Александр Бурьяк

Маленький танк с приятным именем "Прага"

bouriac@yahoo.com На главную страницу
танк Прага
Танк PzKpfw 38(t) "Прага" в зимнее время. Разбегающиеся большевики не попали в кадр.
Чешский танк LT vz. 38, по-немецки PzKpfw 38(t), также извест- ный под прекрасным именем "Прага", которое вообще-то женского ро- да, попал в историю бронетехники Второй Мировой войны на не очень видное место, но есть подозрение, что его всего лишь нахраписто оттёрли из-за его природной скромности и непритязательности, тог- да как по его достоинствам и по блистательно сыгранной им роли второго плана он заслужил внимания значительно большего. Влюбиться в какую-нибудь тяжеловесную "Патнеру" (PzKpfw V), тем более в вонюче-ревучий глыбистый "Тигр" (PzKpfw VI) лично у меня не получается, а в этот аккуратный минималистский танчок -- слу- чилось на раз-два. Возможно, потому, что на уровне подсознании сказалось моё отношение и к Праге, и к Чехии вообще. Но не только это. С танками -- как с женщинами: в их фигуре должна быть какая- то особенность, на которую ты "заводишься" с пол-оборота. В послевоенном СССР когдатошнего существования PzKpfw 38(t), можно сказать, не замечали (там вообще старались не замечать мно- го чего). По двум причинам. Во-первых, чтобы скрывать от советс- кого народа немалое участие милых чехов в военных усилиях на сто- роне нацистской Германии. Во-вторых, чтобы не наступать самим се- бе лишной раз на кровавую мозоль позорно утраченных "устаревших" танков БТ и Т-26. С PzKpfw 38(t) было значительно меньше транспортировочной воз- ни, чем даже с PzKpfw IV, не говоря уже о "Пантерах" и тем более "Тиграх". Мосты под "Прагами" меньше проваливались, слабые грун- ты меньше разверзались. Среди прочего, "Праги" использовались в качестве "десантных" при немецких бронепоездах. Это ещё одна не известная в широких кругах страница военной истории. Идея была интересная: передний и задний вагоны бронепоезда могли заниматься лёгкими манёвренными танками. Танки имели возможность стрелять вместе с другими огне- выми средствами бронепоезда, а при необходимости -- быстро съез- жать с платформ вперёд и назад на рельсы, потом, разумеется, в сторону и далее атаковать своим танковым способом. Россказни про хрупкость чешской брони у PzKpfw 38(t) выглядят странно. Такое бывает: вдруг начинает гулять по умищам какое-то прицепчивое мнение и влиять на ход истории, а присмотришься -- по сути ерунда. Якобы немецкие танкисты больше страдали не от собственно попаданий снарядов в чешские танки, а от осколков бро- ни, которые при этом разлетались в разные стороны. На самом деле немцам было не так уж трудно добиться от чехов изменения рецепта брони, чтобы она стала более вязкой, а танки со "старой", якобы слишком хрупкой бронёй модернизировать следующим образом: нава- рить изнутри корпуса на его стенки, где получалось бы, дополни- тельную тонкую повышенно вязкую броню толщиной 3-5 мм. PzKpfw 38(t) были сняты с производства в июле 1942 года, навер- ное, главным образом не потому, что якобы совсем устарели, не поддавались апгрейду и таки достали хрупкостью своей брони и сла- бостью своей 37-миллиметровой пушки, не способной справляться с массовыми советскими лёгкими танками Т-60 и Т-70 (кстати, тоже затираемыми, как будто их не было), а потому что стало выгоднее использовать их замечательную ходовую часть для изготовления са- моходных орудий, потребность в которых была огромной. Так вот, "нижняя часть" танков "Прага" оставалась в производстве -- и на поле боя -- до конца войны. Короче, "Праги" своей особо эффектной "нижней частью" оказались слишком хорошими, чтобы жить. И в декабре 1942 года шведы ещё только приобрели лицензию на производство этого танка, а шведы ведь были высоко развитой во всех отношениях нацией и в военной технике разбирались. После 1942 года LT vz. 38 в боях не использовался. Повернём это так: самоходные орудия на отличной ходовой части LT vz. 38 были настолько действенными, что немцы пустили в переделку все эти танки.
танк Прага
Танк TNH (прототип "Праги") в военном музее Тегерана. Фото автора, 2016 г.
танк Прага
Танк TNH (прототип "Праги") в военном музее Тегерана. Другой ракурс. Формы немножко не зализаны, это да. Фото автора, 2016 г.
Характеристики лёгких танков начала Второй Мировой войны: Модель | Длина |Ширина|Высота| Масса |Удельная |Скорость | мм |мм | мм | кг |мощность |по шоссе | | | | |двиг. лс/т| км/ч ------------+-------+------+------+-------+----------+-------- LT vz. 38 | 4650 | 2250 | 2350 | 10500 | 11.9 | 42 PzKpfw III | 5560 | 2950 | 2510 | 22300 | 13.5 | 40 PzKpfw II | 4810 | 2280 | 2020 | 9500 | 14.7 | 40 БТ-7 | 5660 | 2290 | 2420 | 13900 | 36.0 | 73 Т-26 | 4880 | 2410 | 2010 | 9600 | 9.4 | 32 Модель |Калибр|Экипаж| Броня |пушки | чел | мм | мм | | ------------+------+------+------- LT vz. 38 | 37 | 4 | 15-25 PzKpfw III | 50 | 5 | 18-50 PzKpfw II | 20 | 3 | 5-30 БТ-7 | 45 | 3 | 10-22 Т-26 | 45 | 3 | 6-15 LT vz. 38 был могуч множеством удобных мелочей, как то: 1. 37 мм снаряд имел хорошую пробивную способность, несмотря на малый калибр. 2. Пушка была полуавтоматическая: в неё заряжались обоймы по 5 снарядов. То есть, стрельба могла вестись в высоком темпе. 3. Пушку можно было наводить не только вращением колёсиков, но и непосредственно, как винтовку -- используя специальный плече- вой упор. Это позволяло прицеливаться очень быстро. 4. Углы отклонения пушки и пулемётов в горизонтальной и верти- кальной плоскостях были большие. 5. Пулемёты имели оптический прицел с кратностью увеличения 2.5 (в немецких снайперских винтовках была такая же), но сущест- вовала и возможность использования простого прицела (визир + мушка). 6. Пулемёт радиста мог быть зафиксированным в некотором положе- нии и мог в этом положении стрелять при нажатии водителем ры- чажка на левом рычаге управления танком. Такой режим мог использоваться в случае отсутствия или, мягко говоря, выбытия радиста (бывает лучше хоть как-то стрелять приблизительно в цель, чем никак). 7. Башенный пулемёт мог наводиться либо в жёсткой связке с пуш- кой, либо независимо от неё -- заряжающим. Переключение между этими двумя режимами наведения осуществлялось быстро. 8. Экипаж состоял из 4-х человек, а не из 3-х или 2-х, как в кон- курирующих моделях лёгких танков, причём одновременно стре- лять могли 3 человека, и при выбытии радиста и заряжающего было всё ещё возможно продолжать одновременную стрельбу из 3-х единиц оружия, пусть и с много худшим качеством. 9. Люки для экипажа были снабжены с внутренней стороны кожаными подушками, чтобы мягче было биться о них головой. 10. Люк-лаз для радиста располагался не на лобовом листе, а сверху на корпусе (= был менее уязвим). По-видимому, этот люк предназначался и для водителя (почему у него не было собственного люка -- загадка). 11. Люки имели кожаные прокладки, так что "коктейль Молотова" не мог заплёскиваться внутрь через щели вокруг люков. 12. Сиденья и спинки сидений водителя и стрелка-радиста имели накладные толстые мягкие подушки. Спинки сидений могли отки- дываться назад до почти горизонтального положения (надо было доработать их до возможности превращаться в кровати). 13. Положение сидений водителя и стрелка-радиста регулировалось в горизонтальной плоскости, Также регулировалас высота спин- ки. Правда, сидения для заряжающего и командира танка были всего лишь велосипедного типа (это была большая недоработка). 14. Справа от водителя на стенке корпуса размещалась широкая плоская подушка, чтобы водитель не бился о стенку плечом и локтем (почему не было такой же подушки у стрелка-радиста -- тот ещё вопрос). 15. Из танка был хороший обзор через смотровые приборы с брониро- ванными стёклами: один перед радистом, один перед водителем, один справа от водителя (водитель размещался по правой сторо- не танка, стрелок-радист -- по левой), четыре на командирской башенке, один слева в башне перед командиром. Вдобавок имелся поворачивающийся командирский перископ. 16. Всякие технические люки, сделанные в правильных местах, обес- печивали танку лёгкость ремонта. 17. Имелся доступ в моторный отсек из боевого отсека (это позво- ляло выполнять некоторые ремонтные работы на двигателе, не выходя из танка). 18. Трансмиссия у танка была такая, что позволяла быстро переклю- чать скорости, хорошо работать на малых скоростях, что позво- ляло эффективно маневрировать на поле боя и избегать застре- вания на слабых грунтах. 19. Ходовая часть была очень надёжная: выдерживала несколько тысяч километров пути без поломок. 20. Все танки были радиофицированы, правда, передатчик имелся только на танках командиров взводов. 21. Дополнительная защита экипажа обеспечивалась передним распо- ложением коробки передач. 22. Топливные баки (два) располагались низко, поэтому были менее уязвимыми. 23. Снаряды хранились в стальных обоймах (кассетах) по 5 штук, что значительно снижало вероятность детонации боеукладки. 24. Корпус танка был практически водонепроницаем. 25. Танк был компактным, а главное -- низким. Благодаря всему перечисленному танк LT vz. 38 был эффективным, несмотря на тонковатую и хрупкую броню, не очень большую ско- рость, малый калибр пушки, уязвимость мест крепления пулемётов и смотровых приборов. Каких улучшений можно было пожелать этому танку: 1. Помощнее глушитель для двигателя, чтобы танк меньше выдавал своё присутствие шумом. 2. Побольше всяких Nebelverfer-ов на броне. 3. Более удобных сидений для командира и заряжающего. 4. Двух кроватей на основе разложенных сидений водителя и стрелка-радиста. * * * Скорость -- отнюдь не единственный и не всегда решающий показа- тель динамических возможностей боевой машины. Ещё показатели: - скорость набора скорости; - скорость торможения; - возможность работы на малых скоростях; - минимальный радиус поворота в движении; - удельное давление на грунт; - глубина водной преграды, преодолеваемой вброд без подготов- ки машины, после подготовки машины; - клиренс (зазор между дорогой и днищем машины); - максимальный угол подъёма; - ширина преодолеваемого рва; - высота преодолеваемой стенки; - и т. п. Значимость показателя зависит от характера местности, ситуации у противника, решаемой боевой задачи, общего состояния своих сил. К примеру, если не хватает боеприпасов, надо рассчитывать на ма- нёвр, а если не хватает и боеприпасов, и топлива, то -- на высо- кую проходимость и/или на низкий силуэт (он удобен при действиях из засады). Хорошая боевая машина -- такая, у которой можно рассчитывать много на что. У LT vz. 38 можно было рассчитывать на... - малую массу танка; - хороший обзор из танка; - высокую скорострельность пушки; - большое количество одновременно используемых единиц оружия; - высокую манёвренность; - высокую проходимость. * * * Оккупированные чехи делали танки для нацистов на совесть. Не то, чтобы очень много, всего около 1 500 штук, но если учесть, что в Вермахте эвакуация и ремонт танков были хорошо налажены, это число соответствовало советским 3 000, а то и более. Почти все танки LT vz. 38 были произведены для Германии и её сателлитов (лишь 10 машин было выпуще до оккупации Чехословакии и досталось немцам в качестве трофея, остальные -- результат воз- обновлённого в мае 1939 г. производства; Чехословакия была окку- пирована немцами в марте 1939 г.). Производство танков LT vz. 38 по годам: год количество ------+----------- 1939 150 1940 370 1941 698 1942 196 Ко времени нападения на Советский Союз танк LT vz. 38 имелся у немцев в количестве 754 шт. и составлял 17% танкового парка Вер- махта. Помимо немцев, этот танк использовали сателлиты Германии: сло- ваки, венгры, румыны. Производство Jagdtpanzer 38(t) на ходовой части танка LT vz. 38 составило до конца войны 2827 шт, и оно продолжалось после войны -- под маркой ST-I -- для армий Чехословакии и Швейцарии. Шведские танки TNHP-Sv были развитием LT vz. 38. Даже после завершения Второй Мировой войны танк LT vz. 38 ещё некоторое время состоял на вооружении чехословацкой армии.

Литература:

Калинин А. "Panzerkampfwagen 38(t)", "Тактика Пресс", 2013.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Маленький танк с приятным именем "Прага"