1. Введение.
2. Психические состояния.
3. Психические типы.
4. Функционирование психики.
5. Заскоки.
В части формирования поведения человек в своей психике как
минимум двухуровнев: у него есть более древний эмоциональный
уровень и более новый рациональный. На разных уровнях индивид
немного разный: на рациональном уровне он может тяготеть не к
тому, к чему тяготеет на уровне эмоциональном. Разные уровни
индивида могут конфликтовать между собой, и это нормально.
Интеллектуально развитый индивид не считает, что его рациональ-
ный уровень должен безусловно доминировать над эмоциональным: та-
кой индивид понимает, что за влечениями, имеющими место на эмоци-
ональном уровне, стоит не лишь бы что, а суровый естественный
отбор в тысячах поколений, поэтому к подсказкам эмоционального
уровня надо на рациональном уровне относиться очень серьёзно, а
не отбрасывать их единственно потому, что они -- от простеньких
инстинктов.
Интеллектуальный уровень психики более-менее обозрим для само-
го индивида.
* * *
На свойства психики определяюще влияют следующие факторы:
- наследственность;
- питание;
- воспитание;
- психические травмы;
- впечатления;
- физические и химические условия жизни;
- возрастные изменения организма, "предусмотренные природой".
Степень влияния тех или иных факторов (кроме наследственности)
зависит от их уровней и сочетаний, а также от того, в каком со-
стоянии уже находится психика, подвергающаяся их воздействию.
* * *
Зависимость психики от питания организма значительная и слож-
ная.
На психику влияют:
- количество пищи;
- режим питания;
- соотношение белков, жиров, углеводов;
- ситуация с витаминами, микроэлементами, аминокислотами,
солью.
От питания зависят:
- тонус;
- раздражительность;
- сила и направленность эмоций;
- быстрота нервных процессов;
- качество памяти;
- психическая выносливость;
- качество мышления;
- сила и устойчивость внимания;
- направленность внимания.
Надо различать текущее влияние и накопленное влияние.
Характер питания в раннем возрасте влияет на формирование скла-
да психики.
Некоторые детали зависимости психики от питания лежат на по-
верхности. К примеру, хорошо известно, что голодный человек дума-
ет в первую очередь о том, как бы поесть, и может быть готов за
еду подраться, а сытый -- о том, как бы со всеми помириться, при-
лечь и отдохнуть. Некоторые другие детали зависимости психики от
питания не исследованы или, может быть, скрываются от общества,
потому что используются для манипулирования им.
Особенности национального питания взаимосвязаны с национальным
менталитетом.
Через массовое питание можно в существенных пределах управлять
уровнем агрессивности, уровнем общественной активности и уровнем
креативности общества. Насколько это в реальности практикуется --
вопрос сложный.
* * *
У довольно многих индивидов с психическими отклонениями эти
отклонения не проявляются, если не случаются провоцирующие ситуа-
ции. Человек даже может не знать, что у него имеется отклонение.
И окружающие могут не замечать признаков отклонения. А если про-
воцирующие ситуации наступают часто, то отклонение может даже
усугубляться. Сказанное -- не тривиальность, а важное обстоятель-
ство, которое надо учитывать в отношениях с людьми, но которым
зачастую пренебрегают.
Различаются:
- обычное психическое состояние;
- текущее психическое состояние;
- вполне вероятные психические состояния (которых надо
опасаться или к которым надо стремиться);
- предположительные предельные психические состояния, которые,
индивид в состоянии выдержать без повреждения психики.
К характеристике обычного психического состояния индивида:
- каково обычное психическое состояние индивида;
- насколько легко индивид выходит из своего обычного
психического состояния;
- насколько далеко индивид отклоняется от своего обычного
психического состояния;
- насколько быстро индивид возвращается в своё обычное
психическое состояние после исчезновения отклоняющего
фактора.
Нормальное обычное состояние индивида -- это состояние
спокойного благодушия с лёгкой степенью удовлетворённости
ситуацией вокруг.
Возможные ненормальные обычные состояния индивида:
- лёгкая раздражённость;
- лёгкая степень страха;
- лёгкая воодушевлённость, приводящая к гиперактивности;
- вялость, лень, созерцательность.
Лёгкая степень проявления любых эмоций, могущих проявиться и
сильнее, относится к норме.
Факторы, влияющие на психическое состояние индивида:
- наследственность;
- уровень общего здоровья;
- характер питания;
- психическая нагрузка: интеллектуальная, эмоциональная,
реакционная;
- мировоззрение;
- уровень психологических и психиатрических представлений;
- опыт;
- ситуация: в личной жизни, в семье, на работе, в стране, в
мире.
Самоконтроль -- текущее доминирование интеллектуального над
эмоциональным. Рационализм -- устойчивое доминирование интеллек-
туального над эмоциональным в психическом складе личности.
Надо различать состояние психического здоровья и ПРОЧНОСТЬ пси-
хического здоровья: можно пребывать в состоянии психической нор-
мы, но иметь небольшой запас прочности этой нормы: терять само-
контроль даже при небольших отклоняющих воздействиях и рисковать
приобрести психическую болезнь при чуть более сильных.
Отнесение экземпляра к некоторому к типу -- это краткий способ
подробного описания экземпляра. Подробное описание есть у типа,
и оно распространяется на отнесённый к нему экземпляр. Чтобы
отнести экземпляр к определённому типу, надо выявить те свойства
экземпляра, которые достаточны для отнесения к его к этому типу.
Это могут быть не все признаки типа.
Свойства типа бывают:
- обязательные для этого типа и присущие только ему;
- обязательные для этого типа, но присущие не только ему;
- обязательные для этого типа, присущие не только ему, но
ему преимущественно;
- не обязательные для этого типа, но присущие только ему.
- не обязательные для этого типа, но присущие преимущественно
ему.
Чтобы выявлять и учитывать свойство, отражающее его понятие
хотя бы должно для начала получить определение.
Если некоторые свойства встречаются только вместе, их можно
рассматривать как одно свойство.
Возможные степени наличия свойства:
- определённо отсутствует;
- то ли есть, то ли отсутствует;
- есть, но выражено слабо;
- выражено средне;
- выражено сильно;
- выражено крайне сильно.
Чтобы учитывать степени наличия свойства, надо, чтобы либо
имеласть возможность измерения свойства, либо для каждой степени
наличия свойства были установлены её признаки. Если этого нет,
то говорить о количестве свойства можно только приблизительно.
Не всегда можно наблюдать свойства непосредственно. Признак --
проявление свойства. Связь между свойством и его прзнаком может
быть сложной.
Выделение типов бывает:
- универсальное;
- для решения некоторой задачи, к примеру, для профессиональ-
ного отбора.
Универсальное выделение типов основывается на том, что некото-
рые сочетания совокупности свойств встречаются чаще других.
Тип в отношении задачи выбора может быть:
- неподходящий;
- подходящий мало;
- подходящий в основном;
- подходящий вполне;
- подходящий особенно хорошо.
Существенен вопрос, к чему должен подходить оцениваемый экземп-
ляр. К примеру, если делается профессиональный отбор, то надо
учитывать, что в пределах одной профессии условия труда бывают
очень разными, и люди, очень подходящие для некоторых условий,
могут мало подходить для некоторых других условий.
* * *
Индивид более или менее значительно адаптируется к конкретным
условиям своего существования. Эта адаптация несколько изменяет
его психическую деятельность. К примеру, в среде, требующей аг-
рессивности, он будет более агрессивным, чем в среде, располагаю-
щей к мирному поведению. Таким образом у индивида должны в прин-
ципе выделяться:
- инвариантное ядро психических качеств;
- адаптационные изменения;
- способности к психической адаптации.
* * *
Оцениваемые компоненты психики индивида:
- инстинкты;
- представления:
- воля;
- мышление;
- привычки.
Воля -- это то, посредством чего разум берёт на себя управле-
ние: подавляет эмоции, заставляет пренебрегать ощущениями.
В представлениях индивида выделяются:
- личный опыт;
- заимствованные представления;
- результаты обработки личного опыта и заимствованных
представлений: мировоззрение, в частности мораль.
Мотиваторы поведения:
- ощущаемые первичные потребности;
- инстинкты, проявляющиеся через эмоции.
Первичные импульсы, исходящие от мотиваторов, не всегда опре-
деляют поведение непосредственно. Чаще они проходят обработку в
мыслительноволевом комплексе, использующем представления и при-
вычки. Более мли менее значительная часть поведения определяется
инстинктом подражания, то есть, почти без фильтрации первичных
импульсов интеллектом.
* * *
Все волевые люди с развитым универсальным мышлением рассуждают
и ведут себя очень похоже. Это особый тип личности. Если имеется
отклонение от типичного, значит, слабовата воля и/или не универ-
сально мышление.
Типы личности:
1. По степени здоровья психики:
- психически нормальные;
- с лёгкими дефектами;
- со значительными дефектами.
2. По состоянию мыслительно-волевого комплекса:
- индивиды с развитым мыслительно-волевым комплексом:
- слабовольные умники;
- волевые дураки;
- слабовольные дураки.
3. По качеству мышления:
- рационалисты;
- приабсурженные;
- абсурдисты;
- тяжёлые абсурдисты.
4. По направленности полового влечения:
- никакие;
- нормалы;
- извращенцы;
- помеси в разных соотношениях.
Нормалы и извращенцы могут быть...
- вялые;
- со средней силой влечения;
- гиперактивные.
Под извращенцами здесь понимаются гомосексуалисты и лесбиянки,
скотоложцы, некрофилы, эксгибиционисты и т. п.
Индивид может иметь развитый интеллект, но слабую волю. В этом
случае у него эмоции будут доминировать над разумом.
Индивид может иметь слабый интеллект, но силную волю. В этом
случае у него разум будет доминировать над эмоциями, и это может
быть плохо, потому что в подсказки эмоций его случае могут быть
правильнее подсказок ума.
* * *
Выделяются следующие группы качеств индивида, существенно
влияющие на его поведение и на отношение к этому индивиду:
- политические качества;
- моральные качества;
- профессиональные качества;
- бытовые качества (насколько индивид опрятен, храпит ли во
сне, какими вредными привычками способен беспокоить и т.
д.);
- общепсихические качества (свойства памяти, скорость сообра-
жения и т. п.);
- физические качества.
О влиянии физических качеств на поведение. К примеру, негр в
обществе белых людей, возможно, ведёт себя немного не так, как в
обществе негров (но, может быть, так, как в обществе негров ведёт
себя белый). Рослый человек ведёт себя немного не так, как чело-
век-коротышка. Безногий человек -- немного не так, как человек с
ногами. Красавец -- немного не так, как урод. И т. д.
Та или иная группа качеств оказывается важной или не важной в
зависимости от того, в какой роли индивид выступает. Если с ним
вместе приходится работать, то наиболее существенны его професси-
ональные качества, а если жить под одной крышей, то -- бытовые.
Моральные качества значимы, если доводится что-то делить: блага,
тяготы, риск, вину.
* * *
Всякий толковый индивид, не замороченый плохими психологически-
ми теориями, выстраивает собственную типизацию личностей (более
или менее сложную, более или менее определённую) -- в зависимости
от ситуации, в которой находится.
В общем случае могут выделяться люди...
- к которым надо держаться поближе;
- от которых надо держаться подальше, потому что они создают
проблемы или опасны;
- с которых надо брать пример;
- за которые надо следовать как за лидерами;
- которые являются сильными конкурентами;
- которые являются врагами общества;
- которых можно приносить в жертву, потому что на большее они
не годятся;
- которые не интересны, не нужны, не мешают.
Поведение -- последовательность действий.
Можно говорить о внешнем поведении (воздействии организма на
среду вне его, перемещении его в этой среде) и о внутреннем пове-
дении (потоке психических процессов в сознании).
В своём поведении индивид...
- реагирует текущие на внешние и внутренние раздражители;
- реагирует текущие на внешние и внутренние ситуации;
- действует на опережение (сообразно своим представлениям о
возможных будущих ситуациях);
- отдыхает.
Рефлекс -- реакция на раздражитель. Рефлексы бывает безусловные
и условные. Безусловные рефлексы -- врождённые, эволюционно выра-
ботанные, устойчивые. Условные рефлексы -- приобретённые, неус-
тойчивые: они сохраняются, пока являются эффективными.
Внешний раздражитель -- это приятное или неприятное ощущение
(тепла, холода, света, запаха и т. п.). Внутренний раздражитель
-- это приятное или неприятное ощущение в собственном теле (боль,
голод, сытость и т. п.) или эмоция (проявление инстинкта).
Ситуация -- это совокупность объектов и процессов, от которых
индивид существенно зависим в текущий момент и в ближайшем буду-
щем. Индивид имеет ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о ситуации. Оно может быть более
или менее адекватным ситуации.
Реакция на ситуацию формируется через значительное опосредство
мышления.
Низшие существа (одноклеточные и т. п.) реагируют только на
раздражители. Высшие существа (млекопитающие и т. п.) реагируют
на раздражители и на ситуации.
Инстинкт включается как реакция на раздражитель, на текущую
ситуацию, на представление о возможной будущей ситуации.
Чтобы организм существовал, он должен...
- находиться в среде, имеющей некоторые физические и химичес-
кие свойства;
- получать из среды некоторые вещества и энергии;
- выделять в среду некоторые вещества и энергии;
- не попадать под разрушительные воздействия.
Первые три из этих условий сохранения организма, называются его
первичными потребностями.
Вторичные потребности организма -- это условия, требуемые для
того, чтобы удовлетворялись его первичные потребности.
Примеры вторичных потребностей человека: потребность...
- в общении;
- в вышесреднем социальном статусе;
- в дружбе;
- в имуществе;
- и т. п.
Вторичные потребности вторичны не по очерёдности удовлетворения
и не по значимости для выживания, а по степени близости к физико-
химическим процессам в живых клетках.
Удовлетворение вторичных потребностей -- это, как правило,
условие для удовлетворения первичных потребностей. Здесь уточне-
ние "как правило" добавлено потому, что некоторые первичные по-
требности обеспечиваются свойствами нормальной среды обитания и
не предполагают каких-то действий организма -- как правило. К
примеру, потребность в определённом давлении воздуха, в опреде-
лённом химическом составе воздуха.
Скажем потребность в дружбе -- отнюдь не такая же слабость (или
болезнь), как потребность в алкоголе или никотине: друзья нужны,
чтобы успешнее защищаться, добывать еду и т. п. Психически нор-
мальный индивид, даже голодая, поделится едой с другом, потому
что это -- условие выживания в дальнейшем. Даже если дело дойдёт
до каннибализма, то друга лучше не трогать (а оставлять напосле-
док): на пару с другом легче, чем в одиночку, одолевать кого-то
постороннего. Бережное отношение психически нормального индивида
к своему другу -- не результат расчёта или болезненного заскока,
а проявление инстинкта, отшлифованного в тысячах поколений.
(См. ещё раздел "Мораль и инстинкты" в статье "О морали. На-
броски к пониманию феномена" и классификацию потребностей в ста-
тье "Против так называемого прогресса".)
Можно также выделять третичные потребности. Если вторичные по-
требности поддерживаются "профильными" инстинктами (и соответст-
венно удовлетворение этих потребностей есть приятное ублажение
таких специализированных инстинктов), то третичные поддерживаются
рациональными соображениями, привязывающими их к хоть каким-ни-
будь инстинктам (действовать, совсем не имея стимулов, индивид не
в состоянии), в частности, к таким инстинктам широкого действия,
как...
- стремление к безопасности;
- стремление хорошо выглядеть в глазах других.
Вторичные потребности могут удовлетворяться нормальным или из-
вращённым способом. Извращённый способ даёт ощущение удовлетво-
рённости, но в конечном счёте оказывается во вред.
Третичные потребности зачастую оказываются псевдопотребностями
-- из-за отсутствия рациональной связи между ними и первичными
потребностями.
У многих людей развиваются первичные псевдопотребности, появляю-
щиеся из-за наличия нефункциональных связей в организме:
- потребность в наркотическом воздействии;
- потребность в химических средствах повышения тонуса;
- потребность в визуальном красивом;
- потребность в музыке, в охмуряющем шумовом воздействии;
- потребность в охмуряюшем псевдоинформационном воздействии.
Возможно, последние три псевдопотребности объяснимы выработкой
в организме -- в качестве реакции на воздействия -- некоторых ве-
ществ, формирующих ощущение удовольствия.
Нефункциональные связи в организме могут применяться для управ-
ления тонусом и повышения уровня удовлетворённости.
Заскок -- психическая зависимость индивида от некоторого его
действия или от некоторого состояния окружающих вещей, восприни-
маемого как очень правильное. Если индивиду не удаётся совершить
заскочное действие или обеспечить заскочное состояние вещей, ин-
дивид испытывает беспокойство: переживает чувство незащищённости
или причинение вреда своему организму либо тем людям, которых
этот индивид любит.
Различаются...
- индивидуальные заскоки: пострадавший -- один на один со
своей проблемой; правда, он имеет возможность что-то читать
о ней и обращаться за помьщью к психиатрам;
- групповой заскок: при нём подключается инстинкт подражания;
- заскочный комплекс; складывается на основе группового за-
скока; в этом комплексе могут задействоваться люди, сами
заскоком не страдающие, но использующие его наличие у
других.
Картина человеческого общества в значительной степени опреде-
ляется заскоками.
Кто научится эфффективно работать с заскоками, тот получит шанс
стать "властелином мира". Правда, стремление стать "властелином
мира" -- это, как правило, тоже заскок.
В каждом заскоке есть "рациональное зерно": защитное, гигиени-
ческое или эстетическое. Поэтому правильнее не бороться с заско-
ками и не тревожиться по поводу их наличия, а всего лишь модифи-
цировать их, чтобы они шли на пользу, а не во вред. Заскоки долж-
ны превращаться из обузы в лучших друзей.
Любой заскок возникает на основе инстинкта. Но любой инстинкт
работает в среднем на выживание индивида (во всяком случае, рабо-
тал в древние времена), поэтому и заскок должен работать на выжи-
вание.
Ненормальность заскока может состоять в том, что он...
- требует слишком частого, слишком затяжного или ненужно
многократного действия;
- связан с чем-то незначительным, не требующим такого боль-
шого внимания.
Заскок -- это извращение здоровой защитной реакции. Вроде ал-
лергии на психическом уровне. Следование заскоку успокаивает. Но
если индивид осознал заскочность своего заскока, то тревожится
по его поводу, а такое отношение к заскоку только усиливает его.
К заскоку следует относиться как к своему "золотому фонду", кото-
рый надо бы немного оптимизировать: поменять точку приложения,
форму и длительность удовлетворения, условия включения и т. п.
Подсунуть своему заскоку полезные "заменители". Заскок таким
образом переформатируется в крепкую хорошую привычку и начинает
обеспечивать всяческие успехи.
Заскок -- признак отсутствия беспечности: индивид бдит, индивид
настроен заботиться о своём здоровье, своей безопасности, своей
эффективности, своём "моральном облике". То есть наличию заскока
надо скорее радоваться, чем огорчаться. Заскочник -- индивид с
задатками сверхчеловека, взявший не вполне удачный старт и нужда-
ющийся в методической помощи.
Действие, требуемое обсессивно-компульсивным заскоком, -- как
бы ритуальное.
У застарелого обсессивно-компульсивного заскочника всегда мно-
жество ритуалов, а не какой-то один. Но нет чёткой границы между
ритуалами и нормальными действиями. Набор ритуалов у индивида со
временем изменяется, причём не только в сторону расширения: ка-
кие-то старые ритуалы могут со временем "надоедать", уходить.
Ритуалы бывают видимые для посторонних и невидимые для посторо-
нних. Развитие видимых ритуалов сдерживается нежеланием раскры-
вать перед посторонними свои слабости.
Правильные ритуалы не воспринимаются в качестве заскоков, а
фигурируют как крепкие хорошие привычки.
Вредность заскоков состоит в том, что индивид ВЯЗНЕТ в своих
ритуалах: на них тратятся его время, его внимание. В итоге не
остаётся времени и внимания на другие, реально нужные дела, осла-
бляется способность к работе, к поддержанию чистоты и порядка в
жилище (если только набор заскоков -- не в области поддержания
чистоты и порядка).
Заскочность обретается до того, как у индивида развивается до-
статочно мощный интеллект, способный противостоять заскокизации.
Литература:
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / О человеческой психике