Александр Бурьяк

О разгуле демократии в Беларуси

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Разгул демократии в Беларуси... Тема избитая и бесперспектив- ная, но что-то тянет меня к ней, как самоубийцу -- ко всяким режущим и колющим предметам... Нет, всё-таки надо зафиксировать кое-что для потомков, иначе лет через двадцать, возможно, люди станут слишком мозаично воспринимать отдельные нюансы нынешней эпошки. По телевизору накануне голосования так сильно расшумелись про демократизм нынешних выборов, что я было даже взгрустнул из-за того, что не надумал рвануться в депутаты сам: подумалось, что при таких невиданных "закрываниях глаз" на нарушения закона о выборах, может быть, даже мне удалось бы проскользнуть в белорус- ский парламент. Но уже через два дня всё стало на свои места: оказалось, я снова ничего не потерял по части времени и денег. На 110 мест в Палате представителей было 100 претендентов от оппози- ции, и НИ ОДИН НЕ ПРОШЁЛ. Огранизаторы выборов в Беларуси настоль- ко отшлифовали своё профессиональное мастерство, что "режим" уже может себе позволить даже присутствие оппозиционных кандидатов в избирательных бюллетенях и даже показ этих кандидатов иногда по телевизору. Кстати, рискну предположить, что если бы не оппозиционеры в избирательных бюллетенях, проблема обеспечения явки граждан на выборы была бы ещё значительнее. Так что на оппозиционерах элементарно ПРОЕХАЛИСЬ. Ещё и хихикали, наверное. Процедура учёта бюллетеней и подсчёта голосов такая, что ре- зультат выборов на избирательном участке -- мягко говоря, в руках "верхушки" избирательной комиссии: председателя, заместителя председателя, секретаря. Членов комиссии подбирают так, чтобы они не проявляли настойчивого желания проверить действия руководите- лей. Простое членство оппозиционеров в комиссиях мало что даёт при существующей процедуре. Хуже того, оно ВРЕДИТ: создаёт иллю- зию демократизма. Не более полезны на выборах в части обеспечения демократичности и всякие иностранные наблюдатели из самых демократических стран: они обеспечивают лишь внешнее соблюдение приличий, а это усыпляет бдительность граждан. Иначе говоря, выборы проигрываются даже не на стадии формирова- ния избирательных комиссий: они проигрываются ещё на стадии при- нятия закона, обеспечивающего возможность фальсификаций. Таким образом, ЛЮБЫЕ ВЫБОРЫ В БЕЛАРУСИ ЗАВЕДОМО ПРОИГРЫШНЫ ДЛЯ ВСЕХ, КТО НЕ ВХОДИТ В ОБОЙМУ ВЛАСТИ или не нужен ей в качестве "фигового листка". Если закон о выборах составлен "правильно", то для получения нужного результата "голосования" даже не требуется этот закон на- рушать -- во всяком случае, явным образом . Если его и нарушают, то с соблюдением всех приличий: ночью, тайно, при свете фонари- ков. Поэтому разные "иностранные наблюдатели" совершенно искренне пишут в своих отчётах, что днём "в процессе выборов никаких отступлений от закона о выборах не обнаружено". Изменить этот закон может только парламент, который им, однако, вполне доволен, потому что по нему же и избирался -- и надеется избраться вновь. Получается замкнутый круг, разорвать который может только какая-нибудь масштабная катастрофа, но ведь лучше уж жить с таким парламентом, чем заполучить катастрофу. Есть, правда, одна идея. Назвать её можно "Всебелоруское демократическое собрание" или как-нибудь в этом роде. Суть её в том, что можно создать уважаемый представительный орган с власт- ными потенциями, который вне существующей политической системы, но не запрещён существующими законами. Ну, законы, конечно же, будут вскоре изменены так, чтобы он оказался незаконным, но, может быть, к тому времени это будет уже безразлично. Так или иначе, это какой-то НОВЫЙ ХОД, а не повторение бесполезных преды- дущих. Отличие его от проводившихся однажды альтернативных выбо- ров президента состоит в том, что тогда дублировалось существую- щее, а теперь можно попробовать что-то в дополнение, а не вместо. Если требуется просто бодание с властью, то чем этот повод хуже других? Нет, он лушче других, потому что отличается замахом и хотя бы слабенькой надеждой на успех. Власть у нас как бы исходит от народа, но ведь трудно сказать, сколько же этой власти нужно и в какой форме, вот народ и самоорганизуется как бы в дополнение к тем органам народного представительства, которые он якобы породил прежде. Ну, чтобы всё ещё замечательнее стало. Цель собрания -- рассмотрение вопроса о реформе представитель- ной власти в Беларуси и принятие Национальной стратегии. Осталь- ное -- по обстоятельствам. Для обеспечения представительности собрания надо использовать следующую процедуру выбора депутатов, которую можно назвать "открытым инициативным голосованием": на листах с предложением кто хочет, подписывается "за", кто хочет -- "против", "воздержал- ся" или "не одобряю процедуры голосования". Голосование считается завершённым, когда истекает практически достаточный срок для волеизъявления тех, у кого воля есть. Количество подписантов не имеет значения, если практическая возможность участия в голосова- нии была почти у каждого: считается, что проигнорировавшие голо- сование приемлют любой его исход и любые последствия этого исхода. Как говорил Максим Горький, права не дают -- права БЕРУТ.

С форума "Фальсификации 2008", сайт tut.by:

Накануне:

27.09.2008: "Никакой площади не будет. Эти выборы, как и выборы в местные советы, ничего не значат. Максимум, что произойдет, -- попытка сбора небольшой группы людей. Оставшиеся сочувствующие рассядутся вечером 28.09 компаниями по своим авто и будут ездить по проспек- ту туда-обратно и глазеть: а происходит что-либо на площади или нет, как там интересно, хорошо что не пошел (не пошла), там и так людей достаточно и т. п. К тому же, на нескольких десятках участков, где выдвигаются потенциальные посетители-организаторы площади, можно совместно с иностранными наблюдателями провести операцию 'честные выборы'. Как итог, агрументы для похода на площадь будут отсутствовать. Некоторые кандидаты на площадь попадут в 'парламент' в результате 'честных' выборов. Полагаю, власть для себя смирилась с максимальной квотой в 'парламенте' для 'не своих': от 0 до того значения в %%, при котором эти люди не смогут оказывать никакого влияния на прини- маемые законы и более важные решения (где-то 25%). А слышно и видно их не будет по-прежнему. Если наблюдатели из ЕС, видя, что уже сейчас нельзя говорить о честности компании, говорят о воскресном дне как о решающем в ходе оценке демократичности выборов, то, похоже, что описанный выше сценарий будет реализован, возможно, с некоторыми незначительными изменениями по обстоятельствам и в зависимости от настроения одного небезызвестного гражданина и Ко. Думаю, что в итоговом заявлении ЕС, будет отмечаться повышение открытости и демократичности избирательной кампании, признание/ непризнание зависит от %% пропущенных властью в 'парламент' посторонних." * * * "Ой, чего вы так убиваетесь? Вы же так не убьетесь! 'Выборы' уже прошли, и причем их, как и следовало ожидать, не было. По- следний этап голосование и подсчет голосов, конечно, важны, но не имеют смысла без предшествующего представления и донесения до избирателей позиций всех существующих сторон по всем проблемам, существующим в стране. Да хотя бы без формулирования проблем. Так как никакого представления позиций и обмена мнений не было (а при существующей избирательной системе это и невозможно), то и заключительный акт бессмысленен, не говоря уже о том, что мало кто сомневается в том, что посчитают все равно как надо. И это даже не принимая во внимание, что палатка в которую выбирают, не решает ничего. "

В день выборов:

28.09.2008 "Не фальсификация, но тоже.... Общежитие завода. Все дни досрочного голосования администрация сидела на вахте и "призивала" сходить проголосовать. В день выборов собрался на рынок. На вахте сидит комендант и работник администрации. Обоих хорошо знаю и в хороших отношениях. Сразу вопрос: - Голосовал? - Нет. - Ты что!... Объясняю: предыдущего палаточника с прошлых выборов ни я ни мои знакомые 'не видели', квартирный вопрос УСУГУБИЛСЯ, очереди растут. Какого хрена я пойду еще одного дармоеда выбирать. Ведь всем понятно, что палатка ничего не решает. Согласны со мной, но списки сверят и 'оргвыводы' будут сделаны. Не делай хуже себе и нам. Вот такое "принуждение к миру". Очень неприятно." "Если в дни досрочного голосования ничего не происходит, то зачем тратить столько усилий чтоб людей туда загнать? И после этого я кому-то поверю, что досрочное голосование это просто голосование и ничего больше?! 'Ха' три раза." "Я тоже задаюсь этим вопросом. Ведь 'если звезды зажигают, значит -- это кому-нибудь нужно'. Если на досрочные выборы старательно загоняют -- уговаривают, значит -- ... ?" "Наблюдатель Владимир Малей сообщил, что он зафиксировал факт изменений следа штампа на урне, что установлено на избирательном участке №65 Брестском-Мухаветском избирательном округе №4. Наблю- датель обратился с заявлением в прокуратуру, где его рассмотреть отказались, сославшись на то, что прокурор заболел. Владимир Малей обратился за помощью к члену окружной комиссии Людмиле Денисенко (КПБ), но она также отказалась начать разбирательство, отметив, что достаточно заявления." В 19 часов 11 минут: "Лично я сходил 10 минут назад на выборы , чтобы посмотреть на активность. На том листе, где значилась моя квартира, было не бо- лее 4 росписей (включая мою). Также отмечу, что в помещении школы было пусто (2 человека прошло за 3 минуты, пока я голосовал, расписывался). Посмотрим, сколько же в итоге по моему округу 'нарисуют' проголосовавших." "Моя роспись была второй на листе где-то из 20 фамилий. Подпись сестры вообще была первой. И это в 17:00. На вопрос: 'Почему здесь так малолюдно?', ответ был: 'Уже все до обеда проголосова- ли'. И все почему-то засмеялись." "Знакомая только вернулась с избирательного участка, работала в комиссии от трудового коллектива. Прямо на ее глазах независимого наблюдателя председатель увел куда-то поговорить, а в ящик кинули 2 стопки заполненных бюллетеней. За весь день из 153 человек в ее списке проголосвало 22. У остальных работников картина такая же. Кто-то сомневается, что нарисуют 70-80% явки?... Она говорит, что уже к 8 часам видела листы, на которых были готовые цифры за каждого кандидата, количество испорченных бюллетеней и т. д. Потрясающая интуиция у нашего ЦИКа. Короче все как всегда, сильная и процветающая Беларусь не может не обманывать людей." "По поводу явки -- конечно, как минимум, в Минске никаких 75% быть не могло. Среди моих знакомых не ходил никто -- и никакой позы а-ля БАЙКОТ. Просто все понимают бессмысленность этой ходьбы. собственно именно в этом причина малочисленности акции протеста: протестовать надо против чего-то. А тут протестовать против лотков с бананами и ливеркой, украшенными пластмассовыми цветами?! Никому это просто не интересно... ни выборы, ни протест." "Диктатура без обмана быть не может. Основы диктатуры -- беззаконие, беспредел, произвол, и конечно же, ложь." "Где Вы прочитали такую ахинею? Вы про римское право слыхали, на котором основаны все европейские правовые системы (в том числе и наша)? Там отдельной строкой есть про процедуру назначения диктатора." "Я был на этом участке набдюдателем от ОГП. (...) Судя по под- счету голосов, замена бюллетеней была. По виду стопок 95% голосов на досрочном голосовании получил судья Центрального р-на Самосей- ко -- человек, который регулярно отправляет оппозиционеров на сутки за ругню по-белорусски матом и домогательство к бойцам ОМОНа. По виду стопок в день голосования Самосейко и Лебедько набрали примерно равное количество голосов. Трудно сказать точно -- во время наблюдения меня теснили два милиционера, которых позвал, чтобы меня выгнать зам.пред. комиссии Пятница Алексей Николаевич, а председатель комиссии Гладкая Алефтина Николаевна (т. 6543952) изображала голкипера, прыгая передо мной, героически заслоняя стол с бюллетенями своей грудью. С моей стороны стояло три женщины, сортировавшие бюллетени (одна из них Бриштелева Ольга Ивановна). Сортировали, помоему правильно -- изредко, увернувшись от Гладкой, я видел галочки и крестики. Так вот у этих трех женщин, берущих бюллетни из общей кучи, при сортировке стопка с Лебедько была в два, два с половиной раза больше, чем стопка с Самосейко. Члены комиссии переговаривались только шепотом и записками. После пяти минут шушуканий появились примерно равные по высоте стопки бюллетеней Лебедько и Самосейко. С урнами для голосования на дому история тоже загадочная. По сведеньям коммисии и наблюдателей дома проголосовало 40 человек. Самосейко из этих урн получил 47 голосов. В нарушение Избирательного кодекса, раздельного подсчета урн для досрочного, домашнего и основного голосования не производи- лось, их результаты не обьявлялись. На мои требования их объявить Гладкая отвечала, что все будет отражено в итоговом протоколе. Соврала -- в протоколе только общие данные. (...) Маниакальное желание смешать результаты досрочного и основного голосования, загнать на досрочное голосование как можно больше народа -- подтверждает подозрение о замене бюллетеней в урне досрочного голосования. Еще одно, уже традиционное, нарушение избирательного законодательства -- комиссия целиком составленна из сотрудников минобразования (учителя и работники детсадов) во главе со своей начальницей -- начальника отдела дошкольного и общего среднего образования администрации Центрального р-на Гладкой А.Н." "Нет, я пришёл ЛИЧНО, ВООЧИЮ убедиться в позиции людей -- игнорирование этой власти . И увидев на своём листе всего лишь 3 (без моей) подписи за час до закрытия участка, я понял , что не всё так плохо в борьбе с режимом АГЛ, как думалось мне на первый взгляд . Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать."

В последующие дни:

29.08.2008: "А у мяне была класiка жанра: пасадзiлi за 8 метраў ад стала, каб нiчога не было бачна. Калi я папрасiў каб мне дазволiлi пады- йсцi да стала на 2 метра, каб нешта бачыць, што там адбываецца, мяне паслалi. Дадзеныя перадавалi на паперках да старшынi камiсii. Карацей, нiчога не бачыў. Сядзей i глядзей на iх спiны. Потым калi абвясцiлi вынiкi я папрасiў у старшынi камiсii даденыя асобна пра датэрмiновая галасавання i у дзень выбараў. Яна памычала нешта , а потым калi бачыць што ад мяне не адчапiцца, сказала, што гэта сякрэтная iнфармацыя." "После обеда ко мне приходили домой с навязчивым предложением проголосовать... один из визитеров, сделав чересчур сладкое лицо, сказал 'я тебя просто прошу' и потом сослался на то, что, если я не приду, ему по голове надают... если уже на 14.00, по словам Ермошиной, выборы состоялись, то зачем тогда такие меры?" "Мой друг сидел в комиссии -- голоса считал. Сидел с утра до ночи, жутко промерз... говорил о каких-то шепотках в комиссии и ощущениях, что все уже решено. При этом то, что было в его полномочиях, -- просто подчитывать голоса. Перевес был в сторону коммунистов. Но что было в урне до ее открытия? Не знает... Что будет, когда беллютени повезут в ЦИК и объявят результаты -- тоже не понятно." 30.08.2008: "На практыцы звычайныя чальцы камiсii -- нармальныя людзi, якiя проста лiчаць i доступа да лiчбаў не маюць. Усё манапуляцыi робiць старшыня камiсii. Часам старшыня, намеснiк старшынi i сакратар. Агульнай схемы няма. Па закону чальцы камiсii, наколькi я разумею, могуць запатрабаваць лiчбы: не тыя, што у агульныя ў пратаколе, а паэтапныя -- датэрмiновае, на месцах, у дзень выбараў. Але камiсii спецыяльна складаюцца так, што там працоўныя калектывы. А якi нармальны чалавек будзе патрабаваць у свайго начальства, а потым яшчэ адмовiцца ставiць свой подпiс у знак пратэста?" "Честно победить мухлюющего соперника, который постоянно приду- мывает новые правила, может только идиот, а не культурный законо- послушный человек, как, например, я. Идиот возьмет дубину и трах- нет беспредельщика по башке." "Если говорить о юриспунденции, то закон должен обеспечивать проведение выборов, чтобы правильно был учтен каждый голос. А не выборы должны соответствовать закону, как заявил Лукашенко иностранным журналистам. Потом уже проведение выборов должно соответствовать закону. И при этом в той же юриспунденции если в какой-то части нарушена процедура, то результат считается незаконным. У нас законы по выборам такие, что позволяют проводить выборы однобоко: только представители и ставленники власти допускаются к учету голосов избирателей. Это условия для фальсификаций. Про фантастический результат, что все ставленники власти попали в парламент в первом туре, уже писали." "Выбарчыя камiсii былi сфармаваныя выключна рэжымнай вертыкаль- лю. Старшынямi камiсiяў былi прызначаныя начальнiкi ўстановаў або прадпрыемстваў, а членамi камiсiяў -- iх падначаленыя." 01.10.2008: "Да, такое мы уже проходили. Президент заявляет, что выборы сфальсифицированы, а прокуратура отвечает, что нет оснований считать, что выборы сфальсифицированы." "А какие вообще вам доказательства фальсификации нужны? А то вроде как получается, что своим глазам вы верить не хотите. Я ж ссылался на кадры телевидения и того же БТ. Вам что, доказатель- ства фальсификации нужны, заверенные и скрепленные печатью в прокуратуре, напечатанные в 'Советской Белоруссии' и утвержденные на сессии парламента?" "Система отлажена донельзя: не пришли люди на голосование, вбрасываются левые бюллетени; не вброшены бюллетени, 'правильно' посчитают; 'неправильно' посчитали, 'правильный' протокол; если не совсем правильные 'правильные' протоколы, Ермошина пропоет нужные цифры. Не важно, как идет процесс, в конце любой цепочки -- Ермошина с 'верными' цифрами." "На практике получилось как в том анекдоте: 'Полезный совет гостеприимным хозяевам. Если к вам пришли гости и вы поставите на стол хрен, тогда никто не сможет сказать, что у вас на столе ни хрена не было. А если вы поставите хрен в нескольких видах, тогда можно сказать гостям: "Какого хрена вам еще нужно?"' Бюллетени в урны бросали? Бросали. Оппозиционеры в бюллетенях были? Были. Так какого хрена вам еще нужно?!" 04.10.2008: "Очевидно одно: АГЛ и рад бы пустить пару оппов в парламент -- улучшение отношений с ЕС и америкой и всё такое. Но нет ни одного. Не о 'фальсификации' говорить надо, а об очередном плевке народа в главарей оппов." "Причём здесь оппы? Ты вот в магазин сходи, пусть тебе по просьбе взвесить кило колбасы отрежут кусочек толщины прозрачной размером на один бутерброд и скажут, что это и есть те самые 1000 грамм и что по закону проверять показания весов никому не положено. И ты начнёшь ныть, а я тебя с радостью назову обжорой жадным (всё тебе мало)."

Из других источников:

"27 сентября на избирательном участке № 456 в Минске во время обеденного перерыва с 14 до 16 часов была вскрыта урна для голо- сования. Об этом сайту ucpb.org сообщил наблюдатель Виталий Стожаров. После обеда он приехал на участок и обнаружил, что печать не совпадает с фотоснимком опечатанной урны, который он сделал в 14 часов. В 16 часов на участок приехал также лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, который балло- тируется по этому округу (Старовиленский № 105), и международный наблюдатель ПА ОБСЕ из Эстонии. Председатель комиссии Николай Лагунович отрицает факт вскрытия урны." "В Борисове в точке выездной торговли перед участком для голосования номер 43 избирательной округи номер 63 человек подавился шашлыком." "...Ермошина сообщила, что на одном из участков в Бобруйске наблюдатели ОБСЕ 'повалили урну для голосования на пол и били ее ногами', а еще один наблюдатель от ОБСЕ якобы давал инструкцию, чтобы избиратели отдавали бюллетени ему, а в урны бросали чистые листы бумаги." "Как отметила Л. Ермошина, оппозиционные кандидаты вели доста- точно активную агитационную кампанию. 'Но в Республике Беларусь как бы избиратели ни любили критиковать власть, слово "оппозиция" является для них еще более настораживающим. Избиратель боится потерять то, что имеет. Он не желает резко менять жизнь с прихо- дом к власти оппозиции, так как это может нарушить его комфортное существование'." С сайта www.ng.ru: "Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в пред- дверии выборов сознательно нарушает национальное законодательство в угоду европейским стандартам. При этом Лукашенко пригрозил Западу прекращением с ним 'всяких разговоров, если и в этих условиях он не признает белорусские выборы'. В минувшие выходные президент Белоруссии Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов, касающиеся выборов парламента 28 сентября, заявил: 'Мы сплошь нарушаем законы и ведем выборы по понятиям Запада и ОБСЕ'. По словам президента, в плане соответствия стандартам западной демократии нынешние выборы беспрецедентные. 'Эти выборы уже так организованы, как никогда', -- сказал он. В то же время президент предупредил, 'если и эти выборы окажутся недемократич- ными в кавычках, то мы с ними прекратим всякие разговоры'. Однако, по мнению Лукашенко, на результат выборов, то есть на состав парламента, нынешняя беспрецедентная прозрачность и демократичность никак не повлияет, потому что численность оппозиции в Белоруссии 'на уровне арифметической погрешности', а 'вести ее за руку' в парламент он не собирается. К тому же, по словам президента, 'они все безработные и поэтому не вызывают доверия у белорусского избирателя'. " С сайта www.charter97.org: "Как член окружной комиссии по Шкловскому избирательному округу №90 после окончания голосования и подсчета голосов в участковых комиссиях я принимал документы от председателей комиссий: печать, списки избирателей и бюллетени. Рядом сидела секретарь комиссии и принимала итоговые протоколы. И вдруг вижу: член одной комиссии передает ей 4 протокола, хотя их должно быть максимум два. Если честно, я не думал, что в моем присутствии будут допускаться такие явные нарушения, однако: заходит представитель комиссии по участку деревни Александрия - родины президента - и подает два протокола, но один пустой, а второй заполнен простым карандашом. Причем оба документа уже подписаны всеми членами участковых избирательных комиссий. Эти протоколы мне удалось изъять, и я предупредил председателя окружной комиссии Зою Борисовну Белясову, что, если подобное повторится, я буду вынужден выйти из состава окружной комиссии. Не успел я это сказать, как подают протокол комиссии №10 из деревни Бушляки, а там протоколы вообще без данных, просто пустые. И тоже подписаны всеми членами комиссии. Тут я и понял, что это система: в окружную комиссию из участковых комиссий поступают пустые протоколы."

Возврат на главную страницу