Александр Бурьяк

Брест как город не на своём месте

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Особенное у Бреста -- это его крепость, его пограничное положе- ние, его раскопанный Первобрест, его когда-то как бы столичное положение в еврейской общине Великого княжества литовского. Всё, что было старинного в Бресте, пошло под... эээ... (бульдозеры тогда ведь отсутствовали!) ... под горячую руку строителей крепо- сти в 1830-х годах, когда было решено воспользоваться в оборони- тельных целях естественным островом в месте впадения реки Мухавец в реку Буг, а всех местных евреев и прочих нерусских переселить на несколько километров к востоку, вглубь "тюрьмы народов" -- будущей "Империи зла". Еврейской старины в Бресте нет, могучих образчиков сталинского ампира -- тоже почти совсем. Заезжим любителям архаики здесь с гордостью показывают новейшие спортивные сооружения, продукт свихнутого политического режима. Город положителен тем, что из него удобно сваливать за границу: всего какой-нибудь час мороки -- и ты в другом мире, где в изобилии романика и готика, барокко и рококо, классицизм и модерн; где храмы выглядят полноценными храмами, замки -- полноценными замками; где нет приевшегося убо- жества соотечественников, но где ты по большому счёту не нужен, потому что и без тебя понаехало уже вских негров, китайцев, русских и пр. * * * Первоклассная брестская крепость "была взорвана в 1915 г. при отступлении русскими войсками" ("МСЭ", ст. "Брест-Литовск"). В 1920 г. и поляки, и кратковременно занявшие крепость красные, тоже не обороняли её: всем как-то было недосуг. А вот 14-16 сен- тября 1939 г. польский гарнизон сражался в меру сил против нем- цев, можно сказать, героически, а главное -- не отчаянно, а как положено. Потеряв много людей и потратив другие ресурсы, жолнеры не сдались (!), а ушли из крепости в Тересполь. Храбрецам слава! * * * Если серьёзно отнестись к страданиям защитников Брестской кре- пости в 1941 году из-за нехватки воды, надо сделать вывод, что крепость была НЕПРАВИЛЬНАЯ: характер водоснабжения существенно снижал боевые возможности крепости, по-видимому, с самого начала её существования (если только поляки и большевики ничего не "усовершенствовали"). Следовало иметь ВНУТРИ крепости колодцы, цистерны, бессейны. Что крепость не собирались оборонять, -- не оправдание, а тоже беспечность. В приграничной зоне надо было по возможности гото- вить к обороне ВСЁ, за что могла зацепиться пехота. * * * О героической обороне Брестской крепости в 1941-м году. Вспоминаю родной ударный радиотехнический батальон, который значился как в/ч 52445, а где располагался -- не скажу. Чтобы вырезать ночью весь личный состав в казарме при штабе батальона, а заодно весь командный пункт и все дежурные смены на станциях, было достаточно ОДНОГО крепкого диверсанта и часа времени. Казар- ма на ночь не запиралась, дневальный был увешан коротким уродли- вым штык-ножом от автомата Калашникова и мог ночью, после дневных забот, таки упасть на койку в спальном помещении. Дежурный офи- цер, которого ИЗ СООБРАЖЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ не вооружали даже пис- толетом (перестали вооружать после какого-то эксцесса в каком-то другом полку), мог оказать на нападающих только моральное воздействие -- если бы тоже не спал после дневных забот (зачастую немалых). Вход в оружейную комнату находился в вестибюле казармы, поэтому, захватив уже один только вестибюль, враги оставили бы всех отважных воинов эфира без всякого личного оружия. Территория батальона и соответственно позиция была окружена лёгким подобием заборчика с несколькими нитями колючей проволоки, не везде выдержавшими натиск времени. По этой территории ночами бродил одинокий сонный часовой с автоматом без патронов (от греха подальше) и выискивал тёплый угол, чтобы подремать до смены. В казарме весь свободный от дежурства и нарядов личный состав спал в одном большом помещении даже без перегородок, так что пара гранат в окно могла почти полностью выкосить ряды бойцов. Кто мог напасть на безащитный батальон в мирное время? А хоть бы уголовники для захвата оружия. Плюс переход мирного времени в немирное мог в принципе осуществиться внезапно. Ещё внезапнее, чем в 1941-м. И вывести из строя радиолокационные станции против- ник стремился бы в первую очередь. Казарму строили дешёвыми солдатскими руками и, наверное, по проекту полкового архитектора в звании прапорщика. Помимо пол- ного отсутствия архитектурных достоинств, что угнетающе сказыва- лось на психике военнослужащих и соответственно на их желании сражаться до последнего патрона, оно вдобавок было совершенно не приспособлено к обороне, пусть и не круговой. Ну ладно, воевать этому батальону в случае боевых действий было так или иначе час максимум даже без диверсантов: ставилась лишь боевая задача помочь "вскрыть замысел налёта", если самонаводящаяся противо- радиолокационная ракета не долбанёт по головам ещё раньше. Спрашивается: куда уходили мозговые силы великой страны? У части народа -- на диссидентство, у другой части -- на борьбу с этим диссидентством. Также целая куча башковитых штурмовала космос и изобретала могучее оружие, для толкового пользования которым всё равно не были обеспечены условия. Так вот, в 1941-м году в районе Бреста было почти ТО ЖЕ САМОЕ, только с тогдашними особенностями. Поэтому я по большому счёту чихать хотел на ваш культ "массового героизма советских солдат" (хотя я, разумеется, сочувствую мучившимся жаждой в Цитадели и погибшим, но не сдавшимся), а также на все ваши мемориалы, сожравшие огромное количество бетона, который было бы правильнее пустить на строительство надлежащих казарм, подземных командных пунктов, а может, и дотов или даже просто жилья, чтобы людям было за что любить Родину. Героизм-то был, но как последнее средство, поскольку условия для успешного воевания не были обеспечены, причём не по причине отсутствия ресурсов, а по причине слабости мозгов. Оправдание, что готовились напасть на Германию сами, не принимается: армия (и страна) должна быть ВСЕГДА готова ко ВСЯКИМ событиям. Ну-ка, ну-ка, что вы делали в районе 1937-го года с теми, кто указывали на недостатки ваших военных приготовлений? Правильно: одни из вас писали доносы, другие потом били умников по почкам, а третьи и вовсе расстреливали. За особое мнение по военным (и политическим) вопросам лично я попал под око особого отдела в 1987 г. -- когда были ещё живы некоторые из тех, кто пытали в 1937-м моих предшественников: на ударных гэбэшных харчах почему им было не протянуть 50 лет? Когда мне было 20 лет -- и даже когда почти 28 -- я ещё был способен на подвиги во имя Родины. Сегодня я так уже не могу: сильно мешает всё то, что я узнал о Родине и вообще. Мизантроп может стать героем разве что случайно, или под настроение, или ненадолго утратив контроль над собой. Ясно, что именно так вот оно и было (и есть) в русской армии. Но не ясно, почему. Вроде, все хотят сделать вооружённые силы более эффективными, и многие даже могут сказать, как этого добиться, но почему-то не получается. * * * О том, как Брест-Литовск стал просто Брестом. Сначала поляки после 1920 г. переименовали его в Брест-над-Бугом, чтобы вернее отправить в историю свой кусок Литвы-Белоруссии, а потом, после 1945-го, Советская власть отбросила и гидроним. Но мы, литвины и литваки, всё равно немножко помним ещё, кто есть кто. Для справ- ки: литваки -- это литвинские евреи. * * * Евреи Брест-Литовска, литваки. Государственность и лицо страны определяются больше в городах, а не в деревнях, -- даже если на дворе феодализм. А в городах Литвы (которая теперь приблизительно Белоруссия), Великопольши (которая теперь приблизительно просто Польша) и Малопольши (кото- рая теперь приблизительно Украина) половину населения составляли евреи, имевшие собственную административную систему -- кагалы. Получалось, что существовали перемешанные государства на одной территории. Если искать название тогдашнему еврейскому как бы государству (или тогдашней как бы стране) на речьпосполитовских землях, самым подходящим, наверное, будет Жидовия (слово "жид" нехорошо звучит только в современном русском языке, а в языках Речи Посполитой оно звучало нормально). Или Юденландия. А на иврите -- Эрец какой-то там. По справедливости следовало бы евреев, а заодно и казачество Речи Посполитой политически благоустроить ещё в XVI веке наравне с поляками и литвинами, но для тогдашних умов это представлялось чушью, из-за чего Речь Посполитая и развалилась в конце концов. Нельзя сказать, что в 1917 г. Жидовия пошла войной на Московию, но что-то похожее на вот это самое таки имело место. Жидовия билась-билась, да только сама разбилась. Но сначала как бы одер- жала верх -- и Московию оккупировала. В оккупацию ушла самая ак- тивная часть населения Жидовии, увлёкшаяся идеями коммунизма или просто возможностью чего-то хватануть, тогда как большинство ев- реев осталось в местах традиционного проживания, где и было силь- но прорежено в 1941-1944 гг. -- в основном пришлыми национал- социалистами, но также и местными сводителями исторических счётов и просто любителями пограбить и поубивать. Евреи, ушедшие в 1917 г. в оккупацию Московии, потом частью слились с местным москальским и пр. населением, частью стали как бы притесняемым меньшинством. Такое бывает. Поскольку Западная Белоруссия и Западная Украина отошли в 1920 году к Польше, российское коммунистическое еврейство лишилось большей части своей исторической базы и соответственно источника подпитки национальными кадрами -- и, может быть, в основном бла- годаря именно этому оно было в 1930-х гг. постепенно оттеснено в СССР от власти коммунистами славяно-москале-кавказского корня. Если уточнять. Вообще-то коммунистическое движение в еврейской среде было настолько же против кагалов, насколько против царизма, и кагалы не отряжали на восток своих лучших воинов. Тем не менее, "человеческий материал" Жидовии поучаствовал на ведущих ролях в разваливании старой российской власти и в установлении новой. Но всё-таки ходила ли Жидовия войной на Московию? Скорее нет, чем да. Война-то в 1917 и особенно в 1918-1920 была самая настоящая, и евреи в ней были преимущественно на стороне красных, а не белых, но ведь некоторые красные военные части даже устраивали еврейские погромы (хотя и значительно реже, чем белые). * * * Электронная еврейская энциклопедия (www.eleven.co.il): "С 14 в. по 17 в. Брест был главным центром евреев княжества, и община Бреста играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы." "В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией." "В 1495 г. все евреи, отказавшиеся перейти в христианство, были изгнаны из Литвы, в том числе и из Бреста. Лишь один еврей принял крещение и был оставлен в городе." "Во время восстания Б. Хмельницкого в 1648-49 гг. многие евреи Бреста бежали в Польшу и Данциг (см. Гданьск); оставшиеся в горо- де были вырезаны. По некоторым данным, число убитых доходило до 2 тыс. Однако вскоре евреи вновь поселились в Бресте и в 1655 г. получили охранную грамоту. Тяжелый урон понесла община в 1660 г., когда много евреев было уничтожено вступившими в Брест русскими войсками." "В 18 в. роль основного центра еврейства в Литовском княжестве перешла от Бреста к Вильно." "После включения Бреста в состав Российской империи (1795) его экономическое значение упало. В 30-е гг. 19 в. по распоряжению русских властей была сровнена с землей значительная часть истори- ческого еврейского квартала в Бресте (в том числе старинная синагога и еврейское кладбище) и на его месте стала строиться Брестская крепость." "Согласно переписи 1939 г., в городе было 26 000 евреев (50,9% всего населения)." "После освобождения Бреста 28 июля 1944 г. в живых осталось 19 человек..." "Перепись 1989 г. зарегистрировала в городе 1080 евреев (0,4% общего населения)." "По переписи, проведенной в Республике Беларусь в 1999 г., в Бресте проживало 415 евреев." Еврейское название Бреста -- Бриск. Кстати, в БССР начального периода существовали ЧЕТЫРЕ государ- ственных языка: белорусский, русский, польский и еврейский. С учётом того, что евреи составляли 9,9% населения, то есть вторую по численности после белорусов (82,1%) этническую группу ("МСЭ", ст. "Белорусская ССР"), это было вполне демократично.

Добавления 2016 года

Брест позиционируют как "один из древнейших городов Белоаруси", но это, конечно же, есть ложь. "Один из древнейших городов Бела- руси" был разрушен при строительстве Брестской крепости. Именно разрушен, а не перемещён: никто не переносил зданий, сооружений, кладбищ, культурного слоя, ауры. А даже если бы и переносил, это всё равно было бы уже НЕ ТО. Кстати, аналогично разрушили древний Бобруйск. * * * Несмотря на вроде как выгодное в оборонительном отношении ост- ровное расположение древнего Бреста, его раз за разом брали и жгли. В его истории, кажется, нет ни одной удачной обороны, типа враги постояли под неприступными стенами, покричали "Сдавайтесь!" и ушли не солоно хлебавши. Аналогично неудачливой оказалась и построенная на месте древне- го Бреста Брестская крепость. Толком обороняли её лишь поляки один раз в 1939 г, да и то очень недолго. Потому что в 1941 году не было героической обороны крепости как целого, а было только героическое сопротивление добиванию на территории крепости, час- тично взятой Вермахтом сходу. Добивание осуществлялось в основном силами одной немецкой 45-й пехотной дивизии. Потери убитыми в ней составили 453 человека. Наши потери оказались в 4 раза больше. Сопротивлялись остатки разбитых частей, "подставленных" высокими начальниками, а где-то и собственными командирами. Согласно немецкой Википедии, в последний раз немецкий солдат погиб при штурме Брестской крепости 27 июня 1941 года. 29 июня началось перебазирование 45-й дивизии на восток. Советские исто- рики и их последователи растянули борьбу до сентября 1941 года. Вам так сильно хотелось заиметь крепость на этом месте, что даже вот город разрушили. Ну так обороняйте её потом до упада. Но нет, оборона всё как-то не складывалась. В общем, получается, что древний Брест погиб зазря. Довелось вычитать: если бы не проклятые москали со своим зудом крепостестроительства, был бы наш древний Брест теперь чем-то вроде белорусской Венеции. Ну что на такое можно ответить, кроме "ой-ой-ой"? Если бы да кабы. Не с вашими закорузлыми вкусиками отстраивать венеции. Даже если бы что-то интересное и появилось до 1917 года, потом бы вы попортили это всё равно: если не при Советской власти, то позже. Брестская крепость была построена в первую очередь против поля- ков: из страха (ладно, из опасения), что польский дух возбудится и потянет за собой дух литвинский. Потому что до немцев отсюда несколько далековато было. Брестскую крепость теперь стараются представить чуть ли не в качестве белорусской Масады, но до середины 1960-х к истории бо- ёв в ней подходили несколько иначе: наверное, решили было замал- чивать, как замалчивали всякие устроенные немцами "котлы", своё неудачное наступление под Харьковом, свой разгром в Крыму и много чего ещё. Брестская крепость -- невезучая и, если говорить честно, навер- ное, даже ненужная. Во всяком случае, большого толку от неё не было. Затрат на земляные и строительные работы она не оправдала. Может, она самим фактом своего существования частично подавляла у врагов России желание напасть? В качестве дыры в государственном бюджете Брестская крепость профигурировала дополнительно перед Первой мировой войной. Из Википедии: "В 1913 году было начато строительство второго кольца укрепле- ний (в его проектировании, в частности, принимал участие Дмитрий Карбышев), которое должно было иметь в окружности 45 км, но до начала войны оно так и не было закончено. С началом Первой мировой войны крепость усиленно готовилась к обороне, но в ночь на 1 (13) августа 1915 в ходе общего отступления была оставлена и частично взорвана русскими войсками." * * * Нельзя сказать, что в Бресте любителю добротной старины смот- реть, помимо крепости, нечего. Таки есть что, но почти всё -- не особо выдающееся, а вдобавок впоследствии сильно перестроенное или зареставрированное до отвращения. Объекты, заслуживающие внимания: - Свято-Симеоновский собор: ул. Маркса, 84; 1865-68 гг - костёл Воздвижения Святого Креста, ул. Ленина, 34; 1856 г.; - Свято-Николаевская братская церковь: ул. Советская, 10; 1904-06 гг.; - церковь Св. Николая (в крепости); 1874-76 гг.; - церковь Рождества Богородицы: ул. Свято-Афанасьевская, 112, р-н Гершоны; 1835 г. - Свято-Афанасьевская каплица: ул. Свято-Афанасьевская, 39; - Дом культуры железнодорожников, бывш. костёл Сердца Иисуса; 1932 г., переделан в 1950 г.; - евангелистская церковь: ул. Карла Маркса; - бывшая кирха: угол улиц Советской и Гоголя; 1938 г. - бывшая Хоральная синагога: угол улиц Советской и Будённого; - бывшая Большая синагога; ул. Советских Пограничников, 52; - бывшая еврейская больница: ул. Советских пограничников, 54; - бывшая мужская гимназия: ул. Мицкевича, 28; - бывший дом терпимости: ул Орджоникидзе, 18; - особняк, ул. Мицкевича, 26; 1-я половина XIX в.; - католическое кладбище; ул. Пушкинская; - Тришинское кладбище; угол ул. Спокойной и Московской; - суд Брестского р-на: ул. Будённого, 31; - Брестская областная филармония: ул. Орджоникидзе, 14; - Главпочтамт: ул. Машерова, 32; - железнодорожный вокзал; 1886 г., переделан в 1956 г.; - Музей железнодорожной техники: ул. Машерова, 2; Оборонительные сооружения вне собственно Брестской крепости: - форт A: микрорайон Козновичи; - форт I: (...); - форт №8: ул. Белорусская; - форт "Граф Берг": ул. Шоссейная; - оборонительная казарма: микрорайон Гершоны; - пороховой погреб: ул. Осипенко 11/1; - пороховой погреб: ул. Луцкая. Вокзал в Бресте воспринимается как очень многообещающее начало, но надежды потом не вполне оправдываются. Кстати, наши его герои- чески обороняли 22 июня, засев в подвалах. * * * В архитектурном аспекте Брестская крепость никакая. Единствен- ная сохранившаяся собственно крепостная достопримечательность -- это Холмские ворота. Половина кирпичной кроговой постройки Цитадели... эээ... куда-то пропала. Говорят, разобрали на кирпичи, чтобы строить светлое будущее. О том, куда подевались всякие объекты Брестской крепости. Из Википедии ("Брестская крепость"): "Во время польского восстания 1863 г. построенное в 1751 году каменное здание бывшего монастыря ордена бригиток в Кобринском укреплении Брестской крепости, использовавшееся до того как ка- зармы и как дисциплинарный батальон, было превращено в военно- полевую, а затем и в пересыльную тюрьму для повстанцев." "В 1955 году развалины тюрьмы были взорваны." * * * С русской версией православного культа у меня немножко нестык: эпизодически возникают мелкие конфликты из-за фотографирования. В Бресте очередной казус вышел. Фиксирую я для истории храм Святого Николая, значит, -- снаружи, но с храмового двора, так сказать. Погребает местная двуногая шавка из любителей подставлять левую щёку вслед за правой и начинает собачью песню: "ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ!" Спрашиваю: "А что случилось?" Он(а): "Благославляться нужно!" "Как вы нас всех любите!" -- говорю я и устремляюсь подальше от негодяя -- в Дом Бога. Навстречу как раз два святых отца попада- ются. Я -- к тому, что моложе (= прогрессивнее): "Разрешите пофо- тографировать в храме!" "Да ради Бога!" -- получаю мудрый ответ. Запечатляю интерьер аппаратиком, а шавка между тем снова подкаты- вает: чего это?! Я: "Только что получено благословение от свято- го отца!" Шавка затыкается, а из меня накипевшее брызгает, и я тихо (храм всё-таки!), но пафосно: "Я САМ МОГУ БЛАГОСЛОВЛЯТЬ: вот этой рукой (поднимаю правую) я трогал Гроб Господень в Иерусали- ме!" Шавка переваривает новую порцию информации, а я ухожу, нафо- тографировавшись и распёршись от чувства собственного величия (ЧСВ). Плюс чувство глубокого удовлетворения: наверное, у Иисуса было такое же после опрокидывания менялских столов. Вообще, я чувствую в себе силу религиозного реформатора, вот только не успел немного: время для подобных дел ушло. Раньше в церквях хоть крепкие люди молились, а теперь в основном "нищие духом", а с ними мне даже просто рядом находиться дискомфортно. Ну допустим, я выпер бы ногами эту шавку из храма и сказал бы прочувствован- ную, но краткую речь прихожанам. И что, я тут же оброс бы двумя- тремя апостолами? Нет, скорее бы просто вызвали милицию. В самом деле, неужто благодать мне не обломилась? Я ведь в ка- ких только наисвятейших местах не был -- четырёх конфессий, как минимум. Нет, даже шести, потому что посещены ведь мной и храм Зуба Будды на Шри-Ланке, и пара зороастрийских храмов в Иране (Чак-Чак и какой-то там в Язде). Свечения у себя над головой я в зеркале пока ещё не вижу, но это, может, от скромности, а вот способность лечить лёгкие недомогания наложением рук уже, вроде бы, иногда ощущаю. Не у лишь бы кого, разумеется. Кстати, Гробов Господних я трогал аж два: второй -- по протестантской версии (он не в храме Гроба Господня, а в гроте под скалой чуть севернее Дамасских ворот).
Брест, Музей спасённых ценностей
Музей спасённых ценностей (конфискованной контрабанды). Сюда обычно возят туристов. Маловатый и тесноватый. Может, мало удавалось спасти.
Брест, спасённые ценности
Кое-что из спасённых ценностей.
Брест
Девы Бреста лелеют свои великолепные тела, основное богатство земли белорусской. Городской пляж на берегу Мухавца.
Брест, архитектура
Типичная белорусская архитектура, от которой хочется бежать, куда глаза глядят (лучше налево: граница -- в той стороне). Бульвар Шевченко.
Брестская крепость, Холмские ворота
Холмские ворота Брестской крепости. Можно заметить, что ворота нападение выдержали. Не выдержали люди.
Берестье
Первобрест, называвшийся Берестьем. Раскопанное и помещённое под крышу как бы городище.
Брест
Бесхозные руины на территории Волынского укрепления. Обращаем внимание на толщину стен.
Брест, Свято-Николаевский храм
Свято-Николаевский храм в Цитадели Брестской крепости. Построен в 1876 г. Хороший. В византийском стиле.
Брест, Свято-Николаевский храм
Свято-Николаевский храм внутри. Видно, что значительная часть нынешнего здания -- доподлинная.
Брестская крепость
Приблизительно так выглядела Брестская крепость для пилотов немецких бомбардировщиков, ложившихся на боевой курс 22 июня 1941 г.

Литература:

"Малая советская энциклопедия" (МСЭ), 1930. Электронная еврейская энциклопедия (www.eleven.co.il).

Возврат на главную страницу