Александр Бурьяк

О Техническом музее в Минске

bouriac@yahoo.com На главную страницу
В Минске должен быть свой Технический музей. В принципе он нужен -- и возможен! -- в каждом областном городе, а может, и в каждом районном, пусть и меньший по размаху экспозиции, чем столичный. Технические музеи -- разновидность музеев, которая даётся, наверное, легче всего: надо лишь собирать старую технику, которую обычно не знают куда девать и бросают где попало (можно сказать, технические музеи -- это частичная альтернатива мусорным свал- кам). И технические музеи -- возможно, самая полезная разновид- ность музеев, потому что обеспечивают развитие технической мысли, а она имеет прямое отношение к обеспечению экономического благополучия, качества жизни, безопасности в стране. Большинство достижений и проблем нынешней глобальной цивилиза- ии связано с техникой, поэтому если страна претендует на собст- венный участок фронта в борьбе за новые возможности для человече- ства и себя самой, она должна уделять существенное внимание соз- данию условий для собирания, обработки, предоставления, пропаган- ды в первую очередь технической информации, а не какой-то ещё. Центр интересов современного "развитого" общества находится, к сожалению в области обогащения и потребления, а надо сместить его в область познания и созидания. Через познание и созидание -- самый надёжный путь к личному и общественному благополучию. Тех- нический музей -- необходимая база для познавательной и созида- тельной деятельности национального уровня. Обширный технический музей -- это не nice to have, а тот ещё must, если мы планируем жить как нация, а не как население бывшей территории ВКЛ, понемногу растворяющееся в других народах. Мощная культура формируется через накопление. Если происходит мало накопления и много -- обновления, то культура получается слабая, несамостоятельная, не способная опереться в самой себе на серьёзный опыт. О нации можно судить по её музеям. Нация должна жить так, чтобы в её музеях накапливался значительный, зрелищный материал. Нехватка в Минске технического музея давно уже очевидна для лучших умов города. На волне этой очевидности уже появились Музей авиации (но он за городской чертой), два музейчика связи. В музее Вликой Отечественной войны тоже имеются кое-какие технические экспонаты. Если говорить честно, то Минск -- не музейный город: музеи-то здесь имеются, но не очень обширные, иногда не вполне удобно расположенные. Вряд ли кто-то поедет в Минск ради хождения по его музеям. Технический музей -- это место, где молодёжь будет приобретать интерес к инженерной работе, а зрелые инженерные умы -- постигать философию техники. Музеи не только итожат, но также дают опору для рывков в разви- тии: позволяют понимать, а что же всё-таки было и почему получа- лось не вполне так, как задумывалось. Технический музей должен находиться в пределах центра города в удобном для доступа месте. Он должен быть привлекательным местом для прогулок и с возможностью хорошо и дёшево поесть. Лучше, если помещение для музея является экспонатом само по се- бе и особенно если "экспонатным" также является не демонтирован- ное изначальное оборудование этого помещения. С учётом сказанного можно считать, что больше всего для технического музея подходит старый заводик или хотя бы цех. В связи с тем, что некоторые тех- нические экспонаты имеют очень большую массу, желательно наличие у заводика/цеха железнодорожных подъездных путей. Некоторые экспонаты технического музея могут оставаться в собс- твенности их владельцев с правом изъятия в любое время. Можно назвать это демонстрационным хранением. Назначение Технического музея -- культивировать массовый инте- рес к истории, технике, инженерной работе. Даже если непосредст- венная окупаемость музея будет только частичной, косвенное поло- жительное влияние его на общество оправдает расходы. При Техническом музее может функционировать технический "блоши- ный рынок", служащий, среди прочего, для пополнения музейной экспозиции. Избыточные приобретения можно обменивать в других технических музеях на что-то более раритетное для Минска. В технике мало что создаётся "с нуля", на совершенно пустом месте: инженерная мысль лучше работает, когда она от чего-то отталкивается, даже если это что-то -- всего лишь чужие ошибки. Между тем отталкиваться удобнее от реальных образцов, а не от их описаний. Технический музей как раз и должен обеспечивать основу для успешных отталкиваний, тем более что новое -- это даже в технике иногда лишь хорошо забытое старое. Как правило, конструктор не начинает работы с пустого места, а исследует прототипы, причём не обязательно только новейшие и только из той функциональной группы, которой принадлежит разраба- тываемое изделие. Иначе говоря, такого нет, что, к примеру, конс- труктор сеялок должен изучать в качестве прототипов исключительно сеялки: возможно, он успешно заимствует для своей сеялки что-то, скажем, от танка или от пишущей машинки. Мощный технический музей может быть, среди прочего, хранилищем таких прототипов для конст- рукторов. Какие экспонаты надо выставлять в техническом музее, а какие -- в историческом или военном -- это вопрос условности и свободного места. Главное -- чтобы раритеты были сохранены и представлены для обозрения. Популярными могут быть только мощные музеи -- с большим коли- чеством разнообразных доподлинных экспонатов. Экспозиция Технического музея должна быть устроена так, чтобы обслуживался в первую очередь инженерный интерес. То есть, должно быть видно, как вещи устроены внутри и какие их части обеспечива- ют специфические функции этих вещей. Для технических музеев бывшие в употреблении вещи много ценнее не бывших в употреблении: первые несут в себе больше следов эпохи, позволяют судить о характере износа и поломок, о том, насколько хорошо различные материалы и конструктивные элементы переносят рабочие нагрузки и противостоят прочим разрушительным факторам. Консервация, реставрация, реконс- трукция технических экспонатов должны осуществляться с учётом ука- занной инженерной потребности в первичной информации о жизненном цикле изделия. Историю можно переписывать, тогда как материальные экспонаты музеев представляют собой доподлинные фрагменты прошлого. Разуме- ется, можно эти фрагменты прятать, уничтожать, модифицировать, подделывать, но это всё же не так легко, как в случае с докумен- тами.
Технический музей
Будущий экспонат Технического музея, пока что ржавеющий на территории колледжа им. Якуба Колоса в Несвиже.
Технический музей
Музей электричества в Лиссабоне. Прежде был электростанцией.
Технический музей
Экспонат Музея электричества в Лиссабоне: паровой котёл на своём неизменном месте.
Технический музей
Некоторые экспонаты для Музея техники можно будет прикупить по дешёвке (или выменять) за границей. К примеру, вот эту пожарную машину -- у наших эстонских братьев в Таллинне. Стоянка возле Таллиннского Морского музея.
Технический музей
Крупные военно-технические изделия бывают интересны даже женщинам, не говоря уж о детях. Экспозиция возле Таллиннского Морского музея.
Технический музей
Старинные печатные машинки. Шанс отыскать такие экспонаты на минском блошином рынке уже нулевой: надо было вести поиски сто лет назад. Венский Технический музей.
Технический музей
Можем, если хотим. Экспонаты гомельского Музея Великой Отечественной войны на территории бывшего детского сада на улице Пушкина. В тесноте, да не в обиде. По белорусским меркам здесь очень обширная экспозиция.
Технический музей
Технический музейчик в церкви Богоматери на Скале. Всего одна комната, зато плотно заставленная драгоценными экспонатами, спасёнными от мусорной свалки. Пераст, Черногория.
Технический музей должен работать с экспонатами в соответствии с Венецианской "Международной хартией по консервации и реставра- ции памятников и достопримечательных мест" (см. Приложение 1). Любой "пережиток прошлого" ценен не своим видом, а своей сущностью, дающей возможность продвигаться в понимании прошлого, а значит, также настоящего и будущего. А людям этого понимания очень не хватает, потому что нельзя ведь сказать, что хотя бы где-то в какой-нибудь одной стране, наконец, создано вполне бла- гополучное общество. Если сегодня представляется, что некоторый исторический объект исчерпывающе изучен, то через какое-то коли- чество лет в связи с общим развитием исторических представлений и/или с появлением новых вопросов может оказаться, что он всё ещё способен поднести что-то новое. Поэтому любая реконструкция исторических объектов и музейных экспонатов должна состоять лишь в дополнении утерянного и консе- рвации имеющегося, но ей не следует включать в себя замену старого новым. * * * В качестве образца для Минского технического музея может быть выбран венский Технический музей промышленности и ремёсел. Этот музей был основан ещё в 1908 году в связи с 60-летием правления императора Франца Иосифа I -- "государством, городом Веной и людьми возвышенного образа мыслей -- предкам для чести, молодёжи для науки, промышленности для использования". Со времени основа- ния этого музея власть в стране уже несколько раз поменялась, а музей оставался и рос. Новейшие промышленные изделия первых лет его существования уже успели стать техническими древностями.

Приложение 1: Венецианская хартия 1964 года

Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест

Принята на II Международном конгрессе архитекторов и техничес- ких специалистов по историческим памятникам (Венеция, 1964)

Определения

Статья 1. Понятие исторического памятника включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события. Оно распространяется не только на выдающиеся памятники, но также на более скромные сооружения, приобретающие с течением времени значительную культурную ценность. Статья 2. Консервация и реставрация памятников составляет такую дисциплину, которая взаимодействует со всеми отраслями науки и техники, способствующими изучению и сохранению монументального наследия.

Цель

Статья 3. Консервация и реставрация памятников имеют целью сохранение памятников как произведении искусства и как свидетелей истории.

Консервация

Статья 4. Консервация памятников предполагает прежде всего постоянство ухода за ними. Статья 5. Консервация памятников всегда облегчается применением их для некоторых общественно-полезных целей; такое применение желательно, но при условии сохранения архитектурной целостности и декора зданий. Только в этих рамках можно разрешать и предприни- мать работу по приспособлению, необходимость которой вызвана новыми требованиями современной жизни. Статья 6. Консервация предполагает сохранение памятников в рамках свойственного ему окружения и масштаба. Если традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объектов и цветовую гамму, недопустимы. Статья 7. Памятник не отделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен. Следователь- но, перемещение всего памятника или его части не должно допус- каться. Перемещение возможно в том случае, если это необходимо для сохранения памятника или может быть оправдано высшими национальными или международными интересами. Статья 8. Скульптурные, живописные или декоративные элементы, являющиеся неотъемлемой часть памятника, могут быть отделены в том случае, если единственно эта мера может обеспечить их сохранность.

Реставрация

Статья 9. Реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель - сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать нашего времени. Археологические и исторические исследования памятника должны всегда предшествовать и сопровождать реставрационные работы. Статья 10. В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии консервации и строительства, эффективность которых подтверждена научными данными и гарантирована опытом. Статья 11. Наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не представляют интереса, если композиции после этого свидетельствует о высокой исторической, археологической или эстетической ценности, если состояние сохранности раскрываемого памятника признано удовлетворительным. Суждение и ценности таких элементов и решение о возможности их устранения не могут зависеть единственно от автора проекта. Статья 12. Элементы, предназначенные для замены недостающих фрагментов, должны гармонично вписываться в целое и вместе с тем так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника. Статья 13. Дополнения могут быть допустимы только в том случае, если они оставляют нетронутыми все примечательные части здания, его традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с окружающей средой.

Исторические достопримечательные места

Статья 14. Комплексы памятников должны быть объектом особой заботы, необходимой для сохранения их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования. Проведение работ по консервации и реставрации должно быть обусловлено принципами, изложенными выше.

Раскопки

Статья 15. Раскопки должны производиться с соблюдением научных норм и в соответствии с 'Рекомендациями, определяющими междуна- родные принципы проведения археологических раскопок', принятыми ЮНЕСКО в 1956 г. Должно быть обеспечено укрепление руин и приняты меры, необходимые для консервации и постоянной защиты архитектур- ных элементов и обнаруженных в ходе раскопок предметов. Кроме то- го, должны быть предприняты меры для облегчения понимания значи- мости памятника, выявленного в результате раскопок, не искажаю- щие его смысла. Всякая реконструкция должна быть исключена изначально, можно допустить лишь анастилос, т.е. возвращение на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов. Введенные элементы всегда должны быть распознаваемы и представлять собой минимум, необходимый для обеспечения условий консервации памятника и восстановления единства его форм.

Документация и публикация

Статья 16. Работы по консервации, реставрации и раскопкам должны всегда сопровождаться составлением точной документации, представ- ленной в виде аналитических и критических отчетов, снабженных рисунками и фотографиями. В них должны быть отражены все этапы работ по раскрытию, укреплению, перекомпоновке и включению, а также элементы технического и формального характера, выявленные во время этих работ. Эта документация должна быть передана в архивы общественной организации и предоставлена в распоряжение исследователей. Рекомендуется публикация этих документов.

Приложение 2: Страшный прецедент с крейсером Аврора

Из статьи Сергея Андреева "Крейсеру 'Аврора' снится сортир" (газета "Смена", Санкт-Петербург, 3 ноября 2006): "По иронии судьбы крах советской системы начался с... бесслав- ного затопления 'Авроры' в Лужской губе. Ведь корабль, пришварто- ванный к Петроградской набережной, имеет мало общего с крейсером революции. Настоящая 'Аврора' уже 19 лет лежит в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи." "Колоссальные повреждения крейсер получил уже в своих первых боях в ходе Русско-японской войны. Затем были Первая мировая война, Октябрьская революция и Великая Отечественная. Первый капитальный ремонт 'Аврора' прошла сразу после войны на верфях Кронштадта. На новые были заменены практически все пушки, судо- ремонтники поменяли деревянную палубу и полностью переоборудовали внутренние помещения, в которых обосновались нахимовцы. Но и этого оказалось недостаточно. Железный корпус 'Авроры' попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно отка- чивавшие несколько десятков тонн воды. К началу 1980-х стало яс- но, что в первозданном виде сохранить крейсер просто невозможно. Очередная реконструкция, по сути ставшая концом старого крейсера, оказалась приуроченной к 70-й годовщине Октябрьской революции и продолжалась три года." "Реставрация 'Авроры' началась в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь. Там в доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную, была полностью заменена на новую. Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате 'Аврора' вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили советские вожди спрятать настоящую 'Аврору' от глаз народа." "В последний поход крейсер, буксируемый мощными тягачами, отправился вдоль южного берега Финского залива в 1987 году. Военные довели его до поселка Ручьи, расположенного на берегу Финского залива в Лужской губе. До Великой Отечественной там велось строительство военно-морской базы, призванной уменьшить нагрузку на Кронштадт (...) Там, в достаточно труднодоступном месте, и должна была дожить свой век 'Аврора'." "Некоторое время легендарный крейсер так и стоял возле огромно- го пирса. Но продолжалось это недолго. Сперва 'Аврору' потихонь- ку растаскивали военные, а затем они же фактически отдали корабль на разграбление работникам действовавшего в этих местах рыболовецкого совхоза 'Балтика'." - Очень хорошо помню события тех дней, - рассказывает бывший главный механик рыболовецкого совхоза 'Балтика' Владимир Юрченко. - Наше начальство договорилось с военными, и в один прекрасный день нас отправили резать 'Аврору'. Брать разрешили все, что сможем унести. В совхозе даже клич бросили: 'Мужики! Айда 'Аврору' резать!' Людей откликнулось достаточно много. Имущество с корабля вывозили грузовиками. В первую очередь сня- ли металлические трапы. Позже их использовали при строительстве. С надводных частей отдирали медную обшивку - тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически не тронутой. В одной из душевых я, к примеру, снимал с пола и стен кафель. Позже облицевал этой плиткой пол в бане. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы." "Разграбленное военными и рыбаками судно, словно скелет гигант- ской рыбы, простояло у старого пирса несколько месяцев. Крейсеру революции оказался уготован совершенно незавидный конец. В чью-то светлую голову в военной фуражке пришла гениальная идея - загрузить металлический корпус камнями и утопить его в гавани, превратив в волнорез." "Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком. При приливе волны бьются лишь о небольшой участок носовой части с креплениями для канатов. "...чтобы найти сувениры с 'Авроры', вовсе не обязательно спускаться под воду с аквалангом. Всего-то и нужно пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х годов. Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом покрыты крыши. На въезде же в деревню Дубки высится кирпичный дом с иллюминаторами, установленными вместо окон на дверях сарая и сортира." Уничтожение крейсера "Аврора" было репетицией уничтожения Советского государства, да и России вообще: от людей, которые способны поступать таким образом с ценнейшими историческими объектами, можно ожидать и любых других мерзостей. Здоровое общество, прочное государство такими людьми выстраиваться не могут.

Возврат на главную страницу