Танк PzKpfw 38(t) "Прага" в зимнее время.
Разбегающиеся большевики не попали в кадр.
Чешский танк LT vz. 38, по-немецки PzKpfw 38(t), также извест-
ный под прекрасным именем "Прага", которое вообще-то женского ро-
да, попал в историю бронетехники Второй Мировой войны на не очень
видное место, но есть подозрение, что его всего лишь нахраписто
оттёрли из-за его природной скромности и непритязательности, тог-
да как по его достоинствам и по блистательно сыгранной им роли
второго плана он заслужил внимания значительно большего.
Влюбиться в какую-нибудь тяжеловесную "Патнеру" (PzKpfw V), тем
более в вонюче-ревучий глыбистый "Тигр" (PzKpfw VI) лично у меня
не получается, а в этот аккуратный минималистский танчок -- слу-
чилось на раз-два. Возможно, потому, что на уровне подсознании
сказалось моё отношение и к Праге, и к Чехии вообще. Но не только
это. С танками -- как с женщинами: в их фигуре должна быть какая-
то особенность, на которую ты "заводишься" с пол-оборота.
В послевоенном СССР когдатошнего существования PzKpfw 38(t),
можно сказать, не замечали (там вообще старались не замечать мно-
го чего). По двум причинам. Во-первых, чтобы скрывать от советс-
кого народа немалое участие милых чехов в военных усилиях на сто-
роне нацистской Германии. Во-вторых, чтобы не наступать самим се-
бе лишной раз на кровавую мозоль позорно утраченных "устаревших"
танков БТ и Т-26.
С PzKpfw 38(t) было значительно меньше транспортировочной воз-
ни, чем даже с PzKpfw IV, не говоря уже о "Пантерах" и тем более
"Тиграх". Мосты под "Прагами" меньше проваливались, слабые грун-
ты меньше разверзались.
Среди прочего, "Праги" использовались в качестве "десантных"
при немецких бронепоездах. Это ещё одна не известная в широких
кругах страница военной истории. Идея была интересная: передний и
задний вагоны бронепоезда могли заниматься лёгкими манёвренными
танками. Танки имели возможность стрелять вместе с другими огне-
выми средствами бронепоезда, а при необходимости -- быстро съез-
жать с платформ вперёд и назад на рельсы, потом, разумеется, в
сторону и далее атаковать своим танковым способом.
Россказни про хрупкость чешской брони у PzKpfw 38(t) выглядят
странно. Такое бывает: вдруг начинает гулять по умищам какое-то
прицепчивое мнение и влиять на ход истории, а присмотришься --
по сути ерунда. Якобы немецкие танкисты больше страдали не от
собственно попаданий снарядов в чешские танки, а от осколков бро-
ни, которые при этом разлетались в разные стороны. На самом деле
немцам было не так уж трудно добиться от чехов изменения рецепта
брони, чтобы она стала более вязкой, а танки со "старой", якобы
слишком хрупкой бронёй модернизировать следующим образом: нава-
рить изнутри корпуса на его стенки, где получалось бы, дополни-
тельную тонкую повышенно вязкую броню толщиной 3-5 мм.
Если для изготовления правильной брони для PzKpfw 38(t) не хва-
тало каких-то дефицитных добавок, можно было отправлять в пере-
плавку не подлежащие ремонту разбитые советские танки (их было
много).
Возможно, я тут не прав (скажем, собирать разбитые танки было
слишком хлопотно в условиях напряжения всех усилий), но ситуация
с хрупкой бронёй всё же выглядит странноватой.
PzKpfw 38(t) были сняты с производства в июле 1942 года, навер-
ное, главным образом не потому, что якобы совсем устарели, не
поддавались апгрейду и таки достали хрупкостью своей брони и сла-
бостью своей 37-миллиметровой пушки, не способной справляться с
новыми массовыми советскими лёгкими танками Т-60 и Т-70 (кстати,
тоже затираемыми, как будто их не было), а потому что стало вы-
годнее использовать их замечательную ходовую часть для изготовле-
ния самоходных орудий, потребность в которых была огромной. Так
вот, "нижняя часть" танков "Прага" оставалась в производстве -- и
на поле боя -- до конца войны. Короче, "Праги" своей особо эффект-
ной "нижней частью" оказались слишком хорошими, чтобы жить.
И в декабре 1942 года шведы ещё только приобрели лицензию на
производство этого танка, а шведы ведь были высоко развитой во
всех отношениях нацией и в военной технике разбирались.
После 1942 года LT vz. 38 в боях не использовался. Повернём
это так: самоходные орудия на отличной ходовой части LT vz. 38
были настолько действенными, что немцы пустили в переделку все
эти танки.
Танк TNH (прототип "Праги") в военном музее Тегерана.
Фото автора, 2016 г.
Танк TNH (прототип "Праги") в военном музее Тегерана.
Другой ракурс. Формы немножко не зализаны, это да.
Фото автора, 2016 г.
Характеристики лёгких танков начала Второй Мировой войны:
Модель | Длина |Ширина|Высота| Масса |Удельная |Скорость
| мм |мм | мм | кг |мощность |по шоссе
| | | | |двиг. лс/т| км/ч
------------+-------+------+------+-------+----------+--------
LT vz. 38 | 4650 | 2250 | 2350 | 10500 | 11.9 | 42
PzKpfw III | 5560 | 2950 | 2510 | 22300 | 13.5 | 40
PzKpfw II | 4810 | 2280 | 2020 | 9500 | 14.7 | 40
БТ-7 | 5660 | 2290 | 2420 | 13900 | 36.0 | 73
Т-26 | 4880 | 2410 | 2010 | 9600 | 9.4 | 32
Модель |Калибр|Экипаж| Броня
|пушки | чел | мм
| мм | |
------------+------+------+-------
LT vz. 38 | 37 | 4 | 15-25
PzKpfw III | 50 | 5 | 18-50
PzKpfw II | 20 | 3 | 5-30
БТ-7 | 45 | 3 | 10-22
Т-26 | 45 | 3 | 6-15
LT vz. 38 был могуч множеством удобных мелочей, как то:
1. 37 мм снаряд имел хорошую пробивную способность, несмотря на
малый калибр.
2. Пушка была полуавтоматическая: в неё заряжались обоймы по 5
снарядов. То есть, стрельба могла вестись в высоком темпе.
3. Пушку можно было наводить не только вращением колёсиков, но и
непосредственно, как винтовку -- используя специальный плече-
вой упор. Это позволяло прицеливаться очень быстро.
4. Углы отклонения пушки и пулемётов в горизонтальной и верти-
кальной плоскостях были большие.
5. Пулемёты имели оптический прицел с кратностью увеличения 2.5
(в немецких снайперских винтовках была такая же), но сущест-
вовала и возможность использования простого прицела (визир +
мушка).
6. Пулемёт радиста мог быть зафиксированным в некотором положе-
нии и мог в этом положении стрелять при нажатии водителем ры-
чажка на левом рычаге управления танком. Такой режим мог
использоваться в случае отсутствия или, мягко говоря, выбытия
радиста (бывает лучше хоть как-то стрелять приблизительно в
цель, чем никак).
7. Башенный пулемёт мог наводиться либо в жёсткой связке с пуш-
кой, либо независимо от неё -- заряжающим. Переключение между
этими двумя режимами наведения осуществлялось быстро.
8. Экипаж состоял из 4-х человек, а не из 3-х или 2-х, как в кон-
курирующих моделях лёгких танков, причём одновременно стре-
лять могли 3 человека, и при выбытии радиста и заряжающего
было всё ещё возможно продолжать одновременную стрельбу из
3-х единиц оружия, пусть и с много худшим качеством.
9. Люки для экипажа были снабжены с внутренней стороны кожаными
подушками, чтобы мягче было биться о них головой.
10. Люк-лаз для радиста располагался не на лобовом листе, а
сверху на корпусе (= был менее уязвим). По-видимому, этот
люк предназначался и для водителя (почему у него не было
собственного люка -- загадка).
11. Люки имели кожаные прокладки, так что "коктейль Молотова" не
мог заплёскиваться внутрь через щели вокруг люков.
12. Сиденья и спинки сидений водителя и стрелка-радиста имели
накладные толстые мягкие подушки. Спинки сидений могли отки-
дываться назад до почти горизонтального положения (надо было
доработать их до возможности превращаться в кровати).
13. Положение сидений водителя и стрелка-радиста регулировалось
в горизонтальной плоскости, Также регулировалас высота спин-
ки. Правда, сидения для заряжающего и командира танка были
всего лишь велосипедного типа (это была большая недоработка).
14. Справа от водителя на стенке корпуса размещалась широкая
плоская подушка, чтобы водитель не бился о стенку плечом и
локтем (почему не было такой же подушки у стрелка-радиста --
тот ещё вопрос).
15. Из танка был хороший обзор через смотровые приборы с брониро-
ванными стёклами: один перед радистом, один перед водителем,
один справа от водителя (водитель размещался по правой сторо-
не танка, стрелок-радист -- по левой), четыре на командирской
башенке, один слева в башне перед командиром. Вдобавок имелся
поворачивающийся командирский перископ.
16. Всякие технические люки, сделанные в правильных местах, обес-
печивали танку лёгкость ремонта.
17. Имелся доступ в моторный отсек из боевого отсека (это позво-
ляло выполнять некоторые ремонтные работы на двигателе, не
выходя из танка).
18. Трансмиссия у танка была такая, что позволяла быстро переклю-
чать скорости, хорошо работать на малых скоростях, что позво-
ляло эффективно маневрировать на поле боя и избегать застре-
вания на слабых грунтах.
19. Ходовая часть была очень надёжная: выдерживала несколько
тысяч километров пути без поломок.
20. Все танки были радиофицированы, правда, передатчик имелся
только на танках командиров взводов.
21. Дополнительная защита экипажа обеспечивалась передним распо-
ложением коробки передач.
22. Топливные баки (два) располагались низко, поэтому были менее
уязвимыми.
23. Снаряды хранились в стальных обоймах (кассетах) по 5 штук,
что значительно снижало вероятность детонации боеукладки.
24. Корпус танка был практически водонепроницаем.
25. Танк был компактным, а главное -- низким.
Благодаря всему перечисленному танк LT vz. 38 был эффективным,
несмотря на тонковатую и хрупкую броню, не очень большую ско-
рость, малый калибр пушки, уязвимость мест крепления пулемётов и
смотровых приборов.
Каких улучшений можно было пожелать этому танку:
1. Помощнее глушитель для двигателя, чтобы танк меньше выдавал
своё присутствие шумом.
2. Побольше всяких Nebelverfer-ов на броне.
3. Более удобных сидений для командира и заряжающего.
4. Двух кроватей на основе разложенных сидений водителя и
стрелка-радиста.
* * *
Скорость -- отнюдь не единственный и не всегда решающий показа-
тель динамических возможностей боевой машины. Ещё показатели:
- скорость набора скорости;
- скорость торможения;
- возможность работы на малых скоростях;
- минимальный радиус поворота в движении;
- удельное давление на грунт;
- глубина водной преграды, преодолеваемой вброд без подготов-
ки машины, после подготовки машины;
- клиренс (зазор между дорогой и днищем машины);
- максимальный угол подъёма;
- ширина преодолеваемого рва;
- высота преодолеваемой стенки;
- и т. п.
Значимость показателя зависит от характера местности, ситуации
у противника, решаемой боевой задачи, общего состояния своих сил.
К примеру, если не хватает боеприпасов, надо рассчитывать на ма-
нёвр, а если не хватает и боеприпасов, и топлива, то -- на высо-
кую проходимость и/или на низкий силуэт (он удобен при действиях
из засады).
Хорошая боевая машина -- такая, у которой можно рассчитывать
много на что. У LT vz. 38 можно было рассчитывать на...
- малую массу танка;
- хороший обзор из танка;
- высокую скорострельность пушки;
- большое количество одновременно используемых единиц оружия;
- высокую манёвренность;
- высокую проходимость.
* * *
Оккупированные чехи делали танки для нацистов на совесть. Не
то, чтобы очень много, всего около 1 500 штук, но если учесть, что
в Вермахте эвакуация и ремонт танков были хорошо налажены, это
число соответствовало советским 3 000, а то и более.
Почти все танки LT vz. 38 были произведены для Германии и её
сателлитов (лишь 10 машин было выпущено до оккупации Чехословакии
и досталось немцам в качестве трофея, остальные -- результат воз-
обновлённого в мае 1939 г. производства; Чехословакия была окку-
пирована немцами в марте 1939 г.).
Производство танков LT vz. 38 по годам:
год количество
------+-----------
1939 150
1940 370
1941 698
1942 196
Ко времени нападения на Советский Союз танк LT vz. 38 имелся у
немцев в количестве 754 шт. и составлял 17% танкового парка Вер-
махта.
Помимо немцев, этот танк использовали сателлиты Германии: сло-
ваки, венгры, румыны.
Производство Jagdtpanzer 38(t) на ходовой части танка LT vz. 38
составило до конца войны 2827 шт, и оно продолжалось после войны
-- под маркой ST-I -- для армий Чехословакии и Швейцарии.
Шведские танки TNHP-Sv были развитием LT vz. 38.
Даже после завершения Второй Мировой войны танк LT vz. 38 ещё
некоторое время состоял на вооружении чехословацкой армии.
Литература:
Калинин А. "Panzerkampfwagen 38(t)", "Тактика Пресс", 2013.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Маленький танк с приятным именем "Прага"