Александр Бурьяк

О человеческой психике

bouriac@yahoo.com На главную страницу
1. Введение. 2. Психические состояния. 3. Психические типы. 4. Функционирование психики. 5. Заскоки.

1. Введение.

В части формирования поведения человек в своей психике как минимум двухуровнев: у него есть более древний эмоциональный уровень и более новый рациональный. На разных уровнях индивид немного разный: на рациональном уровне он может тяготеть не к тому, к чему тяготеет на уровне эмоциональном. Разные уровни индивида могут конфликтовать между собой, и это нормально. Интеллектуально развитый индивид не считает, что его рациональ- ный уровень должен безусловно доминировать над эмоциональным: та- кой индивид понимает, что за влечениями, имеющими место на эмоци- ональном уровне, стоит не лишь бы что, а суровый естественный отбор в тысячах поколений, поэтому к подсказкам эмоционального уровня надо на рациональном уровне относиться очень серьёзно, а не отбрасывать их единственно потому, что они -- от простеньких инстинктов. Интеллектуальный уровень психики более-менее обозрим для само- го индивида. * * * На свойства психики определяюще влияют следующие факторы: - наследственность; - питание; - воспитание; - психические травмы; - впечатления; - физические и химические условия жизни; - возрастные изменения организма, "предусмотренные природой". Степень влияния тех или иных факторов (кроме наследственности) зависит от их уровней и сочетаний, а также от того, в каком со- стоянии уже находится психика, подвергающаяся их воздействию. * * * Зависимость психики от питания организма значительная и слож- ная. На психику влияют: - количество пищи; - режим питания; - соотношение белков, жиров, углеводов; - ситуация с витаминами, микроэлементами, аминокислотами, солью. От питания зависят: - тонус; - раздражительность; - сила и направленность эмоций; - быстрота нервных процессов; - качество памяти; - психическая выносливость; - качество мышления; - сила и устойчивость внимания; - направленность внимания. Надо различать текущее влияние и накопленное влияние. Характер питания в раннем возрасте влияет на формирование скла- да психики. Некоторые детали зависимости психики от питания лежат на по- верхности. К примеру, хорошо известно, что голодный человек дума- ет в первую очередь о том, как бы поесть, и может быть готов за еду подраться, а сытый -- о том, как бы со всеми помириться, при- лечь и отдохнуть. Некоторые другие детали зависимости психики от питания не исследованы или, может быть, скрываются от общества, потому что используются для манипулирования им. Особенности национального питания взаимосвязаны с национальным менталитетом. Через массовое питание можно в существенных пределах управлять уровнем агрессивности, уровнем общественной активности и уровнем креативности общества. Насколько это в реальности практикуется -- вопрос сложный. * * * У довольно многих индивидов с психическими отклонениями эти отклонения не проявляются, если не случаются провоцирующие ситуа- ции. Человек даже может не знать, что у него имеется отклонение. И окружающие могут не замечать признаков отклонения. А если про- воцирующие ситуации наступают часто, то отклонение может даже усугубляться. Сказанное -- не тривиальность, а важное обстоятель- ство, которое надо учитывать в отношениях с людьми, но которым зачастую пренебрегают.

2. Психические состояния.

Различаются: - обычное психическое состояние; - текущее психическое состояние; - вполне вероятные психические состояния (которых надо опасаться или к которым надо стремиться); - предположительные предельные психические состояния, которые, индивид в состоянии выдержать без повреждения психики. К характеристике обычного психического состояния индивида: - каково обычное психическое состояние индивида; - насколько легко индивид выходит из своего обычного психического состояния; - насколько далеко индивид отклоняется от своего обычного психического состояния; - насколько быстро индивид возвращается в своё обычное психическое состояние после исчезновения отклоняющего фактора. Нормальное обычное состояние индивида -- это состояние спокойного благодушия с лёгкой степенью удовлетворённости ситуацией вокруг. Возможные ненормальные обычные состояния индивида: - лёгкая раздражённость; - лёгкая степень страха; - лёгкая воодушевлённость, приводящая к гиперактивности; - вялость, лень, созерцательность. Лёгкая степень проявления любых эмоций, могущих проявиться и сильнее, относится к норме. Факторы, влияющие на психическое состояние индивида: - наследственность; - уровень общего здоровья; - характер питания; - психическая нагрузка: интеллектуальная, эмоциональная, реакционная; - мировоззрение; - уровень психологических и психиатрических представлений; - опыт; - ситуация: в личной жизни, в семье, на работе, в стране, в мире. Самоконтроль -- текущее доминирование интеллектуального над эмоциональным. Рационализм -- устойчивое доминирование интеллек- туального над эмоциональным в психическом складе личности. Надо различать состояние психического здоровья и ПРОЧНОСТЬ пси- хического здоровья: можно пребывать в состоянии психической нор- мы, но иметь небольшой запас прочности этой нормы: терять само- контроль даже при небольших отклоняющих воздействиях и рисковать приобрести психическую болезнь при чуть более сильных.

3. Психические типы.

Отнесение экземпляра к некоторому к типу -- это краткий способ подробного описания экземпляра. Подробное описание есть у типа, и оно распространяется на отнесённый к нему экземпляр. Чтобы отнести экземпляр к определённому типу, надо выявить те свойства экземпляра, которые достаточны для отнесения к его к этому типу. Это могут быть не все признаки типа. Свойства типа бывают: - обязательные для этого типа и присущие только ему; - обязательные для этого типа, но присущие не только ему; - обязательные для этого типа, присущие не только ему, но ему преимущественно; - не обязательные для этого типа, но присущие только ему. - не обязательные для этого типа, но присущие преимущественно ему. Чтобы выявлять и учитывать свойство, отражающее его понятие хотя бы должно для начала получить определение. Если некоторые свойства встречаются только вместе, их можно рассматривать как одно свойство. Возможные степени наличия свойства: - определённо отсутствует; - то ли есть, то ли отсутствует; - есть, но выражено слабо; - выражено средне; - выражено сильно; - выражено крайне сильно. Чтобы учитывать степени наличия свойства, надо, чтобы либо имеласть возможность измерения свойства, либо для каждой степени наличия свойства были установлены её признаки. Если этого нет, то говорить о количестве свойства можно только приблизительно. Не всегда можно наблюдать свойства непосредственно. Признак -- проявление свойства. Связь между свойством и его прзнаком может быть сложной. Выделение типов бывает: - универсальное; - для решения некоторой задачи, к примеру, для профессиональ- ного отбора. Универсальное выделение типов основывается на том, что некото- рые сочетания совокупности свойств встречаются чаще других. Тип в отношении задачи выбора может быть: - неподходящий; - подходящий мало; - подходящий в основном; - подходящий вполне; - подходящий особенно хорошо. Существенен вопрос, к чему должен подходить оцениваемый экземп- ляр. К примеру, если делается профессиональный отбор, то надо учитывать, что в пределах одной профессии условия труда бывают очень разными, и люди, очень подходящие для некоторых условий, могут мало подходить для некоторых других условий. * * * Индивид более или менее значительно адаптируется к конкретным условиям своего существования. Эта адаптация несколько изменяет его психическую деятельность. К примеру, в среде, требующей аг- рессивности, он будет более агрессивным, чем в среде, располагаю- щей к мирному поведению. Таким образом у индивида должны в прин- ципе выделяться: - инвариантное ядро психических качеств; - адаптационные изменения; - способности к психической адаптации. * * * Оцениваемые компоненты психики индивида: - инстинкты; - представления: - воля; - мышление; - привычки. Воля -- это то, посредством чего разум берёт на себя управле- ние: подавляет эмоции, заставляет пренебрегать ощущениями. В представлениях индивида выделяются: - личный опыт; - заимствованные представления; - результаты обработки личного опыта и заимствованных представлений: мировоззрение, в частности мораль. Мотиваторы поведения: - ощущаемые первичные потребности; - инстинкты, проявляющиеся через эмоции. Первичные импульсы, исходящие от мотиваторов, не всегда опре- деляют поведение непосредственно. Чаще они проходят обработку в мыслительноволевом комплексе, использующем представления и при- вычки. Более мли менее значительная часть поведения определяется инстинктом подражания, то есть, почти без фильтрации первичных импульсов интеллектом. * * * Все волевые люди с развитым универсальным мышлением рассуждают и ведут себя очень похоже. Это особый тип личности. Если имеется отклонение от типичного, значит, слабовата воля и/или не универ- сально мышление. Типы личности: 1. По степени здоровья психики: - психически нормальные; - с лёгкими дефектами; - со значительными дефектами. 2. По состоянию мыслительно-волевого комплекса: - индивиды с развитым мыслительно-волевым комплексом: - слабовольные умники; - волевые дураки; - слабовольные дураки. 3. По качеству мышления: - рационалисты; - приабсурженные; - абсурдисты; - тяжёлые абсурдисты. 4. По направленности полового влечения: - никакие; - нормалы; - извращенцы; - помеси в разных соотношениях. Нормалы и извращенцы могут быть... - вялые; - со средней силой влечения; - гиперактивные. Под извращенцами здесь понимаются гомосексуалисты и лесбиянки, скотоложцы, некрофилы, эксгибиционисты и т. п. Индивид может иметь развитый интеллект, но слабую волю. В этом случае у него эмоции будут доминировать над разумом. Индивид может иметь слабый интеллект, но силную волю. В этом случае у него разум будет доминировать над эмоциями, и это может быть плохо, потому что в подсказки эмоций его случае могут быть правильнее подсказок ума. * * * Выделяются следующие группы качеств индивида, существенно влияющие на его поведение и на отношение к этому индивиду: - политические качества; - моральные качества; - профессиональные качества; - бытовые качества (насколько индивид опрятен, храпит ли во сне, какими вредными привычками способен беспокоить и т. д.); - общепсихические качества (свойства памяти, скорость сообра- жения и т. п.); - физические качества. О влиянии физических качеств на поведение. К примеру, негр в обществе белых людей, возможно, ведёт себя немного не так, как в обществе негров (но, может быть, так, как в обществе негров ведёт себя белый). Рослый человек ведёт себя немного не так, как чело- век-коротышка. Безногий человек -- немного не так, как человек с ногами. Красавец -- немного не так, как урод. И т. д. Та или иная группа качеств оказывается важной или не важной в зависимости от того, в какой роли индивид выступает. Если с ним вместе приходится работать, то наиболее существенны его професси- ональные качества, а если жить под одной крышей, то -- бытовые. Моральные качества значимы, если доводится что-то делить: блага, тяготы, риск, вину. * * * Всякий толковый индивид, не замороченый плохими психологически- ми теориями, выстраивает собственную типизацию личностей (более или менее сложную, более или менее определённую) -- в зависимости от ситуации, в которой находится. В общем случае могут выделяться люди... - к которым надо держаться поближе; - от которых надо держаться подальше, потому что они создают проблемы или опасны; - с которых надо брать пример; - за которые надо следовать как за лидерами; - которые являются сильными конкурентами; - которые являются врагами общества; - которых можно приносить в жертву, потому что на большее они не годятся; - которые не интересны, не нужны, не мешают.

4. Функционирование психики.

Поведение -- последовательность действий. Можно говорить о внешнем поведении (воздействии организма на среду вне его, перемещении его в этой среде) и о внутреннем пове- дении (потоке психических процессов в сознании). В своём поведении индивид... - реагирует текущие на внешние и внутренние раздражители; - реагирует текущие на внешние и внутренние ситуации; - действует на опережение (сообразно своим представлениям о возможных будущих ситуациях); - отдыхает. Рефлекс -- реакция на раздражитель. Рефлексы бывает безусловные и условные. Безусловные рефлексы -- врождённые, эволюционно выра- ботанные, устойчивые. Условные рефлексы -- приобретённые, неус- тойчивые: они сохраняются, пока являются эффективными. Внешний раздражитель -- это приятное или неприятное ощущение (тепла, холода, света, запаха и т. п.). Внутренний раздражитель -- это приятное или неприятное ощущение в собственном теле (боль, голод, сытость и т. п.) или эмоция (проявление инстинкта). Ситуация -- это совокупность объектов и процессов, от которых индивид существенно зависим в текущий момент и в ближайшем буду- щем. Индивид имеет ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о ситуации. Оно может быть более или менее адекватным ситуации. Реакция на ситуацию формируется через значительное опосредство мышления. Низшие существа (одноклеточные и т. п.) реагируют только на раздражители. Высшие существа (млекопитающие и т. п.) реагируют на раздражители и на ситуации. Инстинкт включается как реакция на раздражитель, на текущую ситуацию, на представление о возможной будущей ситуации. Чтобы организм существовал, он должен... - находиться в среде, имеющей некоторые физические и химичес- кие свойства; - получать из среды некоторые вещества и энергии; - выделять в среду некоторые вещества и энергии; - не попадать под разрушительные воздействия. Первые три из этих условий сохранения организма, называются его первичными потребностями. Вторичные потребности организма -- это условия, требуемые для того, чтобы удовлетворялись его первичные потребности. Примеры вторичных потребностей человека: потребность... - в общении; - в вышесреднем социальном статусе; - в дружбе; - в имуществе; - и т. п. Вторичные потребности вторичны не по очерёдности удовлетворения и не по значимости для выживания, а по степени близости к физико- химическим процессам в живых клетках. Удовлетворение вторичных потребностей -- это, как правило, условие для удовлетворения первичных потребностей. Здесь уточне- ние "как правило" добавлено потому, что некоторые первичные по- требности обеспечиваются свойствами нормальной среды обитания и не предполагают каких-то действий организма -- как правило. К примеру, потребность в определённом давлении воздуха, в опреде- лённом химическом составе воздуха. Скажем потребность в дружбе -- отнюдь не такая же слабость (или болезнь), как потребность в алкоголе или никотине: друзья нужны, чтобы успешнее защищаться, добывать еду и т. п. Психически нор- мальный индивид, даже голодая, поделится едой с другом, потому что это -- условие выживания в дальнейшем. Даже если дело дойдёт до каннибализма, то друга лучше не трогать (а оставлять напосле- док): на пару с другом легче, чем в одиночку, одолевать кого-то постороннего. Бережное отношение психически нормального индивида к своему другу -- не результат расчёта или болезненного заскока, а проявление инстинкта, отшлифованного в тысячах поколений. (См. ещё раздел "Мораль и инстинкты" в статье "О морали. На- броски к пониманию феномена" и классификацию потребностей в ста- тье "Против так называемого прогресса".) Можно также выделять третичные потребности. Если вторичные по- требности поддерживаются "профильными" инстинктами (и соответст- венно удовлетворение этих потребностей есть приятное ублажение таких специализированных инстинктов), то третичные поддерживаются рациональными соображениями, привязывающими их к хоть каким-ни- будь инстинктам (действовать, совсем не имея стимулов, индивид не в состоянии), в частности, к таким инстинктам широкого действия, как... - стремление к безопасности; - стремление хорошо выглядеть в глазах других. Вторичные потребности могут удовлетворяться нормальным или из- вращённым способом. Извращённый способ даёт ощущение удовлетво- рённости, но в конечном счёте оказывается во вред. Третичные потребности зачастую оказываются псевдопотребностями -- из-за отсутствия рациональной связи между ними и первичными потребностями. У многих людей развиваются первичные псевдопотребности, появляю- щиеся из-за наличия нефункциональных связей в организме: - потребность в наркотическом воздействии; - потребность в химических средствах повышения тонуса; - потребность в визуальном красивом; - потребность в музыке, в охмуряющем шумовом воздействии; - потребность в охмуряюшем псевдоинформационном воздействии. Возможно, последние три псевдопотребности объяснимы выработкой в организме -- в качестве реакции на воздействия -- некоторых ве- ществ, формирующих ощущение удовольствия. Нефункциональные связи в организме могут применяться для управ- ления тонусом и повышения уровня удовлетворённости.

5. Заскоки.

Заскок -- психическая зависимость индивида от некоторого его действия или от некоторого состояния окружающих вещей, восприни- маемого как очень правильное. Если индивиду не удаётся совершить заскочное действие или обеспечить заскочное состояние вещей, ин- дивид испытывает беспокойство: переживает чувство незащищённости или причинение вреда своему организму либо тем людям, которых этот индивид любит. Различаются... - индивидуальные заскоки: пострадавший -- один на один со своей проблемой; правда, он имеет возможность что-то читать о ней и обращаться за помьщью к психиатрам; - групповой заскок: при нём подключается инстинкт подражания; - заскочный комплекс; складывается на основе группового за- скока; в этом комплексе могут задействоваться люди, сами заскоком не страдающие, но использующие его наличие у других. Картина человеческого общества в значительной степени опреде- ляется заскоками. Кто научится эфффективно работать с заскоками, тот получит шанс стать "властелином мира". Правда, стремление стать "властелином мира" -- это, как правило, тоже заскок. В каждом заскоке есть "рациональное зерно": защитное, гигиени- ческое или эстетическое. Поэтому правильнее не бороться с заско- ками и не тревожиться по поводу их наличия, а всего лишь модифи- цировать их, чтобы они шли на пользу, а не во вред. Заскоки долж- ны превращаться из обузы в лучших друзей. Любой заскок возникает на основе инстинкта. Но любой инстинкт работает в среднем на выживание индивида (во всяком случае, рабо- тал в древние времена), поэтому и заскок должен работать на выжи- вание. Ненормальность заскока может состоять в том, что он... - требует слишком частого, слишком затяжного или ненужно многократного действия; - связан с чем-то незначительным, не требующим такого боль- шого внимания. Заскок -- это извращение здоровой защитной реакции. Вроде ал- лергии на психическом уровне. Следование заскоку успокаивает. Но если индивид осознал заскочность своего заскока, то тревожится по его поводу, а такое отношение к заскоку только усиливает его. К заскоку следует относиться как к своему "золотому фонду", кото- рый надо бы немного оптимизировать: поменять точку приложения, форму и длительность удовлетворения, условия включения и т. п. Подсунуть своему заскоку полезные "заменители". Заскок таким образом переформатируется в крепкую хорошую привычку и начинает обеспечивать всяческие успехи. Заскок -- признак отсутствия беспечности: индивид бдит, индивид настроен заботиться о своём здоровье, своей безопасности, своей эффективности, своём "моральном облике". То есть наличию заскока надо скорее радоваться, чем огорчаться. Заскочник -- индивид с задатками сверхчеловека, взявший не вполне удачный старт и нужда- ющийся в методической помощи. Действие, требуемое обсессивно-компульсивным заскоком, -- как бы ритуальное. У застарелого обсессивно-компульсивного заскочника всегда мно- жество ритуалов, а не какой-то один. Но нет чёткой границы между ритуалами и нормальными действиями. Набор ритуалов у индивида со временем изменяется, причём не только в сторону расширения: ка- кие-то старые ритуалы могут со временем "надоедать", уходить. Ритуалы бывают видимые для посторонних и невидимые для посторо- нних. Развитие видимых ритуалов сдерживается нежеланием раскры- вать перед посторонними свои слабости. Правильные ритуалы не воспринимаются в качестве заскоков, а фигурируют как крепкие хорошие привычки. Вредность заскоков состоит в том, что индивид ВЯЗНЕТ в своих ритуалах: на них тратятся его время, его внимание. В итоге не остаётся времени и внимания на другие, реально нужные дела, осла- бляется способность к работе, к поддержанию чистоты и порядка в жилище (если только набор заскоков -- не в области поддержания чистоты и порядка). Заскочность обретается до того, как у индивида развивается до- статочно мощный интеллект, способный противостоять заскокизации.

Литература:


Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / О человеческой психике