.................................................................
.................................................................
Откровение об интеллектуальных практиках. Интеллектуальными
практиками можно называть массовые увлечения образованных, но не
особо умных людей каким-нибудь подходом к решению каких-нибудь
проблем. Подход излагается в некоторых текстах, воспринимаемых с
благоговением. Практика состоит в кучковании по поводу подхода, в
попытках применения его, в пропихе его в более широкие массы.
Христианство начиналось не как интеллектуальная практика, пото-
му-что изначальной социальной базой его были люди необразованные,
тогда как образованные, наоборот, воротили от него носы.
Интеллектуальную практику надо отличать от интеллектуальной мо-
ды вообще. Интеллектуальная мода может состоять и в увлечении ка-
ким-нибудь одним понятием (и выражающим его словом). К примеру, я
обнаружил, что стал частовато встречать в чужой речи слова "оксю-
морон", "лимитроф". "симулякр", "гламур", "мем" и т. п., хотя сам
вполне обхожусь не только без этих слов, но иногда даже и без
стоящих за ними понятий.
* * *
Из "Катехизиса еврея в СССР", доказать фальшивость которого
Владимир Бурцев (1862-1942), наверное, не успел:
"Создавайте теории, гипотезы, направления, школы, методы,
реальные и нереальные. Чем экстравагантнее, тем лучше! Пусть не
смущает вас, что ваши 'теории' и 'гипотезы' беспочвенны и никому
не нужны, пусть не смущает вас, что о них завтра забудут. Придет
новый день, придут новые идеи. В этом выражается могущество
нашего духа, в этом наше превосходство. Пусть гои оплачивают наши
векселя. Пусть ломают головы в поисках рациональных зерен в наших
идеях, пусть ищут и находят в них то, чего там нет. Завтра мы
дадим новую пищу их примитивным мозгам."
Я полагаю, однако, что дело в целом вовсе не в злонамеренности,
а в лёгкой возбудимости, падкости на абсурдное, пониженной этни-
ческой самокритичности, "мессианских ожиданиях", наклонности
поддерживать своих.
* * *
Из переписки (по поводу ТРИЗ Альтшуллера, 02.06.2020):
"А что у него там выдающегося? В юношестве его книга 'И вот
появился изобретатель' была у меня чуть ли не настольной. Но вот
решил вторично ознакомиться с ТРИЗ уже в зрелом возрасте - и,
как бы это помягче сказать, зародилась у меня уверенность, что
авторская позиция примерно соответствует второй части его же фа-
милии. Я даже не буду разбирать возможность реализации его 'изо-
бретений' на практике, которыми он иллюстрировал свое повествова-
ние.
Сложную задачу невозможно решить не будучи глубоко погруженным
в тему. Некоторые люди жизнь кладут на решение задачи в своей
очень узкой специализации - и то не у всех получается выйти в
плюс. А чтоб пришел человек со стороны и все решил с помощью
одной только хитрой методики - так не бывает.
Впрочем цифры расставили бы все по местам - сколько изобретений
по-старинке сделано на коленке в доТРИЗовскую эпоху, и сколько
модным промышленным способом Альтшуллера - после. Но что-то об
успехах при помощи ТРИЗ ничего не слышно.
Я думаю Альшуллер пытался работать в нише современных тренингов
'личностного роста' и 'развития успешности' - охмурял тогдашний
советский офисный планктон наполнявший многочисленные ОКБ и НИИ.
Чисто наукообразная развлекуха с претензией на интеллектуальность
для образованцев."
По-моему, всё очень толково подмечено.
Добавлю. В начале 1990-х ТРИЗ получила "второе дыхание": в
Минске разработали компьютерную программу "Inventing Machine" на
основе этой ТРИЗ и много что поимели на её впаривании. Команда
разработчиков даже перебралась в США. А мой бывший научный руко-
водитель обосновался в Германии и в 2010-х кормился втюхиванием
этой программы немцам.
Но нужны следующие уточнения.
1. Теорию решения изобретательских задач следовало разрабатывать
так или иначе: если имеется сложная и важная область деятель-
ности, почему не разобраться, что же там происходит?
2. ТРИЗ Альтшуллера сама по себе -- вполне корректная и адекват-
ная. Есть альтернативные теории? Ждём-с. (На самом деле одна
имеется, правда, не альтернативная, а рассматривающая другие
аспекты того же самого. Это моя "теория радикального проекти-
рования".)
3. Поднять уровень представлений изобретателя о его работе эта
ТРИЗ может вполне. И соответственно повысить уровень его про-
изводительности процентов на... 10-20, наверное. В зависи-
мости от индивида, предметной области, сложности задач. Это
тоже немало. Если какая-то проблема не решается в лоб, надо
приступать к её осаде, и тут ТРИЗ может быть кстати.
4. ТРИЗ соотносится с изобретательской работой, как логика --
с мышлением. Знание логики не делает человека значительно
умнее, но немного всё-таки помогает в некоторых случаях.
5. Верить в то, что ТРИЗ способна радикально улучшить качество
и производительность изобретательской работы, у Альтшуллера
были основания. Пропихивание им ТРИЗ не было мошенничеством с
самого начала. Чтобы понять, что полезность ТРИЗ довольно
ограниченная, нужно было время, и нужны были, наверное,
могучие мозги.
6. ТРИЗ должна входить в программу инженерного образования --
аналогично тому, как логика должна входить в программу общего
образования. Иное дело, что ни ТРИЗ, ни логика не являются
ключевыми инструментами в интеллектуальной работе.
7. Преподавание ТРИЗ как форма неявного мошенничества (дезинфор-
мирование о возможностях впариваемого "продукта") -- не осно-
вание для того, чтобы отвергать собственно ТРИЗ: аналогично
мошенничают организаторы всяких "тренингов" на базе психологии
и медицины, но это не значит, что психология и медицина --
суть шарлатанство и только.
"По ощущениям там нет даже 10% прибавления эффективности, но не
хотелось бы гадать, не имея сравнительной аналитики.
Но даже если и обеспечивается прирост эффективности хотя бы в
10%, то этого все равно мало, чтобы громко называться ТЕОРИЕЙ.
Ведь можно же создать некое креативное бюро на базе методичек
ТРИЗ и оказывать платные услуги по изобретательству на заказ, на-
пример для крупных компаний - и деньги грести лопатой. А для кор-
пораций даже 1% экономии производственного бюджета -- уже солид-
ная сумма набегает. И вот тут бы появиться изобретателю с хвале-
ными супералгоритмами, но что-то тишина!"
По ощущениям вы не определите изменения веса, температуры,
освещённости, скорости и т. п., если оно составляет менее 10%
(скажем, 9.5%). Тем не менее, объективно оно может иметь место --
и сказываться.
Назначение теории -- объяснять и предсказывать. Есть формальные
признаки научной теории, отличающие её от ненаучной теории и от
философского и религиозного тра-та-та. ТРИЗ -- научная теория.
Платные как бы консультационные услуги -- развитая область
охмуряльного бизнеса, "прикрытия задниц" и "распиливания" корпо-
ративных и государственных денег под видом занятия делом, но кон-
сультанты приглашаются далеко не по всякому поводу, по какому мо-
жно, а то и нужно было бы: есть тут некоторые нюансы.
Заказывание изобретений может не практиковаться по 2-м сообра-
жениям: 1) соблюдение коммерческой тайны; 2) постоянная необходи-
мость в изобретательской деятельности (нет смысла заказывать,
переплачивать, долго вводить в суть дела: проще включить нужных
специалистов в штат).
"Так я и говорю, что до сих пор нет объективных критериев оцен-
ки полезности ТРИЗ. Пока она больше смахивает на 'тренинги по
развитию креативности."
Для много чего нет объективных критериев оценки. Далеко не во
всё можно воткнуть градусник и т. п. К примеру, я не в состоянии
объективно оценить Вас, а Вы -- меня. Всё на глазок.
"Да, не все можно измерить, но мы сейчас обсуждаем не абстракт-
ные вещи, а конкретное явление. И применительно к нему я уже ука-
зал методику замера эффективности: это кол-во изобретений до вне-
дрения ТРИЗа и после. Либо еще более простое исследование, напри-
мер, среди сотрудников конструкторских бюро - сколько из них ре-
гулярно используют данную методику в работе. И все сразу встанет
на свои места. Пока что никаких сравнительных цифр или иных
реальных подтверждений по данной теме лично я не видел."
Изобретение изобретению -- очень большая рознь. Во-первых, по
уровню новизны (у Альтшуллера этот аспект как раз подробненько
освещается). Во-вторых, по уровню значимости. (Кстати, про значи-
мость у Альтшуллера, вроде, ничего существенного нет. Не беда, я
добавлю.)
Можно нагонять количество изобретений посредством использова-
ния всяких трюков (к примеру, из одного изобретения делать нес-
колько -- пошаговым добавлением деталей). Кстати, методика ТРИЗ
облегчает клепание формальных изобретений. Может, слышали: едва
объявляется какой-то "объективный" критерий качества работы, как
он вскоре у всех начинает расти и перестаёт отражать реальное
качество, поскольку под этот критерий начитают подстраиваться.
По поводу "сколько сотрудников регулярно используют данную ме-
тодику в работе". У вас упрощённые, схематические представления о
функционировании центральной нервной системы. Заодно спросите,
сколько сотрудников регулярно используют логику Аристотеля, и
потом объявите Аристотеля псевдоисследователем, а его логику --
пустышкой. Даже я ж вспоминаю про неё хорошо, если раз в месяц.
Во-первых, расплывчато понятие "регулярно". Во-вторых, даже
ежедневное использование может быть и по чуть-чуть, и сплошня-
ком. В-третьих, есть такая вещь, как подсознание: Вы попросту НЕ
МОЖЕТЕ ЗНАТЬ, в какой степени там задействуются те или иные усво-
енные вами представления. В-четвёртых, использование использова-
нию рознь: может, что-то оказывается при деле очень редко, зато
в важнейших случаях, и обеспечивает в них прорыв.
24.06.2020:
"Надо найти каверзную штуку и сказать: 'а вот покажи, кудесник,
как её с помощью ТРИЗ можно было изобрести?' Если не справится,
то и будет экспериментальное опровержение ТРИЗ."
Вы какие-то смешные, ей богу. Если обнаруживается изобретение,
не попадающее ни под какое обобщение в ТРИЗ, в ТРИЗ попросту
делается добавление: выводится ещё один изобретательский приём.
Теории, как правило, не "статичны": они развиваются.
"Как я понял, запас приёмов может пополняться, но после обра-
ботки: они должны вписаться в теорию, быть увязаны с основными
понятиями. То есть, теоретически какой-то приём может и не
подойти."
А что мешает подкрутить "основные понятия", если обнаруживается
случай, под них не попадающий?
Если без обид, то научно-методологические представления боль-
шинства культурных людей в наше время оставляют желать много луч-
шего. Это не их личная вина: за всем не уследить. По-хорошему
всякое такое должно проходиться ещё в школе, поскольку это не
сложнее геометрии, зато меньше объёмом и больше важностью.
"Это просто более-менее универсальная методика, алгоритм разра-
ботки технических решений. Саму по себе теорию считаю годной и
про какие-то платные курсы по ней - по кр.мере в XXI в. - не при-
помню. Кстати побывал впервые осенью на бесплатном мероприятии
минского ТРИЗ-клуба. Неплохо, цивильно, но не слишком уж впечат-
лило. Типа тренинг по мозговому штурму.
Вердикт: разводом не считаю."
"Неразводом" является исходная ТРИЗ. А вот некоторые её "разви-
тия" -- таки развод. Смотрите, к примеру, "Проведение занятий по
технологии ТРИЗ в детском саду".
И. Губерман, когда не матерился:
"Возглавляя партии и классы,
лидеры вовек не брали в толк,
что идея, брошенная в массы, -
это девка, брошенная в полк."
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / О пресловутой ТРИЗ