Компактное программирование |
Buzz-words, "жужжащие слова" -- это популярные выражения, означающие что-то модное, новое и якобы очень эффективное: то, по поводу чего "капают на мозги" клиентам в текущем сезоне, чтобы вернее заставить их раскошелиться. Хорошо продаётся не то, что полезнее и качественнее, а то, по поводу чего удаётся внедрить в массовое сознание очередной миф. Поэтому состав различных компонентов в сфере информационных технологий и соотношение между этими компонентами определяются не их технической целесообразностью, а успехами в мифотворчестве по их поводу и приживаемостью сотворённых мифов. За десять лет набор buzz-words обновляется процентов на 80, за двадцать -- почти на 100. Прежние "хиты" уходят на задний план уже просто потому, что приедаются, а также зачастую потому, что успевают проявить узкие пределы своей полезности и растерять своих наивных энтузиастов. Вдобавок за десять лет подрастает новое поколение "специалистов" и появляется возможность заразить его очередной надеждой на очередную "волну", которая наконец-то решит хотя бы некоторые очевидные проблемы. Смена buzz-words воспринимается как прогресс в отрасли. Перс- пективным специалистом считается только тот, кто ориентируется в buzz-words. А кто ещё и пишет по их поводу, тот и вовсе столп программирования. Больше всех стараются, как обычно, преподава- тели. А ещё имеется слой людей, являющихся как бы организаторами коллективного жужжания в компьютерной отрасли. Они возглавляют разные профессиональные ассоциации, пишут в компьютерные журналы, подвизаются начальниками управлений и т. д., то есть сами в компьютерных программах не копаются и имеют опосредстованное представление о компьютерных технологиях и компьютерных пробле- мах. Зато у них есть время читать компьютерные журналы, ездить на международные форумы, пропитываться buzz-words и упражняться в устном и письменном жужжании. В дискуссиях они блестящи, подав- ляют оппонентов эрудицией, и пережужжать их практически невозмож- но. Все вместе они обеспечивают дружное движение в сторону бес- смысленного наращивания сложности, то есть к глобальному компью- терному ступору. Между тем, чтобы вернуть компьютерную отрасль на рельсы рацио- нальности, надо перестать мыслить в buzz-words, отойти от марке- тингового взгляда на вещи. Маркетинговый подход к развитию программирования обеспечивает только текущие успехи и позволяет вырываться вперёд только в движении к всеобщей катастрофе, то есть, к ситуации, когда всё есть, но ничего не работает (см., к примеру, фильм "Крепкий орешек 4" ( "Die Hard 4")). Трудность борьбы с buzz-words определяется тем, что, как прави- ло, эти buzz-words означают отнюдь не полную чушь, а что-то при определённых условиях действительно эффективное, а вредность их состоит, во-первых, в том, что возможности новых технических решений преувеличиваются, во-вторых, в том, что зачастую эти решения и вовсе не нужны, потому что являются компенсацией (или продолжением) уже допущенных ошибочных тенденций и правильнее было бы от чего-то отказаться, а не добавлять к старым сложностям новые.Александр Бурьяк.
Некоторые buzz-words после 2000 года
CORBA (Common Object Request Broker Architecture) -- набор спецификаций для промежуточного программного обеспечения (middleware) объектного типа; CORBA позволяет организовать единую информационную среду, элементы которой могут общаться друг с другом, вне зависимости от их конкретной реализации, местоположения в распределенной системе, платформы и языка их реализации.
CRM (Client Relations Management) -- система управления отношениями с клиентами.
ERM (Enterprise Relationship Management) -- система, которая автоматизирует все взаимоотношения (интерфейсы) компании.
ERP (Enterprise Resources Planning) -- система корпоративного планирования.
KMS (Knowledge Management System) -- система управления знаниями.
PLM (Product Life-cycle Management) -- управление жизненным циклом изделий.
SFA (Sales Force Automation) -- формирование и изменение заказов через интернет.
SOA (service oriented architecture) -- сервис-ориентированная архитектура