Александр Бурьяк

Немного про кино

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Кино -- как вино: от него бывает польза, бывает одурь, бывает вред. Эффект зависит от качества продукта, от потребляемых доз, от соответствия организму. Составляющие эффекта кино: - информационная; - дезинформационная; - эмоциональная. Информация в кино -- двухуровневая: 1) та, которую стремились донести (а то и впарить) его создатели, 2) та, которая дополни- тельно получилась о его создателях, их времени, стране, ментали- тете, кинематографической технике. Последнее позволяет оправды- вать своё смотрение киносказок для взрослых: ты якобы отнюдь не "подсел" на кинодурь, а всего лишь плотно занялся исследовательс- кой работой. * * * Искусство кино -- довольно условностное: почти такое же услов- ностное, как балет, опера или японский традиционный театр. Услов- ности кино не раздражают и нередко даже не замечаются только по- тому, что привычны с детства. * * * Весьма условностна в кино сфера общения мужчин и женщин. Женщи- ны активного возраста почти всегда ведут себя на экране так, как в мужских эротических фантазиях: легковато идут на сближение, а когда оно случается, стонут, извиваются, а то даже кричат. В ре- альной жизни чаще, однако, бывает, что одни из них переживают пики своих ощущений довольно тихо и без конвульсий, другие и вовсе фригидны. Ага, якобы виноваты в этом их кавалеры: не дотя- гивают до киношных гигантов. Ещё удивляют на экране своей половой активностью морщинистые обкурки в возрасте явно за сорок. В реале они, по-моему, к 45 годам утрачивают прыть начисто, особенно если вдобавок пьют и мало двигаются. Впрочем, некоторые известные лекарства, навер- ное, могут срабатывать и в их трудных случаях, но в кино этот момент упорно опускается. Нет, я понимаю, что звезда экрана рас- кручивается в массах десятилетиями, и пик её популярности неред- ко приходит тогда, когда в пору уже играть, мягко говоря, "воз- растные роли" (всяких там дедушек на грани маразма), а на такие роли множество зрителей не привлечёшь, вот и приходится толкать орлов на непосильное и имитировать их успех у дам. Дамы, конечно же, липнут, стонут и орут, как они это видели в других фильмах. А ещё на экране зачастую опускается гигиеническая сторона про- цесса, очень важная в реальности. Герои сходятся и расходятся, как собачки: не отвлекаясь на принятие душа и т. п. Ну да и ладно: всё равно ведь это только кино. * * * Если режиссёр-немножко-еврей популярен, он может снимать весьма приличные фильмы. Если же уровнем своей славы он сильно не дово- лен, то может лезть из кожи вон со всякой пошлятиной, лишь бы привлечь внимание к своему продукту и к себе драгоценному. Я имею в виду Роба Шнайдера с его редкостно нижепоясным фильмом "Большой Стэн". * * * О советском еврейском кино. Де-факто был такой жанр. Его можно охарактеризовть как несмешную абсурдистскую повышеннно условност- ную музыкальную комедию с претензией на острумие и, может быть, вдобавок с танцами. Вот приблизительный список "мастерписов": "Табачный капитан" (1972) "Соломенная шляпка" (1974) "Небесные ласточки" (1976) "12 стульев" (1976) "31 июня" (1978) "Обыкновенное чудо" (1978) "Трое в лодке, не считая собаки" (1979) "Мэри Поппинс, досвиданья" (1981) "Дом, который построил Свифт" (1982) "Покровские ворота" (1982) "Пеппи Длинныйчулок" (1983) "Формула любви" (1984) "Остров погибших кораблей" (1987) "Убить дракона" (1988) "Биндюжник и король" (1989) Номинально не комедии, но с комедийными элементами (последние два фильма , возможно, намечались как мелораматические комедии, но потом даже их создателям становилось ясно, что продукт не особо смешной): "Интервенция" (1968) "Опасные гастроли" (1969) "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976) По крайней мере смешной фильм из этого жанра: "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975) По крайней мере смотрябельные фильмы из этого жанра: "Тот самый Мюнхгаузен" (1979) "Формула любви" (1984) "Убить дракона" (1988) Хороший фильм, примыкающий к этому жанру: "Чародеи" (1982) Условностность -- это когда не стремятся убедительно передать антураж, а только слегка намечают его контуры. "Театр Мейерхоль- да", в общем. Музыкальная часть советского еврейского кино нередко была очень даже эффектной. * * * Франко-бельгийский фильм "Le retour du heros" (2018, режиссер Лоран Тирар), про особо бравого капитана Новеля, который якобы бился в Индии с англичанами один против тысячи, а на самом деле оказался трусом, дезертиром и обманщиком. В конце концов в Новеле что-то сломалось, и он реально вышел сражаться в одиночку против отряда казаков, намеревавшихся напасть на поместье, и уцелел только потому, что подоспели французские артиллеристы и в послед- ний момент удачно выстрелили по казакам из пушек. Выход Новеля с ружьём против сотни кавалеристов (имевших, кстати, довольно дикий вид: в Европе не пропускают возможности пнуть русских) был пока- зан прекрасно и трогательно. В российском переводе этот фильм фигурировал под вялым названи- ем "Сердцеед". * * * Фильм "Джанго Освобождённый" (2012, реж. Квентин Тарантино). Смакует безнаказанные мимоходные убийства и сценки разрываемой пулями плоти, как будто это менее паскудно, чем рабство. Белые -- почти все дураки и чудовища, чёрные -- почти все паиньки, прото- ку-клукс-клан (1858 год) -- скопище трусливых недоумков. Леонардо Ди Каприо весьма подошёл для роли отпетого мерзавца -- тоже бело- го. Фильм наверняка очень понравился "афроамериканцам", потому что черявый Джанго убивает в нём "европоамериканцев" направо и налево. Подозреваю, что после такого кино возрастает количество инцидентов между белыми полицейскими и чёрными нарушителями зако- на. Может, для порядка надо впарить такой же длинный фильм про сомалийских пиратов, и чтобы в нём белый борец за мир, свободу и демократию дырявил чёрных бандюг в повышенных количествах. Чисто из вредности обратим ещё внимание на то, что сколько-нибудь за- метная эмиграция негров из этих страшных США на исторические ро- дины или, скажем, в Советский Союз никогда не наблюдалась (если не считать эпизода с созданием государства "Либерия"). * * * Венгерский фильм "Сорванец" (1959, три года, как подавили анти- советское восстание). Смортен мной в своё время на большом экра- не, так что не исключено, что это вообще первый фильм, на который меня водили (а то даже носили) в кинотеатр. Правда, при пересмот- ре я припомнил только две сцены: с упавшей лестницей-стремянкой и с тонущей лодкой. Думаю, нельзя показывать малолетним детям такие ужасы. Фильм очень коммунистический, но не противный. Что бросилось в глаза: вахтёр в общежитии носил униформу, спасатели со спасатель- ной станции -- тоже (причём белую, красивую). Эпоха униформы. Эс- тетика сталинизма. Ещё на что обратилось внимание: в рабочем об- щежитии было запрещено находится днём, если ты не болен. Но обще- житие было устроено и меблировано очень хорошо. Вообще, фильм -- программирующий: показывает правильную милицию, правильного дире- ктора завода, правильного комсомольского лидера, правильное рабо- чее общежитие, правильный новостроенный город. Тот ещё памятник эпохи больших надежд на коммунистический подход к формированию "нового человека". В роли "сорванца" -- Мари Тёрёчик (точнее, Тёрёёчик, 1935), по- том весьма известная в Венгрии актриса. Снялась в 120 фильмах. * * * Франсуа Пиньон (Francois Pignon) -- переходящий герой ряда ко- медий 1970-х -- 1990-х сценариста и режиссёра Франсиса Вебера (Francis Veber, 1937) -- сына французского еврея и российской армянки. Франсуа Перрэн (Francois Perrin) -- переходящий герой того же сценариста и режиссёра. Почему по-русски пишут "Перрен", мне не постичь. Список наиболее популярных фильмов с Пиньоном/Перрэном: Название: Год: Кто играл: ------------------------------------------------------------- "Высокий блондин..." 1972 Перрэн Pierre Richard "Зануда" "L'Emmerdeur" 1973 Пиньон Jacques Brel "Возвр. высокого блондина" 1975 Перрэн Pierre Richard "Игрушка" "Le Jouet" 1976 Перрэн Pierre Richard "Невезучие" "La Chevre," 1981 Перрэн Pierre Richard "Папаши" "Les Comperes" 1983 Пиньон Pierre Richard "Беглецы" "Les Fugitifs" 1986 Пиньон Pierre Richard "Ягуар" "Le Jaguar" 1996 Перрэн Patrick Bruel "Ужин с придурком" 1998 Пиньон Jacques Villeret Всего было восемь фильмов с Франсуа Пиньоном и столько же -- с Франсуа Перрэном. По-моему, лучших Пиньонов/Перрэнов играл Пьер Ришар. * * * Мег Райан (Meg Ryan) (1966) -- лицом потрясающа, а фигурой, похоже, не очень. Играла, к примеру в комедии "Кейт и Лео" с Хью Джекманом. Хэлли Мария Берри (Halle Maria Berry) (1966). Играла, к при- меру, фальшивую агентку полиции в "Swordfish". Мулатка с очень хорошей фигурой. Оказывается, она фотомодель, а как актриса очень популярна у режиссёров и потому одна из самых высокоопла- чиваемых. Джейми Ли Кёртис (Jamie Lee Curtis) (1958) -- "королева крика" (начинала в фильмах ужасов). Играла с Шварцнеггером в "Правдивой лжи". Еврейка по отцу, датчанка по матери. Редкостно хороша фигу- рой. Лицом датчанка. Конни Нильсен (Connie Inge-Lise Nielsen) (1966). Играла, к примеру, супругу Кевина Костнера в фильме "Три дня на убийство". Датчанка, но очень эффектная. Рене Зеллвегер (Renee Kathleen Zellweger) (1969). Снималась, к примеру, в пошлой мелодраме "Холодная гора" (передранной с "Уне- сённых ветром") и антисемейном ужастике "Дело № 39". Симпатичная, но без приторности. Детей нет. Эшли Джадд (Ashley Judd) (1968). Играла, к примеру, в фильме "Двойной просчёт" с Томми Ли Джонсом. Обладательница потрясающих ног. Хью Джекман (Hugh Jackman) (1968). Хорошо справляется с ролями небритых мачо. Играл, к примеру Ван Хельсинга в фильме "Ван Хель- синг". Австралиец. Джуд Лоу (David Jude Heyworth Law) (1972). Якобы англичанин, а не еврей. Как он выглядит, я запомнить не в состоянии, но имечко режет слух. Для некоторых ролей этого Джуда осветляют (вообще, среди англичан почему-то до чёрта, мягко говоря, не блондинов). Дежурный handsome looking guy, легко заменимый на другого guy такого же гладкого проходного типа без особенностей. Почему режиссёры не путают его раз за разом с каким-нибудь Хью Грантом, я не знаю. Дадли Мур (1935-2002). Британский комедийный актёр, а ещё ком- позитор и музыкант. Рост 158. Родители -- железнодорожные рабо- чие. Я видел только один фильм с его участием -- "Ослеплённый желаниями" ("Bedazzled", 1967) -- но это шедевр. Робер Оссейн (Robert Hossein) (1927). Актёр, режиссёр, продю- сер. Играл Жоффрея де Пейрака в сериале про "Анжелику". По отцу -- азербалджано-иранец из Самарканда, по матери -- еврей из Бес- сарабии. Хорошо говорил по-русски. Был одно время женат на Марине Влади. Мишель Мерсье (Michele Mercier, 1939). Играла Анжелику в сери- але из пяти фильмов по романам Анны и Сержа Голон. После "Анже- лики" у неё в кино не получилось ничего особенного: карьера по- шла на спад. На самом деле эта дама не блондинка. Николь Кидман (1967). Австралийка. Сексапильнейший продукт пла- стической хирургии (я смотрел пару ранних фильмов с этой дамой, так в них она на себя не очень-то и похожа). Играет в основном, как говорится, лицом: фигура у неё не эффектная, из-за чего пока- зывается без подробностей и как бы вскользь. Катрин Денёв (Catherine Deneuve) (1943). Она почему-то на слу- ху, хотя в общем-то ничего особенного ни во внешности, ни в твор- ческих достижениях. Про фильмы "Шербурские зонтики" и "Дневная красавица" я слышал, "Сирену с 'Миссисипи'" смотрел. Может, дове- лось посмотреть и другие фильмы с её участием, но она как-то не застряла в памяти. Думаю, не потому, что "не в моём вкусе", а по- тому что у неё не запоминающаяся внешность: всё гладенькое -- и только. Кстати, блондинка она не натуральная (ну, с актрисами бывает и не такое). Ракель Уэлч (Raquel Welch) (1940). Американская киноактриса, телеведущая и т. д. с бесподобными лицом и фигурой. Снималась в кино маловато. В фильме "Bedazzled" (1967) показалась не надолго, зато во всём своём полуголом великолепии. Энди Макдауэлл (Rosalie Anderson MacDowell, 1958) -- приятная во многих отношениях актриса и "модель" с ярко выраженной еврейс- кой внешностью, хотя евреи в предках не значатся. Играла, среди прочего, жену сценариста в фильме "Муза" (1999). Светлана Савёлова (1942-1999) -- прорвалась в горячие сердца и высокую классику вместе с отличной кинокомедией "Семь стариков и одна девушка" (1968). Лицо и фигура в те времена -- редкостный блеск. До "Семи стариков...." снялась в 5 фильмах, после -- ни в одном. Пострадала в автокатастрофе. Личной жизни толком не устро- ила, пила. Погубили Светлану нашу, московские сволочи. Светлана Аманова (1961) -- дама с потрясающей внешностью, дивным голосом и весьма приятной моторикой. В кинокомедии "Спротлото-82" предстала во всём своём юном великолепии. В кино снималась поче- му-то мало. В медиа-персоны не попала, что характеризует её в общем-то положительно. ................................................................. .................................................................

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Немного про кино