Беларускi праект: Мы - нацыя

28. Приложение 1: Комитет по национальной стратегии.

Группа белорусских интеллектуалов объявляет о создании "Белорус- ского общественного комитета по национальной стратегии" (коротко КНС). КНС -- научно-идеологическое учреждение, ставящее целью обес- печение взаимополезного сосуществования, развития и совместных действий всех здравых течений национальной политической мысли, а также выявление и поддержку способных людей, деятельность которых может благоприятствовать самоопределению белорусской нации. Если способный человек не пристроен к нужному обществен- ному делу, соответствующему его возможностям, это значит, что для своей страны он как бы не существует. С таким положением надо покончить: все лучшие граждане Беларуси должны иметь возможность работать на нее в полную силу. Цель КНС -- взятие концептуальной власти в стране и использование этой власти для осуществления необходимых перемен в рамках закона. В списке членов группы нет и не будет широко известных в настоящее время фамилий, так как одна из целей КНС -- сменить состав авторитетных фигур в большинстве областей деятельности. Белорусы не могут связывать надежды на радикальные положительные изменения в стране с кем-либо из людей, подвизающихся сегодня на первых ролях, или с какой-либо из существующих партий, поскольку те уже в достаточной степени продемонстрировали зауженный характер своего мышления и ограниченный уровень своих способностей. Требуется некоторая перетряска, прилив "свежей крови", приход людей, не разложенных властью, деньгами и подобострастным вниманием. Необходимо выращивать новых лидеров национального масштаба или даже формировать новые общественные движения. Но прежде, чем за это браться, надо выяснить, представляют ли сегодняшние белорусы собой что-нибудь как нация, или же национальный суверенитет является для них делом непосильным, и им лучше поскорее к кому-нибудь присоединиться, чтобы другие думали за них, как им жить. Иными словами, надо сделать попытку конкретизировать и доработать белорусскую "национальную идею", а также выяснить, достаточен ли у белорусов интеллектуальный ресурс, чтобы эту идею реализовывать. Этим и займется КНС на первом этапе своей работы. Комитет стремится привлечь к этому делу всех, кто способны работать на концептуальном уровне и не считают, что никакого "белорусского пути" нет и быть не должно. Если нет "белорусского пути", то нет и белорусской нации, а есть лишь "этнографический материал", поскольку не бывает нации без собственной национальной идеи. Кроме того, мир не настолько единообразен и не настолько благополучен, чтобы можно было бездумно копировать чужие образцы, пусть даже и хорошо себя где-то проявившие. Комитет не привязывает себя изначально к какому-то одному идеологическому подходу и даже не считает необходимым его выработать: он полагает, что вполне могут сосуществовать, взаимно обогащаться и совместно использоваться несколько вариантов "белорусской идеи", объединенных признанием того, что для белорусов и для человечества было бы очень полезно сохранить белорусов как нацию и что для этого требуется, среди прочего, чтобы сотрудничали люди, не вполне сходные в политических воззрениях. Порядочность, толерантность, творческое мышление, готовность ставить под сомнение свои взгляды -- четыре необходимых и достаточных условия для работы в Комитете. Комитет с сожалением отмечает, что в сложившихся к настоящему времени условиях он представляет собой, по-видимому, последнюю радикальную попытку спасения белорусской нации. Всех, кто разделяют это беспокойство, он призывает к содействию.

29. Приложение 2: Добровольческий корпус общественной безопасности.

Мы очень боимся справедливых обвинений со стороны властей и бдительной общественности и потому торжественно заявляем следую- щее. Мы выступаем за сохранение существующего общественного строя со всеми его вопиющими недостатками; за вечное пребывание у власти тех людей, которые пребывают там сейчас; за процветание в нашей стране всех представителей разных чужеземных народов, поселившихся здесь без нашего разрешения. Мы также выступаем за сохранение всех существующих гражданских свобод, в особенности для алкоголиков, наркоманов, членов деструктивных сект, растли- телей молодежи. Мы яростно ненавидим шовинистов, выдающих себя за патриотов, и обязуемся писать на них доносы при всякой возможнос- ти. Если что-то в наших публикациях выглядит как противозаконный призыв, то единственно из-за того, что мы не всегда в ладах со стилем и потому местами неудачно выражаем свои благообразные мысли. Мы тихие мирные люди, не желающие каких-либо радикальных перемен и готовые терпеть любого, кто нас бьет, обирает, оскорб- ляет не слишком сильно. Мы даже против того, чтобы на важных должностях в нашей стране были белорусы, потому что наш народ, как известно, не отличается предприимчивостью, умственными способностями, склонностью к интригам и твердостью характера. Нас вполне устраивает быть народом второго сорта, если третьесортный народ из нас не получается. Мы любим серых начальников с полуграмотной речью. Еще мы любим старые рецепты, избитые фразы, халяву, Европу, Америку, Россию и друг друга. * * * Если ты проникнешься известными основоположениями и отдашься служению разуму, то через десять дней покажешься богом тем, кому теперь кажешься хищным зверем и обезьяной. Марк Аврелий. "Наедине с собой" (кн. II, 16). Соотечественник! Ты чувствуешь себя неудачливым и несчастным, родившимся не в лучшей стране и не в лучшее время. Хватит страдать! Вытри сопли и возьмись за дело! Какая бы ни была Беларусь, она наша, мы имеем на нее все права, и у нас есть возможность установить в ней такой порядок, который по вкусу большинству из нас. Хочешь быть счастливым -- будь им. Хочешь жить в благополучной стране -- сделай ее такой. Белорусы -- не безразличные и не ленивые. Они -- умеренные ("памяркоуныя"), то есть воздерживающиеся от вредных крайностей. Почувствуй себя белорусом. Хватит исканий и экспериментов. Время собирать разбросанные камни. Белорусы должны стать самими собой. Мы -- нация, а не скопище людей на определенной территории. Всем, кому не нравится жить по-белорусски, граница должна быть открыта в одну сторону. Белорусский путь -- это путь умеренности. Это не самый худший, а точнее, это самый лучший путь. Нам следует: - беречь окружающую среду как необходимое условие благополучия народа; - предотвращать чрезмерное имущественное расслоение общества; - не допускать ни тоталитаризма, ни социального хаоса; - снисходительно относиться к любому инакомыслию, если оно не предполагает общественно-вредного поведения; - избегать разного рода излишеств; - подходить здраво и рассудительно к решению различных проблем; - дружить со всеми соседями; - заимствовать лучшее, но оставаться самими собой. Неотъемлемой частью белорусской жизни должно стать все лучшее, что выработано Европой: - уважение к личности; - общественный порядок; - технологическая культура; - свобода мысли; - свобода общественно-полезной инициативы. Мы должны сохранить то, что у нас еще есть, а Европа уже в основном потеряла: наши леса. Надо сделать Беларусь самой чистой страной Европы. Попробуем жить красиво. Для этого никаких особых ресурсов не требуется. Надо объявить войну мусору. Очистить улицы от грязи, а заодно от хулиганов и нищих. Хватит списывать свои беды на Чернобыль: проблема не столько в Чернобыле, сколько в нас. * * * Согласно либералам, главное -- принять правильные законы в отношении экономической деятельности, и тогда в страну пойдут инвестиции, а местные предприниматели начнут лезть из кожи, чтобы накормить, одеть, обуть и т. д. народ. Государству они будут платить огромные налоги, которых хватит на многие хорошие дела. А чтобы были приняты правильные законы, надо пустить к власти либеральные партии. А чтобы эти партии смогли придти к власти, надо сделать выборы демократическими и обеспечить свободу печати. В результате Беларусь через какой-нибудь десяток лет войдет в объединенную Европу, и мы будем жить почти так, как живут, к примеру, где-нибудь в Германии: вдоволь вещей и всяких свобод. А также СПИДа, наркотиков, негров, турок, китайцев, исламских террористов, адвокатов, психоаналитиков, депрессивных, дебилов, гомосексуалистов, калек, рокеров, байкеров и кого-то еще. Одной страной деградирующих сверхпотребителей станет больше (станет ли?), но для природной среды это пустяк, поскольку глобальная катастрофа природопользования в результате этого приблизится всего лишь на какие-нибудь несколько недель. А если обострится война бедных стран с богатыми (под названием "глобальный терро- ризм" или каким-то другим), мы сообща как-нибудь отобъемся. Таков либеральный план -- простой и верный. Про этот план можно сказать следующее: он серый, глупый, губи- тельный и к тому же вряд ли в полной мере реализуемый, как и поч- ти всё, что плодят академические посредственности. * * * У нас не получится ничего хорошего, если каждый будет сам за себя. Только делая общее дело, только помня о том, что мы -- народ, мы сможем добиться чего-то значительного для каждого. Все существующие партии раскрыли свою неспособность побеждать. Все известные лидеры оказались мелочными и бездарными. Все старые подходы провалились с треском. Пришло время настоящих патриотов и творчески одаренных людей. Нас оттирали от политики, но наше терпение истощилось. Мы -- единственное истинно белорусское движение: стремящееся действовать по-белорусски, а не импортировать чужие сомнительные идеи. Организуй отделение нашего движения и установи связь с главным штабом. Твоя цель -- взять под контроль состояние и развитие своего города, района. Наша общая цель -- стать хозяевами в своей стране. Беларусь должна принадлежать своему народу, а не кучке чиновников и богачей и тем более не иностранцам. * * * Общество пребывает в довольно отвратительном состоянии, но причина этого не в том, что пора менять власть, и не в том, что граждане недостаточно (или слишком много) борются за разные блага, а в том, что и власть имущие, и очень многие рядовые граждане имеют не самое лучшее представление о том, какой образ жизни наиболее приемлем в условиях, которые сложились на планете к началу 3-го тысячелетия. Чем больше основная масса людей будет пробовать привести свою жизнь в соответствие со своими нынешними представлениями о материальном благополучии, тем дальше она от этого благополучия окажется. Причина -- в ограниченности естественных ресурсов и в разрушении природной среды. Поэтому, с точки зрения здравого смысла, оправдано вести лишь такую социальную борьбу, которая направлена на установление образа жизни, выдерживаемого природной средой. ДВЕНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ: 1. Мы -- нация. Если мы будем не нацией, а просто населением, без объединяющего нас общего дела, то каждый будет озабочен только тем, чтобы побольше урвать для себя, и условия жизни в стране будут становиться все хуже. 2. У Беларуси -- свое место под солнцем, свой путь, своя особен- ная судьба. Надо брать лучшее у всех, но оставаться самими собой. Если мы растеряем свое, белорусское, то человечество окажется беднее и хуже, а с нами не будут считаться. 3. Чтобы народ жил хорошо, надо поддерживать талантливых людей, которые стремятся самоотверженно работать для общей пользы. 4. Кто лучше работает, должен лучше жить, но чрезмерное имущест- венное неравенство -- зло. Не должно быть нищих, но не должно быть и тех, кто транжирят ресурсы нации. Каждый должен иметь отдельное благоустроенное жилище и достойную заработную плату. Если государство не берется обеспечить это, оно не нужно. 5. В обществе должна быть система противовесов -- хотя бы для того, чтобы рядовому гражданину было кому пожаловаться. Президент должен быть не сильнее парламента, парламент -- не сильнее президента. Судьи должны быть независимыми от властей и способными привлекать их к ответственности. Чтобы чиновники не наглели, им должны противостоять независимые от них средства массовой информации, общественные объединения, состоятельные люди. Чтобы богачи не выходили за границы приличий, а средства массовой информации не рекламировали антиобщественного поведения, им должен противостоять государственный аппарат. 6. Здоровье народа нуждается в неотложных и радикальных мерах защиты. Оно обеспечивается не лекарствами и врачами, а здоровым образом жизни. Чтобы вести здоровый образ жизни, требуется не высокий уровень доходов, а прежде всего чистая окружающая среда и отказ от вредных излишеств. 7. Общество должно быть не открытым и не закрытым, а полуоткры- тым, то есть открытым только там, где это ему выгодно. 8. Следует добиваться самообеспечения страны в той степени, в которой это не ведет к чрезмерным расходам и отставанию в технологическом развитии. 9. Человечество далеко от благополучия, поэтому если мы хотим жить хорошо, надо готовиться технически и организационно к затруднениям в получении ресурсов, к росту напряженности в международных отношениях, к глобальному ухудшению климата и другим возможным сложностям. 10. Следует стремиться к оптимуму свободы: к такому набору гражданских прав и обязанностей, который обеспечивает гражданам возможность реализовать себя, обществу в целом -- способность развиваться, но в достаточной степени защищает общество от разрушительных крайностей: терроризма, бандитизма, воровства, хулиганства и пр. 11. Приоритет развития должен быть за средствами связи и средствами обработки данных, а не за транспортом, тем более личным. Перемещение информации осуществляется значительно быстрее и обходится значительно дешевле, чем перевозка людей и грузов. Надо строить "информационное" общество, а не "автомобильное". Города должны быть компактными, тихими и чистыми. Это сбережет огромное количество ресурсов. 12. Никто нам не поможет, если мы не поможем себе сами. Дружить надо со всеми, но рассчитывать следует только на собственные силы. Даже в очень бедной стране есть достаточное количество средств, чтобы начать полезные преобразования, которые быстро окупятся и принесут доход.

Наша программа.

1. Обеспечить реальный суверенитет Беларуси: политический, экономический, культурный. 2. Навести порядок в стране. 3. Защитить граждан. Обеспечить каждому здоровый образ жизни, основывающийся на принципе умеренности. 4. Обеспечить каждому широкие и равные возможности проявления общественно-полезной инициативы в любой области деятельности. 5. Защитить собственность белорусского народа. 6. Защитить культурное наследие белорусского народа. 7. Защитить естественную среду обитания белорусов. 8. На международном уровне поддержать деятельность, направленную на предотвращение глобальной катастрофы природопользования, глобальной войны за ресурсы. НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: 1. Инициировать программу массового строительства дешевого, благоустроенного и в архитектурном отношении достаточно привлекательного жилья. 2. Облегчить создание новых предприятий, в первую очередь производящих необходимые товары. 3. Упростить налоговую систему. 4. Найти средства для радикального повышения заработной платы учителям, врачам, военнослужащим и другим категориям работников так называемой бюджетной сферы. 5. Организовать благоустройство улиц, дворов, пустырей, пригородных лесов. С грязью и мусором должно быть покончено. 6. Очистить улицы от бомжей и нищих. Разобраться с проблемами каждого и помочь тем, кто нуждаются в помощи и заслуживают ее. 7. Закрыть границы для мигрантов из Азии и Африки. 8. Помочь в трудоустройстве всем цыганам, нуждающимся в заработке. 9. Перераспределить кадры в государственных учреждениях таким образом, чтобы больше людей занималось непосредственной работой, а не учетом, надзором и руководством. 10. Переселить некоторых наиболее активных деятелей прежних администраций в ледовые дворцы, а их слишком большие квартиры отдать нуждающимся многодетным семьям. Откуда взять первоначальные средства: 1. Развернуть программу энергосбережения. 2. Сократить заграничные командировки чиновников. Выйти из международных организаций, требующих слишком больших членских взносов. 3. Сократить расходы на празднования, приемы зарубежных деятелей и другие показные мероприятия. 4. Ликвидировать несколько министерств. 5. Тщательно расследовать занятия некоторых деятелей прежней администрации. Наш подход: 1. Жизнь в соответствии с принципом умеренности. 2. Саморазвитие. 3. Установление и поддержание здравого порядка на своей улице, в своем городе, в своей стране. 4. Взаимопомощь. Почему люди идут в религиозные секты? Очень часто всего лишь потому, что хотят найти среду, не одержимую дурными стремлениями, и отдавать силы простым хорошим делам -- пусть небольшим, зато не спорным. Люди тянутся к островкам добропорядочности (хотя бы даже и религиозно-вычурной), правда, обычно оказывается, что за видимой добропорядочностью скрывается обычная корыстная ложь. Возможно, вначале там и бывает искренная преданность благим целям, но у некоторых она скоро уходит, поскольку люди имеют обыкновение портиться и портить. Мы тоже создаем свой остров, свою территорию, свободную от лжи, расхожей глупости и прочей человеческой мерзости. Как долго наша территория будет оставаться в этом качестве, мы не знаем, но мы постараемся не повторять ошибок прежних попыток. Мы -- самозваная гвардия гражданского общества. Мы формируем среду, в которой нет места пьянству, курению, гомосексуализму, стяжательству, подлости и трусости. Мы живем, а не прозябаем. Мы обещаем порядок, при котором никого не будут убивать за политическую деятельность, осуществляемую в рамках разумно построенного закона. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Общественные усло- вия сегодня таковы, что хорошее в людях подавляется, зато поощря- ется плохое. Мы хотим, чтобы было иначе. Нам представляется, что мы знаем, как это сделать. Одного личного примера для этого мало. Недостаточно даже страстных призывов. Надо что-то изменять в общественном устройстве. Мы не экстремисты. Наш принцип -- умеренность. Мы непримиримы только по отношению к собственным недостаткам. Со всеми мы ищем общие интересы и со всеми стремимся сотрудничать насколько это возможно. * * * На международном уровне мы выступаем со следующей инициативой:
Глобальная программа "Многообразный единый мир" ("Varied United World").
В настоящее время по всей планете ухудшается состояние естест- венной среды обитания и продолжается нерациональное использование невосстановимых природных ресурсов. Во многих странах увеличива- ется численность населения, что грозит вызвать массовый голод, бесконтрольную миграцию и разрушительные войны. Мы стоим перед усугубляющейся угрозой глобального кризиса. Чтобы предотвратить этот кризис, должны быть совместными усилиями здравомыслящих и дальновидных людей реализованы во всемирном масштабе следующие неотложные меры: 1. Прекращение экспансии западной цивилизации. Признание непригодности западного образа жизни для повсеместного распространения хотя бы потому, что он предполагает чрезмерные затраты ресурсов. Защита самобытности народов. Каждый народ -- ценность для человечества. Человечество должно оставаться многообразным -- но единым в своем стремлении преодолеть накопившиеся общие трудности. 2. Переход к мирному и справедливому преодолению международных конфликтов. Признание войны слишком вредным занятием при существующем положении вещей. 3. Устранение неэквивалентного товарообмена между народами. Мирное и справедливое решение проблемы доступа к чужим ресурсам. 4. Радикальная защита естественной среды обитания. Прекращение роста численности населения. Уменьшение глобального потребления ресурсов -- прежде всего, в промышленных странах. Чтобы человечество не вверглось в глобальную катастрофу, от которой не защитится никто, надо безотлагательно вступить на путь здравого самоограничения. * * * Наши лозунги:
СВОБОДА И ПОРЯДОК! ПОБЕДИ СЕБЯ - И ТЫ ПОБЕДИШЬ ВСЕХ! ЧЕРЕЗ УМЕРЕННОСТЬ - К ПРЕВОСХОДСТВУ!

30. Приложение 3:

Программа консолидации Русского Мира на принципах гражданского общества.

Первопричина трудностей, переживаемых Беларусью, Россией, Украиной и другими странами так называемого постсоветского пространства (Русского Мира, геополитического Севера, Евразийской цивилизации) -- стремление жить по чужой схеме, копирование образа жизни, который не соответствует менталитету, традиции, экономическим возможностям. Чтобы избавиться от этих трудностей, надо стать самими собой: осознать свою сущность, свое место в сообществе народов. Необходимо принять следующее: мы никогда не будем жить, как Запад, да нам это и не требуется, поскольку западный образ жизни, предполагающий чрезмерное потребление ресурсов и ведущий к снижению способности людей к выживанию, уже показал свою неприемлемость в качестве универсальной модели. Народы Русского Мира должны ценить и укреплять свою общность, совместно противостоять натиску других цивилизаций, обусловлен- ному все возрастающей нехваткой ресурсов и все увеличивающимся избытком населения. Эта общность может политически обеспечиваться по-разному -- от союза суверенных государств до единого государ- ства ("империи"). Решающее значение имеет не политическая форма, а идеология. Никакая политическая форма не удержит народы вместе, если у них нет осознания общего пути. Великие объединения народов строятся и существуют не на основе текущих интересов, а на основе интересов глубоких и устойчивых. Мы собираемся строить общность народов на следующих принципах: - мощное гражданское общество, выступающее в некоторой степени противовесом государству и удерживающее его от бюрократизации, коррупции, авторитарных эксцессов; - национальная, расовая, религиозная толерантность; - сохранение самобытности и автономности всех народов, традици- онно населяющих Русский Мир; - всемерное развитие национальных культур в их лучших проявле- ниях; - противодействие иммиграции, решительная защита границ Русского Мира; - противодействие иностранной экономической и культурной экспансии; - эффективное государство; - поддержка здравой частной инициативы; - сохранение и развитие вооруженных сил как лучшей части общества; - сбережение естественных ресурсов для себя и своих потомков; - обеспечение здоровой среды обитания. Будем считать, что до сих пор мы много лет экспериментировали, искали пути, примеряли к себе различные чужие концепции, приоб- ретали опыт. Сегодня можем сделать обоснованный выбор. Мы выбираем путь сохранения и развития нашей собственной культуры. Мы будем исправлять свои недостатки, оставаясь самими собой. Среди прочего, нам следует поставить барьер авторитарным тенденциям, под какими бы благовидными предлогами они ни возникали. Представляется, что обеспечить этот барьер мы сможем лишь посредством строительства так называемого гражданского общества. Гражданское общество -- такое, в котором у граждан есть достаточные возможности для объединения усилий с целью защиты своих интересов (не противоречащих интересам этого общества), в том числе от посягательства на них со стороны государства. Мощное гражданское общество -- это не "московский" принцип: это принцип Великого Княжества Литовского. Поэтому консолидацию Русского Мира на принципах гражданского общества белорусы и малороссы могут в некоторой степени рассматривать как восстановление ВКЛ (с расширением его до Тихого океана). * * * Мы признаем общество вполне гражданским, если в нем реализовано следующее: - свобода создания общественных объединений, включая политические партии; никакой обязательной регистрации общественных объеди- нений; государство может через суд доказать незаконность программы, устава, фактической деятельности общественного объединения; регистрация требуется только для участия в выборах; общественное объединение может через суд обжаловать отказ в регистрации; - право граждан на проведение пикетов в любом месте и с любой целью (кроме явно подрывной -- запрещенной законом) без предварительного разрешения; - право граждан на проведение митингов и демонстраций в любом месте и с любой целью (кроме явно подрывной -- запрещенной законом) -- если не создается существенных помех уличному движению и работе учреждений и предприятий и не возникает опасности значительных уличных столкновений; - право граждан на издание и распространение печатной, аудио- и видеопродукции любого содержания (кроме явно подрывной -- запрещенного законом) без предварительного разрешения; - право граждан на любую предпринимательскую деятельность (кроме явно подрывной -- запрещенной законом); уведомительный принцип регистрации предприятий: любое предприятие считается разрешенным, если регистрирующее учреждение не объявило запрета в установленный срок; - избрание главы государства на срок не более чем 5 лет без возможности повторного избрания или продления срока полномочий; - автоматическое признание главы государства преступником, осужденным на смертную казнь, в случае пребывания его в должности сверх положенного срока; - право граждан на мятеж против главы государства в случае пребывания его в должности сверх положенного срока; - практически реализуемая процедура досрочного лишения главы государства его полномочий по инициативе граждан; - независимость учреждения, организующего выборы представителей власти, от этих представителей власти; возглавлять избиратель- ную комиссию должен комиссар по выборам, избираемый гражданами и не имеющий права участвовать в политической жизни иначе, как через обеспечение законных выборов; - курирование телевизионных каналов общественными советами из представителей зарегистрированных политических партий; - независимость судий, обеспечиваемая случайной процедурой их назначения (из числа выразивших желание заниматься судейской работой и пригодных к ней), высокой оплатой, гарантированной охраной, ротацией, запретом на занятие руководящей должности в случае оставления судейской работы; - достаточность количества судий для своевременного и тщательного проведения судебных процессов. Назначение этих принципов -- не допустить превращения чинов- ников в касту, эксплуатирующую и подавляющую остальное общество. Государство, руководимое способными и честными людьми, разумно устроенное, движимое привлекательной правдивой идеологией, способно эффективно функционировать и при наличии у его граждан указанных возможностей. Более того, государство может стать действительно эффективным лишь при условии взаимодействия его с гражданским обществом. Конечно, широкие гражданские права должны обеспечиваться исключительно таким образом, чтобы в обществе не могло взять верх деструктивное энергичное меньшинство.

Возврат в оглавление