Лейпциг позиционируется как город книгоиздательства и ярмарок.
Ещё там есть очень старый и очень авторитетный университет (в
котором учились, среди прочих, Годфрид Вильгельм Лейбниц и Иоганн
Вольфганг Гёте), Саксонская академия наук (не в столице Саксонии
-- Дрездене!), зоопарк, Федеральный административный суд, круп-
нейший монумент Европы -- памятник достославной Битвы народов
(Volkerschlachtdenkmal) -- и много чего помельче.
В первый раз Лейпциг упоминается в 1015 г. как urbis Libzi
("город лип"). Считается, что в VII-IX вв. он существовал как
славянский Lipsk (у сорбов и поляков он всё ещё называется Lipsk,
у чехов -- Lipsko). Годом основания города считается 1165-й, в
котором маркграф Майсена Отто Богатый (Otto der Reiche von
Meissen) даровал селению на перекрестье Via Regia и Via Imperii
городское право и рыночное право.
Лейпциг сначала относился к маркграфству Майссенскому, с 1439
года -- к Саксонскому княжеству, с 1806 г. -- к королевству
Саксония.
В 1409 г. был основан Лейпцигский университет (тогда Alma Mater
Lipsiensis) -- один из старейших немецких университетов (самый
старый немецкий университет появился в 1347 или 1348 году в
Праге: славянско-германский симбиоз...).
За привлекательность приходилось расплачиваться. К примеру,
между 1631 и 1642 Лейпциг пять раз подвергался осаде. С 1642 г.
по 1650 его занимали шведы (обратим внимание: где -- Швеция, а
где -- Лейпциг!).
В 1701 г. в Лейпциге появилось уличное освещение (по образцу
Амстердама): около 700 фонарей, заправлявшихся маслом.
В 1813 г. под Лейпцигом произошла Битва народов -- в ходе так
называемой Освободительной войны. В этой битве объединённые силы
Австрии, Пруссии, России и Швеции разбили войска Наполеона и его
союзников, среди которых было королевство Саксония.
В 1843 г. Феликс Мендельссон Бартольди (Felix Mendelssohn
Bartholdy, 1809-1847, автор свадебного марша, таки еврей) основал
в Лейпциге первую в Германии музыкалальную школу. Школа существу-
ет до сих пор.
В 1897 г. в Лейпциге стал работать Имперский суд -- высшая
судебная инстанция Германской империи по гражданским и уголовным
делам. (В Германии, как и в США, нет характерного, скажем, для
России стремления сосредоточить все главные учреждения в столице
страны. В немецком случае это вызвано, наверное, отчасти необхо-
димостью ублажать "земельный" патриотизм, который у немцев силён,
поскольку нынешний уровень объединения страны был достигнут срав-
нительно недавно: в основном в 1871 г., а отчасти даже в 1990.)
С 1943 г. по 1945 г. в многочисленных авиационных налётах были
разрушены 60% лейпцигских зданий.
В 1989 г. демонстрации противников немецкого социализма, имев-
шие место в Лейпциге, положили начало демонтажу ГДР.
* * *
О лейпцигском ландшафте. В старой части города он без броских
особенностей. В пределах Лейпцига неполноводные речки Пляйсе
(Pleisse) и Парте (Parthe) впадают в речку Белый Эльстер (Weisse
Elster), от речки Белый Эльстер отделяется рукав Люппе (Luppe).
Этот рукав далее впадает вместе с Белым Эльстером в речку Саале
(Saale).
* * *
Города, пошедшие в рост (и вообще состоявшиеся как города),
обычно имеют для этого какую-то очевидную причиную В случае
Лейпцига это было разве что перекрестье дорог, потому что иное не
просматривается совсем. У Халле вот хотя бы соль была, у Бонна,
Кёльна, Дрездена и пр. -- расположение на берегу широкой реки. У
Лейпцига же, помимо одного нерегулируемого перекрёстка, первона-
чально НЕ БЫЛО НИЧЕГО. В дальнейшем развивающим фактором стал
университет (но ведь под него выбрали именно Лейпциг вряд ли из
жалости к прозябающему городишке!). А после того, как город
каким-то чудом превысил размерами все соседние, он стал привлека-
тельным сам по себе.
* * *
(В немецкой Википедии при описании немецких городов и весей,
как правило, в отдельных абзацах рассказывается о евреях. Это не
дискриминация, а знак особого внимания. Скажем, цыгане, поляки
или русские при этом обычно игнорируются. У меня же евреи особо
фигурируют потому лишь, что я вообще интересуюсь темой еврейст-
ва, а вовсе не потому, что заразился от немцев этой их особен-
ностью.)
Лейпцигские евреи упомянуты в первый раз в 1248 г., но иудейс-
кая община сложилась только после 1800 г. В 1912 г. раввин Эфраим
Карлебах (Ephraim Carlebach) основал В Лейпциге Высшую израилитс-
кую школу (Hoehere Israelitische Schule) -- первую еврейскую
школу в Саксонии. Она просуществовала до 1942 г. (!!!). После
войны иудейская община Лейпцига насчитывала только 24 человека.
В результате завоза российских евреев в начале 1990-х численность
общины возросла до 1300 человек. И, наверное, все они уверены,
что местная история не пойдёт по второму кругу...
* * *
По архитектурной, так сказать, мощи Лейпциг до известных пе-
чальных событий 1939-1945 гг. в целом лишь незначительно уступал
Берлину и даже превосходил его по некоторым показателям (к приме-
ру, по великолепию Ратхауса, по размерам патриотического памятни-
ка -- Volkerschlachtdenkmal).
Лейпциг смело подёргивал на себя пёстрое имперское одеяло и
ухватил даже целую треть (по нынешним понятиям) высшей государст-
венной власти -- судебную.
Главное помещение лейпцигского железнодорожного вокзала
в 2011 г.
Главное помещение лейпцигского железнодорожного вокзала
в 1945 г. Построено в 1902-1915 гг.
Лейпцигский Новый ратхаус. Сооружён в 1899-1905 гг.
Стиль называется Historismus. Высота главной башни 114,7 м.
Здание имперского суда. В нём проходил
знаменитый Лейпцигский процесс 1933 г.
по поводу поджога Рейхстага. Ныне в здании
размещается Федеральный административный суд.
План первого этажа здания Имперского суда.
Со стенда перед зданием.
Библиотека Лейпцигского университета.
Первая порция книг подарена университету в 1543 г.
герцогом Морицем Саксонским из Альбертинеров --
ветви княжеского рода Веттинеров. В библиотеку попали
книги из католических монастырей, ликвидированных
в процессе Реформации.
Здание 1892 г. постройки
рядом с университетской библиотекой.
Старый Ратхаус. Нынешний его вид определился
в основном в 1556-1557 гг. Стиль -- ренессанс. С 1909 г.
в здании размещается городской исторический музей.
Церковь Св. Николая (St. Nikolaikirche).
Снаружи не впечатляет. Начало строительства -- в XII веке.
Церковь Св. Николая изнутри. Кафедра и балконы.
Церковь Св. Фомы (St. Thomaskirche). Примечательна тем,
что в ней работал Иоганн Себастьян Бах (руководил
церковным хором). Построена в основном около 1212 г.
Сильнобомбленная, восстановленная.
Поклонение Мендельссону (Felix Mendelssohn Bartholdy).
Он -- тоже местный, лейпцигский. Памятник в первый раз
поставили в 1898 г. Нынешний -- реконструкция.
Фрагмент Берлинской стены. "Подарок газеты 'BILD'
свободному государству Саксония, городу Лейпцигу
и Комитету граждан Лейпцига к 20-й годовщине падения стены,
сделанный 9 ноября 2009 г. в память об основателе газеты
Акселе Шпрингере (1912-1985), который вопреки всему
был верен мечте о единстве Германии."
Слева -- бывшее здание Штази (Stasi, Staatssicherheit).
Главный вход в бывшее здание "Лейпцигского окружного
управления государственной безопасности".
4 декабря 1989 г. в него ворвались революционные граждане.
Типовой кабинет штатного работника Штази.
Stasi-Museum в бывшем здании лейпцигской Штази.
Фрагмент декорума здания Немецкого банка (Deutsche Bank).
Величественный югендштиль на тему
"Германия -- владычица морей".
Потрясающий букинистический магазин за церковью
Св. Николая. В этом магазине ещё роскошный подвальный этаж
имеется. Здесь куплена мной, к примеру, "История церкви
и религии" лейпцигского издания 1818 г. за ничтожные 20 евро.
Господи, храни эту лавочку! И Германию вообще!
Возврат на главную страницу