"Гамбург -- 1) вольный город, республика в Германии, площадь
415 кв. км, население -- 1,691 тыс. чел. (1926). 2) главный город
Республики Гамбург на реке Эльбе близ её впадения в Немецкое
море, 2-й город Германии по числу жителей -- 1, 093 тыс. чел."
"Гамбург возник как укрепление при Карле Великом (808)." "В
1510 г. Гамбург получает права вольного имперского города, кото-
рым остаётся до конца Германской империи. По конституции 7/I 1921
вольный город Гамбург образует особую республику." ("Малая
советская энциклопедия", 1930)
С 831 г. Гамбург -- центр епископства, с 1815 г. -- член
Германского союза (Deutsches Bund), с 1866 г. -- член Северогер-
манского союза (Norddeutsches Bund), с 1871 г. -- в составе
Германской империи, с 1949 г. -- Bundesland ("союзная земля").
В настоящее время Гамбург -- второй по числу жителей город ФРГ:
в нём обитает 1,72 млн. человек (2007 г.), не считая туристов и
временно сошедших на берег моряков.
Гамбург ассоциируется с портовыми грузчиками, ветчиной ("ham")
и хамством. На самом деле это город довольно-таки музыкально-
театральный, со множеством всяких музеев и не без архитектурных
шедевров. А ещё в Гамбурге есть уникальный Speicherstadt --
"город складов": островной район, застроенный в своё время
многоэтажными складскими помещениями, которые для складов имели
очень приличную архитектуру, а теперь отчасти заняты офисами.
Speicherstadt прекрасен, но сложность в том, что в Гамбурге очень
многие здания разного назначения и вне Speicherstadt-а получились
похожими на эти склады (красный кирпич + кое-какой декорум),
из-за чего Гамбург местами выглядит продолжением Speicherstadt-а.
От моря до Гамбурга -- 120 км. Вообще, популярные портовые
города зачастую располагаются не на морском берегу, а в устьях
рек в нескольких километрах или даже в нескольких десятках
километров от моря. Примеры: Лиссабон, Рига, Бремен, Гамбург.
Основная причина наверняка в том, что назначение торгового порта
-- обслуживать некоторую территорию в отношении ввоза-вывоза, а
такое обслуживание эффективнее, когда обслуживаемая территория
размещается не с одной стороны порта, а со всех сторон, поскольку
при этом на приемлемом расстоянии от пристаней оказывается больше
всяких земель. Кстати, военные и рыбацкие порты таким образом не
располагаются. Только торговые. Что же касается течения рек, то,
во-первых, в устьях оно медленное, во-вторых, в половине случаев
оно помогает плыть, а не мешает, а в-третьих, для движения вверх
по реке можно пользоваться приливом.
Расположение города-порта в глубине суши было удобно, среди
прочего, тем, что защищало от внезапных нападений с моря. В исто-
рии любого старого приморского города наверняка можно отыскать
хотя бы один печальный эпизод, когда утром тихого дня, обещавшего
быть солнечным, горизонт вдруг заполнялся парусами или дымами и
через какой-нибудь час начинался кошмар бомбардировки. Или же
в тихую лунную ночь невдалеке на побережье высаживалась ватага
серьёзных мужчин с мечами-топорами-щитами или с мушкетами-
пистолетами-шпагами и внезапно набрасывалась на немногочисленную
стражу у городских ворот, а потом начинался ужас грабежа.
Если же город находился в удалени от побережья, то промежуток
времени от появления кораблей на горизонте до приближения их к
стенам города увеличивался в несколько раз. Вдобавок для движения
вверх по реке нередко требовалось 1) ждать прилива, 2) искать
лоцмана. А сверх того узость реки не позволяла флоту маневриро-
вать. Таким образом, к примеру, нарвались на неприятности шведы,
когда отряд их кораблей в 1701 году попытался напасть на славный
город Архангельск.
Внутренний Альстер. Водный фасад Гамбурга.
Гамбург -- сырой город. Влага в нём и снизу (реки, каналы,
пруды), и сверху (тучи). В январе солнечная погода бывает в сред-
нем 1 час в день.
Массивный гамбургский югендштиль.
Была, была в этом городе великая архитектура,
да почти вся вышла -- во Вторую Мировую войну.
Гамбургский стиль. Красный мусорный ящик
с претензией на юмор. Вариантов надписей много.
В данном случае: "Я чувствую себя таким пустым".
Стилистическая особенность Гамбурга -- красные мусорницы на
улицах, снабжённые всякими надписями на мотив "брось в меня",
которые немцам, наверное, представляются очень остроумными, так
что, гуляя по своему Гамбургу, они получают от созерцания этих
мусорниц эстетическое удовлетворение.
Потрясающий гамбургский Ратхаус.
Натуральный: от бомбёжек он почти не пострадал.
Самое прекрасное здание Гамбурга -- Ратуша: архитектурный
шедевр из наиболее выдающихся не только в Германии, но и вообще.
Заслуживающий целой книги, большая часть которой была бы запол-
нена фотографиями настенной и потолочной росписи в здравом клас-
сическом стиле, а также резьбы по дереву. С Ратхаусом Гамбург не
посрамился. Только бы это здание не сгорело!
Типичная гамбургская перспектива.
Река Альстер устремляется в реку Эльбу.
Гамбург -- город из наиболее бомбленных англо-американцами. Эта
цель наверняка привлекала их отчасти своими размерами: никто ведь
не любит промахиваться.
Многострадальный храм Святого Николая. Неф обвалился,
башня уцелела. Повреждённый англо-американскими
бомбами храм был оставлен "as is" в назидание потомкам.
Гамбург эпизодически переживает катастрофы, так что селиться в
нём как-то даже страшновато (тем более что давно уже -- с 1962 г.
-- ничего крупного не случалось):
845 г. -- разграбление и разрушение Протогамбурга -- замка
Hammaburg;
1284 г. -- "большой пожар уничтожает часть города";
1712 г. -- "эпидемия чумы уносит жизни 10 000 жителей из 70 000;
1842 г. -- "большой пожар уничтожает половину домов города";
1892 г. -- "во время эпидемии холеры умирают 8 600 жителей";
1943 г. -- "половина города разрушена в результате налётов
авиации;
1962 г. -- "сильное наводнение -- 317 человеческих жертв".
(Данные из "Путеводителя...")
* * *
Из немецких новостей (2010) о гамбургском рыбном рынке: каждая
седьмая проба не проходит микробиологического теста. По-простому:
не первой свежести. Что же тогда можно сказать о рыбных рынках а
хоть бы и в Южной Европе!
Дома на Дайхштрассе (Deichstrasse, Запрудная
улица), вид с канала Николаи (Nikolaifleet). Где-то
на Дайхштрассе в 1842 г. начался Великий Пожар, уничтоживший
половину Гамбурга. Но гамбуржцы улицу простили: как можно
видеть, с землёй она не сровнена.
Главный храм Гамбурга -- Святой Михаэль -- слегка радует
качеством, но далеко не поражает. Декорумом он не перегружен, и,
скажем, в нашей Вильне можно указать не менее пяти церквей,
которые заткнут гамбургского Михаэля за пояс. Впридачу этот
Михаэль не очень древний (1762 г.) и не очень удачливый (сгорел в
1906 г., сильно пострадал в 1945 г., а его предшественник на том
же месте испепелился ещё в 1750 г.). Но за неимением гербовой
гамбуржцы пишут на простой: любят своего Михаэля таким, какой он
есть. И ведь они отыгрались потом на Ратхаусе! И Святой Михаэль
всё-таки отличается в лучшую сторону от большинства евангеличес-
ких храмов, построенных после Лютера (до Лютера их, разумеется,
не строили, а строили католические, которые после переделывались
в протестантские методом обдирания "лишнего").
В крипте Святого Михаэля имеется 2145 (!) исторических захоро-
нений, среди которых самое выдающееся -- композитора Баха, но не
"того самого": не Иоганна Себастьяна, а Карла Филиппа Эммануэля.
Иными словами, обливаться слезами умиления в этой крипте нет
поводов: все великие лежат в других местах.
Святой Михаэль, протестантский собор Гамбурга.
В отличие от большинства лютеранских храмов, Святой Михаэль
открыт целый день, но только потому, что на входе охранники
следят за тем, чтобы каждый входящий опустил в дырочку два евро
"добровольных пожертвований", да ещё ведётся отдельная продажа
билетов на башню и в крипту. Лютеранский Бог -- прижимистый, но
я, кстати, -- тоже, так что в программе посещений пришлось башню
и крипту сократить.
Кораблеподобный комплекс зданий возле собора
Святого Михаэля. Архитекторы склонны заимствовать
вид своих творений из разных областей техники.
Гамбург -- город не вполне плоский. Возвышенностей в тех
местах, правда, не очень много, но несколько холмов вблизи Эльбы
приходятся как раз на Neustadt, один из старейших районов Гамбур-
га. На самом высоком из этих холмов располагается огромный памят-
ник Бисмарку. Из тёмно-серого гранита. Правда в дурном монумен-
тальном стиле, ассоциирующемся у меня с педерастами.
Остаток городского вала Гамбурга. Район Neustadt,
недалеко от гранитного Бисмарка.
Циклопический постамент Бисмарка изуродован дурацкими граффити.
Ясно, что этот памятник оказался в стороне от основных городских
троп и вне наблюдения полиции.
Гранитный памятник Железному канцлеру -- князю
Отто фон Бисмарку (1815-1898). Воздвигнут в 1903-1906 гг.
комитетом граждан Гамбурга. Вид статуи напоминает
средневековые фигуры Роланда. Символизирует защиту
Рейхом гамбургского судоходства и гамбургской торговли.
Также выражает претензию Гамбурга на то, чтобы быть
имперскими "воротами в мир". Так сказано в прикреплённой
к памятнику шильде (только слово "претензия" там,
кажется, отсутствует).
Недалеко от памятника Бисмарку, под красивым старым мостом
устроен большой бомжатник. Почти как на реке Сене в Париже,
только мост -- не через реку, а через улицу.
Мост в районе памятника Бисмарку. Под мостом --
бомжатник.
Гамбургский порт.
Гамбургский Шпайхерштадт, город складов.
Гамбург не так богат достопримечательностями, как Париж, но
всё-таки это город не на один день, а, пожалуй, на целую неделю,
особенно если не торопиться, а спокойно наслаждаться им, как это
принято у людей, умеющих жить.
Как и большинство немецких городов, Гамбург напоминает хорошо
залеченного инвалида, которому навставляли всяких искусственных
частей тела взамен безвозвратно утраченных натуральных. Эти новые
части аккуратные и красивые, но они -- подделки. Когда задумыва-
ешься о том, СКОЛЬКО потеряла Европа в двух мировых войнах, про-
буждается подозрение, что пацифизм -- не то чтобы совсем уж
глупая позиция.
Столь неблагоприятное для Европы вообще и для Гамбурга в част-
ности развитие событий началось не в 1939-м и даже не в 1933-м --
и вовсе не потому, что какой-то негодяй отказал Адольфу Гитлеру
при его попытке поучиться на художника. Вторая Мировая война --
следствие Первой Мировой войны, а Первая Мировая война -- след-
ствие непонятно чего. И между прочим, Третья Мировая война не
случилась лишь потому, что США и СССР опасались понести слишком
большие потери от атомных бомб друг друга, а вовсе не потому, что
кто-то, наконец, вник в "уроки истории".
Кстати, неизбежная ущербность реконструкций состоит в том, что
они не могут быть источниками каких-то новых сведений об имитиру-
емых ими объектах помимо тех, какие были на момент создания этих
подделок. Ведь это даже не фотографии.
* * *
Пикантно, что в фундаментальном путеводителе Герхарда Брушке по
Гамбургу есть пять страниц о Бремене -- в разделе об окрестностях
великого Гамбурга. Это, так сказать, итог многовекового соперни-
чества двух городов с точки зрения гамбуржца.
Литература:
"Малая советская энциклопедия", 1930.
Bruschke, Gerhard "Hamburg", Muenchen, Verlag "Dorling
Kindersley", 2010.
Возврат на главную страницу