Александр Бурьяк

Едва не состоявшийся ошибочный супертанк Maus,
выразивший суть немецкости

bouriac@yahoo.com На главную страницу
танк Маус Несостоявшийся немецкий супертанк Pzkpfw. VIII "Maus" ("Мышь"). Фото с сайта modely.nolimit.cz
Panzerkampfwagen VIII "Maus" ("Мышь"), он же Sd.Kfz 205, он же Porsche Typ 205 и Pzkpfw.VIII Maus, в начальный период также "Maeuschen" ("Мышонок") -- сверхтяжёлый танк, разрабатывавшийся в Третьем рейхе приблизительно с марта 1942 г. по апрель 1945 г. (с конца 1944 г. -- как бы на всякий случай) под руководством Фердинанда Порше. Назвать сверхтяжёлый танк "Мышью" -- это юмор плоский, но до- вольно характерный для немцев. Назвали бы лучше "Фернихтером" или "Гроссхаммером", а то "Бегемотом" или "Крокодилом" (если продол- жать поддерживать животную линию). Имеются сведения, что собира- лись назвать танк вымершим животным -- "Мамонтом" -- а "Мышью" назвали для маскировки. Вообще-то называть новое боевое средство вымершим животным -- это неосторожно в астральном аспекте. Адольф Гитлер допустил бы такое вряд ли, даже если не был секретным магом. Чтобы танк был успешным, надо было посильнее привязывать его к миру живых, а не миру мёртвых. Параметры танка Maus: масса, т. 188 броня (лоб корпуса), мм 200 броня (верх, борта, дно) 100 экипаж, чел. 6 калибр главной пушки, мм 128 калибр второй пушки, мм 75 пулемёт MG-34 (7.92 мм), шт 1 боекомплект снарядов 128 мм, шт. 68 боекомплект снарядов 75 мм, шт. 100 боекомплект патронов, шт. 1000 ширина гусеницы, мм 110 высота, м 3.63 ширина, м 3.67 длина, м 10.09 удельная мощность двигателя, л.с./т. 5.74 скорость по пересеч. местности, км/ч 18 запас хода, км 186 глубина преод. водной преграды, м 8 Сверхтяжёлый танк задумывался, надо полагать, как гроза для тяжёлых танков, которых у СССР к концу 1944 года уже было немеря- но. Против тяжёлых танков он был, как тяжёлые танки против сред- них, а то и лёгких. Стремление делать новое сверхоружие и получать за счёт него кратковременное, но существенное преимущество -- это нормальная техническая стратегия в затянувшейся войне. Стратегия, которая нередко срабатывает. В Первую Мировую войну таким сверхоружием были были появившиеся у англичан первые танки. Значительный эф- фект от них имел место. Ожидать похожего эффекта от танка Maus -- это в 1942-1944 гг. не было очевидной глупостью. Если на море основной ударной силой служили сверхкрупные кораб- ли -- линкоры и авианосцы, а в воздухе демонстрировали весьма значительный эффект огромные бомбардировщики "летающие крепости" Б-17, а позже и "суперкрепости" Б-29, почему было не предпола- гать по аналогии, что и на суше особо крупная (из-за толстой брони и большой пушки) боевая машина получит немалое превосходс- тво? Ездил Maus хорошо, хотя и медленно. Это вселяло в нацистов надежду на то, что и остальное в этом танке в конце концов полу- чится. Как выяснили после войны советские танковые спецы, борт и кор- ма гитлеровской "Мыши" вполне пробивались 100 мм снарядами. Прав- да, определяли это по формуле Жакоб-де-Марра, а реально выпустили по этому танку лишь два снаряда, поскольку детальная проверка бы- ла уже не важна. Концепция танка нашим не понравилась. Почему двух боеготовых танков Maus немцы не использовали в обо- роне Берлина (а хоть бы в полузакопанном состоянии), когда у них шло в дело всё, -- мелкая истоическая загадка. Ещё одна в особо сложной истории Третьего Рейха. Оба экземпляра были немцами подо- рваны, оба достались Советам, из них наши собрали один танк для анализов, и он теперь покоится в танковом музее в Кубинке. Танк с калибром пушки 128 мм мог бы иметь и значительно меньший вес, если бы размеры боевой машины ужимались, как они ужимались, к примеру, у советского танка ИС-2. Но Гитлеру хотелось заполу- чить именно большой танк, а не танк с крупнокалиберной пушкой. От доделки танка Maus Гитлер всё-таки отказался к концу 1944 года, а два боеспособных экземпляра, встретивших весну 1945 г., были приватной инициативой предприятия Krupp, продолжившего рабо- ту над танком на всякий случай. Крупный калибр пушки и толстая броня не окупали проблем, возни- кавших из-за больших размеров и большого веса танка: на поле боя он был бы крупной медленно двигающейся мишенью, и было мало мос- тов, способных его выдержать (возможно, их и вовсе не было; прав- да, танк был номинально способен преодолевать водные препятствия глубиной до 8 м, рискуя завязнуть в иле). Использование этого танка из засад и для открытого перегораживания дефиле имело ка- кой-то смысл, но отличалось бы плохим отношением эффекта к затра- там. Maus зря съел материальные и интеллектуальные ресурсы Третьего Рейха и только ускорил его поражение. Заскок по поводу использования крупноразмерных боевых средств имелся у немцев ещё до Гитлера. Примеры немецких достижений тако- го рода: - танк A7V, масса 30 т., экипаж 18 чел.; выпускался в 1917- 1918 гг.; - 420 мм. мортира "Большая берта", принятая на вооружение в 1914 г.; всего было изготовлено 9 орудий, но они были эффективны; - 210 мм дальнобойное орудие "Колоссаль" с дальностью стрельбы 120 км.; использовалось в 1918 г. для обстрела Парижа; всего было сделано 320-370 выстрелов по Парижу, убито 250 и ранено 620 человек, но современники были впечатлены. * * * Гейнц Гудериан в "Воспоминаниях солдата": "1 мая Гитлеру показали деревянную модель 'мышонка' -- танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались устано- вить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал 'Фердинанда' Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он применяется во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили 'мышонка' великолепным. Он обещал быть именно 'гигантским'." Итого все, кроме Гудериана, поддакивали Гитлеру, а Гитлеру хотелось мощи, потому что вторым любимым словом (а значит, и образом) после "Vernichtung" (уничтожение) у него было слово "Macht" (мощь, сила, власть, держава). А "Macht" убедительнее всего выражалась размерами, толщинами, калибрами и массой. Гудериан осторожно воздержался от суждения о концепции в целом, а придрался к частности. Но придрался. Кстати, придирка была не- существенная, потому что наверняка не предполагалось применять сверхтяжёлый танк в одиночку, без сопровождения танками попроще. Линкоры на море прикрываются эсминцами, сверхтяжёлый танк при- крывался бы, к примеру, танками "Пантера" и PzKpfv IV. Кто считает, что увлечённость Гитлера некоторыми образами -- это наивное объяснение причин существования безнадёжного проек- та "Maus", тот, наверное, плохо представляет себе, как принимают решения нервные интуитивисты, вжившиеся в роли вождей и считающие себя любимцами "высших сил". Гигантский танк был нужен Гитлеру не в последнюю очередь как символ. И функционировать он должен был отчасти как символ: воз- действовать на психику своих и чужих солдат своим видом. Если честно, то советский танк ИС-3 (калибр пушки 120 мм) рядом с немецким танком Maus смотрится как танковый шедевр рядом с по- делкой танковых дилетантов. ИС-2 смотрелся хуже, чем ИС-3, но то- же блистал формами, особенно при сопоставлении с топорным немец- ким "Тигром". Можно сказать, в технике немцы были зачастую превосходны в частностях, но слабоваты на концептуальном уровне. В Третьем Рейхе такое случалось у них сплошь и рядом. ИС-3, наверное, был самый изящный танк эпохи Второй Мировой войны, в наибольшей степени выражавший идею танковости, а Maus -- это было ползающее глыбистое лишь бы что с отдельными интересными решениями. Своё любимое слово Vernichtung ("уничтожение") Гитлер прикла- дывал много к чему. Танк Maus воплощал идею вот этого самого фернихтунга тоже. Скрытно обойти противника, отрезать, переиг- рать тактически, изящно наброситься сзади, принудить к сдаче -- это было не для него: он был приспособлен только к тому, чтобы переть в лоб, крушить из пушек, давить всех и заодно портить дороги. Разработка изделий маусова типа осуществляется по похожим сце- нариям: высочайшему начальству, уверенному в своей интуиции, при- ходит на умишко большая вздорная идея, и для многих появляется возможность зарабатывать и делать карьеру на её многолетней реа- лизации, не заморачиваясь тем, успешная она будет в конце концов или не успешная, и не озабочиваясь последствиями для страны. * * * У меня есть [гениальное] предположение (но среди своих высказы- вать его, наверное, можно), что этот супертанк Maus был сложной подсознательной коллективной реакцией немцев не столько на совет- ские танки ИС-2 и американские Pershing, сколько на... Эйфелеву башню. Асимметричным ответом, так сказать. Немцы наверняка страдали из-за того, что Эйфелева башня была у французов, а не у них: французы технически самовыразились очень заметным оригинальным образом, а у немцев подобное всё как-то не получалось: в Германии ведь так и не появилось ни одного объекта столь же своеобразного, крупного, сложного, блистающего качеством технических решений, символичного и неимоверно популярного. То есть, этому "маусу" и не требовалось быть эффективным: его задачей было всего лишь существовать и фигурировать -- как русс- кая "царь-пушка" в Московском Кремле. Слегка где-то стрельнуть и потом занять вечное место на гранитном постаменте в Берлине. Чётким образом такое будущее вряд ли промысливалось, но смутное влечение было именно к этому. Человек сложен. Немецкий человек в этом -- не исключение. * * * Советским функциональным аналогом "Мыши" были с некоторой на- тяжкой СУ-152 и ИСУ-152: они тоже имели крупнокалиберные пушки и предназначались для борьбы с тяжёлыми танками. Но эти СУ имели в 4 раза меньший вес (45-46 т.), чем Maus, в 3 раза более тонкую броню, были гораздо подвижнее -- и были реально эффективны. Ещё функциональные аналоги "Мыши" (= тяжёлые бронированные машины для применения против тяжёлых танков): - тяжёлый танк Tiger II; - Jagdtiger -- самоходное орудие на базе Tiger II; - тяжёлый танк Pershing. Все они были более-менее успешными. * * * Напомним себе, что манёвренность и малоразмерность танка -- альтернативы крупному калибру пушки и толстой броне: такой танк имеет довольно большую возможность удачно приблизиться на рассто- яние поражающего выстрела к тяжело бронированному танку сбоку или сзади, где у того броня тоньше. У американцев была удачная концепция shoot and scoot: скорост- ной слабобронированный танк с мощным орудием, предназначенный для охоты за танками противника с использованием тактики нападения из засады, сбоку и сзади. Боевые машины по схеме shoot and scoot, правда, у американцев значились не как танки, а как destroyers -- уничтожители танков. Эти уничтожители могли БЫСТРО реагировать на танковые демарши противника: срывать ему танковые атаки и всякие перегруппировки, не давать ему спокойно отступать. * * * Была ли у нацистов какая-то особенная техническая гигантомания -- вопрос сложный. Считается, что была, но это скорее клевета на нацизм в рамках пропагандистской борьбы с ним. Дело в том, что у всякой амбициозной нации время от времени по- являлись -- и появляются -- проекты, экспериментальные разработки и функционирующие изделия с особо большими размерами. Особо большие размеры -- это ВСЕГО ЛИШЬ типовой вариант прорыва к новому качеству. Эвристика, если объяснять в понятиях ТРИЗ Ген- риха Альтшуллера. Особо малые размеры -- такая же эвристика, тоже иногда обеспечивающая и непосредственный успех, и почтительное от- ношение к изготовителям. Ещё некоторые эвристики в применении к боевым машинам: особо большая скорость, двухсредность (амфибий- ность и пр.), особо мощное вооружение, дистанционное управление. Сверхразвитие какого-то свойства или обеспечение какого-то нового свойства, как правило, идёт в ущерб каким-то другим свойствам, но в целом положительный эффект всё равно может получиться. Крупноразмерные военные проекты нацистов: - сухопутный крейсер Landkreuzer P. 1500 Monster; дальше эскиза дело не пошло; - планер Ju 322 "Мамонт" по схеме "летающее крыло" для десантирования военной техники и пр.; размах крыла 62 м; машина готовилась для вторжения на Британские острова; по результатам испытания экспериментальной конструкции идея была признана неподходящей; - транспортный самолёт Me.322 с 6 двигателями; грузоподъём- ность -- 11 тонны; мог взять на борт 120 пехотинцев; очень экономичный; было построено 200 машин, то есть, конструкция оказалась удачной; это был прорыв, а не ляп; Википедия: "Me.323 можно считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом. На нём были реализованы такие передовые для своего времени решения, как широкий фюзеляж, большой передний грузовой люк, трансформируемая грузовая кабина, многоколёсное шасси. Всё это широко применяется и в настоящее время." - САУ 88-cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger Tiger (P) Ferdinand с толщиной брони 200 мм и массой 65 тонн; экипаж 6 человек; количество экземпляров -- 90; это было очень эффективное изделие при надлежащем применении; - танк "Тигр", масса 55 т.; 1350 шт., гроза на поле боя; - танк "Тигр II", масса 70 т., 485 штук, очень действенный; - сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие "Дора" калибр 807 мм.; длина ствола 30 м; построено в 1937-1941 годах.; в 1941 г. добавилось аналогичное орудие "Толстый Густав"; - тяжёлая самоходная мортира "Карл"; калибр 600 мм; масса 126 т; разрабатывалась против линии Мажино; производилась в 1940-1942 гг.; было построено 7 экземпляров; средство считалось эффективным; - сверхлинкор Schlachtschiff Projekt H-44; вооружение 8 спаренных 508-мм орудий в 4-х башнях; длина более 400 м.; дело ограничилось эскизным проектом. Реализованные особо крупные невоенные проекты нацистов: - аэропорт Темпельсхоф в Берлине; начало строительства -- 1934 год; функционировал до 2008 года; - нацистский санаторий (прозванный "Колоссом Проры") на Балтике, остров Рюген, местечко Прора, на 20 000 человек; получил большой приз Всемирной выставке в Париже в 1937 году; достроить не успели; в конце 1950-х часть жилых блоков заняли военнослужащие ГДР. Ничего сильно ошибочного в этих проектах не было. Санаторий в постнацистскиую эпоху оказался невостребованным по 3-м причинам: - немцы стали стесняться своего нацистского прошлого; им не хотелось лить воду на мельницу нацизма; - в Германии стали меньше (или менее демонстративно) заботиться о простых трудящихся; - повысились требования к уровню комфортности ( в "Колоссе Проры" размеры номеров -- 2.5x5 м, в номерах из удобств только умывальники). Вряд ли немцам захотелось отдыхать менее скученно: они очень любят собираться толпами. Особо крупные невоенные проекты нацистов, не вышедшие за рамки экизов: Купольный дворец, Триумфальная арка, Дворец Гитлера. Проект железной дороги Гитлера с колеёй 3000 мм дошёл до стадии экспериментов. Особо крупноразмерные военные изделия в других государствах, относящиеся приблизительно к тому же времени: - российский самолёт "Илья Муромец" периода Первой Мировой войны; - советский самолёт ТБ-4; размах крыла 54 м; первый полёт в 1933 г.; - советский 5-башенный танк Т-35, масса 50 тонн; - советская 650 мм пушка (В. Г. Грабин в 1968 г.: "Нашему конструкторскому бюро приходилось проектировать 650-мм орудие""); - советская 5-тонная бомба ФАБ-5000НГ; масса взрывчатого вещества 3200 кг; разработана в 1942-1943 гг.; сбрасывалась на Кёнигсберг, Хельсинки; - французская линия Мажино; - американский тяжёлый бомбардировщик дальнего действия Б-29 "Суперкрепость", первый полёт в 1941 г.; размах крыла 43 м; - американская мортира Little David; калибр 914 мм; разраба- тывалась в 1944 г.; - британская сейсмическая бомба Grand Slam; масса 9998 кг; масса взрывчатого вещества 4144 кг; принята на вооружение в 1945 г.; всего была сброшена 41 штука -- на немецкие объекты; - японский линкор "Ямато". * * * Про особо крупные танки разных государств можно почитать, к примеру, в фундаментальной советской концептуальной книге "Танк" Антонова А. С. и др. (1947). Там: "...попытка создания танка в России была сделана в 1915 году начальником опытной лаборатории военного министерства капитаном Н. Н. Лебеденко." "Он предложил проект колёсного танка." "...ма- шина Лебеденко должны была иметь два больших передних колеса ди- аметром 9 метров и заднее колесо в виде катка для поворота маши- ны." "Колёса приводились во вращение от двух двигателей мощнос- тью по 240 л. с.; двигатели были сняты с подбитых немецких дири- жаблей." "Была сделана деревянная модель, и Лебеденко представил своё изобретение царю. В кабинете царя на полу маленькая модель легко преодолевала 'препятствия', взбираясь на толстые тома 'Свода законов Российской Империи'. Изобретение было одобрено. Лебеденко создал акционерное общество и приступил к постройке танка." "Интересно отметить, что в расчёта 'танка', в частности в расчёте колёс на прочность принимал участие знаменитый русский учёный Н. Е. Жуковский." "В 80 км от Москвы, близ города Дмитрова, в густом лесу была расчищена поляна. Участок был оцеплен колючей проволокой и охра- нялся казаками. В конце июля 1915 года под руководством Микулина [впоследствии известного советского конструктора моторов -- А. Б.] началась сборка новой 'чудовищной' машины. В августе при- ступили к её испытаниям. Микулин сел за рычаги. Колёса сделали один оборот, и машина, свалив по пути берёзу, возле которой она стояла, глубоко застряла в грунте. Все дальнейшие попытки заста- вить танк двигаться ни к чему не привели. Военное ведомство вско- ре перестало отпускать средства на это изобретение, и 'танк', всеми забытый, остался стоять в лесу. В 1923 году машина была сдана на слом." Боевая машина Лебеденко могла бы стать одной из главных досто- примечательностей Москвы, но большевистские варвары прошли мимо этой возможности. А может, российские патриоты затёрли следы якобы позора. А если бы не затёрли, каково было бы потом болтать про гигантоманию Гитлера? Там же про догитлеровских немцев: "По указанию ставки был спроектирован и построен 'сверхтанк' марки К -- 'Колоссаль' весом около 150 т. Это был самый крупный танк из когда-либо построенных. Было сделано два таких танка, но в боях они участия принять не успели и были уничтожены согласно Версальскому договору." Уничтожение этих кайзеровских супер-танков было равносильно разрушению, наверное, 20% Эйфелевой башни: французские варвары не отставали от большевистских. Там же, важное уточнение про "Колоссаль": "Немцы в 1918 г., строя свой 150-тонный танк, предполагали его перебрасывать по железным дорогам в разобранном виде и собирать уже на месте. Машина разбиралась на 22 части." Там же: "Интересно отметить, что попытки создать сверхтанки делались неоднократно и в других странах. Во Франции вскоре после первой мировой войны разрабатывался проект танка весом около 600 т. В Италии проектировался 'танк-крепость' весом в 7 000 т. Эти проек- ты не были реализованы." Там же дополнительно про французов: "Тяжёлые танки французы начали строить с 1917 года. В 1917 году они создают танк марки 1А с весом 50 т с бронёй до 35 мм, в 1919 году -- танк марки 1С весом 74 т с бронёй толщиной до 45 мм." "В 1928 году фирма Шнейдер изготовила опытный образец 128-т танка с командой в 28 человек." Заметим, что относительно технологий 1917 года танковые 50 тонн были эквивалентны 100-150 тоннам образца 1945 года. После Первой Мировой войны возобладала тенденция к уменьшению тоннажа танков, и самые лёгкие танки создавались около 1930 года, после чего они начали понемногу в среднем снова набирать в весе. Если смотреть на гитлеровский "Maus" глазами танкиста начала 1930-х, этот танк выглядит гигантским, а если глазами танкиста начала 1920-х, то -- всего лишь одним из ряда тогдашних особо тяжёлых танков (построенных или только намечавшихся). "Гигантомания" Гитлера в области бронированных боевых машин -- это всего лишь результат угадывания временной тенденции (точнее, даже диктовка её). Если противники Гитлера бросились утяжелять свою бронетехнику следом за ним (вместо того, чтобы объявить это утяжеление ненужным), значит, он всего лишь немного поопределял правила игры -- в очередной раз. Кстати, про танковую гигантоманию нацистов в цитированной книге "Танк" ничего нет. Потому что эта гигантомания -- дешёвая придум- ка бесстыдных и поверхностных поп-культурщиков 1970-х. Что-то в одном ряду с "Бермудским треугольником", которым энтузиасты капа- ли нам на мозги несколько десятков лет, а потом стихли (точнее, наверное, переключились на разоблачения Тайного всемирного прави- тельства). Сверхтяжёлый танк Maus задумывался как противотанковый -- для борьбы с тяжёлыми танками, которых у СССР к 1944 г. оказалось не- мало. Если тяжёлый танк был очень эффективен в противотанковости по отношению к средним танкам, а средний -- к лёгким, то почему было не считать, что сверхтяжёлый танк окажется очень эффективным против тяжёлых танков? * * * "Гигантомания" Гитлера проявилась в том, что в 1942-1944 гг. немцы произвели в количестве 100 шт. свой новый лёгкий танк "Luchs" ("Рысь") для танковых разведывательных рот, разработанный в 1940-1942 годах на основе танка PzKpfv II и фигурировавший как его вариант L. Планировали изготовить 800 штук (нормальный "тираж" для тогдашней Германии), но для этого уже не нашлось ресурсов. Характеристики танка "Luchs": масса, т. 11.8 экипаж, чел. 4 пушка 2 см. L/55 1 пулемёт MG 34, 7.92 мм 1 броня, мм 30 скорость, км/ч 60 Заметим, что ресурсы для изготовления этого лёгкого танка отры- вались от проекта Maus. * * * Ещё про "гигантоманию" Гитлера. Заметим, что немцы напали в 1941 г. на СССР, совсем не имея на вооружении тяжёлых танков. А у СССР такие как раз танки были (КВ-1), причём в немалом количест- ве. Значит, либо гигантомания Гитлера в 1941 году ещё только му- чительно искала себе выход, либо она находила себе приложения вне танковой области, либо она лишь после 1941 года и развилась, либо её по большому счёту вообще никогда у него не было (ладно, не во- обще; скажем осторожнее: "гигантомания" Гитлера была на уровне ОБЫЧНОЙ тяги людей к крупноразмерному, то есть, в пределах психи- атрической нормы). * * * Особо крупноразмерные невоенные изделия в других государствах, приблизительно из той же эпохи: - американские небоскрёбы; - мост Золотые ворота в Сан-Франциско; построен в 1933-1937 годах; длина 2737 м. Эйфелева башня -- из того же ряда, только она не имела военного назначения и была построена в 1889 г. Нереализованные сверхпроекты: - сталинский дворец съездов высотой 415 м на месте разрушен- ного храма Христа Спасителя в Москве. На таком фоне гигантомания немцев, нацистов, персонально Адольфа Гитлера как-то выделяется не особо. По части гигантомании немцы, русские, французы и американцы вполне стоили друг друга. И Сталин стоил Гитлера. Маяковский: "Я планов наших люблю громадьё". Гигантомания ведь может быть разная: бывает просто большое и бывает СЛИШКОМ большое. Большое может быть эффективнее, чем сред- нее и малое, а у слишком большого обостряются проблемы, обуслов- ленные размерами. Нацисты выглядят много более гигантоманами, чем их противники, потому что проиграли войну: все их неудачные большие проекты были вытащены на свет и ехидно прокомментированы, тогда как неудачные большие проекты их победителей были, наоборот, скромно задвинуты в тень погуще, и попробуй их там ещё откопать. На самом деле нацисты были скорее не гигантоманами, а новатора- ми-прорывистами: интенсивно тыкались во ВСЕ стороны, в каких была надежда на успех. В сторону больших размеров тыкались тоже. Если обращать внимание только на это направление их деятельности, то таки да, складывается впечатление, что они были повышенно нерав- нодушны к крупным формам, а если смотреть шире, то уже таки нет, не складывается, хотя крупные формы, разумеется, больше, чем остальное у них, бросаются в глаза. С гигантоманией нацистов такая же ситуация, как с повышенной порочностью евреев: если смотреть упорно лишь на один заявленный предмет, то кажется, что таки то ещё "да", даже ужас (неправильно вышли из Египта, неправильно едят "уши Амана", неправильно празд- нуют Пейсах и т. д.), а если пересилить себя и обратить внимание также на "контекст", то всё нормализуется. Ну, более-менее. Ой, ну конечно же, гигантомания у нацистов по большому счёту имела место, но... - она не была в основном обусловлена психическими особенностями Гитлера; - ею страдали не только они; - она не была у них доминирующей установкой; - она сходила за техническую эвристику; - она в некоторых случаях давала положительный эффект. * * * В аспекте замалчивания собственных проколов и немецких успехов с большими проектами показательна история с переправами через Керченский пролив во время Великой Отечественной войны. С сайта liveinternet.ru (Леонид Амирханов, "Керченская пере- права..."): "Еще на рубеже XIX - XX вв. англичане выдвинули идею строитель- ства моста через Керченский пролив как части европейско-азиатской железнодорожной магистрали Лондон - Дели." "В 1930-х годах ветер индустриализации позволил оценить эту идею свежим взглядом. Предполагалось проложить железную дорогу с юга Украины от Херсона через Крым, далее по мосту через Керченс- кий пролив и затем до Поти, вдоль всего черноморского побережья Кавказа. Подготовка к строительству велась весьма активно, были даже заказаны крупногабаритные конструкции в Германии. Но опять помешала война - Великая Отечественная, и строительство моста продолжили немцы, захватившие Крым." "Заняв Керчь (...), немцы, памятуя о мировом господстве, решили возродить английскую идею, придав ей арийский оттенок, то есть отправной европейской точкой стал Мюнхен, конечной - Индия. Подготовка к строительству началась весной 1943 года с исполь- зованием тех самых конструкций, заказанных в свое время Советс- ким Союзом. Окончание работ планировалось в 1944 году, но успеш- ные действия советских войск привели к замедлению работ, а потом и полной их остановке. Тем не менее летом 1943 года вместо моста немцы очень быстро построили подвесную канатную дорогу через Керченский пролив для доставки военных грузов частям, блокированным в районе Таманско- го полуострова. Несколько месяцев она работала почти бесперебой- но, доставляя в сутки на материк около 500 тонн различных гру- зов." "Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение." "После освобождения Тамани в восточной части Крыма высадился наш десант, и советские инженеры занялись восстановлением канат- ной дороги через Керченский пролив. Для этого использовалось оборудование одной из грузинских канатных дорог. В феврале 1944 года переправа над Керченским проливом протяженностью около пяти километров отправила первые вагонетки в Крым. Суточная производи- тельность дороги при 150 вагонетках составляла 300 тонн вооруже- ния, боеприпасов, продовольствия для бойцов 56-й армии." "После освобождения Крыма на берегу Керченского пролива обна- ружились горы металлических конструкций и оборудование, достав- ленное сюда немцами для строительства моста. Здесь были и мощные грузовики, и бульдозеры, и дизельные копры для забивания свай, и сварочные аппараты, и много чего еще. Узнав об этих трофеях, советское правительство решило немедленно строить мост через Керченский пролив." "Взяв за основу оставленные немцами конструкции и технику, советские инженеры разработали проект моста, состоявшего из 115 пролетов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером предусматривалось двухпролетное 110-метровое поворотное устройст- во, разворачивавшееся на 90 градусов для пропуска судов любой грузоподъемности одновременно в обоих направлениях. Длина моста составила 4,5 километра при ширине 22 метра. Новый мост, существенно сокращавший путь с Кавказа в Крым, был крайне нужен наступающей армии, поэтому стройку завершили удар- ными темпами всего за 150 дней, к 27-й годовщине Октябрьской ре- волюции. Обеспечить такие небывало короткие сроки помогло решение возводить мост по 'облегченному' варианту, не предусматривавшему строительство ледорезов. В ноябре 1944 года открылось движение грузовых поездов по мос- ту, и большая группа строителей получила правительственные награ- ды. Обычные в таких случаях недоделки и недоработки должны были устранить к январю 1945 года. Однако этот процесс, естественно, затянулся, а в феврале на Черном и Азовском морях начались сильные шторма. Угроза мосту исходила от очень опасных подвижек льда, который бомбили с воздуха и разрушали взрывчаткой. Но это не помогло, и 18 февраля 1945 года северо-восточный ветер нагнал из Азовского моря такое количество льда, что 32 опоры рухнули, как карточный домик. Сказалось отсутствие ледорезов. На следующий день упали еще 42 опоры. Таким образом, мост действовал чуть более трех месяцев. Кстати, 11 февраля, за неделю до катастрофы, по мосту прошел поезд с советской делегацией, возвращавшейся с Ялтинской конфе- ренции." ................................................................. .................................................................

Литература

Антонов А. С., Магидович Е. И., Артамонов Б. А. "Танк", Воениздат, М., 1947. Luedke A. "Waffentechnik im Zweiten Weltkrieg", Parragon Books Ltd.

Возврат на главную страницу          Александр Бурьяк / Едва не состоявшийся ошибочный супертанк Maus, выразивший суть немецкости