Александр Бурьяк

О пресловутой ТРИЗ

bouriac@yahoo.com На главную страницу
................................................................. ................................................................. Откровение об интеллектуальных практиках. Интеллектуальными практиками можно называть массовые увлечения образованных, но не особо умных людей каким-нибудь подходом к решению каких-нибудь проблем. Подход излагается в некоторых текстах, воспринимаемых с благоговением. Практика состоит в кучковании по поводу подхода, в попытках применения его, в пропихе его в более широкие массы. Христианство начиналось не как интеллектуальная практика, пото- му-что изначальной социальной базой его были люди необразованные, тогда как образованные, наоборот, воротили от него носы. Интеллектуальную практику надо отличать от интеллектуальной мо- ды вообще. Интеллектуальная мода может состоять и в увлечении ка- ким-нибудь одним понятием (и выражающим его словом). К примеру, я обнаружил, что стал частовато встречать в чужой речи слова "оксю- морон", "лимитроф". "симулякр", "гламур", "мем" и т. п., хотя сам вполне обхожусь не только без этих слов, но иногда даже и без стоящих за ними понятий. * * * Из "Катехизиса еврея в СССР", доказать фальшивость которого Владимир Бурцев (1862-1942), наверное, не успел: "Создавайте теории, гипотезы, направления, школы, методы, реальные и нереальные. Чем экстравагантнее, тем лучше! Пусть не смущает вас, что ваши 'теории' и 'гипотезы' беспочвенны и никому не нужны, пусть не смущает вас, что о них завтра забудут. Придет новый день, придут новые идеи. В этом выражается могущество нашего духа, в этом наше превосходство. Пусть гои оплачивают наши векселя. Пусть ломают головы в поисках рациональных зерен в наших идеях, пусть ищут и находят в них то, чего там нет. Завтра мы дадим новую пищу их примитивным мозгам." Я полагаю, однако, что дело в целом вовсе не в злонамеренности, а в лёгкой возбудимости, падкости на абсурдное, пониженной этни- ческой самокритичности, "мессианских ожиданиях", наклонности поддерживать своих. * * * Из переписки (по поводу ТРИЗ Альтшуллера, 02.06.2020): "А что у него там выдающегося? В юношестве его книга 'И вот появился изобретатель' была у меня чуть ли не настольной. Но вот решил вторично ознакомиться с ТРИЗ уже в зрелом возрасте - и, как бы это помягче сказать, зародилась у меня уверенность, что авторская позиция примерно соответствует второй части его же фа- милии. Я даже не буду разбирать возможность реализации его 'изо- бретений' на практике, которыми он иллюстрировал свое повествова- ние. Сложную задачу невозможно решить не будучи глубоко погруженным в тему. Некоторые люди жизнь кладут на решение задачи в своей очень узкой специализации - и то не у всех получается выйти в плюс. А чтоб пришел человек со стороны и все решил с помощью одной только хитрой методики - так не бывает. Впрочем цифры расставили бы все по местам - сколько изобретений по-старинке сделано на коленке в доТРИЗовскую эпоху, и сколько модным промышленным способом Альтшуллера - после. Но что-то об успехах при помощи ТРИЗ ничего не слышно. Я думаю Альшуллер пытался работать в нише современных тренингов 'личностного роста' и 'развития успешности' - охмурял тогдашний советский офисный планктон наполнявший многочисленные ОКБ и НИИ. Чисто наукообразная развлекуха с претензией на интеллектуальность для образованцев." По-моему, всё очень толково подмечено. Добавлю. В начале 1990-х ТРИЗ получила "второе дыхание": в Минске разработали компьютерную программу "Inventing Machine" на основе этой ТРИЗ и много что поимели на её впаривании. Команда разработчиков даже перебралась в США. А мой бывший научный руко- водитель обосновался в Германии и в 2010-х кормился втюхиванием этой программы немцам. Но нужны следующие уточнения. 1. Теорию решения изобретательских задач следовало разрабатывать так или иначе: если имеется сложная и важная область деятель- ности, почему не разобраться, что же там происходит? 2. ТРИЗ Альтшуллера сама по себе -- вполне корректная и адекват- ная. Есть альтернативные теории? Ждём-с. (На самом деле одна имеется, правда, не альтернативная, а рассматривающая другие аспекты того же самого. Это моя "теория радикального проекти- рования".) 3. Поднять уровень представлений изобретателя о его работе эта ТРИЗ может вполне. И соответственно повысить уровень его про- изводительности процентов на... 10-20, наверное. В зависи- мости от индивида, предметной области, сложности задач. Это тоже немало. Если какая-то проблема не решается в лоб, надо приступать к её осаде, и тут ТРИЗ может быть кстати. 4. ТРИЗ соотносится с изобретательской работой, как логика -- с мышлением. Знание логики не делает человека значительно умнее, но немного всё-таки помогает в некоторых случаях. 5. Верить в то, что ТРИЗ способна радикально улучшить качество и производительность изобретательской работы, у Альтшуллера были основания. Пропихивание им ТРИЗ не было мошенничеством с самого начала. Чтобы понять, что полезность ТРИЗ довольно ограниченная, нужно было время, и нужны были, наверное, могучие мозги. 6. ТРИЗ должна входить в программу инженерного образования -- аналогично тому, как логика должна входить в программу общего образования. Иное дело, что ни ТРИЗ, ни логика не являются ключевыми инструментами в интеллектуальной работе. 7. Преподавание ТРИЗ как форма неявного мошенничества (дезинфор- мирование о возможностях впариваемого "продукта") -- не осно- вание для того, чтобы отвергать собственно ТРИЗ: аналогично мошенничают организаторы всяких "тренингов" на базе психологии и медицины, но это не значит, что психология и медицина -- суть шарлатанство и только. "По ощущениям там нет даже 10% прибавления эффективности, но не хотелось бы гадать, не имея сравнительной аналитики. Но даже если и обеспечивается прирост эффективности хотя бы в 10%, то этого все равно мало, чтобы громко называться ТЕОРИЕЙ. Ведь можно же создать некое креативное бюро на базе методичек ТРИЗ и оказывать платные услуги по изобретательству на заказ, на- пример для крупных компаний - и деньги грести лопатой. А для кор- пораций даже 1% экономии производственного бюджета -- уже солид- ная сумма набегает. И вот тут бы появиться изобретателю с хвале- ными супералгоритмами, но что-то тишина!" По ощущениям вы не определите изменения веса, температуры, освещённости, скорости и т. п., если оно составляет менее 10% (скажем, 9.5%). Тем не менее, объективно оно может иметь место -- и сказываться. Назначение теории -- объяснять и предсказывать. Есть формальные признаки научной теории, отличающие её от ненаучной теории и от философского и религиозного тра-та-та. ТРИЗ -- научная теория. Платные как бы консультационные услуги -- развитая область охмуряльного бизнеса, "прикрытия задниц" и "распиливания" корпо- ративных и государственных денег под видом занятия делом, но кон- сультанты приглашаются далеко не по всякому поводу, по какому мо- жно, а то и нужно было бы: есть тут некоторые нюансы. Заказывание изобретений может не практиковаться по 2-м сообра- жениям: 1) соблюдение коммерческой тайны; 2) постоянная необходи- мость в изобретательской деятельности (нет смысла заказывать, переплачивать, долго вводить в суть дела: проще включить нужных специалистов в штат). "Так я и говорю, что до сих пор нет объективных критериев оцен- ки полезности ТРИЗ. Пока она больше смахивает на 'тренинги по развитию креативности." Для много чего нет объективных критериев оценки. Далеко не во всё можно воткнуть градусник и т. п. К примеру, я не в состоянии объективно оценить Вас, а Вы -- меня. Всё на глазок. "Да, не все можно измерить, но мы сейчас обсуждаем не абстракт- ные вещи, а конкретное явление. И применительно к нему я уже ука- зал методику замера эффективности: это кол-во изобретений до вне- дрения ТРИЗа и после. Либо еще более простое исследование, напри- мер, среди сотрудников конструкторских бюро - сколько из них ре- гулярно используют данную методику в работе. И все сразу встанет на свои места. Пока что никаких сравнительных цифр или иных реальных подтверждений по данной теме лично я не видел." Изобретение изобретению -- очень большая рознь. Во-первых, по уровню новизны (у Альтшуллера этот аспект как раз подробненько освещается). Во-вторых, по уровню значимости. (Кстати, про значи- мость у Альтшуллера, вроде, ничего существенного нет. Не беда, я добавлю.) Можно нагонять количество изобретений посредством использова- ния всяких трюков (к примеру, из одного изобретения делать нес- колько -- пошаговым добавлением деталей). Кстати, методика ТРИЗ облегчает клепание формальных изобретений. Может, слышали: едва объявляется какой-то "объективный" критерий качества работы, как он вскоре у всех начинает расти и перестаёт отражать реальное качество, поскольку под этот критерий начитают подстраиваться. По поводу "сколько сотрудников регулярно используют данную ме- тодику в работе". У вас упрощённые, схематические представления о функционировании центральной нервной системы. Заодно спросите, сколько сотрудников регулярно используют логику Аристотеля, и потом объявите Аристотеля псевдоисследователем, а его логику -- пустышкой. Даже я ж вспоминаю про неё хорошо, если раз в месяц. Во-первых, расплывчато понятие "регулярно". Во-вторых, даже ежедневное использование может быть и по чуть-чуть, и сплошня- ком. В-третьих, есть такая вещь, как подсознание: Вы попросту НЕ МОЖЕТЕ ЗНАТЬ, в какой степени там задействуются те или иные усво- енные вами представления. В-четвёртых, использование использова- нию рознь: может, что-то оказывается при деле очень редко, зато в важнейших случаях, и обеспечивает в них прорыв. 24.06.2020: "Надо найти каверзную штуку и сказать: 'а вот покажи, кудесник, как её с помощью ТРИЗ можно было изобрести?' Если не справится, то и будет экспериментальное опровержение ТРИЗ." Вы какие-то смешные, ей богу. Если обнаруживается изобретение, не попадающее ни под какое обобщение в ТРИЗ, в ТРИЗ попросту делается добавление: выводится ещё один изобретательский приём. Теории, как правило, не "статичны": они развиваются. "Как я понял, запас приёмов может пополняться, но после обра- ботки: они должны вписаться в теорию, быть увязаны с основными понятиями. То есть, теоретически какой-то приём может и не подойти." А что мешает подкрутить "основные понятия", если обнаруживается случай, под них не попадающий? Если без обид, то научно-методологические представления боль- шинства культурных людей в наше время оставляют желать много луч- шего. Это не их личная вина: за всем не уследить. По-хорошему всякое такое должно проходиться ещё в школе, поскольку это не сложнее геометрии, зато меньше объёмом и больше важностью. "Это просто более-менее универсальная методика, алгоритм разра- ботки технических решений. Саму по себе теорию считаю годной и про какие-то платные курсы по ней - по кр.мере в XXI в. - не при- помню. Кстати побывал впервые осенью на бесплатном мероприятии минского ТРИЗ-клуба. Неплохо, цивильно, но не слишком уж впечат- лило. Типа тренинг по мозговому штурму. Вердикт: разводом не считаю." "Неразводом" является исходная ТРИЗ. А вот некоторые её "разви- тия" -- таки развод. Смотрите, к примеру, "Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду". И. Губерман, когда не матерился: "Возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, - это девка, брошенная в полк."

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / О пресловутой ТРИЗ