Александр Бурьяк

О человеческой психике

bouriac@yahoo.com На главную страницу
1. Введение. 2. Психические состояния. 3. Психические типы. 4. Функционирование психики.

1. Введение.

В части формирования поведения человек в своей психике как минимум двухуровнев: у него есть более древний эмоциональный уровень и более новый рациональный. На разных уровнях индивид немного разный: на рациональном уровне он может тяготеть не к тому, к чему тяготеет на уровне эмоциональном. Разные уровни индивида могут конфликтовать между собой, и это номально. Интел- лектуально развитый индивид не считает, что его рациональный уровень должен безусловно доминировать над эмоциональным: такой индивид понимает, что за влечениями, имеющими место на эмоцио- нальном уровне, стоит не лишь бы что, а суровый естественный отбор в тысячах поколений, поэтому к подсказкам эмоционального уровня надо на рациональном уровне относиться очень серьёзно, а не отбрасывать их единственно потому, что они -- от простеньких инстинктов. * * * На свойства психики определяюще влияют следующие факторы: - наследственность; - питание; - воспитание; - психические травмы; - впечатления; - физические и химические условия жизни; - возрастные изменения организма, "предусмотренные природой". Степень влияния тех или иных факторов (кроме наследственности) зависит от их уровней и сочетаний, а также от того, в каком со- стоянии уже находится психика, подвергающаяся их воздействию. * * * Зависимость психики от питания организма значительная и слож- ная. На психику влияют: - количество пищи; - режим питания; - соотношение белков, жиров, углеводов; - ситуация с витаминами, микроэлементами, аминокислотами, солью. От питания зависят: - тонус; - раздражительность; - сила и направленность эмоций; - быстрота нервных процессов; - качество памяти; - психическая выносливость; - качество мышления; - сила и устойчивость внимания; - направленность внимания. Надо различать текущее влияние и накопленное влияние. Характер питания в раннем возрасте влияет на формирование скла- да психики. Некоторые детали зависимости психики от питания лежат на по- верхности. К примеру, хорошо известно, что голодный человек дума- ет в первую очередь о том, как бы поесть, и может быть готов за еду подраться, а сытый -- о том, как бы со всеми помириться, при- лечь и отдохнуть. Некоторые другие детали зависимости психики от питания не исследованы или, может быть, скрываются от общества, потому что используются для манипулирования им. Особенности национального питания взаимосвязаны с национальным менталитетом. Через массовое питание можно в существенных пределах управлять уровнем агрессивности, уровнем общественной активности и уровнем креативности общества. Насколько это в реальности практикуется -- вопрос сложный.

2. Психические состояния.

Различаются: - обычное психическое состояние; - текущее психическое состояние; - вполне вероятные психические состояния (которых надо опасаться или к которым надо стремиться); - предположительные предельные психические состояния, которые, индивид в состоянии выдержать без повреждения психики. К характеристике обычного психического состояния индивида: - каково обычное психическое состояние индивида; - насколько легко индивид выходит из своего обычного психического состояния; - насколько далеко индивид отклоняется от своего обычного психического состояния; - насколько быстро индивид возвращается в своё обычное психическое состояние после исчезновения отклоняющего фактора. Нормальное обычное состояние индивида -- это состояние спокойного благодушия с лёгкой степенью удовлетворённости ситуацией вокруг. Возможные ненормальные обычные состояния индивида: - лёгкая раздражённость; - лёгкая степень страха; - лёгкая воодушевлённость, приводящая к гиперактивности; - вялость, лень, созерцательность. Лёгкая степень проявления любых эмоций, могущих проявиться и сильнее, относится к норме. Факторы, влияющие на психическое состояние индивида: - наследственность; - уровень общего здоровья; - характер питания; - психическая нагрузка: интеллектуальная, эмоциональная, реакционная; - мировоззрение; - уровень психологических и психиатрических представлений; - опыт; - ситуация: в личной жизни, в семье, на работе, в стране, в мире. Самоконтроль -- текущее доминирование интеллектуального над эмоциональным. Рационализм -- устойчивое доминирование интеллек- туального над эмоциональным в психическом складе личности. Надо различать состояние психического здоровья и ПРОЧНОСТЬ пси- хического здоровья: можно пребывать в состоянии психической нор- мы, но иметь небольшой запас прочности этой нормы: терять само- контроль даже при небольших отклоняющих воздействиях и рисковать приобрести психическую болезнь при чуть более сильных.

3. Психические типы.

Отнесение экземпляра к некоторому к типу -- это краткий способ подробного описания экземпляра. Подробное описание есть у типа, и оно распространяется на отнесённый к нему экземпляр. Чтобы отнести экземпляр к определённому типу, надо выявить те свойства экземпляра, которые достаточны для отнесения к его к этому типу. Это могут быть не все признаки типа. Свойства типа бывают: - обязательные для этого типа и свойственные только ему; - обязательные для этого типа, но свойственные не только ему; - обязательные для этого типа, свойственные не только ему, но ему преимущественно; - не обязательные для этого типа, но свойственные только ему. - не обязательные для этого типа, но свойственные преимущест- венно ему. Если некоторые свойства встречаются только вместе, их можно рассматривать как одно свойство. Возможные степени наличия свойства: - определённо отсутствует; - то ли есть, то ли отсутствует; - есть, но выражен слабо; - выражено средне; - выражено сильно; - выражено крайне сильно. Не всегда можно наблюдать свойства непосредственно. Признак -- проявление свойства. Связь между свойством и его прзнаком может быть сложной. Выделение типов бывает: - универсальное; - для решения некоторой задачи, к примеру, для профессиональ- ного отбора. Универсальное выделение типов основывается на том, что некото- рые сочетания совокупности свойств встречаются чаще других. Типы для решения задачи выбора: - неподходящий; - подходящий мало; - подходящий в основном; - подходящий вполне; - подходящий особенно хорошо. Существенен вопрос, к чему должен подходить оцениваемый экземп- ляр. К примеру, если делается профессиональный отбор, то надо учитывать, что в пределах одной профессии условия труда бывают очень разными, и люди, очень подходящие для некоторых условий, могут мало подходить для некоторых других условий. * * * Индивид более или менее значительно адаптируется к конкретным условиям своего существования. Эта адаптация несколько изменяет его психическую деятельность. К примеру, в среде, требующей аг- рессивности, он будет более агрессивным, чем в среде, располагаю- щей к мирному поведению. Таким образом у индивида должны в прин- ципе выделяться: - инвариантное ядро психических качеств; - адаптационные изменения; - способности к психической адаптации. * * * Оцениваемые компоненты психики индивида: - инстинкты; - представления: - воля; - мышление; - привычки. Воля -- это то, посредством чего разум берёт на себя управле- ние: подавляет эмоции, заставляет пренебрегать ощущениями. В представлениях индивида выделяются: -- личный опыт; -- заимствованные представления; -- результаты обработки личного опыта и заимствованных представлений: мировоззрение, в частности мораль. Мотиваторы поведения: - ощущаемые первичные потребности; - инстинкты, проявляющиеся через эмоции. Первичные импульсы от мотиваторов не всегда определяют поведе- ние непосредственно. Чаще они проходят обработку в мыслительно- волевом комплексе, использующем представления и привычки. Более мли менее значительная часть поведения определяется инстинктом подражания, то есть, почти без фильтрации первичных импульсов интеллектом. * * * Все волевые люди с развитым универсальным мышлением рассуждают и ведут себя очень похоже. Это особый тип личности. Если имеется отклонение от типичного, значит, слабовата воля и/или не универ- сально мышление. Типы личности: 1. По степени здоровья психики: - психически нормальные; - с лёгкими дефектами; - со значительными дефектами. 2. По состоянию мыслительно-волевого комплекса: - индивиды с развитым мыслительно-волевым комплексом: - слабовольные умники; - волевые дураки; - слабовольные дураки. 3. По качеству мышления: - рационалисты; - приабсурженные; - абсурдисты; - тяжёлые абсурдисты. 4. По направленности полового влечения: - никакие; - нормалы; - извращенцы; - помеси в разных соотношениях. Нормалы и извращенцы могут быть... - вялые; - со средней силой влечения; - гиперактивные. Под извращенцами здесь понимаются гомосексуалисты и лесбиянки, скотоложцы, некрофилы, эксгибиционисты и т. п. Индивид может иметь развитый интеллект, но слабую волю. В этом случае у него эмоции будут доминировать над разумом. Индивид может иметь слабый интеллект, но силную волю. В этом случае у него разум будет доминировать над эмоциями, и это может быть плохо, потому что в подсказки эмоций его случае могут быть правильнее подсказок ума. * * * Выделяются следующие группы качеств индивида, существенно влияющие на его поведение и на отношение к этому индивиду: - политические качества; - моральные качества; - профессиональные качества; - бытовые качества (насколько индивид опрятен, храпит ли во сне, какими вредными привычками способен беспокоить и т. д.); - общепсихические качества (свойства памяти, скорость сообра- жения и т. п.); - физические качества. О влиянии физических качеств на поведение. К примеру, негр в обществе белых людей, возможно, ведёт себя немного не так, как в обществе негров (но, может быть, так, как в обществе негров ведёт себя белый). Рослый человек ведёт себя немного не так, как чело- век-коротышка. Безногий человек -- немного не так, как человек с ногами. Красавец -- немного не так, как урод. И т. д. Та или иная группа качеств оказывается важной или не важной в зависимости от того, в какой роли индивид выступает. Если с ним вместе приходится работать, то наиболее существенны его профес- сиональные качества, а если жить под одной крышей, то -- бытовые. Моральные качества значимы, если доводится что-то делить: блага, тяготы, риск, вину. * * * Всякий толковый индивид, не замороченый плохими психологически- ми теориями, выстраивает собственную типизацию личностей (более или менее сложную, более или менее определённую) -- в зависимости от ситуации, в которой находится. В общем случае могут выделяться люди... - к которым надо держаться поближе; - от которых надо держаться подальше; - с которых надо брать пример; - за которые надо следовать как за лидерами; - которые являются сильными конкурентами; - которых можно приносить в жертву, потому что на большее они не годятся; - которые не интересны, не нужны, не мешают.

4. Функционирование психики.

Литература:


Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / О человеческой психике