Александр Бурьяк

Глобальные задачи

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Ключевые проблемы современности: 1. Избыточное размножение людей, перенаселённость планеты. 2. Деинтеллектуализация человечества. 3. Ухудшение качества "человеческого материала", в том числе генофонда. 4. Избыточное потребление ресурсов значительной частью общества. 5. Опасные инновации, опасные научные эксперименты. Кратко можно выразить всё это словом "псевдопрогресс". Проблемы, являющиеся следствиями ключевых проблем: 1. Накопление отходов человеческой жизнедеятельности в биосфере. 2. Сокращение видового разнообразия биосферы, уничтожение биосферы. 3. Неблагоприятные изменения климата. Сложная интеллектуальная деятельность в обществе стопорится. Дефицит интеллекта нарастает. Совокупный интеллект человечества связывается решением проблем, которые люди создают друг другу. Главное, что надо делать, -- это остановить рост численности населения и начать сокращать его. Жёсткость мер в этой области должна быть такая, чтобы обеспечивался нужный результат. Если не получится обеспечить его иначе, чем очень жёсткими мерами, зна- чит, они должны быть применены они. Крайние меры в крайних слу- чаях тоже не исключаются, потому что это борьба за выживание, а не за nice to have. * * * Альфа и омега спасения человечества -- это, конечно, снижение численности человеков, частичная деавтомобилизация, компактное градостроительство, обустройство бедности и интеллектуализация, но многого можно дополнительно добиться большим количеством мероприятий, имеющих каждое по-отдельности сравнительно малый эффект. Эти мероприятия таковы: 1. Изживать словоблудие в политике. Вежливости -- ДА, а демаго- гии и лжи -- НЕТ. Рассматривать демагогию и ложь как наказуе- мые действия. Иначе не получится вырабатывать сложные эффективные решения, а без них большинству не выжить. 2. Радикально сократить и нормализовать рекламную деятельность. Запретить "впаривание" продукта: чем меньше люди потребляют -- тем лучше в масштабах общества. Следует основательно менять жу-жу-жу, каждодневно обрушивающееся на слабеющую психику народов. 3. Сделать СМИ некоммерческими, ограничить их количество. 4. Декоммерциализировать и нормализовать интернет. 5. Загнать в рациональные рамки так называемую интеллигенцию, принудить её к занятию общественно-полезными делами. 6. Ограничить "свободу слова" настолько, насколько требуется, чтобы поп-культура не вытесняла "высоколобой" культуры из сферы массового "культурного обслуживания". 7. Сажать деревья везде, где позволяет место и где они смогут расти. 8. Радикально сокращать курение. Это избавит от табачных планта- ций, табачной промышленности, а главное -- от значительной части пожаров. Вдобавок можно будет много экономить на медицине. 9. Радикально сокращать производство алкогольных напитков. Это высвободит сельскохозяйственные земли, избавит от соответст- вующей промышленности, уменьшит травматизм, улучшит здоровье населения. 10. Существенно урезать парфюмерную промышленность, в особенности производство дезодорантов. 11. Применять смертную казнь. Население от этого сокращается незначительно, зато значительно сокращаются затраты на под- держание социального порядка -- благодаря устранению особо хлопотного контингента. 12. Шире применять эвтаназию. 13. Относиться к абортам как к вполне приемлемому средству в случаях, когда не удалось предотвратить нежелательную бере- менность щадящими средствами. 14. Уйти от майкрософтовской парадигмы в обработке и передаче данных и обеспечить удобную и безопасную возможность дистан- ционной работы. Это позволит существенно экономить на поезд- ках. 15. Обходиться без компьютеров везде, где это не сложно. Ради- кально бороться с неоправданной сложностью компьютерных программ. 16. Избавляться от зрелищного и затратного спорта: будет огром- ная экономия на стадионах, "горнолыжных базах" и т. п., а также на переездах и перелётах болельщиков. 17. Радикально оздоравливать население: экономить на медицине. Нормализовать медицину. Значительно потеснить её гигиеной и евгеникой. 18. Ликвидировать сферу недетских игр. 19. Отделить церковь от государства. Запретить пропаганду религий и навязывание религиозных ритуалов. Это требуется хотя бы ради интеллектуализации общества. 20. Сократить производство предметов роскоши и безделушек. 21. Запретить втюхивание "домашних любимцев", не употребляемых в пищу. В первую очередь собак. 22. Уменьшить до разумного уровня товарообмен между странами, между удалёнными одна от другой территориями в пределах больших стран. Это означает сокращение перевозок, то есть, экономию на транспорте. 23. Относиться к снижению "валового внутреннего продукта" как к достижению, а не как к проблеме. Сокращать этот продукт надо, разумеется, так, чтобы качество жизни повышалось, а не понижалось. Рабочую силу, высвобождающуюся вследствие сокращения нежела- тельного производства, надо использовать, среди прочего, на бла- гоустройстве территорий, как то: - уборка мусора, - облагораживание ландшафта; - посадка деревьев. Сокращение ненужного производства не делает общество беднее, но создаёт проблему перераспределения действительно нужных благ, которые при наличии ненужного производства перераспределялись через сбыт его продуктов. К примеру, индивид делал сигареты про- изводителям еды и одежды и получал от этих производителей деньги, которые мог тратить на еду и одежду. Если этот индивид прекратил делать сигареты, то еды и одежды у общества меньше не стало, но возникла проблема получения бывшим сигаретчиком своей доли еды и одежды. Он может получать её за пособие по безработице либо, к примеру, за работу по благоустройству территорий, что много пред- почтительнее. Производители еды и одежды не окажутся беднее от сворачивания сигаретного бизнеса, но те деньги, которые они тра- тили на сигареты, придётся изымать у них в виде дополнительного налога, чтобы выдавать бывшему сигаретчику пособие по безработице или оплачивать его труд по благоустройству территорий. Частичный отказ населения от псевдоблаг произойдёт сам собой, если запретить втюхивание этих псевдоблаг через интенсивную рек- ламу. Ещё часть людей откажется от псевдоблаг, если рекламировать этот отказ вместо рекламирования псевдоблаг. Также часть людей откажется от псевдоблаг, если предложить им вместо псевдоблак реальные блага, но более дешёвые (= означающие меньшую нагрузку на природную среду). В деле отказа от псевдоблаг "верхушка" общества должна показы- вать пример, а если она отказывается это делать, надо её заме- нять. * * * Особенности модералистической программы спасения всех и вся: - рациональность; - основанность на чётко выраженном понимании природы человека (значит, если программа не нравится, надо оспаривать не её, а понимание природы человека, лежащее в её основе); - ориентированность на работу с первопричинами проблем; - радикализм, допускание крайних мер в крайних случаях; - расчёт на имеющиеся возможности, а не на предполагаемые будущие чудеса от науки. Сторонники этой программы -- глобоспасатели, противники -- глободеструкторы. Детали программы, разумеется, открыты для обсуждения. * * * Каким будет мир в результате применения радикальных спасатель- ских мер: - чистый воздух, чистая вода, тишина; - обилие лесов и пригородных парков; - обустроенные компактные города; - красивые и удобные дома, решённость "жилищной проблемы" для всех; - разнообразная здоровая пища: без консервантов, красителей и т. п.; - здоровые симпатичные добродушные интеллектуализированные люди; - обилие досуга; - высокая степень защищённости всех людей. Потребуется особая организация, которая будет выверенно, но жёстко "напрягать" людей по специальной развивательной програм- ме, чтобы они не деградировали из-за комфорта. Такой организа- цией можно сделать... Вооружённые силы. * * * Про оскоминистые "альтернативные источники энергии", пропихива- емые в пику простому и надёжному радикальному сокращению населе- ния, в особенности чернявого. Их искали и таки нашли в городке Штауфен-им-Брайсгау на самом юго-западе Германии. Чтобы не отрав- лять атмосферы углекислым газом, изменяющим климат, решили штау- фенцы отапливать свои просторные жилища аж подземными горячими водами и насверлили геотермических скважин. Первое время всё было просто блестяще, но потом за якобы халявное тепло пришлось штау- фенцам расплачиваться: земная твердь пришла в движение. Сначала город стал чуть проседать, а с 2007 года, наоборот, ПОДНИМАТЬСЯ, причём со скоростью около 1 см в год, что привело к появлению в прекрасных старинных зданиях этого весьма симпатичного городка всяких опасных трещин, грозящих разрушением. 127 домов оказались повреждены весьма серьёзно. Когда стали разбираться в причинах бедствия, то выяснили, что из-за наделанных в земле дырок подземная вода начала попадать в подземный же слой ангидрита -- безводного сульфата кальция, при добавлении воды превращающегося в гипс с увеличением объёма на 30%. Сейчас штауфенцы ликвидировали свои "экологичные" скважины и тратят средства на откачку подземных вод. Скорость подъёма города уменьшилась до нескольких миллиметров в год, так что люди стали успевать заделывать трещины. Расправ с научными работниками и экоактивистами, вроде, ещё не было, но Грете Тунберг в Штауфен- им-Брайсгау, скажем так, лучше не приезжать. Разумеется, далеко не везде залегает этот коварный ангидрит. И подземные горячие воды -- далеко не единственный "альтернативный источник энергии". Но тенденция везде будет одна и та же: пробле- мы будут в основном не решаться, а заменяться другими проблемами. Потому что единственно верный путь реального устранения проблем природопользования -- это сокращать потребление и потребителей. А всё прочее -- суета сует: пустой трындёж, потеря времени и ресурсов.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Глобальные задачи