Александр Бурьяк

Правильная страна

(Наброски)

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Во всякое время -- своё представление о правильно обустроенной стране. В начале XXI века пора уже тоже что-то предложить -- хотя бы для обсуждения. Итак, ПРАВИЛЬНАЯ СТРАНА -- какой она видится на первый, но ква- лифицированный взгляд. Не утопия, а набросок цели. Кстати, ошиба- ется не тот, кто "сочиняет утопии", а тот, кто считает, что можно успешно управлять обществом, не имея более-менее определённого представления о его (и своих) целях и ценностях или же имея о них такое представление, что публиковать его стыдно или опасно (могут возмутиться сограждане). (Действительно умные люди, имеющие хорошую научно-методологиче- скую подготовку, со словом "утопия" обращаются очень осторожно. В самом деле, не среднему образованцу с улицы решать, какие сложные вещи возможны, а какие -- нет. Практика -- критерий истины. Даже если что-то у кого-то не получилось, это ещё не значит, что данное что-то невозможно в принципе.) Проект "Правильная страна" не утопичен, потому что рассчитан на таких людей, какие есть. Он основывается на двольно низкой оценке человеческих качеств: исходит из того, что люди в своей основной массе довольно бездумны, внушаемы, стадны, подражательны, ленивы, любят враждовать, стяжать, праведничать на словах, делать добро чужими руками и поклоняться кумирчикам. Иное дело, что проект "Правильная страна" позволит указанную ситуацию с человеческими качествами несколько подкорректировать (пусть и не сразу), на них же и опираясь -- в первую очередь на внушаемость, подражатель- ность, поклонение кумирчикам и лень. Чтобы люди стали чуть лучше, они должны получить 1) правильных героев (= популярных людей), 2) правильные мозгопромывательные потоки (телевизионные и пр.), 3) уверенность в том, что герои -- настоящие, а мозгопромыватель- ные потоки имеют целью развитие и усиление их, а не "впаривание" им ерунды в чьих-то скрытых неприличных целях. Указанные условия, разумеется, являются необходимыми, но далеко не достаточными: без некоторых других условий не удастся ни выбрать (вырастить, назна- чить) надлежащих героев, телевизионщиков, газетчиков и пр., ни удерживать их потом от дурных соблазнов. Почему "страна", а не "общество" и не "государство"? Потому что страна -- это и общество, и государство, и в придачу территория, с которой можно обходиться очень по-разному. Некоторые идеи, касающиеся обустройства страны, разумеется, нуждаются в серьёзном обосновании. Для надлежащей работы над те- мой требуется серьёзное научно-исследовательское учреждение: какой-нибудь Институт человеческого развития, к примеру. При всей кривости научной отрасли в теперешнем обществе, всё более увязаю- щем в проблемах, она в принципе способна отряжать небольшие команды действительно толковых людей, которые вполне в состоянии корректным научным методом вырабатывать ответы на разные сложные и важные вопросы, о которых в обществе обычно лишь треплются. Иное дело, что такие задачи научной отрасли не ставятся. А не ставятся они потому, что у тех, кто по должности имеют возмож- ность такие задачи ставить, есть предчувствие, что решения этих задач их постановщикам очень не понравятся. * * * Правильная страна -- это... - страна с обустроенным ландшафтом, с большой долей естествен- ного ландшафта, не изменённого деятельностью людей; - страна с компактными эстетичными городами и деревнями, мини- мально нуждающимися в транспорте и предоставляющими здоровые условия жизни всем; - страна с очень здоровым и вкусным питанием; - страна с очень чистым воздухом; - страна с очень интеллектуальным и очень культурным населением; - страна без абсурдных излишеств; - страна с высоким уровнем защищённости населения от неблагопри- ятных природных, техногенных и социальных факторов; - страна, в которой заботятся в первую очередь о сохранении и укреплении здоровья людей, а не о лечении больных; - страна, в которой в первую очередь делают всё возможное, чтобы люди рождались полноценными и потом не калечились, а не чтобы инвалидам было комфортно; - страна, в которой государство интересуется условиями жизни, физическим и психическим состоянием каждого гражданина непо- средственно и инициативно, помогает решать личные проблемы и стремится обеспечить ему гигиеничный и справедливый прожиточ- ный минимум; - страна, в которой дискомфорт бывает только намеренный, обес- печиваемый с целью сохранения и развития человеческих способ- ностей, а не получающийся вследствие дурного управления и взаимной вражды. * * * Концепция человека, на которую опирается проект "Правильная страна": 1. Люди в большинстве своём не умны и руководствуются в значи- тельной степени инстинктами. 2. Люди в большинстве своём стадны, подражательны, поддаются внушению, склонны следовать за лидерами и поклоняться им. 3. Люди в моральном отношении не делятся на непортящихся хороших и на неисправимых плохих: устойчивые крайности составляют небольшую долю населения, а поведение остальных индивидов существенно зависит от социальных условий. 4. Люди довольно развиваемы: при одних и тех же врождённых задатках можно получать -- в зависимости от воспитания и от условий жизни в целом -- очень разное по интеллектуальным и моральным качествам население. 5. Человеческие инстинкты не делятся на "хорошие" и плохие": они все были нужны человеку для выживания, иначе они у него не развились бы. 6. Каждый человеческий инстинкт требует, чтобы его удовлетворя- ли, а если его не удовлетворять, то человек страдает и ищет способ обеспечить удовлетворение или компенсировать неудовле- творённость. 7. В человеческих инстинктах выделяется группа разъединяющих и группа соединяющих инстинктов: они обеспечивают разделение людей на сплочённые группы и борьбу этих групп между собой. У людей есть, с одной стороны, эмоциональная потребность в оказании помощи, в самопожертвовании и т. п., с другой, -- эмоциональная потребность в конфликте, в агрессивности и т. п. 8. Конфликт -- это довольно затратный и рискованный способ добы- вания и защиты благ и установления нужных социальных отноше- ний. Чем выше интеллектуальность, тем меньше необходимость в конфликте. Социальный прогресс включает в себя смягчение конфликтов и замещение конфликтных отношений неконфликтными. 9. Условия жизни людей изменились, а инстинкты -- нет (они меня- ются очень медленно), поэтому некоторые инстинкты оказались не вполне адекватными этим условиям. 10. Нельзя объявлять какой-либо инстинкт устаревшим, ненужным: не известно, в каких условиях людям придётся жить в будущем. Неуместный инстинкт должен всего лишь получать какую-то без- вредную форму удовлетворения. 11. Человеческие желания избыточны, и полное удовлетворение их ведёт к вредным излишествам. 12. Избыточность человеческих желаний эволюционно обусловлена: люди существовали в основном в условиях дефицита благ, и большая сила влечения к благам требовалась для того, чтобы добыть хотя бы их минимум. 13. Самостоятельно подавлять в себе избыточные или неуместные желания способны только некоторые индивиды, а остальные нуждаются во внешних ограничителях. 14. Для длительного надёжного благополучия человеку нужен умерен- ный, упражняющий дискомфорт. Хорошо, если он определяется не чьими-то небрежностями в работе, а наоборот, тщательным расчётом требуемых индивидуальных доз неприятностей. 15. Средний индивид недостаточно умён, недостаточно осведомлён и не имеет достаточно времени, чтобы квалифицированно решать во многих сложных случаях, какая политика на пользу ему и общес- тву. (Поэтому опираться на его мнения посредством так называ- емых демократических процедур -- обычно занятие некорректное, привлекательное только для неумных людей и политических мошенников.) 16. Недостаток ума может частично компенсироваться культурой (воспитанием и образованием): если индивид не в состоянии принимать адекватные решения в некоторых сложных ситуациях самостоятельно, он может пользоваться чужими готовыми решениями, которые усвоил, но для этого требуется, чтобы адекватной была усваиваемая культура. * * * Если удаётся проектировать эффективные и довольно надёжные кос- мические корабли и т. п., значит, в принципе можно на таком же уровне качества проектировать эффективное и довольно надёжные государства, шире -- общества. Подобная задача не ставится единс- твенно потому, что проект почти наверняка будет исключать пребы- вание у власти тех людей, которые там, как правило, пребывают и которые единственно способны -- но не хотят -- такую задачу ставить. Из-за указанной блокировки развивательных целей "верхушкой" эволюционный переход к рациональному государственному строительс- тву вряд ли возможен: нужен прорыв. * * * Такого вы ещё не проходили. Вы проходили вместо этого две миро- вые войны, в первую из которых вы радостно вступили под предводи- тельством будущего святого, а во вторую как бы не совсем чаянно влезли под началом величайшего (но, может, хотя бы не мудрейше- го?) деятеля российской истории. Это должен быть не какой-то улучшенный социализм позднесоветс- кого или, скажем, шведского образца: при указанных социализмах можно (было) сносно жить, совсем не работая или занимаясь по сути вредной для общества ерундой, а это ведь нам не нужно. Не мечитесь в старых "измах": раскрепостите свою креативную со- ображалку, возьмите кисть по крупнее, окунайте её в яркие краски и -- мазюкайте себе светлое будущее, как алчет душа. Не факт, что получится дрянь, а не мастерпис: хорошее может выйти только у тех, кто хотя бы пробует. Держите в уме главное: мир -- такой, каким мы его делаем. * * * В теперешнем неоптимизированном обществе огромные силы тратятся на обман и на защиту от обмана, на воровство и на защиту от во- ровства, на внушение вредных псевдопотребностей, на их удовлетво- рение, на избавление от них и на лечение от последствий их удо- влетворения. Если оценить объём всяких таких видов деятельности, то получится, что устранение большей их части позволит сократить рабочую загрузку населения 40 до 30 часов в неделю без ущерба для качества жизни. Правда, не все способны с толком занять освобо- дившееся время, но оптимизированное государство сможет оказать в этом реальную помощь -- не хуже, чем неоптимизированное "помога- ет" подбрасыванием нам проблем. Вы хотите работать не 40, а 30 часов в неделю и жить не хуже, а лучше, чем теперь? В здоровой безопасной красивой среде? Не с личным транспортным средством у каждого, а с лёгкой возможностью обходиться без личного транспортного средства? Это возможно. Далее описываются устройство оптимизированного общества и образ жизни в нём. Мечтать полезно. * * * Основные цели обладателей власти -- обеспечение безопасности, здоровья и всестороннего развития граждан, включая в первую очередь развитие интеллектуальное. В Конституции записано, а в школах преподаётся на многочислен- ных примерах, что власть портит людей и что поэтому надо обнов- лять (а не переставлять) носителей высшей власти, а если они про- буют задержаться при власти сверх установленного срока и, может быть, даже берутся переделывать ради этого закон, они становятся вне закона, и всякий гражданин не только имеет право, но даже обязан сделать им что-то очень нехорошее при благоприятной воз- можности. В школах также преподаётся, что если правитель незаменим в сво- их выдающихся, сверхполезных для общества качествах, значит, он не принимает мер к тому, чтобы народ в стране массово развивался и чтобы из его среды выдвигались деятели, способные составить ему конуренцию. * * * Об изменениях в образе жизни, не ложащихся на массовый ментали- тет, но вроде бы необходимых. К примеру об изведении тяги к куре- нию. В правильной стране такие вещи не навязываются, а мягко при- виваются через апеллирование к интеллекту и здоровым инстинктам. Если государство реально заботится о том, чтобы граждане были разумнее, осведомлённее и психически здоровее, то необходимые перемены получают со временем широкую поддержку. Изменения в образе жизни надо начинать с исправления системы образования и средств массовой информации. Против этого мало кто будет возражать, а положительные следствия таких изменений будут очень значительными во всех областях жизни. Лобовые же атаки и экономическое принуждение больше злят людей, чем дают требуемые результаты. Это к тому, чтобы идея правильного государства не вгоняла преж- де времени в холодный пот разных "зависимых": к свободе они при- дут сами по себе -- и вдобавок с радостью, потому что самые важ- ные для человека победы -- это победы над собственными слабостя- ми. Победи себя -- и ты победишь всех. Только не совсем сразу. (Поэтому чувство ужаса перед перспективой однажды проснуться в правильной стране вопреки своей воле является неуместным.) * * * Сколько-нибудь думающий человек, не являющийся генетическим ра- бом по профилю своих инстинктов, НЕ МОЖЕТ считать страну вполне своей, если его в ней относят к "низшим", к непривилегированному слою, удел которого -- обеспечивать избыточное потребление "выс- ших". Страна для него -- не удобное место для обитания, а поле боя за блага, которые надо не зарабатывать на жизнь честным тру- дом (честно в ней много не заработаешь), а урывать у других, пре- небрегая их интересами, даже если они скромные и справедливые. И для него нет смысла бесплатно устраивать и поддерживать чистоту, красоту и порядок на поле боя ради пускания пыли в глаза генети- ческим рабам, чтобы они радостнее работали на баловней судьбы почти за бесплатно и охотнее умирали за них в случае войн. Другими словами, действительно насквозь благоустроенной страной может быть только страна граждан, а не страна "рабов и "господ", разделённая на сословия-касты-кланы, пусть и неявные. Все соци- альные группы должны быть открытыми, все "социальные лифты" -- равно доступными для каждого. Имущественное неравенство должно быть небольшим и в основном обусловленным различиями в объёме трудового вклада граждан в общий peace effort. "Кто не работает, тот совсем мало ест" -- достаточная защита от иждивенчества. Кстати, "коммунизм", если уж на то пошло, вполне держится в каждой более-менее благополучной семье, а такие семей не очень- то и редки. Разумеется, на уровне общества он должен держаться не на добрых устремлениях граждан, а на жёстких выверенных законах, совокупно задающих устойчиво и эффективно работающий социальный механизм. "Мы это уже проходили"? Нет, мы это ещё только пройдём -- если серьёзно возьмёмся за предотвращение глобальной катастрофы от не- разумного природопользования. * * * Креативная мысль получает от государства всяческую поддержку. Основные области приложения её: - воспитание, образование; - сохранение и укрепление здоровья граждан; - обеспечение безопасности граждан; - разработка и производство эффективной одежды; - обустройство жилищ; - развитие интеллекта; - оптимизация государственного аппарата; - совершенствование социальной организации. Заметим: не исследования в области физики, химии, математики и т. п. и не прорывы в каких-нибудь нанотехнологиях. В первую оче- редь надо развивать то, что в наибольшей степени поспособствует развитию всего остального. Государство не видит угрозы в большом количестве умных и гипер- активных граждан: если их окажется больше, чем позволяют внутрен- ние возможности приложения интеллектуальных сил, оно будет экс- портировать не интеллектуалов, а продукты их деятельности. А своих интеллектуалов оно будет разве что командировать в помощь. * * * Масса народа усилиями государства защищается от деструктивных информационных воздействий и подвергается конструктивным. С теми, для кого основной понимаемый язык -- это язык манипуляций, оно разговаривает на языке манипуляций, предпринимая, однако, меры к тому, чтобы язык рациональности становился всё лучше воспринимае- мым в обществе. 1. Государство не лжёт. Официальная ложь жёстко преследуется по закону. 2. Научно-исследовательский Институт человеческого развития выра- батывает представление о том, как должен выглядеть, вести се- бя, одеваться, стричься, бриться, драться, ругаться, оформлять жилище, проводить свободное время и т. д. нормальный человек, и это представление потом преподаётся в школах и пропагандиру- ется -- через кино, литературу и т. д. 3. Деструктивное информационное воздействие на людей допускается лишь в дозах, требующихся для поддержания массового иммунитета к деструкции. Представление о том, что деструктивно, а что -- нет, и какие должны быть допускаемые дозы деструктивности, вырабатывается Институтом человеческого развития. 4. Специальные подразделения прокуратуры и полиции -- информаци- онная прокуратура, информационная полиция -- обеспечивают защиту общества от деструктивных информационных воздействий. * * * Самая оптимизированная область деятельности -- образовательная. Одна из наиболее высокооплачиваемых профессий -- учитель. В учи- теля идут лучшие люди. Одно из направлений внешнеэкономической деятельности страны -- предоставление воспитательных и образова- тельных услуг как на территории страны, так и за границей. * * * Как правило, здания строятся из монолитного железобетона или не менее прочными способами -- в расчёте на способность выдерживать сильные землетрясения и взрывы. По возможности реализуется концепция компактного города-здания: обеспечивается возможность пересечь весь город пешком в любом направлении, не выходя из-под крыши. Есть развитая сеть подземных особо защищённых помещений. * * * Одежда рассматривается как важный компонент образа жизни, зна- чительно влияющий на уровень защищённости, здоровья, активности граждан. Одежда граждан имеет повышенные защитные свойства и позволяет пребывать на открытом воздухе неограниченное время в любую погоду без ощущения значительного дискомфорта. * * * Территория государства делится на секторы A, B, C, D и E, раз- личающиеся социальным порядком. Секторы территориально могут быть не цельные, а состоящие из частей, которые удалены оддна от другой. Избыток жилья во всех секторах делает смену местожительства несложной. При необходимости смещаются границы сектора. Основной, наибольший по площади и населению сектор -- А. Он деавтомобилизирован, деникотинизирован, деалкоголизирован, дерекламизирован, депедерастизирован, дехулиганизирован. В нём в полной мере реализуются идеи правильного общества. Потребность в медицинских учреждениях, в органах обеспечения правопорядка, в пожарной службе, в уборке улиц и т. п. здесь минимальная. Все, кого условия сектора A, не устраивают, живут в других секторах. Все, кто неоднократно нарушают общественный порядок в секторе A, выселяются в другие секторы принудительно. Переселиться из сектора A в сектор B можно и добровольно. Обратное переселение из сектора B в сектор A возможно после тщательной проверки желающего переселиться. Люди, проживающие в секторе B, могут отдавать своих детей в сектор A на воспитание и для получения образования. Образ жизни в секторе B совпадает с тем, что сегодня считается нормальным в так называемых развитых странах. В секторе B есть самоуправление, но основная власть в стране принадлежит обитате- лям сектора A. Доступ из сектора A в сектор B свободный, а из сектора B в сек- тор A -- нет. Изначально сектор A -- небольшой. Он разрастается по мере появления людей, которые желают -- и достойны -- пересе- литься в него из сектора B. Сектор C -- для индивидов с существенными асоциальными наклон- ностями и особо небрежным отношением к собственному здоровью и собственной безопасности. Рожать детей в секторе C можно лишь при выполнении некоторых условий. В принципе это не рекомендуется. Стерилизация приветствуется. Сектор D -- тюремный лагерь общего режима. Сектор E -- тюремный лагерь строгого режима. Дети в секторах C, D и E не живут. Деление территории страны на секторы типа описанных не есть что-то очень новое, а есть обычная практика. Здесь она лишь под- вергнута некоторому улучшению. При обычной практике в привилеги- рованном секторе A поселяются не добропорядочные граждане, а те, кто сподобились пробиться в "верхушку". Даже если не изолировать сектор A от сектора B и не давать его обитателям особых прав, а просто выстраивать его (ряд районов без автомобилей, собак, громкой музыки, спиртных напитков, табачных изделий и т. п.) и давать возможность жить в нём только тем лю- дям, которые этого хотят и согласны сохранять его особенность, этого уже может оказаться достаточно, чтобы радикально оздоровить социальную атмосферу. * * * Высокий уровень культуры государства в пенитенциарном деле может позволить экспортировать пенитенциарные услуги (= брать заключённых на содержание), предоставлять образовательные услуги в области пенитенциарного дела, строить образцовые пенитенциарные учреждения за границей и курировать их. * * * Население увеличивать незачем. Можно даже позволить ему немного сократиться: надо брать не количеством, а качеством и надлежащим оснащением. * * * Территория страны должна быть засажена деревьями в максимальной возможной степени. Сельскохозяйственные земли должны сокращаться -- с параллельным улучшением качества их использования. * * * Зона A в правильной стране не может не быть в значительной сте- пени деавтомобилизированной, потому что наличие огромной массы автомобилей не совместимо со здоровым, безопасным, рациональным, экономным образом жизни. Никого не будут деавтомобилизировать на- сильно или через экономическое принуждение: те, кому не нравится автомобильство, смогут жить отдельно от автомобильщиков. Но будут приняты меры и для мягкой деавтомобилизации зоны B. Прежде всего, будет запрещено "впаривание" автомобилей через рекламу, СМИ, ис- кусство. Вместо "впаривания" автомобилей будет осуществляться "впаривание" пешеходства, здорового образа жизни, заботы о личной безопасности. Новая застройка будет вестись не под массовое при- менение легковых автомобилей, а под пешеходство и общественный транспорт. Деавтомобилизации также будет способствовать массовая интеллектуализация. При таком подходе пострадают только те, кто "завязаны" на лег- ковой автомобиль профессионально: работают в сфере производства, продажи, эксплуатации, обслуживания, ремонта, утилизации автомо- билей, обеспечивают порядок на дорогах, лечат пострадавших в автомобильных авариях и хоронят погибших в них. Этим людям будет оказана помощь в освоении другой работы. Кстати, для общества выгоднее даже просто держать этих людей на солидном пособии по безработице, чем иметь дело с конечными результатами их деятель- ности. Если, скажем, курильщик, не получив очередной порции никотина, лезет на стенку, то с автомобильщиком другая ситуация: у него нет наркотической зависимости от автомобиля. Автомобиль -- скорее вроде галош. Люди раньше носили галоши, потом перестали. А ведь галоши тоже что-то там символизировали и обеспечивали некоторые удобства. Об электромобилях и прочих попытках соединения автомобиля и благоприятной для человека окружающей среды. Есть усугубляющаяся глобальная проблема добывания энергии -- на электромобили и вооб- ще на всё. И, наверное, всё-таки правильнее будет развивать людям мозги и помогать избавляться от псевдопотребностей, а не выиски- вать менее вредные способы потакания глупостям. * * * Архитектура, градостроительство и просто строительство как сцеплённые локомотивы национального развития. Если браться концентрировать лучших людей, в том числе особо креативных, на решающих направлениях деятельности, чтобы поскорее вывести страну на высокий уровень качества, то надо делать это, наверное, в архитектуре, градостроительстве и строительной отрасли. Выгоды от этого наверняка будут огромны: 1. Экономия ресурсов -- за счёт уменьшения затрат на отопление, охлаждение, освещение, транспортировку, уборку мусора, ремонт, охрану порядка. 2. Культуризирующее воздействие на психику народных масс: в при- личном архитектурном окружении труднее быть ничтожеством (правда, довольно многим это всё же удаётся). 3. Повышение авторитета государственной власти: если власть в состоянии обеспечивать высокое качество среды обитания, то легко верится, что она в состоянии обеспечивать и многое нужное прочее. 4. Улучшение репутации страны в глазах иностранцев, повышение её культурного, а значит, и политического веса: к успешным прислуши- ваются, и с них берут пример. 5. Снижение преступности, заболеваемости, аварийности -- вследс- твие повышения культуры масс. 6. Повышение доли высококачественных работников в стране: благо- даря культуризирующему воздействию архитектурного окружения, уменьшению эмиграции, улучшению здоровья в благоприятной для жизни городской среде. 7. Повышение качества технологий -- благодаря повышению общей культуры работников и дополнительным затратам на промышленное развитие, возможным благодаря появлению нужных для этого ресур- сов, в том числе интеллектуальных, обусловленному экономичным образом жизни. 8. Повышение оборонособности государства -- благодаря лучшей защищённости и лучшей защитной способности построек и более высокой технологической культуре, положительно сказывающейся на качестве национальной военной продукции; благодаря более бережному отношению граждан к своей стране; благодаря повышению культуры военного дела, неизбежному при повышении общей культуры населения. Итого, если в списке мер по развитию общества на первом месте должна стоять интеллектуализация, то на втором -- наверняка повышение качества среды обитания, в первую очередь городской среды. Направления работы: - компактизация города (не должно быть так, что люди ездят из центра на окраины мимо пустырей); - частичная деавтомобилизация (в компактизированном городе автомобиль для многих перестаёт быть острой необходимостью); - повышение прочности и климатостойкости построек; - улучшение вида построек (как в конструктивном аспекте, так и в аспекте состояния); - обеспечение чистоты в городской среде; - обеспечение социального порядка (вылавливание и штрафование граффитистов, борьба с зашумлением и т. д.). Давно замечено: где уже намусорено и наломано, там охотнее мусорят и ломают дальше (см. в Википедии тему "теория разбитых окон"). Можно по аналогии предположить, что верно и следующее: где уже накреативлено, там охотнее креативят ещё. Это предположе- ние нуждается в масштабной проверке. * * * К программе интеллектуализации правильного общества. Основные пункты программы (разумеется, могут быть и другие): 1. Разработка технологий теоретической работы и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии. 2. Разработка технологий принятия сложных решений и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии. 3. Разработка технологий проектирования сложных систем и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии. 4. Разработка теорий, технологий и средств компьютерной поддержки коллективной интеллектуальной деятельности. 5. Социальное проектирование, в частности, разработка концепции эффективного государства. 6. Построение современного эффективного мировоззрения и разработ- ка учебного курса "Эффективное мировоззрение" для высших учебных заведений. 7. Разработка концепции школьного образования, ориентированного на интеллектуализацию. Разработка учебных курсов "Самоорганизация личности", "Знание, мышление, творчество". 8. Санация научной отрасли: разделение работ по уровням научной сложности, защита работников высших уровней от диктата работ- ников низших уровней, пересмотр приоритетов в пользу социаль- ного развития, борьба с псевдонаукой и т. д. 9. Выстраивание в стране системы концептуальной власти. * * * Страну надо довести до такого состояния, чтобы другие страны просили: не надо нам кредитов под божеские проценты, лучше одол- жите нам 30 ваших менеджеров среднего звена и среднего качества, а мы назначим их у себя на ключевые должности. Дело в том, что, чтобы быть весьма эффективным менеджером, вовсе не надо быть осо- бо умным и напряжённо думать о многих вещах: надо всего лишь вырасти в качественной социальной среде, соответственно получить хорошее базовое образование, обрести правильное мировоззрение и правильные интеллектуальные привычки, а вдобавок пройти хорошую профессиональную школу и в дальнейшем тесно взаимодействовать с такими же, как сам, образуя с ними как бы коллективный мозг. Очень многого можно добиваться, используя готовые стандартные решения, если они действительно качественные и адекватные обстоятельствам. * * * О богачах. Разумеется, в аспекте потребления богатство абсурд- но: оно так или иначе не позволяет пообедать два раза подряд, прожить две жизни вместо одной и т. д. И, к примеру, здоровье обходится на самом деле не дорого, если подходить к нему с умом, а не разрушать его излишествами. И безопасность тоже обходится не дорого, если не привлекать к себе богатством внимания людей, настроенных совершать преступления. У богачей действительно есть проблема, как получать какую-то реальную личную пользу от их из- быточных денег, а не просто тратить их глупым образом, поддаваясь подзуживаниям тех, кто хотят что-то урвать от чужого богатства. В правильном обществе, настраивающем своих граждан на умеренное потребление и заботу о стране и о мире, богатство может рассмат- риваться как возможность благотворного влияния на общество по собственному усмотрению через вкладывание денег в предприятия и партии. Создание предприятия, в том числе акционерного, создание пар- тии, покупка акций предприятия, внесение денег в фонд партии и другие подобные действия должны быть быстро, легко и дёшево осуществляемыми, в том числе через интернет. Под государственным надзором, конечно. При таком подходе экономически и политически активный богач -- это как бы человек-партия или частичный конкурент государства: он самолично определяет, какие направления экономической и поли- тической деятельности подпитывать денежными потоками в пределах его собственных возможностей. В таких условиях свою естественную потребность в самоутвержде- нии, в проявлении власти, в обеспечении превосходства, в одобре- нии со стороны окружающих богач удовлетворяет не посредством демонстрации абсурдного сверхпотребления перед себе подобными, а посредством расширения и проявления своего благотворного ответст- венного влияния на общество: комплексного поощрения деятельности, которая в самом деле прибавить ему здоровья и лет жизни, а также сохранить его потомству более-менее благополучную планету. Кста- ти, добрые дела -- это тоже источник удовольствия. Причём, как правило, безвредного (если дела действительно добрые, а не выгля- дящие таковыми при поверхностном рассмотрении). * * * Национальная кухня и национальная стратегия. Массово доступная высококачественная специфическая национальная кухня -- это не nice to have, а очень важный (но пока что по большей части пренебрегаемый) инструмент политики -- внутренней и внешней: - реальное, нужное людям достижение (если оно есть); - предмет национальной гордости; - тема пропагандистских словесных потоков; - приманка для туристов; - средство удержания лучших граждан от эмиграции; - средство снижения конфликтности в обществе; - средство строительства и укрепления империй (люди невольно тянутся туда, где их лучше кормят); - показатель (а где-то и локомотив развития) общей культуры нации. Подчеркнём: речь здесь о массово и каждодневно доступных това- рах, а не о чём-то, демонстрируемом за большие деньги в лабора- торно-ресторанных условиях. Лучшая реклама для страны -- не дурацкие спортивные победы и не угрожающие сообщения в телевизионных новостях о её лихих демар- шах, а экспортируемые из неё вкусные, полезные, дешёвые консервы в красивой упаковке, слегка подзаточенной на пропаганду. Путь к мировому господству может пролегать и через желудок, точнее, через желудки миллионов трудящихся. Повар может быть важнее священника, креативный повар -- важнее генерала. Национальная кухня -- разумеется, феномен не устоявшийся, а развивающийся. Какая страна первой пропитается кулинаризмом и возьмёт его на вооружение в качестве средства №1, та и станет если не главным имперским государством в теперешних условиях, то хотя бы мораль- ным лидером и благодетелем человечества, отвернувшим его от вза- имной грызни и переключившим его вместо этого на грызение козинаки и пр. Технологии обеспечения высококачественного массового питания заимствовать несколько легче, чем технологии производства сложно- го оружия, это так. Но заимствование кулинарных подходов против- ником увеличивает опасность этого противника не очень значитель- но, потому что означает его проигрыш на идеологическом фронте, а главное -- меняет его приоритеты. Соль в том, что хорошее питание скорее умиротворяет людей, чем делает их агрессивными. Разумеется, на кухне решаются не совсем все проблемы, но многие таки решаются. Кто не верит в сокрушительно-созидательную силу кулинарии, пусть вспомнит очередь в первый открывшийся в СССР ресторан Мак- дональдс в 1990-м году. Она была длиннее, чем в Мавзолей, хотя это был всего лишь Макдональдс, в который сегодня сколько-нибудь разборчивый в питании человек пойдёт разве что из-за туалета или когда нет других вариантов. Смешно было пробовать удержать страну, в которой не хватало элементарной еды, не говоря уже о блистательной советской альтернативе Макдональдсам. Вообще, надо максимально опираться на опыт СССР. Так вот, в Со- ветском Союзе оружия было с избытком (автоматом Калашникова гор- дилась вся страна, термоядерных бомб хватало, чтобы надцать раз уничтожить Соединённые Штаты и чуть меньше раз -- весь мир), а победила, тем не менее, пепси-кола. Потому что в конечном счёте решали всё кадры, а не технические средства. А кадры хотели есть. Ну, и пить не лишь бы что тоже. Кстати, Северную Корею, если что, надо будет бомбить банками тушёнки с пряностями. В металлических банках с надписями. Можно тушёнки не свиной, а собачьей. Надписи требуются приблизительно такие: "Подарок корейскому народу от американского. Нам нужны мир, дружба и порядок, а не ваши жизни и ваша земля." Кстати, это обойдётся дешевле "нормальных" бомбардировок, а главное, потом почти не надо будет что-либо восстанавливать. Просто много еды -- это хорошо, но мало: еда должна быть вкус- ной, полезной, удобной в потреблении. Правильному кормлению народа мешают: - ресторанная "мафия"; - медицинская "мафия"; - некреативность и нестратегичность высших чиновников; - отсутствие заразительного примера, в который можно было бы тыкать "государственных деятелей" физиономиями, чтобы без- думно копировали в соотношении один к одному. Нужен Научно-исследовательский и проектный институт националь- ного питания, который сможет комплексно разрабатывать (или пору- чать другим, чтобы разрабатывали) национальную кухню, стандарты на продукты питания, комплекты производственного и торгового оборудования, типовой дизайн заведений питания "Национальная кухня" и т. д., а главное -- национальную кулинарную стратегию в целом. Для внутреннего применения и для внешнего. Чтоб разполз- тись по миру, как расползлись "Макдональдс", "KFC", "Burger King", дёнер-кебабные и т. п. Всё это будут опорные пункты гло- бальной концептуальной экспансии, места трудоустройства полуле- гально действующих резидентов, кузницы "подрывных" кадров. Особо вкусное -- не всегда означает дорогое и вредное. Потом, даже не особо полезное можно в небольших количествах позволять себе иногда. У каждого народа можно найти несколько видов прекрасной еды, за которую не лень побороться. Особо вкусной бывает даже неприготов- ленная натуральная пища -- какая-нибудь груша или какой-нибудь персик -- а остальная пища значительно ей уступает качеством не потому, что его обеспечить невозможно в принципе, а потому что такая задача не ставится, поскольку позиция дезориентированного большинства потребителей -- "и так сойдёт". У кого что может заимствоваться (или браться за основу) для продажи в готовом к потреблению виде: у грузин: козинаки, чурчхела; у болгар: таратор, боза; у много кого: долма, печёная фасоль с овощами; у цыган: сыр по-цыгански с перцем; у русских: копчёный палтус, салат "оливье"; у литовцев: копчёная с морковкой и специями скумбрия, лососёвая паста; у итальянцев: приправа песто; у испанцев: суп-напиток гаспачо; и т. д. Для сети забегаловок дешёвых ресторанов подойдёт немного другое: у грузин: хинкали, чебуреки; у татар: самса; у белорусов: драники с мясом и салом; у испанцев: паэлья; у китайцев: много чего; и т. д. При массовом производстве, при значительном расходе интеллекта на усовершенствования вполне можно опускать стоимость особо каче- ственной еды до уровня, приемлемого для большинства людей. Массовая национальная еда -- это надёжный и легко проверяемый показатель качества государственной политики, национального обра- за жизни, национального менталитета, даже национальной имперской программы, если без неё никак. Если еда -- так себе, то так себе и остальное, только менее очевидным образом. Заметим, что народы, славящиеся отличной дорогой ресторанной кухней (французы и др.), не могут похвастаться такой же отличной забегаловочной едой, а также готовой к употреблению дешёвой едой в массовой продаже. То есть, от их кухни мало толку для них самих и для человечества в целом. Это неправильно. Если у человека нет вкуса к хорошей еде, то у него почти навер- няка нет вкуса и к хорошей архитектуре, хорошей литературе, хоро- шему кино, хорошим политическим проектам и т. д. -- потому что это всё -- родственное. Жить без разного такого человек сможет, но мирок для себя он выстроит кое-как склёпанный, обшарпанный, замусоренный, уязвимый. Если не хотите жить в таком мирке, начни- те обустройство своей среды обитания с кухни. Можно, наверное, начать и с чего-то другого, но против кухонного варианта нет серьёзных возражений. На движение в светлое будущее широким фрон- том всё равно не хватит интеллектов и ресурсов, тогда как на пер- воначальный прорыв на узком кухонном участке их может оказаться и достаточно. А потом, как говорится, войдёте во вкус и разовьёте успех. НАКОРМИ НАРОД МОЙ!

Приложение: Плутарх "Древние обычаи спартанцев"

(Книга Плутарха здесь приведена, потому что оказалась в тему: она, можно сказать, описывает один из древнегреческих вариантов правильного общества, причём это вариант, основательно проверен- ный когда-то на практике. Устаревший, даже в своё время не вызы- вавший массового стремления перенять, но всегда имевший некоторое количество сторонников и последователей и, разумеется, заслужива- ющий внимания. Комментарий к нему -- после текста Плутарха.) 1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает: "Ни одно слово не выходит за них". 2. Больше всего спартанцы ценят так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам. Говорят, что сицилийский тиран Дионисий купил спартанского повара и приказал ему, не считаясь ни с какими расходами, приготовить такую похлебку. Однако, попробовав, он с отвращением ее выплюнул. Тогда повар сказал: "О царь, чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях". 3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно ходить по дорогам по ночам. 4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы. 5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним- единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело. 6. Молодые люди спали совместно по илам и агелам на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать. 7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав. 8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению. 9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию. 10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным. 11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного. 12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. 13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют. 14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту. 15. Было три хора: каждый во время праздников представлял определенный возраст. Хор старцев, начиная, пел: Когда-то были мы сильны и молоды! Его сменял хор мужей в расцвете лет: А мы сильны и ныне. - Хочешь, так попробуй сам. Третий хор мальчиков подхватывал: А мы проявим доблесть даже большую! 16. Темы их маршевых песен побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Их пели хором под звук флейты во время наступления на врага. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы. 17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи. 18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а также плач и рыдания при похоронах. 19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания. 20. Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному. 21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав. 22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни, установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого начала мойру. 23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил. 24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь. 25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, - то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство. 26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость. 27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше ничего. 28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть. 29. Любители поговорок часто приводят слова: Не приложивши рук, богов не призывай, то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а иначе не стоит. 30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства. 31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери. 32. Они пользовались не железными скребками, а делали их из тростника. 33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами. 34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть: Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный: Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах. Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть. 35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам. 36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его. 37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой. 38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею. 39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела. 40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли "диамастигосис", и происходило оно каждый год. 41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению. 42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему. Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано: "Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит". Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями. Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив, признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне, хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении, осмелились не принимать участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить фороса. Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами. Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались под властью римлян. Спартанская социальная система была очень устойчивой и очень эффективной в военном отношении и в отношении здоровья граждан. Спартанцы стали отступать от законов Ликурга не потому, что кто-то предпринял против них психологическую войну и преодолел комплексным воздействием порог устойчивости системы. Этот порог не был преодолён и из-за случайного совпадения действия откло- няющих факторов. Произошло другое: закончилась эпоха городов- государств и их союзов. Спарта не могла расти иначе, как через размножение исконных спартанцев и получение их детьми спартанс- кого воспитания, а это процесс медленный, и в IV веке он пошёл вспять из-за полосы слишком тяжёлых войн. Усиливаться Спарта мог- ла также за счёт равноправных и неравноправных союзов с другими городами-государствами, но такие союзы были менее прочными и менее управляемыми, чем большие имперские государства. Греки вступили в эпоху крупных государств, традиционная спартанская политика для таких условий не годилась, и Спарта стала меняться, чтобы выжить. Найти способы сохранения высокого уровня качества в новых условиях она не сумела. Нельзя утверждать, что спартанцы не сумели адаптироваться к новым условиям, потому что у них не было философов (т. е., якобы особо развитого коллективного интеллекта), зато была муштра. В Афинах, Фивах и прочих славных городах Греции хватало философов, а судьба этих городов сложилась такая же, как у Спарты: сначала они оказались в составе империи македонцев, потом -- империи римлян, ещё позже -- империи турок. ................................................................. .................................................................

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Правильная страна