Александр Бурьяк

Странная история элефанта по прозвищу Фердинанд

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Фердинанд
Самоходное противотанковое орудие "Фердинанд". Экземпляр, захваченный при Анцио в Италии. Полигон Абердин, США.
"Фердинанд" (полное имя 88-cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger Tiger (P) Ferdinand) -- сильнобронированное самоходное противо- танковое орудие, детище профессора Фердинанда Порше, изготовлен- ное в количестве всего лишь 90 штук, но тем не менее впечатлившее своих современников и всё ещё впечатляющее их потомков. Из отчёта по ходовым испытаниям захваченного русскими "Ферди- нанда" на полигоне в Кубинке: "САУ 'Фердинанд' вследствие применения в ней электрической трансмиссии, по управлению является самой лёгкой по сравнению со всеми существующими ныне гусеничными машинами." [1] На поле боя "Фердинанд" был не курьёзом, а могучим раритетом. "Угол обстрела по горизонту составлял 28 градусов, угол возвы- шения +14 и снижения -8. Перископический прицел имел дальности, градуированные для бронебойного снаряда до 2800 м и для осколоч- нофугасного до 5000 м." [1] Это означает, что при своей непробиваемой 200 мм лобовой броне один стоявший в кустах "Фердинанд" мог при благоприятных ланд- шафтных условиях полностью закрыть в противотанковом отношении как минимум полтора километра фронта и оставаться при этом прак- тически неуязвимым. "Фердинанд" -- оборонительное средство настолько мощное, что при условии его адекватного использования даже можно было бы назвать его стратегическим. Особенно эффективным "Фердинанд" был во всяких хорошо простреливаемых дефиле. По одному "Фердинанду" на каждое дефиле -- и наступление танков противника, а значит, и наступление вообще, становилось почти невозможным. Но были и проблемы. Из доклада офицера 653-го батальона об опыте боевого использования "Фердинандов": "Практика показала, что уязвимыми местами являются решётки над радиатором. При обстреле осколки снарядов попадали в топливный бак или разрушали другие важные части, например, водопроводные трубы." [1] Иначе говоря, от непробиваемости лобовой брони рубки было не очень много пользы, потому что осколки бивших в броню снарядов легко залетали в моторное отделение и выводили силовую установку из строя. Не предвидеть этого значило сделать ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ошибку. И Порше её сделал. "Фердинанд" ещё попрекали тихоходностью и отсутствием пулемёт- ного вооружения, но это шло от непонимания (или неприятия) его сути: его попрекали тем, что он -- НЕ ТАНК. Для тяжёлой противотанковой САУ большая манёвренность не обяза- тельна. Манёвренности ей нужно лишь столько, сколько требуется для того, чтобы самостоятельно добраться до позиции в 500-1500 м от переднего края и там стать в засаде, а потом, сделав несколько десятков выстрелов и подбив несколько танков противника, самосто- ятельно уползти на следующую засадную позицию. В наступлении такая САУ должна либо стоять неподвижно и защищать фланг, либо следовать в 200-300 м за танками. Наверняка таков и был замысел Адольфа Гитлера -- заказчика "Фердинанда". И "Фердинанд" в принципе не должен был оказываться в ситуации, когда требовалось защищаться пулемётным огнём: он должен был либо вовремя отступать, либо находиться под прикрытием других. Для за- щиты "Фердинандов" следовало выделять боевое охранение -- к при- меру в составе одного взвода моторизованной пехоты и трёх средних танков на каждую тактическую группу из трёх "Фердинандов". Разу- меется, пехота для охраны "Фердинандов" должна была располагаться в удалении от этих боевых машин на 100-200 м, поскольку они подвергались интенсивному обстрелу. Заметим, что пулемёт на сильно бронированной боевой машине -- это немножко палка о двух концах: трудно приспособить его так, чтобы место его крепления не ослабляло брони. А если высовывать- ся, чтобы пострелять, то сильно рискуешь сам, между тем каждый член экипажа такой боевой машины -- особо ценный боец в процессе боя. Осуществлять большие манёвры такими тяжёлыми машинами, как "Фердинанд", -- почти то же, что просто ломать их. Самостоятель- ные передвижения их должны быть минимальные: от железнодорожной платформы -- на засадную позицию, потом на следующую засадную позицию, потом, может быть, ещё на одну, а далее снова к желез- нодорожной платформе и -- на следующий танкоопасный участок, останавливать очередное наступление или предотвращать угрозу контрнаступления. Чтобы повредить "Фердинанд", надо было либо зайти к нему с фланга, либо обстрелять его из крупнокалиберной гаубицы. Первое не всегда легко удавалось, второе требовало времени. Таким обра- зом, в бою "Фердинанд" мог без большого риска оставаться на одной и той же позиции несколько часов, а то и дней. Для средне бронированных "Jagdpanther" и "Nashorn" такое было невозможно: чтобы уцелеть, они должны были менять позицию уже после десятка выстрелов. Ещё к способам борьбы с "Фердинандом": прорываться к нему, за- городив его прицел дымовой завесой. Использование дымовой завесы в связи с танками и самоходной артиллерией как-то не быстро при- ходит на ум, потому что не показывается в кино про войну. А не показывается оно там потому, что зрителям из-за дымовой завесы вообще ничего не было бы видно. Но на реальной войне её наверня- ка применяли немало, так что танки (к примеру, американские "Шерманы") даже оснащались специальными мортирками для выстрели- вания дымовых снарядов. Инженерные успехи профессора Фердинанда Порше (1875-1951) -- не только в части "Фердинандов", а вообще -- объяснялись тем, что профессором и доктором наук он был не настоящим, а honoris causa, что гораздо менее опасно для интеллекта. У действительного профессора и доктора такое бы не получилось. Но в случае "Ферди- нанда" основная мощь гениального ума Фердинанда Порше, наверное, израсходовалась на разработку силовой установки и ходовой части, так что на устройство и компоновку корпуса мало чего осталось. Лобовая броня корпуса была с непонятно для чего предназначенной ступенькой. Люк сзади был расположен довольно высоко и был почему-то круг- лый. По-видимому, Порше не представлял, что в бою может потребо- ваться выходить из повреждённой машины под обстрелом. Этот люк якобы предназначался для снятия орудия. Очень большим недостатком машины было разделение экипажа: водитель и радист сидели перед силовой установкой, а остальные -- позади неё, что существенно затрудняло взаимопомощь и подмену в бою. Возможно, оправдание Порше состояло в том, что, если снаряд попадёт в отделение управления, то "Фердинанд" сможет ещё хотя бы стрелять, а если снаряд попадёт в боевое отделение, то машина сумеет ещё хотя бы уползти с поля боя. Профессор Фердинанд Порше как конструктор боевых машин был, по-видимому, в целом не очень хорош, зато -- как если бы был на- стоящим профессором -- умел производить впечатление и очень втёр- ся в доверие у Гитлера. Всю войну Порше старался породить что-то бронированное для победы нацизма, но у него не очень получалось -- как будто на самом деле этот Порше занимался саботажем. "Ферди- нанд" -- это была косточка, которую Гитлер бросил своему любимцу, чтобы тот не совсем скис. Симпатия Гитлера к Порше отчасти объяснялась, по-видимому, тем, что Порше был, как и Гитлер, -- "из народа": сын жестянщика, са- моучкой освоивший инженерное дело. Талант великого самоучки Порше дороговато обошёлся человечеству: помимо "Фердинанда", Порше разработал для Вермахта ряд хороших вездеходов и амфибий, а также был причастен к появлению на свет нескольких других изделий (танка "Королевский тигр" и пр.). Как всякий творческий гений, Гитлер был очень неровен в своих суждениях: великие прорывы сочетались у него с не менее великими ошибками, так что в сумме получалось не очень хорошо. С "Ферди- нандами" фюрер не "дожал": изготовления их добился, а правильного использования с самого начала -- нет. Выдающийся танковый спец Гейнц Гудериан не понял замысла фюрера (или сделал вид, что не понял). Под Курском дело выглядело так, как если бы немецкое ко- мандование хотело, чтобы "Фердинанды" были без толку уничтожены. Может быть, у Гудериана имелся зуб на Порше. Понятно, что на Курской дуге немцы напрягались максимально, поэтому бросили в наступление всё, что двигалось. Но даже в такой ситуации можно было находить "Фердинандам" лучшее применение: оставлять их для защиты флангов, а если отправлять в атаку, то лишь позади танков. Какого чёрта "Фердинанды" были двинуты в атаку впереди всего и всех, сегодня сказать уже трудно. Воз- можно, расчёт был на панику среди русских. Для ближнего боя с пехотой у "Фердинанда" имелись в бортах и сзади несколько дырочек, через которые можно было просунуть ствол пистолета. И, разумеется, ещё можно было высунуться из люка и бросить во вражеского пехотинца гранату и/или крикнуть ему, чтобы уходил. И вот машины, так мало приспособленные к ближнему бою, были двинуты на штурм окопов. Самое интересное, что они худо- бедно окопы захватили, но вынуждены были остановиться до подхода пехоты. О том, как использовались "Фердинанды" на Курской дуге: "...четыре оставшиеся на ходу машины 6-й роты сумели выйти к первой линии советских траншей. По воспоминаниям экипажей 'Ферди- нандов', здесь их 'атаковали несколько храбрых русских солдат, оставшихся в окопах и вооружённых огнемётами...'" "Заняв первую линию траншей и ДОЖДАВШИСЬ СВОЕЙ ПЕХОТЫ, остатки 654-го батальона двинулись дальше, в сторону Понырей. При этом часть машин подо- рвалась на минах..." [1] По-видимому, помимо генерального инспектора танковых войск (Гудериана), немцам был очень нужен генеральный инспектор проти- вотанковых войск, который бы отвечал хотя бы за правильное использование "Фердинандов". Из доклада командира 16-й танковой дивизии, направленного Гудериану 16 октября 1943 г.: "Они не являются машинами сопровождения пехоты. Они должны дей- ствовать отдельно от наступающей пехоты и вести огонь с дальних дистанций, поражая огневые средства и танки противника." "При атаке противника целесообразно сопровождать 'Фердинанды' своими танками Pz. III, Pz. IV, которые, обладая подвижным огнём, могут не подпускать вражескую пехоту к самоходкам." [1] И Гудериан, быть может, на это отвечал: "Ну да... опыт боёв показал... стало, наконец, ясно...", как будто это не было оче- видно с самого начала, поскольку у немцев опыт использования самоходных орудий был к тому времени очень уже немалый. Один правильно поставленный "Фердинанд" был в состоянии доволь- но надёжно защищать от танков и частично от пехоты 1-2 километра фронта. Но лучше, конечно, было ставить на километр фронта не один "Фердинанд", а два-три. И именно ставить (в засаду), а не водить туда-сюда, изнашивая силовую установку и ходовую часть. Уже одних только "Фердинандов" на Курской дуге было вполне достаточно, чтобы остановить контрнаступление русских танков. Удивительно, что в проигранной немцами Курской битве большинст- во "Фердинандов" уцелело. По-видимому, в дальнейшем "Фердинанды" больше никогда так глупо не использовались, как под Курском, благодаря чему четыре из них даже смогли поучаствовать в обороне Берлина. * * * В ноябре 1943 года Гитлеру вдруг стукнуло в его гениальную го- лову заняться переименованием бронированных боевых машин. Так "Фердинанд" с 1 февраля 1944 года стал "Элефантом". Заодно он получил курсовой пулемёт, командирскую башенку и кое-какие изме- нения ещё (в процессе модернизации в декабре 1943 -- марте 1944 года). О причинах переименования можно только гадать. Может быть, профессору Порше (и другим Фердинандам Третьего Рейха) отдавалось в печени всякий раз, когда в "Фердинанд" попадал снаряд. А может, профессору так только казалось. * * * При надлежащем использовании "Фердинанд"/"Элефант" был в боевых условиях чрезвычайно эффективен и почти неуязвим: "Несмотря на отсутствие запасных частей, 1-я рота 653-го бата- льона участвовала в боях по обороне Рима до самых последних дней. Здесь имел место случай, когда два 'Фердинанда' в предместье города вели бой в течение 10 часов с более чем 50 американскими танками, уничтожив более 30 из них и не имея собственных потерь." [1] Вот это было по-фердинандовски! Безвозвратные потери боевых машин были в основном небоевые: "...в ходе итальянской кампании 1-я рота 653-го батальона поте- ряла 8 'Элефантов', причём большинство из них были брошены своими экипажами из-за поломок и отсутствия горючего." [1] Бросать "Фердинанды" было, разумеется, недопустимо: их следова- ло ставить (тягачом или на остатках горючего) на засадных позици- ях, где они могли бы принять последний бой. * * * С тёплым ощущением в глубине тела я обнаружил, что мои пути пересекались с путями "Фердинандов" в пространстве-времени по меньшей мере дважды. Во-первых, в 1943 году, при своём первом движении на фронт, на Курскую дугу, "Фердинанды" проследовали поездом через Минск. Во-вторых, в 1944 году четыре "Фердинанда" проходили капиталь- ный ремонт в венском арсенале, позже исхоженном мною вдоль и поперёк в поисках следов героической эпохи. * * * Чтобы "Фердинанд" стал вполне хорошей боевой машиной, надлежало осуществить в нём следующие изменения: 1. Сместить силовую установку вперёд, весь экипаж расположить сзади. 2. Сократить экипаж до 4 человек. Водителя посадить справа от пушки и обеспечить ему обзор посредством перископов, выведен- ных на крышу рубки. 3. Командира "совместить" с радистом и пулемётчиком. 4. Установить пулемёт во вращающейся командирской башенке над рубкой, с наводкой по наземным целям посредством перископа и с возможностью стрельбы по самолётам. 5. Укоротить корпус на 1 метр. 6. Лобовую броню корпуса сделать без "ступеньки", из двух наклон- ных листов и соответственно несколько утоньшить. 7. Сделать более наклонной и более тонкой лобовую броню рубки. 8. Сделать более наклонной боковую броню рубки. 9. Заднюю стенку корпуса сделать из одного листа и разместить в ней двустворчатую прямоугольную дверь. 10. Сделать слегка наклонным верх передней части корпуса и соот- ветственно уменьшить высоту рубки на 20 см и ниже расположить в ней пушку. В результате машина стала бы приблизительно на 10 тонн легче -- со всеми вытекающими из этого выгодами. Поскольку основной режим использования противотанкового само- ходного орудия -- это стрельба из засады, водитель мог бы помо- гать заряжающему без ущерба для своей основной функции. Недостаток таких изменений состоит лишь в том, что корпус ока- зался бы ещё более похожим на дешёвый гроб. Для избежания гробо- подобности можно было местами использовать гнутую броню (но так, чтобы корпус не стал подобным гробу подороже). Нельзя сказать, что указанные предложения основываются на информации, которой у Порше не было: Вторая Мировая война уже три года как шла. Также нельзя сказать, что профессору помешала спеш- ка: передвижению силовой установки в середину "салона" она не воспрепятствовала. Если что-то и помешало Порше, так это, навер- ное, в основном профессиональная ограниченность: отсутствие стра- тегического взгляда на вещи, стремление блеснуть любимыми част- ностями, пренебрежение интересами "конечного пользователя". * * * Основные параметры "Фердинанда": броня 80-200 мм, удельная мощ- ность двигателя 8,8 лс/т (лошадиных сил на тонну массы машины), масса 68 т, экипаж 6 человек, выпуск 90 шт. Конкуренты "Фердинанда" (обладатели такой же 8.8 см пушки с длиной ствола в 71 калибр): 1. Танк "Королевский тигр": броня 40-185 мм мощность 10 лс/т масса 69,7 т экипаж 5 чел. выпуск 485 шт 2. САУ "Jagdpanther": броня 17-80 мм мощность 15,2 лс/т масса 46 т экипаж 5 чел. выпуск 382 шт 3. САУ "Носорог" ("Nashorn"): броня 10-30 мм мощность 12,5 лс/т масса 24 т экипаж 4-5 чел. выпуск 493 шт Также можно указать САУ "Jagdtiger": пушка 12,8 см длина ствола 55 калибров броня 30-250 мм мощность 9,8 лс/т масса 72 т выпуск 74 шт В этом ряду наиболее близкое к "Фердинанду" по бронированию изделие -- танк "Королевский тигр". Вот он, наверное, и подсидел "Фердинанда", поскольку имел преимущества вращающейся башни и более наклонной брони. * * * Как нередко случается с лучшими из лучших, прямого потомства "Фердинанды" не оставили: сверхбронированные противотанковые самоходные артиллерийские установки после них не разрабатывались: считалось, что манёвренность важнее брони. Правда, электрическая трансмиссия впоследствии использовалась в немецких танках "Леопард" и пр. Русская манера жить текущим днём проявилась и в отношении "Фердинандов": наподбивав этих машин на 40 музеев бронетехники, их все, кроме одной, отправили в переплавку и тем самым лишили миллионы потомков радости приобщения к материальной истории. Единственный уцелевший в России "Фердинанд" находится даже не в Москве, а у чёрта на куличках в какой-то Кубинке.

Литература:

1. Коломиец М. В. "'Фердинанд'. Бронированный слон профессора Порше", М., "Яуза", "Стратегия КМ", "Эксмо", 2007. 2. Luedke A. "Waffentechnik im Zweiten Weltkrieg", Copyright "Parragon Books Ltd". 3. Сайт http://armor.kiev.ua

Возврат на главную страницу