Западные веяния в белорусском образовании.

Возврат на главную страницу

Предваряющий комментарий

О качестве образования надо судить по его результатам. результаты же современного европейского образования -- это вялая, унисексно оформленная молодёжь с путанными представлениями о мире, настроенностью на абсурдное сверхпотребление и отсутствием склонности к систематическому сложному трудовому усилию. Если Европа ещё дежится, то не благодаря своей системе образования, а вопреки ей. Коренные европейцы всё больше зависят от медицины и попросту вымирают, замещаясь иммигрантами, которые частично и обеспечивают Европе существование при той системе образования, какую она имеет.


С сайта www.cetbel.info

Использование идей гражданского образования в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Алексей Браточкин

В апреле 1999 года в Гарварде прошел симпозиум, посвященный проблеме взаимосвязи культуры и прогресса. Основное внимание было уделено констатации того факта, что в каждой культуре существуют ценности и установки, способствующие либо препятствующие прогрессу. Участники семинара также обратили внимание на существование возможности изменения каких-либо культурных ценностей с целью содействия процессу развития различных сфер общественной жизни [7, 31].

Дискуссия, состоявшаяся в Гарварде, ее проблематика являются актуальными и для Республики Беларусь. Процесс трансформации белорусского общества, начавшийся во второй половине 80х годов XX века, не принес быстрых результатов. Экономическая и политическая устойчивость общества пока еще не стала очевидным фактом. В этой связи обсуждается много причин и факторов, способствовавших такому положению вещей. С точки зрения автора, образование, как один из важнейших способов воспроизводства культуры, также является одним из "проблемных" факторов в белорусском обществе.

В советский период была создана система образования, предоставившая значительные возможности для основной массы населения. Однако, будучи ориентированной на определенную идеологию и определенный социальный (правильнее было бы сказать "государственный") заказ, советская система образования во второй половине 80х годов XX века вступает в полосу кризиса. Об этом свидетельствует, например, и появление негосударственных учебных заведений, более мобильно реагировавших на новые образовательные потребности.

В данной статье внимание будет уделено рассмотрению ситуации в одной из сфер педагогической деятельности, которая также переживает кризис, а именно в сфере воспитания граждан.

В советскую эпоху основной целью в этой области являлось воспитание гражданина, ориентированного на определенную идеологию ("общественное выше личного", "коммунистическая мораль" и т.д.). Значительное внимание уделялось политико-правовому образованию, изучению основ советской конституции. При этом будущих граждан ориентировали скорее на выполнение своих обязанностей, чем на отстаивание собственных прав. Формальный характер многих политических институтов советского общества способствовал низкому уровню гражданской активности. Кроме того, воспитание рассматривалось фактически как "дополнение" к образованию. "...Для жизни в обществе... требовалось "доформирование" специфических культурных и социальных навыков (через дополнительное обучение :соответствующим нормам жизни общества), для воспроизводства которых и отводилось специальное внеурочное время "воспитательной работы".

Сегодня более актуальным является подход, согласно которому образование и воспитание должны выступать в виде комплексного процесса. Обеспечение такого подхода становится возможным в рамках концепции "гражданского образования".

Гражданское образование, как феномен общественной жизни, складывается в его современном виде в 60е годы XX века в ряде развитых демократических стран Запада (США, Франции, Германии и так далее).

Существует много вариантов определений понятия "гражданское образование". Согласно одному из них, гражданское образование- это формирование граждан демократического общества, способных самостоятельно, активно и ответственно действовать на разных социальных уровнях[2, 44].

Безусловно, что "гражданское образование" является неотъемлемым элементом образовательной системы любой страны.

Однако, необходимо разделять понятия демократического и недемократического образования и воспитания граждан: " если гражданское образование в недемократических государствах призвано научить индивида жить в обществе и государстве безотносительно к его форме и содержанию, то гражданское образование в правовом демократическом государстве ставит задачу достаточно специфическую - научить жить в условиях демократии" (цитата из статьи Бобровича В., помещённой в №8 журнала " Адукацыя и выхаванне" за 1997 г.).

Система гражданского образования должна решать следующие задачи:

Как уже было сказано выше, гражданское образование предполагает комплексный подход - соединение "образования" и "воспитания". Иными словами, в ходе обучения гражданским знаниям, умениям, практикам одновременно происходит интериоризация определенных ценностей, формируются "ментальные модели"- "убеждения, выводы и цели, которые личностны, конкретны и специфичны". В каждой из стран, в которых образование и воспитание граждан носит демократический характер, содержание этого процесса зависит от конкретных условий развития общества. Тем не менее, центральной идеей является идея прав человека и демократии.

Создание системы гражданского образования является актуальной задачей и в Республике Беларусь. Об этом свидетельствует, в частности, состоявшаяся 31 октября- 1 ноября 2002 года республиканская научно- практическая конференция "Система демократического гражданского образования: сущность, проблемы, механизмы реализации". Участники конференции обратились к государственным органам РБ, общественности с призывом активизировать усилия по созданию системы гражданского образования, так как проекты и задачи социально-экономических преобразований в стране не могут быть осуществлены без опоры на информированность граждан, на высокий уровень социальной активности.

Существует множество способов реализации идей гражданского образования. С точки зрения автора данной статьи, реализация идей гражданского образования становится возможной при их интеграции в цикл преподавания социально- гуманитарных дисциплин.

Необходимо отметить, что на данном этапе идёт дискуссия о содержании преподавания социально-гуманитарных дисциплин в целом. Наиболее существенные проблемы, накопившиеся в этой области, отражены в статье А. В. Макарова "Обновление стандартов социально-гуманитарного знания"[6]. Автор данной публикации обращает внимание на ряд проблем, имеющихся в области подготовки стандартов высшего образования в Республике Беларусь. Краткое изложение содержания статьи А. В. Макарова дополнено некоторыми мыслями автора данной публикации.

Одной из этих проблем является " ставка на дифференциацию социально-гуманитарного знания и изучение его на уровне достаточно дисперсного предметного веера:", что входит в противоречие с европейскими и общемировыми тенденциями[Там же, с.192]. Выход из этой ситуации может быть найден в нескольких направлениях. С одной стороны, можно обратиться к зарубежному опыту создания интегративных курсов. В частности, в США, в ряде университетов преподается интегративный курс "Переосмысливая Америку"[8, с.24].Этот курс "представляет собой антологию литературных материалов на тему: "Личностная и культурная идентичности в плюралистическом обществе":"[Там же, с.29]. Изучение этого курса способствует формированию навыков критического мышления у студентов, осмыслению основных ценностей американского общества (обсуждаются такие темы, как американское образование, " американская мечта", проблемы общественной справедливости и т.д.). Очевидно, что создание интегративных учебных курсов является одной из перспективных задач в области высшего образования и в нашей стране [6, с.195]. С другой стороны, еще одним способом интегрирования содержания преподавания социально-гуманитарных дисциплин является "ориентация не на процесс обучения, а на междисциплинарные, интегративные требования к результату образовательного процесса" [Там же, с.193]. В этом смысле модель гражданского образования, ориентированная на развитие коммуникативных, адаптивных навыков человека так же представляется привлекательной.

Еще одной проблемой с точки зрения А. В. Макарова является "слабая практикоориентированность" социально- гуманитарного знания [Там же, с.193]. Для него эта проблема связана с преобладанием когнитивных навыков в обучении над деятельностными. Представляется, что существуют и другие аспекты этой проблемы. Действительно, как отмечает Г. М. Джамалудинов, изучение социально- гуманитарных дисциплин должно дать "систему понятий, позволяющих адекватно объяснить и оценить меняющуюся социальную ситуацию"[3, с.237]. Однако следование этой цели далеко от желаемого результата. Как раз по той причине, что на "системе понятий" в ходе процесса преподавания специального акцента часто не делается. "Слабая практикоориентированность" социально-гуманитарного знания связана с еще одной проблемой - недостаточной опорой преподавания на повседневный опыт. В целях актуализации изучаемого материала каждый преподаватель ссылается на ситуации повседневной жизни, однако этот процесс, безусловно, можно "технологизировать". Иначе говоря, создать такое методическое обеспечение преподавания, которое позволит ввести повседневный опыт в качестве обязательного элемента процесса обучения. Необходимой частью такого методического обеспечения может стать, например, использование метода конкретных ситуаций[1]. Очевидно, что подобный подход также будет способствовать повышению мотивации студентов, изучающих социально-гуманитарные дисциплины.

Еще одной проблемой с точки зрения А. В. Макарова является "слабо реализуемый воспитательный потенциал социально-гуманитарного образования", особенно если учитывать такую перспективную цель, как "формирование у выпускника компетенций гражданственности" [6, с.194-195]. Действительно и российские и белорусские авторы отмечают, что "невысокий рейтинг имеет гражданское воспитание. Студенты не чувствуют необходимости воспитывать у себя гражданские качества" [3, с.207]. С чем связана такая ситуация? С одной стороны, безусловно, с тем, что воспитанию гражданственности не уделяют достаточно внимания. С другой стороны, существуют и объективные причины такого явления. Отсутствие развитых структур гражданского общества, имеющей широкие права системы местного самоуправления не позволяет в полной мере реализовывать гражданские компетенции. Необходимо также отметить, что существует несомненная связь между уровнем развития экономики страны и позитивным отношением граждан к исполнению собственных гражданских обязанностей. Таким образом, повышение значимости гражданских ценностей зависит не только от усилий, предпринимаемых в системе образования, но и от решения социально-экономических проблем, существующих в белорусском обществе. Включение идей гражданского образования в процесс преподавания социально-гуманитарных дисциплин, тем не менее, представляется одним из возможных решений проблемы усиления воспитательного потенциала социально-гуманитарного знания.

С точки зрения А. В. Макарова, важной проблемой является "незавершенность комплексного научно-методического обеспечения учебного процесса адекватно выдвигаемым стандартным требованиям к компетенциям выпускника"[6,с.194]. В связи с этим тезисом необходимо обратить внимание на сложившуюся еще с советских времен практику написания учебных пособий по социально-гуманитарным дисциплинам. В тексте редко можно встретить проблемное изложение материала, анализ различных точек зрения по поводу происходящих общественных процессов.

Практически отсутствуют пособия, в которых предлагаются конкретные методики ведения лекций и семинарских занятий с использованием современных технологий обучения. В этом смысле существующие в области гражданского образования разработки могут стать существенным подспорьем для преподавателей [4].Также необходимо использовать в практической деятельности преподавателей опыт социальной психологии (в частности исследования группового взаимодействия, конформизма, формирования убеждений и природы предубеждений и стереотипов).

Обозначенные в статье А. В. Макарова проблемы характерны не только для преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе, но и для общеобразовательной школы, хотя здесь эти проблемы имеют свою специфику.

Каковы же практические пути реализации идей гражданского образования в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, как в общеобразовательной, так и в высшей школе?

Само содержание гражданского образования обычно включает в себя следующие составляющие: · базисные знания об обществе и о том, как оно функционирует (конституция, социальные институты и т. д.), причём речь идёт о знаниях, имеющих прямое отношение к повседневной жизни · навыки, умения (имеется в виду развитие критического мышления, коммуникативных навыков, инициативы, автономии, способностей разрешать конфликты посредством гражданских дебатов и т. п.) · ценности, которые содействуют пониманию смысла коллективной жизни и соответствующим образом направляют деятельность (имеются в виду ключевые ценности демократического общества, входящие в контекст национальной культуры).[ 2, с.11 ]

Соответственно, если мы хотим интегрировать идеи гражданского образования в преподавание социально-гуманитарных дисциплин, то мы должны определиться с более конкретным содержанием приведенных выше составляющих. Однако здесь возникает ряд существенных проблем. Одна из этих проблем: каковы те ценности, которые мы собираемся пропагандировать? Ещё с советской эпохи такие понятия как "коллективизм", "патриотизм", "национализм", "индивидуализм" и т. д., несут определённую смысловую нагрузку, наличие которой мешает адекватному восприятию этих понятий. В этом смысле процесс отбора ценностей для их обсуждения на учебных занятиях предполагает наличие четких представлений об этих ценностях у самих преподавателей. Европейская школа ориентирована на "ценности и принципы конституционной демократии [2, с.9]. Провозглашение независимости в 1991 году и принятие Конституции также должно являться одним из ценностных оснований для нашей системы гражданского образования, учитывая тот факт, что демократические принципы политического устройства были провозглашены как базовые.

Предметы социально-гуманитарного цикла предоставляют нам возможность постоянного обсуждения, как Конституции, так и принципов демократии и эту возможность не стоит упускать. Ключевыми для обсуждения могут быть такие проблемы как "демократия", "гражданское общество","идеология", "идентичность", "коллективизм", "индивидуализм", "национализм", "конституция", "участие в политической жизни" и многое другое. Необходимо не только ознакомить учащихся с разными формулировками этих понятий, но и объяснить то, как содержание этих понятий меняется со временем, зависит часто от политической конъюнктуры.

Преподавание должно быть больше ориентировано на использование повседневного опыта учащихся. Актуальность полученных учащимися на занятиях знаний является в свою очередь гарантией повышения интереса к ним.

Необходимо также обращать внимание на активизацию процесса обучения. Использование активных методов обучения, различных форм групповой работы способствует выработке определенных качеств у обучаемых. Инициатива, умение быть лидером и работать совместно с другими людьми являются достаточно ценными приобретениями кроме полученных формальных знаний. Методики активизации обучения (семинарских занятий, лекций) разработаны как в отечественной педагогической литературе, так и в зарубежной [источники 1 и 4]. Преодоление стереотипов, предрассудков, обучение "сопротивлению нежелательным воздействиям" (так обозначается в западной социальной психологии противодействие манипулированию сознанием [5, 351]) является также частью "гражданского образования".

В 1999 году Центром гражданского образования Европейского гуманитарного университета был издан сборник материалов "Гражданское образование: зарубежный опыт, проблемы развития". В сборнике представлен также проект программы по гражданскому образованию, ориентированный на общеобразовательную школу [2 ]. Необходимо обратить внимание на предлагаемые в проекте стратегии обучения гражданским знаниям и компетенциям. Развитие навыков критического мышления предполагает:

Также предлагается ориентироваться при обсуждении различных тем на следующие правила ведения дискуссий:

Подводя итоги, необходимо обратить внимание на ряд следующих основных тезисов данной статьи:

Литература:

1. Барнс Л.Б., Кристенсен К. Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М.: Гардарики, 2000.- 501 с.

2. Гражданское образование: зарубежный опыт, проблемы развития./ Отв. ред. А.А. Михайлов, В.А. Дунаев.- Мн.: Пропилеи, 1999.-96 с.

3. Джамалудинов Г. М. Социальные проблемы высшего образования в трансформирующемся обществе.- Изд-во ДГПУ, Махачкала, 2001.- 273 с.

4. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. - Мн.; СП "Медисонт", 1999.- 168 с.

5. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд.,-СПб.: Питер, 2002.-752 с.

6. Макаров А. В. Обновление стандартов социально-гуманитарного образования в высшей школе // Социально-гуманитарные знания , 2003, №2, с.189-205

7. Харрисон Л. В чем значение культуры? // Культура имеет значение.-М.: Московская школа политических исследований, 2002.- С.15- 36.

8. Шахнина И.З. Гуманитаризация высшей школы США.- Издат-во Казанского университета, 1993.- 98 с.


С сайта www.cetbel.info

Зарубежный опыт гражданского образования

Светлана Наумова

2.1.История и традиция
2. Роль и место учебного курса "гражданское воспитание" во французской школе
2.1.История и традиция
2.2. Императивы
2.3. Содержание учебных программ и учебников по дисциплине "гражданское воспитание" во французской школе
3. Американский опыт гражданского образования в школе
3.1. Дилеммы демократии. Цели правительства
3.2. Концепции свободы, порядка и равенства
3.3. Идеология и возможности правительства
3.4. Институциональные модели демократии
3.5. Конституция
3.6. Федерализм
3.7. Общественное мнение, политическая социализация, средства массовой информации
3.8. Участие и голосование
3.9. Политические партии, кампании, выборы
3.10. Группы интересов
3.11. Структура представительной власти
3.12. Система президентской власти
4. Некоторые выводы 2.1.История и традиция


В настоящее время на постсоветском пространстве идут активные поиски в области создания новых моделей социально-гуманитарного образования. Одним из направлений такой деятельности можно считать разработку учебных курсов для средней школы с условным названием "граждановедение". Последнее является практически буквальным (и, по мнению автора, не совсем удачным) переводом с английского широко известного словосочетания "civic education". Это обстоятельство вовсе не предполагает и прямого заимствования зарубежных содержания и моделей обучения. Понятно, что в трансформационном обществе такого рода учебный предмет будет существенно отличаться от аналогов, реализуемых в странах с устоявшейся демократией.

Между тем, не стоит забывать и о том, что помимо системных трансформаций на уровне общества имеют место и так называемые личные трансформации: каждый ребенок не "впитывает" демократические нормы и ценности "с молоком матери", а переживая социализацию, осваивает их в процессе общественной жизни. Именно об этом пишет один из известных специалистов в области образования из США Уэстер Финн-младший: "Люди могут родиться с тягой к свободе, но они не рождаются со знаниями о гражданском и политическом порядке, который с течением времени делает свободу возможной для них и их детей. Такой опыт приобретается. Его надо изучать. ... Можно справедливо утверждать, что в демократическом обществе образование дает возможность процветать самой свободе." Эти и многие другие обстоятельства делают актуальным для нас зарубежный опыт гражданского образования.

В данной лекции представлен французский и американский опыт гражданского образования. Разумеется, это не исключает необходимости обращения и к опыту иных стран, однако такой выбор представляется в определенной мере оправданным. Французская система гражданского образования представляет собой образец континентальной образовательной традиции с ее упором на содержательные аспекты. Кроме того, она ориентирована на включение ребенка и подростка не только в политическую систему данной страны, но и в европейское сообщество, что не может не представлять интереса и для Беларуси. В свою очередь американский - является для современного мира своего рода эталонным. О справедливости последнего замечания можно дискутировать, однако нельзя не признать, что сегодня именно американские модели наиболее известны, в том числе и в Европе. Он располагает большой армией так называемых мультипликаторов, прошедших обучение в различных школах и семинарах, которые пытаются "привить" его в ту или иную национальную систему образования. Такого рода попытки могут быть успешными в той или иной мере, что заставляет исследователя со вниманием отнестись к разработкам американских коллег.



2. Роль и место учебного курса "гражданское воспитание" во французской школе (1)

2.1.История и традиция

Подготовка учащегося к глубокому осознанию им своих прав и обязанностей по отношению к государству, то есть воспитание гражданственности, уходит далеко в историю французской системы образования. Еще в 1772 г. известный французский ученый, философ и математик, председатель Законодательного собрания и член Национального Конвента Мари Жан-Антуан Каритат (более известный как Кондорсе) в своем обширном плане, касающемся развития системы народного просвещения во Франции, подчеркивал, что одной из главных задач образования является "предоставление всем гражданам общества возможности по усвоению ими своих прав и обязанностей". Однако законодательно в тот период инициатива закреплена не была.

Через столетие министр народного просвещения Жмолль Ферри не только подтвердил важность такой учебной дисциплины как "гражданское воспитание", но и узаконил ее во всех начальных учебных заведениях Франции (закон "О введении обязательного начального образования" от 28.03.1882г.). Статья первая законодательного акта содержала перечень предметов, подлежащих преподаванию в начальной школе. И среди десяти названных учебных дисциплин курс "гражданское воспитание" по важности был поставлен на первое место (см. табл. 1).

Таблица 1. Перечень учебных предметов начальной школы Франции по закону 1882г.
учебные предметы


Со времени принятия "закона Ферри" от 1882г. "гражданское воспитание" как учебная дисциплина прошла большой эволюционный путь развития. Он затронул как содержание учебного предмета, так и формы его преподавания, зафиксировал степень отношения к нему со стороны педагогической общественности государства. А понимание роли и места "гражданского воспитания" в содержании школьного образования на протяжении последних ста лет было неодинаковым. Периоды расцвета сменялись постановкой на повестку дня вопроса о целесообразности преподавания данной учебной дисциплины (сначала это касалось начальной школы, а после второй мировой войны и средней). Особенно сложным для учебного предмета оказалось десятилетие с 1975 по 1985 год, во время которого (после принятия в 1975г. "закона Аби") он растворился среди других предметов сперва в начальной школе, а затем и в программе коллежа (первая ступень средней школы).

В 1985 г. министр образования Франции Фан-Пьер Щевенман вновь включил "гражданское воспитание" в виде отдельного учебного предмета во все программы начальных школ и коллежей. В постановлении Министерства национального образования от 20.06.1985г. подчеркивалось, что он должен рассматриваться как "в высшей степени моральная дисциплина". На ее изучение выделялся один учебный час в неделю, а на уроках предусматривалось уделить основное внимание правовой культуре, демократии и общечеловеческим ценностям.

Вместе с тем, происшедшие в 80-90-ых годах ХХ века события и, прежде всего, развал социалистической системы и СССР, оказали заметное влияние на внутриполитическую жизнь Франции, на решение имеющихся в стране социальных проблем. В результате этого вопросы, связанные с преподаванием дисциплин "гражданское воспитание", вновь были выдвинуты на авансцену педагогической деятельности, научных поисков. Результаты работы созданной в начале 90-ых годов инициатива министра национального образования Франсуа Бейру рабочей группы по проблеме "гражданского воспитания" позволили уточнить круг вопросов, решение которых французская нация связывает со школой, с передачей ею учащимся общих и признанных всеми французскими гражданами ценностей.



2.2. Императивы

Следует отметить, что французская школа не отождествляет количество полученных ребенком знаний с уровнем всестороннего развития личности. Считается, что в мире имеется огромное количество знаний, которые, в силу краткости человеческой жизни, индивид усвоить не в состоянии. Но, тем не менее, среди них есть основополагающие, без которых учащимся будет трудно, а то и невозможно адаптироваться во французское общество, европейское и мировое сообщество. Таким практическим знанием является понимание ребенком жизни, существующих отношений между человеком и обществом. Главным звеном в школьной системе передачи ученику таких знаний и является предмет "гражданское воспитание". Исходя из этого "Новое соглашение о школе" 1994 года относит "гражданское воспитание" к числу профилирующих школьных дисциплин. Ее изучение осуществляется с 1 по 9 класс, т.е. во всех классах начальных школ (в коллеже). "Новое соглашение о школе" подчеркивает, что реформа в области преподавания курса "гражданского воспитания" состоит в новом подходе к изучаемой дисциплине. В настоящее время "она не ограничивается только изучение демократических государственных институтов, а охватывает права и обязанности граждан в области социальной и частной жизни, охраны здоровья, окружающей Среды и других сфер французского общества. Она основана на морали и ответственности".

Было бы неправомерно считать, что предпринимаемые меры в плане совершенствования преподавания "гражданского воспитания" связаны с каким-то "провалам" во французской педагогике. Скорее наоборот. Положительные результаты французской школы в области воспитания гражданственности и чувства патриотизма были отмечены еще в начале ХХ века французским поэтом Эдмондом Арокуром (1857-1941). Высказанные им слова о любви и большой привязанности французского гражданина к своему Отечеству уже давно стали народной поговоркой "Partir, c'est mourir un peu" (Покинуть Францию, это означает умереть на это время).

Вместе с тем, в соответствии с имеющимся подходом французской общественности к вопросам гражданского воспитания, многие известные ученые-педагоги страны считают, что свободное (не принудительное) подчинение индивидуумом законам общества в современных условиях требует:
  • обязательного знания учащимся структуры государственных институтов, имеющихся в стране основополагающих законодательных актов и развития на этой базе правовой культуры; при этом главный акцент в образовательном процессе делается на усвоении учеником демократических основ и принципов нормативной базы государства, способствующей свободному развитию личности. Считается, что правовая культура позволяет учащемуся глубже познать окружающий его мир, определить свое место и действовать в нем;
  • привития индивидууму критического мышления и чувства социальной ответственности за свои поступки;
  • овладения учащимися признанных всем французским обществом основополагающих понятий (таких как нация, республика, демократия, гражданство, государство) и ценностей, позволяющих осознанно пользоваться предоставляемыми ему демократическими правами и свободами. Исторический опыт показывает, что возникающие и порой потрясающие общество социально-политические проблемы во многом определялись неспособностью человека сформировать в своем сознании и привести в порядок систему ценностных ориентаций и в последующем придерживаться их в поведении;
  • привития учащемуся элементов общей культуры и нравственности, морали, чувства терпимости и взаимопонимания, дружбы между всеми национальными и религиозными группами.

Таким образом, в настоящее время подход руководства системой национального образования определяется положением, выдвинутым еще в 1985 г.: "Человеком рождаются, а гражданином становятся. И это становление осуществляется (происходит) в своей основной части в школе".



2.3. Содержание учебных программ и учебников по дисциплине "гражданское воспитание" во французской школе

Во Франции после окончания материнской школы (наш детсад, возраст - с 2 до 5 лет) следует обязательное обучение в пятилетней начальной школе (с 6 до 11 лет). С января 1992 г. пять лет обучения в ней сгруппировано в два цикла.

В целях облегчения понимания подхода французской школы к вопросу преподавания в начальном учебном заведении такой дисциплины как "гражданское воспитание" необходимо кратко остановиться на функционировании и структуре данных циклов (см. табл.2).



Таблица 2. Образовательные циклы во французской начальной школе





Как видно из таблицы, первый цикл (цикл фундаментального обучения) охватывает не только два года обучения в начальной школе, на и старшие группы материнской школы.

Второй цикл (цикл углубленного обучения) включает начальные классы второго года, средние классы первого и второго годов обучения. В соответствии с разработанными новыми учебными программами все учебные предметы сведены в три группы (см. табл.3) (1).



Таблица 3. Учебный план французской начальной школы





Для каждой из групп на первом и втором цикле обучения установлены минимальное и максимальное количество часов, сумма которых - 26. Такой подход к учебным планам позволяет учителю самому найти наилучшее распределение учебных часов с учетом всех сложившихся обстоятельств. Тем не менее, на первом и втором циклах на "гражданское" воспитание выделяется не менее 1-го учебного часа в неделю.

Введение в начальной школе двух циклов должно, как считают французские ученые-педагоги, позволить учащемуся постепенно, без потрясений овладеть необходимыми положениями, касающимися процесса становления личности и ее адаптации в социальную жизнь общества, получить рекомендации для достижения в жизни успеха на основе постижения окружающего его мира.

Обучение по курсу "гражданское воспитание" предполагает в начальной школе ознакомление учащегося с понятиями, без которых трудно, а то и невозможно рассчитывать на успех в образовательном процессе. Среди них в центре образовательного поля "гражданского воспитания", как считают французские ученые-педагоги, должны находиться 5 понятий. Это - нация, государство, Республика, демократия, гражданственность (2).

Кроме того, как отмечалось на проходившей в январе 1995 г. в Национальном институте педагогических исследований конференции по вопросу реорганизации материнских и начальных школ, преподавание "гражданского воспитания" в начальной школе ведет к обязательной постановке вопроса о ценностях и этических нормах (3). Их общая цель должна состоять в обеспечении единства французского общества, эффективности коллективных и индивидуальных действий, поддержки европейского и мирового сообщества (4). Проведенное в мае 1995 г. статистической службой SOFRES анкетирование показало, что на вопрос о наиболее необходимых учащимся начальных школ ценностей на первое место было поставлено уважение к другому человеку и его правам (89% от числа опрошенных 200 родителей учащихся 6-12 лет, 100 врачей-педиатров и 100 учителей), а на второе - необходимость следования закону (70%) (5).

Исходя из указанных целей задачами "гражданского воспитания" в начальной школе, как определено в учебных программах, являются:
  • в начале первого цикла (старшие группы материнской школы) открыть детям мир, в котором существуют зависимые отношения и правила, подлежащие выполнению;
  • постепенная подготовка учащегося к жизни в экономической и социальной среде, где ему придется играть определенную социальную роль и находить компромисс между своими потребностями, желаниями и ценностями различных социальных групп, с которыми он вступает во всевозможные взаимоотношения;
  • оказание учащемуся помощи в раскрытии и познании им окружающего его мира, аккумулирование в себе необходимой суммы социального опыта, представляющего собой сгусток жизненных норм и правил поведения;
  • формирование у учащихся привычек критического мышления, овладение ими средствами анализа и действия, опирающихся на демократические ценности французского общества;
  • подготовка учащихся к выполнения ими социально-правовых обязанностей демократического государства.

    В соответствии с учебными программами реализуются цели и задачи по "гражданскому воспитанию" поэтапно, в соответствии с имеющимися в начальной школе циклами обучения.

    В частности, первый цикл, цикл фундаментального обучения, состоит из двух частей подготовки. Первая часть - знакомство и постижение принципов коллективной жизни. Вторая часть - гражданская жизнь французского общества.

    Коллективная жизнь подразумевает знакомство учащегося с жизнью класса и школы, где в ходе обучения преследуются три цели:
  • воспитание учащегося в духе уважения личности, самого себя и других;
  • необходимость соблюдения общественной собственности и умение рассчитывать домашний хозяйственный бюджет;
  • выработка чувства ответственности за слово и дело.


Общественная жизнь во французском государстве предполагает и охватывает для изучения три темы:
  • Республика, как форма французского государства;
  • символы Французской Республики (флаг, гимн, празднование 17 июля);
  • Президент Республики и его роль в жизни государства.


Второй цикл углубленного обучения, состоит так же из двух частей подготовки.

Первая часть именуется: "От школы к демократическому обществу, к гражданской ответственности". Ее изучение преследует три цели:
  • развитие у учащегося чувства самоуважения;
  • воспитание уважения другого человека и его прав;
  • привитие чувства ответственности.


Вторая часть называется: "Жизнь человека в демократическом обществе". Она преследует так же три цели:
  • развитие чувства собственного достоинства на базе соблюдения прав человека и знакомство с этими правами;
  • ознакомление с республиканскими институтами Франции (Президент, парламент, судебные органы, местные органы власти);
  • привитие принципов демократического общества и соблюдения правовых норм, обязанностей гражданина.


Овладение учебной программой первого цикла подразумевает, что учащийся на основе полученных знаний должен быть способен:
  • брать ответственность на уровне класса и школы, а при принятии решений учитывать реалии непосредственно окружающего учащегося социального мира;
  • объяснить правила общественной жизни в рамках школы и подтвердить свои высказывания несколькими примерами, исходя при этом из усвоенных учеником общепринятых моральных норм и обычаев;
  • уважать правила коллективной жизни в рамках класса и школы, включая те из них, что связаны с выполнением из-за необходимости, по принуждению;
  • уметь слушать собеседника, учителя и осознанно брать в случае необходимости слово для высказывания своей точки зрения;
  • проявлять чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за данное слово и взаимно принятые обязательства;
  • получать удовлетворение от хорошо выполненной работы и проявленные при этом старание и настойчивость;
  • осознавать необходимость уважать другого человека и наличие права на самоуважение;
  • соблюдать общественную собственность в школе и вне ее;
  • понимать, уважать и соблюдать в школе и за ее пределами правила гигиены и безопасности, расходов бюджета семьи, здравоохранения и окружающей Среды;
  • различать виды своего наследства и знать свое право на защиту частной собственности;
  • прочувствовать понятие права человека и углублять эстетические начала в своем характере;
  • высказать свое отношение к происшедшему первому знакомству с государственными институтами: Президентом, Французской Республикой и ее символами.


Овладение учебной программой второго цикла позволяет учащемуся:
  • активно сотрудничать в общественной жизни класса, школы, уважая их внутренний распорядок и правила функционирования учебного заведения;
  • знать правила функционирования общественных организаций и ассоциаций на уровне школы, коммуны и участвовать в их работе;
  • при принятии решений принимать во внимание сложившуюся социальную практику и окружающий ученика социальный мир;
  • осознанно подходить к таким нравственным категориям как: честность, мужество, правдивость, справедливость, человеческое достоинство;
  • уважать точку зрения другого человека, быть терпимым к лицу другого вероисповедания;
  • соблюдать правила вежливости и проявлять уважительное отношение к инвалидам;
  • понимать смысл демократического спора;
  • различать существующие в мире большие проблемы (голод, охрана здоровья, защита окружающей Среды, права человека) и выражать свои чувства по отношению к ним;
  • ясно изложить свои эстетические вкусы;
  • показать свое отношение ко всем видам искусства (кино, фотография, театр, танец);
  • понимать значение необходимости приложения больших усилий для качественного выполнения той или другой работы; получать удовлетворение от хорошо выполненного дела;
  • осознавать гражданскую значимость демократической жизни, изложить в ясной форме ее основополагающие элементы (соблюдение прав и свобод граждан; социальная защита; безопасность личности и связанные с этим службы полиции, жандармерии, пожарной охраны; дорожная безопасность; защита культурного наследства);
  • усвоить основные положения Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), их непреходящее значение и в современные дни; быть способным привести конкретные примеры нарушения прав человека и обязанностей гражданина;
  • описать политические республиканские институты Франции и, в частности: выборы Президента, Парламент и роль разрабатываемых им законов, судебная власть, местные органы власти, одно из больших государственных учреждений или предприятий (например, железнодорожный транспорт);
  • высказать свое мнение о своем первом знакомстве с международными политическими структурами (прежде всего ЕЭС); о месте и роли Франции в мире;
  • знать о существовании других культур и цивилизаций.


В целях глубокого овладения учебной программой по дисциплине "гражданское воспитание" французская начальная школа предусматривает в методологическом плане тесное взаимодействие двух циклов, плавность перехода в подаваемой учащимся материале и с учетом их возрастных способностей. При этом в своей педагогической деятельности по учебному предмету "гражданское воспитание" учителя придерживаются четырех ориентиров. Ими являются:

1. Знакомство с понятиями.

Оно охватывает два цикла. Первый из них начинается с постепенного, но обязательного ввода понятий. Они, с одной стороны, направлены на правильное восприятие учащимися правил общественной жизни, а, с другой стороны, на претворение этих правил в жизнь государственными институтами. При этом на первом цикле учащийся наиболее конкретно и полно знакомится с такими институтами как школа, местные коммунальные органы власти.

На втором цикле, опираясь на приобретенные знания в ходе первого цикла, происходит углубление и расширение понятий. Более четко затрагиваются положения, охватывающие понятия гражданина, нации, государства, Республики и демократии (в особенности). К концу учебы на втором цикле ученик должен уметь использовать усвоенные понятия в своей повседневной жизни.

2. Анализ конкретных ситуаций

Педагогическая работы на первом цикле базируется на активном использовании конкретных ситуаций, связанных с деятельностью класса, школы, коммуны, т.е. того географического пространства, где учащийся ориентируется лучше всего. На втором цикле спектр конкретных ситуаций для анализа расширяется. Особую роль при этом могут играть средства массовой информации, предоставляющие учащимся возможность оперировать документами (материалами), фиксирующими нарушения прав человека и обязанностей гражданина.

3. Овладение знаниями, базирующимися на окружающем социальном мире

Оно уже на первом цикле предусматривает на основе приобретаемых понятий, рассматриваемых конкретных ситуаций создание на базе мыслительного процесса определенных поведенческих конструкций.

Овладение знаниями учебного предмета "гражданское воспитание" во многом зависит от овладения учащимся критическим мышлением. К концу второго цикла, опираясь на приобретенные понятия, учащийся должен владеть методическим средством точного описания политических институтов Франции и ЕЭС, понимать роль и значение прав человека и обязанностей гражданина.

4. Обучение манерам поведения, приобретение устойчивых привычек гражданина демократического государства.

На первом цикле начальной школы эта часть педагогической деятельности считается наиболее важной, хотя и требующей внимательного и осторожного подхода. Все формирующиеся привычки не должны основываться на конформизме и принуждении.

На втором цикле особое внимание уделяется закреплению находящихся на стадии формирования манер поведения и привычек во всех их проявлениях и аспектах с целью их дальнейшего закрепления на уровне средней школы .

Для успешного и эффективного усвоения программы учебной дисциплины "гражданское воспитание" французская начальная школа на первом и втором циклах придерживается следующих методических установок:
  • обучение по курсу "гражданское воспитание" должно протекать в форме, исключающей навязывание учащемуся моральных и нравственных догм. Оно должно базироваться на осознанном восприятии учащиеся этических и правовых норм и объективной необходимости следовать им;
  • при овладении курса "гражданское воспитание" основное внимание должно быть сконцентрировано на непосредственной жизни учащегося и проблемах окружающего его современного мира. Ретроспективность, широко распространенная в педпрактике по другим предметам, должна быть, в максимальной степени исключена;
  • подача знаний основывается на необходимом учете действия и размышления;
  • реализация усвоенного материала оценивается через поведение учащегося в школе и вне учебного заведения.


Таким образом, сегодня во французском обществе имеется устойчивое мнение о том, что главная роль в передаче учащимся основ гражданственности принадлежит начальной и первой ступени средней школы (коллежу). Это во многом объясняется тем, что именно школа обеспечивает обучением стопроцентный охват всех французских детей в возрасте от 6 до 16 лет, является привилегированным местом в борьбе против социального неравенство, мотором для постижения учащимися демократических норм и правил поведения.

Вместе с тем считается, что школа не изолирована от общества. Поэтому именно оно должно само выступать гарантом получения необходимого гражданского воспитания.



3. Американский опыт гражданского образования в школе

Американская образовательная традиция в целом строится на признании гражданской миссии образования как такового. Подготовка информированного рационального, гуманного гражданина, готового участвовать в политической жизни страны и принимать демократические ценности и принципы - именно эти цели провозглашены в качестве основных целей национального образования в так называемом Акте об американском образовании (Еducate America Act), принятом в 1994 году.

Для обеспечения подобных целей Центр гражданского образования США разработал национальные стандарты гражданского образования для 12 двенадцатилетнего цикла обучения. Данный стандарт касается в первую очередь содержания. Они рассматриваются, прежде всего, как выходные стандарты и обозначают минимально необходимый уровень знаний и умений. Так называемыми "контрольными годами являются 4 -ый, 8-ой и 12-ый.

Национальный стандарт представляет собой не учебную программу с обязательным набором тем, а, прежде всего, обозначает главные ценности и нормы, которые должны быть интериоризированы учащимся. Ниже дается их краткое изложение.



3.1. Дилеммы демократии. Цели правительства

Правительство может быть определено как законодательное использование силы - включая заключение в тюрьму и казнь - в определенных территориальных границах для контроля поведения человека. Правительство служит двум основным целям: поддержание порядка (сохранение жизни и защита собственности), а также обеспечение общественного производства. Недавно, некоторые правительства стали преследовать третью цель: обеспечение равенства.

Поддержание порядка - это самая "старая" цель правительства. "Порядок" - в этом контексте означает установление господства закона для сохранения жизни и защиты собственности. Но не все верят, что защита частной собственности , это значимая цель правительства. Карл Маркс отверг частную собственность.

Задача правительства - создание фондов, из которых финансируется образование, система здравоохранения, осуществляется озеленение, охрана окружающей среды.

Обеспечение равенства не всегда было главной целью правительства. Некоторые политические лидеры только в этом столетии, как последствия индустриализации и урбанизации, провозгласили широкие государственные программы для улучшения жизни низших классов. "Государство всеобщего благоденствия" обеспечило людей медицинским обслуживанием, образование, гарантированным доходом "от колыбели до могилы". Швеция, Великобритания и другие нации одобрили социальные программы, направленные на снижение социальных различий. Это сравнительно новая цель правительства и наиболее противоречивая. Главный вопрос здесь - роль правительства в распределении доходов.



3.2. Концепции свободы, порядка и равенства

Свобода - свобода может быть использована в двух аспектах: "свобода к" и "свобода от". Ф.Д.Рузвельт использовал это слова в обоих аспектах в речи, которую он произнес после того, как США вступили в войну: свободу вероисповедания, свободу слова, свободу от страха, свободу от нужды.

Порядок - Правительство может защищать установленный в обществе порядок (путем использования силы) для обеспечения безопасности граждан, здравоохранения, благосостояния, морали.

Равенство:

Политическое равенство - каждый гражданин имеет один и только один голос. Социальное равенство необходимо для настоящего политического равенства. Два пути достижения социального равенства: обеспечение равных возможностей и обеспечение равных результатов.

Две дилеммы правительства: самые старые и самые новые цели правительства. Самая старая - поддержание порядка; самая новая - обеспечение равенства. И порядок, и равенство - очень важные ценности, но правительство не может придерживаться их, не жертвуя третьей, наиболее важной - индивидуальной свободой. Столкновение между свободой и порядком образует первоначальную дилемму правительства, столкновение между свободой и равенством - современная дилемма правительства. Хотя эти дилеммы очень различны, каждая включает использование некоторого количества свободы для другой ценности.

Ценностный конфликт между свободой и порядком представляет исходную дилемму правительства. В принципе, люди ценят одинаково свободу и порядок, но в реальной жизни любая политика, которая работает в направлении одной из этих целей, отдаляет от другой. В демократической политической системе, выбор политики основывается на том, в какой степени граждане ценят свободу и в какой степени они ценят порядок.

Столкновения меду свободой, порядком и равенством объясняют значительное количество политических конфликтов. Эти конфликты лежат в основе идеологий, которые люди используют для структурирования понимания политики.



3.3. Идеология и возможности правительства

Политическая идеология - это последовательный набор ценностей о целях и возможностях правительства. С одной стороны, вера, что правительство должно делать все, с другой стороны, вера, что правительство не должно существовать.

Табл. I.

Политические теории Тоталитарная модель Доктрины широких Анархизм гражданских прав

Экономические теории Социализм Капитализм Свободный рынок

Популярные политические направления в Америке Либерализм Консерватизм



Тоталитаризм - это вера, что правительство должно иметь неограниченную власть. Тоталитарное правительство контролирует все общество: сферу бизнеса, труда, образования, церковь, спорт, искусство. Тоталитарная система имеет сеть законов, правил, которые регулируют все стороны человеческого поведения.

Социализм - отводит государству решающую роль в экономике. Социализм базируется на марксистской теории. Коммунистические правительства на практике повернулись к тоталитаризму, контролируя политическую и общественную жизнь через партийные организации.

Некоторые социалистические правительства проводят политику демократического социализма. Они гарантируют гражданские свободы и позволяют гражданам определять деятельность правительства через свободные выборы и соревновательность политических партий (правительства Великобритании, Швеции, Германии, Франции и др.)

Капитализм - поддерживает свободу предпринимательства (частный бизнес, функционирующий без государственных ограничений).

Либертарианские теории - выступают против всех правительственных действий, кроме тех, которые необходимы для защиты жизни и собственности.

Анархисты отрицают правительство в любой форме, Анархизм ценит свободу выше всех других ценностей.



3.4. Институциональные модели демократии

Мажоритарная модель демократии основывается на классической теории демократии. Она интерпретирует правительство людей как правительство большинства людей. Мажоритарная модель основывается на том, что граждане могут контролировать правительство, если оно имеет адекватные механизмы для участия.

Плюралистическая демократия - интерпретирует правительств людей, за которыми стоят определенные группы интересов. Согласно этой модели, демократия существует, когда многие организации действуют независимо от правительства, оказывая давление на правительство и даже, делая вызов правительству.

Элитарная теория - согласно элитарной теории, важные правительственные решения принимаются меньшинством, которое имеет определенные характеристики (прежде всего, значительное богатство и деловые связи).



3.5. Конституция

Конституция США - это больше, чем просто исторический документ, она является основой политики современного государства. Конституция была конечным продуктом революционного движения, направленного на сохранение существующих свобод. Это движение началось с Деклараций независимости, провозглашающей, что каждый рожденный имеет определенные права (среди них - право на жизнь, свободу, стремление к счастью). Когда правительство отрицает эти права, народ имеет право восстать.

Конституция была второй попыткой. Она заменила свободный союз могущественных штатов с сильным правительством, имеющим четыре основных принципа: республика, федерализм, разделение властей, система сдержек и противовесов.

Республика - это форма правления, при которой сласть находится в руках народа и осуществляется его представителями.

Федерализм - это разделение властей между общенациональным правительством и штатами.

Разделение властей - это разделение властей в общенациональном правительстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

В конечном итоге Конституция установила систему сдержек и противовесов, давая каждой ветви власти свободу и контроль над остальными.

Конституция была подготовлена для установления баланса между порядком и свободой. Она не была создана для обеспечения равенства, фактически, она была несколько исправлена и дополнена для восполнения неравенства.

Правительство с его разделением властей, системой сдержек и противовесов хорошо подошло к плюралистической модели демократии.

3.6. Федерализм

Структура власти, обозначенная в Конституции, была результатом политического компромисса, признанием боязни штатов сильной центральной власти.

Разделение властей, изложенное в конституции, предполагало то, что центральное правительство будет решать общенациональные задачи, оставляя местные и особые случаи штатам. Но, что является сложными общенациональными задачами, а что - местными, - так и не было объяснено.

Федерализм имеет очень много вариаций. Двойной федерализм стремится сохранить власть в штатах и на уровне центральной власти раздельно.

Объединенный федерализм делает акцент на власти общенационального правительства и видит, чтобы общенациональное правительство и правительство в штатах работали вместе для решения государственных проблем. Каждый тип поддерживает плюралистическую модель демократии.

Новые федералисты, особенно консерваторы, предлагают сокращение величины общенационального правительство, федеральных расходов и поворот программ к штатам как решение проблемы громоздкого правительства. Либералы беспокоятся, что новые федералисты в своем стремлении к децентрализации и сокращениям, передадут важные обязанности штатам, которые не хотят или не могут принять их на себя.

Штаты доказали в 80-90-ых годах, что хотят и способны иметь дело с серьезными проблемами.

Дебаты по федерализму будут продолжаться и в 1990-ых годах.

Баланс властей между общенациональным уровнем и уровнем штата будет разрешен политическими средствами.

3.7. Общественное мнение, политическая социализация, средства массовой информации

Общественное мнение "не правит" в Америке. По большинству вопросов оно устанавливает общие границы для правительственной политики. Правительственная политика может варьироваться "слева" - "направо" без провоцирования серьезных политических конфликтов.

Люди формируют свои политические ценности через процесс политической социализации.

Наиболее важную роль в процессе социализации играют в детстве и юности семья, школа, окружение. Члены одной и той же социальной группы имеют один и тот же опыт социализации и усваивают идентичные ценности. Различия в образовании, цвете кожи, религии имеют тенденции производить резкие различия во мнениях по вопросам порядка и равенства в гораздо большей степени, чем различия в доходах. региональной и этнической разнице.

Хотя большинство людей не думают о политике в категориях идеологии, приходя к избирательным участкам, они классифицируют себя в либерально-консервативном спектре. Большинство опрошенных выбирают "средние" категории, мягкий, безопасный выбор. Другие классифицируют себя как либералов или консерваторов по "слабым" или противоречивым представлениям. Согласно критериям порядка и равенства можно выделить четыре идеологических типа: либералы, консерваторы: либертарианцы и популисты.

В дополнение к идеологическим ориентациям, ряд других факторов влияют на процесс формирования политических мнений. Когда люди выигрывают или страдают от предлагаемых правительством решений, они обычно основывают свои мнения на личном интересе. В отсутствии или нехватке информации, участники восприимчивы к поддержке или оппозиции политическим лидерам через средства массовой информации (как канал связи).

Средства массовой информации передают информацию широкой аудитории посредством печати, радио и телевидения. Главная функция СМИ - это развлечение, но они представляют также политические функции как: сообщение новостей, их интерпретация, влияние на мнения граждан, социализации граждан по вопросам политики. Большинство людей имеют очень низкую способность сохранять большое количество политической информации, причем эта способность значительно меньше, чем в середине 60-ых гг.

Большинство людей в настоящее время получают значительную долю политической информации посредством телевидения, чем из печати. Проблема состоит не в неспособности печати сообщать качественную информацию, а в недостатке востребованности ее со стороны общественности. Один из наиболее важных эффектов СМИ - содействие обратной связи народа и власти. СМИ защищают свободу печати посредством критики правительства, придания широкой огласки фактов протеста, террористическим актам и другим угрозам порядку.

3.8. Участие и голосование

Народ может управлять непрямым путем посредством избранных представителей и затем выбирая лидеров через избирательную кампанию - формальные процедуры для голосования - единственный возможный поход к демократии в большом государстве.

Необходимо обозначить различия в прямой и непрямой демократии. В прямой демократии граждане сами принимают решения. В непрямой демократии граждане участвуют в правительстве посредством выбора своих представителей. Выборы - необходимое условие демократии, но они не гарантируют демократического правительства.

И мажоритарная и плюралистическая модели демократии обосновываются на голосовании, но обе модели предполагают участие граждан в других формах политического поведения (обсуждение политических проблем, образование групп интересов, кампании политических партий, иногда протест против правительственных решений).

Политическое участие - это действия граждан, посредством чего они влияют или поддерживают правительство и политиков. Это определение включает обычное участие и нешаблонное участие.

Голосование, написание писем - это примеры обычного участия; "сидячие забастовки" в общественных зданиях. выкрикивание лозунгов - примеры нешаблонного участия.

Выборы являются институциональным механизмом, который воплощает демократию, позволяя гражданам выбирать среди кандидатов или вопросы.
  • Выборы социализируют политическую активность. Возможность голосовать за перемены воодушевляет граждан и удерживает их от демонстрации на улицах.
  • Выборы институционализируют доступ к политической власти.
  • Выборы поддерживают государственную власть. Возможность участвовать в выборах помогает убедить граждан, что правительство ответственно за их нужды и желания, что увеличивает его легитимность.


Нешаблонное участие помогло людям с черной кожей и женщинам завоевать политические права, включая право голосовать.

Люди имеют различные мотивации для участия в политике: демонстрация поддержки своей стране; получение выгод для себя или своей семьи; влияние на общественную политику. Их политические действия могут требовать очень малого количества политических знаний или личной инициативы, или значительного количества и того и другого.

Тенденция к участию в политике тесно связана с социально-экономическим статусом. Образование, один компонент само-экономического статуса - единственная серьезнейшая предпосылка политического участия.

Выборы служат легитимации власти посредством вовлечения масс во власть посредством голосования. Спектр выбора - функция политических партий.



3.9. Политические партии, кампании, выборы

Политические партии представляют четыре важных функции в политической системе: выдвижение кандидатов, выдвижение альтернативных правительству программ; координация деятельности официальных лиц, структурирование выбора.

Партийная идентификация, партийные активисты, партийные платформы показывают различия в идеологических ориентациях между двумя большими партиями (в США, например).

Избирательные кампании эволюционировали от партийно-централизованного процесса к "кандидато-централизованному процессу".

Выбор голосующих может быть проанализирован в терминах партийной идентификации, Черт кандидатов, позиций в политике. Партийная идентификация - это наиболее важный долговременный фактор в определении решения голосующих, но сейчас небольшое количество кандидатов опираются на партию в своих кампаниях. Большинство кандидатов сейчас проводят свои "личные" кампании.



3.10. Группы интересов

Группы интересов играют важную роль в политическом процессе. Они являются средством участия граждан в политике, и они связывают точки зрения своих членов с точками зрения членов властных структур. Группы интересов значительно различаются в средствах, которые находятся в их распоряжении, в тактике, которую они используют для воздействия на правительство.



3.11. Структура представительной власти

Конгресс (на примере США) - играет центральную роль посредством законотворчества. Он готовит законы и делает попытки проследить за их выполнением. Он помогает образованию народа посредством обсуждения новых вопросов, появляющихся на повестке дня, Соглашения и компромиссы играют важную роль в законодательном процессе.

Нет ясного ответа на вопрос - мажоритарная или плюралистическая законодательная система обеспечивает лучшее представительство. В США - например, система плюралистическая, она служит интересам меньшинств, которые могут быть отвергнуты, или им может быть нанесен вред непродуманной политикой большинства.



3.12. Система президентской власти

В течение двадцатого столетия важнейшей чертой развития властных структур был рост бюрократии. Исполнительная власть эволюционировала к значительному количеству департаментов, независимых агенств, правительственных корпораций. Эти структуры осуществляют принятие политических решений, которые имеют силу законы. Те чиновники, которые принимают решения, испытывают влияние окружения, особенно (в США - например) Белого дома, Конгресса или групп интересов. Те, кто вырабатывает решения, испытывают воздействие внутренних норм и необходимости работать в тесном сотрудничестве с другими -внутри и -вне своих агентств.

Бюрократия находится вне контроля. В общественном мнении бюрократия выглядит очень громоздкой, дорогой, чрезвычайно навязчивой. В настоящее время нет недостатка в попытках реформирования бюрократии.



4. Некоторые выводы

Анализ зарубежного опыта преподавания граждановедения и прав человека свидетельствует о том, что данный учебный предмет (или цикл предметов) рассматривается, прежде всего, как важнейший фактор политической социализации личности. Гражданское образование выстроено как многоступенчатая система, каждый элемент которого простроен с учетом особенностей восприятия, мышления, интеллектуальных возможностей различных возрастных групп. Фактически главной целью гражданского образования за рубежом можно считать получение необходимой и достаточной информации о политической системе своей страны и воспитание гражданской политической культуры.

Современное гражданское образование в странах Запада является синонимом обучения демократия. Демократия, свобода и права человека как консенсуальные ценности современного западного общества составляют идеологический стержень данной системы.

Конкретное содержательное наполнение данного предмета (или цикла предметов) может варьироваться. Однако инвариантами остаются: знания о Конституции страны, знания об устройстве политической системы, знания о сущности и дилеммах демократии, знания о правах человека и механизмах их защиты. На данном фундаменте в зависимости от национальных традиций в области образования выстраиваются конкретные модели гражданского образования. Так, во французской модели могут преобладать знания исторического и правового характера, а в американской - политологического и этического.

Гражданское образование в западных странах выстроено также на определенных этических принципах. Среди них - патриотизм, уважение к личности другого человека, недопустимость принуждения и конформизма. Образовательная ситуация выстраивается таким образом, чтобы эти моральные требования соблюдались и в процессе преподавания. Они реализуются, прежде всего, в усилении коммуникативных начал в процессе преподавания. Учебные предметы выстроены м учетом многоуровневой и разнонаправленной коммуникации (учитель-ученик, ученик-ученик, ученики-учитель, ученики-родители, ученики-общественность, учитель-общественность).

Особое место среди нравственных основ гражданского образования отводится патриотизму, который сочетает в себе любовь к отечеству и критический дух. Речь идет о действенном патриотизме, который вырастает из участия в общих делах и понимания гражданского долга.

В преподавании гражданских знаний преобладает деятельностный подход. Гражданское образование основано на соединении информации и самостоятельного действия. Процесс обучения построен так, чтобы учащиеся могли непосредственно применять полученные знания на практике: в жизни школьного сообщества, в гражданских акциях, в совместных с родителями и учителями гражданских инициативах и.т.п.

Процесс гражданского образования в западной традиции нацелен на формирование навыков самостоятельного анализа. Методическим императивом является проблемное обучение, которое реализуется, прежде всего, через анализ конкретных ситуаций (case-studies). Это позволяет подготовить учащихся к адекватному восприятию и оценке динамичной социальной реальности.





1. Этот раздел написан с использованием материалов, предоставленных ст. научным сотрудником лаборатории сравнительной педагогики НИО РБ Крайко Э.Н.

Возврат на главную страницу