Александр Бурьяк

Камасутра ненависти

Kama Sutra of Hate

bouriac@yahoo.com На главную страницу
камасутра ненависти
Все нормальные люди знают, что такое чувство ненависти, и пере- живают его более или менее часто и сильно, но мало кто отдаёт се- бе отчёт в физиологической и социальной значимости этого инстинк- та и совсем уже немногие умеют ненавидеть правильным образом. Обычно люди стесняются своей ненависти: им внушают, что ненави- деть можно (и даже нужно) только тех, кого указывают государство, церковь и "моральные лидеры", а в отношении прочих ненависть -- это проявление слабости, неустроенности, культурной ограниченнос- ти. Ненависти противопоставляют любовь всяких разновидностей. Лю- бовь -- это якобы самое то, что нужно людям для благополучия, а ненависть -- это самое не то. Данное популярное заблуждение -- одна из множества массовых упоительных глупостей, благодаря которым человечество не в состоянии толком обустроиться и мучает себя проблемами, которые само же и создаёт. В действительности инстинкт ненависти -- существенный для выживания компонент психики; испытывание ненависти -- нормальная физиологическая потребность. Ненависть -- не хуже и не лучше любви: это как нога не хуже и не лучше руки, желудок -- не хуже и не лучше печени и т. д. Правильный индивид позволяет себе и ненависть, и конфликты, причём, может быть, даже немало, но он делает это с умом, с поль- зой, а не по традиции, за компанию или единственно из эмоциональ- ной потребности. Ненавидеть бывает приятно или даже очень приятно -- как вообще бывает приятно делать то, что естественно и полезно для человече- ской природы. В случае сильного приступа ненависти очень полезно подвигаться, понапрягать мышцы. В этом случае приступ проходит не только без вреда для организма, но даже с пользой. Чтобы посторонние не приставали с глупыми советами, а враги за- стигались врасплох, можно ненавидеть тайно, не выражая своей не- нависти ни словом, ни действием, а сопутствующее возбуждение рас- ходовать на упражнения для мускулов. В этом случае от ненависти получается двойная польза для организма: 1) эмоциональное удовле- творение, 2) физическая нагрузка. Ненависть не есть что-то простенькое, всегда одинаковое: она многообразна, вдобавок со всякими примесями. Лёгкая форма ненависти -- неприязнь. Ненависть приятна, когда разряжается через враждебное действие -- реальное, вербальное или хотя бы мысленное. Собственно, суть ненависти -- в побуждении к враждебному действию. Чтобы ненавидеть качественно, с удовольствием и пользой, надо отдаваться этому занятию любя и со знанием дела -- и находить для него время регулярно, а не как придётся. Если хочется ненавидеть -- ненавидь, но только имей в виду, что твоё горячее чувство может идти не от непреодолимых свойств объ- екта ненависти, а от твоей физиологической потребности в пережи- вании этого чувства, то есть, допускай, что с текущим объектом ненависти можно как раз, наоборот, наладить теплоейшие отношения и взаимовыгодное сотрудничество, а свою физиологическую потребность в ненависти удовлетворять на ком-то другом. Приятна ненависть, смешанная с презрением, и бывает приятной даже ненависть, смешанная со страхом (она -- эмоциональная осно- ва, к примеру, терроризма). Можно переформатировать свою ненависть в презрение, а его -- в чувство собственного величия. Но для этого требуется некоторая концептуальная база. Условия качественной ненависти: - правильный выбор объекта; - правильный выбор повода (шире: концептуальной базы); - правильный выбор интенсивности; - правильный выбор режима (когда устраивать себе сеансы ненависти и как долго они должны длиться); - правильный выбор компании. Интенсивность и режим переживания ненависти должны быть адеква- тны состоянию организма: ненависть должна укреплять тело, а не разрушать его. Люди, рождающиеся со слабым инстинктом ненависти или вовсе без него, имеют пониженную жизнеспособность. Иначе говоря, они непол- ноценные: не иметь этого инстинкта -- то же, что не иметь какой- то важной части тела; иметь этот инстинкт в недоразвитом состоя- нии -- то же, что иметь в недоразвитом состоянии часть тела. Камасутра ненависти -- это эффективный компромисс (нет, даже гармоничный союз) между эмоциями и разумом: индивид не идёт на поводу у своих чувств (потому что это опасно), но и не мучает се- бя их подавлением. Он всего лишь переводит свои чувства в проду- манное русло, так что от них получаются и непосредственное удо- вольствие, и дальняя польза. Жизнь -- это в значительной части неизбежная борьба. Борьба не- редко требует мобилизации сил, а силы мобилизуются ненавистью. Камасутрист ненависти -- это мастер социальной борьбы, далеко продвинувшийся в постижении человеческой природы и овладении вер- бальным карате -- искусством ударного слова. Вкус к ненависти вовсе не означает неспособности к любви и отсутствия стремления к миру и сотрудничеству: вполне ведь можно попеременно (а то и одновременно!) тяготеть и к сладкому, и к солёному, и к горькому, и даже к кислому. С ненавистью -- как с питанием: при надлежащем подходе -- сплошь удовольствие и здоровое продуктивное долголетие, при не- правильном -- изжога, гастрит, колит, панкреатит, холецистит, артрит, диабет, камни в почках, язва желудка, а то и рак чего- нибудь. Камасутра ненависти -- путь удовольствия и успеха. Основные идеи камасутры ненависти: 1. Ненависть -- не рудимент, не дефект и не следствие неудачливо- сти, а нормальный компонент полноценной жизни. 2. Правильная ненависть спасает и благодетельствует. 3. Правильная ненависть доставляет непосредственное удовольствие. 4. У здорового индивида есть потребность ненавидеть. Её приходит- ся удовлетворять хотя бы ради хорошего самочувствия. 5. Правильно ненавидеть -- дело сложное: надо и учиться, и регу- лярно упражняться. 6. Ненависть должна разряжаться в действии: сильная -- в физичес- ком, а для лёгкой бывает достаточно и словесной разрядки. 7. Физической разрядкой ненависти могут быть упражнения для раз- вития силы и выносливости или просто мускульная работа, что очень полезно для организма и общества. 8. Нанесение словесных ударов вместо физических -- это нормальная и при надлежащем подходе весьма эффективная форма борьбы. 9. В выборе объектов ненависти и оснований для неё лучше не идти на поводу у традиции, моды, чьей-то пропаганды, а напрягать собственный интеллект. 10. Нельзя допускать, чтобы вами манипулировали, используя вашу здоровую потребность ненавидеть. Камасутра ненависти -- путь удовольствия и успеха. * * * "Ненавистник" в среднем честнее, рациональнее, натуральнее и эффективнее "любителя". Соответственно он в среднем менее опасен и более полезен для окружающих и для общества в целом. "Ненавистник" не отрицает значимости и полезности любви, а все- го лишь считает, что ненавидеть -- это тоже бывает на пользу. "Ненавистник" не отвергает "любви вообще", как "любитель" отвер- гает "ненависть вообще": он только говорит, что от неуместной любви бывает проблем не меньше, чем от неуместной ненависти. "Любитель" якобы борется с худшим в человеческой природе, с ужасным рудиментом, но на самом деле впадает в глупый абсурд и мазохизм. "Любитель" не поднимается над эмоциями: он ставит не рациональное над эмоциональным, а одну эмоцию над другой. Можно прощать идеологическое "любительство" Иисусу Христу и его первым последователям: прощать как наивность древних, как соци- альный эксперимент, смелую радикальную попытку подавления неумес- тных желаний, прорыва к улучшенному варианту социальных отноше- ний. Но сегодня, после 2000 лет христианского опыта, после крес- товых походов, инквизиции, религиозных войн, сожжения Джордано Бруно, отлучения Льва Толстого от церкви и т. д., проповедовать "любительство" -- значит демонстрировать свою интеллектуальную и культурную ограниченность либо держать людей за сплошь недоумков, мешать им "расти" в мировоззренческом аспекте и толкать их на глобальные разрушительные глупости, вроде перепроизводства на- селения. Христос попробовал решить проблему избыточной конфликтности "в лоб": призвал перестать ненавидеть. С физиологической точки зре- ния, это было в общем неправильно, но нередко срабатывало -- на коротких промежутках времени, пока люди отдыхали от перенапряже- ния своих "ненавиделок" и разминали свои затёкшие в бездействии "любителки". Но потом всё всегда возвращалось на физиологические круги своя, потому что против человеческой природы просто так -- без скальпеля и таблеток -- не попрёшь. Можно терпеть христианских, буддистских и т. п. церковников как службу сохранения старых храмов (= архитектурного и художествен- ного наследия), а также как традиционных психотерапевтов и орга- низаторов ритуалов и торжеств для интеллектуально менее развитой части общества, но не более того. Их попытки навязывания своей наивнятины КАЖДОМУ следует жёстко пресекать как подрывную дея- тельность. * * * Чем выше культура ненависти в обществе, тем в нём меньше часто- та, интенсивность и разрушительность конфликтов. Ненависть и раз- рушительство -- это отнюдь не два сапога -- пара. Созидательный эффект ненависти имеет место в архитектуре, тех- нике, одежде и т. п. Он проявляется как в утилитарных компонентах изделий, так и в декоруме. От древних городов чаще всего сохраня- ются только укрепления, захоронения и залежи мусора. В захороне- ниях попадаются оружие и доспехи. Укрепления, оружие, доспехи -- это худо-бедно следы культуры, порождённые ненавистью. Иначе говоря, если бы не древнее ненавистничество, то представления людей о своём прошлом были бы ещё ограниченнее и наивнее -- с негативными последствиями для текущей практики. Если высокая культура ненависти не обеспечивает созидания непо- средственно, она хотя бы освобождает для него ресурсы. В частнос- ти, она защищает ресурсы от расходования их "любителями" на вред- ную квазигуманитарную чепуху. Надо признать, что от примитивной, неокультуренной ненависти, как правило, бывает много больше разрушения, чем созидания. Но часть разрушенного даже из такой ненависти была бы уничтожена так или иначе -- по причине глупости и т. п. К примеру, Парижа нико- гда серьёзно не бомбили, а средневековых построек в нём сохрани- лось очень мало. Правда, часть их разрушили из неприязни (= сла- бой формы ненависти) к Средневековью, а не только ради строи- тельства новомодного и более гигиеничного и вместительного или ради расширения улиц для любителей (!) мерзкого избыточного автотранспорта, существенно задействованного в подготовке глобальной катастрофы природопользования.

Вербальная война.

Вербальная война -- не извращение, а малозатратный способ веде- ния конфликта. Вадим Шефнер (не еврей, если что): Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Так оно и есть. Вербальные удары бывают 4-х видов: - оскорбление; - угроза; - высмеивание; - разоблачение; - клеветническое заявление, в том числе ложное обвинение; - донос. На восприятие вербального удара оппонентом влияют: - психический склад этого оппонента; - культура оппонента (её характер и уровень), - уровень интеллектуального развития оппонента; - опытность оппонента; - наличие у оппонента специальной конфликтной подготовки.

Искусство оскорбления.

Как правило, оскорбляющий чувствует значительное облегчение, но только при условии, что оскорбляет он редко. В противном случае эффективность оскорбления снижается. Аналогичная ситуация у оскорбляемого: тот, кого часто стараются задеть словом, теряет чувствительность к таким вещам и даже, наоборот, бывает, радуется тому, как тщетно кипятятся те, кто хотят унизить его вербально. * * * Наиболее болезненно воспринимается акцентирование слабостей, которые индивид очень старается не выпячивать. Допустим, оппонент прыщав. Просто кричать ему в лицо "Ты прыща- вый, прыщавый!" -- это приятно (для вас), но это почти то же, что расписываться в собственной примитивности. Он может просто отве- тить что-нибудь из следующего: "У тебя такое же на твоей единственной извилине" "Держись подальше, а то от меня подцепишь." "Ладно, потрись о меня немного: таким же станешь." "Это у меня аллергия на твоё присутствие." "У меня вдобавок слюна ядовитая." И т. д. Поэтому надо задевать изящнее: "Не смотри так, а то прыщами заразишь." "Осторожнее, а то прыщи полопаются." "Прыщами не увлекайся." "Сменить дерматолога не пробовал?". "Чем мажешься-то? Я соседу посоветую то же самое." И т. д. Впрочем, можно эффектно отвечать и на эти реплики. Словесное джиу-джитсу -- использование реплик оппонента против него же (не по схеме "сам -- дурак", а изящнее). Чем сильнее он пытается вас ударить, тем больнее он должен биться о железобетон- ную стену вашего насмешливого хладнокровия. Примеры: - Иди ты на... - Зовёшь на своё любимое место? - Оно любимое ТВОЁ! - Нет, я даже не знаю, где это. - Скоро узнаешь! - Как узнал ТЫ? - Ты дурак (больной, урод и т. п. )! - Думаешь, нашёл себе, наконец, ровню? - @#$%&! - Спокойнее, ты не с мамочкой своей беседуешь! - ... твою мать! - Ты её со своей не спутал? - Нет!!! - Ты просто не помнишь, наверное. - Я тебя изуродую!!! - Размечтался о нарах, проказник? Вариант: - Не боишься стать тюремным пидором? - Мразь!!! - Ты мысленно с зеркалом разговариваешь? - Мразь -- ты!!! - Я очень на тебя похож, да? - Я тебя убью!!! - Повторите, пожалуйста, для протокола, а то у меня звукозапись не была включена. Вариант: - А на кошках уже потренировался? - Я тебя ...! - Простите, что? - .....! - Извиняюсь, не расслышал! - ........! - А ещё раз можно? - ............! - А ещё? И т. д. Разумеется, затевать такую перепалку можно только при условии, что драка заведомо невозможна или что в драке вы наверняка легко одержите верх.

Искусство угрозы.

Угроза бывает: 1) по степени конкретности: - скрытая; - расплывчатая; - определённая; 2) по отношениям с реальностью: - пустая; - неопределённая; - реальная; 3) по характеру предполагаемого вреда; - причинение повреждений организму; - унижение действием; - причинение ущерба словом; - причинение ущерба имуществу; 4) по уровню тяжести предполагаемого вреда; - причинение лёгких повреждений (к примеру: делание синяков) - причинение повреждений средней тяжести (к примеру: избитие в кровь); - причинение тяжких, но исправимых повреждений (к примеру: ломание ног); - делание калекой; - лёгкая смерть; - мучительная смерть; 5) по субъекту, которому причиняется непосредственный ущерб: - причинение ущерба непосредственно оппоненту; - причинение ущерба потомку оппонента; - причинение ущерба другу оппонента; - и т. д.; 6) по степени типичности: - обычная (возможно, часть ритуала); - необычная (она озадачивает оппонента); 7) по отношениям с законом: - законная (к примеру, угроза привлечения к суду); - незаконная (наказуемая); 8) по литературному качеству: - блистательная; - средняя; - убогая; 9) по уровню фиксации: - устная без свидетелей и звукозаписи; - устная со свидетелями; - письменная или со звукозаписью; 10) по идентифицируемости источника: - анонимная; - именная. Угроза причинения вреда детям оппонента -- более тяжкая, чем угроза причинения аналогичного вреда самому оппоненту.

Искусство высмеивания.

................................................................. .................................................................

Искусство разоблачения.

Цели разоблачения: - вызывание мучительного чувства стыда у оппонента; - создание оппоненту сложностей в отношениях с обществом; - причинение оппоненту ущерба чужими руками, в частности, провоцирование наказания оппонента государством. Уличение в расхожем грехе не очень действенно, но всё же имеет некоторый эффект: люди далеко не всегда относятся снисходительно к тем, кто грешат тем же, чем и они сами. Другие грешники, быва- ет, мешают им как конкуренты и т. п. Даже плохой индивид имеет интерес в том, чтобы общество было хорошим: чтобы другие люди не вели себя так же, как он, иначе он будет страдать от них, как они страдают от него.

Искусство клеветы.

Чем ярче и необычнее клевета, тем лучше она запоминается и тем охотнее распространяется. Но лучше сходит за правду приписывание оппоненту чего-нибудь обычного, избитого, в чём можно подозревать многих. Клеветник лжёт, поэтому делает себя "уязвимым для критики". Быть пойманным на клевете -- это, как правило, очень убыточно, так что лучше избегать её изо всех сил, даже если очень хочется. Клевета не дискредитирует, если, к примеру, вы для спасения своей праведной жизни обвинили одного своего смертельного врага перед другим своим смертельным врагом в том, за что этот второй враг был готов убить первого и таки убил. Любого индивида можно подозревать в чём-то нехорошем -- не без оснований, допускающих неоднозначное толкование. В Уголовном ко- дексе есть статья "Клевета". Как карают за высказывание нелестных предположений, наверное, зависит от контекста, от степени уверен- ности и конкретности при высказывании этих предположений, а также от качества правосудия и от толковости адвокатов. Можно намекать так, что почти всем понятно, на что намекают, хотя предположение в явном виде отсутствует. К примеру, можно выразиться так: "NN был в узких, как у гомосексуалиста, брюках". А то даже вскользь: "NN, в своих узких, как у гомосексуалиста, штанцах..." Кстати, о гомосексуалистах. Есть ряд человеческих качеств, которые на уровне закона не считаются негативными, но негативно воспринимаются большинством людей или хотя бы очень многими из них. Более того, есть такие негативно воспринимаемые многими ка- чества, открытое высказывание негативного отношения к которым наказуемо. Если намекнуть на наличие этих качеств у оппонента, он не сможет обвинить вас в унижении его достоинства, в подрыве его репутации.

Искусство доносительства.

................................................................. .................................................................

Искусство мучительства.

От быстрого и малоболезненного убийства врага получается мало удовлетворения убийце. Вдобавок угроза лёгкой смерти пугает знач- ительно меньше, чем угроза смерти мучительной, то есть, она хуже удерживает людей от действий, которых от них очень не ждут, и со- ответственно она спасает меньше жизней. Всё это известно с древ- них времён, поэтому у всех народов с древних времён приблизитель- но до эпохи Просвещения практиковалось искусство мучительной (= спасительной) казни. Позволить себе быстрое и малоболезненное убийство может только тот, кто в силе: кто не боится увеличения количества врагов, ко- торых придётся убивать.

Выбор объекта ненависти.

Люди, как правило, не выбирают себе объект ненависти тщательно, а бросаются на первый попавший под горячую руку или грызут тради- ционный для их круга или поддаются чьим-то науськиваниям. Это неправильно. Ваша ненависть должна быть не очень опасной для вас самого: она должна предполагать 1) не слишком большое ожесточение возможных конфликтных действий, 2) большую вероятность вашей по- беды. Ненависть -- эмоция, мобилизующая психику и организм на бой. Если конкретной "материальной" пользы от боя не будет, то нет и смысла в переживании этой эмоции. Если кого-то или что-то побе- дить невозможно, с этим кем-то или чем-то надо сживаться. Война с объектом ненависти может быть не "материальная", а сло- весная. Такая война, во-первых, может в принципе приводить к "ма- териальной" победе; во-вторых, протекает с меньшей тратой ресур- сов, которые надо беречь; в-третьих, может доставлять больше ра- достей и меньше неприятностей, чем "материальная" война. Ненависть -- это одно, а конфликт -- это другое: можно конфлик- товать без ненависти и можно, наоборот, ненавидеть вовсю, но при этом воздерживаться от конфликта (ждать удобного момента для на- падения или искать мирные пути решения проблемы).

Психогигиена ненависти.

Ничего сверх меры. Хорошо бывает только то, что оказывается к месту, ко времени и в адекватной дозе. Нельзя доводить себя до состояния "меня колотит": если чувству- ете, что близки к аффекту, а бить-крушить нельзя, -- уходите или сосредоточьтесь на мускульных упражнениях (можно незаметных ста- тических). Ещё вариант: потеснить гнев презрением. Смейтесь над тем, кого хочется прибить. Главное в этом деле -- практика: кто не стесняется ненавидеть и гневаться, тот знает, как у него что начинается, и способен вовремя сориентироваться и задействовать тормоза. Потешные срывы и последующие эксцессы (мордобойные и сердечно-инсультные) случаются у всяких "душек", живущих в ком- фортных, почти бесконфликтных условиях и считающих себя пропитан- ными христианством, буддизмом, либерастизмом и т. п. * * * По объектам приложения может различаться ненависть следующих видов: 1) бытовая: - к соседям; - к членам семьи; - к коллегам; - к непосредственному начальству; - к низам общества; - к представителям другого пола; - к случайным людям, оказавшимся рядом; 2) политическая: - к верхушке общества; - к соседним этносам; - к представителям других рас; - к исповедующим другие религии; - к службам охраны правопорядка; 3) игровая, спортивная. В физиологическом аспекте все эти виды ненависти являют собой одно и то же и являются взаимозаменяемыми в качестве средства достижения эмоционального комфорта. * * * По хорошему стране требуется Министерство ненависти. Или хотя бы Департамент ненависти в Министерстве пропаганды. Либо в Минис- терстве внутренних дел. Либо в министерстве здравоохранения. Фун- кции этого учреждения: - мониторинг ситуации с ненавистью в обществе (в каких соци- альных группах на что она направлена и насколько она значи- тельна); - возбуждение, перенаправление, успокоение ненависти в разных социальных группах; - надзор за субъектами, работающими в сфере ненависти; - лицензирование деятельности в сфере ненависти; - противодействие субъектам (в том числе заграничным), неза- конно действующим в сфере ненависти; - привитие культуры ненависти, в том числе через систему народного образования; - организация исследовательской работы в сфере ненависти. * * * О соотношении ненависти, смеха, злорадства, самоиронии. Смех -- это проявление острого чувства превосходства, превос- ходствования. Смех расслабляет, потому что требуемый успех уже как бы достигнут. Биологический смысл смеха -- в прекращении борьбы, в недобивании противника, потому что тот -- тоже чело- век, для чего-нибудь пригодится, и, как правило, лучше давать ему жить, но в низком статусе. Злорадство -- это эмоциональная реакция на конкретную неудачу противника или конкурента. Биологический смысл злорадства -- в реагировании на эту неудачу. Реагирование может быть двоякое: прекращение борьбы либо, наоборот, мобилизация организма на доби- вание противника или конкурента, пока к этому располагают обсто- ятельства. Но в любом случае имеет место обращение внимания на благоприятное изменение обстоятельств. Превосходствование и злорадство отключают ненависть, предотвра- щают взаимное истребление, готовят почву для включения сочувст- вия. Между превосходствованием и злорадством нет чёткой границы. Превосходствование престижнее злорадства и ненависти, потому что означает успешность эмоционалящего индивида. Ещё престижнее вроде как должно быть полное игнорирование, означающее, что ты превосходишь "оппонента" настолько, что даже не обращаешь на него внимания. Но сложность в том, что причины необращения внимания могут быть разные: возможно, ты тихо терпишь, а возможно, ты и вовсе не в состоянии уразуметь, что происходит. Между прочим, "превосходствование" -- это мой неологизм. Весьма смешно, но и показательно, что в обществе по сути отсутствует по- нимание того, что означает такая расхожейшая вещь, как смех. Смех -- это всего лишь ПРОЯВЛЕНИЕ эмоции, а не сама эмоция (а эмоция -- это, в свою очередь, проявление инстинкта в сознании). Гово- рить о смехе как об эмоции -- то же, что называть эмоцией, к при- меру, дрожание коленок при вспышке страха. Про смех (точнее, конечно, превосходствование) над собой. Про самоиронию. Это почти как самоудовлетворение полового влечения, но немножко ещё кое-что. Самоирония престижна, потому что означает, во-первых, то, что подпускающий её индивид способен к критическому самоанализу (= адекватен в суждениях, не вязнет в иллюзиях), а во-вторых, то, что он настолько превосходен, что даже может позволить себе рас- крывать перед недоброжелателями отдельные свои недостатки. Кста- ти, люди нередко самоиронизируют именно ради своего имиджа, а не потому что реально заострены на критичном восприятии себя. Иначе говоря, самоирония -- дежурный способ изобразить себя умненьким, поэтому её присутствие не является весомым показателем толковос- ти. А вот отсутствие самоиронии весомым показателем является: показателем психического нарушения. ................................................................. .................................................................

Литература:

"Камасутра". Лоренц К. "Агрессия".

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Камасутра ненависти