Александр Бурьяк

Взлёт и падение Всемирных выставок как показатель чего-то там

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Всемирные выставки XIX века -- в числе ярчайших событий эпохи, благотворно повлиявших на умы (выдающиеся и массовые) и на техни- ческое развитие человечества. Вот список первых выставок: 1851 Лондон (Великобритания) 1853 Нью-Йорк (США) 1855 Париж (Франция) 1862 Лондон (Великобритания) 1865 Порту (Португалия) 1867 Париж (Франция) 1872 Лион (Франция) 1873 Вена (Австрия) 1876 Филадельфия (США) 1878 Париж (Франция) 1879 Сидней (Австралия) 1880 Мельбурн (Австралия) 1884 Новый Орлеан (США) 1885 Антверпен (Бельгия) 1888 Барселона (Испания) 1889 Париж (Франция) 1893 Чикаго (США) 1897 Брюссель (Бельгия) 1898 Омаха (США) 1900 Париж (Франция) 1901 Буффало (США) 1904 Сент-Луис (США) 1905 Льеж (Бельгия) 1906 Милан (Италия) 1907 Дублин (Великобритания) 1907 Норфолк (США) 1909 Сиэтл (США) 1910 Брюссель (Бельгия) 1911 Турин (Италия) 1913 Гент (Бельгия) Блистательными были отнюдь не все из них. Но все парижские выставки были блистательными. Фотографии некоторых выставок (парижских, чикагской, глазгс- кой и др.) -- такие, что подозреваешь, что человечество тогда необдуманно проскочило мимо поворота в наконец-то-рай. И вот как было Марксу с Энгельсом, глядя на всё это великоле- пие, не поверить в могучесть человеческого разума и в то, что человечество, взойдя на следующую ступень социального развития, то есть избавившись от частнособственнических отношений и порож- даемых ими разрушительных войн, не прорвётся на раз-два к состоя- нию всеобщего изобилия и радости оптимизированного свободного труда? Всемирные выставки были действительно всемирными: помимо евро- пейских стран и США, в них участвовали (когда как) Япония, Китай, Марокко, Иран, Турция, Бразилия, Аргентина и т. п. Колонии зачас- тую представляли отдельные экспозиции. В 1949-1950 г. Всемирная выставка была устроена на Гаити: един- ственный раз в "недоразвитой" стране, вдобавок островной. Навер- ное, выставка экспериментальная. Участвовало 15 стран. Число по- сетителей составило всего лишь 250 000. По-видимому, результат этого эксперимента посчитали отрицательным. Всемирные выставки-то, оказывается, всё ещё проводятся. Только не совсем такие, как раньше, и под дурацким названием "ЭКСПО". На выставки "ЭКСПО" по-прежнему ходят по несколько десятков миллио- нов человек, как на первые Всемирные выставки, только мы ведь по- нимаем, что эти миллионы имеют уже немного другой вес -- если учесть, что население планеты со времени первых выставок успело вырасти в несколько раз, а вдобавок дальние поездки стали много доступнее. Радикальное падение интереса ко Всемирным выставкам вызвано отнюдь не развитием кино, телевидения и интернета (этих выставок не смотрят и по телевизору, и через интернет), а тем, что на те- перешних выставках не показывают существенного, прорывного, вызывающего любопытство. Если на первых выставках показывали реально нужные новые вещи, существенно улучшавшие повседневную жизнь людей, то на тепереш- них в основном подвергают посетителей воздействию технологий охмурения. Вдобавок довольно многие люди стали менее восторженно (или со- всем не восторженно) относиться к "научно-техническому прогрессу" и более уважительно -- к добрым старым временам, якобы шибко про- блемным. Скажем, я предпочитаю ходить не на выставки не нужных мне новейших достижений (точнее, я туда совсем не хожу), а в музеи (в том числе музеи техники) -- чтобы погрустить о старых временах, подивиться мудрости предков и поразмыслить о возможнос- тях отступления местами на прежние позиции. Кроме того, в худшую сторону изменился стиль выставок. На вы- ставках должны быть реальные ЭКСПОНАТЫ, а не их изображения, пусть даже голографические и т. п., а на теперешних выставках их создатели норовят блеснуть новейшими техниками презентации того, что находится далеко. * * * С самых первых Всемирных выставок завелась манера проводить их в тёплую половину года, чтобы не было необходимости тратиться на обогрев огромных выставочных помещений. Это было правильно. * * * Показательное: "олимпийское движение" начиналось в тени Всемир- ных выставок и, можно сказать, жалось к ним. А нынче ситуация стала очень другая: на Всемирные выставки большинству чихать, а с "олимпиадами" носятся, как с писаными торбами. "Олимпиады" впари- ваются плебсам с неимоверной настырностью, с какой выставки нико- гда не впаривались. * * * Что мне очень не понравилось во Всемирных выставках, так это то, что по их завершении ломали прекрасные павильоны и разрушали превосходную "инфраструктуру". Ну, не всегда и везде подчистую. Скажем, в Париже от Всемирных выставок остались следующие объек- ты: - Эйфелева башня; - первая линия метро (Porte de Vincennes - Porte Maillot), построена ко Всемирной выставке 1900 года); - дворец Трокадеро, построенный к выставке 1878 г. (но в 1935 году его всё равно сломали); - Дворец промышленности и искусств на Елисейских полях, годы жизни: 1855-1894; - Большой и Малый дворцы искусств на Елисейских полях, завер- шение строительства -- 1900 г. Лично я нахожу дворец Трокадеро потрясающим, а его утрату -- европейской катастрофой среднего размера. Понимаю, что строили его наскоро, из дешёвых материалов и с не очень большим запасом прочности, но думаю, он пал жертвой скорее интриг, чем некомпен- сируемого старения. Почти такую же скорбь вызывает утрата Дворца промышленности и искусств (Palais de l'Industrie et des Beaux-arts), выстроенного на Елисейских полях ко Всемирной выставке 1855 г. и разрушенного на Елисейских полях в 1896 г. ко Всемирной выставке 1900 г., чтобы освободить место для Большого дворца искусств (Grand Palais des Beaux-Arts) и Малого дворца (musee des Beaux-Arts de la ville de Paris). Установку на временность сооружений Всемирных выставок я могу объяснить только заскочностью. Нечем было заполнять помещения по завершени выставок? Это очень сомнительно. Оранжерея, зимний парк, манеж, плац, холодный склад, производственный цех, городок под крышей. Наконец, лично я был бы очень не против того, чтобы некоторые экспозиции оставались постоянными. В этой ориентации на временность построек, возможно, проявилась какая-то большая скрытая червоточина европейского мышления, якобы могучего: одна из тех, которые потом вылились в Первую Мировую войну, Вторую Мировую войну и много чего ещё. Временные постройки были характерны для ярмарок, так что готов- ность соглашаться на временность, на разрушение присутствовала в менталитете давно. * * * Общее впечатление от временных выставочных построек: архитекто- ры в них были гораздо смелее, размашистее и ярче, чем при созда- нии стационарных сооружений. Наверное, это объяснялось тем, что архитекторы меньше боялись развернуться во всю ширь, поскольку если бы случались большие неудачи, то они мозолили бы глаз очень недолго (в среднем полгода). * * * Иногда выставочные сооружения не уничтожались, а переносились на новое место. Начало было положено самым первым архитектурным чудом самой первой Всемирной выставки -- Хрустальным дворцом. В некоторых таких случаях зряшная трата сил проявлялась в том, что постройки не создавались сразу на тех местах -- тоже неплохих -- на которые потом переносились. * * * Перманентизация некоторых экспозиций таки имела место. К приме- ру, экспозиция "Свободного государства Конго" (личного владения бельгийского короля Леопольда II) на Брюссельской Всемирной вы- ставке 1897 г. переместилась потом, в 1898 г., в Королевский музей Центральной Африки. Вот это было очень хорошо. * * * Признаюсь честно: у меня патологическое категорическое неприя- тие разрушений. Иногда они необходимы, знаю, но мои инстинкты говорят (нет, кричат даже), что разрушать надо только в наикрай- нейших случаях и что большинство случающихся разрушений является не острой необходимостью, а следствием дурной наследственности и неправильного воспитания, выливающихся в недоразвитость умов, негармоничность инстинктов и дефективность мировоззрений. * * * Замена конкретного классического выражения "Всемирная выставка" (world exhibition) на дурацкое "ЭКСПО" произошла в 1967 г. в Мон- реале: тамошняя Всемирная выставка фигурировала как "Expo 67" (от "Exposition" -- "выставка" по-французски). Какие дегенераты и с какого рожна это сделали, выяснить пока не удалось. Но поскольку эти "Expo" не годились в подмётки прежним Всемирным выставкам, то таки да, можно считать, что блистательная история Всемирных вы- ставок закончилась и что началась история неких дегенератских "экспо", игнорируемых большинством культурного человечества из соображений брезгливости и экономии времени: ехать в дальнюю даль и платить из своего кармана кучу денег за вход, чтобы не значимые новейшие изделия смотреть, а подвергаться манипулятивной обработ- ке в чужих коммерческих целях, -- это занятие для очень уж сред- них умов, не знающих, чем заняться. В истории Всемирных выставок люди выделяют следующие периоды: 1. Industrialization (1851-1938): демонстрировались открытия, технические достижения, образцовые товары. 2. Cultural exchange (1939-1987): стали проталкивать какое-то межкультурное общение, а техника была отодвинута на второй план. 3. Nation branding (1988-present): якобы страны рекламируются как брэнды, чтобы люди бездумно доверялись происходящим из этих стран товарам, сделанным в Китае. На самом деле межкультурное общение и позиционирование стран имели место с самой первой выставки, но основной акцент был на чудесах техники и технологий, на в принципе доступных товарах и на новейших произведениях искусства. Разнузданная пропаганда на Всемирных выставках пошла от СССР (и немножко от нацистской Германии, но та продержалась недолго), прочие страны были вынуждены подтягиваться. До появления СССР идеология ведь была везде по большому счёту одинаковая. Короче, Советский Союз испортил нам Всемирные выставки. * * * СССР на Всемирных выставках выделялся неимоверными затратами на павильоны и мощной идеологической заточкой экспозиций. Это при том, что более или менее значительная часть населения в стране победившего социализма перебивалась с хлеба на воду, одевалась в обноски, обитала в коммунальных квартирах, общежитиях или бараках с удобствами во дворе. Правда, в Советском Союзе это могло раз- дражать лишь очень немногих, потому что за границу на всемирные выставки попадали только прикормленные избранные, да и то в не- больших количествах. Читать описания советского павильона на Всемирной выставке 1937 года (Парижской) противно и стыдно, от смотрения фотографий тош- нит. Внешне павильон был оформлен как постамент, на котором тол- пились откормленные рабочий и колхозница со своими характерными орудиями труда доиндустриальной эпохи. Подкупленная большевиками французская пресса обозвала этот символ освобождённого (внелагер- ного, значит) труда величайшим произведением скульптуры XX века. Внутри павильона хватало красных звёзд, изображений Ленина и Сталина. Если буржуйские павильоны были сделаны чуть ли не из папье- маше, то советский -- аж из мрамора нескольких видов (правда, этот павильон потом, после разборки, вывезли в СССР, а не на свалку, но собрать его всё равно "помешала война"). Одним из экспонатов советского павильона, кстати, получившим несколько наград, был реализованный проект "Стоквартирного дома". Можно было бы порадоваться за успехи советских архитекторов, вот только дом этот (построенный в Новосибирске) был специфическим: предназначался не для простых трудящихся, а для работников край- исполкома. Читаем описание в Википедии: "Проект предусматривал устройство в доме 100 благоустроенных квартир (отсюда название), в том числе 10 пятикомнатных, 30 четы- рёхкомнатных, 40 трёхкомнатных и 20 двухкомнатных. Квартиры имели продуманную планировку, большие жилые и подсобные помещения; в некоторых квартирах были предусмотрены даже шестиметровые комнаты для прислуги. Квартиры в доме имеют двустороннюю ориентацию ком- нат, в интерьерах много света и воздуха. Полы в жилых помещениях паркетные, в санузлах - из метлахской плитки, в вестибюлях и лестничных клетках - мозаичные." В общем, дом этот был для истинных ленинцев, отважно испытывав- ших на себе ключевые элементы светлого будущего. Так и хотелось этих ленинцев свергнуть и репрессировать, чтоб другим неповадно было пропихиваться в земной рай впереди трудящихся.
Всемирные выставки
Первое чудо первой Всемирной выставки - Хрустальный дворец. 1851 год, Лондон. Дворец сгорел в 1936 году. Наверное, горели не стекло и железо, а то, что натащили под крышу.
Всемирные выставки
Стекляный дворец воздвигли так, чтобы не пострадало изначально росшее на его месте дерево.
Всемирные выставки
Дворец Трокадеро в Париже, выстроенный ко Всемирной выставке 1878 года и сломанный в 1935 году.
Всемирные выставки
Колоннада дворца Трокадеро в 1998 г. Какого ещё Парижа вам надо?
Всемирные выставки
Дворец промышленности и искусств на Елисейских полях. Выстроен ко Всемирной выставке 1855 г. Разрушен в 1896 г.
Всемирные выставки
Малый дворец искусств на Елисейских полях в Париже. Фото автора.
Всемирные выставки
Большой дворец искусств на Елисейских полях в Париже. Фото автора.
Всемирные выставки
Павильон России на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Ну, и кому это мешало?
Всемирные выставки
Экспозиция российской железнодорожной техники на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Готовый отлично оформленный музей, который через полгода сломали.
Всемирные выставки
Блеск стиля "art nouveau" в рекламном плакате парижской Всемирной выставки 1900 г.
Всемирные выставки
Движущийся тротуар на парижской Всемирной выставке 1900 г. выглядит на фоторгафии как иллюстрация к научно-фантастическому роману начала XX века.
Всемирные выставки
Павильон Камбоджи на парижской Всемирной выставке 1900 г.
Литература: Шпаков В. Н. "История всемирных выставок", М., АСТ, Зебра Е, 2008.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Взлёт и падение Всемирных выставок как показатель чего-то там