Сюжет:
События происходят в Вене в начале XX века. Выдающийся еврей,
скрывающийся под псевдонимом Ахад ха-Ам, предлагает сородичам
средство против растущего антисемитизма -- альтернативу сионизму,
ассимиляции, выстраиванию невидимой глобальной еврейской империи.
Он заявляет, что надо всего лишь интеллектуально и организационно
развивать общество гоев, поддерживать в нём способных людей геро-
ического склада и ориентировать их на сотрудничество и созидание,
а не на политическую борьбу.
В Вене создаётся Комитет по развитию, в который входят извест-
ные еврейские интеллектуалы. Они много спорят, но и воплощают
что-то в жизнь.
Молодой Адольф Гитлер попадает в сферу действия указанного под-
хода и поселяется в еврейском пансионе для начинающих арийских
художников. В результате карьера Гитлера начинает складываться в
конструктивном ключе.
Герои пьесы -- в основном реально существовавшие люди, но их
характеры и поступки, разумеется, художественно искажены с наив-
ными благими целями. Автора оправдывает только то обстоятельство,
что всё это было довольно давно и до истины местами уже так или
иначе не докопаться.
Действующие лица.
Теодор Герцль (1860-1904) -- журналист, драматург, романист,
основатель политического сио-
низма.
Адольф Гитлер (1889-1945) -- начинающий художник, немного
нервный молодой человек с
усиками-щёточкой под носом
(они не историчны, да).
Людвиг Заменгоф (1859-1917) -- врач, лингвист, создатель языка
эсперанто.
Чезаре Ломброзо (1835-1909) -- психиатр, криминолог, писатель.
Макс Нордау (1849-1923) -- врач, писатель, сионистский
деятель.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) -- психиатр, основатель психоана-
лиза, писатель.
Ахад ха-Ам (1856-1927) -- публицист и философ, родился
и вырос [в] на Украине. Глава
ордена Бней Моше.
Стефан Цвейг (1881-1942) -- писатель, драматург, журналист.
Шломо бен Менахем -- вроде, приличный толковый еврей,
но почему-то одевающийся, как
хасид.
ДЕЙСТВИЕ I.
Сцена 1.
Шломо бен Менахем стоит на берегу канала в Леопольдштадте (это
еврейскй район Вены), запустив руку в свои густые курчавые пейсы,
чуть припорошенные традиционно перхотью, и привычно задумывается
над своим вопросом номер один: как помочь гоям? На Шломо скромный
чуть поношенный чёрный лапсердак, а чёрную шляпу он снял, чтобы
избыточное тепло лучше отводилось от напряжённо работающей голо-
вы.
Менахем: Как ещё помочь гоям? Искать ответы в наших старых
книгах бесполезно: эти книги не универсальны. И, чего
уж там, скажем прямо: они устарели, их не хватает на
всё.
Нужна не благотворительность, нет! Баготворительность
-- это почти как выбрасывание денег на ветер. Надо
помогать людям выстраивать правильное общество, в
котором никто не будет бедствовать и чрезмерно стра-
дать. Надо поддерживать лучших людей в их лучших
начинаниях. И надо решать за других, что есть луч-
шее, потому что это сложно.
Как народ мы много старше других, значит, мы --
мудрее. Ну, может быть. Скажем, таракаканы ведь
постарше нас будут, а толку?
Сионизм -- это детский лепет обиженных еврейчиков,
которым не дано смотреть широко. Ну, в лучшем
случае появится ещё одно государство. Особо хоро-
шее -- вряд ли: евреи не настолько умнее других.
Надо подтягивать в нравственном и интеллектуальном
развитии человеческое общество в принципе. Потому
что если оно останется таким, какое есть, евреи
будут в нём страдать. Как и другие народы. В СВОЁМ
государстве, не в СВОЁМ государстве -- это не имеет
большого значения.
* * *
Менахем: Господин Гитлер, пожалуйста, задержитесь на
несколько минут!
Гитлер: Чего вы от меня хотите?
Менахем: Ничего особенного. Всего лишь помочь вам.
Гитлер: Кто вы?
Менахем: Я представляю маленькое еврейское общество,
поддерживающее способных людей.
Гитлер: Но я не еврей, неужели не видно?
Менахем: Ну да, при ярком свете это более-менее заметно, чего
уж там. Особенно в профиль. Но мы помогаем людям не
за то, что они евреи.
Гитлер: А разве так бывает? У евреев-то? Вы точно в порядке?
Менахем: Евреи бывают очень разные. Как и немцы.
Гитлер: Какой смысл вашей помощи?
Менахем: Сделать мир лучше.
Гитлер: Вы думаете, евреи это смогут?
Менахем: Смогут такие, как вы. Наверное. Получается только
у тех, кто пробуют. Мы же только помогаем им в этом.
Гитлер: А если я скажу, что я вам не доверяю?
Менахем: А нам и не нужно ваше доверие. Подозревайте нас
хоть в самом худшем.
Гитлер: Вы марксисты?
Менахем: Нет.
Гитлер: А кто вы?
Менахем: Мы называем себя развивальщиками. Берём деньги у
состоятельных евреев и отдаём способным неевреям. И
помогаем им организовывать всякие проекты, которые
на пользу обществу.
Гитлер: Почему вы помогаете неевреям, а не своим?
Менахем: Потому что нам надоело враждебное отношение к евреям.
Гитлер: Но если я, допустим, приму вашу помощь, я ведь
буду считаться обязанным вам, а я этого не хочу.
Менахем: А мы не стремимся связать вас обязательствами. Нам
не это надо. Вы просто будете делать что-то полезное
для страны -- на своё усмотрение. Не для евреев,
нет. Если евреям от этого что-то будет доставаться,
то лишь на общих основаниях. На общих.
Гитлер: А если я считаю, что для общества самое полезное
-- избавляться от засилия евреев?
Менахем: А мы где-то того же мнения. Только мы за то, чтобы
всякие такие дела происходили без конфликтов и на
пользу всем, включая евреев.
Гитлер: Вы какой-то необычный еврей.
Менахем: Так и есть.
Гитлер: И многие евреи вас поддерживают?
Менахем: Нет, очень немногие. Но лучшие всегда в меньшинстве.
Гитлер: Это точно!
Менахем: Так мы договорились?
Гитлер: О чём? Я думаю, это очередная еврейская хитрость.
Менахем: Да, ловушка для гоев. Мы их заманиваем, а потом не
знаем, что с ними делать. Пускать на колбасу к
празднику Пурим? Но лично меня от такой колбасы бы
тошнило.
Гитлер: Вы так не любите гоев?
Менахем: Не то слово! Я и евреев не особо люблю, если честно.
Зависит от настроения. И деваться от них всё равно
некуда. И я не думаю, что и вам нравятся все немцы
подряд.
Гитлер: Совпадаем! Вам в какую сторону идти-то?
* * *
Менахем: При каждой приличной синагоге должен быть комитет
негласной помощи гоям.
Ахад ха-Ам: Толку не будет: люди быстро забывают сделанное им
добро. Даже евреи. А то, может, гои ещё начнут
думать, что мы ДОЛЖНЫ нянчиться с ними. Потом, мы
ведь даже евреям помогаем не шибко, если честно.
Менахем: Помощь помощи рознь. Подачками не спасёшь всех
страждущих, а только наплодишь паразитов, это да.
Людей надо РАЗВИВАТЬ.
Ахад ха-Ам: Ну как мы будем развивать гоев, если мы даже евреев
развить не в состоянии?
Менахем: Чужие недостатки и ошибки виднее. Таково свойство
человеческой психики, и мы будем его использовать.
Может, когда-нибудь кто-то аналогично поможет нам.
Потом, тебе ведь было бы жалко экспериментировать на
евреях, не правда ли? А если экспериментировать на
гоях, то уже не так жалко, да?
* * *
Менахем: Еврейская миссия, если она существует, это миссия
спасательская.
Ахад ха-Ам: Нет и ночью мне покоя,
Всё тревожусь: как там гои?
Ветер дунул, дождь пошёл --
Всё ль у гоев хорошо?
Менахем: Нежно гоев возлюбя,
Я скормлю им часть себя!
Ахад ха-Ам: Пусть подавится гойня,
Жря противного меня!
* * *
Менахем: Адольф Гитлер теперь председатель Венского общества
немецко-еврейской дружбы.
Он уже и символ этому обществу выбрал. Это свастика.
По его мнению, она выражает единство в многообразии:
все части сходятся в одном центре. И Гитлер даже
знамя уже предложил: красное, а в центре белый круг
с чёрной свастикой. По правде говоря, впечатляет.
* * *
Гитлер: Мы разные, но мы едины! Единое человечество, единые
ценности, единый путь! Мы победим, потому что ничего
другого нам не остаётся. Да здравствует победа! Sieg
heil!
* * *
Менахем: Раз так, я буду жаловаться на вас во Всемирное
тайное правительство!
Ахад ха-Ам: Ты веришь, что оно уже существует? Ты ещё Б-гу на
нас пожалуйся.
Менахем: Уже сделано!
Ахад ха-Ам: Значит, всё: сидим и ждём кары небесной.
Менахем: Не богохульствуй!
Ахад ха-Ам: А ты не смеши!
* * *
Ахад ха-Ам: У этого Гитлера помешательство на почве ненависти к
нам. Вон Зигмунд подтвердит.
Фрейд: Я не уверен. Иное дело, что в анально-фекальной
сфере у него...
Ахад ха-Ам (страдальчески):
Зигмунд, умоляю тебя!
Фрейд: А что такое я сказал?!
* * *
Лирично и величественно звучит "Die Fahne hoch" в исполнении
детских голосов и с немного другими словами.
З а н а в е с.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Как помочь гоям?