Александр Бурьяк

Об интеллигенции

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Всем известно, что есть 1) образованные люди, 2) люди, заня- тые умственным трудом, 3) умные люди, 4) некие интеллигенты. С пониманием первых двух феноменов больших проблем не возникает, третий вызывает немалые сложности, четвёртый -- и вовсе камень преткновения. Дождаться от интеллигенции чёткого определения понятия "интел- лигенция" невозможно, потому что чёткое определение понятий для интеллигенции не только не привычно и затруднительно, но ещё и сужает возможности зарабатывания ею на жизнь посредством произ- водства словесной мути. Можно считать, что интеллигенция начинается там, где кончается возможность проверять адекватность умопостроений. Что случится, если ошибётся, к примеру, врач? Пациент, возможно, умрёт. Значит, врач -- не интеллигент (во всяком случае, в рабочее время). А что случится, если ошибётся, к примеру, философ? Непосредствено -- НИЧЕГО. Опосредствованно же может, к примеру, государство разва- литься. Но доказать связь этого события с болтовнёй философа бу- дет очень затруднительно. Значит, философ -- интеллигент вполне. Интеллигенция -- это солидарная социальная группа, состоящая из людей, которые зарабатывают на жизнь и обеспечивают своё влияние в обществе посредством производства неформальным способом и/или распространения неверифицируемых знаковых конструкций, и людей, которые воспринимают такие конструкции в значительном количестве и строят на их основе свои представления. Если знаковые конструкции производятся формальным способом, их можно проверять на отсутствие формальных ошибок. Если знаковые конструкции производятся на основе конкретных реальных вещей, а не других знаковых конструкций, можно сопостав- лять конструкции и реальные вещи и выявлять ошибки. Если знаковые конструкции непосредственно управляют действиями, можно судить о качестве этих конструкций по результатам действий. Если же знаковые конструкции производятся НЕФОРМАЛЬНО, НА ОСНО- ВЕ ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ и НЕ УПРАВЛЯЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДЕЙСТВИЯМИ, они не верифицируемы относительно реальности и могут выражать совершенно не адекватные реальности представления, кото- рые в среде интеллигенции воспринимаются, тем не менее, как адек- ватные, потому что не слишком противоречат другим неадекватным представлениям, расхожим в этой среде. Получается, что интеллигенция спорит, горячится, строчит, веща- ет по преимуществу о своих фикциях и подтравливает этими фикциями остальное общество, выдавая их за значительные достижения мысли. Можно говорить об интеллигенции активной (производящей и рас- пространяющей интеллигентскую муть) и об интеллигенции пассивной (по преимуществу лишь потребляющей эту муть, поддакивающей интел- лигентским лидерам и обгавкивающей их противников). Поскольку больше привлекают внимание фикции претенциозные, яр- кие, парадоксальные, то кормящиеся фикциями интеллигенты зачастую намеренно подпускают в свои умопостроения соответствующей чепухи, которая только усугубляет проблему адекватности. Они поддаются, так сказать, соблазну безответственности. А если не поддаются, то попросту не удерживаются на рынке интеллигентских услуг. То есть, в принципе можно добросовестным образом производить знаковые конструкции неформально, на основе других знаковых конструкций и без управления непосредственно действиями, но ты не будешь поль- зоваться спросом, потому что 1) будешь запаздывать по сравнению с менее корректными авторами, 2) будешь менее ярок, чем они, 3) бу- дешь непривычен, 4) окажешься на отшибе (менее корректные авторы не будут на тебя ссылаться, а будут ссылаться на таких же, как сами). Разумеется, в интеллигентском словесном поносе нередко попада- ются и адекватные знаковые конструкции, представляющие некоторую ценность и получающиеся хотя бы и случайно, но сложность в том, что, во-первых, выявление их требует больших усилий, во-вторых, оно является политически неверным, потому что частично реабилит- ирует паразитический социальный слой, нуждающийся в радикальной санации. Производимые интеллигенцией знаковые конструкции оказывают на потребляющих их не столько информирующее, сколько ОДУРМАНИВАЮЩЕЕ действие. Существование интеллигенции обусловлено частью потреб- ностью людей в обобщённых представлениях и в проповедях, частью наклонностью их охмуряться информацией. * * * Если считать культурой совокупность расхожих обобщённых пред- ставлений, то можно утверждать, что в любом обществе есть две культуры: практическая, на которой основывается жизнеобеспечение общества, и интеллигентская, паразитирующая на практической. Интеллигентская культура -- это интеллектуальный алкоголь. Творцы этой культуры -- винокуры, тогда как большинство интелли- гентов её только "потребляет". Алкоголь -- "тоже еда"; им, вроде, даже "лечиться" можно, а в некоторых его разновидностях, даже витамины имеются и некоторые другие полезные вещества. Как среди алкогольных напитков есть качественное и есть "бормотуха", так и среди интеллектуального алкоголя есть градации. Интеллигенты -- "интеллектуальные алкоголики" -- потребляют по большей части интеллектуальную "бормотуху", в которой чем больше мути (аналога сивушных масел), тем больше шибания по мозгам. Как непьющему или малопьющему человеку трудно находить общие интересы с алкоголи- ком, так здравому интеллектуалу трудно находить общие интересы с интеллигентом. * * * У большинства людей, старающихся думать, мышление вязнет в массе вычурных понятий, запускаемых в оборот интеллигенцией. Интеллигенция -- вовсе не самая умная часть общества: это всего лишь часть общества, навязывающая ему свою возню со "смыслами", потому что ни с чем другим она возиться не хочет и не способна, а за "смыслами" ей легко прятать свою неспособность в них разби- раться, поскольку возня эта, как правило, безответственная. * * * Распространение интернета имело для человечества существенные отрицательные последствия: если раньше разнообразие словесных потоков ограничивалось вместимостью бумажных средств массовой информации, должных худо-бедно окупаться, то в интернете эти потоки могут разливаться и множиться практически безгранично и бесплатно. Если в бумажных СМИ был какой-то отбор авторов, то интернет принимает ВСЕХ. Между тем, чем шире круг конкурентов, тем крикливее (= некорректнее) надо быть, чтобы тебя заметили. * * * Интеллигенция всегда ратует (на словах, конечно) за такое общество, в каком у неё будут более благоприятные условия для паразитирования, и всю её политическую болтовню надо оценивать именно с этой точки зрения. Поскольку интеллигенции всегда пред- ставляется, что она недопотребляет и вообще играет не ту роль, какую должна бы, она всегда ноет о пренебрежении к подлинной культуре, старается прибиться к власти, а если это не удаётся, то подбивает честных людей на антигосударственную деятельность. Интеллигентских фикций нагромождается необъятное множество, так что разбираться с каждой из них даже в какой-то узкой области практически нет возможности, и лучше отметать их целиком: отсеи- вать по признаку происхождения их из слоя интеллигенции. Везде, где скапливается эта фонтанирующая красивыми словами мразь, начинаются большие проблемы. Везде, где эту мразь отодви- гают подальше начинаются большие успехи. В России частичное из- бавление от "старой интеллигенции" в 1920-х, 1930-х гг. позволило оживить науку, литературу, создать атомный реактор, прорваться в космос, наконец, стать сверхдержавой. Распад СССР был следст- вием того, что вследствие недопонимания правящей верхушкой фено- мена интеллигентности накопилась новая интеллигенция и своей му- тью в значительной степени ослабила способность общества думать, развиваться, защищаться. В Германии 1930-х отодвигание и частич- ное репрессирование интеллигенции позволило выстроить одно из самых боеспособных обществ в истории и осуществить рывок в ряде технических областей. Когда дело доходит до разборок с болтливыми интеллигентами, их репрессируют скопом, как класс, потому что оценивать особенности мозгового мусора каждого из них в отдельности -- это практически невозможно. Устанавливаются некоторые признаки интеллектуального выродка и далее выметаются все, кто под эти признаки попадают. * * * Есть профессии образованных людей, очень располагающие к интел- лигентству, и профессии образованных людей, не очень располагаю- щие к интеллигентству. Человек может в рабочее время заниматься вполне корректной умственной деятельностью, но отдаваться интеллигентской мути в нерабочее время. Приверженность этой мути обычно сказывается на профессиональной неинтеллигентской деятельности более или менее отрицательно. Интеллигенты локализуются по большей части в безответственных интеллектуальных профессиях. Ответственность -- это когда действия некоторым образом прове- ряются и в случае выявления слишком больших и/или слишком много- численных ошибок следует урезание дохода, понижение в должности, увольнение или даже уголовное наказание. Безответственность -- это когда делаешь то, что проверить затруднительно или за что не получишь наказания, даже если выявится ошибочность действий. Отряды интеллигенции: 1) творческая интеллигенция: писатели, поэты, литературные критики, газетные репортёры, публицисты и т. п; 2) преподающая интеллигенция; 3) политиканствующая интеллигенция: активисты всяких партий; 4) комитетствующая интеллигенция: организаторы всяких символи- ческих мероприятий, координаторы всяких программ, представи- тели всяких международных организаций; 5) церковная интеллигенция. В среде творческой интеллигенции на одного добросовестно и качественно работающего интеллектуала приходится двадцать имита- торов, путаников, образованных дураков, которые только болтаются у него под ногами и мешают пристраивать его творческий продукт. Посредственностями среди них являются только образованные дураки, тогда как имитаторы и путаники могут быть технически изощрёнными авторами. Как невозможно приставить ни к какому ответственному делу опустившегося алкоголика, так невозможно приставить ни к какому ответственному делу болтающего интеллигента: он будет торчать в интернете, отвлекать коллег на посторонние дискуссии, раздувать какие-нибудь частности, становиться в красивые позы, читать лекции про жидомасонов, инопланетян, психотронное оружие, тайны египетских пирамид, туринскую плащаницу и т. п., а главное -- при первой возможности сбежит в какой-нибудь интеллигентский "центр", где вместе с себе подобными сможет кормиться именно болтовнёй. * * * Интеллигенция любит примазываться к успехам интеллектуалов, занятых практической деятельностью (выдавать их достижения за достижения культурного слоя вообще), хотя на самом деле она не только не помогает им, но даже мешает -- оттягиванием на себя внимамния и ресурсов. * * * С интеллигентами та же проблема, что и с алкоголиками: для оздоровления общества надо их куда-то отправлять, откуда они уже не смогут вонять своими размышлизмами. Заниматься полезным интеллектуальным трудом большинство активных интеллигентов не хочет и не в состоянии, заниматься неинтеллектуальным трудом -- тем более. Если просто закрывать их кормушки, начинаются вопли о гонениях на культуру, свободу слова, общественные организации и т. п. Обычно власти подкупают часть интеллигенции, чтобы та разглагольствовала в их пользу. Это позволяет кое-как удерживать бразды правления, но не позволяет решать сложные проблемы общес- тва, потому его что мыслительная способность стопорится обильной интеллигентской болтовнёй. Великие практики -- Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер и др. -- знали цену интеллигентов и не очень с ними церемонились. Если ситуация не позволяет прибегнуть к массовым репрессиям в отношении интеллигенции, нейтрализация её охмуряющего воздействия становится делом большой сложности. Получается замкнутый круг, который сам собой разорвётся только в случае катастрофы. Чтобы справиться с этой сложностью, надо для начала чётко осо- знать, что активный интеллигент -- это, как правило, социальный паразит (халтурщик мысли, в лучшем случае образованный дурак или путанник), который, эксплуатируя своё сходство со здравыми интеллектуалами, подрывает способность общества к умственной деятельности, а значит, наносит ущерб и всем прочим способностям общества. * * * Очень критичным было отношение к российской интеллигенции у А. П. Чехова: "Под флагом науки, искусства и угнетаемого свободомыслия, -- пишет он Плещееву, -- у нас на Руси будут царить такие жабы и крокодилы, каких не знавала даже Испания во времена инквизиции. Вот Вы увидите! Узость, большие претензии, чрезмерное самолюбие и полное отсутствие литературной и общественной совести сделают своё дело. Все эти Гольцевы и Ко. напустят такой духоты, что вся- кому свежему человеку литература опротивеет, как чёрт знает что, а всякому шарлатану и волку в овечьей шкуре будет где лгать, лицемерить и умирать 'с честью'." (Бердников Г. П. "Чехов", стр. 156) По поводу интеллигентских претензий на то, чтобы считаться самым правильным и самым обнадёживающим слоем общества Чехов ввысказался так: "Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах... Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодёжи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к учёным, ни к писателям, ни к молодёжи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком." (там же, стр. 178 ) О французском литераторе Бурже и ему подобных Чехов выразился следующим образом: "...они заставляют Францию вырождаться, а в России они помогают дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интел- лигентами." (там же, стр. 225) Бесконечно и безответственно болтающей интеллигентской шушере Чехов противопоставлял людей типа Н. М. Пржевальского -- исследо- вателя Центральной Азии: "Их личности -- это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешёвые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, что, кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов, есть ещё люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели." (там же, стр. 174) Таки непрост был Чехов, и Сталин почитывал его не от нечем больше заняться. * * * Когда читаешь биографию или мемуары какого-нибудь, скажем, писателя, то раз за разом оказывается, что он был тот ещё тусов- щик и тёрся о себе подобных (и примыкающих к ним) чуть ли не ежедневно -- если не в рабочее время, то в нерабочее. Кто-то тёрся больше, кто-то меньше, но всё равно тёрся, тёрся и тёрся, а великие одиночки всё как-то не попадаются. Интеллигент -- продолжатель интеллигентской "интеллектуальной традиции" и член клуба взаимно поддакивающих, принятый в этот клуб на условии продолжения интеллигентской "традиции" и взаим- ного поддакивания. А членство в клубе выражается регулярными дружескими контактами с членами этого клуба, а не только дистанционными поддакиваниями. Далее, видный интеллигент -- это не просто гиперактивный стад- ный мутегон со стандартным информационным мусором в головёнке: это, как правило, мутегон с НАСЛЕДСТВЕННЫМ тёплым местечком под солнцем, участвующий в КОЛЛЕКТИВНОЙ обороне совокупности интел- лигентских тёплых местечек. И это к тому же мутегон, тесно ко- оперирующийся с себе подобными мутегонами в части имитации тяжё- лой умственной работы и много занимающийся выстраиванием своей системы связей. Видный интеллигент -- это, как правило, интеллигент наследст- венный не потому, что понадобилась культурная работа ПОКОЛЕНИЙ, чтобы сформировать такого титанищу духа (но будут говорить, что таки понадобилась), а потому что необходимая для его продвижения система связей была выстрена ещё, может быть, до его появления на свет. Наследственная коллективная оборона и "трудовая кооперация" -- существенные атрибуты интеллигентской "элиты". Постороннему (= ненаследственному) пробиться на заметное место единственно за счёт своего творческого продукта и в рамках формальных отношений (скажем, принёс с улицы рукопись в редакцию) практически невозмо- жно. Редчайшие исключения (Михаил Шолохов, к примеру) -- следст- вие особых обстотельств (ты вовремя подвернулся под руку с тем, что срочно понадобилось и только у тебя и было). * * * В России (шире -- в "русском мире") есть не одна интеллигентс- кая "интеллектуальная традиция", а даже две: авторитарно-почвен- ническая и либерально-прозападная. Между носителями этих "тради- ций" нет никакой разницы в меналитете: разница только в источни- ках подпитки идеями и материальными средствами. Представители этих двух традиций охотно гавкаются между собой. На Западе интеллигенция приблизительно делится на "левую" и "правую". * * * Доводилось ли вам читать что-то реально толковое, развёрнутое, глубокое, без треска и с практическим прицелом, скажем, на такие темы, как свобода, собственность, права, развитие, деградация, интеллектуализация, любовь, ненависть, война, совесть и т. п.? Лично мне читать что-то качественное на указанные темы почти не случалось, хотя к познанию я довольно-таки стремился. Почти всег- да натыкаешься на что-то поверхностное и пропагандистское. Авто- ры, бывает, искрят стилем и юмором, сияют эрудицией, уличают, призывают, подлизываются к государству, выгораживают "своих", уверенно ходят вокруг да около, но только не объясняют СУТИ -- сколько-нибудь подробно и убедительно. Причина не только в том, что суть сложна, непривычна, неудобна и мало кому интересна, но также и в том, что авторы не способны до неё докопаться, точнее, даже не представляют себе, что надо бы пробовать докапываться. Потому что они ИНТЕЛЛИГЕНТЫ. Умники тоже пробуют что-то кропать на указанные и аналогичные темы, но у них почти нет шанса пробиться через интеллигентский социальный слой и через навороченный интеллигентами слой словес- ного мусора. Умнику невыносимо говорить на тему, по которой у него нет шанса высказать что-то новое и существенное, интеллигент же, напротив, очень любит ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. * * * Умник более-менее знает МНЕНИЯ -- и более-менее сомневается в их правильности, как и в своём знании их. Интеллигент же знает ИСТИНЫ, причём знает их точно, а если он будет сомневаться в них, то перестанет быть интеллигентом и перейдёт в категорию умников. Интеллигентские "истины" -- это на самом деле, конечно, лишь расхожие мнения интеллигентской "референтной группы". Сугубо личных мнений (пардон, "знаний"), не совпадающих с мнениями "ре- ферентной группы", у интеллигента быть НЕ МОЖЕТ. А если они всё же появляются, интеллигент автоматически переходит из уютной ка- тегории интеллигентов в неуютную категорию умников. "Референтная группа" -- источник непоколебимой уверенности интеллигента в его правоте. Эта группа воодушевляюще действует на интеллигента через его стадный инстинкт. Душевные силы интеллигента уходят на усвоение всяких "знаний" (= мнений), поэтому на собственные соображения и на практику у него почти не остаётся мозгового ресурса. Интеллигентам противостоят: - практики; - рабочекрестьяне; - умники. Практики -- как правило, не совсем дураки, довольно образован- ные и/или самообразованные люди, специализирующиеся на деле и проверяющие этим делом хотя бы свои профессиональные представле- ния. Рабочекрестьяне -- как правило, менее башковитые и менее обра- зованные люди, тоже специализирующиеся на деле и соответственно имеющие не лишь бы какое здравое соображение по крайней мере в своих профессиональных областях. Умники -- особо образованные и самообразованные индивиды, спе- циализирующиеся на сложных концепциях, поэтому на дух не перено- сящие "знаний" (Сократ: "я знаю, что ничего не знаю") и соответс- твенно их "носителей" -- интеллигентов (Иисус: "горе вам, книжни- ки и фарисеи"). Интеллигенты -- специалисты по неверифицируемым фикциям, не способные различать верифицируемое и неверифицируемое и относящи- еся к фикциям, как к достоверным вещам. Если скажете интеллигенту "2 плюс 2 может быть не равно 4", интеллигент исполнится к вам горячим презрением. Если скажете то же самое умнику, он лениво ответит: "наверное, да -- при некото- рых условиях, и неплохо бы выяснить, при каких". Любимое занятие интеллигентов -- то, что умники называют слово- блудием. Птичка щебечет, интеллигент словоблудствует. Через сло- воблудие он самовыражается, наслаждается, увековечивается, выпол- няет, как ему кажется, гражданский долг, находит "единомышленни- ков", добывает на пропитание. Интеллигент, как правило, кормится преподаванием, компиляциями, пересказами, переводами, комментариями, приложениями общего к частному, разоблачениями чужого "невежества" и просто обгавкива- нием в пропагандистских целях. Подпускать интеллигентов к реаль- ному делу (а не к жонглированию фикциями) -- это для дела очень опасно. Практики и рабочекрестьяне нередко поддаются охмуряющему воз- действию интеллигентского словоблудия, умники -- никогда. Умнику, как правило, противостоит в [интернете] обществе не дурак (или не просто дурак), не практик и не рабочекрестьянин, а интеллигент: навязывается в качестве "собеседника", отнимает время, норовит "поучить" и обгадить. Практика и рабочекрестьяни- на, как правило, попросту не цепляет то, что говорит умник (ну, говорит что-то -- и ладно), поэтому они и не пристают к нему со своей "критикой" и своими наставлениями -- если вообще вдруг ока- зываются там, где умник что-то высказывает. Поучать -- это не просто высказывать своё мнение, а высказывать его в полной уверенности, что оно правильное и что другие люди должны его почтительно перенимать -- и посматривать на источник его снизу вверх. Настроенность поучать -- первейший и надёжнейший признак интел- лигента, производное от его сути как носителя наидостовернейших псевдознаний. Умник, в свою очередь, не поучает никогда. Причин этому неско- лько: он... - не уверен на 100% в своей правоте; - допускает, что его собственное мнение, возможно, скоро изменится, а раз так -- чего париться? - не видит практического смысла в переубеждении кого-то там -- впридачу наверняка не шибко умного; - знает по опыту, что большинство человечков необучабельно в сколько-нибудь сложных вещах, да и в простых вещах весьма упрямо; - хочет заняться чем-то более приятным и более полезным. Умник очень не любит интеллигентов, потому что в общении они по преимуществу лишь отнимают время и норовят оскорбить с позиции своего мнимого превосходства. А ещё они создают информационный шум, в котором теряется интеллектуальный продукт умников, и лезут вперёд умников к высокопоствленным практикам со своими дурацкими коллективными рекомендациями. Интеллигент -- это не индивид с гуманитарным образованием и со- ответствующим способом зарабатывания на хлеб (в интеллигентство может провалиться и технарь): это индивид, осознавший себя членом интеллигентского клана и воспринявший идейки этого клана не как ещё один вариант сомнительного тра-та-та, а как истину и руковод- ство к словесному действию. Интеллигенты -- зло: неявное, но значительное. Но это понимают лишь умники. * * * Интеллигент, умник, имитатор и пустомеля могут пользоваться одинаковым набором слов и высказываться на одни и те же темы. Но делают они это немножко по-разному. Интеллигента от умника и имитатора отличает категорическая на- строенность поучать (это для него -- святое, и он от этого никог- да не откажется). Имитатор сложного мышления распознаётся по трескучести и небре- жной размашистости, тогда как изображать умнические сомнения в себе самом -- дело для него лёгкое и вполне приемлемое, часть технологии втирания в доверие. Имитатор относится к идеям не как к выражениям важных истин -- возможным или доподлинным -- а как к заменимому инструменту, вре- менно на что-то годному и потому взятому в оборот -- по признаку способности впечатлять. Истинна идея или ошибочна -- это для ими- татора не имеет большого значения: для него в первую очередь важ- но то, чтобы идея в текущий момент ВЫГЛЯДЕЛА истинной и была вос- требованной. Пустомеля -- тот, кто считает, что если серьёзные слова склады- ваются у него в грамматически правильные осмысленные предложения, элементарно опровергать которые не получается или лень, то и смысл этих предложений -- серьёзный, значительный, а сам пусто- меля -- аж мыслитель. Если имитатор сознаёт, что гонит более-ме- нее чепуху (в которую может случайно вклиниваться и толковое), то пустомеля уверен, что рожает большие истины. В отличие от интеллигента, имитатор и пустомеля могут быть весьма "креативными" по части очень новых идей. Умник не обязательно креативен. Это для него, разумеется, не "плюс", но и не очень большой "минус": идей уже так или иначе на- ворочено огромное множество, и если он хотя бы в состоянии аде- кватно оценивать их качество, взаимосвязь и перспективу, это весьма немало. * * * Интеллигенты берут числом и организованностью. Власти стараются с интеллигентами ладить, чтобы не выглядеть слишком репрессивными, иначе затявкают интеллигенты, успевшие сбежать в конкурирующие державы, и потом будет трудновато отмы- ваться от вещества, которое они набросают. Интеллигенты нужны государству для развлекательных и пропаган- дистских применений: умники для подобных занятий не подходят складом мозжищ, да умников в обществе и маловато, на всякое такое их не хватает. Но проблема в том, что интеллигенты не ограничиваются отводимы- ми им указанными ролями, а тиснутся в конептуалисты. Действие "концептуальной" интеллигентской охмурни на не очень искушённые мозги аналогично действию охмурни от гадалок (впро- чем, гадалки -- это по сути тоже интеллигенция): оно далеко не безрезультатное. ............................................................... ...............................................................

Литература:

Бердников Г. П. "Чехов", М., "Молодая гвардия", 1978.

Возврат на главную страницу