Город Пярну располагается в устье одноимённой реки на берегу
одноимённого залива. Залив очень мелкий, и чтобы морские суда
могли заходить в устье, оно было продолжено на несколько
километров в море, до глубокой воды, посредством сооружения в
1863-1864 гг. двух параллельно вытянутых молов.
Между городом и морем -- болотисто-лесисто-пляжистая "полоса
отчуждения" шириной около километра, ныне частично окультуренная
под парк и местами даже застроенная, но кое-где вполне ещё дикая.
Пярну хоть и морской порт, но по сути -- речной город на морс-
ком берегу. Впрочем, даже речным городом Пярну является лишь по
признаку близкорасположенности к воде: здесь нет даже набережной.
Между рекой и городом -- малопосещаемый пустырь (бывшая портовая
зона), парк, заброшенные здания. Ни один фасад в речную воду не
смотрится.
В русской Википедии я вычитал, что наши дражайшие советские
евреи, включая весьма известных деятелей, любили отдыхать в
Пярну. Каким маслом им там было намазано (если были доступны
Одесса, Южный берег Крыма и черноморское побережье Кавказа),
Википедия умолчала, так что пришлось мне ехать и разбираться на
месте.
Из Википедии (статья "Пярну"):
"Население Пярну в 70-80-е годы составляло около 50 тыс. чело-
век. Из них 80% - эстонцы и 20% - русскоязычное население, в
основном семьи отставных офицеров Советской Армии. Кроме того в
Пярну постоянно проживало около 500 еврейских семей. В летние
месяцы количество отдыхающих в Пярну составляло примерно 70 тыс.
человек за сезон. Среди отдыхающих большинство составляли евреи,
в основном из Москвы и Ленинграда. Однако можно было встретить
людей из Киева, Одессы, Днепропетровска и даже таких далеких
мест, как Омск, Пермь, Ташкент, Душанбе." "Долгие годы в Пярну
приезжал выдающийся скрипач Давид Ойстрах." "Неоднократно бывали
в Пярну актёры Михаил Козаков и Зиновий Гердт, писатель Давид
Шраер-Петров, известный бард Юлий Ким, скрипач и руководитель
оркестра 'Виртуозы Москвы' Владимир Спиваков. Поэт Давид Самойлов
поселился в Пярну, где и прожил последние годы своей жизни."
О! О! О! Я валялся на берегу, где до меня, может быть, эти
выдающиеся советские евреи вылёживали свои тщедушные интеллигент-
ские тела!
Загадочная еврейская душа... Может быть, евреям просто нрави-
лось собираться в одном месте в больших количествах: сокрушаться
по поводу антисемитов, обмениваться евреемасонскими, сионистскими
и правозащитными идеями, расслабляться в дружественном социальном
окружении, заодно подлечиваться на грязях, а я тут ноги сбивал
несколько дней в поисках таинственной благодати... Еврей трётся о
еврея, эстонец -- об эстонца, осёл -- об осла казах -- о казаха
и т. д., и только русских неудержимо тянет подобострастничать
перед иностранцами: нянчиться с Дантесами, ван Клибернами и т. п.
Согласно эстонской Википедии (et.wikipedia.org), в настоящее
время в Пярну проживают лишь 20 евреев. Остальные, наверное,
отправились туда, где курорты много теплее, причём круглый год.
Наибольшую численность населения Пярну имел в 1989 г.: прибли-
зительно 52389 человек. В 2011 году их уже было только 39728, что
наверняка положительно отразилось на рынке жилья. Вряд ли съехали
одни лишь евреи и криптоевреи, прикидывавшиеся эстонцами и русски-
ми.
* * *
Из Российской еврейской энциклопедии (www.rujen.ru, статья
"Пярну"):
"В 1860 в П. проживало 4 еврея, в 1865 - 15, в 1866 - 32, в 1867 -
83, в 1869 - 105 евреев, в 1872 - 57 еврейских семей, в 1881 -
505 евреев (4%), в 1922 - 248 (1,3%), в 1935 - 252 (1,2%), в 1939
- 244, в 1940 - 250, в 1980 - ок. 100 евреев. В кон. 16 в. в П.
впервые появились евреи-торговцы, однако селиться в городе им
было запрещено. В 1593 по приказу польск. короля все евреи были
изгнаны из П. Снова селиться в П. евреи начали с сер. 19 в.,
когда в 1859 там обосновались 4 кантониста."
"В 1901 в П. была основана сионистская орг-ция. В 1905-14
действовал еврейский клуб, при к-ром работали самодеят. т-р,
оркестр, б-ка, лекторий."
"В 1923-24 действовали культурная орг-ция 'Га-Тхия', с 1924 -
клуб 'Маккаби'. С 1932 - отд-ния 'Га-Шомер га-Цаир', партии сио-
нистов-социалистов и орг-ции скаутов.8 июля 1941 П. оккупировали
части вермахта. Ок. 20 еврейских семей успели эвакуироваться."
"Осенью 1944, после освобождения, в П. вернулось неск. десятков
евреев. В 1963 прошел суд над 4 бывш. офицерами-эстонцами, непо-
средственно убивавшими евреев П. Все они были приговорены к
смертной казни. В П. сохранилось еврейское кладбище. В 1990 была
организована еврейская община."
* * *
Немецко-шведско-русско-еврейско-эстонский город Пярну с середи-
ны XIX века считается курортным. Правда, во время моего визита
туда в августе 2013 года -- в разгар сезона! -- температура воды
в море была только +16 градусов (а мне и +22 -- это мало),
температура воздуха -- +21 градус, а однажды вечером мне даже
пришлось надеть три пары носков (ну, хотя бы не на каждую ногу в
отдельности), чтобы унять в теле дрожь от переохлаждения.
* * *
Кто владел городом Пярну:
1251-1560 -- в основном Тевтонский орден;
1560-1609 -- в основном Речь Посполита;
1609-1617 -- Речь Посполита;
1617-1710 -- Швеция;
1710-1918 -- Росссия;
1918-1918 -- Германия;
1919-1939 -- Эстония;
1939-1941 -- СССР;
1941-1944 -- Германия;
1944-1991 -- СССР;
1991-.... -- Эстония.
Таким образом получается, что я как верный (хоть и блудный) сын
речьпосполитовского народа (точнее, литвинского, который ныне
белорусский) могу ездить в Пярну не просто так, а по стопам
героических предков, отбивавших наши эстонско-славянские земли от
своих немецких дальних родственников. И охота была предкам
переться на лошадях в такую даль!
* * *
Курортные параллели:
Литва -> Паланга
Латвия -> Юрмала
Эстония -> Пярну
Россия -> Сочи
Украина -> Одесса, Ялта
Балтийские аналоги Одессы значительно уступают ей и в численно-
сти населения, и в архитектуре, потому что собирать большие толпы
у холодных вод затруднительно: Прибалтика как место для купания и
гуляния подходит только немногим специфическим любителям, а не
большинству.
После блистательного Таллинна маленький Пярну с его разрушенны-
ми укреплениями представляется городишком на пару дней интенсив-
ного осмотра, но это только на первый взгляд. На Пярну требуются
четыре дня, и за это время к нему настолько привязываешься, что
хочется прикинуться эстонцем и остаться здесь насовсем. Но для
того, чтобы понять ВСЮ прелесть Пярну, наверное, следует быть не
менее, чем евреем. Или хотя бы эстонцем. Поэтому я в данном
репортаже не претендую на многое.
У маленького Пярну -- большие и, возможно, зрелищные окрестнос-
ти. Эстонцы стараются максимально представить Пярну и Пярнусский
уезд для обозрения разноязычными приезжими. Мне ещё не доводилось
бывать в городе приблизительно таких же размеров, который был бы
столь хорошо и разносторонне описан в разных книжках, брошюрах и
буклетах, бесплатно выдаваемых в городском информационном центре
(кстати, расположенном очень классически -- в ратуше, на главной
площади города).
Эстонцы прилагают много усилий, чтобы "раскрутить" свой Пярну
на северноевропейском уровне: объявляют его "летней столицей
Эстонии", называют удивительно подходящим для "корпоративного и
конференц-туризма" (до визита в Пярну я никогда про такие туризмы
не слышал, отсюда дилетантское предположение, что как раз для
Пярну они и были выдуманы). Согреть море в районе Пярну эстонцы,
впрочем, не в состоянии, а без этого и говорить не о чём, особен-
но если у тебя ревматизм, хронический насморк или не удалённые
гланды. Для чукч это, может, и морской курорт, а я так здесь
зябну. Ну, может, ещё для финнов это было бы хорошо -- для таких,
которые плохо переносят дальнюю дорогу в Грецию.
Когда нет возможности предъявлять туристам замки, дворцы, кре-
пости, тюрьмы (или хотя бы их не совсем руинистые руины), а также
разные ландшафтные неоднородности и нетипичные живые существа с
близкого расстояния, предлагают всякие сувениры, новопридуманные
легенды, разнообразные фестивали, памятные доски и уличное "сов-
ременное искусство". Нет уж, всё это не для меня.
Объявите Пярну хоть летней столицей мира, вода здесь от этого
не потеплеет. Ладно, пусть воздух останется +21 градус, но вода
должна иметь не меньше +25.
Подозреваю, что эстонцы таскаются к морю в свой Пярну, а не,
скажем, в сравнительно дешёвую Болгарию, не только из денежных,
но также из националистических соображений, и внушают себе, что
вода здесь достаточно тёплая.
Но в мой приезд в середине августа Пярнусский пляж выглядел,
как нетанийский (см. Нетания) в середине января: на сотни погон-
ных метров -- ни души... Нет, я ходил по нему не в дождь и не
ночью...
* * *
По поводу пярнусского ресторана "Николай" (посвящённого Нике
Второму), в котором я откушать изволил. Надо понимать, эстонцы
довольно-таки различают советское и российское. К Российской
империи, какая была до 1917 года, у них претензий мало: цари
если и отправляли эстонцев в Сибирь, то лишь за дело, тем более
что некоторые их этих отправленных были большевиками, а с точки
зрения современных эстонцев, там им и место.
Пярнусская автобусная станция. Образчик живучего эстонского
деревянного зодчества. Органично смотрелся бы и на Диком Западе.
Пярнусская ратуша, 1797 г. Проимечательна тем, что слева
во дворе -- туристический информационный центр, очень хороший.
Церковь Великомученицы Екатерины, 1765-1768 гг.
Пярну XVIII века. Макет в городском музее.
Пярну 1966 года. Нереализованный план 1947 года
в городском музее. Автор -- архитектор Evald Laasi.
Во время войны город так или иначе сильно пострадал.
Дом Штайнера, 1674 год.
Пороховой склад, 1812 год. После перестройки
1902 года -- гимнастический зал женской гимназии.
В подвале располагался и располагается муниципальный архив.
Образчик эстонского особнякового зодчества. Довоенного.
Стиль -- наверное, функционализм.
Деревянный Пярну.
Картинки в ресторане "Николай". Неприязнь эстонцев
к большому соседу распространяется в прошлое
только до 1918 года. Николай II -- царь эстонцев.
Вариант этой книги на эстонском языке
тоже подешевел: тема русских оккупантов приелась.
Эстония состоялась как суверенное государство.
Эстонская национальная власть прочна.
Русские из России -- теперь желанные туристы.
Красная башня (XV век) -- всё, что осталось в Пярну
от средневековых укреплений. Вначале была облицована
красным кирпичом, отсюда название. Одно время использовалась
как тюрьма. Теперь в башне ресторанчик.
Ворота, отрезок рова с водой, отрезок вала -- всё, что осталось
в Пярну от шведских укреплений XVII века. Таллиннские ворота
построены между 1675 и 1686 гг.
Санаторий, в котором любил отдыхать/подлечиваться
первый президент Эстонии Константин Пятс.
Для него здесь специально держали номер.
Архитектурный стиль -- межвоенный функционализм.
Пярнусский пляж в середине августа 2013 года.
Коричневатая вода -- зона мелководья. Судно вдалеке
плывёт по каналу между двумя молами.
* * *
Грязелечебная сторона Пярну здесь как-то не на переднем плане.
Дореволюционную грязелечебницу я застал на реставрации. Рекламы
грязевых ванн я в городе не видел. Но, кажется, видел саму грязь:
в болотцах возле моря. Предполагаю, что лечебность грязи обуслов-
ливается солоноватостью этих болотец. Поплюхаться самостоятельно
мысль не пришла, потому что было холодно.
* * *
Об эстонской архитектуре. В старинных двух- и трёхэтажных доми-
ках зачастую сделаны эркеры, нависающие над тротуарами. Эти эрке-
ры будут удобны для простреливания улиц, если эстонцам придёт пора
защищать свою идентичность. Не всегда же удаётся распугать врагов
одними лишь эстонскими песнями -- как в 1991-м.
* * *
По-моему, эстонцы любят устанавливать заборы, причём аккуратные,
а не лишь бы отгородить. Я нахожу эту наклонность правильной. Но
эстонцы делают такие заборы, через (или сквозь) которые видно,
что делается за ними. За ними обычно порядок. Калитки зачастую
открыты, особенно если забор высокий и сплошной, так что через
(или сквозь) него смотреть затруднительно. Верю, что это не лову-
шки. Ну, скорее верю, чем нет.
* * *
По поводу заброшенного стадиона в Пярну, напротив санатория, в
котором любил останавливаться первый президент Эстонии Константин
Пятс. Советские стадионы эстонцами не востребованы: надо думать,
спортивной дурью эстонцы сами по себе страдают мало, и она сошла,
как только перестали её им навязывать. Сегодня охмурять и развле-
кать эстонцев в политических целях нет острой государственной
необходимости: они и без того стоят горой за свой суверенитет и
свою демократию.
* * *
Улитки в демократической Эстонии что-то не родятся: попалась
мне в Пярну одна почти под ноги, так я при виде бедняжки чуть не
заплакал от жалости. Вот в авторитарной Белоруссии есть места,
где улитки размерами с телёнка со спичечный коробок и более.
* * *
"Технический прогресс" даёт моральным уродам всё новые и новые
средства для причинения беспокойств приличным людям. На взморье,
где я устроился загорать в стороне от цивилизации, было почти со-
всем хорошо, но вместо мух, собак и киндеров доставали недоумки,
затеявшие плавание на досках с использованием воздушных змеев в
качестве тяглового средства. Во-первых, была опасность, что
какой-нибудь змей упадёт именно на меня; во-вторых, недоумки на
поворотах подпрыгивали вместе с досками и потом слишком гремуче
шлёпались обратно на воду. Надежда на то, что ветер утащит их
куда-нибудь в Латвию, оказалась напрасной. Нет чтобы податься в
открытое море, так ведь осторожничают, дряни. А ещё ведь возле
берега вода теплее. А из глубины залива можно вдобавок не успеть
вызвать помощь по мобильнику. А ещё им же надо, чтобы их ВИДЕЛИ
те, кто на берегу.
Не знаю, каким очередным "-ингом" эта дурость называется. Для
меня все эти морские "-инги" (да и сухопутные тоже) -- по сущес-
тву один и тот же дерьможопинг: самоутверждение абсурдизированных
дураков и беспокойство ими окружающих. Практического значения
этот способ передвижения по воде не имеет. Кстати, Иисус Христос
обходился совсем без досок: держался на поверхности одной лишь
силой воли праведностью.
В Пярнусском заливе мелко, как в луже, и даже в 50 метрах от
берега глубина местами получается лишь по пояс, так что досочные
недоумки в лучшем случае лишь запутались бы и удушились в своих
верёвочках. Одну чернявую Афродиту таки вынесло на берег, а её
змей грохнулся метрах в семи от меня. От этого удара всякие эс-
тонские слова повыскакивали у меня из головы, и я просто спросил
девицу "No place???!!!" и предложил отправиться подальше в море,
а она стала орать мне много чего в ответ, по-видимому, на местном
диалекте. О смысле можно догадаться: как дорого они заплатили за
то, чтобы сделать Эстонию независимой; а может, как трудно теперь
подцепить нормального молодого человека -- не гомика -- так что
приходится корчить из себя "рождённую из волн" и тусоваться с
придурками, которые пусть и курильщики, но хотя бы не алкоголики.
А говорят, что в Эстонии много свободного места...
* * *
Если подсчитать всё время моего обитания в отелях (а также в
гестхаусах, хостелях и на виллах), то наберётся около двух лет.
И за всё это время я только, может быть, пару раз видел, что
проектировщики додумались добавить вторую дверь в номер, так что
комната с кроватью оказывалась отделённой от общего коридора
двумя дверьми, а не одной, и можно было не слышать исходящего из
коридора шума, а слышать только шум сверху, из-за стены и с
улицы. Так вот, один из этих двух раз имел место в Пярну на Villa
Kanalia (таки каналья, да, но это НАША каналья). Вилла трёхэтаж-
ная. Толковая хозяйка с дивным именем Эпп (не какая-нибудь Элео-
нора или Маргарита). Но есть и хозяин. Цена номера с удобствами
на одного, но с кроватью на двоих (правда, без телевизора) --
всего лишь какие-то 35 евро С ЗАВТРАКОМ. Завтраки -- на четыре
звезды. В холле для завтраков -- большая пёстрая коллекция
кружек, бутылок и чего-то ещё. Недостаток виллы: топать от неё до
центра города 20 минут, до пляжа 15. Но это топание -- по прият-
нейшей стране Эстонии.
По поводу коллекции в холле для завтраков на Villa Kanalia.
Эстонцы только-только стали по-настоящему европейцами, пока что
наслаждаются этим (негры и азиаты в страну ещё не налезли, педе-
расты не обнаглели) и стараются полнее реализовать европейскость,
как они её понимают и как они её видели в своих мечтах о незави-
симости, поэтому кое в чём они оказываются даже более европейца-
ми, чем "старые" европейцы в среднем. Эта наивная, не заплёванная
ещё вера эстонцев в европейские ценности, в гуманность цивилизо-
ванного частного предпринимательства, демократии и свобод, меня
очень трогает. Боюсь, идиллистическая Европа из милых фильмов
1950-х теперь разве что в Прибалтике и может быть наблюдаема и
переживаема. Чтобы побывать в доподлинной Европе, какой она была
на последнем взлёте европейскости, надо ехать в Эстонию.
* * *
Эвакуация из Пярну на родину автобусом фирмы Kares Reisid
проходила примечательно. При заблаговременной покупке билета (36
евро) в Минске мне сказали: стой в 22.50 на такой-то автобусной
остановке, И ТЕБЯ ПОДБЕРУТ. Кроме номеров городских автобусов,
никаких особых пометок на этой заурядной, не без труда заранее
разведанной, подозрительно безлюдной остановке не было, но меня
в нужный момент таки подобрали, причём без лишних слов. Я шагнул
с холода эстонской ночи в тёплую полутьму родного автобуса, пора-
довался чёткости работы его экипажа, и во мне даже шевельнулось
робкое чувство гордости за моё бедное белорусское отечество. В
принципе МЫ ВСЁ МОЖЕМ, но для начала нам нужно обеспечить себе
чёткое руководство с самого верху.
Возврат на главную страницу