздухозаборник повыше (но лучше стремиться к тому, чтобы воздух в городах был чистым и на уровне земли). Аргументы против высотных зданий. Высотные здания... 1) более требовательны к грунту; 2) более сложны, вследствие чего требуют более качественных проектировщиков, строителей, эксплуатационщиков и более аккуратных пользователей, а такие всегда в дефиците; 3) дороже обходятся -- по причинам, изложенным в пункте 2; 4) более уязвимы от ошибок и недоделок; 5) требуют более качественных конструктивных материалов; 6) требуют допольнительных затрат материалов для обеспечения большей прочности; 7) более привлекательны в качестве цели для диверсий; 8) менее пригодны для эвакуации людей в чрезвычайных обстоятельс- твах; 9) "при прочих равных условиях" более уязвимы от землетрясений; 10) являются источниками большей опасности для людей, находящихся поблизости внизу; 11) более проблемны для работы пожарных; 12) в случае поломки или отключения лифтов становятся очень неудобными для перемещения в них; 13) легче трущобизируются. Какие здания считать высотными? Вопрос сложный. Недостатки высотности нарастают постепенно при увеличении количества этажей. Ни к какому скачку привязаться не получается. Далее, высотность по-разному воспринимается разными людьми -- сообразно их физиче- ским возможностям и культурным установкам. Вдобавок значимость недостатков высотности зависит от ситуации в стране, в мире, в земных недрах. Пока можно ограничиться вот этой экспертной оценкой: - высотные здания -- те, которые выше 20 этажей; - рекомендуемая высота зданий -- не более 10 этажей. - оптимальная высота зданий -- 5 этажей. Страна может позволить себе лишь столько высотных зданий, на сколько хватает у неё высококачественных людей. Высотные здания -- это, можно сказать, дорогостоящий и опасный городской декорум и средство монументальной пропаганды, не более того. * * * Болонья -- по-видимому, самый аркадистый город на планете. Бо- лонские аркады, заменяющие тротуары, -- это половина пути к горо- ду-зданию: они бывают полезны даже в условиях холодного климата, поскольку защищают пешеходные пути от дождя и снега.
компактный город, аркады в Болонье
Аркады в Болонье.
* * * Воздушный переход между соседними зданиями, висящий над улицей или каким-нибудь проездом либо проходом, называется по-английски skywalk, skybridge, skyway. Назначение его двоякое: 1) защищать пешеходов от непогоды, 2) ускорять перемещение между зданиями. Воздушные переходы делаются уже много столетий, но не массово: они -- довольно редкий элемент архитектуры. Причина редкости -- в том, что у соседних зданий, как правило, разные владельцы и у этих владельцев нет интереса в связывании зданий в целое. На некоторых улицах некоторых городов (Миннеаполиса, Калгари и др.) стремятся связать здания воздушными переходами так, чтобы можно было перемещаться вдоль и поперёк улиц, не выходя из-под крыши, на довольно большие расстояния. Это называется skyway system. Альтернатива концепции skyway system -- концепция underground city: система связанных подземных пространств под городом. Пешеходная галерея вдоль улицы, являющая собой видоизменение части первого этажа, тоже может рассмариваться как элемент горо- да-здания. Пассаж (passage) -- "популярный во второй половине XIX века тип торгового здания, где магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи с остекленным перекрытием. Примером мо- жет служить галерея Виктора Эммануила II в Милане" (Википедия).
компактный город
Трёхэтажный московский Пассаж напротив Кремля. Всё нужное для эффектного компактного градостроительства было освоено отдельными энтузиастами более 100 лет назад.
Фото автора.
компактный город
Музей военно-морского флота в Санкт-Петербурге: старые здания интегрированы в нечто большее посредством добавления стеклянной крыши между ними. Можете ведь - если хотите.
Фото автора.
* * * Любая пешеходность, любая неразмашистая садообразность -- это элементы того, что присуще малоавтомобилизированному компактному городу. Можно сказать, компактный город есть всего лишь результат распространения лучших образцов человекоориентированности (= уют- ности и удобства) на всю площадь городской застройки. * * * Причина зашумлённости крупных жилых зданий с плотной внутренней планировкой -- в непринятии достаточных конструктивных мер для звукоизоляции, а также в неприспособленности мебели, быта, соци- альной организации к компактному проживанию людей. Чтобы успешно защищаться от шума, требуется не только создание затруднений рас- пространению звука, но также уменьшение мощности его источников: 1) исключение перепланировок квартир (планировка должна быть изначально удобная, разнообразная и/или легко изменяемая без частичного разрушения конструкции здания); 2) производство мебели, сборка которой не предполагает шума; 3) производство оборудования, размещение и закрепление которого не требует операции сверления стен. Также, наверное, имеет смысл создание звуковой полиции, специа- лизирующейся на выявлении и привлечении к ответственности произ- водителей шума. * * * Много замечательных примеров компактного строительства дают далёкие времена. К примеру, деревня Харанаг (Kharanagh, Kharanaq) в Иране, провинция Язд (Yazd). Деревня существует около 4000 лет. В настоящее время старинная глинобитная часть деревни, правда, оставлена жителями, но не из-за разочарования в компактности, а из-за того, за истёкшие 400 лет несколько возросли требования к параметрам жилплощади: понадобилось место для холодильника, телевизора, книг, одёжных шкафов, вдобавок население вообще предпочитает перебираться в города, а ещё, возможно, ухудшились местные условия для занятия сельским хозяйством. Также не исклю- чено, что обитателям примечательной деревни помогли переселиться из неё, чтобы она остановилась в своём развитии на самом интерес- ном этапе. По аналогии с Венецией.
компактный город, Харанаг, Иран
Компактная интегрированная деревня Харанаг в Иране, провинция Язд.
Фото автора, 2016.
* * * Как правило, жители уже существующих домов сопротивляются уплотнению квартала, поскольку оно - делает квартал более шумным, более загрязнённым (табачным дымом, автомобильными выхлопами и т. п.); - приводит к уничтожению деревьев; - сокращает место для прогулок, для детских игр; - делает неудобным выгул собак; - уменьшает возможности для парковки автомобилей; - вынуждает приличных людей переселяться в другие места; - облегчает приход в квартал непритязательных инорасовых иммигрантов. В самом деле, почти все люди хотят жить поближе к центру города с его преимуществами доступности цивилизационных благ, но при этом они хотят находиться как бы почти в лесу: чтобы воздух был чистым, чтоб рядом было поменьше построек, людей и транспорта, побольше деревьев плюс какой-нибудь симпатичный водоём с тростни- ком, ивами на берегу, рыбками и лягушками. При уплотнении какого-нибудь квартала выгода от уплотнения рас- пределяется на весь город, но этому конкретному кварталу достаёт- ся её очень немного. Поэтому каждый житель города заинтересован в том, чтобы уплотнялись все городские кварталы кроме того, в кото- ром обитает он. Чтобы уменьшить противодействие уплотнению, можно применять следующее: - уплотнять все кварталы до одинаковой степени -- в очерёднос- ти, определяемой жребием; - при уплотнении использовать щадящие строительные технологии: малошумные, малопылящие и т. п.; - страдающим от процесса уплотнения горожанам выплачивать компенсацию за счёт дополнительного налога на остальных; - сопровождать уплотнение значительными улучшениями в устрой- стве соседствующего жилья и внутриквартального пространст- ва, делаемыми за счёт остального города; - принимать радикальные меры для защиты горожан от шума в уплотнённых кварталах (и не только в них, но с них следует начинать): -- увеличивать звукоизоляцию жилищ; -- жёстко бороться с производителями шума; - поощрять деавтомобилизацию; - противодействовать курению и собакодержанию. Никто не хочет близкого соседства с такими объектами, как - многоуровневая автостоянка;; - увеселительное заведение с ночным графиком работы; - излучатель станции мобильной связи; - ночлежка; - автозаправочная станция; - общественный туалет. Желательные соседи: - поликлиника; - отделение полиции; - архив; - картинная галерея; - почтовое отделение; - книжный магазин, цветочный магазин, магазин одежды; - небеспокоящее предприятие обслуживания: к примеру, парикмахерская, отделение банка; - офис серьёзной фирмы; - дешёвое кафе без громкой музыки. Объектов такого рода на все кварталы не хватит. Промежуточные по степени желательности варианты: - жилой дом; - детский сад; - продовольственный магазин. Уплотнять можно очень по-разному: создавая только неудобства или, наоборот, увеличивая благоприятность микросреды обитания. Второе даётся труднее, потому что требует очень дефицитных ресурсов: - мощного креативного интеллекта; - взыскательного художественного вкуса; - жёсткой настроенности на улучшение жизни людей. Если уплотнение городов встречается их населением в штыки, значит, либо плохо объясняются выгоды этого уплотнения, либо у населения хромает картина мира вследствие ущербного образования и обработки ущербными СМИ, либо уплотнение действительно осуществ- ляется неправильно. Уплотнение городской застройки, не предваряемое существенной деавтомобилизацией, десобакизацией, детабакизацией, "санацией" "человеческого материала" вообще, а также повышением культуры сосуществования и культуры проведения строительно-ремонтных ра- бот, -- это тяжёлое издевательство над людьми: в неплотном горо- де нормальные индивиды хотя бы расстояниями частично защищаются от дегенератов, дураков, жлобов, хамов и прочего доставучего ущербного контингента, а также от некоторых беспокоящих псевдо- достижений цивилизации, в случае же бездумного уплотнения города они оказываются в социальном аду, устраиваемом неразумными человеками друг другу. * * * Уплотнять застройку надо с таким расчётом, чтобы не увеличи- вать, а по возможности уменьшать опасность для людей в случае землетрясения, наводнения, урагана, бомбардировки, пожара и т. п. Этого можно достигать через... - строительство зданий повышенной прочности, могущих служить убежищами; - делание первых этажей зданий особо укреплёнными; - повышение прочности существующих зданий; - создание особо защищённых проходов с большой пропускной способностью; - обновление коммуникаций с улучшением их защиты и снижением опасности от них; - связывание подземных помещений и переходов по возможности в одну сеть, по которой возможно довольно комфортное и безопас- ное пешее передвижение большого количества людей. Надо строить здания не так, чтобы после разрушения их земле- трясениями и т. п. было возможно передвигаться между руинами, а так, чтобы здания не разрушались, а если всё-таки разрушались, то чтобы при этом сохранялись их части, предназначенные для того, чтобы быть убежищами и путями для передвижения людей. Если здания стоят впритык одно к другому, то они поддерживают одно другое и в них проще устраивать сквозные защищённые переходы. * * * Компактный город и землетрясения. Почему компактный город может быть при землетрясениях сущест- венно менее опасным, чем некомпактный город: - снижение стоимости строительства позволяет дополнительно тратиться на увеличение прочности построек; - интегрированное или впритык одно к другому размещение стро- ений обеспечивает их "взаимную поддержку"; - малая этажность зданий уменьшает размеры возможных обрушений; - малая этажность делает менее тяжёлыми последствия падения предметов и обломков с верхних этажей зданий; - в малоэтажных зданиях верхние этажи меньше качаются при подземных толчках и соответственно люди там меньше страдают от падений мебели и пр.; - наличие крытых переходов между зданиями защищает от падения обломков; - наличие укреплённых нижних этажей и развитых подземных ком- муникаций облегчает эвакуацию, доступ ремонтных служб; - сокращение длины трубопроводов позволяет делать их более качественными, более способными выдерживать землетрясения и пр. В компактном городе труднее разбирать завалы, это да. Но в нём и больше возможности строить так, чтобы здания не разрушались, то есть, чтобы завалов и не было. НЕ НАДО доводить дело до появления завалов. * * * Экономия, достижимая посредством компактизации городов, по- зволит использовать высвобождающиеся средства для проведения более правильной политики (природопользовательной, внешней и т. п.) -- и через это уменьшать угрозы городам. Ущербная власть заинтересована на поприще уплотнения только в том, чтобы 1) найти побольше "инвесторов", 2) избежать совсем уж катастроф, 3) разместить все неблагоприятные объекты подальше от "элитных" кварталов (последние при такой власти, разумеется, уплотнению не подлежат). При ущербной власти её ущербная уплотнительная политика дискре- дитирует идею компактного города, зато даёт дополнительные поводы для массового недовольства и делает городскую среду более удобной для ведения городской герильи. * * * Градостроительный враг народов -- Ле Корбюзье (1887-1965), ко- торый в детстве назывался Charles-Edouard Jeanneret-Gris. У него: "Квартира -- это машина для жилья. Свободно расположенный в пространстве многоквартирный дом -- это единственно целесообраз- ный тип жилища. Городская территория должна четко разделяться на функциональные зоны: жилые массивы, промышленная территория, зона отдыха, транспортная инфраструктура." В общем, не без участия указанного индивида стали распростра- няться в городах 1) зонирование и его частичное следствие -- затранспортивание), 2) обездворивание.

Световой колодец

Из Википедии (статья "Световой колодец"): Световой колодец Системы солнечного освещения (англ. light tube or light pipe) - оборудование для освещения помещений при помощи естественного солнечного света. Световой колодец представляет собой трубу, передающую солнечный свет с минимальными потерями. Простейший вариант светового колодца - отверстие в потолке. Солнечные колодцы применяются для освещения как промышленных, так и жилых зданий в дневное время суток. Могут применяться в больших промышленных зданиях: складах, цехах, подземных помещениях и т. д. Впервые солнечный колодец начали производить в Австралии в 1991 году по патенту 1986 года. Конструкция солнечного колодца аналогична перископу, с той разницей, что колодцу нет необходимости передавать изображение. Верхняя часть солнечного колодца располагается на крыше здания, или солнечной стороне фасада. Нижняя часть выводится в помещение. Задача верхней части - собрать как можно больше солнечного света. Для этого применяются различные коллекторы, рефлекторы и даже линзы Френеля. Свет передаётся по колодцу с большей эффективностью, если колодец прямой и короткий. Если колодец имеет углы, повороты, или большую длину, то часть света рассеивается. Для минимизации потерь применяются прозрачные материалы с большой отражающей способностью (например, оптоволокно). В нижней части солнечного колодца устанавливаются устройства, рассеивающие солнечный свет. Световой колодец диаметром 300 мм способен освещать площадь 8 кв. м. Один колодец позволяет в европейских условиях предотвратить ежегодный выброс в атмосферу до 7,4 тонн СО2. Световые колодцы с оптоволокном разработаны в 2004 году в США. В верхней части такого колодца применяются параболические коллекторы. Применение солнечных колодцев позволяет сократить потребление электроэнергии, в зимние время сократить дефицит солнечного света у людей, находящихся в здании.
световой колодец, Hotel de Bordeaux в Париже
Световой колодец в Hotel de Bordeaux в Париже.
Фото автора.
световой колодец, Hotel de Bordeaux в Париже
Среднее между световым колодцем и световым двориком. Здание за собором Святого Стефана в Вене.
Фото автора.

Световой дворик

С сайта wiki-linki.ru: Атриум или Атрий (лат. atrium) - центральная часть древнеримс- кого и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В современной архитектуре атриумом называется внутренний световой дворик в здании.
компактный город, световой дворик
Открытый световой дворик в здании Gothaer Versicherung. Кёльн, 2008 г.
Фото автора.
компактный город, световой дворик
Перекрытый прозрачной крышей световой дворик в гостинице Sharja Centro. Во дворике размещён гостиничный ресторан. Шарджа, ОАЭ, 2013 г.
Фото автора.

Движение любителей малых жилищ

"Downsizing" -- уменьшение размеров. Слово применяется прежде всего к предприятиям, сокращающим свой персонал, -- как эвфемизм "массовому увольнению". Во вторую очередь попадаются выражения "downsizing house", "downsizing home", "downsizing car" и "downsizing career". К теме данной статьи относятся только уменьшаемые "house" и "home". Также можно искать ссылки на выражение "tiny house" и "tiny home" ("крошечный дом"). * * * Существует сайт для знакомств на почве минимального домостро- ения: tinyhousedating.com
крошечный дом, tiny house
Крошечный дом (tiny house). Cabin in Montana mountains designed by Jeff Shelden (from p. 70 of "Tiny Homes" by Lloyd Kahn).
крошечный дом, tiny house
Крошечный дом (tiny house). Interior of a treehouse built in Carbondale, CO by architect Stephen A. Novy (from pp. 152-153 of "Tiny Homes" by Lloyd Kahn).
пентхаус Компактный домик на крыше большого дома, Нью-Йорк. Фото George Steeinmetz с сайта yahoo.com, статья Tess Panzer "Idyllic Country Cottage on the Roof...".
Tess Panzer, "Idyllic Country Cottage on the Roof of an NYC Building is Every City-Dweller's Dream", site yahoo.com (23.06.2015): Have you spent much of your life torn between dreams of living an idyllic existence in the countryside and thriving in the heart of a vibrant metropolis? Are you forever yearning for the simple pleasures of a homey little cottage, yet drawn to the pulse that can only be found walking down busy city streets, surrounded by cars and people? From the streets below, you would never know there was such a unique home on the roof of this apartment building. New York City residents David Puchkoff and Eileen Stukane decided they didn't want to have to choose, and combined both ends of the residential spectrum in a way that leaves us all very, very jealous. The couple built a beautiful cottage on the rooftop of a West Village apartment building on Greenwich Street, and from the sidewalk below you would never know such a hidden gem existed. Complete with a porch, a lawn and flower beds, this NYC cottage, six floors above street level, is straight out of a fairytale, and it is what Puchkoff and Stukane have the good fortune of coming home to every evening."

Минималистская классика в жилищестроении.

минимальное жилище, яранга
Жилище народов Севера - яранга. Фото 1923 г.
минимальное жилище, юрта
Монгольская юрта. Фото XIX в.
минимальное жилище, жилище зулуса
Жилище зулуса. Фото из интернета.
минимальное жилище, жилище зулуса
Жилище зулуса внутри. Фото из Википедии.
минимальное жилище, жилище древних осёдлых арабов
Жилище древних осёдлых арабов. Фото автора. Фуджейра, 2013.

Опыт эксцентричного минималистического домостроения.

С сайта readmas.ru:

Концепт самого узкого дома от Jakub Szczesny

Польский архитектор Jakub Szczesny представил концепт самого узкого в мире дома, ширина которого составляет всего лишь 1,5 метра! Жилой дом под названием House Tours призван заполнить узкую щель между двумя многоквартирными высотными зданиями, расположен- ными в Варшаве (Польша). Известный израильский писатель Этгар Керет (Etgar Keret) явля- ется символическим покровителем проекта, поэтому именно ему будут даны ключи от нового уникального жилья, окончание строительства которого планируется уже на 4 февраля 2012-го года. Первый месяц писатель планирует провести в узком доме в качест- ве полноправного жильца, после чего это нестандартное пространст- во будет служить искусству, в качестве арт-студии, открытой всем творческим людям, дизайнерам и художникам со всего мира. Идея создания новаторской инсталляции пришла к автору именно тогда, когда он увидел очень узкую, ничем не заполненную щель между двумя высотными домами. Это может казаться фантастическим, но в самом широком месте пространство этого жилища достигает всего лишь 1,33 метров! Тем не менее, здесь есть спальня, ванная комната, гостиная и кухня, расположенные на двух этажах, которые взаимодействуют друг с другом посредством шведской лестницы. Недостатком уникального пространства является нехватка места для хранения вещей и мебели, поэтому данный концепт можно рассматривать лишь как интересный эксперимент и уникальную инсталляцию, которая со временем будет совершенствоваться.
минимализм
Узкий дом при опущенной входной лестнице.
минимализм
Узкий дом при поднятой входной лестнице.
минимализм
Узкий дом, вид с фасада.

Опыт обитания без жилищ.

Обитание без жилищ вовсе -- это максимальное достижение в стремлении к минимализму и компактности. Три основные сложности безжилищного существования: - транспортировка вещей; - оставление вещей без присмотра; - защита от нападения во сне. Даже при крайней минимизации количества и массы личных вещей их оказывается чуть больше, чем можно длительно носить с собой без чрезмерных усилий. Решение проблемы транспортировки вещей при безжилищном сущест- вовании -- чемодан-тележка с большими малошумными колёсами, при- способленный к перемещению на этих колёсах на значительные рас- стояния. Способ защиты вещей -- держаться мелкими группами. Но при групповом передвижении/размещении обостряются ещё две проблемы: - уединение; - звукоизоляция на время отдыха. Способ защиты от нападения во сне -- сокрытие в безлюдных мес- тах и/или объединение с себе подобными.
компактный город
Безжилищник под Цепным мостом в Будапеште. Фото автора.
компактный город
Минимальная одноместная палатка Black Diamomd. Фото из каталога.
* * * Походный офицерский чемодан-кровать. "Описание чемодана-кровати системы Поручика И. И. Гинтера. (Для пехоты, пешей артиллерии и инженерных войск. Чемодан-кровать сист. Поручика Гинтера (форменный, - объявлен циркуляром Глав. Интенд. Управ. 1888 г. за № 1615 и циркуляром Глав. Артил. Управ. 1889 г. за № 79), в сложенном виде (фиг. 6), имеет форму паралле- лепипеда ширины 8 вер., длины 15 вер. и высоты 12 вер. Он состоит из двух главных отделений: Чемодана аа (фиг. 9 и 10) для вещей (ящик 8 вер. ширины, 15 вер. длины и 8 вер. высоты) и складной кровати бб, которая, будучи наглухо соединена с чемоданом, скла- дывается на крышке его в виде ширм (фиг. 9) и прикрывается имеющимся при чемодане чехлом зз (фиг. 9, 6 и 8). Таким образом, кровать составляет верхнюю (меньшую) часть чемодана-кровати, а ящик для вещей - нижнюю часть (фиг. 9 и 10)." 1 вершок = 4.45 см. Размеры чемодана: 35.6 x 66.75 x 53.4 см.
чемодан-кровать Гинтера
Фиг. 6. Чемодан-кровать системы поручика И. И. Гинтера в сложенном состоянии. С сайта ser-sarajkin.narod2.ru.
чемодан-кровать Гинтера
Фиг. 7. Чемодан-кровать (на самом деле ещё и стол) системы поручика И. И. Гинтера в разложенном состоянии для использования в качестве стола. С сайта ser-sarajkin.narod2.ru.
* * * Складная лодка-чемодан-палатка-кровать. Патент на такой предмет был выдан в СССР в 1925 году изобретателю А. А. Попкову. Из опи- сания изобретения: "...палатка имеет внутри привешиваемый веревочный или из друго- го какого-либо материала гамак, который служит для лежания, а изголовьем является открытая крышка чемодана."
лодка-чемодан-палатка-кровать
Лодка-чемодан-палатка-кровать А. А. Попкова в сложенном состоянии. Фото с сайта patentdb.su.

Консервативный город

Пример консервативного города -- Паундбери, выстроенный на землях принца Чарлза Виндзорского, Великобритания. Принц Чарлз был идеологом и "двигателем" проекта. Консервативный город -- не очень компактный, но хотя бы ориен- тированный на пешеходов, а не на автомобили. Консервативный город строится приблизительно так, как строили городки (не большие города!) в конце XIX века -- до того, как началось нашествие автомобилей. Это, можно сказать, имитация застройки XIX века для тех, кому не хватило натуральной. Принципы консервативного города: - малоэтажность (2-4 этажа); - плотная застройка (дома стоят в основном впритык один к другому); - малое количество автотранспорта, транспорта вообще: места, в которых людям надо бывать, располагаются в пешей доступ- ности от их жилищ.
компактный город
Городок Паундбери принца Чарлза.

Проект компактного города в Саудовской Аравии

С сайта ammiac.com (2022): "САУДОВСКАЯ АРАВИЯ ПОСТРОИТ В ПУСТЫНЕ НЕБОСКРЕБ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ 170 КМ." "В Саудовской Аравии представили фантастический проект, который уже назвали 'Городом будущего'. Его открыл наследный принц Мухам- мед ибн Салман. Небоскреб под названием The Line должен протя- нуться на 170 км и вместить 9 млн человек — для сравнения, это население Нью-Йорка. Как сообщает New Atlas, дом будет состоять из двух параллельных зданий и будет напоминать лежащую на боку высотку." "Предполагается, что внутренняя планировка будет сочетать жилье, школы, рабочие места и кафе, а снаружи дом будет отделан зеркалами. По периметру расположатся парки с водопадами и пешеходными дорожками, откуда можно будет любоваться пустыней." "Высота The Line составит 500 м, ширина всего 200, через него пройдет высокоскоростная железная дорога. Дом задуман в концепции урбанизма невесомости, когда внутри можно будет передвигаться не только вдоль, но и вверх-вниз." "Еще одна деталь — небоскреб будет полностью питаться от возоб- новляемых источников энергии. Эксперты считают это несложной за- дачей при таком количестве солнца." (В моём доме тоже есть лифт, но я не знал, что это -- "урбанизм невесомости".) Недостатки указанного проекта: 1. Большие расходы на обеспечение высотности и на транспортиров- ку снизу вверх. 2. Повышенная уязвимость от мощного оружия и природных разруши- тельных факторов (вместо одного города-здания на 9 миллионов человек лучше 18 городов-зданий на 500 тысяч человек каждое). 3. Неудобство доступа к естественным ландшафтам: на ближайшие будет слишком много желающих. Смотрение на эти ландшафты сверху тоже не получится, потому что они будут все в чело- вечках, то есть, от естественности мало что останется. В этом проекте основная цель -- удивить размерами, а не полу- чить максимум выгод от компактности.
компактный город
Teneo Strategy LLC/Neom Company.

Город Сонгдо в Южной Корее

Сонгдо выстроен не под легковые автомобили, а под пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт. Правда, Сонгдо позиционируется не как "компактный", а как "умный", причём под его умностью понимается не компактность, а нашпигованность электроникой: всякими датчиками, видеокамерами и прочими неоднозначными вещами. Сайт hronika.info, статья "Сонгдо: город будущего, который уже существует"): "Сонгдо - не просто 'умный', но ещё и невероятно энергоэффек- тивный город. Например, уличное и дорожное освещение, благодаря всё тем же датчикам, способно подстраиваться под нужды горожан: система сама отключает освещение там, где в данный момент нет людей или машин, и делает ярче там, где их много." "В любой момент времени, где бы вы не находились, вы можете дистанционно управлять своим утюгом, микроволновкой или кондицио- нером." А мне это нужно? "Город приспособлен максимально эффективно расходовать все имеющиеся ресурсы. Например, отработанная горячая вода использу- ется для обогрева помещений, сточные воды очищаются специальными фильтрами и используются для полива в парках и на предприятиях, растительность на крышах уменьшает ливневые стоки и использует солнечное тепло для фотосинтеза и охлаждения окружающего воздуха. А привычного для нас сбора мусора в Сонгдо нет вовсе. Все бытовые отходы, и влажные, и сухие, по пневматической трубе доставляются сразу на станцию переработки. В итоге в городе нет ни мусорных контейнеров, ни мусоровозов. Все эти инновации позволили в каждом здании сократить потребление энергии на 30%, а потребление чистой воды в Сонгдо так и вовсе в 10 раз меньше, чем в обычном городе." Чтобы использовать отработанную горячую воду для обогрева поме- щений, очищать сточные воды и т. д., много электроники не требу- ется. С сайта theoryandpractice.ru, статья "Я уеду жить в Сонгдо": "У умных городов есть и немало противников. Профессор Марк Дикин, глава Центра стабильности городов в Эдинбургском универси- тете им. Непера, задается вопросом: вызваны ли эти обновления социальной необходимостью или же ведутся ради самой технологии? Автор книги 'Против умного города' Адам Гринфилд говорит, что 'идея "умных городов" в целом остается обескураживающе бедной в плане конкретики', то есть попытки разобраться, к чему именно ведет развитие городов в этом направлении, натыкаются на абстрактные пресс-релизы, а выгода очевидна только для таких производителей цифрового оборудования, как IBM и Cisco, которые получают гигантские и 'вечные' муниципальные контракты." "Умный город" -- это частью опыт малоавтомобильности, но в основном это скорее конкурирующая концепция, протаскивающая избыточную "электронику" в нашу и без того сложную жизнь. В рамках идеи компактного города считается, что чем проще, тем лучше, а прогресс должен в основном сводиться к совершенствова- нию простоты. Гениальное зачастую просто. Дерзайте. Концепцию "умного города" можно определить как высокотехноло- гичное экономное ИЗБЫТОЧНОЕ потребление (потребизм, консумизм, а в особо критическом контексте -- потреблятство). Экономность достигается за счёт высокотехнологичности, а не за счёт отказа от излишеств. Ущербное в концепции "умного города": - повышение зависимости людей от технологий, от компьютеров; - дополнительная уязвимость вследствие сложности; - прибавление сложности человеческого мира (= уменьшение его понятности, охватности, управляемости) хотя люди с ней и без того уже всё хуже справляются; - повышенная затратность (в сравнении с "компактным горо- дом", в котором излишества не экономизируются, а попросту устраняются); - способствование психической деградации людей (перекладыва- ние чего-то на автоматику означает уменьшение нагрузки на соображение). Человек сам может мыть полы в своей квартире, а может поручить это роботу и освободить время для чего-то там (для изучения робо- тотехники, для программирования роботов, для размышлений о том, захватят ли роботы власть, для компьютерных игр и т. п.). Если человек будет мыть полы сам, это для него будет необходимое орга- низму движение, вдобавок он будет лучше знать, где у него в квар- тире что лежит. И ему не нужно будет много зарабатывать, чтобы иметь деньги на этого робота и прочую навороченную ерунду. Ещё он сократит объём работы куче очкариков, которые занимаются раз- работкой, производством, впариванием и обслуживанием электроники (и очкарики смогут уделять больше времени саморазвитию, восстано- влению биосферы, наведению глобального порядка). К тому же он облегчит обществу проблему энергообеспечения, утилизации отрабо- тавших своё электронных устройств, лечения очкариков, перенапря- гающихся в офисах, защиты от хакеров, норовящих "взбесить" или просто остановить роботов-уборщиков и много чего электронного ещё, чтобы вызвать хаос в обществе в интересах конкурирующего общества или ради вымогания денег или для преодоления своего геморройщицкого комплекса неполноценности или чтобы устроить какую-нибудь дурацко-гениотскую революцию.
компактный город, Сонгдо
Город Сонгдо, проект. Вид с как бы неба.

Район Borneo-Sporenburg в Амстердаме.

(Взято из https://pkolyshkin.livejournal.com, 02.04.2014): "Власти Амстердама решили убрать старые портовые склады, кото- рые размещались на островах. Острова недалеко от центра, но место было индустриальное, не престижное. Первоначальной идеей было за- строить многоэтажным, по меркам голландцев, жильем в 10-14 эта- жей. Исследования показали, что продавать такие квартиры придется дешево. Голландцы, несмотря на недостаток земли и большую плот- ность населения, не очень любят многоэтажки. И вот после долгих проработок архитектурному бюро West 8 уда- лось найти остроумное и элегантное решение задачи. Ответ поража- ет: они придумали, как при трехэтажной плотной застройке получить количество квартир большее, чем при многоэтажной застройке. По сути, была придумана новая типология жилья - малоэтажная застрой- ка высокой плотности. Как это удалось? Если грубо, представим прямоугольный остров и четыре линии таунхаусов на нем. Голландцы сделали в центре буль- вар с детскими площадками и гостевыми парковками. А по две линии таунхаусов сильно сжали, так что между ними получилась лишь узкая щель: чтобы свет чуть проходил в отдельные комнаты, да можно было поставить стул и столик на улице." Что не понравилось в подходе: 1) некомпактность самого жилья: компактно только расположение домов; 2) дороговизна (это в конечном счёте нагрузка на окружающую среду; но понятное дело, что в теперешней Европе дешёвое жильё не обеспечивает престижа, поэтому пользуется спросом только у "беднейших слоёв населения"); 3) низкий уровень защитных свойств "стекляшек", расположенных почти на уровне воды: случись что, останутся только обломки, скрежет зубовный и тёплые воспоминания о последних благополуч- ных годах обожравшейся Европы, у которой от жира заплыли мозги.
компактный город
Район Borneo-Sporenburg в Амстердаме. Панорама.
компактный город
Район Borneo-Sporenburg в Амстердаме. Картина вблизи.
Из того же источника (02.04.2014): "В начале 1970-х власти снесли район Прюит-Игоу в Сент-Луисе, состоявший из 33 одиннадцатиэтажных домов. На этом история многоэтажных жилых микрорайонов в США была завершена. Парадокс в том, что в Западной Европе, откуда к нам пришел этот концепт застройки, от него отказались еще в 1970-х. Россия же, несмотря на переход от социализма к капитализму, продолжает двигаться по этому тупиковому пути."
компактный город
Снос района Прюит-Игоу в Сент-Луисе, США.
"Микрорайон - парадигма российского градостроительства с начала 1960-х. Тогда идея казалась свежей и модной: вместо небольших 'капиталистических' кварталов - огромные территориальные единицы, жилые микрорайоны. Они составлялись из свободно размещенных многоэтажных жилых домов и зданий соцкультбыта и представлялись концептом из будущего. Архитекторов завораживала смена масштаба: если квартал занимал площадь сто на сто метров, то микрорайон представлял собой структуру протяженностью с километр. Если в квартале здания располагались по периметру, вдоль улицы, то в микрорайоне многоэтажные дома расставлялись хаотично, не следуя каким-то правилам, - это создавало ощущение свободы. Модернистская градостроительная парадигма микрорайона пришла в Советский Союз из Европы: в 1950-е и 1960-е именно так застраива- лись города, пострадавшие от войны. Концепт микрорайона хорошо сочетался с идеей панельного домостроения - строить надо было много и быстро. Однако уже к началу 1970-х в Европе стали отказы- ваться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить их. Почему? Недостатки микрорайона к тому времени стали уже совершенно оче- видны. Такая застройка не соразмерна человеку. Большие дома да- вят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически - они остаются чужими. Большие общественные дворы можно очелове- чить, но это очень затратно, и на практике они оказываются просто огромными и неблагоустроенными пустырями. Многоэтажная застройка в большинстве случаев является монотонной, что неблагоприятно сказывается на психическом здоровье людей. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказался в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивало транспортные перемещения горожан. Наконец, в микрорайоне не возникало комьюнити: люди были отчуждены друг от друга. Все вместе это способствовало росту криминала на таких территориях. Во Франции связь преступности и негуманной жилой среды панельных микрорайонов является сегодня в рассуждениях урбанистов общим местом. В США история модернистской градостроительной традиции оказа- лась еще более краткой. В Сент-Луисе в середине 1950-х был возве- ден район Прюит-Игоу, состоящий из 33 11-этажных домов. В то вре- мя это был самый крупный жилищный социальный проект в Штатах. Район со всеми прелестями цивилизации, включая водопровод и элек- тричество, получил кучу архитектурных премий и был заселен. Но уже через 10 лет он превратился в криминальное гетто. На первом этапе оттуда начали массово съезжать белые семьи. На втором - об- ширные общественные пространства стали местом проявления ванда- лизма. Коммунальщики не справлялись с поддержанием в порядке дво- ров и подъездов. Полиция перестала приезжать на вызовы. После того как власти повысили стоимость аренды, последовали многочис- ленные неуплаты по счетам. Все кончилось развалом коммунальной системы и отселением жильцов. В 1972-1974 годах район снесли - здания были взорваны. Это событие считается переломным моментом: закат эпохи модернистского градостроительства стал очевиден."

Опыт интенсивного благоустройства малых территорий.

(Взято из https://pkolyshkin.livejournal.com, 02.04.2014): В компактном городе, в отличие от некомпактного, значительно меньше пространства, подлежащего обустройству. Поэтому качество обустройства этого пространства, насыщенность его используемыми объектами может быть существенно выше. В принципе можно выстраи- вать город-сад, местами очень похожий на описанный далее парк "Tropical Islands".

Парк "Tropical Islands".

Из Википедии (ru.wikipedia.org), статья "Tropical Islands":
компактный город
.
Tropical Islands - 'тропические острова' тропический Парк развлечений. Расположен в Хальбе в земле Бранденбург, Германия. Он располагается в бывшем эллинге (ангар для дирижаблей), принадлежавшем ранее фирме Cargolifter AG и называвшемся Aerium. Зал имеет размеры 360 м в длину, 210 в ширину и 107 в высоту. Поддерживается температура 26 °C, 'тропическое' окружение с влажностью воздуха 64 %, самый большой в мире искусственный крытый 'тропический лес' с пляжами, многочисленными тропическими растениями, множество плавательных бассейнов, баров и ресторанов. Tropical Islands открыт круглосуточно в течение всего года. Парк разделён на следующие тематические области: 1. Тропическая деревня - с постройками в стиле Таиланда, Борнео, Самоа и Бали. 2. Тропический лес - более 50 000 растений свыше 600 видов. 3. Южное море - бассейн 140 метров длиной, площадью 4 400 квадратных метров и 1,35 метров в глубину, как копия залива атолла с песчаным пляжем, шириной 200 м , 850 деревянных раскладывающихся стульев-лежанок. Температура воды 28 °C. 4. Лагуна из Бали - свыше 1 200 квадратных метров водной поверхности переменной глубины, температура воды 32 °C, фонтаны, искусственные течения, водные горки. Проблемы. Высокий расход энергии является отрицательным экономическим и экологическим фактором. Оболочка рассчитана на поддержание температуры от 19 °C, в области саун поддерживается температура 26 °C. Из-за большой площади поверхности и покрытия, пропускающего ультрафиолетовые лучи возникают большие потери тепла. Природный газ в качестве источника тепла связан с выбросами углекислого газа. Теплопотери также возникают из-за постоянного подогрева песка. Кроме того, потери возникают из-за того, что испаряющийся из бассейнов водяной пар, аккумулирующий тепло, удаляется в результате проветривания. Только на это расходуется порядка 1,3 МВт.

Минималистический опыт в создании мобильных жилищ

Автодом -- мобильный вариант компактного жилища. Используемые в нём минималистские технические решения могут применяться и в стационарных жилищах.

Автодом

Из Википедии (ru.wikipedia.org), статья "Автодом": "Автодом (кемпер, автодача, караван) - автомобиль с жилым помещением в фургоне, либо отдельным в виде прицепа, либо совмещённым с самим автомобилем. Чаще всего производители используют шасси легких грузовиков и устанавливают на него жилой модуль. Кабина автомобиля при этом связана проходом с жилым помещением. На современном этапе производства автодомов применяются технологии позволяющие создавать полностью интегрированный автодом. Снаружи он становится похож не на машину с жилым фургоном, а на автобус. Чаще всего в автодоме установлены места для сидения которые на стоянках трансформируются в спальные места. Имеется биотуалет, душ, газовая плита, холодильник, газовое отопление, кондиционер, шкафы для предметов, освещение. Также автодомом могут называть прицепной фургон для автотуризма и других целей. В Северной Америке и Европе популярен туризм на автодомах с остановками на ночлег в кемпингах - специальных приспособленных стоянках. Самоходные автодома в Европе часто называют 'кэмпер' (англ. campervan, camper, нем. Wohnmobil, фр. Camping-car), в Северной Америке - recreational vehicles (RV) и motorhome. Прицепные автодома в Европе часто называют 'караванами' (англ. caravan, нем. Wohnwagen, фр. Caravane), в Северной Америке - travel trailer. В США автодома используются в основном для двух целей: автотуризма и постоянного жительства. Огромные размеры страны и отличное состояние дорог, находящихся в федеральном, штатном и местном ведении делают автотуризм осо- бенно привлекательным. У тех, кто увлекаются автотуризмом, авто- дома большую часть года содержатся в гараже или во дворе дома и используются лишь несколько раз в году для поездок по стране, ознакомления с географическими достопримечательностями и т. д. Ещё чаще автодома берутся в аренду на время отпуска. Преимущество путешествий в автодомах заключается в том, что турист не зависит от наличия или отсутствия гостиниц и мотелей, может бесплатно остановиться на любой срок в любом месте. Другой категорией лиц, использующих автодома, являются малообе- спеченные граждане, особенно пенсионеры. Те, кто не может себе позволить купить свой дом или хочет сэкономить деньги на кварт- плате, могут постоянно жить в автодоме, путешествуя по стране. Обычно постоянные жители автодомов стремятся быть поближе к южным штатам во время зимы, чтобы сэкономить на отоплении и зимней одежде. Вдоль автомобильных шоссе в США расположено огромное количество кемпингов (RV parks), которые обеспечивают все необходимые усло- вия для путешественников: снабжение питьевой водой, электричест- вом, канализацией, душем, ванной, кухней, мусорными свалками, местами для выгула животных и т. п. В США существуют фирмы и компании, специализирующиеся на доставке почты для адресатов, у которых нет постоянного места жительства (mail forwarding services). За определённую плату они доставляют письма и посылки в любое заранее условленное место."
автодом
Древний VW-Bus с Westfalia Campingbox, легко добавляемым и убираемым. Сохранившийся экземпляр принадлежит Westfalia-Museum.
автодом Westfalia Columbus
Автодом Westfalia Columbus, вид снаружи.
С сайта www.promobil.de.
автодом Westfalia Columbus
Автодом Westfalia Columbus, вид внутри.
С сайта www.promobil.de.
автодом Westfalia Columbus
Автодом Westfalia Columbus, вид сверху после снятия "крыши".
С сайта www.promobil.de.
автодом Eura Mobil Terrestra Semi Integrated
Автодом Eura Mobil Terrestra Semi Integrated, вид снаружи.
С сайта euramobil.de.
автодом Eura Mobil Terrestra Semi Integrated
Автодом Eura Mobil Terrestra Semi Integrated, вид внутри.
С сайта euramobil.de.

Минималистический опыт в судостроении.

Малоразмерная яхта, приспособленная для длительного плавания, -- это компактное плавучее жилище. Технические решения, вырабо- танные для малоразмерных яхт, применимы и для минимальных жилищ.
яхта Twister
Яхта Twister, вид снаружи.
С сайта en.wikipedia.com.
яхта Twister
Яхта Twister, вид внутри.

Транспортный минимализм.

Транспортный минимализм -- дополнение к градостроительному и жилищному минимализму. Город компактнее, если в нём используется преимущественно компактный транспорт, да и то по минимуму. Мини- мальный транспорт хорош, среди прочего, как бросающееся в глаза напоминание о том, что минимализм даже в условиях Западной цивилизации -- не утопия, а уже опробованная и положительно оценённая реальность, пусть пока и не очень популярная.
транспортный минимализм
Транспортный минимализм. Трёхколёсный мини-фургон на улице Кёльна, 2008 г.
Фото автора.
транспортный минимализм
Суперминигрузовик с педальным приводом на улице Амстердама, 2007 г.
Фото автора.
транспортный минимализм
Французский одноместный автомобиль Arola 20. Выпускался с 1981 года, недолго. Скорость до 65 км/ч. Масса 190 кг.
Фото из Википедии.
транспортный минимализм
Немецкий двухместный автомобиль Isetta. Дверь - спереди. Выпускался с 1955 по 1962 г. Скорость до 40 км/ч. Масса 350 кг.
Фото из Википедии.
транспортный минимализм
Итальянский четырёхместный автомобиль Vespa 400 (задние места - для детей). Выпускался с 1958 по 1964 г. Масса 375 кг.
Фото из Википедии.
транспортный минимализм
Турецкий транспортный минимализм на берегу Изникского озера, Турция.
Фото автора, 2020 г.
транспортный минимализм
Турецкий транспортный минимализм в Фетхие, Турция. Этот автомобильчик - по сути ТРЁХМЕСТНЫЙ (!!!). Я бы добавил ему по откидному багажнику спереди и сзади (то, что там теперь, - не багажники, а вроде бамперов, как будто багажник не может бампить).
Фото автора, 2024 г.
транспортный минимализм
Вот так выглядит этот автомобильчик внутри. Я бы добавил реконфигурирование и сдвиг сидений, чтобы получались: 1) большое багажное отделение за сиденьем водителя, 2) спальное место (лучше лежать с поджатыми ногами, чем никак), 3) столик для приёма пищи, работы с компьютером и т. п.
Фото автора, 2024 г.
Мотороллер -- это в сравнении с автомобилем, даже минималистс- ким, очень большой шаг в сторону компактизации города и очищения его атмосферы. К сожалению, приемлемый только при тёплом и не очень влажном климате. Это довольно большой шаг к лучшей жизни даже в сравнении с мотоциклом. Но всё равно лучше не допускать, чтобы деавтомобилизация приводила не к пешеходизации (в крайнем случае велосипедизации), а к мотороллеризации. * * * Наблюдения в разных странах показывают, что компактность, мини- мализм, а то даже и "ретроградство", в принципе не чужды очень многим людям. Иначе говоря, есть на что опираться в пропаганде модералистического образа жизни, а главное -- имеется шанс сде- лать модерализм самораспространяющейся "заразой".

Литература.

Сапрыкина Н. А. Мобильное жилище для Севера.- Л.: Стройиздат, 1986.

Возврат на главную страницу             Александр Бурьяк / Компактный город