Время от времени можно слышать: "Беларусь -- партизанская
страна. Пусть только кто-нибудь к нам сунется." И т. д. Не надо
тешить себя иллюзиями, сограждане! Не надо вводить себя в заблуж-
дение боевой славой предков. Сегодняшняя Беларусь -- преимущест-
венно страна классических приспособленцев, убежденных в своей
неполноценности и неспособности к самостоятельной жизни. Настоя-
щих "пассионариев" -- раз-два и обчёлся. С кем в Беларуси делать
белорусский национализм? С суетливыми личностями из разных мелких
дотируемых Западом группок? По-моему, с белорусским "человеческим
материалом" можно быть только у кого-то на подхвате. Убедите меня
в обратном. Я хочу обратного. Но я даже какой-либо тенденции к
обратному не вижу. Я сильно опасаюсь, что все возможности нацио-
нального возрождения белорусы уже безнадежно профукали, что сама
эта идея окончательно дискредитирована. Если что-то ещё может
получиться, то лишь благодаря чуду и/или какому-нибудь сильному
необычному ходу со стороны очень немногих тех, кого можно назвать
и здравыми мыслителями, и способными деятелями.
Когда размышляешь над тем, что, может быть, Беларусь -- это
шанс для всего человечества, увязшего в глобальных проблемах,
сделать некоторый очень важный шаг в своем развитии, а тут вдруг
кто-то безапелляционно заявляет, что никакого "белорусского
пути" быть не может, то конечно же чувствуешь большую досаду.
Если нет никакого "белорусского пути", то нет и белорусов как
нации. А вдруг он все-таки есть, только не для всех заметный?
Ведь изредка попадаются люди, которым кажется, что это очень
даже правдоподобно. С такими людьми и хотелось бы поделиться
мыслями о возможном его характере.
Разумеется, некоторые из предлагаемых здесь мероприятий охотно
провозглашались и провозглашаются в качестве важнейших целей
теми или иными политиками, разочаровавшими своей лживостью,
корыстностью и бездарностью. Различия между декларациями этих
политиков и содержанием данной программы не только в том, что
данная программа написана для ее выполнения, а не для ввода в
заблуждение сограждан, но прежде всего в том, что за сходными
названиями стоит несколько различное содержание и что почти
всякое мероприятие само по себе обычно не имеет не только шанса
на реализацию, но и вообще никакого смысла и приобретает смысл
лишь в некоторой связи с другими мероприятиями и в зависимости от
них.
Я не собираюсь упоминать здесь каких-либо белорусских деятелей,
кроме давно приказавших нам всем долго жить. Это объясняется не
столько осторожностью или приличиями, сколько презрением, которое
я испытываю по отношению к большинству знаменитостей дурно
устроенного общества -- как белорусского, так и любого другого.
Я также не собираюсь опускаться до обсуждения разных мелких
событий, которые определяются возней указанных знаменитостей.
Я хочу лишь рассмотреть некоторые существенные проблемы, имеющие
долговременное и не только местное значение.
Стремление присоединиться к какой-нибудь нации или группе
наций -- вполне здравая позиция для народа, которому не хватает
собственного интеллекта для решения стоящих перед ним проблем.
Затруднение лишь в том, что в настоящее время нет наций, которые
вели бы достаточно благополучный образ жизни и в то же время не
возражали против присоединения к ним еще кого-нибудь. (Процесс
расширения "Европейского союза" и НАТО на Восток, якобы имеющий
место, -- контрпример неподходящий. Во-первых, Западу нужно
"пушечное мясо" для отправки в "горчие точки", вроде Ирака.
Во-вторых, ему желательно распределить удары исламских террорис-
тов на большее число стран. В-третьих, ему требуется поддерживать
миф о возможности распространения "западного образа жизни" хотя
бы на половину человечества. В-четвертых, полновесного расширения
нет, а есть обещания, надежды и бурная деятельность, которые
могут продолжаться очень долго. Чтобы это понять, достаточно
обратить внимание на Турцию, которая уже лет сорок изо всех сил
пытается стать частью Запада. В-пятых, "Европейский союз"
благополучен только с точки зрения либералов из ее "ближнего
зарубежья". В-шестых, еще не известно, к чему этот начавшийся
"процесс расширения" приведет.)
Некоторые нации представляются довольно благополучными лишь
потому, что в их образе жизни нет недостатков, которые сильно
досаждают нам в своей стране. Но у них есть какие-то другие
недостатки -- не всегда легко заметные для посторонних. Также
надо обращать внимание, насколько устойчиво относительное
благополучие этих наций и как долго оно может продлиться с учетом
угрозы глобального кризиса природопользования. Кроме того,
следует выявлять, какими факторами это благополучие обусловлено
и насколько эти факторы присутствуют или воспроизводимы в
собственной стране.
Основная идея представляемого здесь проекта состоит в том, что
благополучие народа определяется в первую очередь его образом
жизни (прежде всего, тем, как он устраивает свои жилища, города,
транспортную систему). Если белорусы хотят жить хорошо, они
должны стремиться к подходящему для них образу жизни. Образ жизни
народа должен быть здравым, экономичным, соответствующим
условиям, в которых этот народ существует, поскольку лишь в этом
случае сберегается окружающая среда, работать приходится не
слишком много, люди мало болеют, потребность в завозе ресурсов
извне незначительна, активная часть населения не одержима мыслью
разбогатеть любыми средствами.
Надо различать уровень жизни и ее качество. Уровень жизни --
это количество потребляемых человеком ресурсов, качество жизни
-- это полезности, которые в результате такого потребления
получаются. Качество жизни не определяется однозначно ее уровнем.
Одно и то же качество жизни можно иметь и при малых, и при
больших затратах -- в зависимости от того, каким техническим и
организационным решениям отдается предпочтение.
Именно образ жизни населения определяет потребность страны в
ресурсах, а значит, то, насколько она зависит от состояния
мировой экономики, от капризов тех или иных иностранных
политиков, от спроса на свои товары за границей, а также то,
сколько следует людям работать сверх сил, чтобы оплатить разные
популярные глупости -- свои и чужие.
Всякий корректно разработанный для страны проект развития
должен начинаться с концепции образа жизни, который он предпо-
лагает устанавливать и/или поддерживать, потому что все
остальное содержание проекта определяется именно выбранным
образом жизни.
Образ жизни, выбираемый для страны, должен соответствовать
ее климатическим условиям, ее географическому положению, ее
природным ресурсам, плотности ее населения, национальному
характеру, а также общей ситуации в мире, особенно в части
природопользования и политики. Основные требования к образу жизни
-- реализуемость, живучесть и психологическая приемлемость.
Пропорции в развитии отраслей экономики, основной импорт и
экспорт, внешняя политика, военное строительство и т. д.
определяются тем, какой образ жизни выбран.
* * *
Главной задачей всякого здравого политического движения в
Беларуси должна быть защита белорусской нации как находящейся
в числе наименее благополучных в отношении сохранения своих
этнических особенностей. Белорусам грозит утрата традиционной
культуры и смешение с другими народами. Беречь белорусскую нацию
надо хотя бы для того, чтобы человечество не стало беднее в
генетическом и культурном отношении. А также для того, чтобы
белорусам не пришлось переживать мучительный период вхождения
в более удачливые нации, в течение которого они будут восприни-
маться этими нациями как второсортные граждане и довольствоваться
крохами с чужих столов.
Чтобы стать полноценной нацией, надо, как минимум, очень этого
захотеть. "Белорусский проект" -- не только попытка обеспечить
становление белорусов в качестве культурно самостоятельной нации
до того, как они в этом деле окончательно разочаруются, но также
и попытка сделать их показательными носителями образа жизни,
который наиболее соответствует ситуации в сегодняшнем мире с его
угрозой глобальной катастрофы природопользования и нарастанием
международных конфликтов.
Мы -- нация, и не надо стесняться этого слова. Мы -- не сброд,
не помесь, не последние из могикан и не "граждане мира". Из нас
стремятся вытравить чувство национальной общности, но только
вдохновившись этим чувством мы сможем отстоять свое место под
солнцем.
У нашей нации есть недостатки, но у других наций их не меньше,
а то и больше, чем у нас.
Белорусская нация расколота. Если не осознать сути этого раскола
и не преодолеть его (переагитацией, изгнанием или истреблением
инакомыслящих, разделением на два государства либо достижением
устойчивого компромисса), национальная жизнь будет протекать с
чрезмерно тяжелыми проблемами политического характера. Достижение
компромисса представляется наиболее приемлемым средством преодоления
раскола.
Для этого нации нужны новые лидеры. Не только политики. Нужно
выдвинуть новых людей на роли ведущих ученых, философов,
писателей и так далее. Вовсе не обязательно, чтобы собственные
взгляды новых политических лидеров полностью соответствовали
компромиссной национальной программе развития (более того, было
бы странно, если бы они соответствовали): вполне достаточно,
чтобы эти лидеры были способными и честными людьми и
последовательно придерживались принятых на себя компромиссных
обязательств.
Нужна реалистичная и эффективная национальная программа,
которую без значительных оговорок поддержало бы большинство
политически активных граждан. Нужна не программа выживания и
латания дыр, а программа национального подъема. Белорусы имеют
все возможности для того, чтобы стать образцовой нацией. Не
дотягиваться до других, а превзойти их хотя бы в нескольких
полезных качествах. Мы вполне в состоянии добиться, чтобы у нас
были:
лучшая в мире система образования;
лучшая в мире система здравоохранения;
лучшая в мире система общественного транспорта;
лучшая в мире почта;
самые чистые города;
самая здоровая окружающая среда;
и так далее.
Лучшее -- это вовсе не значит использующее большое
количество новейшей дорогой техники. Это скорее значит:
разумно организованное, четко работающее, аккуратное, красиво
оформленное, сравнительно дешевое, доставляющее людям
удовольствие.
Главные препятствия к достижению этих и подобных целей --
глупость, неверие, пренебрежительное отношение к коллективным
интересам, бездарность лидеров общества. То есть вовсе не
отсутствие средств у государства, не дефицит природных ресурсов
и не тяжелые последствия какой-нибудь катастрофы.
Можно выделить следующие два подхода к политическим программам:
1) декларировать то, с чем согласится большинство;
2) декларировать то, с чем согласятся не очень многие, но лучшие
и к тому же способные действовать энергично и организованно.
Первое обычно представляется более привлекательным -- особенно
когда хочется побыстрее придти к власти и не хватает средств на
пропаганду. Но проблема в том, что в расколотом обществе
признаваемая большинством программа может быть либо очень
демагогической, либо очень малозначительной. Кроме того,
большинство склонно ошибаться, особенно если дело касается вещей
сложных. Потаканием слабостям большинства вполне можно добраться
до власти, но далее придется либо продолжать потакать слабостям и
соответственно вести страну к катастрофе, либо перестать потакать
слабостям и соответственно нарушить предвыборные обещания.
Честнее изначально заявить, что надо сделать немножко больно,
чтобы потом было хорошо.
Одни нации воодушевляются своим прошлым, другие -- своим
настоящим, нам же лучше сосредоточиться на своем будущем
(хотя в прошлом и в настоящем у нас тоже далеко не все плохо).
Надо признавать реалии, какие бы они ни были, а не жить в мире
своих фантазий.
Надо преодолевать свой национальный "комплекс неполноценности":
не путем самообмана или поверхностного подражания тем нациям,
которые, на первый взгляд, представляются образцовыми, а путем
более бережного отношения к своим исконным достоинствам.
Надо распознавать, где говорят сторонники "общего дела", а где
по этому поводу разглагольствуют люди, озабоченные главным
образом тем, чтобы борьба других за "общее дело" не помешала им
преследовать свои антиобщественные интересы.
Не надо выдумывать себе белорусскую нацию. Полезнее принимать
вещи такими, какие они есть, а не веровать в захватывающие мифы.
Конечно, вера в мифы может творить чудеса, но только при очень
благоприятном стечении обстоятельств. Кроме того, даже оказавшись
эффективными, мифы не перестают быть ложью, а на лжи ничего
долговечного и надежного не построишь. И к тому же придется жечь
на кострах самых лучших людей -- тех, кто не захотят участвовать
во всеобщем взаимном обмане.
Главный тормоз налаживанию хорошей жизни в Беларуси --
белорусская интеллигенция, которая либо вздыхает по демократии,
Европе, культуре и оправдывает свою творческую бесплодность
неблагоприятными экономическими и политическими обстоятельствами,
либо тесно дружит с дорвавшимися до власти деятелями и кормится
ложью и псевдотворческими поделками. Вряд ли Беларусь совсем
обделена творчески способными людьми, но распределены они по
работам очень неэффективным образом. Если в Беларуси и начнется
какое-то значительное движение к лучшему, то никак не из нынешних
учреждений и не из среды признанных интеллектуальных авторитетов.
Вообще, вся существующая "верхушка" белорусского общества, будь
то "духовные лидеры", высшие чиновники, вожди оппозиции или
кто-то еще, уже вполне доказала свою неспособность эффективно
действовать: одни не в состоянии употребить свою власть на пользу
нации, другие не в состоянии оттеснить их от власти. Этот
социальный слой нуждается в существенном перетряхивании и
обновлении. Мы никогда не узнаем, насколько талантлива Белая
Русь, пока не отодвинем в сторону основную часть нынешних
"мастеров культуры", "больших ученых", "известных политиков" и
так далее.
Чтобы вытеснить с политической арены ведущих представителей
нынешней белорусской власти, надо предложить обществу что-то
значительно более конструктивное, чем предлагают они, потому что
при существующем раскладе политических позиций эти представители
выступают по отношению к обществу как сила конструктивная,
несмотря на все свои недостатки, тогда как их противники являются
деструкторами, хотя и считают себя благодетелями.
Если обеспечиваемая государственным аппаратом система органи-
зации общества неэффективна и неисправима, надо выстраивать рядом
с нею альтернативную систему. Прежде всего -- систему концепту-
альной власти: если будет выиграна "битва идей", остальное
приложится.
Что касается нынешних вождей нации, их можно просто игнорировать:
не упоминать их, не надеяться на них, не обращаться к ним без
крайней необходимости.