То же самое более нормальным языком: как малыми воздействиями
вызывать большие нужные изменения в социуме (своём, глобальном)?
То есть, скажем, ты выставил в интернете какой-то тщательно про-
считанный текстик или послал кое-кому небольшое письмо -- и ПРО-
ЦЕСС ПОШЁЛ.
Идей по этому поводу у меня всего лишь семь. Ладно, ЦЕЛЫХ СЕМЬ:
1. Искать возможность использования "эффекта домино".
2. Высматривать неустойчивые состояния и воздействовать на них
так, чтобы случилось смещение в нужную сторону.
3. Создавать "транзисторы" или использовать самовозникшие
"транзисторы".
4. Вызывать "цепные реакции".
5. Создавать заразные вещи, в том числе "вирусы".
6. Создавать "катализаторы" и "ингибиторы".
7. Применять "запалы" к устойчивым "взрывчатым веществам".
(А вот эффект рычага тут не годится: рычаг не даёт возможности
вовлекать ЧУЖУЮ силу.)
Всё это -- использование ИЗВЕСТНЫХ феноменов, в которых малые
вмешательства приводят к большим изменениям.
Есть три основные сложности на этом пути:
1. Решить, какие изменения требуются.
2. Высмотреть подходящую ситуацию.
3. Инициировать процесс изменений.
Определиться с требуемыми изменениями -- это в общем случае
чрезвычайно трудное дело, с которым не справились многие деятели,
искренне стремившиеся подправить социум.
В отношении некоторых частностей можно уверенно утверждать, что
они полезные или что они вредные, но эти частности существуют не
сами по себе, а в тесной связи с другими частностями, а те уже
могут и не поддаваться однозначной квалификации как "хорошие" или
"плохие".
Если подходящая ситуация не обнаруживается, надо пробовать
использовать двух-трёхходовое действие вместо одноходового. При
таком решении первый ход не приводит к нужному конечному состоя-
нию, а лишь создаёт подходящую ситуацию -- делающую возможным
применение следующего хода.
Говорить о всего лишь двух- и трёхходовых планах мы вынуждены
потому, что бывает очень сложно рассчитать даже одноходовое дейс-
твие.
Кем и чем будет тормозиться запущенный процесс больших измене-
ний (ну, если удастся его запустить):
- посторонними процессами, уничтожающими или задействующими
субстрат нужного вам процесса;
- конкурентами, которые разглядят ваш подход и тоже будут
пробовать его использовать;
- компетентными органами, защищающими правопорядок и власть;
- санитарами (ладно, медицинской психиатрической отраслью в
целом: люди, берущиеся изменять мир, действительно, очень
рискуют своим рассудком и иногда становятся опасными для
того хорошего, что в мире ещё есть).
Мир-то изменять как бы и надо (потому что он по разным прикид-
кам, вроде, становится всё хуже), но эта задача в сколько-нибудь
широкой трактовке непосильна для отдельного разума [а то даже я
её, может, уже бы решил -- конечно же, частично].
Лично я изменять мир не берусь. По ряду причин. В частности,
потому что не знаю, как это делать, а только стараюсь узнать.
Изменять-то его я не против, но мне не ведомо, на какие кнопки
для этого надо жать. Как-то так.
И я уверен в том, что другим это тоже не ведомо. Иначе бы мы
все это заметили по явно положительным глобальным изменениям,
полагаю.
А ещё я не верю то, что какой-то сверхразум УЖЕ ДЕЛАЕТ глобаль-
но то, что требуется, а такие, как я, всего лишь НЕ ПОНИМАЮТ это-
го (ну, величия замыслов) по причине своей интеллектуальной огра-
ниченности в сравнении с этим сверхразумом (может быть, коллек-
тивным или частью уже искусственным, а то и таким, который приня-
то называть божественным). Боюсь, что спасением себя нам придётся
заниматься самим -- таким, какие мы есть: довольно ленивым, не
вполне толковым, не отмеченным большой психической выносливостью
и маловато знающим.
В необходимости и возможности некоторых глобальных изменений я
УЖЕ довольно-таки уверен. К примеру, в том, что можно и нужно из-
бавить мир от ревучих мотоциклов и никакие реальные ценности при
этом не пострадают.
* * *
В следующем я довольно-таки убеждён (проверено десятилетиями
усилий):
1. Взывать к разуму -- это в целом бесполезно. Рациональные ар-
гументы хорошо действуют только на очень немногих людей, а на
остальных -- лишь в простых случаях. В мире рулят инстинкты,
которые у человека мало чем отличаются от таковых у собаки.
2. Инстинкт стремления к выживанию, страх смерти не является
определяющим в поведении человеков. На полную мощь он включа-
ется только в редких, крайних случаях, тогда как в повседнев-
ной жизни он -- всего лишь один из многих инстинктов, тянущих
среднего индивидика каждый в свою сторону. Люди относятся с
безразличием к косвенным и отдалённым угрозам, а также к мед-
ленно накапливающимся вредностям.
3. Родительский инстинкт у многих недоразвит или не имеет прило-
жения (нет своих детей-внуков), а у большинства остальных
конкурирует почти на равных с другими инстинктами, так что
тоже в общем не является определяющим, и апеллировать к нему
в вопросах глобального спасения -- занятие малополезное.
4. Правда и честность ценятся человечками очень мало. Хочешь
успеха у них -- манипулируй, манипулируй, манипулируй.
5. Хорошо взывается только к текущим удовольствиям. А ещё бывают
убедительными аргументы типа пистолета, приставленного к го-
лове оппонента. Всё остальное действует на умишки людей не
более, чем шелест листьев.
6. Удовольствия могут получаться людьми от очень разного, и в
этом ключ к успеху манипуляторов. Закономерный успех бывает
только у манипуляторов. У прочих он очень редкий и случайный.
Это -- данности человеческого мира. Нравятся они или не нравят-
ся -- они такие, как есть. Они настолько же практически неизмен-
ные, как и физические константы. Лично мне они не нравятся, по-
этому я мизантроп (= сторонник сверх-человеческого, всё как-то
задерживающегося со своим приходом).
.................................................................
.................................................................
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Как управлять миром незаметно для санитаров