Искусство выживания


3.7. Безопасное управление автомобилем.

Чтобы хорошо водить машину, надо водить ее регулярно -- поддерживать навыки. Помимо навыков нормального вождения нужна еще готовность не задумываясь реагировать на те или иные чрезвычайные дорожные ситуации. Чтобы ее развить, надо представлять себе разные происшествия и репетировать свои действия в них. Можно делать это, сидя дома на диване и крутя воображаемый руль. Никакой водитель не соблюдает ВСЕ предписанные ему правила, особенно если торопится или отвлекается на разговор с пассажиром. Поэтому для безопасности придерживайтесь на дороге правила трех "Д": "Дай дураку дорогу". (Для пешеходов оно тоже полезно.) Во время езды лучше не слушать радио и звукозаписей: во-первых, это немного отвлекает от управления автомобилем; во-вторых, заглушает звуки извне, а также издаваемые автомобилем, из-за чего есть риск упустить что-то, заслуживающее внимания. Приемы безопасного вождения надо знать не только водителю, но и тому, кто может оказаться лишь в роли пассажира, -- не для того, чтобы раздражать водителя своими советами, а чтобы адекватно оценивать водителей, услугами которых ему случится пользоваться, и чтобы правильно планировать поездки. Встречаются психически нормальные индивидуумы, не способные к вождению автомобиля -- вследствие склонности чрезмерно сосредоточивать внимание на отдельных деталях дорожного движения (и неспособности воспринимать дорожную ситуацию в целом) или вследствие закрепившегося в подсознании страха. Если вы обнаружили, что относитесь к такой категории, надо либо отказаться от попытки освоить автомобиль, либо очень долго тренироваться в комфортных условиях.

3.7.1. Выбор автомобиля.

Очень важно, чтобы расположение руля в автомобиле соответство- вало принятому в стране направлению движения. Красный или оранжевый автомобиль лучше заметен днем, белый -- ночью. Для заметного автомобиля меньше вероятность того, что кто-нибудь в него врежется или выскочит ему под колеса. Оригинальное внешнее оформление машины нежелательно, поскольку отвлекает других водителей от управления. Лучше управляется автомобиль с приводом на передние колеса. Длинный капот -- защита при столкновении. Жесткий верх -- защита при переворачивании. Высокие подголовники на передних креслах при резком торможении и столкновении защищают сидящих на них людей от ушибов пассажирами и предметами, находящимися в задней части салона, а также предохраняют от травм в случае вдавливания крыши автомобиля. Считается, что одновременное использование подголовников и ремней безопасности уменьшает вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании -- в пять раз. Желательно, чтобы передние кресла сдвигались и раскладывались так, чтобы можно было ночевать в салоне лежа.

3.7.2. Подготовка к выезду.

Перед выездом проверьте исправность и комплектность автомобиля. Разместите багаж в салоне, учитывая возможное столкновение и переворачивание. При столкновении или резком торможении пасса- жиры и вещи, находящиеся на задних сидениях, перемещаются вперед и могут травмировать сидящих впереди. К примеру, аптечка, свободно лежащая у заднего стекла, превращается при столкновении в снаряд, который может разбить водителю голову. Подумайте, что будете делать, если автомобиль сломается на полпути: летом вам, возможно, понадобится много питьевой воды, зимой -- теплой одежды. На случай, если машина застрянет в луже, полезно иметь в салоне пару резиновых сапог. Если вас мучит какая-нибудь проблема, не следует садиться за руль, пока не разберетесь с ней и не сможете уделять достаточное внимание дороге. Даже в ближнюю поездку лучше брать надежного попутчика: малоразговорчивого, предусмотрительного и физически крепкого.

3.7.3. Действия в нормальных ситуациях.

3.7.3.1. Движение.
Двигайтесь так, чтобы вокруг вашего автомобиля было больше свободного места. Держитесь от автомобилей, идущих впереди и позади вас, как минимум, на 2-секундной, а лучше на 4-секундной дистанции. Это необходимо для того, чтобы тормозить без столк- новения. Управляя положением автомобиля в пределах полосы движения, ориентируйтесь не на обочину и не на разметку слева, а на воображаемую точку впереди, в которую вы хотите через несколько секунд попасть.
3.7.3.2. Руление.
Нормальное положение рук на руле -- "без пятнадцати три", то есть следует держаться за него справа и слева, а не внизу или вверху. Большие пальцы должны обхватывать руль и находиться с его внутренней стороны. Когда правой рукой переключаете передачу, держите руль левой рукой в его верхнем секторе -- на случай экстренного маневра. При крутом повороте применяйте скоростное руление с перекрест- ной сменой рук. Если поворачиваете на большой скорости, максимально увеличи- вайте радиус поворота: в этом случае меньше возможность заноса. Чтобы увеличить радиус, начинайте и заканчивайте поворот по возможности ближе к той стороне полосы движения, которая проти- воположна повороту, а середину поворота лучше проезжать ближе к стороне дороги, в которую поворачиваете. Правда, если встречные машины проезжают поворот одновременно с вами, указанный маневр может привести к столкновению.
3.7.3.3. Обгон.
Не следует совершать обгон на закруглении узкой дороги, поворачивающей вправо: обгоняемый автомобиль может загораживать от вас встречную машину. При совершении обгона может обнаружиться, что впереди обгоня- емой машины движется еще одна машина и дистанция между ними слишком мала, чтобы туда втиснуться, и что обогнать сразу две машины мешает встречно идущий транспорт, а место на полосе, с которой вы ушли чтобы сделать обгон, уже занято другой машиной. Чтобы не оказаться в такой ситуации, никогда не идите на обгон, если вас слишком подпирают сзади: надо всегда иметь место для отступления. Надо быть также готовым к тому, что обгоняемый автомобиль может резко отклониться влево для объезда какого-нибудь препятствия.
3.7.3.4. Торможение.
Торможение -- основная реакция на всякое дорожное происшествие (кроме разве что обстрела из придорожных кустов). При резком торможении надо опасаться блокировки колес (полного их обездвиживания), поскольку в этом случае колеса начинают скользить по дороге, тормозной путь увеличивается почти наполо- вину, и возможен занос. Если колеса заблокировались, надо на мгновение отпустить тормоз, потом снова нажать. Способ быстрого торможения: сильно нажимать на педаль несколько раз, стараясь при этом не доводить до блокировки колес. Способ плавного торможения: постепенно вдавить педаль, потом отпускать по мере снижения скорости (поскольку медленно вращаю- щиеся колеса блокируются при несильном нажатии на тормоз). При резком торможении не надо давить на педаль сцепления, так как вращение колес двигателем препятствует их блокировке. При резком торможении вас прижмет к рулевому колесу. Не противодействуйте этому упиранием ноги в тормоз. Лучше застеги- вайте ремень безопасности потуже. Не тормозите на повороте: возможен занос. Сбрасывайте скорость при подходе к повороту заранее.
3.7.3.5. Наблюдение за дорогой.
Вот некоторые неочевидные рекомендации: - Не задерживайте взгляда длительное время на каком-нибудь одном объекте, поскольку будет опасность упустить что-то существенное в другом месте. Для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 секунды, и за это время вы при скорости 60 км/ч проедете около 17 метров. - Ни о чем не задумывайтесь. Не решайте за рулем проблем. Не возите интересных собеседников. Не слушайте звукозаписи и радио (во-первых, чтобы не отвлекаться, во-вторых, чтобы лучше слышать происходящее вокруг). Ваше сознание должно быть в основном ориентировано на восприятие обстановки. - Наблюдайте не только за дорогой, но и за пространством возле нее. Опасное развитие событий может начаться вне проезжей части. - Несколько раз в минуту проверяйте обстановку сзади беглым взглядом в зеркало заднего вида. - Заглядывайте как можно дальше вперед -- минимум на 12 секунд хода. При скорости 60 км/ч вам потребуется 3..6 секунд на торможение, столько же -- встречному водителю.
3.7.3.6. Учет физиологических факторов.
Не садитесь за руль в скверном настроении или в большом воз- буждении -- половина погибших водителей управляла автомобилем именно в таком состоянии. Первые два часа вождения -- период "врабатывания" -- самые опасные. Через каждый час останавливайтесь на 5-минутный отдых: пройдитесь, разомнитесь. После принятия большой дозы алкоголя заметное снижение скорости психических реакций имеет место в течение трех суток.

3.7.4. Езда в особых условиях.

3.7.4.1. Езда ночью.
Основные проблемы при ночной езде -- плохая видимость и возможность заснуть за рулем. Учитывайте, что после долгого смотрения телевизора острота зрения остается пониженной в течение 1..2 часов. Для повышения остроты зрения поешьте сладкого, выпейте кофе. Всякий раз перед переключением на ближний свет старайтесь рассмотреть видимые пределы дороги. Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть он будет на пери- ферии вашего зрения. В случае ослепления плавно снизьте скорость и остановитесь на краю дороги. Можно получить ослепление от двигающегося сзади автомобиля через зеркало заднего вида. Если идущее ночью навстречу транспортное средство светит одной фарой, это может быть не мотоцикл, а автомобиль, у которого левая фара неисправна, поэтому надо держаться правее. Не выключайте фары в утренних сумерках: в это время надо быть особенно заметным для других водителей, поскольку те, кто ведет машину с ночи, уже устали, а те, кто выехал утром, еще не вполне проснулись.
3.7.4.2. Езда зимой.
При езде в зимнее время периодически проверяйте работу тор- мозов. Если тормозные колодки намокли и скользят, просушите их несколькими несильными нажатиями на педаль тормоза. Не пользуйтесь стояночным тормозом, так как тормозные колодки могут примерзнуть. Лучше включите первую передачу. Чаще пополняйте бензобак: в полупустом баке на стенках может образоваться лед, который в дальнейшем может отколоться и перекрыть отверстия для забора топлива. Имейте солидный аварийный запас одежды, еды, сухого спирта и снаряжения для пешего зимнего путешествия. Снежный ураган даже в густонаселенной местности может создать трудную ситуацию для водителей. Если спать при работающем двигателе, используя его в качестве печки, просачивание выхлопных газов в салон может привести к отравлению.
3.7.4.3. Езда в горах.
Из-за разрежения воздуха необходимо уже на высоте 2000 м отрегулировать зажигание, установленное на равнине, в сторону более раннего генерирования искры. Постоянное легкое торможение на спуске может привести к возгоранию тормозов и закипанию тормозной жидкости. Тормозите двигателем, то есть при выключенном двигателе не жмите на педаль сцепления. В дождь и при таянии снега возможны оползни и сели. Не задер- живайтесь вблизи ручьев и оврагов, а также в местах, где видны следы прошлых перемещений горной породы. Погода в горах может меняться очень быстро. Особенно опасны туманы (они появляются при резком понижении температуры). Даже в короткие поездки собирайтесь с аварийным запасом.
3.7.4.4. Объезд внезапного препятствия.
С идущего впереди грузовика может на повороте или на ухабе свалиться груз. В сильный ветер на дорогу перед вами может упасть сломанное дерево или большая ветвь. Стоящий на обочине пешеход может вдруг решить, что ему надо пересечь дорогу как раз перед вашим автомобилем. Первая реакция при появлении препятствия -- нажать на тормоз. Но это бесполезно, если расстояние до препятствия меньше тормоз- ного пути. Кроме того, возможен занос. Расстояние, необходимое для объезда небольшого препятствия в два раза короче тормоз- ного пути, поэтому пробуйте объехать препятствие, одновременно умеренно притормаживая. Если в автомобиле установлены "подушки безопасности", резкое торможение нежелательно еще и потому, что от раздувшейся "подушки" может получиться больше травм, чем было бы при ее отсутствии. Известны случаи гибели детей из-за таких "подушек".
3.7.4.5. Движение по скользкой дороге.
Дорога становится скользкой не только в гололед. Такой же ее могут сделать мокрые опавшие листья. Только что начавшийся или очень слабый дождь тоже уменьшает сцепление колес с дорожным покрытием: он превращает дорожную пыль в густую грязь, которая действует как смазка. В туман при температуре около 0 градусов по Цельсию может образоваться корка мокрого (и потому скользкого) льда на прежде сухом дорожном покрытии -- за счет осаждения воды из воздуха. Основные опасности на скользкой дороге -- удлинение тормозного пути и занос (боковое скольжение). Средства против того и другого -- малая скорость, новые протекторы, а также, в крайнем случае, надеваемые поверх протекторов цепи. При заносе передние колеса всегда поворачивайте в направлении, в котором надо двигаться: например, если вас разворачивает капотом вправо, крутите руль влево. При этом не жмите на тормоз и на сцепление. Подача топлива должна быть умеренная.
3.7.4.6. Преодоление выступов и ям.
Не берите препятствия с разгона, поскольку при этом могут лопнуть рессоры. Заранее притормозите, а перед самым препят- ствием дайте газ. Передние рессоры распрямятся, и вам будет чем встречать удар.
3.7.4.7. Преодоление водной преграды.
Даже небольшая лужа опасна тем, что может скрывать яму или острый предмет. При движении в автомобиле по мелкой воде уровень воды должен быть не выше середины колеса. Не въезжайте в воду с разгону, поскольку поднятая волна зальет двигатель. В воде не прекращайте давить на газ -- чтобы вода не заполнила глушитель.
3.7.4.8. Преодоление водной преграды по льду.
Толщины льда в 15 см достаточно для переправы автомобиля массой 2 т. Каждая дополнительная тонна веса требует дополнительных 5 см льда. Двигайтесь по льду с открытой дверцей, высадив пассажиров. При треске льда и появлении на нем воды не прыгайте сразу из машины, а попробуйте увеличить скорость.
3.7.4.9. Движение на переезде.
Если двигатель заглох на железнодорожном переезде, а толкать автомобиль некому, выезжайте на стартере при включенной первой передаче. Если стартер не работает, включите первую передачу и двигайте автомобиль вращением заводной рукоятки.

3.7.5. Действия в аварийных ситуациях.

3.7.5.1. Поломка движущегося автомобиля.
Возможные внезапные повреждения движущейся машины: 1. Лопнула шина. Признаки: хлопок, крен, уход руля в сторону. Действия: крепче ухватитесь за руль (его может вырвать из рук) и понемногу тормозите. 2. Отказало рулевое управление. Признаки: после ухаба руль стал крутиться слишком легко и без результата. Действия: приготовьтесь к опрокидыванию (пригнитесь к креслу, схватитесь за него руками) и резко тормозите. 3. Отказали тормоза. Действия: объезжайте препятствия и тормозите двигателем (перейдите на малую передачу) или стояночным тормозом (на большой скорости его сорвет, но некоторый эффект будет) либо выберите препятствие помягче и подешевле. На заполненной машинами дороге не пытайтесь спастись на полосе встречного движения. Если отказ тормозов обнаружился, когда вы решили остановиться на перекрестке, выезжайте на полосу встречного движения, объезжайте стоящие впереди вас автомобили и поворачивайте направо. 4. Отвалилось колесо. Признаки: вы тормознули, а колесо покатилось вперед. Действия: тормозите дальше, стараясь не зацепиться тормозным диском за выступ дороги или за тротуар, иначе машину может перевернуть. 5. Сломалась подвеска. Признаки: после ухаба автомобиль накренился, и его начало уводить в сторону. Действия: тормозите, стараясь не зацепиться обломком рессоры за неровности дороги, иначе перевернетесь.
3.7.5.2. Столкновение.
Самое опасное столкновение -- когда кто-то врезается вам в бок. При лобовом столкновении вас защищает капот. Уклоняйтесь от лобового столкновения так, чтобы не подставить свой бок другому автомобилю. Обычно лучше встретить препятствие всем передним бампером, а не его краем: кинетическая энергия автомобиля будет израсходована на смятие капота, а кинетическая энергия вашего тела -- на натяжение ремня безопасности. В конструкции автомобиля предусмотрено, чтобы двигатель смещался при лобовом столкновении под днище, а не вдавливался в салон. Лучше врезаться в хвост тормозящего перед вами грузовика, чем в дерево или столб. Особенно опасно врезаться сзади в легковой автомобиль, поскольку у него в задней части обычно находится бензобак. Чтобы с меньшими травмами пережить лобовое столкновение, надо руками упереться в руль, левой ногой -- в кожух левого колеса, правой -- в педаль тормоза. Вы не пристегнуты ремнем безопас- ности, надо прижаться грудью к рулевому колесу -- чтобы вас о него не ударило.
3.7.5.3. Пожар.
Подавляющее большинство возгораний автомобиля случается не из-за аварий, а из-за неисправностей, из-за неквалифицированного выполнения работ на системах электрооборудования и питания, из-за нарушения правил пожарной безопасности. Обычно горит моторный отсек. Не открывайте капота полностью, иначе облегчите приток воздуха к огню. Приоткрыв капот, направьте струю из огнетушителя в щель. Если после отключения зажигания горящий двигатель продолжает работать (замкнулись провода из-за обгорания изоляции), после остановки машины включите повышенную передачу и дайте газ. Машина не сможет тронуться с места на повышенной передаче, и мотор заглохнет. Главная опасность -- взрыв бензобака. Если при пожаре мог начать нагреваться бензобак, надо немедленно убегать подальше. При пожаре в автомобиле или в гараже вероятность пострадать от огня особенно велика, если руки и/или одежда смочены в бензине, поэтому после контакта с бензином надо приостанавливать работу либо менять одежду. Нельзя делать в гараже следующее: - хранить бензин в количестве, превышающем несколько литров; - держать автомобиль, у которого подтекает бензин или есть искрение в электропроводке (если какой-то из выключателей срабатывает не всякий раз, то в цепи наверняка где-то есть неплотный контакт); - производить окраску автомобиля, выполнять работы с примене- нием огня и электросварки; - промывать детали бензином, керосином и др. горючими раство- рителями, вносить в гараж только что промытые детали. Надо следить, чтобы в гараже не было бензиновых луж, открытых емкостей с бензином (или из-под бензина -- еще содержащих его пары). Воспламенение паров бензина возможно от искрения в элект- ропроводке автомобиля или гаража либо от искр, образующихся, к примеру, при падении металлического инструмента на каменный пол. Заправлять автомобиль можно только при выключенном двигателе.

3.7.6. Защита от преступных посягательств.

Помимо немалой вероятности случайной дорожной катастрофы, автомобиль -- очень уязвимый для преступных действий объект, а также удобное средство доставления неприятностей его владельцу. Чтобы жить спокойно, лучше обходиться без личного автомобиля. Угон машин во многих странах поставлен на конвейер: совместно трудятся многие узкие специалисты. Краденые автомобили перекрашиваются. Ставится новый замок зажигания. Перебиваются номера на двигателях, кузове, шасси. Меняются номерные знаки. Все это осуществляется очень быстро -- за несколько часов. Новые документы на автомобиль могут оформляться заранее -- еще до того, как машину похитят. Часть угнанных автомобилей разбирается на запасные части. Иногда крадут "под заказ" -- подыскивая автомобиль, соответст- вующий требованиям покупателя. Преступники могут установить слежку за нужным автомобилем, чтобы воспользоваться моментом, когда хозяин отлучится, не прихватив с собой ключа зажигания. При наличии сговора с работниками автомобильного магазина угонщики могут получить ключ от выбранной ими машины еще раньше ее первого владельца. Существуют разнообразные мошеннические приемы похищения автомобилей. Вот некоторые из них: - "Обидчик". К машине, ожидающей зеленого света у светофора, подходит малолетний негодяй (возраст неподсудный: 12-13 лет) и плюет в лицо водителю. Водитель выскакивает и гонится за ребенком, чтобы совершить воспитательное воздействие. Вдруг он вспоминает, что оставил в машине ключ зажигания. Когда оборачивается, видит, как кто-то уезжает на его машине. - "Кидание". Похищение автомобиля (или уплачиваемых за него денег) совершается в последний момент акта купли-продажи. Перед тем как жертва получит деньги за проданный автомобиль (или после того как отдаст за купленный), ее выталкивают ногами из салона и уезжают. - "Проверка на дороге". Угонщик облачается в милицейскую форму и обеспечивает себя поддельным удостоверением. Он просит водителя сделать нечто, требующее выхода из машины. Когда водитель удалился на достаточное расстояние от своего места, преступник садится за руль. - "Фальшивый служащий". Возле гостиницы, ремонтной станции и т. п. мошенник может принять у владельца машину, чтобы якобы найти ей место на стоянке, проверить работу тормозов и т. п. Подлинные служащие находящегося рядом заведения вполне могут быть с этим преступником в сговоре. - "Препятствие". На дороге оказывается некий предмет, который надо убрать или рассмотреть: к примеру, большая коробка, якобы выпавшая из проехавшего грузовика (коробка вроде бы разорвалась, и содержимое ее вроде бы частично высыпалось на дорогу). - "Жертва аварии". На дороге возле слегка побитого автомобиля располагается человек, якобы нуждающийся в помощи. Лучше -- симпатичная женщина. - "Продавец на обочине". В сезон урожая обычной является придорожная продажа фруктов и овощей, и угонщик может пристроиться возле продавца и ждать подходящего момента. Если машина непрестижной марки, старая, побитая, заляпанная грязью, она представляет меньший соблазн для угонщиков, а новый дорогой автомобиль может довести до невроза своего владельца. Автомобиль, подающий тревожные сигналы на заполненной стоянке, где постоянно толчется народ, не привлекает никакого внимания водителей и прохожих: всем известно, что иногда система сигнали- зации срабатывает ошибочно, иногда владелец машины что-то делает не так, иногда он просто демонстрирует или проверяет свою защит- ную систему. Наконец, посторонним людям вовсе не хочется ввязы- ваться в чужие неприятности. Громкие сигналы охранного устройства раздражают посторонних и могут спровоцировать их агрессию в отношении автомобиля или его владельца. Можно безнаказанно причинить некоторые повреждения автомобилю, если, к примеру, сбросить на него с верхнего этажа здания бутылку из-под шампанского или кирпич. Нередко для проникновения в салон с целью угона автомобиля преступники разбивают боковое стекло. Чтобы уберечь стекло, можно сделать на нем наклейку, предупреждающую об использовании охран- ных средств. При этом сами средства устанавливать не обязательно. Воры могут унести с собой некоторые части автомобиля, не угоняя его. Для бедных людей это вполне привлекательная добыча. Ремонтные мастерские охотно покупают такой товар и даже делают заказы. Воры могут вскрыть автомобиль из-за вещей, оставленных в салоне и видимых через стекло. Чтобы разбить стекло и взять с сиденья небольшой предмет, нужно всего несколько секунд. Если кто-то захочет вам за что-то отомстить, он сможет сделать это, подстроив аварию вашей машины. Некоторые способы скрытого повреждения автомобиля: - Ослабление крепления у какой-либо ответственной части -- например, у колеса. Прием удобен тем, что не надо проникать в салон. Колесо отваливается при движении. - Надпил нагруженных ответственных деталей. - Добавление посторонних веществ в бензин, масло, воду системы охлаждения. Более уязвимы те компоненты автомобиля, которые расположены под днищем: во-первых, они доступны извне, во-вторых, они плохо обозреваемы. Взрыватель заложенной в автомобиль бомбы может сработать от включения зажигания, сигнала поворота, сирены и т. д., а также от часового механизма и радиосигнала. Возможные простые диверсии против автомобиля: - мазание краской; - битье стекол; - добавление какого-нибудь вещества в бензин (сахара и т. п.); - прокол шин; - помещение шипа под шину или на пути автомобиля; - снятие колес, стекол, фар и пр.; - привязывание автомобиля тросом к какому-нибудь объекту. Некоторые более сложные диверсии: - помещение ядовитой змеи в салон; - подключение машины к сети высокого напряжения. Всякий автомобиль -- сам по себе бомба, поскольку имеет бак с бензином. Полупустой бак взрывается более эффектно -- потому что в нем, с одной стороны, значительное пространство заполнено бензиновыми парами (взрываются именно они), а с другой, хватает топлива для последующего пожара. Чтобы взорвать бензобак, бывает достаточно слегка отвернуть его крышку и пристроить к ней тлеющий фитиль. Возможные цели нападения на людей в автомобиле: ограбление, угон автомобиля, использование автомобиля вместе с водителем, похищение, убийство. Чтобы не стать жертвой нападения, придер- живайтесь следующих правил: - ездите с надежными попутчиками даже на небольшие расстояния; - не подбирайте на дороге незнакомых людей; - избегайте пустых трасс; - опасайтесь всякого, кто к вам приближается, и разговари- вайте с ним при включенном двигателе и с ногой на педали газа; - держите двери запертыми; - в разных местах салона разместите подручные оборонительные средства; - приготовьте сюрпризы, которые сработают, если вам придется уступить противнику автомобиль. Вблизи водительского места следует припрятать несколько колющих инструментов (нож, шило, отвертку), доступных как для правой руки, так и для левой. Ранить, оглушить, убить водителя при движении машины нападаю- щему удобнее с переднего сиденья, так как он имеет возможность перехватить руль. С заднего сиденья удобно угрожать, а во время стоянки -- также и "вывести из строя" водителя. Большая скорость защищает от нападения, но преступник может потребовать снизить ее -- чтобы облегчить себе "работу". Защита состоит в том, чтобы тормозить внезапно и резко. Если нападающий находится на переднем сиденье и не привязан ремнем безопасности, то при неожиданном резком торможении автомобиля он ударится головой в лобовое стекло. (Если нападающий схватил вас сзади за шею, резкое торможение не причинит ему беспокойства. В этом случае надо атаковать его в руку колющим инструментом.) Далее, если машина находится в людном месте, следует выскочить из нее, по возможности прихватив ключ зажигания или разомкнув цепь зажигания секретным переключателем. В безлюдном месте -- если не надеетесь на быстроту своих ног -- выбирайтесь из машины, оставляя ее в работоспособном состоянии (чтобы нападающий ее угнал, а вас оставил в покое). Если нет возможности бежать, попробуйте использовать оружие. Для защиты возможно использование атакующих устройств, встро- енных в каждое кресло, -- к примеру, электрошокеров. Но если от волнения вы перепутаете кнопку, вы добавите неприятностей себе самому. Два случайных пассажира опаснее, чем один. Чтобы выглядеть безобидно, преступник может взять с собой девушку, подростка, чемодан, костыли. Большинство водителей-мужчин охотно соглашаются подвозить сексапильных девушек. Девушка может совершить нападение самосто- ятельно (к примеру, прижечь водителя электрошокером) либо облегчить действия сообщнику. Не стесняйтесь быть не совсем вежливым, отказывать в просьбах: если кто-то решил вами заняться, он это сделает несмотря на вашу любезность. Но также не будьте и грубым -- чтобы не затевать ненужных ссор. При возникновении подозрительной или конфликтной ситуации на стоянке следует немедленно уезжать -- или хотя бы отогнать автомобиль подальше. Не надо пытаться защитить свою не очень сильно задетую честь: возможно, это как раз то, чего от вас ждут, чтобы устроить вам что-то гораздо худшее. Если вы оказались на месте автомобильной катастрофы, надо подозревать, что ситуация подстроена или что какой-нибудь уце- левший в действительной катастрофе преступник хочет захватить ваш автомобиль. До того как присмотритесь, не следует выходить из машины или глушить двигатель. Известны следующие технические средства защиты автомобиля от угона, нападения, разукомплектования: 1. Средства ограничения доступа: замки на дверях и крышках. 2. Детекторы: - падения напряжения в электрической системе автомобиля (преступник может разрядить аккумулятор машины, полагая, что от него могут питаться защитные устройства); - разбивания стекла; - открывания дверей, капота, багажника; - присутствия в салоне (емкостный и инфракрасный датчики); - давления на кресло; - сдвига автомобиля с места, накренения автомобиля; - вибрации. 3. Устройства местного оповещения. Ими может осуществляться следующее: - включение автомобильной сирены; - включение особой противоугонной сирены; - мигание фар, аварийных и других огней; - поджог дымовой шашки. 4. Скрытые поражающие устройства: - выпускающие в салон слезоточивый газ; - бьющие электрическим током; - колющие; - шокирующие внезапным громким звуком (пиропатрон и т. д.). 5. Блокировщики ... - зажигания; | - руля; - подачи топлива; | - педалей; - дверей; | - коробки передач и т. п. Возможно применение блокирующих устройств, срабатывающих не сразу, а, к примеру, через минуту после начала движения машины. 6. Средства дистанционной связи водителя с автомобилем: - детектор удаления (у водителя -- передатчик, в автомобиле -- приемник; при удалении водителя от машины в ней блокируется зажигание); - устройство дистанционного включения и выключения сигнали- зации в автомобиле; - устройство дистанционной проверки состояния автомобиля и его охранных систем (удобно при ложных срабатываниях сигнализации); - устройство дистанционного оповещения: радиопередатчик (в том числе в составе системы "тихой охраны" -- в которой при попытке угона сигнальные и атакующие устройства не срабатывают автоматически, но владелец ставится в извест- ность и может включить их в любое время посредством радиосигнала). 7. Задерживающие устройства: захваты, быстроотвердевающие клеи. 8. Метящие средства -- забрызгивающие преступника несмываемой краской. Чтобы избежать неприятностей, следует, прежде всего, оставлять машину лишь местах, где невозможно незаметно заниматься взломом: хорошо освещенных, посещаемых патрулями, расположенных подальше от мест сбора асоциальных индивидуумов. Забирайте с собой ключ зажигания и включайте хотя бы некоторые средства защиты, когда покидаете автомобиль даже на очень короткое время (и даже если оставляете надежных людей в салоне). Для затруднения угона автомобиля возможно снятие некоторых необходимых его частей: аккумулятора, руля, педали сцепления и т. д. (но угонщик, выяснивший, какие части владелец снимает, может в следующий раз принести их с собой). Можно делать пометки, облегчающие распознавание украденного: видимые (гравировку) и невидимые (краской, которая заметна только в ультрафиолетовом свете) -- на колесах, стеклах, двигателе, частях корпуса и т. п.

3.7.7. Защита от прочих автомобильных опасностей.

При пользовании легковым автомобилем угрозу представляют не только аварии на дороге и преступники. Существует опасность отравления выхлопными газами. В составе выхлопных газов много окиси углерода (угарного газа). При ее вдыхании разрушается гемоглобин крови и наступает кислородное голодание. Признаки отравления: боль в висках, тяжесть в голове, шум в ушах, рвота, слабость, в тяжелых случаях -- потеря сознания. Отравившемуся рекомендуется покой, свежий воздух и какое-нибудь "сердечное" средство (например, валидол). Угарный газ не имеет запаха, не раздражает глаза, и обнаружить его присутствие в воздухе можно разве что по постепенному ухуд- шению самочувствия. Чтобы не отравиться, не следует ни в коем случае при работающем двигателе спать в автомобиле или находиться в гараже. Даже если в гараже используется трубка для отвода выхлопных газов вовне, ее крепление может оказаться недостаточно плотным. Может произойти отравление бензином -- через органы дыхания, кожу, пищеварительный тракт. Признаки: рвота, головная боль, обильное слюноотделение, возбуждение (как при опьянении). В качестве средства детоксикации рекомендуется обильное питье; при попадании бензина в желудок -- прежде всего, промывание желудка. Признаки хронического отравления бензином: нарушения сна, галлю- цинации. При подзарядке аккумулятора выделяется водород, поэтому нельзя, находясь рядом, пользоваться огнем. Провода на аккумуляторе должны быть плотно закреплены (чтобы не было искрения). При въезде в не очень просторный гараж позаботьтесь, чтобы в нем не было людей, так как в случае неудачного маневра можно раздавить их о стену.

Возврат в оглавление