Александр Бурьяк

Грустная история РНЕ, или
Как гитлеристы спасали Россию

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Александр Баркашов
Основатель РНЕ Александр Баркашов в свои лучшие годы. В нём определённо было что-то, покорявшее сердца.
"Русское национальное единство" (РНЕ) -- националистическое военизированное движение, возникшее в 1990 г. и в рудиментарном виде существующее до сих пор (2013). Оно копировало кое-что у Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP) и её штурмовых отрядов (SA), но между гитлеровцами и РНЕ есть и значи- тельные различия. Известный писатель-бузутёр Эдуард Лимонов, тем не менее, в своей книге "Анатомия героя" назвал РНЕ-шников гитле- ристами. С точки зрения РНЕ, Адольф Гитлер занимал в основном верную позицию во внутриполитических и экономических вопросах, но довольно ошибочно определял цели внешней политики. Веской причиной обращения русских людей в 1990-х годах к гитле- ризму было стремление противоречить и злить. Это был вызов и КПСС-ной "номенклатуре", и либеральным "общечеловекам". Гитлеризм у русских -- эмоциональная реакция на лживость советского и западного. А ещё -- попытка прорыва к запретному знанию (или псевдознанию), к глубинной сути политических событий. А ещё -- проявление суицидальности и рискованная игра. В конце 1980-х -- начале 1990-х создавать политические органи- зации из энтузиастов было относительно легко: народ ещё не успел разочароваться в политике, активная молодёжь ещё не съезжала за границу, а верила в светлое будущее своей страны. Немецкий национал-социализм имел в СССР некоторое количество тайных поклонников ещё до начала разваливания коммунистической империи. Чуть-чуть виноваты в этом экранизированные "Семнадцать мгновений весны" Юлиана Семёнова. Явный гитлеризм у РНЕ обеспечивал этой организации лёгкость привлечения определённого контингента сторонников, но контингента немногочисленного и не сильно выделявшегося в лучшую сторону в интеллектуальном отношении. Гитлеристы в России были изначально обречены на маргинальность. Нацизм уже вполне убедительно показал свои недостатки в 1930-х -- 1940-х годах, но большинству людей учиться на истории, как известно, очень не свойственно. Основным стимулом вступления в РНЕ людей солидных, вышедших из вьюношеского опасного возраста, было острое неприятие существо- вавшего положения вещей и стремление размежеваться с теми, для кого это положение вещей было в радость. Если для давно взрослых человеков РНЕ было движением отчаявших- ся, созревших для крайностей, то для глупой молодёжи оно являло собой просто "крутую" компанию, позволявшую решать их мелкие про- блемы самоутверждения в среде сверстников. РНЕ давало своим чле- нам "чувство локтя", чувство защищённости, что в криминализиро- вавшейся стране значило немало. По-видимому, у руководителей РНЕ развилось представление, что совершенно чистыми руками ничего значительного в политике сделать не удастся. Как и NSDAP, движение РНЕ не имело встроенных меха- низмов защиты от морального разложения своих членов. При отборе в ряды организации отнюдь не стремились отсеять людей, подверженных распространённым слабостям: курильщиков, любителей алкоголя, сквернословов и т. п. Критерии отбора в РНЕ были нестрогими и в отношении этнической принадлежности. Эта нестрогость частично компенсировалась наличи- ем 3-х ступеней посвящения: "сторонники", "сподвижники", "сорат- ники". Обратим внимание, что все эти слова начинаются с буквы "С". Она -- особенная. В 1990-х аббревиатура "СС" притягивала многих потомков победителей Третьего Рейха. Появлялись даже организации с названиями "Славянские соколы", "Славянский собор" и др. В России в 1990-х честным энергичным людям с героическим скла- дом характера было попросту некуда податься, кроме как в РНЕ. Сегодня, впрочем, то же самое и даже хуже, потому что даже в РНЕ (в то, что от него осталось) подаваться стало совсем уж глупо. В РНЕ желание избежать ошибок немецких национал-социалистов всё-таки имело место: скажем, приветствием в РНЕ было восклицание "Слава России!", а не слава кому-то там. Избежав некоторых чужих ошибок, РНЕ-шники наделали собственных. Одна из них -- религиоз- ный уклон. Если NSDAP была организацией атеистической, то РНЕ -- довольно-таки православной, с православным тра-та-та в руководя- щих документах, хотя в церковь строем не ходили и крещение не было обязательным условием членства. Обращение РНЕ к замаскированной нацистской символике было не следствием нехватки воображения, и не вполне результатом стремле- ния злить, а своеобразным проявлением честности: хоть тресни, а свастика ("коловрат") -- это исконный славянский и арийский сим- вол, не без оснований ставший вдобавок символом национал-социа- лизма. Никакими заграницами и никакими богачами организация РНЕ не финансировалась и соответственно не направлялась. Она существова- ла в основном членскими взносами и действовала по собственному усмотрению. Из-за довольно отчётливого гитлеристского профиля РНЕ многие сочувствовавшие русскому делу и не чуждавшиеся силовых действий люди не могли себе позволить участие в этом движении. Год 1993-й был для РНЕ, наверное, пиковым в отношении внешних возможностей и репутации. 300 РНЕ-шников (по некоторым источникам, меньшее количество), пришедших с Баркашовым защищать здание Верховного Совета в октябре 1993 г., встали, как 300 спартанцев, в решающем месте битвы за Родину. Какова бы ни была подоплёка событий, это были люди, у которых слово не разошлось с делом, и которые не трусили смотреть в лицо смерти. Пока у движения был флёр новизны, была и неопределённость буду- щего, поэтому не являлось большим грехом существование каких-то надежд на то, что дело всё-таки пойдёт несмотря на гитлеристские элементы. Но после десяти лет возни на одном месте стало трудно не замечать, что с движением что-то совсем не так, как надо. Движение РНЕ не могло стать массовым В ПРИНЦИПЕ: между РНЕ и русским народом всегда стоял Третий рейх с его бессмысленными жестокостями и незавидным концом. Войну и всякие мелкие перегибы можно было простить, массовое истребление безоружных людей -- никогда. Если сегодняшний русский человек, активничающий в поли- тике, говорит, что является национал-социалистом, он автоматичес- ки попадает под подозрение в том, что недалёк умом, работает провокатором или страдает психическим нарушением. Движение РНЕ погубил его собственный гитлеризм. Начни они без гитлеровской атрибутики, возможно, XX век закончился бы сущест- венно иначе. Отсюда и возникает у людей подозрение, что гитлеризм пускал корни в среде русских националистов не без "помощи" со стороны. РНЕ -- неуклюжая героическая попытка спасения России. Попытка, из-за неуклюжести которой были потеряны и люди, и шансы. Конеч- но, национализм -- подход с не очень большими созидательными воз- можностями, но хотя бы прекратить разбазаривание российских ре- сурсов он бы смог. Можно видеть дело и так, что РНЕ сломалось из-за установки на массовость. Установка не оправдалась, и люди стали разочаровы- ваться. Если бы, убедившись в отсутствии массового спроса на рус- ский нацизм, плавно перешли бы к концепции малочисленной элитной организации, ждущей своего часа и озабоченной не в последнюю очередь, взаимопомощью и развитием своих членов, то могли бы сохранять хорошую форму очень долго. Один из пропагандистских фильмов РНЕ назывался "Мы здесь. Обратной дороги нет." Вступивший в РНЕ как бы жёг за собой мосты: порывал с привычной социальной средой и вливался в новую -- пред- почитающую чёрную униформу. В наполовину коммунистическом, напо- ловину либеральном российском обществе 1990-х быть открытым наци- онал-социалистом означало быть отверженным. Впрочем, большинство записывавшихся в РНЕ являлись "лишними людьми" так или иначе, а вступлением в организацию они лишь оформляли своё положение отторгнутых обществом. Благополучный, хорошо устроившийся человек вряд ли станет русским нацистом. Им станет скорее человек страда- ющий -- и считающий причиной своих страданий непорядок в делах Родины. РНЕ было продуктом вольницы конца 1980-х с их бурным самизда- том, энтузиазмом вместо расчёта, максимализмом, стремлением по- скорее что-нибудь сломать. История РНЕ показывает, что свойственный нацистам образ чувст- вования и действия имеет некоторую привлекательность даже в Рос- сии. Русский народ в массе, однако, не рванул в "нацики": хорошие вы ребята, говорил он РНЕ-шникам, но, может, попробовать как- нибудь без гитлеровского наследия? Соблазн стать под знамёна военизированной националистической организации был велик, но распевать РНЕ-шный гимн на мотив "Die Fahne hoch" (она же "Хорст Вессель") -- это для многих было слишком большим самоотрицанием. Но возможно, что не удалось бы заявить о себе настолько же громко, если бы создали военизированную организацию без нацистс- ких атрибутов: в отсутствие вызывающего стиля организация не имела бы привлекательности для тех, кто стремились именно бросать вызовы. Вдобавок отказ от копирования нацистов означал бы необходимость создания очень многого на пустом месте, а это потребовало бы непомерно больших творческих усилий. * * * Очевидную потребность русских людей в военизированной патриоти- ческой организации "верхушка" пробует удовлетворять через "каза- чество". "Казачество" -- это что-то вроде исторического клуба на подхвате у властей. Скорее придаток к государственному аппарату, чем общественное движение. Частью эскапизм, частью средство само- утверждения мелких личностей. Расплывчатая патриотическая фразео- логия используется как предлог для игры в казаков и увиливания некоторых от нормальной работы. "Казачеству" позволили расти только после того, как оно попало в верноподданническую колею: чем бы люди ни маялись, лишь бы не вынашивали оппозиционных замыслов. Баркашов не принял казачьей оболочки для военизированного об- щественного движения даже не потому, что над "казачьим" вариантом довлела бы казачья традиция, а потому что казачество было кастой -- и в качестве таковой воспринималось также в конце XX века: у кого в предках никакой казак не значился, тот в качестве казака "настоящими" казаками не воспринимался, даже если был сверхказа- ком в душе. * * * Основатель РНЕ, Александр Петрович Баркашов (род. в 1953 г.) худо-бедно организовал общественное движение, пусть и не очень оригинальное и не достигшее своих целей. Другие только болтали, а он действовал. С сайта www.anticompromat.org: "Родился 6 октября 1953 в Москве, русский. Паспортная фамилия - Баркашев (через 'е'), поскольку именно так он фигурировал в документах Центризбиркома в 1999 году (в списке блока 'Спас'), которые оформляются строго в соответствии с паспортом. Родители - Петр Кузьмич Баркашов - рабочий-электрослесарь и Лидия Петровна Баркашова, урожденная Фарафонова - медицинская сестра; в настоящее время пенсионеры, родом из села Сенницы Озерского района Московской области. Оттуда же родом и жена Баркашова, Валентина Петровна. Двоюродный дед Баркашова был инструктором ЦК КПСС в 40-е годы и, по словам самого Баркашова, оказал большое влияние на формирование его "антисионистских" взглядов. Окончил среднюю школу в 1971 году. Учился на "тройки" и из-за этого не вступил в комсомол. В 1971-72 работал электромонтером в Службе контактно-кабельной сети в Москве. В 1972-74 годах служил в Советской Армии в подразделении, кото- рое, как утверждает сам А.Баркашов, готовило "воинов-интернацио- налистов" для Ближнего Востока. В армии был принят в комсомол. Во время очередного обострения в 1973 году ситуации на Ближнем Востоке (т.н. "Война Судного дня") А.Баркашов будто бы просился добровольцем в Египет (утверждал, что именно ради отправления на Ближний Восток стал членом ВЛКСМ), но президент Египта Анвар Садат поссорился с СССР и отказался от советских услуг незадолго до начала войны. В армии начал заниматься карате. Демобилизовался в звании ефрейтора запаса (по другой версии, А.Баркашов свое ефрейторство придумал (чтобы "быть как Гитлер") и окончил службу рядовым, а служил не в спецчастях, а в обычной воинской части N89599 на территории Белоруссии - МК, 12.02.1999). В 1974-87 годах работал электрослесарем 3 разряда на теплоэлектроцентрали ТЭЦ-20 в Черемушкинском районе Москвы. Обучался карате у тренера Александра Штурмина, посещал его секцию по карате в клубе на Цветном бульваре. Организовал на ТЭЦ-20 полулегальный кружок по карате для сослуживцев. В 1985 году вступил в Патриотическое объединение (ПО) "Память", став телохранителем лидера "Памяти" Дмитрия Васильева. С 1986 по май 19988 - член Совета ПО "Память". После преобразо- вания в мае 1988 ПО "Память" в Национально-Патриотический фронт (НПФ) "Память" стал членом Центрального Совета (ЦС) и начальником штаба, а в 1989 - заместителем председателя НПФ "Память". Возглавлял в "Памяти" "контрразведку" и "тысячу" боевиков (в действительности, в "тысяче" было не более 100 человек). Входил в 1989-90 гг. в редколлегию газеты "Память". 14 июня 1990 без санкции Д.Васильева организовал и возглавил марш-демонстрацию по Старому Арбату 60-ти боевиков "Памяти", одетых в военизированную черную форму. В августе 1990 года был исключен из НПФ "Память" вместе с другим членом ЦС Евгением Русановым - по версии Д.Васильева, за "предательство" (в более позднем варианте - "за пропаганду национал-социализма"). Как утверждает А.Баркашов, он и группа соратников ("наиболее дисциплинированные, активные и искренние члены "Памяти") покинули "Память" по собственной инициативе из-за того, что она стала "постоянно действующим костюмированным вечером воспоминаний". Одной из причин отделения боевиков было также их нежелание выступать в качестве бесплатной рабочей силы в васильевском сельско-хозяйственном кооперативе "Теремок"." "3 октября 1993 во главе отряда из 12 автоматчиков и около сотни боевиков, вооруженных стальными прутьями, по приказу штаба обороны Белого дома взял штурмом здание мэрии на Новом Арбате. После расстрела и захвата Белого дома стоонниками Ельцина, не был объявлен в официальный розыск, хотя газета "Московский комсомолец" и поместила розыскное объявление с приметами А.Баркашова ("рост ниже среднего, на вид 40 лет, плотного телосложения, носит усы...") и обещанием за его поимку 2 миллиона рублей. В период действия в октябре 1993 чрезвычайного положения РНЕ было подвергнуто временному запрету. Сам А.Баркашов сбрил усы и изменил прическу, распустил слухи о своем бегстве за границу, но остался в Москве. Вместе с Сергеем Рогожином 11 октября 1993 встречался с А.Невзоровым, в середине декабря под охраной личного телохранителя побывал на матче по кикбоксингу. Утром 20 декабря 1993 был доставлен в подмосковный Красногорский госпиталь им.Вишневского (закрытую больницу для военных) с пулевым ранением бедра и колена. По официальной версии РНЕ, ранение было следствием покушения, выстрелы были произведены из автомобиля "ВАЗ-2108" темного цвета пулями калибра 5,45, когда Баркашов около 4 часов утра шел по дороге в Красногорск. Водитель проезжавшей мимо машины подобрал раненого через 20 минут и доставил в госпиталь, где ему было сделано две операции. По другой версии, А.Баркашов был ранен случайным выстрелом во время пьянки с соратниками в частном доме во Фрязино (МК, 28.10.1995), а затем решил представить этот инцидент как операцию спецслужб. В госпитале А.Баркашов назвался чужим именем, но был вскоре опознан и 30 декабря объявлен задержанным и переведен из Красногорского госпиталя в больницу МВД. Первый допрос Баркашова был проведен 4 января 1994. 16 января Баркашову было предъявлено официальное обвинение - по статьям 79 (организация массовых беспорядков) и 218 (незаконное ношение оружия) Уголовного кодекса Российской Федерации с оставлением без изменения меры пресечения - содержание под стражей. 26 февраля 1994 Баркашов и другие арестованные "октябристы" были освобождены в связи с постановлением об амнистии, принятом новой Государственной Думой 23 февраля 1994." "3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8 налетчиков в масках и с автоматами представившись "антифашистской организацией" (А.Баркашову показалось, что "еврейской антифашистской организацией"), избили одного из охранников РНЕ, самого А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько раз повторить в видеокамеру, что он просит извинения "у евреев, негров и кавказцев", а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его соратников прикованными наручниками к батарее парового отопления. Пришедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ Александр Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А.Баркашова от наручников. А.Баркашов обвинил в инциденте "спецлужбы", евреев и своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого отмежевался ранее. В мае 1995 года видеозапись, сделанная во время погрома в офисе РНЕ, была обнародована. Две видеопленки были анонимно переданы Александру Хинштейнуиз газеты "Московский комсомолец" и тележурналисту Олегу Вакуловскому, О.Вакуловский пересказал содержание видеопленки в эфире (не демонстрируя ее), а А.Хинштейн опубликовал в МК полную расшифровку записи. Оправдываясь за негероическое поведение и объясняя происхожде- ние видеозаписи, А.Баркашов назвал эпизод провокацией, объявив его виновниками А.Коржакова, А.Веденкина и лидера Конгресса Русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина ("В 95-м году Коржаков уже понял, что Ельцину хана, и стал самостоятельно планировать Лебедя на пост главы государства. Через посредников он предложил мне войти в некий альянс и создать некую организацию в духе Русского национального собора. Речь шла только об организации широкого диапазона с национальной идеологией. Я вступил в переговоры. Но когда был поставлен вопрос, что главенствовать в альянсе должен Лебедь, я всех посредников послал. Послал Веденкина, Рогозина. После этого через неделю мне передали слова Рогозина, что я об этом жестоко пожалею. Коржаков отреагировал сразу. Устроил налет на наш офис на Ильинке, где произвели обыск, изъяли документы. <...> Еще через пару недель состоялся якобы бандитский налет. Я сразу понял, что это чекисты, и что раз сразу не убили, то убивать не будут, и согласился говорить то, что они хотели записать на пленку. Мы могли их замочить, но следом могли прийти с ордером и приписать нам сопротивление властям"). Эпизод с извинениями перед евреями и неграми на некоторое время замедлил рост численности РНЕ (начавшийся под влиянием мифа об РНЕ как главном защитнике Белого Дома в октябре 1993 года) и даже привел к отходу из РНЕ части соратников. Тем не менее, в целом в 1994-95 гг. А.Баркашову удалось превратить РНЕ из московского отряда боевиков с несколькими провинциальными филиалами в организацию, так или иначе представленную в половине субъектов федерации и общей численностью от 5 до 10 тысяч человек." * * * С сайта www.informacia.ru: "В период 1995-1997 годов из регионов России стала приходить информация, свидетельствующая о том, что местные отделения РНЕ зачастую превращаются в криминальные структуры. Баркашовцы по всей России обвинялись в терроризме (Пермь, Владивосток), убийствах (Орел, Приморский край, Московская область), избиениях (Кострома, Омск, Орел, Екатеринбург, Московская область), ограблениях (Саратов), хранении и торговле оружием (Московская область), рэкете (Кострома, Свердловская область), погромах (Ростов-на-Дону, Краснодарский край), разжигании межнациональной розни (Калининград, Орел, Красноярск). В тех случаях, когда лидеры местных организаций уличались в преступной деятельности, руководство РНЕ спешило откреститься от региональных филиалов (так, руководство РНЕ отказалось признать своими филиалами организации РНЕ в Орле и Владивостоке). Если же преступления были совершены рядовыми членами РНЕ, то руководство или игнорировало подобные факты, или старалось подвергнуть сомнению действительное участие соратников РНЕ в преступлении (в случае с погромом в Крымском районе Краснодарского края), или спешно заявляло, что виновные не имеют никакого отношения к РНЕ или уже были исключены из организации." С сайта www.anticompromat.org: "3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8 налетчиков в масках и с автоматами представившись 'антифашистской организацией' (А. Баркашову показалось, что 'еврейской антифа- шистской организацией"), избили одного из охранников РНЕ, самого А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько раз по- вторить в видеокамеру, что он просит извинения 'у евреев, негров и кавказцев', а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его соратни- ков прикованными наручниками к батарее парового отопления. При- шедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ Александр Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А. Баркашова от на- ручников. А. Баркашов обвинил в инциденте 'спецлужбы', евреев и своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого отмеже- вался ранее." "13 сентября 2000 кураторы ряда организаций РНЕ Уральского, Северо-Западно, Верхне-Волжского, Северо-Кавказского и Чернозем- ного регионов, а также главы Московской, Кировской, Рязанской, Марийской и Ростовской областных отделений заявили об 'очевидной неспособности А. Баркашова полноценно осуществлять руководство движением' и приняли решение учредить на базе своих организаций самостоятельное политическое движение. В вину А.Баркашову было поставлено злоупотребление алкоголем, расстрел в нетрезвом состоянии иконы Богородицы из самодельного лука, увлечение буддизмом и непризнание положительных изменений в стране после прихода к власти нового президента." "21 сентября 2000 оппозиция в РНЕ провела закрытый пленум ЦС, на котором А.Баркашов был объявлен исключенным из РНЕ. В конце сентября - октябре 2000 антибаркашовская оппозиция разделилась на две конкурирующие группы: группу О. Кассина -- Ю. Васина, приняв- шую название 'Русское Возрождение', и группу братьев Евгения и Михаила Лалочкиных, претендующих на сохранение за собой названия 'Русское Национальное Единство' (РНЕ)." "20 ноября 2005 в женском монастыре Во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (относящемся к Истинно-Православной Церкви митропоила Рафаила Прокопьева), принял монашеский постриг под именем отца Михаила (продолжая жить с семьей)." Другими словами, для Александра Баркашова его политическая жизнь закончилась религиозным помешательством. Разум Баркашова не справился со сложностями эпохи. Но всё равно Баркашов объективно -- герой России. Не из того ряда, в котором Емельян Пугачёв и Степан Разин, а из того, в котором Минин с Пожарским и деятели Белого движения (Врангель, Каппель и др.). Не от всех героев бы- вает польза, но это не отрицает их порыва, их самоотверженности. * * * Баркашов: демократическое общество, то есть, "общество, где за каждым глупцом или маньяком признается право на собственное пони- мание истины, где все решения принимаются ни за что не отвечающим большинством, где два дурака считаются умнее одного мудреца, и два подлеца порядочнее одного честного человека, где политиками могут быть только люди, способные хорошо обманывать толпу, просто не может существовать. Демократия -- такой же обман и насилие над человеческой природой, как и марксизм-ленинизм". А разве не так? Правильнее, однако, не культ вождя, а культ центрального органа политического движения. Тогда можно менее болезненно менять лиде- ров, а лидеры вынуждаются быть более осмотрительными. Так было задумывалось у большевиков. * * * Возникшая в 1993 г. Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова -- пародия на РНЕ: чёрный юмор, чёрный серп-и-молот на месте чёрной свастики, приветственный жест, являющий собой сред- нее между нацистским "римским" вытягиванием руки и ротфронтовским воздеванием кулака, крикливость, старенький авангардист и сквер- нослов в качестве вождя. Вообще-то Лимонов стремился уйти от сла- бых сторон РНЕ (от свастики, православия, антикоммунизма, антисе- митизма) но больше всего делу национал-большевистской партии вре- дил, однако, сам Лимонов -- своей репутацией писателя-скверносло- ва, гомосексуального экспериментатора и вообще фигуры, подходящей под теорию Григория Климова. Баркашов и Лимонов израсходовали на ерунду российский взрывной "человеческий материал" середины 1990-х и добились ужесточения законов против "экстремистов". Таков их совместный итог -- один на двоих. * * * Если германский национал-социализм был для меня впечатляющим в эстетическом аспекте, то российский гитлеризм РНЕ своей визуаль- ной стороной вызывал у меня, скорее, досаду: мне очень не нрави- лись береты и эмблема в виде помеси вифлеемской звезды со свасти- кой. Береты -- непрактичный головной убор (кепи лучше), а вифле- емская звезда со свастикой трудна для рисования на заборах и некстати напоминает об Иудее (как будто без евреев русским людям и в самом деле уже никак). * * * Белорусское региональное отделение (БРО) РНЕ создал в середине 1990-х и первое время возглавлял Александр Михайлович Выпряжкин, которому было тогда уже за 40. Дивный русский человек, совершенно лишённый позёрства и карьеристского зуда. РНЕ-шные идеи он подце- пил в Москве в октябре 1993-го, где с "трофейными" милицейскими дубинкой и щитом участвовал в штурме московской мэрии. Потом Выпряжкин решил отойти от дел. Отчасти из-за того, что движение получалось в основном молодёжное, а он неудобно себя чувствовал в роли молодёжного лидера. После Выпряжкина организа- цию возглавил "молодой, да ранний" Глеб Самойлов, отдавшийся рус- скому национальному делу целиком. Когда у Глеба Самойлова отросла борода (русая), он оказался очень похожим на Николая II. Летом 2000 года Самойлов был убит при невыясненных обстоятельствах, и во главе организации оказался руководитель гродненских РНЕ-шников Андрей Сакович, бывший спортсмен, человек с огромными кулаками, впечатлявшими молодёжь. Заместителем его стал Василий Иванович Якубяк, русско-белорусский самородок того специфического типа, из которого в Гражданскую войну получались отличные полководцы, а в Великую Отечественную -- удачливые командиры партизанских отрядов. Видной фигурой среди минских РНЕ-шников был Виктор Иванович Мацкевич, бывший спецназовец, занимавший какую-то небольшую долж- ность на белорусской киностудии. Это был очень неглупый человек с нереализованным организаторским потенциалом. Наиболее знаменитым из всех минских членов РНЕ стал Валерий Игнатович -- вышедший по здоровью в отставку старший лейтенант специального подразделения внутренних войск "Алмаз", боксёр. Пос- ле тёмной истории с исчезновением одного либерального журналиста этот белорусский Джон Рэмбо получил пожизненный срок на подозри- тельно закрытом судебном процессе. Был далеко не узкий круг сочувствовавших: людей с приличной работой, скрывавших свои отношения с организацией, но старавшихся хоть чуть-чуть помочь. Из Москвы в белорусское отделение РНЕ эпизодически поступала большими пачками довольно крепенькая по качеству газета "Русский порядок", которую надо было распространять. Неофитам организации демонстрировался пропагандистский фильм "Мы здесь, обратной дороги нет", в котором РНЕшники в чёрной уни- форме мощно маршировали где-то в полях под Москвой. Впечатляло. Вовлечённая в движение молодёжь воспринимала РНЕ как данность этого мира, а не как нечто новое и спорное. А "старички", конечно же, проявляли скептицизм и не стремились брать на себя большие моральные обязательства. У РНЕ была невыверенная позиция в отношении политического наси- лия, из-за чего в организации нередко случались всякие криминаль- ные эксцессы, дискредитировавшие подход. Скажем, в Минске был по-своему забавный эпизод, когда член БРО РНЕ Бреннер порезал члена БРО РНЕ Солера (или наоборот?!). Забавное здесь то, что оба были скорее всего евреями хулиганско-героического склада, которым хотелось считаться обрусевшими немцами. Если бы не гитлеризм, не антисемитизм, не антикоммунизм, не православие и не духовные искания Баркашова, организация могла бы оказаться много более популярной и менее уязвимой и имела бы шанс нарваться на взрывной массовый интерес к ней в году этак 1998-м -- такой, что росту РНЕ стало бы невозможно помешать, и дело дошло бы до русской национальной революции. Чтобы похоронить организацию, достаточно было уже одного только антисемитизма. Антисемитизм в РНЕ не декларировался, но всё было как бы ясно и без деклараций. Чтобы преодолеть затруднения в легальной работе, было рекомендовано употреблять вместо слова "евреи" слово "сионисты", но это не помогло. Большинство евреев посчитали себя мобилизованными на борьбу с русским нацизмом. Затея с русским национал-социализмом в 1990-х была безнадёжной в принципе, а ныне она безнадёжна тем более. Что-то маргинальное такого типа будет живучим, но не опасным. Требовалось (и требу- ется) более своё: тоже военизированное, но более демократичное (в разумных пределах), без антикоммунизма, без православия, с опорой на рациональное мировоззрение, а не на эмоции; с перспек- тивными установками, а не с ретроспективными; с уважительным и даже союзным отношением к украинскому, белорусскому и всяким рос- сийским и соседним национализмам, включая кавказские, прибалтийс- кие и даже еврейский. Кто с этим не согласен, тому могу заметить: другое вы уже ой как долго пробовали, но только зря извели лучших людей, зря израсходовали народный энтузиазм. * * * Между прочим, нашлось в одном еврейском "живом журнале" (Михаил Дорфман, lamerkhav.livejournal.com, 02.11.2014) вот такое: "Фамилия Баркашов и вовсе подозрительна. Целая категория раввинских еврейских фамилий начинается с бар. Это аббревиатуры, номатриконы по-арамейски, сокращение от бен рав - раввинский сын. Баркаш - уважаемая раввинская династия Бней Рабби Калман Шапиро. пресекшаяся в Холокост. Баркаш еще распространенная аббревиатура для Брит Койдеш, т.е. священного завета евреев со своим Господом. Так говорит словарь еврейских сокращений 'Оцар рашей тевот' Шмуэля Ашкенази и Дова Ярдена."

Возврат на главную страницу             Александр Бурьяк / Грустная история РНЕ, или Как гитлеристы спасали Россию