Государство Люксембург (точнее, Великое герцогство Люксембургс-
кое) -- это пограничный феномен: нечто между великой Германией и
великой Францией. Правда, нельзя сказать, что в Люксембурге нет
ничего СВОЕГО: есть даже особый национальный язык -- люксембургиш
(диалект немецкого с многочисленными заимствованиями из французс-
кого, но у кого их нет?).
Образчик текста на языке люксембургиш.
"И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского
и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды,
тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа,
как голубя, сходящего на него. И глас был с небес:
Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение."
Видно, что язык люксембургиш весьма далёк от "хохдойча"
и совсем уж мало похож на французский.
Ярденит (Yardenit), Израиль, 2012.
Современные границы государства Люксембург были установлены в
1839 г. -- после того, как большая часть исконной люксембургской
земли отошла к молодому хищнику -- Бельгии. До этого, в 1815 г.,
Люксембург был слегка урезан старым хищником Пруссией, а в 1659
году -- Францией.
Столица Великого герцогства Люксембургского -- город Люксембург
-- это город вокруг ущелья. Но сначала -- до того, как Люксембург
разросся, -- было, конечно же, наоборот: ущелье вокруг города.
Ущелье, можно сказать, дало ему жизнь, потому что создало естест-
венный оборонительный рубеж. Укрепления Люксембурга, наверное,
были из лучших в Европе: с трёх сторон город защищался обрывами,
то есть был с этих сторон неприступным. Стены ущелья были
дооформлены под крепостные стены. Высота этих стен составляет
метров пятнадцать-двадцать, а о толщине их нижней части говорить
не приходится.
Вид городских стен из Valle de la
Petrusse.
На дне люксембургского ущелья -- долина, Valle de la Petrusse:
в настоящее время очень своеобразный городской парк -- с речками
Петрус и Альзет (первая впадает во вторую в черте города),
гротами, катакомбами, крепостными сооружениями и прочими
достопримечательностями.
Некоторые городские виды в Люксембурге вполне ПАРИЖСКИЕ. Если
судить по вывескам, Люксембург сегодня больше французский город,
чем немецкий. Кстати, люксембуржцы вовсю открещиваются от своего
нацистского прошлого: в городе есть улица Соединённых Штатов,
улица Джона Кеннеди, бульвар Франклина Рузвельта, бульвар генера-
ла Паттона. Чем потряс люксембуржцев президент Кеннеди, не понят-
но. Нацисты в своё время присоединили Люксембург к Германии, а
люксембуржцев объявили немцами, но люксембуржцы теперь божатся,
что не оправдали оказанного доверия.
Кусочек парижского лоска -- демонстративно выпирающий уличный
туалет на Place de Paris.
Уличный туалет на Place de Paris.
Парижский стиль.
Собор Нотр Дам де Люксембург с Нотр Дам де Пари даже рядом не
стоял: в его внутренности есть отдельные примечательные элементы,
но в целом складывается впечатление, что в него таки попала
американская бомба, после чего не всё удалось собрать и кое-что
упростили.
Весь город -- в каких-то раскопах и стройках, так что почти
невозможно сделать панорамный снимок без того, чтобы в ряд
исторических зданий не вклинились строительные леса, временный
забор или подъёмный кран.
Ломают старый Люксембург.
Повсюду, как обычно в теперешней Европе, -- негры, китайцы,
турки, педерасты, граффити, автостоянки, обломки разрушенных ста-
рых зданий. Когда хочешь сфотографировать более-менее приличный
фасад, его непременно заслоняют 2-3 автомобиля, 2-3 столба с
дорожными знаками, 2-3 негра (турка, китайца, инвалида в
колясках), 2-3 мусорных контейнера, 2-3 рекламных плаката.
На дворце Великого герцога Люксембургского почему-то отсутст-
вует табличка "Великий герцог". Для туристов это несколько
неудобно. Дворец симпатичный и не очень размашистый: видно, что
не королевский. Побольше бы нам таких дворцов.
Дворец Великого герцога Люксембургского:
неброское обаяние маленькой европейской монархии.
Музей истории города Люксембурга -- такой же свихнутый и беспо-
рядочный, как сознание среднего западоида. Более странного музея
мне видеть не доводилось. На весь музей одна сабля. Даже у меня
дома их побольше будет. Типичная композиция: три бумажки на целый
зал. Экспонаты отдела нацистского прошлого: орёл, пишущая
машинка, восемь плакатов, в том числе "Juden werden hier nicht
bedient", плюс несколько бумажек и значков. Вдобавок кассир на
входе в музей едва не обсчитал меня на 5 евро -- будто бы нечаян-
но. Якобы заговорился, бедненький, давая мне ценные указания по
поводу того, где и что надо смотреть в этом замечательном музее.
Якобы я их понял.
Кстати, в этом музее гордо ЗАПРЕЩАЮТ ФОТОГРАФИРОВАТЬ. Даже без
фотовспышки. По-моему, такое вытворяют только в музеях слабеньких
-- для того, чтобы затруднить кражу их немногочисленных уникаль-
ных шедевров. Или их последующий поиск. После того, как я щёлкал
фотоаппаратом в Лувре и Ватикане (ну, статуи, а не картины),
запрет на фотографирование муляжей в этом местном музейчике
(которому я из жалости, может, пришлю в подарок какой-нибудь из
своих штык-ножей), не мог быть воспринят иначе, как абсурд.
Бедность городского музея на сабли и прочую мужскую бижутерию,
наверное, должна означать: мы, люксембуржцы, -- мирные люди; мы
всю свою длинную историю воевали лишь по чуть-чуть и нехотя, а в
остальное время жарили колбаски. Городские стены Люксембурга на-
верняка уцелели только потому, что представляли собой укреплённые
каменной кладкой стены плато. Где можно было разрушить крепостные
сооружения для очистки территории от "рудиментов", там они были
благополучно разрушены. А причина этого гнусного деяния состоит в
том, что слово "прогресс" привилось в Европе лет на 100 раньше,
чем развился массовый туризм. Именно так: если бы не придурки,
таскающиеся из города в город под предлогом осмотра достопримеча-
тельностей, а на самом деле для заполнения своей никчемной жизни
хотя бы видимостью содержания, европейцы бы уничтожили своё
старьё почти подчистую.
Железнодорожный вокзал Люксембурга выстроен в стиле непышного
барокко. Для вокзалов стиль барокко -- это необычно, а потому
впечатляет.
Вокзал города Люксембурга: шедевр в стиле барокко.
Здание казино в районе Нотр Дам де Люксембург, изуродованное
стеклянной пристройкой со стороны фасада, я даже фотографировать
не стал: пусть сначала уберут пристройку.
Как и повсюду нынче в Европе, в Люксембурге легко можно заме-
тить трогательно-бережное отношение к евреям. А нацисты -- конеч-
но, последние бяки, которые, впрочем, удобны для пугания ими не-
послушных детей (но только чуть-чуть, иначе дети начнут заикаться
и писаться). Польза от такого пугания состоит, среди прочего, в
том, что людям с горшка прививаются общечеловеческие ценности.
Евреи и нацисты в сегодняшнем Люксембурге.
Заголовок в журнале "Der Spiegel": "Преступники. Почему
так много немцев становилось убийцами?"
Прекрасные внутренности собора Нотр Дам де Люксембург.
Вход в катакомбы в Valle de la Petrusse,
почти в центре города.
Это не наводнение: там всегда так. Река Альзет.
Вид с городской стены на реку Альзет.
Вид из каземата на Нижний город.
--------------------------------------------------------------
19.10.2012
Возврат на главную страницу