Александр Бурьяк

Сад как принцип, большая цель и вызов

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Сад -- это усовершенствованная высокоэстетичная микросреда обитания, образованная по преимуществу из естественных компонен- тов. Сад -- это компромисс между стремлением сохранить как можно больше дикой природы и необходимостью обеспечить благоприятными условиями для жизни большое количество людей. Сад -- то, что противопоставляется искусственной микросреде: дому, городу. Эстетика сада противопоставляется эстетике искусс- тва, делает её в значительной степени ненужной. Планету следует менять в направлении превращения её по преиму- ществу в огромный сад, а не в конгломерат городов, промышленных зон, плантаций, автотрасс, автостоянок, мусорных свалок и т. п. Идея сада не противоречит идее компактного города, а сочетается с ней: компактность города освобождает место для сада, приближает человека к саду, позволяет саду занимать в городе все места, ко- торые не заняты сооружениями (если город деавтомобилизирован и заселён правильно воспитанными людьми, в нём даже микросад площа- дью 1 кв. м может обходиться без ограждения). Сад -- это то, что должно быть на значительной части территории вне компактного го- рода и во всех не занятых строениями и тротуарами местах в преде- лах компактного города. Сад не совместим с курильщиками, автомобильщиками, собачниками, граффитистами и т. п. Впрочем, присутствие небольшого количества хорошо воспитанных особо дружелюбных тихих собак саду на пользу: они могут украшать его в одном ряду с белками, ежами, кроликами, ондатрами, бабочками и т. п. По саду перемещаются и в саду живут. Правильно сделанная одежда расширяет диапазон природных условий, при которых человек может с комфортом пребывать в естественной среде. Сад может если не кормить, то подкармливать. Сельскохозяйствен- ные угодья должны эстетизироваться в направлении приближения их к саду. При таком подходе сельскохозяйственный труд становится тру- дом в особо эстетичных, особо здоровых условиях. * * * Необходимые условия превращения планеты по преимуществу в боль- шой сад (конечно, с сохранением значительных зон дикой природы): - сокращение глобального населения; - деавтомобилизация; - десобакизация; - минимизация жилищ, компактизация городов, рационализация потребления; - деиндустриализация; - привитие здорового образа жизни; - интеллектуализация, переход к "сверхчеловеческому". Любые лишние постройки могут оставляться as is и со временем превращаться в эстетичные руины, но надо защищать их от порчи граффитистами, превращения в сортиры и мусорные свалки. Руины бывают по-своему прекрасны, как и полусгнившие пни. Любое большое преобразование начинается с идеи, с проекта, с картинки желаемого будущего. Здесь рисуется такая картинка. Это не "утопия", не что-то недостижимое или нежизненное. Прекрасных садов УЖЕ существует много, и задача состоит лишь в том, чтобы распространить этот опыт и устранить социальные феномены, препят- ствующие "садизации" планеты (сторонники её -- таки "садисты", но этот языковый нюанс существует только в славянских языках, а жёсткое отношение к противникам "садизации" всё более оправдывает- ся по мере того, как нарастает угроза глобальной катастрофы приро- допользования). Если существуют более порядколюбивые и эстетически продвинутые этносы и менее порядколюбивые и эстетически продвинутые этносы, то почему не допускать, что возможны ОСОБО порядколюбивые и эсте- тически продвинутые этносы и что можно хотя бы частично смещать в этом направлении любой этнос, если правильно прилагать к нему усилия? * * * Эстетические компоненты сада: виды, звуки, запахи. Видообразующие элементы сада: - рельеф; - грунт: камни, скалы, галька, песок; - вода (стоящая, текущая, падающая, фонтанирующая); - деревья; - кусты; - травы; - мхи, лишайники; - животные (птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые и пр.) - остатки мёртвых растений: стволы (стоящие, упавшие), пни, хворост, опавшие листья, сухие травы; - сооружения: ограды, дорожки, лестницы, мосты, дамбы, скамейки, беседки, павильоны, домики; - декорум: статуи, руины, горшки; - освещение. Динамическая эстетика сада: - подвижная вода; - падающая листва; - дождь, падающий снег; - качающиеся на ветру растения; - перемещающиеся животные. Сад должен хорошо смотреться в любое время года, в любое время суток, в любую погоду. Сад должен проектироваться не как статический объект, а как объект динамический, в том числе циклически изменяющийся. Циклов всего два: суточный и головой. Суточную периодичность имеют изменения силы и направленнности света, раскрытия цветов, поведение животных. Сезонный эстетизм сада: зимний, весенний, летний, осенний. В разные сезоны эффектность сада достигается разными средст- вами. Время года с наибольшими эстетическими возможностями -- осень: благодаря изменению цвета листвы и её постепенному опада- нию. ................................................................. .................................................................

Возврат на главную страницуАлександр Бурьяк / Сад как принцип, большая цель и вызов