Ни в одном городе России не было (и нет) так много Ивана IV
Грозного (1530-1584), как в Александрове: в Москве он сильно
разбавлен много кем и чем, в Казани он был проездом и т. д. В
Александровской же слободе он обитал 17 лет, руля отсюда дер-
жавой. Отсюда он ходил войной на Новгород, Казань, Астрахань.
Александровская слобода была, можно сказать, столицей опричи-
ны, да и Московского государства в целом.
* * *
Князь Александр Невский (ок. 1220-1263), вроде, разок стоял
в этих местах станом, из-за чего и напросилось предположение,
что село Новое Александровское от этого князя и почалось, по-
скольку более значительных Александров тут не наблюдалось [я
ведь не счёт, Македонский активничал южнее, Александры I, II
и III Романовы появились только в XVIII-XIX вв.].
С плаката на александровском вокзале:
"Александров впервые упоминается в начале XVI века как село
Александровское. В 1778 году получил современное название и
статус города."
Местное поселение стало заметным при Василии III (1479-1533).
Со стенда в крепости:
"В начале XVI века Великий Московский князь Василий III повелел
отстроить здесь загородную великокняжескую резиденцию, которую
посещал затем неоднократно. Слободские дворцы возводились лучшими
русскими и европейскими зодчими, и '... в 1513 г. священа была
декабря 11 церковь Покрова Святой Богородицы в новом селе Алек-
сандровском, тогды ж князь великий и во дворец вшёл..'"
В 1609 году под Александровской слободой русичи под командова-
нием М. В. Скопина-Шуйского разбили нашего доблестного литвинс-
кого гетмана Яна Сапегу, и он был вынужден отступать аж под Трои-
це-Сергиеву лавру, которой он тоже не взял. Ну, на войне бывает
всяко, чего уж там.
Царь Алексей Михайлович (1629-1676) посещал Александровскую
слободу неоднократно, а царь Пётр Алексеевич (1672-1725) сюда
даже свою [любимую] сестру Марфу (1652-1707) в монастырь сослал.
* * *
В советское время Александров как-то не попал в показушную
обойму репрезентативных русских старинных городов -- туда, где
Суздаль, Владимир, Сергиев Посад и т. п. Ну, хорошо хоть, что в
александровском кремле по крайней мере не устроили лагеря для
заключённых, как устроили его, к примеру, в свияжском Успенском
монастыре.
* * *
4-звёздочный отель "Ирис" в Александрове -- это высокий класс
в меру современного разумения правильных 4-звёздочных отелей.
Провинциальная 4-звёздочность вдобавок относительно дёшева (35$
за сутки), поэтому сюда можно заезжать, как в санаторий, тем
более что парк с соснами -- в двух шагах.
В благодарность за качество я оставил на reception отеля не-
большой дружеский совет: подсунуть под ножки холодильников в но-
мерах на войлочные прокладочки, чтобы было тише жужжание электро-
моторов, а то мне холодильник в моём номере приходилось на ночь
отключать. Есть люди, которым даже мотоциклетный рёв по барабану,
но я не таков.
2 часа 15 минут на электричке от Ярославского вокзала до Алек-
сандрова (можно и побыстрее, если на проходящем поезде) -- это
как бы и многовато, если рассматривать ночёвку в Александрове в
качестве альтернативы постою в дорогущей и шумной Москве, но что-
то в этом есть, особенно если у вас недобор по части изучения до-
подлинной русскости (в том числе в переполненных электричках).
В 4-звёздочный отель я всунулся не потому, что это мой стиль,
хотя хорошо поесть я люблю, да и горизонты свои надо бы расши-
рять, а потому что ничего подешевле, но подходящего, в Александ-
рове не находилось. А мне вдобавок надо было очухаться после на-
сыщенной поездки в Сиань. В Москве я потом обитал трое суток аж
в КАПСЮЛЬНОМ отеле (исследовал этот феномен) -- в норе объёмом
целых 4 кубометра.
* * *
Самое неприятное в отелях -- это не шумы и не клопы (с последни-
ми я пока что даже не сталкивался -- тьфу-тьфу -- но наслышан).
Самое неприятное там -- постояльцы. Персонал-то обычно как раз
старается [понравиться даже мизантропам] -- в меру своего разуме-
ния комфорта, красоты, гигиены и служебного долга. Постояльцы же
-- наоборот, источник разных бед, включая клопов и шумы. А ещё
постояльцы (не все) портят интерьеры своим видом.
* * *
В первый же день своего пребывания в Александрове я с удовольс-
твием поучаствовал в небольшом скандале, имевшем место в отличном
магазине "Пятёрочка", который находится на той же улице Базунова,
что и мой драгоценный отель "Ирис", только чуть севернее и ниже.
Какой-то крупногабаритный центральноазиат вздумал расплачиваться
на кассе кучей мелочи, которую накопил в пластиковом пакете. А на
кассе работала женщина средних лет, которая, судя по акценту,
приехала с Северного Кавказа. Она высказала недовольство неимо-
верным количеством мелких монет и сказала, что ей их считать не-
когда, тем более что [у неё отношения с арифметикой такие же, как
у меня] она устала к концу 12-часовой смены, да и очередь ждёт.
Центральноазиат жлобски настаивал на своём варианте. Я в качестве
ведущего представителя разраставшейся очереди смело, но спокойно
присоединился к беседе и сказал примерно следующее: "Уважаемый!
Вы поступаете неправильно. Это нехорошо по отношению к другим по-
купателям." Он что-то возразил мне не по существу. Тогда я ехидно
поинтересовался, не возле церкви ли он протягивал руку для сбора
этих монет (для ясности я показал, как надо протягивать руку воз-
ле церкви). Центральноазиат ответил, что кучу монет ему жена на-
тащила из этого же магазина, поскольку он живёт по соседству.
Очередь между тем успела вырасти, отдельные активисты поддержали
меня и кассиршу. В конце концов кассирша, получив моральную опо-
ру, вернула монеты центральноазиату и сказала, что ему придётся
подождать, пока рассосётся очередь. Меня она обслужила с повышен-
ной любезностью. Узнаю благородный Кавказ.
Забавное в этой истории -- не то, что я [вмешался во внутреннюю
политику] со смелостью былинного уровня выступил на защиту кас-
сирши, хотя [Тугарин] центральноазиат был немалых размеров (ви-
дать, на плов неслабо налегал в своё время), вдобавок с почти
таким же крупным приятелем. Забавное -- то, что все мы были не-
русские, но всё равно милейшие люди: никто не орал (даже я), не
угрожал ножом, полицией, вмешательством диаспоры. Мирная куль-
турная Россия, дружная самья народов, иногда слегка между собой
немного спорящих о частностях, но без акцентирования этнического
момента, половой принадлежности, степени умственного недоразвития
-- и без попрёков за понаех. Между тем Александров -- это ведь
РУССКАЯ провинция, причём ОСОБО русская, не какое-нибудь Поволжье
и даже не Рязань. Меня-то хоть зовут "Александр", а остальные тут
каким боком?! Хотелось бы всё-таки видеть больше русских [хороших
и разных]: немножко ведь обидно за вымирающую центральную Россию.
Кстати, в той "Пятёрочке" продавалось сало "Белорусское" отлич-
ного вида (даже у нас в Беларуси такое далеко не на каждом шагу).
Получается, благодаря войне мы подсидели хохлов на российском
рынке салопродуктов.
И ещё всё про ту же "Пятёрочку": меня впечатлило многообразие и
качество ассортимента. Вроде, даже имеется некоторый прогресс в
сравнении с предыдущим годом. Только отсутствовал свежий чёрный
хлеб, а батоны были чёрствые. Впрочем, в минских магазинах тоже
редковато получается подвозить свежий хлеб аккурат к моему прихо-
ду.
* * *
В Александрове попадается на глаза всё-таки очень много нерус-
ских. Не Москва ведь тут, а более-менее провинция, но это явно
не спасает от понаеховской напасти. Впрочем, я, помнится, в Ере-
ване помогал с багажом пожилой армянке, котрая летела со мной в
одном самолёте к сыночку аж в наш славный Бобруйск. Надо было,
наверное, не помогать. А то некоторые думают, что мы тут добрые
и ждём их с нетерпением.
И надо, конечно, различать временный контингент (туристов и т.
п.) и переселенцев.
* * *
В Александрове ночами по улицам [носятся] эпизодически шумно
проезжают [проклятые] мотоциклисты. "Ночные волки", да? За все
ночи и за все улицы я говорить, конечно, не буду, но однажды я
в своей гостинице лёг в 18 часов вздремнуть после прогулки и про-
снулся только в 2 часа ночи (всё-таки сказалась перемена часового
пояса после Китая) -- аккурат к ночным мотоциклистам (или к одно-
му мотоциклисту -- неуёмной падле). До чего ж они меня достали...
* * *
В Александрове через улицу Свердлова перекинули буквой "П" ка-
кую-то трубу. Похоже, ещё в [сраное] благодатное советское время.
В Москве бы такого, может, не сделали (ну, чтоб аж ЧЕРЕЗ УЛИЦУ),
особенно в районе Кремля, а тут, в провинции, -- типа и так сой-
дёт. В принципе можно и трубу перекинуть красиво (в Кёльне при-
поминаю одно такое место), но тут это сделали кое-как, чуть ли
не бросили вызов общественности. Меня возмущает такое вытирание
ног о [нашу русскую] провинцию, о глубинный народ.
А ещё ведь в Александрове на некоторых улицах устроены "воздуш-
ные" газопроводы -- тоже офигительно изящное решение для русского
простонародья. Впервые я увидел такое непотребство в Мардакане,
Азербайджан, и подумал тогда, что подобная небрежность -- специ-
фическая закавказская. Ой и наивный же я ещё!
Кстати, не припоминаю, чтобы я наблюдал нечто подобное в Бело-
руссии, хотя уличных мерзостей хватает и тут.
Простите, о каком архитектурном изяществе может идти речь, если
к уродливым покосившимся столбам со всякими проводами и кабелями
прибавляются ещё и уродливые трубы, кое-как протянутые вдоль не-
брежных заборов? Потом всё это паскудство реплицируется в мозжиш-
ках у российских человечков -- и без того загаженных рекламой и
пропагандонской телебредятиной? На таких покалеченных улицах "ор-
ганично" смотрятся только испитые морды, а красивые здоровые ум-
ные лица не смотрятся.
* * *
В Александрове нет ни одной церкви с эффектной древней росписью
(но верю, что они БЫЛИ -- до прихода большевиков). Кусочки какой-
то росписи просматриваются в Троицком соборе, который в кремле,
но там сидит охранник, который тщательно [отрабатывает свой хлеб]
следит за тем, чтобы любители России и русскости ничего не фикси-
ровали себе для памяти. Кто-то из церковных охранников (не тот ли
из Троицкого собора?) объяснил мне, что злоумышленники, нафотогра-
фировав в церквях, потом выставляют свои снимки в интернете с из-
девательскими комментариями и дорисовками.
* * *
После Ивана Грозного кремль Архангельской слободы был перефор-
матирован в женский Успенский монастырь. В этот монастырь была
сослана Петром I его сестра Марфа Алексеевна. Для неё были при-
строены к Распятской церкви-колокольне особые "палаты". Теперь в
них музей, в котором выставлены, среди прочего некоторые вещи
этой Марфы.
* * *
Александров позиционирует себя как город Ивана Грозного. Ну,
в общем-то заслуженно.
В рельефном отношении Александров примечателен умеренно. Не-
большие перепады высот имеются. Речушка Серая [ныне] протекает
метрах в 100 от кремля. Напротив кремля на этой речке сделана
запруда. Вряд ли от речки Серой когда-то была большая фортифика-
ционная польза. Лодки-плоскодонки могут плавать по Серой и сего-
дня, а сколько-нибудь крупные челны -- вряд ли.
Хороший перепад высот -- в городском парке, над озерцом. Но
этот перепад и озерцо в декоративном отношении толком не исполь-
зуются. Там, почти над озером, ещё и Рождественский собор нахо-
дится. Можно было бы ПОТРЯСАЮЩЕ обыграть этот набор объектов,
однако же фиг вам. Собор так и вовсе частично скрывается за де-
ревьями. Как будто особая секретная организация высматривает рус-
ских ландшафтных эстетов и одарённых градостроителей и УБИВАЕТ
их. Ну, или медленно умаривает их всякими подстроенными неприят-
ностями. Даже как-то страшновато бывает позволять себе эстетичес-
кую критику российских городов: вдруг и взаправду происходит что-
то этакое?
В зрелищном отношении Александров -- город очень запущенный,
пренебрежённый, тщетно пытающийся выкарабкаться из этого своего
кошмара. Основная вина за кошмар -- на Советской власти. Даже Ле-
нин, ещё стоящий тут на площади в виде памятника, как бы делает
жест извинения: типа простите, не думал, что получится так убого.
Причина ущербности Александрова -- не в том, что не выделяли
средств на его обустройство, и не в том, что выделенные средства
разворовывались, а в том, что на Александров не выделяли ИНТЕЛЛЕ-
КТА. Интеллект уходил на прорывы в космос и на разработку оружия.
По-моему, на весь Союз было бы достаточно ОДНОЙ, но очень хорошей
книжки по обустройству городов, напичканной блистательными иллюс-
трациями. Плюс централизованное проектирование и массовое произ-
водство соответствующих компонентов, чтобы задавать уровень, к
которому надо стремиться. Главы в такой книжке: "Уличные фонари",
"Ларьки", "Скамейки", "Урны", "Клумбы", "Парки", "Водоёмы", "Мос-
ты", "Набережные", "Лестницы", "Площади", "Базары" и т. п.
* * *
Всё лучшее из музейного комплекса "Александровская слобода" бы-
ло свезено в Москву (в Оружейную палату и т. п.), а в Александро-
ве теперь представлено муляжами или вообще никак.
Мало того, что в александровском кремле смотреть [особо нечего]
есть не так уж много чего, так вдобавок РПЦ отжала себе часть объ-
ектов и территории и наставила табличек "Прохода нет".
На территории кремля есть пруд, но он не зрелищен (не та расти-
тельность, не те объекты отражаются в воде, не те организмы пла-
вают), так вдобавок находится в той части кремля, которая отжата
РПЦ.
В подземелье Успенской церкви в кремле пусто, холодно (говорят,
10 градусов, но я думаю, что всё же 12) и сыро. Если Иван Грозный
[жлобски] спрятал где-то тут в подобном посещении свою знаменитую
библиотеку, то она была давно уничтожена микроорганизмами. Но в
герметичных провощенных [ящиках] сундуках, закрытых в сухую пого-
ду, она могла бы и сохраниться.
С трёх сторон вдоль стен кремля снаружи его стоят в раскоряку
столбы с электрическими проводами. Можно было поставить столбы по-
красивее -- и в удалении от стен -- но кому-то в своё время пока-
залось, что для русского народа И ТАК СОЙДЁТ. Может, он от такой
мерзкой установки столбов возле своего значительного исторического
памятника скорее сопьётся и вымрет.
Кому захотелось с какого-то рожна вдруг испытать сердечную боль
средней интенсивности за великий русский народ, тому можно, к
примеру, съездить из Москвы в Александров: всего лишь 2 часа 20
минут в переполненной электричке, в которой температура +35 гра-
дусов. Не -35 ведь.
В Александрове в невыраженном стиле "модерн" построен "дом Ива-
нова" (улица Красной молодёжи, 7), но нет, кажется, ни одного
здания в ВЫРАЖЕННОМ стиле "модерн". Или в выраженном стиле "ста-
линскй ампир", не говоря уже о псевдоготике и т. п. Зато обильно
представлены хрущевизм, брежневизм и постсоветизм. Заметим, что
город не пострадал ни в Первую Мировою войну, ни во Вторую, ни
хотя бы при наполеоновском нашествии.
Дама-экскурсовод в усадьбе Первушина сказала, что при реконст-
рукции печи в этом доме (после того, как детскую больницу из него
убрали в более новое здание) использовали изразцы из разрушенного
пр постбольшевиках дома, который был НА СТО ЛЕТ старше первушинс-
кого, 1874 года постройки. Это к вопросу, куда подевалась алек-
сандровская старина.
По-моему, город Александров -- убедительна иллюстрация [ущерб-
ной] специфической сущности Советской власти (не русского же на-
рода, построившего храм Василия Блаженного и т. п.). А постсовет-
ская власть может валить всё на свою недоразвитость, обусловлен-
ную дефектами советского воспитания. Электрификацию, канализацию,
газификацию и т. п. большевики, конечно же, обеспечили даже в
Александрове, но лично я считаю, что даже коровники и свинарни-
ки надо бы оформлять эстетичнее, чем оформлен Александров.
В Александрове много 1-2-этажной "частной" застройки деревянно-
го типа, но она почти вся невзрачная, стилистически невыраженная
и зачастую неопрятная.
Ни одного шедеврального (или хотя бы полушедеврального) здания
мне в Александрове за три дня обнаружить не удалось. Я решил, что
таких здесь и нету. Добротное -- да, попадается.
* * *
Усадьба Первушина -- один из александровских must-ов. Значится
на воротах как александровский художественный музей, но внутри
позиционируется как музей купеческого быта. Внутренняя обстановка
не аутентичная, а сборная, передающая дух времени.
Усадьба купца Первушина была построена, вроде, в 1876 году.
Первый этаж -- деревянный, второй -- каменный. В доме две лестни-
цы: одна -- парадная, другая для прислуги. Кухня была во флигеле
на дворе, чтобы не источать аппетитных запахов прежде времени.
Первушину принадлежала в своё время и территория современного
городского парка.
Первушин занимался текстилем, вышел из простонародья и из си-
рот, был довольно богат и был "правильный": особо не роскошест-
вовал, тратил немалые средства на благотворительность.
Закрытую двухэтажную веранду Первушины пристроили к дому под
впечатлением своей поездки в Италию: захотелось хоть чего-то
красивенького, не в стиле русского провинциального функционализ-
ма. Похоже, это была их единственная поездка за границу. Мне их
даже стало жалко: революционные босяки так и шастали Италиям,
Франциям, Германиям и т. п., а эти сидели возле родных пенатов,
молились, трудились, считали деньги. Думаю, путешественническая
зараза в купеческую среду не проникла, иначе бы ездили за кордоны
по меньшей мере из подражательства -- "ради приличия".
Про Первушиных дама-экскурсовод рассказывала долго, с большой
любовью к теме. У русских купцов якобы не было заведено обстав-
ляться с дворянским размахом [это так оправдывают, почему Алек-
сандров был застроен скромненько?]. Муж занимался бизнесом, жена
в бизнес не вмешивалась. Она была главной по дому и домашнему хо-
зяйству, и супруг в это не вмешивался, а только давал деньги.
Я не удержался в рамках скромности и похвалил (но не высоко-
мерно, а радостно) даму-экскурсовода за то, что она правильно
употребляла глаголы одевать/надевать: мне хотелось сделать ей
что-то приятное за её энтузиазм, а на первушинскую щедрость я ж
не горазд. Я сказал, что у нас в Беларуси это путают почти все.
Дама благосклонно отнеслась к моему комплиментику и призналась,
что у неё правильное употребление получается автоматически. Ве-
рю: Александров -- это же приблизительно центр русскости. Тут
самый-самый русский язык, а по сторонам от центра идут уже вся-
кие говоры.
* * *
На александровском железнодорожном вокзале Александров значится
как "Александров-1". Меня всякие такие уточнения через дефис на-
прягают, потому что они могут означать существование "Александро-
ва-2" и т. п. Я уже переживал большие неприятные приключения по
такому поводу (в Бонне и Гифхорне) из-за наличия двух почти одно-
имённых вокзалов вместо одного, поэтому при виде дефиса в назва-
ниях нужных мне железнодорожных станций всегда [нервничаю] внут-
ренне напрягаюсь в ожидании нехороших сюрпризов (но стараюсь дер-
жать себя в руках). Бойтесь дефисов, други! Их посредством добрые
железнодорожники могут подложить вам ту ещё свинью.
Хвалёный александровский [централ] железнодорожный вокзал доре-
волюционной постройки не имеет внутри никакого старого декорума,
даже на сталинистские темы. Пишут, что на вокзале имеется музейчик
железной дороги, так вот, он постоянно заперт, а о посещении его
надо договариваться по телефону. Спасибо, я не такой пуп земли,
чтобы ради меня шли открывать музейчик [а я один всё это оплачи-
вал].
Случалось, ради меня открывали старую мечеть. Один раз даже
открыли старую синагогу. Но я в таких ситуациях всегда чувствовал
большой психический дискомфорт, и он мне очень не нравился.
* * *
Иван Грозный теперь у русских хороший: он ведь [возвращением]
приращением русских земель занимался -- немало и успешно. А что
он русских людишек мучил и истреблял, так с ними же иначе не
получается (Сталин подтвердил бы). И всё это ведь делалось в
конечном счёте для их же блага. В том числе завоевания. Иначе
теснились бы теперь русичи, как швейцарцы.
Мне говорят: Иван IV был одним из образованнейших людей своего
времени. Да неужели? Впрочем, религиозное образование -- это но-
минально образование тоже. Кстати, и Гитлер был очень начитанным
человеком [в антисемитской, военной литературе и т. п. ] -- и что
из того? Ой, мне ли не знать о "пользе чтения"? Наличие какого-то
книжного мусора в голове не делает индивида ни умным, ни правиль-
ным. Оно в общем случае ни преимущество, ни заслуга. Даже в со-
временной литературе немеряно вздора, а уж во времена Ивана IV
воздержание от чтения тем более было скорее полезным для рассуд-
ка, чем вредящим ему. Кстати, сам же Иван IV и пример в подтверж-
дение этого. Если бы он меньше читал -- религиозных книг (а дру-
гих в его время почти и не было) -- то, может, не впал бы в рели-
гиозное помешатеьство, и был бы из него тогда классный царь,
пусть и немного с придурью.
В реальности Иван Васильевич Рюрикович, наверное, был шизоидный
садо-мазохист с религиозным помешательством, манией преследования
и навязчивой идеей строительства "Третьего Рима". Помер он, на-
сколько я понял, от нездорового малоподвижного образа жизни (мно-
го читал, да?), приведшего к артриту или чему-то в этом роде. Ну,
хоть помучился перед смертью, как мучились его жертвы.
Под конец жизни Иван Грозный стал бояться темноты (из-за чего
не мог ночью спать) и страдал галлюцинациями (мерещились черти
по тёмным углам). А принимать на ночь успокоительный алкоголь в
больших дозах, наверное, уже не позволяло здоровье или мешал ре-
лигиозный заскок. В сравнении с Иваном IV все последующие русские
цари были тишайшими и душками. Даже Пётр I смотрелся довольно
умеренным человеком с передовыми европейскими взглядами.
Короче, досталась александрянам в качестве главной фигуры их
городской истории не светлая личность, а больной на голову психи-
ческий урод, дискредитировавший монархическую идею и косвенно
работавший на Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917
года. По сравнению с Иваном IV даже Ленин -- великий гуманист,
просветитель и т. п.
* * *
Улицы в Александрове: Ленина, Свердлова, Красной молодёжи,
Первомайская, Революционная и т. п. Все они -- более или менее
убогие, даже улица Ленина. Я, конечно же, против переименований
(они -- вроде сноса памятников) , но не могу не заметить, что на-
до бы для равновесия, наверное, какие-то НОВЫЕ улицы в Александ-
рове назвать именами Милюкова, Шульгина, Деникина и т. п. Ещё
предложения: Контрреволюционная, Монархическая, Ледового похода.
Что, у кого-то от такой полярной топонимики "поедет крыша"? Так
ведь УЖЕ в Александрове стоят памятники Ивану Грозному и Алек-
сандру Невскому не очень далеко от памятника Ленину.
* * *
На улице Красной молодёжи я заметил, как русский пацан лет 15
лезет в большой мусорный "кузов" (такие на стройках используются
-- и не только на них). Я -- ему, автоматически: "Там же мусор!"
Он -- мне: "Что?" Я всмотрелся в его физиономию и понял, что имею
дело с умственно недоразвитым (из семьи алкоголиков, наверное).
До него, однако, быстро дошло, ЧТО я имею в виду (чуть ли не быс-
трее, чем до меня дошло то, что он -- с проблемами.) Он мне вслед
крикнул: "Это я так зарабатываю! Зарабатываю!".
Александровский кремль на гравюре 1883 года.
Примерно тот же ракурс в 2024 году. Уже что-то не то, да?
Подросли деревья...
Надвратная церковь.
Выступ стены.
Тот же выступ изнутри.
Я в городском камуфляже на фоне стены, возле заделанной амбразуры.
Пытаюсь размышлять об Иване Грозном, но мыслищи что-то не прут наперегонки.
Ну, был он. Ну, лютовал.
Успенская церковь.
Успенская церковь с другого ракурса.
Подземелье Успенской церкви. Культивируется гипотеза [для туристов],
что приблизительно здесь (и уж точно в Александровской слободе)
была запрятана библиотека Ивана Грозного.
Покровская церковь.
Троицкий собор. В него не пускают.
"Казнь стрельцов в 1698 году." Гравюра из книги Иоганна Корба
"Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента,
посла императора Леопольда I к царю и великому князю московскому
Петру Первому в 1698 году, веденный секретарём посольства Иоанном
Георгом Корбом".
Сохранившиеся вещи царевны Марфы Алексеевны (1652-1707), сосланной в Успенский монастырь
за "соучастие" в стрелецком бунте. Марфа приняла постриг под именем Маргарита.
Ей соорудили пристройку к Распятской церкви-колокольне. Из вещей царицы тут
ларь для книг и зеркало. Остальное - антураж: предметы эпохи.
Реконструкция типографии, работавшей в Александровской слободе.
Образчик старопечатной литературы: "Минея служебная, месяц май", XVII век.
"Вклад царевича Алексея Петровича Романова." А евреи и арабы ведь до сих пор
мучаются письменностью по сути вот приблизительно такого качества.
Экспозиция "Купеческий дом" в музее "Александровская слобода".
Россия, которую и в самом деле было жалко терять. Дореволюционный шоколад.
Продолжение захватывающей темы дореволюционного шоколада. Культурораспространительная
и манипулятивная функция упаковки - тема огромная и довольно важная.
Нет, я понимаю, что такое ели только представители привилегированных классов,
а другие лишь радовались за них.
Кто-то когда-то случайно не выбросил этих бумажек, и сегодня они - серьёзная часть экспозиции.
Рождественский собор. Внутри никакой: залечивает раны, полученные при большевизме.
На фоне Рождественского собора - муж, почти равновеликий Ивану Грозному
в александровской истории, - Александр Невский (ок. 1220-1263). В честь него
наверняка и слобода была названа Александровской.
Чем живёт провинция. Забавно, что предлагают в Минск съездить.
[Нашли, право, куда.] Съезжу всенепременно.
Александровский изыск - усадьба купца Первушина. При Советах - детская больница.
Ныне как бы музей купеческого быта. На фото - не "боковой фасад", а пристроенная
к дому в 1913 году двухэтажная деревянная закрытая веранда, прибавившая
строению некоторое изящество с одной стороны. Собственно фасада я не видел:
он -- "на реставрации".
В усадьбе Первушина.
Вечнозакрытый дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых. Посещение по договорённости.
Дом Иванова на улице Красной молодёжи. Но одно время тут жила и Анастасия Цветаева.
А ещё тут кинотеатр был. Теперь тут городская администрация.
Улица Свердлова. Обратим внимание на "Центр английского языка".
[Разведчиков готовят, ага. И мастеров допроса.] Народ к загранице тянется -
к коварным англосаксам в том числе.
В порядке [назойливой рекламы] возвращения морального долга:
первая часть моего потрясающего звтрака в 4-звёздочном отеле "Ирис"
- островке благополучия в славном городе Александрове (в целом несколько
подзапущенном, если честно).
Вторая часть моего потрясающего звтрака в 4-звёздочном
отеле "Ирис" - образце качества и добродушия. В Александров
можно ехать уже из-за одного только этого отеля с его завтраками.
От них начинаешь снова верить в Россию. Может, отсюда есть-пойдёт
становление подлинного величия империи.
У провинции есть свой шарм.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Александров как город Ивана Грозного