Александр Бурьяк

Маленький танк с приятным именем "Прага"

bouriac@yahoo.com На главную страницу
танк Прага
Танк PzKpfw 38(t) "Прага" в зимнее время. Разбегающиеся большевики не попали в кадр.
Чешский танк LT vz. 38, по-немецки PzKpfw 38(t), также извест- ный под прекрасным именем "Прага", которое вообще-то женского ро- да, попал в историю бронетехники Второй Мировой войны на не очень видное место, но есть подозрение, что его всего лишь нахраписто оттёрли из-за его природной скромности и непритязательности, тог- да как по его достоинствам и по блистательно сыгранной им роли второго плана он заслужил внимания значительно большего. Влюбиться в какую-нибудь тяжеловесную "Патнеру" (PzKpfw V), тем более в вонюче-ревучий глыбистый "Тигр" (PzKpfw VI) лично у меня не получается, а в этот аккуратный минималистский танчок -- слу- чилось на раз-два. Возможно, потому, что на уровне подсознании сказалось моё отношение и к Праге, и к Чехии вообще. Но не только это. С танками -- как с женщинами: в их фигуре должна быть какая- то особенность, на которую ты "заводишься" с пол-оборота. В послевоенном СССР когдатошнего существования PzKpfw 38(t), можно сказать, не замечали (там вообще старались не замечать мно- го чего). По двум причинам. Во-первых, чтобы скрывать от советс- кого народа немалое участие милых чехов в военных усилиях на сто- роне Германии. Во-вторых, чтобы не наступать самим себе лишной раз на кровавую мозоль позорно утраченных "устаревших" танков БТ и Т-26. С PzKpfw 38(t) было значительно меньше транспортировочной воз- ни, чем даже с PzKpfw IV, не говоря уже о "Пантерах" и тем более "Тиграх". Мосты под "Прагами" меньше проваливались, слабые грун- ты меньше разверзались. Среди прочего, "Праги" использовались в качестве "десантных" при немецких бронепоездах. Это ещё одна не известная в широких кругах страница военной истории. Идея была интересная: передний и задний вагоны бронепоезда могли заниматься лёгкими манёвренными танками. Танки имели возможность стрелять вместе с другими огне- выми средствами бронепоезда, а при необходимости -- быстро съез- жать с платформ вперёд и назад на рельсы, потом, разумеется, в сторону и далее атаковать своим танковым способом. Россказни про хрупкость чешской брони у PzKpfw 38(t) выглядят странно. Такое бывает: вдруг начинает гулять по умишкам какое-то прицепчивое мнение и влиять на ход истории, а присмотришься -- какая-то ерунда. Якобы немецкие танкисты больше страдали не от собственно попаданий снарядов в чешские танки, а от осколков бро- ни, которые при этом разлетались в разные стороны. На самом деле немцам было не так уж трудно добиться от чехов изменения рецепта брони, чтобы она стала более вязкой, а танки со "старой", якобы слишком хрупкой бронёй модернизировать следующим образом: нава- рить изнутри корпуса на его стенки, где получалось бы, дополни- тельную тонкую повышенно вязкую броню толщиной 3-5 мм. PzKpfw 38(t) были сняты с производства в июле 1942 года, навер- ное, главным образом не потому, что якобы совсем устарели, не поддавались апгрейду и таки достали хрупкостью своей брони и сла- бостью своей 37-миллиметровой пушки, не способной справляться с массовыми советскими лёгкими танками Т-60 и Т-70 (кстати, тоже затираемыми, как будто их не было), а потому что стало выгоднее использовать их замечательную ходовую часть для изготовления са- моходных орудий, потребность в которых была огромной. Так вот, "нижняя часть" танков "Прага" оставалась в производстве -- и на поле боя -- до конца войны. Короче, "Праги" своей особо эффектной "нижней частью" оказались слишком хорошими, чтобы жить.
танк Прага
Танк PzKpfw 38(t) "Прага" в военном музее... Тегерана. Фото автора.
танк Прага
Танк PzKpfw 38(t) "Прага" в военном музее Тегерана. Другой ракурс. Формы немножко не зализаны, это да. Фото автора.

Литература:


Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Маленький танк с приятным именем "Прага"