Технология карьеры

27. Пpиложение 4: О человеческой жизни.

Жизнь оказывается практически слишком короткой для того, чтобы успеть её понять и наладить: слишком многое мешает постижению главного. Едва успеешь в кое-чём разобраться, как уже наступает конец сеанса, а следующий сеанс будет уже не для тебя. * * * Когда счастливое детство заканчивается, человек оказывается вынужден включиться в конкурентную борьбу с другими людьми. Лучшая часть жизни большинства людей отягощена потребностью проходить два отбора: половой и профессиональный. Успех любом из них способствует успеху в другом, а неуспех способствует неуспе- ху. Большинство людей, вступающих во взрослую жизнь, обнаружива- ет, что отбирают их не очень охотно -- не так, как хотелось бы и как получается у некоторых других. Разумеется, можно кое-что в себе поправить упорными усилиями, кое-что имитировать, кое-что скрывать. А ещё благоприятные случаи иногда подворачиваются (но бывает трудно отличить их от неблагоприятных), однако основное определяется наперёд заданными обстоятельствами рождения: оно как бы предначертано. Даже у среднего по качествам индивида хватает сложностей в про- хождении и профессионального отбора, и полового. А ведь появляет- ся на свет немало людей, которые существенно ущербны физически и/или психически. И они тоже хотят жить, а не умирать. Некачест- венный "человеческий материал" тоже хочет радоваться жизни и размножаться. * * * Не родил детей -- выбываешь из гонки. Впереди пустота. Родил одного -- значит, чуть-чуть зацепился за вечность. Впереди кое- что есть. Самая важная борьба в жизни -- это борьба за "партнёра" по про- длению себя в вечности: за того, с кем будешь делать детей, то есть, себя будущего. Если расслабишься в этой борьбе и допустишь оплошность, твоё потомство окажется хуже тебя по качествам и будет иметь ещё меньше возможностей для прорыва в бесконечность. * * * Человек склонен выстраивать себе такую модель мира, в которой он сам смотрится по крайней мере неплохо. Инвалид, возможно, тоже выстраивает, вот только какую? К примеру, горбун может говорить, что за спиной у него сложенные крылья, но верить в модель такого типа затруднительно. Каково чувствовать себя ошибкой природы? А жертвой случая? Можно вопрошать: за что?! Можно отвечать: за грехи предков. Жить -- значит страдать, это ясно. Сложность -- с определением, за что страдать и сколько. * * * Развод, повторная женитьба, смена профессии, эмиграция -- это попытки частично начать жизнь заново, уйти от предначертанного. * * * Разочарование в себе. По сути это всего лишь корректировка самооценки, но переживается она тяжело. Кто своевременно в себе разочаровывается, у того есть шанс удачно сменить поприще. * * * Разочарование в своих детях. Дети почти у всех получаются не вполне такими, какими хотелось их видеть. Гены складываются случайно, воспитание не перевешивает наследственности, а вдоба- вок нехорошее влияние деградирующего общества сказывается. * * * В среднем возрасте удобнее быть сиротой: в этом случае над тобой не висят дамокловым мечом будущие похороны твоих родителей, да и других забот тебе отец с матерью не подкидывают. Это всё -- житейское, так что я ничего плохого тут пока ещё не сказал. * * * Верный признак того, что молодость, наконец-то, уже совсем за- кончилась: песня Hotel California начинает казаться тебе слишком длинной где-то с 4-й минуты её исполнения. * * * Большинство людей стареет ПОДРАЖАТЕЛЬНО: равняется на окружаю- щих сверстников: если у многих одногодок появляется брюшко, то и мне его можно; если почти у всех ровесников физиономия к 50 годам в морщинах, то и у меня должна быть такая; если однокашники уже не бегают, а волокутся, то расслаблюсь и я; и т. д. Скорость ста- рения опредляется не только наследственностью, образом жизни и условиями обитания, но также настроенностью индивида на некоторый показатель, обычно средний по популяции. Человек, можно сказать, программирует себя на определённую скорость старения. Кто очень хочет стареть медленнее сверстников, тот и стареет медленнее их, особенно если много заботится о своём здоровье. Значительно отклониться в хорошую сторону от средней скорости старения удаётся ценой сравнительно небольших, но регулярных уси- лий. К 60 годам это отклонение может составить лет 10, а при большом усердии и некотором везении -- даже все 20. Ровесники уже едва ползают кашлючими облупками (особенно курильщики), некоторые даже в ящик успевают сыграть, а ты -- свежачок и даже противопо- ложным полом привычно интересуешься. * * * Индивида не ужасают его деградационные возрастные изменения только потому, что происходят они постепенно: он успевает привык- нуть к каждой следующей ступени на спуске в никуда. Вдобавок чем ниже спускаешься, тем притуплённее восприятие. Бывает, даже ло- вишь себя на том, что уже как бы и надоело жить: почти всё досту- пное хорошее уже было по многу раз. * * * Люди встречают старость двояко: одни гиперактивничают, торопят- ся сделать то, на что раньше не хватало смелости, времени или де- нег, другие, наоборот, снижают активность, отказываются что-либо менять в себе, в своей жизни * * * Когда тебе за 50, молодёжь воспринимает тебя как почти-покойни- ка, с которым нет смысла связываться, потому что он всё равно скоро... эээ... разорвёт отношения. Она смотрит на тебя с плохо скрываемой жалостью, а то и с некоторым презрением. * * * Дряхлость -- это извращение. Продлевать надо молодость и зрелость, а не старость. Старичьё цепляется за жизнь, потому что успевает настолько деградировать интеллектуально, что уже не в состоянии сознавать бессмысленность -- и обременительность для окружающих -- своего затянувшегося угасания. Уйти вовремя -- это долг каждого порядочного человека. * * * Жилище, в котором обитают только старики, со временем становит- ся потёртым и неопрятным. А если старики делят жилище с моло- дёжью, становится потёртой и неопрятной та часть жилища, которую занимают старики. Когда они пытаются обновить своё место обита- ния, получается у них, как правило, плохо, неэстетично. Признак наступления дряхлости -- ослабление желания хорошо вы- глядеть. Правда, некоторые никогда в своей жизни сильно не стре- мились хорошо выглядеть. Эти -- старики с младых лет. Большинство людей таки старается производить положительное впечатление своим видом, но в некотором возрасте (кто раньше, кто позже) оно сдаёт- ся. * * * Есть и такое нехорошее возрастное изменение: появляется желание приставать к посторонним людям со своими замечаниями и прочими соображениями. К кассиршам в магазине, например. Уж с этим-то бороться легко: надо всего лишь сообразить, что с этим следует бороться. * * * Отказ от мечтаний -- это приход, так сказать, психологической старости. * * * Кажется, ещё почти что вчера ты изводил свою воспитательницу в детском саду, а вот сегодня уже либидо у тебя почти никакое. А у бедных мышей это ж и вовсе длится каких-нибудь года два от силы (если никто их не съест ещё раньше). * * * А ещё ж с возрастом почти уходит такая радость, как шоппинг. Однажды ты сподобливаешься, наконец, навести порядок в своих за- пасах (разложить их по всяким полкам, коробкам, коробочкам) и с ужасом обнаруживаешь, что ты обеспечился уже немножко и на вто- рую жизнь. Есть у тебя почти всё даже на случай войны и последую- щей разрухи (штаны, носки, T-shirts и т. п.). Разумеется, что-то при случае уйдёт непредусмотрительным родственникам, будет обме- нено на хлеб при наступлении массового голода, нормально перейдёт по наследству детям (и будет радовать уже их), но даже с такими перспективами всё равно получается МНОГО. По части книг тоже со временем получается перебор, тем более что в случае войны и массового голода они бесполезны (если не считать возможности использовать их на растопку и в качестве туа- летной бумаги). Ты обнаруживаешь, что их в несколько раз (точнее, может, в десять) больше, чем ты в состоянии прочесть. И это ж без учёта такого приятного блага, как перечитывание! Еды много не запасёшься: она портится. Держать дома дрова (не бензин же!) на случай чего-то вроде Ленинградской блокады -- значит увеличивать ужас возможного пожара (кстати, книги в этом отношении -- тоже немалая угроза). Оружие (холодное) всяких размеров -- и то уже отложено на деся- ток бойцов. А с учётом молотков, пил и кухонных ножей -- так и на взвод головорезов хватит. Короче, упоительному рациональному шоппингу приходит со временем почти конец, а на абсурдный тебя расчётливого не тянет. * * * В отношениях с женщинами становишься со временем всё приверед- ливее. Раньше ж бывало так: лишь бы поскорее и почаще, и ты готов был бросаться чуть ли не на дырочку в заборе. А лет через 40 уже требуется ЧТО-ТО, чтобы тебя "завести". "Приправы" нужны: что-то в фигуре, лице, причёске, одежде, поведении. Чтобы какая-то ассо- циация у тебя сработала, о чём-то напомнила. И раньше к чисто половому влечению присоединялось немалое любопытство, а теперь ты информационно пресыщен: уже видел и пробовал и такое, и этакое. Ничего шибко нового уже не будет. Далее, раньше ты через разное подобное вдобавок самоутверждался, а теперь ты уже более-менее самоутвердившийся, почти довольный собой. И не в отношениях с женщинами имеет место такой же самый про- цесс расхолаживания: поприедалось. Шоколад уже не тот, что в детстве. И мороженое не то. И фильмы типа "Золото Маккены" уже не потрясают. И приключенческие романы стали скучными. * * * У некоторых с возрастом развивается чуть ли не отвращение к своим дням рождения: не хочется праздновать их, принимать поздра- вления. Это очень неправильно. Потому что каждый прожитый год (если он прожит без больших страданий, конечно) -- это твоя очередная маленькая победа над вечностью и бесконечностью, над всякими факторами, направленными на то, чтобы тебя укокошить. Чем дольше ты живёшь, тем больше всяких знаменитостей оказыва- ется склеившими ласты раньше тебя. То есть, хотя бы в протяге на этом свете ты их изящненько обскакал, что очень даже может гово- рить о правильности твоей жизненной позиции, твоей самоорганиза- ции, твоих навыков выживания, твоих правил выстраивания отношений с этм ужасным социумом. И никогда (ну, или почти никогда) не надо упускать повод пора- доваться: радость сказывается очень благоприятно на здоровье, то- гда как печали и тревоги могут даже довести до гастрита, бессон- ницы и т. п. И не важно, что повод для радости бывает надуманным, а то и осуждаемым не шибко толковой общественностью. В крайнем случае радуйся тайно. Оправдание тут элементарное: ты блаженству- ешь в целях медицинской профилактики и экономии на лекарствах. * * * Талант -- это в целом и в среднем скорее не божий дар, а нака- зание за грехи предков или что-то типа того: ты как бы должен отрабатывать некий должок. Спокойно задвинуть свой талант подаль- ше и жить, как большинство человечков, не получается: он зудит внутри тебя и требует выхода. И тебя ж вдобавок воспитывают и образовывают так, чтобы привить поклонение всяким талантливым знаменитостям, а тут что-то подходящее, вроде как, шевелится уже в тебе самом (какое счастье, какой вострог!). Придавить это в се- бе -- почти то же что себя убить или сильно покалечить: против такого восстаёт в тебе всё, и ты уж лучше взбунтуешься и начнёшь орать и крушить, чем согласишься на "самоотрицание". Сложности с талантом начинаются уже в определении, есть он у тебя или только кажется. Может, это не талант, а лишь талантик, которым не жалко и пренебречь. Или всё же талант, вот только не тот, какой востребован обществом. Или таки востребованный талант, но не дополненный другими необходимыми качествами личности и организма, так что наверняка бесперспективный. А ещё ж чтобы от таланта была индивиду польза, этот талант должен быть не только в принципе востребованным, но и дефицитным, иначе жизненные силы уйдут у тебя в основном на распихивания с конкурентами. Не справишься с ними (= не поломаешь им жизней) -- будешь блистательно пиликать на своей скрипочке в подземном переходе или что-то вроде того. Талантливый в каких-то более-менее здравых делах индивид оказы- вается заложником своего таланта: такому индивиду очень диском- фортно заниматься тем, к чему у него нет "призвания". Обладатель таланта очень на него рассчитывает, потому что в своё время под- вергся впариванию представления, что талант -- сила и что реали- зация своего таланта -- это долг перед обществом, иначе обществу плохо будет. У бездари же развязаны руки, есть пространство для манёвра. Действительно, довольно многие известные люди -- обладатели та- ких или этаких супер-способностей. Правда, известность не означа- ет благополучия, а стремиться ведь надо в конечном счёте к нему, а не к известности (она -- лишь инструмент и источник радости). Скажем Эдгар По (1809-1849) -- и талантливый человек, и знамени- тость, но поменяться с ним жизнями захотели бы вряд ли многие. Но Эдгар По хотя бы достиг прижизненной славы, а многим талант- ливым людям не удаётся и это. Активная и неглупая бездарь с амби- циями, обнаружившая, что двигаться вперёд не получается, меняет направление своих усилий и берёт если не мытьём, так катанием, талантливый же человек, возложивший все надежды на свой талант, так поступить не может -- и продолжает биться головой о стену общественного неприятия. А у общества, может, всего лишь перепро- изводство людей с подобным профилем способностей. Или же талант оказывается слишком уж мощный, "опередивший время" и т. д., по- этому люди попросту не понимают его "продукта", как ни стараются. Талантливый индивид настроен стать, как говорится, великим -- и работает над этим в меру своего понимания процесса, и отказывает- ся от многих вариантов действий из моральных соображений или по- тому, что не видит там шанса "творчески самореализоваться", а шустрая бездарь охотно пользуется открывающимися тут и там воз- можностями. В итоге эта шустрая бездарь постепенно поднимается в обществе куда выше талантища и получает возможность масштабно творить ерунду, в частности создавать дополнительные препятствия талантищам, причём зачастую не нарочно даже, хотя и зависть де- лает своё дельце (а если шустрая бездарь начитает верить, что у неё тоже талант, то появляется уже, может, и острое чувство к как бы конкурентам). Короче, обнаружить в себе талант -- это как правило, почти то же, что обнаружить в себе тяжёлую болезнь: надо не славу и т. п. предвкушать, а готовиться к суровой драме, к особо напряжённой борьбе за существование. Но понимаешь ты это поздновато, а до того придерживаешься расхожего бездарьского (= очень поверхност- ного) взгляда на место талантов в природе. * * * А ещё ж есть большие сложности с честностью. Она как бы возве- личена и воспета, вот только сильно мешает личному обустройству, хоть разорвись. Ты лееешь свою честность, как красотка -- свою прекрасную физиономию, но красотка со своего лика, приближенного к божественному, имеет, как правило, что-то хорошее (хотя тоже зачастую не безусловно), ты же тщетно ждёшь воздаяния и пропуска- ешь разнообразные возможности где-то что-то хватануть или как-то продвинуться. Красотка имеет как минимум возможность любоваться собой, ты -- тоже, а больше у тебя от твоей честности ничего и не будет. Честность легко имитируется, поэтому она всё равно всегда под подозрением. И нечестность больше, чем честность, востребова- на окружающими. Если честно, то совсем честный человек попросту не жилец: он очень неудобен, очень опасен и очень уязвим. Портит ли нечестность пресловутую карму, которая то ли есть, то ли является выдумкой? Да откуда мне знать? Полагаю, что карму портит не всякая нечестность, а только приносящая обществу больше вреда, чем пользы, В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ. А более-менее точно измерять всякое такое ведь невозможно. И соль в том, что житуха -- это почти сплошные компромиссы и выборы между злом чуть поменьше и злом чуть побольше. Значит, старайся особо не грешить -- и лад- ненько. А если согрешил не по-крупному, то сильно не переживай [что не развернулся пошире]: всё равно есть значительная неопре- делёнка в том, что -- грех, а что -- нет. А кто думает, что такой неопределёнки нету, тот явно дурак, используй его в качестве расходного материала, чтобы их, дураков, чуть поубыло. Что я уже ТОЧНО знаю (но понял опять же очень не сразу), так это то, что плебс уважает успех, а не щепетильность. Про благост- ность щепетильности он лишь одобрительно треплется, потому что "высокие качества" в других людях человечкам чаще выгодны, чем вредны. На чужих "высоких качествах" можно ведь при случае слав- ненько "ездить". И вот не надо думать, что своим нечестным поступком, получившим огласку, ты испортишь себе репутацию и этим существенно ограни- чишь свои возможности. На самом деле всё очень не так. А вот как. Если твои нечестные делишки приведут тебя к большому успеху, те- бе всё простят. И даже будут говорить про тебя (ну, очень мно- гие), что на самом ты вполне честный, только дуракам это трудно для понимания. А если ты будешь реально честным и соответственно неуспешным, но [рыпающимся] чего-то важного добивающимся (= неиз- бежно не угодишь какой-то "партии"), про тебя всё равно будут го- ворить (представители этой "партии" по крайней мере), что ты под- лая мразь, покушающаяся на святое. А ещё, конечно, что ты дурак, псих, неудачник, бездарь и невежда. Другими словами, твоя чест- ность и то, что про тебя говорят, -- это взаимно не связанные вещи. В публичной карьере мелкая открытая нечестность бывает полезна тем, что обеспечивает почву для пересудов о тебе, притягивает внимание. Крупная нечестность рискована, а мелкая лишь приносит скандальную славу. Если такая слава подходит тебе по твоему имиджу -- лови возможности отличиться. То, на чём ты "раскрутил- ся", потом более-менее забудется. Или потеряет значение. Или получит своё изящное оправдание, убедительное для дураков. Искусство хорошо жить -- это далеко не в последнюю очередь искусство определять, когда быть честным, а когда нет: не освоишь его более-менее -- обречёшь себя на прозябание, на муки всякие, а то и на глупую преждевременную смерть. А ты ж, может, ценное существо во вселенной, раз всё-таки стремишься к честности, пусть и умеренно, в пределах разумного. Раз вопрос с честностью такой сложный, его надо оставить особо толковым людям на длительное научное исследование, а пока оно не закончится, шибко не заморачиваться тяжестью своих не очень круп- ных грехов. У меня же по части честности пока что есть только мой личный большой опыт, говорящий, что непосредственного проку от неё особо не видно, а вот неприятностей, наоборот, хватает. Акку- ратной имитацией честности ты достигаешь того же, чего достиг бы и реальной честностью, а хорошо ведь, когда у тебя ещё и нечест- ность в арсенале: чуть что -- шибанёшь ею внезапно и от души по этим чёртовым грешникам, полагающим, что ты наивный чистоплюй. * * * Самый важный для человека вопрос -- это, наверное, к чему стре- миться (вариант формулировки: зачем жить). Быть успешным -- зна- чит достичь того, к чему рвался. Или хотя бы более-менее прибли- зиться. Но к чему именно? И чего ради? Есть популярные представления на этот счёт, но они вряд ли пра- вильные. Скорее, может, даже очень неправильные. Но от следования им ты получаешь некоторое удобство: тебе не надо думать, другие люди тебя понимают и принимают, охотно кооперируются с тобой, ценят твои достижения, если таковые появляются. Популярные представления приблизительно таковы: быть богатым и знаменитым, иметь высокий социальный статус, много потреблять, пользоваться большим успехом у высококачественных особей проти- воположного пола, прожить долго, мало страдать, оставить после себя побольше благополучных детей. А ещё [почему-то] как-то принести большую пользу обществу, в предельном случае даже фигурально [а то и буквально] сгореть ради него -- до того, впрочем, несколько заботясь и о своём организме, чтобы ему подольше и побольше горелось. К таким представлениям человек подталкивается своими инстинкта- ми. В частности, к сгоранию ради общества подталкивает инстинкт самопожертвования. При СССР тема сгорания была более популярной, чем до и после него. Жертвование собой ради других людей, а не ради собственного потомства, имеет биологический смысл: твои гены почти полностью присутствуют в других людях (правда, частями: некоторые -- в од- них, некоторые -- в других; если ты, конечно, не мутант). Твой же собственный, уникальный набор генов никогда цельным набором к твоим потомкам не перейдёт. Жертвование собой соответственно даже бывает очень приятным -- на некоторых его этапах и в некоторых его формах, поскольку таким образом ты заботишься о вечной жизни СВОИХ генов. Умные люди [знают] догадываются, что инстинкты подталкивают простенько и не очень точно и что если следовать им бездумно, то очень рискуешь вляпаться в большие неприятности. Человеку приходится [тешить] удовлетворять свои инстинкты, ина- че он чувствует большой дискомфорт. Кстати, люди урождаются не- одинаковыми в силе тех или иных своих инстинктов. А ещё сила инс- тинктов зависит от питания, гормонального фона, возраста, состоя- ния здоровья, солнечной активности и т. п. То есть, наверное, можно кормить человека так, что у него будет проявляться, к при- меру, совесть, а можно и так, что не будет. Случается, что инстинкты не мешают друг другу подталкивать. Случается, что, наоборот, мешают: один толкает человека в одну сторону, другой в то же самое время -- в другую, а то даже в про- тивоположную. Надо как-то разруливать это посредством соображал- ки, но это очень сложно. Удовлетворять инстинкты можно нормальным способом (= предусмот- ренным природой) или извращенческим. Скажем, инстинкт заботы о ближнем может удовлетворяться не на людях, а на собаках, кошках, аквариумных рыбках и т. п. Где норма, а где извращение, бывает нелегко различить. Есть возможность более-менее подавлять действие инстинктов (чтобы зря не мучили своей неудовлетворённостью): переключаться на другие инстинкты, отвлекаться (создавать в мозге альтернатив- ные "центры возбуждения" по И. П. Павлову), утомляться мускуль- ной нагрузкой и т. д. Также есть возможность ВКЛЮЧАТЬ действие инстинктов. Какие инстинкты и когда подавлять и включать и куда их направ- лять и перенаправлять -- очень большой, очень сложный и очень важный вопрос, который у людей издревле пребывает в чрезвычайно запутанном состоянии -- отчасти из-за своей сложности, отчасти из-за того, что благодаря этой запутанности существует возмож- ность манипулирования людьми, расходования их себе на пользу (всё равно ведь они однажды умрут, а одинаковые с ними гены -- по сути ИХ гены -- есть и в тебе любимом, да ещё сколько). Пока не начинаешь задумываться об инстинктах и генах, ты жи- вёшь более-менее хорошо, более-менее знаешь, ЧТО ДЕЛАТЬ. Как на- чинаешь задумываться -- впадаешь в растерянность. Обычные спосо- бы самоутверждения становятся для тебя сомнительными, а всякие преступления -- допустимыми (действительно, что из того, что ты кого-то убил: он ведь так или иначе скоро умрёт). Прежде было вот как: когда инстинкт тебе что-то подсказывал, ты послушно влачился (а то и бежал) в указанном им направлении. С началом думательного этапа это уже не так: инстинкт тебе что-то подска- зывает, а ты ему в ответ вываливаешь свои сомнения. В итоге, что тебе делать, не знаешь -- и не делаешь ничего. Но у тебя нет при этом уверенности, что ты не делаешь правильно. Давно ведь подме- чено: меньше знаешь -- лучше спишь (ну, пока сон не испортится вледствие нездорового образа жизни). У всякого человека существуют пределы его интеллектуальных возможностей. Боюсь, что задача чёткого расписывания адекватной программы "что делать" -- за этими пределами не только у меня, но у людей вообще. По крайней мере у нынешних. Сказать что-то вроде бы путное на тему "смысла жизни" -- это всегда пожалуйста, но представить концепцию развёрнутую и стройную, как учебник гео- метрии для 10-го класса средней школы, -- это уже достижимо вряд ли. Если кому-то кажется, что я не прав, это у него, возможно, от упрощённого понимания того, какая программа требуется. Отсутствие такой программы отнюдь не мешает худо-бедно вести повседневную жизнь. Правда, человечество вырождается, биосфера гробится, а человечки упорно отказываются спасать биосферу и себя. Человек живёт не зная (и в общем случае даже не пытаясь узнать) многих вещей о себе драгоценном. К примеру, он состоит из атомов, но об устройстве этих атомов он может лишь делать предположения. Он не ведает, как устроена его психика и что делается в его под- сознании. Он не догадывается, почему случаются у таких, как он, нехорошие психические отклонения. И т. д. "Смысл жизни" -- лишь одна из множества неопределённостей, в которых человек торчит по уши, но при этом как-то справляется. Большинство людей живёт, не задумываясь о "смысле жизни" (= о том, как надо бы жить). И ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕТ. Потому что с ответом всё равно не справится. Если человек не совсем дурак, то от не- удачи в попытке ответить на этот вопрос он разочаруется в себе, впадёт в депрессию и, может быть даже укокошится (в самом деле: зачем ему жизнь, которая не имеет смысла?). Вопрос "что делать?" ("как жить?", "как быть?") в действитель- ности никогда не стоит остро: всегда есть подсказки со стороны инстинктов ("ударь первым" и т. д.) и некоторых частей тела (же- лудка и т. п); всегда есть пример окружающих и какая-то помощь от государства. Государство тебя догонит, объяснит тебе, что делать, укажет достойные образцы поведения (Александра Матросова, Николая Гастелло и т. п.), а если не захочешь принять их, то оно же тебя и заставит. Иное дело, что порой случаются коллизии: подсказчиков слишком много, и они тянут тебя в противоположные стороны, хоть разо- рвись. Но люди с правильным, скептическим мышлением никогда в та- ких случаях не разрываются, а выдвигают предположение, что неко- торые (а то и все) подсказчики ошибаются. Проблемой смысла жизни мучают себя только ПОЛОУМНЫЕ, иначе го- воря, те, у кого ум имеется лишь частичный: его хватает на то, чтобы сомневаться в общепринятом (похвальное дело!), но не на то чтобы спокойно сживаться со своими сомнениями. Вопрос о смысле жизни -- подросткового типа. Если его ставят, то по-подростковому категорично, а надо ставить мягко: да, есть и такой вопрос, чего уж там; над ним человечество понемногу рабо- тает, как и над собой тоже (если оно успеет доразвиться, избежать всемирного кирдыка, то, наверное, однажды ответит на этот вопрос чётко и содержательно). * * * Богатые и знаменитые люди частовато становятся жертвами людей голодных и завистливых. Детишки богатых и знаменитых нередко вы- растают моральными уродами, подсаживаются на наркотики, разбива- ются на автомобилях, похищаются преступниками-вымогателями -- и в итоге рановато оставляют этот местами прекрасный мир. Будешь тратить много сил и времени на то, чтобы стать богатым и знаменитым -- не останется ни того ни другого на потребление до- бытого. Впрочем, избыточное потребление ведёт ведь к порче здо- ровья, а потреблять неизбыточно в условиях, когда можно избыточно, как правило, не хватает силы воли. Уровень здоровья и продолжительность жизни у богатых-знаменитых и у небогатых-безвестных различаются отнюдь не в разы. Может быть, они в среднем вообще не различаются, но богатознаменитые не поощряют трындёжа об этом. Прекрасные особи противоположного пола, вешающиеся на богатых и знаменитых, зачастую отличаются гнильцой характера, норовят обма- нуть, заразить, обокрасть, наставить рога, а то и отравить. Чем больше у тебя детей [от прекрасных особей], тем больше про- блем. Можно, конечно, не обращать на своё потомство внимания, а просто плодиться, как муха, но брошенные дети постараются "до- стать" тебя всё равно. Богатые и знаменитые много боятся, много болеют, рано стареют. Вдобавок они вынуждены часто общаться с себе подобной сволочью, а это не радует даже их. Оптимум достатка и известности -- где-то в золотой середине. И где ж она? Можно стать спецом по дешёвым благам, дешёвым удовольствиям (их уйма: прогулки по лесу, здоровый сон, хорошее кино, хорошие книги и т. п.). Всё бы с ними было прекрасно, но тебя за них не уважают: считают мелкой личностью, дешёвкой. Можно чихать на это, но иног- да такое неуважение выливается в более серьёзные неприятности. Довольно многие люди бывают успешными в расхожем смысле из-за того, что существует абсурдный высокий спрос на виды деятельнос- ти, которые обществу объективно не нужны (или нужны в значительно меньшем объёме, чем осуществляются), то есть косвенно вредят даже тем людям, которые этими видами деятельности кормятся. Предварительные сомнительные выводы из сказанного выше: - не стремись постичь смысл жизни: только зря потратишь время и умаешься; есть множество надёжных мелких идей, ими и руководствуйся жёстко: делать гимнастику, промывать носо- глотку и т. д.; - не шибко стремись к богатству и славе: на этом пути большая конкуренция, большие напряги, частоваты потери на марше, а в случае успеха всё равно не получается никаких сверх-удо- вольствий: сахар не становится слаще, соль -- солёнее; - не рвись в работе, какая бы она ни была; обскачут тебя в одном -- проиграют в другом; - меньше мучайся совестью, завистью, ненавистью, состраданием и т. п.: будь спокойнее, скептичнее, жизнерадостнее; - заботься в первую очередь о своём здоровье, о своей без- опасности: дольше протянешь -- больше хоть что-то поймёшь в этой жизни. Повышенная тяга к богатству и славе -- наверное, вроде повышен- ной тяги к сладкому: пользы организму и обществу от этого никакой, только вред. Преодолевай всякие такие слабости и радуйся своим по- бедам над собой. Не пропускай ни одного повода для радости. ................................................................. .................................................................

Возврат в оглавление