Александр Бурьяк

Как помочь гоям?

Наброски фрагмента альтернативной еврейской истории

Пьеса

Release: 24.08.2024

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Сюжет: События происходят в Вене в начале XX века. Выдающийся еврей, скрывающийся под псевдонимом Ахад ха-Ам, предлагает сородичам средство против растущего антисемитизма -- альтернативу сионизму, ассимиляции, выстраиванию невидимой глобальной еврейской империи. Он заявляет, что надо всего лишь интеллектуально и организационно развивать общество гоев, поддерживать в нём способных людей геро- ического склада и ориентировать их на сотрудничество и созидание, а не на политическую борьбу. В Вене создаётся Комитет по развитию, в который входят извест- ные еврейские интеллектуалы. Они много спорят, но и воплощают что-то в жизнь. Молодой Адольф Гитлер попадает в сферу действия указанного под- хода и поселяется в еврейском пансионе для начинающих арийских художников. В результате карьера Гитлера начинает складываться в конструктивном ключе. Герои пьесы -- в основном реально существовавшие люди, но их характеры и поступки, разумеется, художественно искажены с наив- ными благими целями. Автора оправдывает только то обстоятельство, что всё это было довольно давно и до истины местами уже так или иначе не докопаться.

Действующие лица.

Теодор Герцль (1860-1904) -- журналист, драматург, романист, основатель политического сио- низма. Адольф Гитлер (1889-1945) -- начинающий художник, немного нервный молодой человек с усиками-щёточкой под носом (они не историчны, да). Людвиг Заменгоф (1859-1917) -- врач, лингвист, создатель языка эсперанто. Чезаре Ломброзо (1835-1909) -- психиатр, криминолог, писатель. Макс Нордау (1849-1923) -- врач, писатель, сионистский деятель. Зигмунд Фрейд (1856-1939) -- психиатр, основатель психоана- лиза, писатель. Ахад ха-Ам (1856-1927) -- публицист и философ, родился и вырос [в] на Украине. Глава ордена Бней Моше. Стефан Цвейг (1881-1942) -- писатель, драматург, журналист. Шломо бен Менахем -- вроде, приличный толковый еврей, но почему-то одевающийся, как хасид.

ДЕЙСТВИЕ I.

Сцена 1.

Шломо бен Менахем стоит на берегу канала в Леопольдштадте (это еврейскй район Вены), запустив руку в свои густые курчавые пейсы, чуть припорошенные традиционно перхотью, и привычно задумывается над своим вопросом номер один: как помочь гоям? На Шломо скромный чуть поношенный чёрный лапсердак, а чёрную шляпу он снял, чтобы избыточное тепло лучше отводилось от напряжённо работающей голо- вы. Менахем: Как ещё помочь гоям? Искать ответы в наших старых книгах бесполезно: эти книги не универсальны. И, чего уж там, скажем прямо: они устарели, их не хватает на всё. Нужна не благотворительность, нет! Баготворительность -- это почти как выбрасывание денег на ветер. Надо помогать людям выстраивать правильное общество, в котором никто не будет бедствовать и чрезмерно стра- дать. Надо поддерживать лучших людей в их лучших начинаниях. И надо решать за других, что есть луч- шее, потому что это сложно. Как народ мы много старше других, значит, мы -- мудрее. Ну, может быть. Скажем, таракаканы ведь постарше нас будут, а толку? Сионизм -- это детский лепет обиженных еврейчиков, которым не дано смотреть широко. Ну, в лучшем случае появится ещё одно государство. Особо хоро- шее -- вряд ли: евреи не настолько умнее других. Надо подтягивать в нравственном и интеллектуальном развитии человеческое общество в принципе. Потому что если оно останется таким, какое есть, евреи будут в нём страдать. Как и другие народы. В СВОЁМ государстве, не в СВОЁМ государстве -- это не имеет большого значения. * * * Менахем: Господин Гитлер, пожалуйста, задержитесь на несколько минут! Гитлер: Чего вы от меня хотите? Менахем: Ничего особенного. Всего лишь помочь вам. Гитлер: Кто вы? Менахем: Я представляю маленькое еврейское общество, поддерживающее способных людей. Гитлер: Но я не еврей, неужели не видно? Менахем: Ну да, при ярком свете это более-менее заметно, чего уж там. Особенно в профиль. Но мы помогаем людям не за то, что они евреи. Гитлер: А разве так бывает? У евреев-то? Вы точно в порядке? Менахем: Евреи бывают очень разные. Как и немцы. Гитлер: Какой смысл вашей помощи? Менахем: Сделать мир лучше. Гитлер: Вы думаете, евреи это смогут? Менахем: Смогут такие, как вы. Наверное. Получается только у тех, кто пробуют. Мы же только помогаем им в этом. Гитлер: А если я скажу, что я вам не доверяю? Менахем: А нам и не нужно ваше доверие. Подозревайте нас хоть в самом худшем. Гитлер: Вы марксисты? Менахем: Нет. Гитлер: А кто вы? Менахем: Мы называем себя развивальщиками. Берём деньги у состоятельных евреев и отдаём способным неевреям. И помогаем им организовывать всякие проекты, которые на пользу обществу. Гитлер: Почему вы помогаете неевреям, а не своим? Менахем: Потому что нам надоело враждебное отношение к евреям. Гитлер: Но если я, допустим, приму вашу помощь, я ведь буду считаться обязанным вам, а я этого не хочу. Менахем: А мы не стремимся связать вас обязательствами. Нам не это надо. Вы просто будете делать что-то полезное для страны -- на своё усмотрение. Не для евреев, нет. Если евреям от этого что-то будет доставаться, то лишь на общих основаниях. На общих. Гитлер: А если я считаю, что для общества самое полезное -- избавляться от засилия евреев? Менахем: А мы где-то того же мнения. Только мы за то, чтобы всякие такие дела происходили без конфликтов и на пользу всем, включая евреев. Гитлер: Вы какой-то необычный еврей. Менахем: Так и есть. Гитлер: И многие евреи вас поддерживают? Менахем: Нет, очень немногие. Но лучшие всегда в меньшинстве. Гитлер: Это точно! Менахем: Так мы договорились? Гитлер: О чём? Я думаю, это очередная еврейская хитрость. Менахем: Да, ловушка для гоев. Мы их заманиваем, а потом не знаем, что с ними делать. Пускать на колбасу к празднику Пурим? Но лично меня от такой колбасы бы тошнило. Гитлер: Вы так не любите гоев? Менахем: Не то слово! Я и евреев не особо люблю, если честно. Зависит от настроения. И деваться от них всё равно некуда. И я не думаю, что и вам нравятся все немцы подряд. Гитлер: Совпадаем! Вам в какую сторону идти-то? * * * Менахем: При каждой приличной синагоге должен быть комитет негласной помощи гоям. Ахад ха-Ам: Толку не будет: люди быстро забывают сделанное им добро. Даже евреи. А то, может, гои ещё начнут думать, что мы ДОЛЖНЫ нянчиться с ними. Потом, мы ведь даже евреям помогаем не шибко, если честно. Менахем: Помощь помощи рознь. Подачками не спасёшь всех страждущих, а только наплодишь паразитов, это да. Людей надо РАЗВИВАТЬ. Ахад ха-Ам: Ну как мы будем развивать гоев, если мы даже евреев развить не в состоянии? Менахем: Чужие недостатки и ошибки виднее. Таково свойство человеческой психики, и мы будем его использовать. Может, когда-нибудь кто-то аналогично поможет нам. Потом, тебе ведь было бы жалко экспериментировать на евреях, не правда ли? А если экспериментировать на гоях, то уже не так жалко, да? * * * Менахем: Еврейская миссия, если она существует, это миссия спасательская. Ахад ха-Ам: Нет и ночью мне покоя, Всё тревожусь: как там гои? Ветер дунул, дождь пошёл -- Всё ль у гоев хорошо? Менахем: Нежно гоев возлюбя, Я скормлю им часть себя! Ахад ха-Ам: Пусть подавится гойня, Жря противного меня! * * * Менахем: Адольф Гитлер теперь председатель Венского общества немецко-еврейской дружбы. Он уже и символ этому обществу выбрал. Это свастика. По его мнению, она выражает единство в многообразии: все части сходятся в одном центре. И Гитлер даже знамя уже предложил: красное, а в центре белый круг с чёрной свастикой. По правде говоря, впечатляет. * * * Гитлер: Мы разные, но мы едины! Единое человечество, единые ценности, единый путь! Мы победим, потому что ничего другого нам не остаётся. Да здравствует победа! Sieg heil! * * * Менахем: Раз так, я буду жаловаться на вас во Всемирное тайное правительство! Ахад ха-Ам: Ты веришь, что оно уже существует? Ты ещё Б-гу на нас пожалуйся. Менахем: Уже сделано! Ахад ха-Ам: Значит, всё: сидим и ждём кары небесной. Менахем: Не богохульствуй! Ахад ха-Ам: А ты не смеши! * * * Ахад ха-Ам: У этого Гитлера помешательство на почве ненависти к нам. Вон Зигмунд подтвердит. Фрейд: Я не уверен. Иное дело, что в анально-фекальной сфере у него... Ахад ха-Ам (страдальчески): Зигмунд, умоляю тебя! Фрейд: А что такое я сказал?! * * * Лирично и величественно звучит "Die Fahne hoch" в исполнении детских голосов и с немного другими словами. З а н а в е с.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Как помочь гоям?