Александр Бурьяк

Манипулизм как мировоззрение

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Манипулирование -- непрямое управление людьми: не через указа- ния, что им делать, а через неприметное подталкивание, создающее у "жертв" иллюзию того, что они реализуют собственные решения. Манипулятор не спорит и не критикует, а только хвалит и поощряет. А если кого-то он всё же журит, то единственно ради маскировки или для удовлетворения мазохистской наклонности журимого. Концепция манипулизма -- это инструмент достижения каких-то целей. Цели в рамках этой концепции не рассматриваются. Но эта концепция, тем не менее, представляет собой систему взглядов мировоззренческого уровня, потому что объясняет феномен челове- ка, механизм управления человеком, состояние общества. Правильный манипулист не отбраковывает никого: чем индивид ущербнее, тем им проще манипулировать. Если же кто-то, наоборот, почти безупречен, то им и манипулировать не надо, а можно быстро находить с ним общие интересы рациональным способом. Если кто-то всё же не подходит для схемок манипулиста, манипулист дорабатыва- ет свои схемки. Чем размашистее замыслы манипулиста, тем больше в них места для "человеческого материала" любого качества. Чтобы ущербные не докучали своими актами поклонения любимому манипулисту, манипулист замыкает их друг на друга, чтобы они друг друга ублажали и подправляли в движении к нужным манипулисту целям, под его неприметным общим руководством. У всякого индивида есть страсти и фобии, стремление к удовольс- твиям, высокому статусу, обеспеченности, уважению себя. Люди ме- шают друг другу в достижении своих целей, и задача манипулиста состоит в организовывании всего так, чтобы люди, стремсь к своим не вполне достижимым (а может, и вовсе недостижимым) целям, спо- собствовали манипулисту в достижении ЕГО целей. У манипулиста есть конкуренты -- другие манипулисты. Сложность манипулизма состоит в том, что интеллектуально он очень затратен: манипулисту надо не только хорошо разбираться в популярной чуши и мерзости, но вдобавок сложные манипуляционные схемы выстраивать. А ведь ещё надо постигать природу человека и общества и вырабатывать скрытые здравые цели, что тоже очень непросто. Можно сказать, что в аспекте интеллектуальных усилий манипулизм В НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗАТРАТНЕЕ мизантропизма, сосредоточен- ного в основном на постижении природы и выработке здравых целей. Собственно, этим манипулизм и отталкивает мизантропов: они пони- мают, что им бы хоть со своим минимумом разобраться. Манипулизм блистателен и всесокрущающ лишь в теории, а на практике у манипу- листа пухнет голова от расчётов, в которые к тому же вкрадываются неизбежные ошибки, в том числе смертельно опасные для того, кто их делает. "Впаривание" товаров и идей -- законная обширная область дея- тельности в теперешнем ущербном обществе. Манипулянтство вокруг процветает. В том числе под предлогом святых целей спасения всех и вся. Мизантропы отчасти потому и воздерживаются от использова- ния манипулятивных приёмов, что не хотят быть принятыми за обыч- ных мошенников от идеологии, коих тьма. * * * Манипулист vs. мизантроп. Общее в манипулизме и мизантропизме -- очень низкая оценка основной массы "человеческого материала" и спокойное принятие этого как почти не преодолимой данности, к которой надо приспо- сабливаться. Мизантропский способ действия: отстраняться от дефективной человеческой массы, выискивать лучших и опираться на них. Манипулистский способ действия: выжимать максимум из человечес- ких дефектов, а для этого, может, иногда даже способствовать усу- гублению оных. Мизантроп ориентируется на людей, каких почти не бывает, поэтому он обрекает себя на маргинальность и на текущий неуспех. Манипулист, наоборот, ориентируется на людей, каких до чёрта, и на качества этих людей, имеющиеся в изобилии. А если он кого-то и ищет, то тех, кто ещё попроще даже, чем основная масса. Чем индивид ущербнее в интеллектуальном и мировоззренческом аспектах, тем он отвратительнее для мизантропа, но тем привлека- тельнее для манипулиста, потому что тем проще им манипулировать и тем легче им жертвовать (невелика потеря). Мизантроп в общем-то старается спасать даже дефективных, лишь бы они потом не мешали, манипулист, наоборот, подталкивает падаю- щих, лишь бы они падали в нужном направлении. Но манипулист и помогает спасаться тем, кто стремятся спастись (тут он эксплуати- рует их стремление к самоспасению). Если мизантроп настроен делать неправильных людей правильными (поэтому критикует и умеренно спорит, а много спорить не даёт уверенность в том, что в отношении большинства людей споры бес- полезны), то манипулист лишь конструирует схемы, в которые неправильные индивиды будут укладываться as is и в которых они будут работать на нужные цели своими неправильностями (поэтому манипулист нахваливает и пдталкивает). В технологическом и мировоззренческом аспектах манипулизм -- это следующая ступень развития в сравнении с мизантропизмом. Это мизантропизм вооружившийся и вышедший на тропу беспощадной войны по способу спецслужб. "Падающего подтолкни" -- общий лозунг в мизантропизме и манипу- лизме, но мизантроп подталкивает, так сказать, механически, и с целью избавления от помехи, тогда как манипулист помогает совета- ми, как лучше падать, и ищет способ утилизации энергии падения. * * * Манипулист vs. манипулянт. У манипулиста -- система воззрений, выстроенная под какие-то большие общественно-значимые замыслы, у манипулянта -- только инструментальность в мелких личных целях. Правильный манипулист не преследует порочных дальних целей: он преследует ПРАВИЛЬНЫЕ цели. Но в движении к этим целям он легко идёт на расходование людей, которых считает малоценными. На боль- шее эти люди всё равно не годятся. Скорее всего, они израсходуют- ся (точнее, израсходуют друг друга) так или иначе, но на губите- льную для человечества ерунду, тогда как расходование их правиль- ным манипулистом может привести к спасению части таких, как они, и к доразвитию их, и к общему улучению положения дел у человечес- тва. Правильный манипулист манипулирует ВЫНУЖДЕННО: не для ублажения своих пороков, а для самозащиты. Манипулянту же нравится сам процесс манипулирования. И нравят- ся ближайшие выгоды (зачастую на самом деле являющиеся псевдовы- годами) от манипулирования. Манипулянт -- "флюгер": поворачивается туда, куда поворачивает- ся большинство, просто потому, что так удобно для получения теку- щих выгод от манипулирования. Манипулянту любой ветер -- попут- ный. Манипулист (правильный) -- это герой, который, возможно, ошиба- ется, манипулянт же -- всегда мразь. Хотя используемые ими приёмы одинаковы. Да вот, такое бывает. У манипулиста эти приёмы оправды- ваются целью. * * * Техника манипулирования: 1. Не спорить, не критиковать, а только нахваливать и мягко уточнять. 2. Не осуждать за какие-то вещи, а предлагать замещение этих вещей -- более выгодное, чем они. 3. Модифицировать цели на ходу (индивид вовлекается в движение ради приемлемых для него целей, а после того, как порог преодолён, движение пошло, становится возможной замена целей на более радикальные). Споры всё равно малопродуктивны, а на критику всё равно мало кто реагирует адекватно. Манипулизм не исключает честности, открытости, рациональности: манипулист оставляет такое для тех, кто в состоянии заниматься сложной интеллектуальной деятельностью, как он сам. На таких людях манипулист отдыхает. Большая сложность для манипулиста -- обрастание слишком общи- тельными "друзьями", которые не оставляют ему свободного времени на манипулизм и которых он не успевает встраивать в схемки, в которых они будут замыкаться друг на друга и "автономно" рабо- тать на цели манипулиста. * * * Манипулизм и расколы в обществе. Манипулисту надо либо выбирать перспективную сторону, либо заниматься примирением, либо уходить от опасных тем под приличными мутными предлогами ("не это сейчас главное", "не уверен, что я достаточно компетентен" и т. д.). ................................................................. .................................................................

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Манипулизм как мировоззрение