Александр Бурьяк

Эпоха Информационного Мусора
как возможный последний этап
самоуничтожения человечества

bouriac@yahoo.com На главную страницу
К концу 1980-х благодаря распространению персональных компьюте- ров и интернета (к которым с наступлением 2000-х прибавились электронные фотоаппараты, а чуть позже и электронные кинокамеры) значительно снизился порог перехода представлений и впечатлений в форму записываемых, хранимых и распространяемых данных. Ожида- лось, что наступит Эпоха Информационного Благоденствия, но насту- пила Эпоха Информационного Мусора (ЭИМ). Вот это -- ваша современность, названная по её определяющему признаку (а он реально определяющий, поскольку именно он эту со- временность, похоже, и убьёт вместе с вами; точнее, заморочит вас до смерти). Умы забиваются псевдоинформацией -- через телевидение, интер- нет, уличную рекламу и т. п. Действительно нужные сведения теря- ются среди чепухи, а если всё-таки попадаются на глаза, то всё равно не усваиваются, потому что... - не распознаются в качестве значимых на пёстром фоне разной ерунды; - не получают надлежащей доли внимания, надлежащих ресурсов психики -- из-за того, что те уже связаны чепухой; - оказавшись всё же воспринятыми, тонут в псевдоинформации, которая уже попала в человеческие головы. Коллективный интеллект общества всё более загружается произ- водством и обработкой псевдоинформации и защитой от неё, то есть нейтрализуется ею: оказывается неприложимым к решению реальных серьёзных проблем, стоящих перед обществом, из-за чего общество как целое по сути глупеет. Мусоризации информационного пространства способствовали: - увеличение количества телеканалов; - распространение интернета; - развитие мобильной связи; - увеличение доступности видео- и звукозаписей; - расширение возможности портативных устройств получения, хранения, воспроизводства, передачи информации; - удешевление и упрощение создания, хранения, копирования и передачи текстов и изображений. Если раньше люди получали сведения по преимуществу в организо- ванном порядке, с прохождением этих сведений через серьёзное редактирование, то сегодня каждый информируется по преимуществу на своё усмотрение (точнее, под влиянием всех, кому не лень со- вать в информационное пространство в большом количестве что-то завлекательное), поэтому наполняется всё более низкопробным "материалом". В результате люди оказываются дезориентированными, интеллекту- ально ослабленными, но при этом уверенными в своей информирован- ности. Их деятельность становится всё более вредной для них са- мих, а также для общества и природной среды. До наступления Эпохи Информационного Мусора существовали: - легальные издания; - нелегальные издания (подрывные: подпольные или доставленные из-за границы); - самиздат; - фольклор (устно распространяемые информационные продукты). 99% информационной продукции составляли легальные издания. Они проходили более-менее серьёзное редактирование, выполнявшееся более-менее квалифицированными людьми. Оно было... - литературное; - идеологическое; - научное; - на предмет государственных тайн. Хорошие, нужные вещи браковались редко: как правило, отбрасыва- лось низкокачественное. Приблизительно догадываясь, какие вещи не получат шанса на публикацию, потенциальные сочинители не тратили на них времени, а тратили его на что-то другое. Или же боролись за качество своего продукта. В Эпоху Информационного Мусора редактирование в основном не работает, а работает цензура, но работает упрощённо, потому что не имеет ресурсов на вникание в каждую конкретную ситуацию. Тексты всё больше анализируются даже не людьми, а компьютерными программами. Цензура Эпохи Информационного Мусора НЕ ОТБРАКОВЫВАЕТ тексты по следующим признакам: - низкое литературное качество; - малограмотность; - деструктивность идеологии (если нет "экстремизма"); - гнилость морали; - абсурдизм; - вздорность с научной точки зрения; - лживость; - низкий интеллектуальный уровень. Иной автор, стремящийся писать качественно, ХОТЕЛ БЫ проходить редактирование в старом, доэимэшном стиле, но уже НЕ МОЖЕТ, пото- му что культура редактирования в значительной степени утрачена, да и творческий продукт без редактирования получается дешевле, то есть, шанс на успешный сбыт его оказывается чуть выше, поскольку значительная часть потребителей разбирается в качестве не очень, а то даже приучена к низкому его уровню. К тому же низкокачест- венное делается быстрее, на рынке появляется раньше -- и собирает сливки ещё и благодаря этому. На информационном рынке выигрывает не лучшее качеством, а более отвечающее запросам потребителей, раньше появившееся и более де- шёвое (= низкопробная халтура). В эпоху редактирования издатели не равнялись безусловно на запросы потребителей, а чуть подтяги- вали потребителей за уши вверх, на следующий уровень развития, на котором пребывали сами. Когда все подтягивают, потребителю де- ваться некуда, приходится поддаваться. Когда же на информационном рынке свобода, потребитель сбегает туда, где над ним не издевают- ся посредством дёргания за уши, а наоборот, подстраиваются под тот уровень, какой у него есть (и этот уровень в комфортных, рас- слабляющих условиях постепенно становится ещё ниже). Свобода самовыражения как ценность -- это идея очень глупая, потому что в случае реализации ведёт к замусориванию информацион- ного пространства и к тому, что у лучших людей значительно умень- шается способность влиять на остальных. Лучшие люди тут -- более развитые интеллектом, исповедующие более толковую идеологию и более здоровые морально. Свобода самовыражения ведёт не к тому, что лучшие люди получают возможность достукиваться друг до друга и до "широких масс" неза- висимо от благоволения государства и частных издателей, а к тому, что "широкие массы" обзаводятся собственными лидерами, адекватны- ми им по уровню развития интеллекта, популярным глупостям и степе- ни морального разложения (или только прикидывающимися таковыми с какими-то нехорошими целями) и потом равняются только на этих лидеров и игнорируют государство и лучших людей -- и хорошо ещё, если не начинают борьбы с ними. Чем общество замусореннее в информационном отношении, тем оно слабее. Хорошо, если оно противостоит только таким же замусорен- ным обществам, иначе конкурирующие общества его сомнут. Но помимо противостояния обществ есть ведь и другие "вызовы". К примеру, угроза глобальной катастрофы природопользования. * * * Мутегон -- популярный герой Эпохи Информационного Мусора: инди- вид, успешно занимающийся производством привлекательной галиматьи с сильным охмурительным действием. Охмурня, муть -- разновидность информационного мусора, специфи- ческая продукция мутегонов. Охмурённость -- состояние приятной одури, возникающее при дли- тельном чтении захватывающих текстов. Галиматья, чепуха, чушь -- псевдосведения, характеризующиеся не отдельными второстепенными ошибками и шероховатостями, а принци- пиальной неадекватностью реалиям. * * * Теперешнюю массовую культуру можно охарактеризовать как мелька- тельную: информация в ней подносится не большими, стабильными, хорошо структурированными массивами, должными создавать целост- ную картину чего-то значительного, а неустойчивыми кучками раз- розненных тасуемых фрагментов, засоряющих память, но вызывающих приятное ощущение охмурённости, псевдоинформированности. * * * В области образования мелькательность современной культуры вы- разилась в "модульной" технологии обучения. При такой технологии учащийся осваивает не обязательную систему учебных курсов, проду- манных лучшими специалистами и утверждённых после ряда дискуссий, а приблизительно соответствующие ей "модули" -- наборы корреспон- дирующих между собой кусков чего-то там, якобы гибко подбираемые под его индивидуальные возможности и стремления. * * * Как противостоять информационному замусориванию на личном уров- не: 1. Минимизировать чтение интернетных статей, блогов, а также газет и журналов. 2. Игнорировать интернетные дискуссии: всё равно там 99% участни- ков -- дураки и проплаченные "боты". 3. Игнорировать видеолекции с говорящими головами: действительно толковые авторы до производства видеолекций не опускаются, по- тому что серьёзная информация требует текстового режима и мед- ленного вдумчивого чтения. 4. Исключить компьютерные игры как класс потребляемого продукта. 5. Исключить развлекательные и "общественно-политические" про- граммы как класс потребляемого продукта. Послабление может делаться разве что в отношении юмористических передач. 6. Новостные телепередачи смотреть немного -- ради поддержания неприязненного отношения к современности и чтобы не пропустить действительно важных событий. 7. В самообразовании ориентироваться по возможности на старую литературу -- появившуюся до наступления ЭИМ. 8. В информационном пространстве всегда руководствоваться тем соображением, что информация хорошо переваривается и идёт на пользу только тогда, когда этой информации немного, а иначе она только зря сжигает невосполнимые ресурсы мозга. * * * Как сделать так, чтобы Эпоха Информационного Мусора закончи- лась, а человечество при этом всё же в основном уцелело и смогло существовать дальше. 1. Чётко обозвать, обозначить проблему. 2. Пропагандировать защиту от информационного мусора на личном уровне. 3. Не стесняться квалифицировать популярных балаболов как мутего- нов, пропагандонов и т. п. 4. Бережно относиться к старой литературе. 5. Создавать и расширять информационные зоны, свободные от инфор- мационного мусора. 6. Выступать за сокращение компьютеризации, интернетизации, мобильной связи. 7. Продвигать интеллектуализацию. ................................................................. .................................................................

Литература:

Пора бы ей уже и быть.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Эпоха Информационного Мусора как возможный последний этап самоуничтожения человечества