Бока Которска, она же Которский залив, -- бухта просторная, но
не настолько, чтобы в ней поднимались от ветра собственные боль-
шие волны. Вдобавок она окружена горами. С точки зрения морского
судоходства она одна из лучших естественных гаваней Европы. Ещё
её считают одной из красивейших бухт мира. Тем не менее, ни одно-
го большого порта в Боке Которской в настоящее время нет --
отчасти потому, что по гористой местности к бухте очень трудно
прокладывать дороги из глубины материка. Кое-какие дороги, конеч-
но же, имеются, но местами представляют собой опасный серпантин.
Железнодорожный путь к Боке Которской не проложен. Единственный
большой порт современной Черногории, Бар, находится много южнее.
Его бухта далеко не такая замечательная, как Которская, зато к
ней ведёт железная дорога из Подгорицы. Вдоль части берега Боки
Которской проходит двухполосная автотрасса Адриатической путь
(Jadranski put).
На берегах бухты множество городков и посёлков. Самые примеча-
тельные из них (расположение по часовой стрелке):
Игало (курорт, есть лечебные грязи);
Херцег Нови (самый крупный и самый молодой -- по местным
меркам -- город в районе бухты, но старины в нём много);
Биела (в ней до сих пор работает судоверфь, но суда там
теперь только ремонтируются; есть и исторические объекты);
Рисан (до 168 г. до н. э. -- столица государства иллирийцев;
есть римская мозаика и ещё кое-что);
Пераст (реликт эпохи парусного флота);
Доброта (имеется кое-какая мелкая старина);
Котор (есть Старый город и всякие крепостные сооружения);
Тиват (в нём есть международный аэропорт и разные невыдающие-
ся, но приятные достопримечательности).
Любой из этих городков заслуживает внимания, но особенно Херцег
Нови, Котор и Пераст.
* * *
Бухта делится узкими местами (проливами) как бы на четыре
части -- заливы. Заливы именуются по городкам: Херцегновский
(он же Топланский), Тиватский, Рисанский, Которский. Я бы выделил
и пятую часть -- Мамульский залив -- на самом входе. В этой части
расположен остров Мамула (он же Ластовица), названный в честь
австрийского генерала Лазара Мамулы, построившего (ну, с
помощниками) на острове форт в середине XIX века. Во время Первой
и Второй Мировых войн форт использовался в качестве тюрьмы.
Постоянного населения на острове нет.
Самое узкое место бухты -- пролив Вериге, отделяющий Рисанский
и Которский заливы от остальной бухты. Ширина пролива около 300
метров. Через пролив ходит паром, позволяющий не делать объезда
бухты по дороге из Тивата в Харцег-Нови.
* * *
Бока Которска была популярна во времена парусного флота. Тогда-
шние огромные флоты местных городков (у Пераста -- 100 кораблей,
у Котора -- 300), по-видимому, занимались морским извозом в инте-
ресах других территорий (потому что собственные тылы этих город-
ков -- почти сплошные горы, население которых даже сегодня немно-
гочисленное), а также участвовали в военных кампаниях Венеции.
Путеводитель "Черногория": "История Боки Которской чётко
делится на периоды: иллирийский, римско-византийский, сербский,
венецианско-турецкий и австрийский". От иллирийского периода
почти ничего не осталось. Но период был.
* * *
До городков Боки Которской можно довольно удобно добираться
автобусом из Будвы. Для исследования островков можно нанимать
моторную лодку (taxi boat). Предлагаемые туристическими фирмами
водные экскурсии по Боке Которской отвратительны: собираемые
группы огромные, народец в них частью быдловато-хамоватый, оста-
новки в интересных местах короткие, комментарии сжатые и на куче
языков, то есть длинное тра-та-та, а информации мизер. Передви-
гаться в этих местах самостоятельно -- много-много выгоднее, чем
в туристической толпе: Черногория -- страна малоопасная и
благоустроенная.
* * *
Если искать рай на земле, то надо иметь в виду, что приблизи-
тельно в бока-которских местах располагается одно из его лучших
отделений. Но на рай нужны деньги, а зарабатывать их прямо в
Черногории затруднительно.
Форт на входе в бухту Бока Которска.
Ныне принадлежит Хорватии.
Форт на острове Мамула. Одно время использовался
в качестве тюрьмы. Люди на берегу -- потомки заключённых.
Вид на бухту Бока Которска.
Остаток югославского флота в бухте Бока Которска.
Убежище для подводной лодки югославского флота
в бухте Бока Которска.
Райское местечко на берегу.
Судоремонтный завод в Биеле. Красно-белые столбики справа --
нефтедобывающая платформа на ремонте.
В Бухте Бока Которска между Перастом и Ораховацом.
Ораховац -- посёлок на северное стороне Боки Которской. Дал
миру много местночтимых капитанов -- наибольшее относительное
количество в бокакоторских местах. От посёлка Доброта отделяется
речкой с суровым названием Люта (Ljuta). Засажен дубами. Во
второй половине XIX века имел флот из 28 кораблей.
Достопримечательности Ораховаца:
- церковь Святого Георгия с фресками XV-XVI вв.
- башня Бая Пивлянина (Baja Pivljnina), XVIII в.
Городок Доброта на берегу бухты Бока Которска.
Морской фасад Доброты -- барочная церковь Святого Матфея,
1670 г.
Доброта -- небольшой посёлок в общине Котор. На юге
Доброта срослась с городом Котором, на севере ограничена речкой
Лютой (Ljuta). Доброта упоминается в первый раз в 1260 г. как
Dabrathum.
Достопримечательности Доброты:
- церковь Святого Ильи, XI в.;
- церковь Святого Матфея, 1670 г.;
- церковь Святого Евстахия, 1773 г.
- церковь Святого Петра, конец XVIII в.
В XVIII и XIX вв. добротцам принадлежало наибольшее количество
кораблей в Боке Которской.
В Доброте работает черногорский Институт биологии моря.
Литература:
Огненович, Стеван "Черногория: ваш путеводитель".
Возврат на главную страницу