Сад -- это усовершенствованная высокоэстетичная микросреда
обитания, образованная по преимуществу из естественных компонен-
тов.
Сад -- это компромисс между стремлением сохранить как можно
больше дикой природы и необходимостью обеспечить благоприятными
условиями для жизни большое количество людей.
Сад -- то, что противопоставляется искусственной микросреде:
дому, городу. Эстетика сада противопоставляется эстетике искусс-
тва, делает её в значительной степени ненужной.
Планету следует менять в направлении превращения её по преиму-
ществу в огромный сад, а не в конгломерат городов, промышленных
зон, плантаций, автотрасс, автостоянок, мусорных свалок и т. п.
Идея сада не противоречит идее компактного города, а сочетается
с ней: компактность города освобождает место для сада, приближает
человека к саду, позволяет саду занимать в городе все места, ко-
торые не заняты сооружениями (если город деавтомобилизирован и
заселён правильно воспитанными людьми, в нём даже микросад площа-
дью 1 кв. м может обходиться без ограждения). Сад -- это то, что
должно быть на значительной части территории вне компактного го-
рода и во всех не занятых строениями и тротуарами местах в преде-
лах компактного города.
Сад не совместим с курильщиками, автомобильщиками, собачниками,
граффитистами и т. п. Впрочем, присутствие небольшого количества
хорошо воспитанных особо дружелюбных тихих собак саду на пользу:
они могут украшать его в одном ряду с белками, ежами, кроликами,
ондатрами, бабочками и т. п.
По саду перемещаются и в саду живут. Правильно сделанная одежда
расширяет диапазон природных условий, при которых человек может
с комфортом пребывать в естественной среде.
Сад может если не кормить, то подкармливать. Сельскохозяйствен-
ные угодья должны эстетизироваться в направлении приближения их к
саду. При таком подходе сельскохозяйственный труд становится тру-
дом в особо эстетичных, особо здоровых условиях.
* * *
Почему "сад", а не "парк". Вроде ведь сад -- это скорее планта-
ция фруктовых деревьев. Но, с другой стороны:
- райский сад (Эдем);
- сады Семирамиды;
- японские сады;
- персидские сады;
- висячий сад Малого Эрмитажа;
- "здесь будет город-сад" (у Маяковского);
- в английском языке "садово-парковое искусство" -- Garden
design, в немецком языке -- Gartenkunst.
Но в принципе можно и "парк". Различие между "парком" и "садом"
-- возможно, такое: парк -- что-то на основе естественной расти-
тельности, сад -- исключительно (или по преимуществу) результат
исккусственных посадок. К сожалению, уже будут получаться больше
сады, а не парки.
* * *
Необходимые условия превращения планеты по преимуществу в боль-
шой сад (конечно, с сохранением значительных зон дикой природы):
- сокращение глобального населения;
- деавтомобилизация;
- десобакизация;
- минимизация жилищ, компактизация городов, рационализация
потребления;
- деиндустриализация;
- привитие здорового образа жизни;
- интеллектуализация, переход к "сверхчеловеческому".
Любые лишние постройки могут оставляться as is и со временем
превращаться в эстетичные руины, но надо защищать их от порчи
граффитистами, превращения в сортиры и мусорные свалки. Руины
бывают по-своему прекрасны, как и полусгнившие пни.
Любое большое преобразование начинается с идеи, с проекта, с
картинки желаемого будущего. Здесь рисуется такая картинка. Это
не "утопия", не что-то недостижимое или нежизненное. Прекрасных
садов УЖЕ существует много, и задача состоит лишь в том, чтобы
распространить этот опыт и устранить социальные феномены, препят-
ствующие "садизации" планеты (сторонники её -- таки "садисты", но
этот языковый нюанс существует только в славянских языках, а
жёсткое отношение к противникам "садизации" всё более оправдывает-
ся по мере того, как нарастает угроза глобальной катастрофы приро-
допользования).
Если существуют более порядколюбивые и эстетически продвинутые
этносы и менее порядколюбивые и эстетически продвинутые этносы,
то почему не допускать, что возможны ОСОБО порядколюбивые и эсте-
тически продвинутые этносы и что можно хотя бы частично смещать в
этом направлении любой этнос, если правильно прилагать к нему
усилия?
* * *
Эстетические компоненты сада: виды, звуки, запахи.
Видообразующие элементы сада:
- рельеф (горы, холмы, валы, обрывы, скалы, валуны,
ущелья, впадины, канавы, ровные места);
- грунт: камни, скалы, галька, песок;
- вода (стоящая, текущая, падающая, фонтанирующая);
- деревья;
- кусты;
- травы;
- мхи, лишайники;
- животные (птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые и пр.)
- остатки мёртвых растений: стволы (стоящие, упавшие),
пни, хворост, опавшие листья, сухие травы;
- сооружения: ограды, дорожки, лестницы, мосты, дамбы,
скамейки, беседки, павильоны, домики;
- декорум: статуи, руины, горшки;
- освещение;
- садовая мебель.
Динамическая эстетика сада:
- подвижная вода;
- падающая листва;
- дождь, падающий снег;
- качающиеся на ветру растения;
- перемещающиеся животные.
Сад должен хорошо смотреться в любое время года, в любое время
суток, в любую погоду.
Сад должен проектироваться не как статический объект, а как
объект динамический, в том числе циклически изменяющийся. Циклов
всего два: суточный и годовой.
Суточную периодичность имеют изменения силы и направленнности
света, раскрытия цветов, поведение животных.
Сезонный эстетизм сада: зимний, весенний, летний, осенний.
В разные сезоны эффектность сада достигается разными средст-
вами. Время года с наибольшими эстетическими возможностями --
осень: благодаря изменению цвета листвы и её постепенному опада-
нию.
Некоторые разновидности садов:
- кухонный сад: со съедобными растениями;
- скальный сад: с максимальной эстетизацией обильного
скального компонента;
- натуральный сад: малоокультуренный, из местных растений;
- лесной сад: модифицированный лес с преобладанием деревьев,
дающих съедобные плоды.
.................................................................
.................................................................
Возврат на главную страницуАлександр Бурьяк / Сад как принцип, большая цель и вызов