Западные веяния в белорусском образовании. |
Возврат на главную страницуПредваряющий комментарий
О качестве образования надо судить по его результатам. результаты же современного европейского образования -- это вялая, унисексно оформленная молодёжь с путанными представлениями о мире, настроенностью на абсурдное сверхпотребление и отсутствием склонности к систематическому сложному трудовому усилию. Если Европа ещё дежится, то не благодаря своей системе образования, а вопреки ей. Коренные европейцы всё больше зависят от медицины и попросту вымирают, замещаясь иммигрантами, которые частично и обеспечивают Европе существование при той системе образования, какую она имеет.
С сайта www.cetbel.info
Использование идей гражданского образования в преподавании социально-гуманитарных дисциплин
Алексей Браточкин
В апреле 1999 года в Гарварде прошел симпозиум, посвященный проблеме взаимосвязи культуры и прогресса. Основное внимание было уделено констатации того факта, что в каждой культуре существуют ценности и установки, способствующие либо препятствующие прогрессу. Участники семинара также обратили внимание на существование возможности изменения каких-либо культурных ценностей с целью содействия процессу развития различных сфер общественной жизни [7, 31].
Дискуссия, состоявшаяся в Гарварде, ее проблематика являются актуальными и для Республики Беларусь. Процесс трансформации белорусского общества, начавшийся во второй половине 80х годов XX века, не принес быстрых результатов. Экономическая и политическая устойчивость общества пока еще не стала очевидным фактом. В этой связи обсуждается много причин и факторов, способствовавших такому положению вещей. С точки зрения автора, образование, как один из важнейших способов воспроизводства культуры, также является одним из "проблемных" факторов в белорусском обществе.
В советский период была создана система образования, предоставившая значительные возможности для основной массы населения. Однако, будучи ориентированной на определенную идеологию и определенный социальный (правильнее было бы сказать "государственный") заказ, советская система образования во второй половине 80х годов XX века вступает в полосу кризиса. Об этом свидетельствует, например, и появление негосударственных учебных заведений, более мобильно реагировавших на новые образовательные потребности.
В данной статье внимание будет уделено рассмотрению ситуации в одной из сфер педагогической деятельности, которая также переживает кризис, а именно в сфере воспитания граждан.
В советскую эпоху основной целью в этой области являлось воспитание гражданина, ориентированного на определенную идеологию ("общественное выше личного", "коммунистическая мораль" и т.д.). Значительное внимание уделялось политико-правовому образованию, изучению основ советской конституции. При этом будущих граждан ориентировали скорее на выполнение своих обязанностей, чем на отстаивание собственных прав. Формальный характер многих политических институтов советского общества способствовал низкому уровню гражданской активности. Кроме того, воспитание рассматривалось фактически как "дополнение" к образованию. "...Для жизни в обществе... требовалось "доформирование" специфических культурных и социальных навыков (через дополнительное обучение :соответствующим нормам жизни общества), для воспроизводства которых и отводилось специальное внеурочное время "воспитательной работы".
Сегодня более актуальным является подход, согласно которому образование и воспитание должны выступать в виде комплексного процесса. Обеспечение такого подхода становится возможным в рамках концепции "гражданского образования".
Гражданское образование, как феномен общественной жизни, складывается в его современном виде в 60е годы XX века в ряде развитых демократических стран Запада (США, Франции, Германии и так далее).
Существует много вариантов определений понятия "гражданское образование". Согласно одному из них, гражданское образование- это формирование граждан демократического общества, способных самостоятельно, активно и ответственно действовать на разных социальных уровнях[2, 44].
Безусловно, что "гражданское образование" является неотъемлемым элементом образовательной системы любой страны.
Однако, необходимо разделять понятия демократического и недемократического образования и воспитания граждан: " если гражданское образование в недемократических государствах призвано научить индивида жить в обществе и государстве безотносительно к его форме и содержанию, то гражданское образование в правовом демократическом государстве ставит задачу достаточно специфическую - научить жить в условиях демократии" (цитата из статьи Бобровича В., помещённой в №8 журнала " Адукацыя и выхаванне" за 1997 г.).
Система гражданского образования должна решать следующие задачи:
- подготовка к жизни в демократическом обществе и правовом государстве,
- распространение знаний о функционировании демократии,
- обеспечение преемственности в передаче демократических традиций и ценностей новым поколениям,
- формирование активного типа личности, реализующей свои права и выполняющей свои обязанности,
- содействие ненасильственному разрешению общественных конфликтов при помощи диалога.
Как уже было сказано выше, гражданское образование предполагает комплексный подход - соединение "образования" и "воспитания". Иными словами, в ходе обучения гражданским знаниям, умениям, практикам одновременно происходит интериоризация определенных ценностей, формируются "ментальные модели"- "убеждения, выводы и цели, которые личностны, конкретны и специфичны". В каждой из стран, в которых образование и воспитание граждан носит демократический характер, содержание этого процесса зависит от конкретных условий развития общества. Тем не менее, центральной идеей является идея прав человека и демократии.
Создание системы гражданского образования является актуальной задачей и в Республике Беларусь. Об этом свидетельствует, в частности, состоявшаяся 31 октября- 1 ноября 2002 года республиканская научно- практическая конференция "Система демократического гражданского образования: сущность, проблемы, механизмы реализации". Участники конференции обратились к государственным органам РБ, общественности с призывом активизировать усилия по созданию системы гражданского образования, так как проекты и задачи социально-экономических преобразований в стране не могут быть осуществлены без опоры на информированность граждан, на высокий уровень социальной активности.
Существует множество способов реализации идей гражданского образования. С точки зрения автора данной статьи, реализация идей гражданского образования становится возможной при их интеграции в цикл преподавания социально- гуманитарных дисциплин.
Необходимо отметить, что на данном этапе идёт дискуссия о содержании преподавания социально-гуманитарных дисциплин в целом. Наиболее существенные проблемы, накопившиеся в этой области, отражены в статье А. В. Макарова "Обновление стандартов социально-гуманитарного знания"[6]. Автор данной публикации обращает внимание на ряд проблем, имеющихся в области подготовки стандартов высшего образования в Республике Беларусь. Краткое изложение содержания статьи А. В. Макарова дополнено некоторыми мыслями автора данной публикации.
Одной из этих проблем является " ставка на дифференциацию социально-гуманитарного знания и изучение его на уровне достаточно дисперсного предметного веера:", что входит в противоречие с европейскими и общемировыми тенденциями[Там же, с.192]. Выход из этой ситуации может быть найден в нескольких направлениях. С одной стороны, можно обратиться к зарубежному опыту создания интегративных курсов. В частности, в США, в ряде университетов преподается интегративный курс "Переосмысливая Америку"[8, с.24].Этот курс "представляет собой антологию литературных материалов на тему: "Личностная и культурная идентичности в плюралистическом обществе":"[Там же, с.29]. Изучение этого курса способствует формированию навыков критического мышления у студентов, осмыслению основных ценностей американского общества (обсуждаются такие темы, как американское образование, " американская мечта", проблемы общественной справедливости и т.д.). Очевидно, что создание интегративных учебных курсов является одной из перспективных задач в области высшего образования и в нашей стране [6, с.195]. С другой стороны, еще одним способом интегрирования содержания преподавания социально-гуманитарных дисциплин является "ориентация не на процесс обучения, а на междисциплинарные, интегративные требования к результату образовательного процесса" [Там же, с.193]. В этом смысле модель гражданского образования, ориентированная на развитие коммуникативных, адаптивных навыков человека так же представляется привлекательной.
Еще одной проблемой с точки зрения А. В. Макарова является "слабая практикоориентированность" социально- гуманитарного знания [Там же, с.193]. Для него эта проблема связана с преобладанием когнитивных навыков в обучении над деятельностными. Представляется, что существуют и другие аспекты этой проблемы. Действительно, как отмечает Г. М. Джамалудинов, изучение социально- гуманитарных дисциплин должно дать "систему понятий, позволяющих адекватно объяснить и оценить меняющуюся социальную ситуацию"[3, с.237]. Однако следование этой цели далеко от желаемого результата. Как раз по той причине, что на "системе понятий" в ходе процесса преподавания специального акцента часто не делается. "Слабая практикоориентированность" социально-гуманитарного знания связана с еще одной проблемой - недостаточной опорой преподавания на повседневный опыт. В целях актуализации изучаемого материала каждый преподаватель ссылается на ситуации повседневной жизни, однако этот процесс, безусловно, можно "технологизировать". Иначе говоря, создать такое методическое обеспечение преподавания, которое позволит ввести повседневный опыт в качестве обязательного элемента процесса обучения. Необходимой частью такого методического обеспечения может стать, например, использование метода конкретных ситуаций[1]. Очевидно, что подобный подход также будет способствовать повышению мотивации студентов, изучающих социально-гуманитарные дисциплины.
Еще одной проблемой с точки зрения А. В. Макарова является "слабо реализуемый воспитательный потенциал социально-гуманитарного образования", особенно если учитывать такую перспективную цель, как "формирование у выпускника компетенций гражданственности" [6, с.194-195]. Действительно и российские и белорусские авторы отмечают, что "невысокий рейтинг имеет гражданское воспитание. Студенты не чувствуют необходимости воспитывать у себя гражданские качества" [3, с.207]. С чем связана такая ситуация? С одной стороны, безусловно, с тем, что воспитанию гражданственности не уделяют достаточно внимания. С другой стороны, существуют и объективные причины такого явления. Отсутствие развитых структур гражданского общества, имеющей широкие права системы местного самоуправления не позволяет в полной мере реализовывать гражданские компетенции. Необходимо также отметить, что существует несомненная связь между уровнем развития экономики страны и позитивным отношением граждан к исполнению собственных гражданских обязанностей. Таким образом, повышение значимости гражданских ценностей зависит не только от усилий, предпринимаемых в системе образования, но и от решения социально-экономических проблем, существующих в белорусском обществе. Включение идей гражданского образования в процесс преподавания социально-гуманитарных дисциплин, тем не менее, представляется одним из возможных решений проблемы усиления воспитательного потенциала социально-гуманитарного знания.
С точки зрения А. В. Макарова, важной проблемой является "незавершенность комплексного научно-методического обеспечения учебного процесса адекватно выдвигаемым стандартным требованиям к компетенциям выпускника"[6,с.194]. В связи с этим тезисом необходимо обратить внимание на сложившуюся еще с советских времен практику написания учебных пособий по социально-гуманитарным дисциплинам. В тексте редко можно встретить проблемное изложение материала, анализ различных точек зрения по поводу происходящих общественных процессов.
Практически отсутствуют пособия, в которых предлагаются конкретные методики ведения лекций и семинарских занятий с использованием современных технологий обучения. В этом смысле существующие в области гражданского образования разработки могут стать существенным подспорьем для преподавателей [4].Также необходимо использовать в практической деятельности преподавателей опыт социальной психологии (в частности исследования группового взаимодействия, конформизма, формирования убеждений и природы предубеждений и стереотипов).
Обозначенные в статье А. В. Макарова проблемы характерны не только для преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе, но и для общеобразовательной школы, хотя здесь эти проблемы имеют свою специфику.
Каковы же практические пути реализации идей гражданского образования в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, как в общеобразовательной, так и в высшей школе?
Само содержание гражданского образования обычно включает в себя следующие составляющие: · базисные знания об обществе и о том, как оно функционирует (конституция, социальные институты и т. д.), причём речь идёт о знаниях, имеющих прямое отношение к повседневной жизни · навыки, умения (имеется в виду развитие критического мышления, коммуникативных навыков, инициативы, автономии, способностей разрешать конфликты посредством гражданских дебатов и т. п.) · ценности, которые содействуют пониманию смысла коллективной жизни и соответствующим образом направляют деятельность (имеются в виду ключевые ценности демократического общества, входящие в контекст национальной культуры).[ 2, с.11 ]
Соответственно, если мы хотим интегрировать идеи гражданского образования в преподавание социально-гуманитарных дисциплин, то мы должны определиться с более конкретным содержанием приведенных выше составляющих. Однако здесь возникает ряд существенных проблем. Одна из этих проблем: каковы те ценности, которые мы собираемся пропагандировать? Ещё с советской эпохи такие понятия как "коллективизм", "патриотизм", "национализм", "индивидуализм" и т. д., несут определённую смысловую нагрузку, наличие которой мешает адекватному восприятию этих понятий. В этом смысле процесс отбора ценностей для их обсуждения на учебных занятиях предполагает наличие четких представлений об этих ценностях у самих преподавателей. Европейская школа ориентирована на "ценности и принципы конституционной демократии [2, с.9]. Провозглашение независимости в 1991 году и принятие Конституции также должно являться одним из ценностных оснований для нашей системы гражданского образования, учитывая тот факт, что демократические принципы политического устройства были провозглашены как базовые.
Предметы социально-гуманитарного цикла предоставляют нам возможность постоянного обсуждения, как Конституции, так и принципов демократии и эту возможность не стоит упускать. Ключевыми для обсуждения могут быть такие проблемы как "демократия", "гражданское общество","идеология", "идентичность", "коллективизм", "индивидуализм", "национализм", "конституция", "участие в политической жизни" и многое другое. Необходимо не только ознакомить учащихся с разными формулировками этих понятий, но и объяснить то, как содержание этих понятий меняется со временем, зависит часто от политической конъюнктуры.
Преподавание должно быть больше ориентировано на использование повседневного опыта учащихся. Актуальность полученных учащимися на занятиях знаний является в свою очередь гарантией повышения интереса к ним.
Необходимо также обращать внимание на активизацию процесса обучения. Использование активных методов обучения, различных форм групповой работы способствует выработке определенных качеств у обучаемых. Инициатива, умение быть лидером и работать совместно с другими людьми являются достаточно ценными приобретениями кроме полученных формальных знаний. Методики активизации обучения (семинарских занятий, лекций) разработаны как в отечественной педагогической литературе, так и в зарубежной [источники 1 и 4]. Преодоление стереотипов, предрассудков, обучение "сопротивлению нежелательным воздействиям" (так обозначается в западной социальной психологии противодействие манипулированию сознанием [5, 351]) является также частью "гражданского образования".
В 1999 году Центром гражданского образования Европейского гуманитарного университета был издан сборник материалов "Гражданское образование: зарубежный опыт, проблемы развития". В сборнике представлен также проект программы по гражданскому образованию, ориентированный на общеобразовательную школу [2 ]. Необходимо обратить внимание на предлагаемые в проекте стратегии обучения гражданским знаниям и компетенциям. Развитие навыков критического мышления предполагает:
- предоставление ученику различных версий одного и того же события
- работа с аутентичными (авторскими) текстами
- ориентация ученика на определение авторской позиции
- ориентация ученика на формулирование собственной точки зрения
- ориентация ученика на представление собственной точки зрения
- обучение ученика таким техникам, как написание эссе, аннотирование, реферирование и т. д.
Также предлагается ориентироваться при обсуждении различных тем на следующие правила ведения дискуссий:
- акцент на легитимации спора, компромиссе, консенсусе, что составляет жизненную силу демократического общества
- представление обсуждаемых проблем в зримой форме, в частности, проблем и дилемм, с которыми сталкиваются учащиеся в своей жизни
- обращение к историческим примерам, чтобы учащиеся видели, как подобные конфликты решались в прошлом; соответственно, сравнительный анализ развития методов решения конфликтов и современной ситуации,
- акцент на законности существования различных точек зрения
- фокусирование внимания учащихся на обсуждении позиций, отличных от позиций большинства; побуждение учащихся выдвигать диссидентские мнения, даже в случае если ученик останется один.
Подводя итоги, необходимо обратить внимание на ряд следующих основных тезисов данной статьи:
- использование идей гражданского образования в преподавания социально-гуманитарных дисциплин должно стать одним из основных направлений развития системы образования в Республике Беларусь
- использование такого подхода может способствовать комплексному решению целого ряда проблем в области среднего и высшего образования (к этим проблемам можно отнести "слабый воспитательный потенциал" СГД, "слабую практикоориентированность" СГД, "незавершенность комплексного научно- методического обеспечения" СГД и т. д.).
Литература:
1. Барнс Л.Б., Кристенсен К. Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М.: Гардарики, 2000.- 501 с.
2. Гражданское образование: зарубежный опыт, проблемы развития./ Отв. ред. А.А. Михайлов, В.А. Дунаев.- Мн.: Пропилеи, 1999.-96 с.
3. Джамалудинов Г. М. Социальные проблемы высшего образования в трансформирующемся обществе.- Изд-во ДГПУ, Махачкала, 2001.- 273 с.
4. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. - Мн.; СП "Медисонт", 1999.- 168 с.
5. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд.,-СПб.: Питер, 2002.-752 с.
6. Макаров А. В. Обновление стандартов социально-гуманитарного образования в высшей школе // Социально-гуманитарные знания , 2003, №2, с.189-205
7. Харрисон Л. В чем значение культуры? // Культура имеет значение.-М.: Московская школа политических исследований, 2002.- С.15- 36.
8. Шахнина И.З. Гуманитаризация высшей школы США.- Издат-во Казанского университета, 1993.- 98 с.
2.2. ИмперативыС сайта www.cetbel.info
Зарубежный опыт гражданского образования
Светлана Наумова
2.1.История и традиция
2. Роль и место учебного курса "гражданское воспитание" во французской школе
2.1.История и традиция
2.2. Императивы
2.3. Содержание учебных программ и учебников по дисциплине "гражданское воспитание" во французской школе
3. Американский опыт гражданского образования в школе
3.1. Дилеммы демократии. Цели правительства
3.2. Концепции свободы, порядка и равенства
3.3. Идеология и возможности правительства
3.4. Институциональные модели демократии
3.5. Конституция
3.6. Федерализм
3.7. Общественное мнение, политическая социализация, средства массовой информации
3.8. Участие и голосование
3.9. Политические партии, кампании, выборы
3.10. Группы интересов
3.11. Структура представительной власти
3.12. Система президентской власти
4. Некоторые выводы 2.1.История и традиция
В настоящее время на постсоветском пространстве идут активные поиски в области создания новых моделей социально-гуманитарного образования. Одним из направлений такой деятельности можно считать разработку учебных курсов для средней школы с условным названием "граждановедение". Последнее является практически буквальным (и, по мнению автора, не совсем удачным) переводом с английского широко известного словосочетания "civic education". Это обстоятельство вовсе не предполагает и прямого заимствования зарубежных содержания и моделей обучения. Понятно, что в трансформационном обществе такого рода учебный предмет будет существенно отличаться от аналогов, реализуемых в странах с устоявшейся демократией.
Между тем, не стоит забывать и о том, что помимо системных трансформаций на уровне общества имеют место и так называемые личные трансформации: каждый ребенок не "впитывает" демократические нормы и ценности "с молоком матери", а переживая социализацию, осваивает их в процессе общественной жизни. Именно об этом пишет один из известных специалистов в области образования из США Уэстер Финн-младший: "Люди могут родиться с тягой к свободе, но они не рождаются со знаниями о гражданском и политическом порядке, который с течением времени делает свободу возможной для них и их детей. Такой опыт приобретается. Его надо изучать. ... Можно справедливо утверждать, что в демократическом обществе образование дает возможность процветать самой свободе." Эти и многие другие обстоятельства делают актуальным для нас зарубежный опыт гражданского образования.
В данной лекции представлен французский и американский опыт гражданского образования. Разумеется, это не исключает необходимости обращения и к опыту иных стран, однако такой выбор представляется в определенной мере оправданным. Французская система гражданского образования представляет собой образец континентальной образовательной традиции с ее упором на содержательные аспекты. Кроме того, она ориентирована на включение ребенка и подростка не только в политическую систему данной страны, но и в европейское сообщество, что не может не представлять интереса и для Беларуси. В свою очередь американский - является для современного мира своего рода эталонным. О справедливости последнего замечания можно дискутировать, однако нельзя не признать, что сегодня именно американские модели наиболее известны, в том числе и в Европе. Он располагает большой армией так называемых мультипликаторов, прошедших обучение в различных школах и семинарах, которые пытаются "привить" его в ту или иную национальную систему образования. Такого рода попытки могут быть успешными в той или иной мере, что заставляет исследователя со вниманием отнестись к разработкам американских коллег.
2. Роль и место учебного курса "гражданское воспитание" во французской школе (1)
2.1.История и традиция
Подготовка учащегося к глубокому осознанию им своих прав и обязанностей по отношению к государству, то есть воспитание гражданственности, уходит далеко в историю французской системы образования. Еще в 1772 г. известный французский ученый, философ и математик, председатель Законодательного собрания и член Национального Конвента Мари Жан-Антуан Каритат (более известный как Кондорсе) в своем обширном плане, касающемся развития системы народного просвещения во Франции, подчеркивал, что одной из главных задач образования является "предоставление всем гражданам общества возможности по усвоению ими своих прав и обязанностей". Однако законодательно в тот период инициатива закреплена не была.
Через столетие министр народного просвещения Жмолль Ферри не только подтвердил важность такой учебной дисциплины как "гражданское воспитание", но и узаконил ее во всех начальных учебных заведениях Франции (закон "О введении обязательного начального образования" от 28.03.1882г.). Статья первая законодательного акта содержала перечень предметов, подлежащих преподаванию в начальной школе. И среди десяти названных учебных дисциплин курс "гражданское воспитание" по важности был поставлен на первое место (см. табл. 1).
Таблица 1. Перечень учебных предметов начальной школы Франции по закону 1882г.
Со времени принятия "закона Ферри" от 1882г. "гражданское воспитание" как учебная дисциплина прошла большой эволюционный путь развития. Он затронул как содержание учебного предмета, так и формы его преподавания, зафиксировал степень отношения к нему со стороны педагогической общественности государства. А понимание роли и места "гражданского воспитания" в содержании школьного образования на протяжении последних ста лет было неодинаковым. Периоды расцвета сменялись постановкой на повестку дня вопроса о целесообразности преподавания данной учебной дисциплины (сначала это касалось начальной школы, а после второй мировой войны и средней). Особенно сложным для учебного предмета оказалось десятилетие с 1975 по 1985 год, во время которого (после принятия в 1975г. "закона Аби") он растворился среди других предметов сперва в начальной школе, а затем и в программе коллежа (первая ступень средней школы).
В 1985 г. министр образования Франции Фан-Пьер Щевенман вновь включил "гражданское воспитание" в виде отдельного учебного предмета во все программы начальных школ и коллежей. В постановлении Министерства национального образования от 20.06.1985г. подчеркивалось, что он должен рассматриваться как "в высшей степени моральная дисциплина". На ее изучение выделялся один учебный час в неделю, а на уроках предусматривалось уделить основное внимание правовой культуре, демократии и общечеловеческим ценностям.
Вместе с тем, происшедшие в 80-90-ых годах ХХ века события и, прежде всего, развал социалистической системы и СССР, оказали заметное влияние на внутриполитическую жизнь Франции, на решение имеющихся в стране социальных проблем. В результате этого вопросы, связанные с преподаванием дисциплин "гражданское воспитание", вновь были выдвинуты на авансцену педагогической деятельности, научных поисков. Результаты работы созданной в начале 90-ых годов инициатива министра национального образования Франсуа Бейру рабочей группы по проблеме "гражданского воспитания" позволили уточнить круг вопросов, решение которых французская нация связывает со школой, с передачей ею учащимся общих и признанных всеми французскими гражданами ценностей.