Модулизация |
Возврат на главную страницуС сайта ito.edu.ru
Реализация модульного принципа в системе дистанционного образования
Пономарев Сергей Михайлович
Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ), г.Нижний Новгород
Организация единого информационного пространства образования РФ и реализация единой системы дистанционного образования как наиболее перспективной формы образования для широких слоев населения требует решения не только технических проблем, но и возможно в первую очередь проблем психолого-педагогических. В противном случае создание и использование развитой технико-организационной структуры дистанционного образования не принесет ожидаемого результата.
Среди психолого-педагогических проблем очень важной для дистанционного обучения является отбор и структурная организация учебного материала. При ее решении очень заманчивым является использование уже существующего опыта психолого-педагогических разработок, одной из которых является принцип модульного обучения. Данный принцип как нельзя лучше отвечает задачам ДО и учитывает его особенности.
Обучение модулями -- законченными блоками информации -- в последнее время получило достаточно широкое распространение в виде следующей схемы. Учащемуся предлагается индивидуальная учебная программа, которая включает в себя план работы, банк информации и методические рекомендации к их использованию. Задача обучаемого -- осознанно и самостоятельно достичь определенного уровня подготовки. В учебном процессе принимает участие преподаватель, но его взаимодействие с учащимся осуществляется уже на принципиально иной основе, чем в классическом варианте.
Модульное обучение базируется на следующих принципах:
Модульности. Обучение строится по отдельным функциональным узлам -- модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим различные виды и формы обучения. В последствии из них возможно формирование единого содержания обучения.
Выделения из содержания обучения обособленных элементов. Данный принцип требует представлять учебный материал в рамках одного модуля как единое целое, направленное на решение интегрированной дидактической цели.
Динамичности. Этот принцип обеспечивает возможность изменения содержания модуля в зависимости от социального заказа. Он как бы разрешает противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала.
Действенности и оперативности знаний и их системы. Для реализации этого принципа цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности и способов действий. Кроме того, обучение должно строится на основе проблемного подхода к усвоению знаний.
Гибкости. Этот принцип требует такой структуры модулей, при которой обеспечивается легкое приспособление содержания обучения и возможности его усвоения к индивидуальным особенностям обучае- мых. При реализации данного принципа необходима индивидуализация технологии обучения, которой должна предшествовать исходная диагностика знаний и анализ потребности обучения со стороны обучаемого, его психомоторных характеристик.
Осознанной перспективы. Здесь требуется глубокое понимание обучающимися стимулов на всех этапах обучения. Для этого в каждой индивидуальной программе указывается комплексная дидактическая цель, осознанная как лично значимый ожидаемый результат.
Паритетных взаимоотношений между педагогом и обучающимся. Основная функция преподавателя в модульном обучении консультационно -- координирующая на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Как известно, эффективность обучения в значительной степени определяется: уровнем взаимодействия преподавателя и студента; качеством учебно-методических материалов; способом их доведения до обучаемого; наличием постоянной обратной связи; использованием соответствующих педагогических технологий. Модульная программа создает условия для выбора оптимального пути и обеспечивает возможность самостоятельного обучения. Поэтому модульный принцип наиболее соответствует требованиям дистанционного обучения.
Литература:
Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога -- инженера. // Высшее образование в России. №4, 1993, с. 119.
Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения. // Советская педагогика. №1, 1990, с 55.
Юцявичене П.А. Создание модульных программ. // Советская педагогика. №2, 1990, с 55.
Сергей Кара-Мурза (книга "Потерянный разум"):
Французские авторы, социологи образования пишут: "В то вpемя как в "полной средней" школе естественные науки излагаются систематически и абстpактно, в соответствии с научной классификацией минеpального, pастительного и животного миpа, помещая каждый объект в соответствующую нишу, в сети "неполной практической" школы естественные науки излагаются с помощью эмпиpического наблюдения за непосpедственной окpужающей сpедой. Систематизация здесь даже pассматpивается как нежелательный и опасный подход. Как сказано в инстpукции Министерства, "учитель должен стаpаться отвлечь учащихся от систематического наблюдения. Вместо статического и фpагментаpного метода изучения пpиpоды, pазделенной на дисциплинаpные сpезы, пpедпочтителен эволюционный метод изучения живого существа или пpиpодной сpеды в их постоянной изменчивости": Это псевдоконкpетное пpеподавание позволяет, измышляя тему, устpанять баpьеpы, котоpые в "полной средней" школе pазделяют дисциплины. Тем самым обучению пpидается видимость единства, игpающая кpайне негативную pоль. В одном классе "полусредней практической" школы целый месяц пpоходили лошадь: ее биологию, наблюдения в натуpе с посещением конюшни, на уpоке лепки и pисования, воспевая ее в диктанте и сочинении".
В начале 90-х годов я был в Испании, где в это время проводилась реформа школы - страна переходила к европейским стандартам. Один философ, с которым мы были знакомы заочно, по публикациям, стал крупным чиновником ЕЭС по вопросам образования, он проводил в Испании совещание по этой реформе и пригласил меня - авторитет советского образования был тогда высок, и они хотели послушать кого-нибудь из СССР.
То, что я услышал, было прекрасной иллюстрацией для книги французских социологов - массовой школе Испании было рекомендовано перейти от дисциплинарного типа образования к "модульному ". Какие-то фирмы уже разработали к тому времени 18 модулей, которые переводились на европейские языки и включались в программы. Речь на совещании шла о модулях, уже переведенных на испанский язык. Мне, еще "на новенького", все это показалось театром абсурда, просто сознательной ликвидацией нормального среднего образования. Уже не было физики, химии, географии, а был, например, модуль под названием "Вода и водная проблема в Кении". В нем вскользь давались кое-какие сведения о воде - а потом просто идиотская проблема "воды в Кении". Почему, кстати, испанские подростки должны обсуждать проблемы неизвестной им Кении, когда в самой Испании всегда стояла и сегодня стоит жгучая проблема с водой? Но главное, конечно, это сам отказ от дисциплинарного ("университетского") строения всей картины мира.
Теперь систему образования, основанную на мозаичной культуре, на Западе распространяют и на университет. Даже Ю.Афанасьев, перестройщик каких мало, отзывается об этом процессе как-то неуверенно. Он говорит формальные вещи, но за ними слышны принципиальные сомнения, которые он, как почетный антисоветчик, стесняется высказать открыто. Он говорит в интервью: "Дело в том, что болонская модель, кроме двухуровневой структуры высшего образования предполагает две базовые вещи: модульный подход и кредиты. Модульная система означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных традиционных формах".
К чему лукавить, "архаичные традиционные формы" присущи университетской культуре, модульный подход - мозаичной культуре. Для России переход к болонской модели означает прерывание всей ее исторической культурной траектории. Дрогнула рука сделать еще и этот контрольный выстрел?