Александр Бурьяк

Немного про музыку

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Насколько можно понять людей, одни из них ищут расслабляющего действия музыки, другие -- возбуждающего, третьи -- одуряющего. Кстати, в отношении алкоголя ведь то же самое. Лично я тяготею ко второму типу людей, но не очень: могу не слушать музыки меся- цами (правда, иногда при этом что-то чуть-чуть пою). Я ценю и соответственно поддерживаю свою способность обходиться без музы- ки. Может быть, я в этом не прав, но я пока что считаю, что прав. Действие музыки на человеческий организм, наверное, сродни действию некоторых принимаемых внутрь веществ типа кофеина или чего-то худшего. То есть, оно обусловлено какой-то дыркой в сис- темах защиты организма, эволюционно не предусмотрено. Люди поль- зуются этой дыркой -- и наверняка не всегда правильно (совсем правильно у них ведь редко что получается вообще). Возможно, более-менее правильное пользование музыкальной дыркой даёт индивиду конкурентное преимущество (через уместное использо- вание возбуждений и/или успокоений) и может включить эту дырку в число "признаков", шлифуемых естественным отбором. Слабость влечения к музыке -- это, полагаю, хороший признак, а не дурной. В отличие от алкоголя, возбуждение и расслабление происходит не от одной и той же музыки, а от разной. Не думаю, то кто-то "заво- дит" себя, скажем, "Лунной сонатой" Бетховена. "Танцем маленьких лебедей" Чайковского -- ещё куда ни шло. Слушать музыку в фоновом режиме параллельно с умственной рабо- той я не могу: музыка мне мешает. А некоторые ж слушают. Правда, и умственная работа у них, наверное, получается при этом так се- бе. Поскольку у меня от музыки получается только возбуждение, а успокоение не получается, то мне нравятся марши и мелодии, под- ходящие для быстрого танца, а также всё, что на них похоже. Под возбуждающую музыку мне легче делается гимнастика. Вдобавок я люблю энергично танцевать, что эквивалентно гимнастике. Возбуж- дение от музыки помогает мне преодолевать лень (я, конечно, ценю свою лень, но иногда ведь приходится её всё же преодолевать). Если реже слушать музыку, она возбуждает сильнее. Частое сильное возбуждение -- это для психики вряд ли хорошо. Если "заводить" себя, пусть даже музыкой, каждый божий день, бо- юсь, это добром не заканчивается. Как и обильное потребление ко- феина. * * * Про одурение от музыки. Сам я музыкой не одуряюсь, но подозре- ваю, что похожее состояние у меня наступает, когда утрачиваю бдительность в интернете и обчитываюсь всякой псевдополезной че- пухой: внимание рассредоточено, мыслительный процесс подавлен. Насколько видать (и слыхать) со стороны, есть три разновиднос- ти мызыки, используемой для одурения: - очень громкая музыка с обилием ударных звуков: hard rock и т. п.; - не очень громкая ритмовая музыка с крайне примитивной мелоди- ей и убогим вокалом, в котором основное -- это многократное повторение глупых фраз или просто каких-то звуков; - rap: нервный речитатив с намёком на примитивную мелодию и глупым и в дурном смысле "молодёжным" текстом, претендующим на некоторую концептуальность. * * * Быть большим знатоком музыки и всякого околомузыкального, не являясь профессионалом в этой области (= не зарабатывая этим на жизнь), -- такое нам незачем, потому что зря отнимает ресурсы, ослабляет, сокращает возможности. Знать лучше немногое, но сущес- твенное: не перегружать своей памяти частностями. Я к этому и стремлюсь. * * * Для восприятия музыки существенны немузыкальные ассоциации. Я уверен, что мне, к примеру, нравятся грузинские мелодии отчасти потому, что за ними -- моя любимая Грузия и мои любимые (ну, в хорошем смысле) грузины. Правда, и Грузия с её грузинами отчасти любима потому, что там, среди прочего, -- грузинские мелодии. То же у меня с греческими мелодиями, итальянскими мелодиями, арабскими мелодиями, тюркскими мелодиями и т. п. На земле есть множество прекрасных мест, прекрасных и довольно особенных куль- тур и в целом милейших народов (ну, когда они в мирном состоя- нии, да продлится оно вечно). Эстет наслаждается ими, в том числе через их музыку. * * * Народ в своей основной массе хорошо воспринимает песенную, танцевальную и маршевую музыку, а симфонии, оперы, "балеты" и "концерты" -- нет, не воспринимает. Оперетты -- ещё куда ни шло, если музыка в них хорошего песенного и танцевального ка- чества. А из композиторов ведь музыка ПРЁТ, как из меня тексты. А обеспечивать всей прущейся музыке высокое мелодийное качество малых форм -- песен, танцев и маршей -- во-первых, композитор не в состоянии (большие удачи в мелодиях случаются редко), в во-вто- рых, не имеет психической потребности, потому что лично ему под- ходит несколько ДРУГАЯ музыка: такая, какая обычно в симфониях и т. п. "Классическая" музыка "больших форм" создаётся для небольшого количества людей, у которых психика в аспекте музыкальной чувст- вительности -- такая же, как у композиторов. Эти человеки почему- то считают себя лучшими, избранными, а не всего лишь повышенно зависимыми от звуков, то есть, более уязвимыми, слабыми. Считает- ся что если ты "не понимаешь" "классической" музыки -- ты в куль- турном отношении "низший". Претенциозно уже само название её: КЛАССИЧЕСКАЯ. Думаю, этот захват "классиками" тёплого места под солнцем слу- чился в XVIII веке и обусловливался повышенной чувствительностью к музыке генетически вырождавшегося класса европейских аристокра- тов. Эта повышенная чувствительность к музыке была одним из про- явлений ВЫРОЖДЕНИЯ, а не душевного превосходства. Аристократы с монархами в основном посходили с европейской исторической сцены, а музыкальные "классики" своё место, тем не менее, удержали, по- тому что у новых правящих классов был пиетет к прежним правщим классам и была наклонность подражать им. Вдобавок "классиков" сберегали на всякий случай: вдруг те действительно особо значи- мые, а если таковыми не кажутся, то единственно из-за неполно- ценности оценивающих их. Культурные люди, стремящиеся выглядеть "высшими", склонны де- лать вид, что они "понимают" "классическую" музыку. Они честно пытаются воспринимать её и утверждают, что она им вполне "захо- дит", но на концерты всё же особо не рвутся и дома себе Моцартов не крутят. "Классическая" музыка -- европейский феномен. У по-своему осо- бо культурных неевропейских народов (индусов, китайцев, иранцев, арабов и др.) ничего своего такого же типа не было, а то, что имеется теперь, заимствовано у европейцев и большой популярностью не пользуется. * * * Классификация крупных "музыкальных форм" понятная: под "балет" танцуют, под "оперу" поют, симфонию просто играют и т. д. Слож- ность -- с "малыми формами". Трудновато уразуметь, чем различают- ся фуга, соната, прелюдия, пьеса и т. п. * * * Музыкальная дефективность молодёжи -- отчасти следствие плохой постановки музыкального образования в школе. При хорошей поста- новке музыкального образования молодёжь приобретала бы сильный вкус к хорошей музыке и чёткое представление о том, что бывает музыка дегенератская, деструктивная. * * * "Турецкий марш" Моцарта. Всё в нём прекрасное, сильное, образ- цовое, вот только причём здесь марши и турки? Под такую музыку даже по сцене маршировать затруднительно. Или же австриец Моцарт -- а австрийцы немало воевали в те времена с турками -- подразу- мевал, что надо ЗАСТАВЛЯТЬ турок маршировать под весёленький "Турецкий марш", а самим смеяться при этом? Стилизацией под турецкую музыку я бы этот "Турецкий марш" не назвал тоже. Наверное, Моцарту слушать турецкую музыку (хотя бы янычарскую) особо не доводилось. А жаль: уж он-то настилизировал бы блистательно. Вот "Лунная соната" Бетховена -- другое дело: медленная "психо- делическая", почти похоронная музыка, которая наверняка действи- тельно хорошо воспринимается по ночам при лунном свете, если со- седи не стучат тебе в стенку. * * * "Танец рыцарей" Рахманинова -- по-моему, убожество: настоящая "рыцарская" музыка -- у Баха, органная. Орган сильнейше ассоцииру- ется с готикой, готика -- с рыцарями, Бах -- с органом. В то, что у Баха рыцарская музыка, я был ткнут в Буйоне, на му- зифицированном экранном представлении, посвящённом Годфриду Буль- онскому -- первому королю взятого ("освобождённого") крестоносца- ми Иерусалима. С этого представления я вышел потрясённым поклон- ником Баха и обожателем Средневековья. Чуть позже я и в Иерусалим съездил, и написал книжку "Средневековые символы в культуре Запа- да". Посещал я и такое ставшее для меня особенным место, как церковь Святого Фомы в Лейпциге, построенной в основном около 1212 г. В этой церкви великий Бах работал скромным руководителем хора и при- касался к рыцарскому, к средневековому. Подозреваюаю, что в Буйоне, через музыку Баха, мне РАСКРЫЛОСЬ: за то, что я там добросовестно и неслабо потрепетал, на меня ни- зошла благодать "астрального" доступа к средневековому. Я стал человеком, который немножко оттуда. Я стал частично принадлежать Средневековью. По такому случаю я даже купил себе потом в Кракове огромный полутораручный меч, чтобы было чем махать во время при- ступов средневековости. В квартире махать приходилось осторожно, чтобы не сокрушить мебели и люстры. А таскаться с мечом в лес бы- ло сложновато, потому что он таки большой. ................................................................. .................................................................

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Немного про музыку