Александр Бурьяк

Неизвестный нацизм

Из истории "окончательного решения"

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Национал-социалистическая доктрина в эпоху Третьего рейха не успела догматизироваться, слежаться во что-то цельное: Красная Армия слишком быстро взяла Берлин. К началу 1930-х ключевым пособием по национал-социализму был, разумеется, "Mein Kampf", но некоторые виднейшие нацисты немножко варьировали подход -- не вступая, впрочем (после "Ночи длинных ножей"), в полемику с Гитлером. Грегор Штрассер (1892-1934) -- глава СА и конкурент Гитлера в партии -- стоял за то, чтобы в планах партии больше социализма и меньше расизма. Был, правда, ликвидирован по приказу Гитлера -- отчасти за это самое. Альфред Розенберг (1893-1946), идеолог №2 в NSDAP и, среди про- чего, руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания, в сво- ей книге "Миф двадцатого века" (1930) -- второй по значимости в нацистской Германии после "Mein Kampf" -- накрутил много чего так, что Гитлер даже говорил, что не смог её читать. Генрих Гиммлер (1900-1945), пользуясь занятостью Гитлера, выст- раивал в СС свой собственный cекретный вариант национал-социализ- ма с примесью эзотерики, в котором до сих пор ещё толком не разо- брались. Йозеф Геббельс (1897-1945), рейхсминистр пропаганды и т. п., в отличие от Гитлера, не имел непреодолимой "органической" неприяз- ни к евреям, не страдал "евреецентризмом" и боролся с евреями скорее из служебного долга -- как всего лишь с одним из против- ников немецкого народа (но боролся энергично и жёстко). Получается, о "нацизме вообще" надо говорить с осторожностью -- памятуя о том, что нацистская доктрина виделась разными нацистс- кими лидерами немножко по-разному, нацистская практика быстро эволюционировала, а фюрер, в отличие от "отца народов", не имел обыкновения убивать соратников за то, что они проявляли слишком много инициативы, -- если они не покушались на его исключительный статус. Из-за указанных обстоятельств, а также многих других, преслову- тое "окончательное решение", кстати, не зафиксированное чётко ни в одном нацистском документе, вовсе не предопределилось тем, что Гитлер в "Mein Kampf" представил евреев чудовищами. * * * О не совсем злобных нацистах. Сложилось впечатление, что по крайней мере у некоторых нацистских лидеров имелось понимание того, что несправедливость и жестокость по отношению к чужим уда- ряет в конечном счёте и по своим и что поэтому надо сдерживать собственную агрессивность хотя бы из простых утилитарных сообра- жений. Исходно они в части эмоций и наклонностей были обычными людьми, а вовсе не чудовищами. Сострадали, мучились совестью. Чудовищами они стали постепенно -- преодолевая моральные барьеры последовательно один за другим в условиях изнуряющей и озлобляю- щей затяжной войны, сопровождавшейся огромными потерями от боевых действий. * * * Хайнц Хенё ("Чёрный орден СС", Глава 12. "Окончательное решение еврейского вопроса"): "11 ноября 1941 года Феликс Керстен записал в своем дневнике: 'Гиммлер пришел из канцелярии фюрера в подавленном настроении. Я начал массаж и справился о его состоянии. Через некоторое время он с явной неохотой произнес, что принято решение об уничтожении евреев. При этом Гиммлер, обычно разговорчивый, ни в какие подробности не вдавался'. 16 ноября в дневнике Керстена появилась новая запись: 'В по- следние дни я пытался несколько раз возвратиться к разговору об еврейском вопросе, но Гиммлер отмалчивался'. Только через год он, наконец, вернулся к этому вопросу, заметив: 'Ах, Керстен, я ведь совсем не собирался уничтожать евреев. У меня в отношении их были другие планы. Это все на совести чертова Геббельса'. Из дальнейшего его рассказа Керстену все стало ясно: 'Еще несколько лет тому назад, - продолжал Гиммлер, - я получил приказ фюрера выслать евреев из Германии. Им разрешалось взять с собой ценности и движимое имущество. Я начал осуществление этой акции и даже наказал некоторых из своих людей за излишнее усердие и злоупотребления. Для меня было ясно лишь одно: евреи должны быть выдворены из Германии. До весны 1940 года евреи могли свободно выезжать за границу, потом победил Геббельс'. Керстен спросил удивленно: 'А при чем здесь Геббельс?' 'Геббельс придерживался мнения, что еврейский вопрос можно решить лишь путем уничтожения всех евреев. Покуда будет жив хоть один еврей, он будет продолжать оставаться врагом национал-социа- листской Германии. Поэтому никакая гуманность и мягкость в отношении их неприемлемы'." "...высказывается предположение, что эта идея возникла не в среде СС, поскольку до весны 1941 года, когда предположительно Гитлером было принято данное решение, нет никаких документов в архивах СС, в которых говорилось бы о физическом уничтожении евреев. К тому же в упоминавшейся нами докладной записке Гиммлера 'Обращение с народами Востока', представленной в мае 1940 года, автор ее 'отрицал большевистские методы физического уничтожения целых народов, считая их непригодными для германцев'. Вызывает сомнение и тезис о том, будто бы Гиммлер явился духов- ным вдохновителем идеи физического уничтожения евреев, поскольку решение Гитлера нарушило совершенно иную концепцию СС в отношении евреев. СС считало необходимым изгнание евреев из Германии, назы- вая это их исходом. Как бы беспощадно и безжалостно ни обращались эсэсовцы с самого начала с евреями, до самого начала войны они не помышляли о их физическом истреблении. Это не был вульгарный антисемитизм НСДАП, хотя СС и придержива- лось доктрины, по которой евреи рассматривались как своеобразная раса, противостоящая арийцам. Один из верховных партийных судей Бух высказался по этому поводу следующим образом: 'Еврей - не человек, а просто некое явление, носящее характер разложения'. Интеллектуалы СД, старавшиеся слыть радикальными, но в то же время и 'здравомыслящими' национал-социалистами, считали, что 'такой антисемитизм наносит только вред' (так было даже сказано в одной из статей устава 'Черного корпуса'). Уличное подстрекатель- ство и битье витрин еврейских магазинов, по их мнению, представ- ляли новую Германию в искаженном свете в глазах мировой общест- венности, не приближая ни на шаг проблему решения еврейского вопроса. 5 июня 1935 года газета 'Черный корпус' опубликовала заметку в которой говорилось: 'Национал-социалистское движение и государ- ство решительно выступают против подобных преступных происков. Партия не потерпит, чтобы ее борьба за священные ценности нации была испоганена уличными беспорядками'. Интеллектуалы СД не хотели мириться с примитивной пропагандой антисемитизма и прекратили бы ее, будь на то их воля. Они даже пытались воспрепятствовать такого рода пропаганде. Осенью 1935 года берлинское издательство Пауля Шмидта отпечатало листовку, в которой вина за развязывание абиссинской войны сваливалась на евреев. Сама же листовка, если ее свернуть, карикатурно представляла голову еврея. Полицейский советник Райнке тут же получил указание из СД немедленно конфисковать весь тираж листовки. Цензоры СД не одобряли даже выпуск 'Протоколов сионских мудрецов'. Первый референт по еврейским вопросам, унтерштурмфюрер СС фон Мильденштайн, расценил их как 'пустую болтовню'. А 21 июля 1938 года обершарфюрер СС Херберт Хаген, проанализировав работу издательства Хохмута, пришел к выводу, что издаваемые им антисемитские книги вызывают большое сомнение. По поводу брошюры 'Еврейское зеркало', выпущенной центральным издательством НСДАП, Хаген, считавшийся специалистом по еврейскому вопросу, заметил: 'В своем чрезмерном усердии автор ее (Рудольф) не усматривает никакого прогресса природного и духовного характера в деятельности еврейства, хотя он и имел место в историческом аспекте:' Рецензенты СД не пропускали грубую антисемитскую стряпню, несмотря на одобрительные отклики нацистских функционеров. Взять хотя бы книгу для молодежи 'Ядовитый гриб', выпущенную тем же Штрайхером. Приведем лишь некоторые оценки, данные ей национал-социалистскими деятелями: 'Она должна стать настольной книгой всех немецких мальчишек и девчонок' (книгоиздатель Аманн); 'Это произведение, единственное в своем роде, должно: послужить делу просвещения нашего народа в еврейском вопросе' (начальник штаба СА Лутце); 'Книга гарантирует правильное отношение немцев к еврейству и настоящем и в будущем' (гауляйтер Вехтлер). Управление же СД оценило книгу иначе и наложило следующую резолюцию: 'Высказывания целого ряда критиков не могут быть приняты во внимание, так как книга, не говоря уже об ее необъективности, имеет много стилистических погрешностей и не может быть рекомендована в качестве учебного пособия для детей'." "Собственно говоря, в то время партийное руководство еще не при- шло к выводу о практическом решении этого вопроса. Даже в 'Майн кампф' Гитлер не затрагивал его, а эксперт по расовым проблемам Ахим Герке считал в 1933 году, что 'еще слишком рано строить какие-либо планы в этом отношении'. Альфред Розенберг же исходил из посылки, что евреев, живших в Германии, можно рассматривать как одну из наций, не допуская, однако, до занятия ими ключевых позиций в политике, культуре и экономике. Штандартенфюрер СС доктор Конти, ставший позднее министром здравоохранения, заявлял, что новая Германия осуждает расовую ненависть и 'евреи представляют собой просто другую расу'. Историки, однако, рассматривают эту разноголосицу как маскиров- ку уже планировавшейся кампании по уничтожению евреев, которая якобы принимала все более отчетливые и жесткие очертания, не учи- тывая того обстоятельства, что для национал-социалистского гос- подства были характерны как раз отсутствие плановости и большая противоречивость во всех их проектах. Следует отметить, что в партии было не менее трех антисемитских групп, каждая из которых толковала еврейский вопрос по своему. К так называемой народной группе относились Вальтер Гросс, руководитель управления расовой политики НСДАП, и Бернхард Лезенер, референт министерства внут- ренних дел по расовым вопросам, которые придерживались мнения об отстранении евреев от возможности воздействия на политику и куль- туру, но были готовы активно сотрудничать с ними в области эконо- мики. Вторую группу возглавлял Альфред Розенберг, вокруг которого тусовались теоретики расизма. К третьей группе принадлежал открытый враг евреев Юлиус Штрайхер, к которому позднее примкнул Иосиф Геббельс." "Осенью 1942 года председатель эсэсовского верховного суда задал Гиммлеру вопрос, как следует расценивать самовольный, без отданн- ого на то приказа расстрел евреев? Тот ответил ему по пунктам: 1. По политическим мотивам и в случае, если это было связано с наведением должного порядка, совершивший такое действие наказанию не подлежит. 2. Если же это происходит из корыстных целей, а также по садистским или сексуальным мотивам, то необходимо проведение судебного расследования'. В действительности отмечались случаи, когда отдельные садисты подвергались наказанию. В июне 1943 года некий унтерштурмфюрер СС был приговорен к смертной казни за неоднократные случаи варварского обращения с евреями. В приговоре суда было сказано: 'Он проявил жестокость, недостойную немца и офицера СС. Такие перегибы и крайности не могут быть объяснены, как это пытался сделать обвиняемый, местью за то зло, которое причинили евреи немецкому народу'. Когда садизм был связан с коррупцией, Гиммлер учинял судебное преследование, так как рассматривал и то и другое в качестве раковых метастаз, угрожавших здоровому организму СС. Садизм подрывал дисциплину, коррупция разрушала идеологию." "Руководство СД намеревалось направить 503 000 немецких евреев в страну, которую даже сами сионистские лидеры считали 'землей обетованной' для прежних и новых поколений евреев, - в Палестину. Палестинский план столкнулся, однако, с непредвиденной труднос- тью. Только небольшая часть немецких евреев была согласна эмигри- ровать в Палестину. В 1933 году туда выехало 19 процентов, в 1934 году - 38 процентов (резкий скачок), в 1935 году - 36 процентов, в 1936 году - 34 процента и в 1937 году - всего 16 процентов. Несмотря на террор, притеснения и клеветнические выпады, основная масса немецких евреев придерживалась мнения, высказанного на страницах центральной газеты немецких граждан еврейского вероисповедания 'Цайтунг': Статистические данные Еврейское население страны (по состоянию на 1933 год): 503 000 Эмигрировало с 1933 по 1945 год: 270 000 из них: в США 90 000 в Палестину 50 000 Убито и замучено (в том числе и эмигрировавших в страны, которые в ходе войны были оккупированы немцами): 170 000 Умерли своей смертью: 72 000 Осталось в живых в 1945 году на территории Германии: 23 000 Примечание. Данные приведены в границах Германии по состоянию на 1933 год." "Для еврейских националистов появился соблазн добиться с помо- щью и под давлением немецкого расизма победы сионистской идеоло- гии, что было недостижимо в условиях Веймарской республики. Если сионисты и национал-социалисты ставят во главу угла вопросы расы и нации, считали националисты, то между ними можно найти связую- щее звено. В 'Юдише рундшау' от 13 июня 1933 года об этом было сказано открыто: 'Сионизм признает наличие еврейского вопроса и хотел бы разрешить его конструктивно, для чего привлечь все народы, настроенные как дружелюбно, так и враждебно по отношению к евреям. Речь-то ведь идет не о сентиментах, а о реальной проблеме, в решении которой заинтересованы все слои общества'. Мильденштайн исходил как раз из этого же положения, считая, что СД должна содействовать превращению ассимилированных евреев в 'сознательных', способствуя их 'диссимиляции', чтобы у них появилось желание эмигрировать в Палестину, которая в то время была единственной страной, не возражавшей против их переселения туда. План Мильденштайна понравился Гиммлеру, и он распорядился начать работу в этом направлении. Унтерштурмфюрер СС создал в управлении СД реферат по еврейским вопросам, получивший обозначение II 112, открыв эру собственной еврейской политики СС просионистского толка. Она нашла свое отражение на страницах 'Черного корпуса' и антиеврейские выпады были прекращены. 'Черный корпус' писал: 'По всей видимости, недалеко уже то время, когда Палестина сможет вновь принять своих сыновей, покинувших ее более тысячи лет назад. И пусть они примут наши добрые пожелания и благосклонность государства'. СД форсировала переселение евреев в Палестину, хотя формально этой проблемой занимались гестапо и министерство внутренних дел. С 1933 по 1937 год туда эмигрировали 24 000 евреев. Мильденштайн поддержал деятельность сионистских организаций, создавших специ- альные лагеря, в которых молодые евреи проходили переобучение, готовясь к сельскохозяйственным работам в Палестине. В его реферате появились карты и схемы, которые говорили о торжестве сионизма в среде немецкого еврейства. Сотрудники реферата воспринимали успехи и поражения сионистов как свои собственные. Среди них было распространено мнение, что только приход нацистов к власти 'способствовал возвращению определенной части немецких евреев к иудаистскому национализму'. И почти с сожалением отмечалось, что большинство тогдашних сионистов не связано духовно с его истинными идеями и корнями. Один из аналитиков реферата, занимавшийся проблемами спорта, отмечал: 'В имперском союзе еврейских солдат-фронтовиков идеи сионизма не овладели еще умами большинства еврейской молодежи'." * * * Ишаяу Лейбович в книге Михаэля Шешера "Ишаяу Лейбович, весь мир и все о нем" (глава "Антисемитизм", перевод Дана Берга): "Роль евреев в Берлине была очень велика, я бы сказал - огром- на. Но не с точки зрения их количества. Я полагаю, в Берлине доля евреев никогда не превосходила 5% (200 тысяч человек), а среди жителей Нью-Йорка 25% составляют евреи. Особенно много берлинских евреев обосновалось в университете, театрах, газетах. Эти сферы считались почти 'еврейским поприщем'. Газета 'Берлинер тагеблат' была самой важной в Германии. Вслед за ней шла 'Фоссише цайтунг'. Редакторы обеих газет были евреями. Редактор центральной газеты социал-демократии 'Форвертс' тоже был евреем. Поэтому, когда немцы называли свои газеты 'ди юденпрессе' (еврейская пресса), они были правы целиком и полностью." Грета Лейбович, там же: "Власти делали различие между немецкими евреями и ост-юден. Это было связано с нацистским законодательством. В первые годы своего правления нацисты не причиняли ни физического вреда евреям, ни вреда их имуществу. Но они вытеснили евреев из общественной жизни страны. Государственных служащих и университетских профессоров уволили, правда, до 1938 года они получали пенсию. Шешер беседует с Ишаяу Лейбовичем: "- Немецкие евреи опасались погромов? - Нет, таких опасений не было. Не забывайте, что 'Юдише Рундшау', сионистская газета евреев Германии, выходила в свет до 1938 года, и Роберт Вулч опубликовал в ней свою знаменитую статью 'Гордо носите ваши желтые лоскутки', ставшую важным документом еврейской истории. Нацистская цензура разрешила печатать этот материал. На то время пришлись годы расцвета буберовских еврейских школ для взрослых. - Но ведь был же страх! Мне говорила об этом моя мать. - Это верно. Но верно и то, что сионистская организация евреев Германии легально существовала до 1938 года - пятый год правления - Документальные киноленты о массовых нацистских сборищах с их лозунгами ужасают до сих пор. - Согласен. Но ни в Нюрнберге, ни в других городах, где происходили нацистские собрания, никто и пальцем не тронул евреев. Грета Лейбович: -- Не все так хорошо. В Гейдельберге мы жили напротив коричневого дома, как называли штаб СС. Каждый день в пять утра мы просыпа- лись от звуков доносившихся оттуда антисемитских песен. А все же евреев не трогали. Я говорю не об упадке духа, а о реальности. Мне вспоминается настроение в день 20 января 1933 года, день прихода Гитлера к власти. Мы, конечно, знали, кто такой Гитлер, но вообразить, что стоит за этим именем не могли. Порой кажется, что сами нацисты не представляли себе, по крайней мере в первые годы своей власти, что придет кошмар Освенцима. Разумеется, людей пугали марширующие по улицам нацистские банды, выкрикивающие лозунги, вроде 'Евреев - вон!', однако в 1933 году, в день объявления антиеврейского бойкота, никто не бил окон в еврейских магазинах и домах. Люди СС и СА остерегали немцев, чтоб не покупали у евреев, но еврейские магазины остались неприкосновенны. Покуда власти не дали прямого указания делать то, что было сделано в 1938 году в 'хрустальную ночь', почти ни одного случая насилия со стороны немецкого народа по отношению к евреям не было. Поэтому, с точки зрения исторической науки, все теории, утверждающие, что нацизм явился естественным развитием немецкой истории, - абсолютно ложны." * * * Тезисы о нацизме (они частично могут быть обоснованы материа- лом, который приведен выше): 1. В 1920-х, 1930-х гг. нацизм был не намного более порочной идеологией, чем другие распространённые идеологии, современные ему. Он всего лишь был порочен по-своему. 2. В начале 1930-х предвидеть массовые расправы нацистов над евреями и др. было крайне затруднительно. Люди привыкли к тому, что политики обещают одно, а делают другое. 3. Попрекать евреев тем, что они не ожидали от немцев "оконча- тельного решения", -- значит слишком придираться к ним. 4. Нацистские эксцессы -- следствия не чего-то специфического нацистского или немецкого, а "общечеловеческого", могущего проявиться под сенью других идеологий и у других наций. Подав- лять инакомыслие, впадать в массовые заскоки и развязывать войны (или хотя бы подливать масло в чужой огонь) могут и вполне "демократические" государства. 5. Во время Второй Мировой войны нацизм испортился -- в том смыс- ле, что стал ассоциироваться с известными эксцессами. Принятие нацизма стало означать и для нацистов, и для посторонних принятие допустимости подобных эксцессов. 6. Нацизм испортился из-за того, что ему выпало вести тотальную войну на выживание. Такая война могла ему и не выпасть. При оценке уровня имманентного тяготения нацистов к эксцессам надо учитывать, что опыт реального нацизма пришёлся на время борьбы за выживание, ожесточения от затяжной войны, дефицита жизненно необходимых ресурсов. 7. Экспансия нацистов в Европе, начавшаяся в 1938 году, была вполне в духе времени, то есть, не являла собой ничего экстра- ординарного, нарушающего негласные правила, -- такого, чего не делали тогда другие: если не в Европе, то вне её. Среди проче- го, в 1936-1939 гг. Европа воевала сама с собой в Испании. 8. Испортившийся во время Второй Мировой войны нацизм стал при- влекательным для людей, которым по каким-то причинам хочется именно эксцессов. 9. Нацизм привлекателен и для людей, которым не хочется эксцес- сов: этих он притягивает некоторыми другими своими сторонами. 10. В принципе можно быть нацистом и отвергать эксцессы, но это трудно объяснять массам. 11. Расизм как компонент нацизма -- понятие растяжимое. Он может заключаться и всего лишь в стремлении сохранять расовые при- знаки этноса, как их стремятся сохранять у пород домашних животных. 12. Вождизм и иерархизм как компоненты нацизма -- феномены на самом деле общечеловеческие: у людей имеется определяемая инстинктами потребность и в том, чтобы поклоняться, и в том, чтобы повелевать. Если они не переживают соответствующих эмоций по политическим поводам, то либо мучаются, либо находят другие способы получить то, что требуется психике. 13. Из-за притягательности нацизма для любителей эксцессов вряд ли удастся культивировать "мягкий" нацизм: со всей атрибути- кой из героической эпохи, но без экстремизма. 14. Недопущение возрождения нацизма -- не гарантия отсутствия эксцессов типа нацистских. Кстати, до эксцессов, пусть и сравнительно небольших, нередко доходит как раз "антифашистс- кая" истерия. 15. Конкретный нацизм 1933-1945 гг. -- это одно, а нацистская идея вообще -- это немного другое. В 1933-1945 гг. был, как ни крути, первый блин комом, вдобавок переходный период (кото- рый, правда, к новому обществу не привёл: помешали извне). Для большей точности оценки нацистской практики надо сравнивать режим Адольфа Гитлера с режимами Оливера Кромвеля, Наполеона Бонапарта, Ленина-Троцкого-Сталина. 16. Кровавые эксцессы на территории СССР, начавшиеся с первых недель войны, объясняются тем, что Гитлеру и его приспешникам, как и многим позднейшим антисоветчикам, Советский Союз виделся чудовищной аномалией человеческого развития, бороться с кото- рой будет чрезвычайно трудно, но которую надо ликвидировать почти что любой ценой, иначе случится катастрофа социального порядка в глобальном масштабе. К примеру, в Греции, которую нацисты оккупировали почти полностью, они проявляли много больше толерантности. 17. Нацизм как идеология жестокой борьбы нации за "жизненное пространство" -- это продукт Первой Мировой войны, развязанной отнюдь не босяками, вроде Гитлера, а просвещёнными монархами с опорой на хорошо устроившихся страстных патриотов, упивавшихся наисветлейшим чувством к своим родинам и разжигавших это чувс- тво в других, включая босяков, вроде Гитлера. 18. С нацизмом до сих пор носятся, потому что нет надлежащего прогресса в области сложной социальной мысли, популярных идео- логий, социальной организации, образования, технологий мышле- ния. Система работы со сложными вещами должна быть адекватна сложности этих вещей, иначе работа не пойдёт успешно. Так вот, в случае с нацизмом, шире -- с идеологиями выживания и разви- тия -- как раз имеет место затык из-за неадекватности техноло- гий. Если не преодолеть этого технологического отставания, то жевание нацистских соплей будет заведомо непродуктивным. Прав- да, не бесконечным, потому что из-за этого же технологического отставания человечество рискует самоуничтожиться на 90-99% в обозримом будущем. * * * О том, как недальновидные евреи заодно c несдержанными поляками провоцировали бедных немцев на, мягко говоря, эксцессы, чтобы по- том стенать о неисчислимых жертвах. Из книги Christine Kluge "Die geplante Vernichtung". Взято as is, но всё-таки в переводе на русский язык. Правда, к данному тексту надо относиться очень критично, потому что некоторые при- веденные в нём как бы факты, во-первых, неверно толкуются (это касается всяких заявлений -- зачастую делаемых единственно для придания нужной видимости), во-вторых, тенденциозно подобраны, в-третьих, вырваны из исторического контекста. По стилю видно, что писательница -- страстная пропагандистка, а не осторожная в суждениях исследовательница. Скажем так: из её подборки хотя бы можно догадаться, что в привычной версии показа тогдашних собы- тий, наверное, немножко не всё соответствует действительности; что среди евреев и поляков, похоже, хватало людей, которые, буду- чи не в силах устоять перед искушением ненавистью, вовсю удовле- творяли посредством немцев естественную человеческую потребность в грызении хоть кого-нибудь, унижали немцев, угрожали им, делали им гадости вместо того, чтобы демонстрировать способность прощать и помогать им. Впрочем, у Гитлера и очень многих других немцев тоже ведь была сильная потребность погрызть кого-нибудь сверх меры, но этих хотя бы худо-бедно осудили "судом истории" и Нюрн- бергским трибуналом. Итак: 1930-й: Пол Эдвард Ридзь-Смигли, возомнивший себя Наполеоном, заявил, что Польша должна показать своему архи-врагу свои клыки. Он стал новым Маршалом Польши в 1936-м. Польская газета "Liga der Grossmacht" заклинала своих читателей (3): "Война против Германии, чтобы сдвинуть границу к рекам Одер и Ныса. Пруссию следует захватить до реки Шпрее. В войне с Германией мы не будем брать пленных. И в ней не будет места для человеческих чувств и культурных ограничений. Мир содрогнётся от Польско-Германской войны. Мы должны вселить в наших солдат дух сверхчеловеческой жертвенности, безжалостной мести и жестокости". 24 марта 1932-го: Bernard Lecache, Президент Еврейской Всемир- ной Федерации: "Германия - наш враг №1 во всём мире. Наша цель - организовать безо всякого сожаления против неё войну". 24 марта 1933-го: На первой полосе Дэйли Экспресс напечатан призыв к бойкоту немецких товаров, резко подорвавший уровень жизни в Германии - стране-экспортёре товаров. "14 миллионов евреев стоят вместе, как один человек, объявляя войну Германии". Стоят ли (точнее, стояли ли)? Такая риторика -- зачастую выдача желаемого за действительное. 8 мая 1933-го: Стефан Вайс, влиятельный рабби США: "Я - за войну". Не расшифровано, какого типа война имелась в виду. Также не ясно, каково было соотношение раввинских сил, выступавших за эту войну, и раввинских сил, выступавших против неё. Весна 1933-го: Член Окружного совета (воевода) Восточного Обершлейзена, Грацинский, заявил в пропагандистской речи в Польском МИД: "Уничтожайте немцев". Опять-таки, один член сказал. Может быть, он в тот день плохо себя чувствовал. 7 августа 1933-го: Нью-Йорк Таймс опубликовала речь Шмуля Унтермейера из Еврейского Всемирного Конгресса, в которой он призвал к "...священной войне против Германии, до конца Германии и её полного уничтожения". 25 января 1934-го: Владимир Жаботинский, лидер марксистов и сионистов пишет:"Мы развяжем ментальную и материальную войну всего мира против Германии". Февраль 1936-го: Убийство в Швейцарии немецкого дипломата Вильгельма Густлова евреем Давидом Франкфутером. 1936-й: После смерти маршала Пилсудского новым маршалом Польши становится Эдвард Ридзь-Смигли. 1938-й: Открытое письмо Черчилля Гитлеру (1): "Если бы Англия оказалась в национальном бедствии, похожем на бедствие Германии в 1918-м, я молил бы Бога послать мне человека вашего духа и силы". 1938-й: в Польше были грубо экспроприированы 2/3 немецких име- ний, что вынудило сотни тысяч немцев покинуть Польшу. 1938-й: 8000 немцев были убиты самым зверским образом, включая католических и протестантских священников и пасторов, женщин и детей. За этим последовали травля, террор и государственные преследования. 24 октября 1938-го: Германия представила в польское посольство в Берлине предложения по урегулированию трений в Польше. Планом предлагалось освободить чисто немецкое государство "Freistaat Danzig" от польского таможенного контроля, наложенного 1 апреля 1922-го. Также предлагалось провести референдум в Восточной Прус- сии. Германо-Польский договор о ненападении ("Nichtangriffspakt") с маршалом Пилсудским от 1934-го был продлён на 25 лет. После смерти маршала Пилсудского, госсекретарь Бек отверг предложения Германии. Варшава отвергала предложения Германии 4 раза. Вновь созданная по Версальскому диктату Польша оккупировала немецкие провинции Westpreussen, Posen и Ost-Oberschlesien ("Польский" Коридор), бывшие немецкими более 800 лет. Более того, Польша намеревалась оккупировать немецкие территории в направлении Берлина. 7 ноября 1938-го: Покушение на немецкого дипломата Эрнста фон Рата польским евреем Гриншпаном, которому позволили скрыться из Европы и так и не предстать перед судом. 9 ноября 1938-го: Эрнст фон Рат умирает от ранения. 9-10 ноября 1938-го: "Хрустальная ночь" потрясает Германию. Пострадали еврейский бизнес, дома и около 12% из 1420 синагог. Погибло 36 человек. Тысячи были арестованы. Гитлер был вне себя, заявив: "Моя работа отброшена на 5 лет, если вовсе не уничтожена". Это доказывает, что происшествие случилось не "по велению свыше". (2) 10 ноября 1938-го: Адольф Гитлер немедленно отдаёт приказ о защите евреев и их собственности. И что из того? Акции против евреев должны были выглядеть как стихийные проявления народного гнева, а не как мероприятия влас- тей. 19 декабря 1938-го: Bernard Lecache, Президент Еврейской Всемирной Федерации:"Нашей задачей является организация моральной и культурной блокады Германии с разделением её нации на 4 части". "Моральная и культурная блокада" -- это даже не экономические санкции. Скажем, я уже много лет морально и культурно блокирую из своего угла (ладно, всего лишь бойкотирую) родное белорусское правительство (а оно -- меня). Более того, я даже применяю против него "экономические санкции": трачу отпускные деньги исключитель- но за границей. Это очень мирный, корректный способ выразить свою оценку чьей-то позиции и получить эмоциональное удовлетворение, но не более того. Однако называется он впечатляюще: БЛОКАДА. 21 марта 1939-го: Гитлер формально провозглашает право Германии вернуть Свободный город Данциг и открыть железнодорожное и авто- мобильное сообщение через Коридор в Данциг под гарантии со сторо- ны Польши. 23 марта 1939-го: Польша в провокационной форме отвергла требования Германии после объявления частичной мобилизации 23-го марта. 31 марта 1939-го: Англо-французская "Гарантийная декларация" Польше практически предоставлена для разрушения работы Германии по мирному и справедливому урегулированию кризиса. Поляки заявили, что расширят свои границы до реки Эльбы и что Берлин - не немецкий город, а старая польская деревня. Множественные польские плакаты провозглашали: "На Берлин!". 25 апреля 1939-го: Американский журналист Вейганд был вызван в американское посольство в Париже, и Посол Буллит заявил ему: "Война в Европе - дело решённое... Америка вступит в войну после Франции и Великобритании". (4) Это подтверждают документы Белого Дома Гарри Хопкинса, включая следующее заявление Черчилля того времени: "Война начнётся очень скоро. Мы вступим в войну, и США должны сделать то же самое. Вы, Барух, будете делать то, что следует делать, но за всем этим следить буду я". (4) 26 апреля 1939-го: Британский посол Хендерсон завил своему госсекретарю: "Проход через Коридор - абсолютно справедливое решение. Если бы мы были на месте Гитлера, то требовали бы его, как минимум". 28 апреля 1939-го: Правительство Германии реагирует отзывом Немецко-Польского соглашения 1934-го и Германо-Британского Морского Соглашения от 1935-го. Германия занимает выжидательную позицию. 1 мая 1939-го: Г-жа Мрозовичка взывает к польскому народу: "Фюрер далеко, а польский солдат - близко и на деревьях в лесу сучья в достатке". Были составлены списки и арестованы тысячи невинных немцев по ложным обвинениям. Такая великая Держава, как Германия, не должна столь долго участвовать в столь отвратительной игре. Вместо этого Германия продолжает свои усилия поиска мирного решения. 3 мая 1939-го: (5) Во время большого парада польских войск, проходившего во время польского Национального Праздника, возбуждённый народ кричал войскам: "На Гданьск!" и "Вперёд, на Берлин!". Лето 1939-го: Маршал Ридзь-Смигли: "Польша хочет войны с Германией, и Германия не сможет избежать её, даже если захочет". После этого Гитлер впервые представил прессе факты гонений на немцев в Польше. Приглашение Гитлера на переговоры в Берлин не было принято, но в то же время велись переговоры между Западными державами и СССР. Сталин предложил военное соглашение в целях полного окружения и изоляции Германии. В случае войны, он требовал свободный проход через Польшу и полную свободу действий на Балканах и против Турции. В ответ на это Гитлер призывал Англию сохранять мир и делал ударение на право Германии на Данциг и Коридор. Он предрёк распад Британской Империи, в случае вступления её в войну. Лорд Ванситарг, заклятый враг мирных отношений с Германией и дипломатический советник Госдепа в Лондоне, заявил, что одно лишь упоминание о возможности немецко-английского пакта будет иметь в США разрушительный эффект для Британии. 20 августа 1939-го: Graszynski открыто призывает к убийству: "Забивайте немцев везде, где вы их найдёте". 23 августа 1939-го: Германия заключает с СССР пакт Молотова- Риббентроппа, разбивая в пух и прах англо-французские соглашения. 25 августа 1939-го: Гитлер заявляет британскому послу Невиллю Хендерсону: "Предположение, что Германия хочет завоевать весь мир - смехотворно. Британская Империя обладает 40 миллионами квадратных километров, СССР - 19-ю миллионами, а германия - 600 000 квадратных километров. Даже из этого видно, у кого есть намерения к завоеваниям:" 25 августа 1939-го: Подписание Англо-польского Соглашения о Взаимопомощи, усилившего военную эйфорию в Польше. Преступления против немцев в Польше умножаются. Житель Шлезина вспоминает: "Из-за репрессивных мер Польши её покинуло в 1938/39 около 80 000 немцев. Начиная с мая 1939-го немцы, живущие в Польше вблизи от границы с Германией, подвергаются особой опасности. На горожан и фермеров нападают, дома сжигают, женщин и детей - избивают:" 27 августа 1939-го: Отрывок из обращения Гитлера премьер-минис- тру Франции Деладье: "Я, м-р Деладье, борюсь вместе со своим народом против несправедливости, творимой против нас, а остальные борются за эту несправедливость. Вы и я пережили войну и знакомы с её разорительной жестокостью. Мы знаем о неописуемых бедах, обрушивающихся на массы. Мы должны сделать всё, что в наших силах, чтобы не допустить новой войны:" 27 августа 1939-го: Хаим Вайцман (участвовавший в Бальфурской декларации), председатель еврейского "Палестинского Агентства", заявил Чемберлену, что евреи находятся на стороне Британии и готовы воевать на стороне демократии. 30 августа 1939-го: Снова Адольф Гитлер выпускает документ из 16 пунктов во избежание войны и урегулирования немецко-польского конфликта. Польша отказалась прислать посла для получения документа. Наоборот, в тот же день Польша объявляет всеобщую мобилизацию что, согласно Женевским Протоколам, равносильно объявлению войны. 30 августа 1939-го: В Кракове убит немецкий консул Август Шиллингер. И всё ещё Германия не отвечает войной. 31 августа 1939-го: Dahlerus: (6) "Когда 31 августа в 11:00 в сопровождении британского дипломатического советника Форбса я посетил польского посла в Берлине - Липски, для вручения 16-ти пунктов Гитлера, то он (Липски) сделал заявление аналогичное тому, что делается в случае войны: что Германия бунтует и что многочисленные польские войска успешно дойдут до Берлина:" 1 сентября 1939-го, полночь: Польское радио заявило: "Польша предприняла победное наступление на Берлин и будет там к выходным. Немцы хаотично отступают по всему фронту". 1 сентября 1939-го: Гитлер выступает с импровизированной речью перед Рейхстагом в Krolloper, в которой делает акцент на то, что у Германии нет интересов на Западе. Затем он заявляет: "Прошлой ночью было 21 нарушение границы, этой ночью - уже 14, и 3 из них были очень серьёзными. Впервые Польская армия вторглась на территорию Германии. В 4:45 утра мы открыли ответный огонь...". 1 сентября 1939-го: 75 немецких дивизий численностью 1,1 милли- она человек противостоят Польской армии численностью в 1,7 миллиона. В кратковременных, тяжёлых боях польская армия потерпела поражение в течение 18 дней. Немецкая армия, пересёкшая границу Польши, обнаружила свежие могилы немцев, а на дорогах - их изорванную, окровавленную одежду и утварь. Нечеловеческими были кровопролитные сцены в Бромберге и других местах, где трупы немцев были расчленёнными, изнасилованными, запытанными и убитыми нечеловеческими способами. Немецкие войска, входившие в Померанию, Шлезин и Словакию, наблюдали аналогичные ужасы. 3 сентября 1939-го: Сначала Германии объявила войну Англия, а затем - Франция. Рейхсканцлер был в ужасе. Лорд Гелифакс выразил своё удовлетворение: (7) "Теперь мы принудили Гитлера к войне так, что он более не сможет сделать ни одного шага в сторону от Версальского договора мирным способом". Вслед за этим Черчилль заявил по радио: (8) "Эта война - война Англии и её цель - уничтожение Германии". 17 сентября 1939-го: Войска СССР оккупировали 3/5 польской территории, но ни Лондон, ни Париж не объявили войны Советам, ни отправили войска на защиту Польши. Это демагогическая натяжка. На самом деле советская оккупация условно польской территории могла сойти за "встречный огонь" (есть такой способ тушения пожаров в лесу, степи). 27 декабря 1945-го: Министр обороны США Форрестал записал в своём дневнике слова из разговора с Джо Кеннеди: "...ни у Франции, ни у Британии не было резона считать Польшу причиной войны, если бы не постоянное давление из Вашингтона... Чемберлен объяснил мне, что Америка и мировое еврейство толкнули Англию в войну." Сноски: (1) "Times". (2) "Feuerzeichen" Ingrid Weckert. (3) "Muenchner Neueste Nachrichten" 3 October 1930. (4) "The Decisive Battles of the Western World," London, 1956, J.F.C. Fuller. (5) J.A. Kofler: "Die falsche Rolle mit Deutschland". (6) Dahlerus: "Der Letzte Versuch". (7) "Nation & Europa", 1954. (8) Sven Hedin "Amerika im Kampf der Kontinente," 1943. * * * "У Риббентропа (того самого, который Пакт 'Молотова-Риббентро- па') родной сын воевал, да ещё как воевал: танкист, пять ранений, три железных креста разных категорий. Рейхсмаршал авиации Геринг, два сына, оба воевали, оба погибли. У Геббельса старший сын воевал, оказался в плену, он единствен- ный, кто остался живой в их семье. Кейтель, генерал-фельдмаршал, начальник штаба Верховного коман- дования, три сына, все трое воевали, один погиб на восточном фронте, один провёл 10 лет в советском лагере. Гросс-адмирал Дёниц, командующий подводным флотом Германии, два сына, оба погибли." * * * По поводу композитора-еврея Имре Кальмана (Эммериха Коппштей- на) и немце-венгро-славянина Франца Легара: "Гитлер любил оперетты Кальмана и Легара. Обоим было присвоено звание 'почетных арийцев'. Кальман эмигрировал. Легар остался." * * * Из Википедии: "Семён Константинович Гитлер (фамилия в наградном листе -- Гитлев; 1922, Оринин -- 3 июля 1942, Севастополь) -- красноарме- ец, участник Великой Отечественной войны, награждённый медалью 'За отвагу' (10 сентября 1941)." "Родился в 1922 году в городе Оринин (ныне Хмельницкая область, Украина) в еврейской семье. Член ВЛКСМ, в Красной Армии с 1940 года. Призван Орининским районным военкоматом на фронт. Участник обо- роны Одессы, был наводчиком станкового пулемёта 73-го отдельного пулемётного батальона Тираспольского укрепрайона." И т. д. Реально герой, только со специфической фамилией. * * * Евгения Риц "Берлин еврейский" (17.02.2023, взято в grinmir74.livejournal.com): "Газеты пишут на идише, официанты говорят на иврите, а немцев почти не видно – таким было затишье в Берлине перед приходом нацистов. 'Впервые после того, как я покинул Россию, я почувствовал себя среди моего народа. Всюду, куда бы я ни приезжал прежде, я чувст- вовал себя чужим, как будто между мною и окружающими стояла сте- на, поскольку там не говорили на иврите. Только в Берлине эта стена пала', – писал в 1922 году великий еврейский поэт Хаим Бялик. И действительно в короткий период между двумя мировыми войнами Берлин оказался 'еврейской столицей мира'. Одни бежали сюда от погромов, революции и Гражданской войны. Другие обосновались здесь ещё раньше и недолюбливали 'новых мигрантов'. А жизнь и тех, и других сопровождали дикая инфляция и абсурд." "Об этом времени историки Олег Будницкий и Александра Полян написали книгу 'Русско-еврейский Берлин 1920–1941'. Удивительным образом, но это вроде бы серьезное научное исследование больше всего похоже на авантюрный роман. Одни герои с трудом преодолевают бедность, другие – кичатся богатством, третьи – попусту сжигают свои таланты в 'кострах' Берлина-Метрополиса. Но все они – реальные люди, которые ещё не представляют, какая катастрофа их ждёт впереди." "Другой стороной реальности была гиперинфляция. В июле 1923 года месячная подписка на самую популярную русскоязычную берлинскую газету 'Руль' стоила 100 тысяч марок. В сентябре – уже 30 миллионов!" "Удивительно, но такие суровые условия жизни в Берлине 20-х годов не мешали расцвести еврейской культуре. В городе работали еврейские книжные издательства и выходили одновременно несколько газет на идише и на иврите. 'Если говорить о культуре, которая создавалась русскими евреями на еврейских языках – именно обращение к ивриту и идишу делало её в глазах немецких евреев “настоящей”', – пишут Будницкий и Полян. А в журнале Der Jude, издаваемом немецкими сионистами, даже высказывалась идея, что 'подлинная сионистская литература' возможна только на еврейских языках." "Предпочтение сионисты, конечно, отдавали ивриту, поскольку он представлялся им способом 'преодолеть изгнание и вернуться в Сион – в языковом плане'. Неслучайно сын создателя современного иврита Итамар Бен-Ави учился в именно в Берлинском университете. Он, кстати, вспоминал, что у 'гебраистов' и энтузиастов иврита был свой столик в одном из берлинских кафе. Немецкий официант, который их обслуживал, даже выучил необходимый для работы с этими посетителями набор слов и выражений на иврите." "Но идиш в немецкой столице был представлен, конечно, более широко. Вот показательный пример: в 1926 году в Берлин из Советского Союза прибыл с гастролями экспериментальный еврейский театр 'Габима'. Прибыл – и в СССР больше не вернулся. Служители Мельпомены, чьи постановки шли исключительно на идише, сочли берлинскую атмосферу более комфортной для творчества. Хотя и без политических факторов тут не обошлось." "И не все были от этого еврейского Берлина в восторге – особенно в стране исхода. 'Еврейская культура умирает среди бела дня на руках опустевших улиц и разрушенных городов. Последняя стена Храма уже охвачена огнем! – иносказательно восклицал оставшийся в Советской России великий писатель Перец Маркиш. – И что же делают первосвященники? Они едут в Берлин промышлять (в оригинале на идише “бизнесн”. – Прим. ред.) новый еврейский народ и новую еврейскую культуру'." "При этом множество 'коренных' немецких евреев не желали прини- мать этих новых 'оборванцев'. Себя они считали представителями порядка и цивилизации, а в своих восточно-европейских соплеменни- ках видели дикарей. 'Немецкие евреи боялись, что подобное родство скомпрометирует их в глазах немцев, приведёт к росту антисемитиз- ма и погромам', – к такому печальному выводу приходят Будницкий и Полян. А Вальтер Ратенау – еврейский промышленник и политик, в честь которого в современном Берлине названа площадь – дошёл до того, что призвал к высылке из страны своих 'понаехавших' собратьев. Многие не выдержали такого давления и вернулись в Советский Союз. Среди них были поэт Лев Квитко, писатель Давид Бергельсон и прозаик Дер Нистер. Их возвращение на родину, как считают авторы книги, было вызвано не только плохим приёмом в Берлине, но и жёсткой критикой со стороны остававшихся в СССР коллег." "И здесь очень ярко проступает мотив обреченности, который придаёт книге иной трагедийный масштаб. Останься они в Берлине – и их, вероятнее всего, ждала бы смерть в газовых камерах. Но выжить им не удалось и в СССР. Лев Квитко и Давид Бергельсон были расстреляны в 1952 году по делу Еврейского антифашистского комитета. Дер Нистер ещё двумя годами ранее умер в лагере от истощения. И даже Перец Маркиш – их бескомпромиссный критик – не избежал подобной же участи. Его расстреляли в 1952 году по делу всё того же антифашистского комитета." Вопросы: 1. Нравилось ли немцам то, что Берлин превращался еврейский город? 2. Достаточно ли адекватно реагировали евреи на то, что немцам вряд ли была очень по душе евреизация Берлина? 3. Не было ли какой-то связи между расцветом еврейской жизни в Берлине в 1920-е и в начале 1930-х и последовавшей нацизацией Германии? 4. Как бы реагировали евреи, если бы, к примеру, в Тель-Авиве стала расти численность арабов (в том числе за счёт приезжих) и арабская национальная жизнь забила бы ключом? 5. Где в приведенном тексте представлена "работа над ошибками"? * * * История от одного съехавшего русскоязычного еврея, поведанная в назидание русским "генетическим рабам", не стремящимся восста- вать против Путина: "В субботу 27 февраля 1943 гестапо и СС арестовали около 2000 берлинских евреев из пользовавшихся привилегиями смешанных семей. Они были свезены для готовящейся депортации в здание еврейской общины на Розенштрассе 2-4. Уже в тот же день перед этим домом собрались женщины, требуя освобождения своих мужей. Директива гестапо "временно" освобождала от депортации евреев, женатых на "арийках". Однако отдельные случаи депортаций евреев из таких смешанных семей еще до зимы 1943 показывают, что такая "временная" защита в любой момент могла прекратиться. "Верните нам мужей!" В течение недели сотни немок, многие с детьми, ежедневно прихо- дили сюда, стояли круглые сутки, не пугаясь даже авианалетов. Иногда их, скандирующих "Верните нам мужей!", разгоняла полиция, но они только ненадолго расходились по ближайшим улицам и быстро возвращались, вспоминает Рут Гросс (Ruth Gross), которой было 10 лет в 1943 году, когда арестовали ее отца, и она с матерью и старшим братом приходила на Розенштрассе. Немецких жен арестованных евреев публично оскорбляли, называя "еврейскими распутницами", "расовыми преступницами" и "предатель- ницами". Гестапо пыталось убедить их, что, разведясь, они спасут себя и своих детей. Но нацистские власти были всерьез напуганы этим открытым протестом в центре Берлина и в итоге женщины насто- яли на своем, нацистский режим отступил: почти все задержанные были освобождены, некоторые уже депортированные были даже возвра- щены из Освенцима." Впечатление: какая-то хрень. Третий рейх -- чуть ли не право- вое государство: граждане не боятся протестовать, полиция не на- ходит формальных оснований, чтобы их отдубасить до полусмерти и/или в каталажку упечь, поэтому не дубасит и не упекает. Адольф Гитлер в отчаянии грызёт ковёр у себя в кабинете, но тоже ничего не может поделать. Евреи спокойно возвращаются в свои берлинские дома и посмеиваются оттуда над нациками. Да это просто какое-то "отрицание Холокоста", за которое в нынешней либерастнувшейся Европе могут таки упечь -- и надолго. * * * Нацизм и зверства. Из интернета: "В 1941 году по оккупированной Польше, ставшей к тому времени генерал-губернаторством в составе Германии, прокатилась волна еврейских погромов. Организовали их сами поляки без малейшего участия немцев. Особенно жуткие события произошли в небольшом городке Едвабно, где евреев массово убивали на улицах и прямо в домах палками и камнями, рубили топорами и сжигали заживо в их жилищах. Энтузиазм поляков был так велик, что немцам пришлось заступать- ся за еврейское население Едвабно, расстреливая погромщиков и мародеров на месте. Кельцевская резня. 4 июля 1946 года, когда в самом разгаре был Нюрнбергский процесс, где в числе прочих обвинений в адрес на- цистских преступников фигурирует уничтожение евреев, массовая резня происходит в польском городе Кельце. Там 2000 поляков, вместе с силами народной милиции, под лозунгами «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!» и «Завершим работу Гитлера!» убива- ют евреев, не щадя даже стариков и детей. Все началось с нападения на еврейский комитет и организацию «Сионистская молодежь», которые находились в Кельце в одном здании, сегодня это дом номер 7 по улице Планты. Именно там находилась большая часть евреев, вернувшихся из концлагерей, дома которых были уничтожены или заняты поляками. Считается, что поводом для погрома стало исчезновение 8-летнего польского мальчика Генрика Блашчика, произошедшее 1 июля 1946 года. Спустя два дня ребенок нашелся, а о своем исчезновении рассказал странную историю. Генрик уверял всех, что его похитили евреи из «Сионистской молодежи» и хотели убить, но потом передумали и отпустили. Гораздо позже выяснилось, что ребенок врал, наученный отцом. Он никуда не пропадал, а был отправлен к родственникам в деревню, где ему рассказали, что нужно говорить после возвращения в город. Сам погром начался 4 июля в 10 часов утра, причем многие его участники состояли в народной милиции и пришли к зданию еврейского комитета прямо в военной форме. Евреи заняли в здании оборону и были готовы дорого продать свои жизни, но в полдень в здание вошел сержант милиции Владислав Блахут с подчиненными и разоружил обороняющихся. После сдачи оружия осажденные заперлись в здании и отказались выходить к разъяренной толпе. Блахут требовал открыть двери и бил в них рукояткой револьвера, выкрикивая: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Вскоре погромщикам удалось взломать двери и оконные ставни и они ворвались в здание, убивая всех, кого встречали на пути. То- гда погибло 47 человек и более 50 получили ранения. Среди убитых были дети, беременные женщины и старики. Искали и избивали евреев и в других районах города. Но на тот момент в Кельце было всего 200 евреев, иначе жертв было бы гораздо больше." И как тут не допустить, что пресловутые зверства нацистов -- следствие не собственно нацизма, а "слишком человеческого", кото- рому конкретные обстоятельства, сложившиеся при нацизме (а могли ведь и не сложиться!), всего лишь открыли дорогу -- и тем самым обеспечили ассоциирование зверств с нацизмом, хотя кто только не зверствовал? То есть зверствуют не только нацисты, но нацисты зверствуют всегда? Иначе говоря, принятие нацизма -- это шаг к зверствованию? А если ты зверствуешь, то не нацист ли ты? Не только не зверствующий лично, но и осуждающий любые зверства нацист наверняка возможен (и если порыться в истории, то примеры наверняка отыщутся), но только как большая редкость. Правда, устойчиво хорошие люди (которые, среди прочего, всенепременно удержатся от соблазна зверствования -- ну, хотя бы зверствования инициативного, а не в отместку) -- это редкость так или иначе. В нацизме, вроде, нет однозначной установки на зверствования: скажем, в "Mein Kampf" зверствовать не предписывается и даже не рекомендуется. Иное дело, что в нацизме -- и в "Mein Kampf" -- также нет и установки на вещи, которые заведомо удержат от зверс- твования. Скажем так: зверствование выпало из теоретической кон- цепции нацизма. Попутно заметим, что из христианской концепции оно не выпало ("возлюби ближнего..." и т. п.), но в христианстве тоже нет установки на вещи, которые заведомо удержат от зверст- вования, так что довольно многие номинальные христиане при случае зверствовали и зверствуют, приблизительно как нацисты. К чему я это? А к тому, что для предотвращения зверств надо (было) бороться не с нацизмом, а с чем-то другим: наверное, с тем, что расплывчато называется "слишком человеческим". Нацики с побеждённым в них "слишком человеческим" были бы бравыми культур- трегерами в красивой униформе -- организаторами и строителями, воспитателями волевых, сильных и думающих людей.

Литература:

Хайнц Хенё "Чёрный орден СС". Сайт militera.lib.ru . Михаэль Шешер, Дан Берг "Ишаяу Лейбович, весь мир и все о нем". Сайт berkovich-zametki.com/Avtory/Berg.htm .

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Неизвестный нацизм. Из истории "окончательного решения"