Александр Бурьяк

Генерал-литератор Антон Деникин

bouriac@yahoo.com Ещё критические портреты На главную страницу
Антон Деникин
Антон Деникин
Антон Иванович Деникин (1872-1947) -- редкий случай попадания действительного интеллектуала, вдобавок литераторствующего, на роль первого лица в вооружённых силах и в том, что можно с неко- торой натяжкой назвать государством. Литераторствующий интеллек- туал в сравнении с нелитераторствующим хорош уже тем, что хотя бы оставляет после себя материал, по которому можно оценить его пси- хические качества не с чужих слов. Вообще, наверное, полновесный интеллектуал -- это интеллектуал, литераторствующий хотя бы в форме дневников и/или мемуаров, тогда как не литераторствующий, но как-то пыжащийся или скромно умничающий индивид -- это только лицо, возбуждающее подозрение, что за душой у него действительно что-то есть. Заметим, кстати, раз уж на то пошло, что могучие, но узко специализированные умища интеллектуалами, как правило, не являются, даже если получают Нобелевские премии за что-то там: статус интеллектуала предполагает некоторую широту интересов и соображений, а она у них, если и наблюдается, то лишь на просто- ватом уровне, вызывающем чувство, близкое к состраданию. Стиль у Деникина компактный, сюжет стремительный, характеры представлены лаконично, материал подобран по существу. Патриоти- ческий треск отсутствует. Есть чуть лирики, но уместной и неизби- тыми фразами. Самовыпячивание не наблюдается. Дрязги с Врангелем и прочими описаны лишь постольку, поскольку это нужно для понимания событий: литературного сведения счётов по сути нету. Ближайший аналог военных заметок Деникина -- наверное, "Записки о Гражданской войне" Гая Юлия Цезаря. Да, проиграл -- И ЧТО? В ином деле поражение достойнее неучас- тия в борьбе. Да, высоко оценят это только немногие, но общество так и устроено, что косное в нём преобладает -- и топит выдающих- ся людей типа Деникина. Современной российской властвующей шушере в моральном аспекте далеко не только до Деникина, но даже до Врангеля. Ну, у Врангеля хоть было много позёрства, концентрации на собственной выдающеся личности в черкеске, у Деникина же не наблюдалось и этого. В при- знании Деникиным верховенства Колчака, в последующей уступке сво- его места Врангелю -- величие государственного человека, у кото- рого правильное слово не расходилось с правильным делом. Антон Деникин -- это, наверное, одна из самых приличных фигур высшего ранга в российской истории. Недавняя суета с перетаскиванием костей Деникина на родину -- примазывание шустряков к великому человеку с целью маскировки своих грехов и своей ничтожности. * * * Отец Деникина был майор Пограничной стражи, выходец из крепост- ных крестьян. Мать Деникина была полька из семьи обедневших землевладельцев, с простой белорусской фамилией Чиж. Родился Деникин на территории Польши и там же провёл детство и почти всю юность. Часть юности, а именно два года (1890-1892), он скоротал в Киеве, в пехотном училище, после чего снова отправился в Польшу, в какую-то провинциальную дыру -- как непородистый (породистые шли... эээ... определялись в гвардию). По-польски Деникин говорил хорошо. В 1918 году он в принципе мог податься и к полякам -- по мамочкиной линии -- но выбрал Империю. До сорока двух лет Деникин жил с мамой и служанкой. Жениться ему удалось только в 1918 г. Ну, этот попрёк скорее к женщинам, а не к Деникину. Литераторствовать Деникин начал понемногу ещё в 1890-х. В 1898 году был опубликован его первый рассказ. В военных делах Деникин с молодости определённо был храбрецом, но не безголовым. На русско-японскую войну (1903-1904) он отпра- вился добровольцем и дослужился, точнее, довоевался там до чина полковника. К 47 годам, то есть, ко времени своего вступления в главноко- мандовние Вооружёнными Силами Юга России (ВСЮР) он уже был седо- ватым джентльменом с брюшком, которое образовалось, видимо, на нервной почве -- из-за частых переживаний за соратников и за Россию. В эмиграцию Деникин отправился, надо думать, с чемоданами доку- ментов, в предвкушении своих будущих книг (иначе трудно объяснить их детальность и многочисленные в них цитаты). Деникин, можно сказать, послужил как главнокомандующим, так и главным историком ВСЮР. Впрочем, по поводу Белого движения хорошо написали многие: Виталий Шульгин, Роман Гуль, Алексей Будберг, Яков Слащев, тот же Пётр Врангель и т. п. А вдобавок и некоторые иностранцы отметились в этом: Хадлстон Уильямсон, к примеру ("Прощание с Доном"). И всё у них такое героичное, трогательное... С большевистской стороны тоже немало трогательного написано. С какой-нибудь петлюровской -- наверняка, тоже. А ещё с польской, финской, эстонской, латышской и т. п. И вот я разрываюсь перед выбором: какой стороне сочувствовать? Обычно выходит так, что от какой стороны материал изучаю, с той и солидаризуюсь. Получается, огромное количество в общем-то неплохих людей разделилось на несколько лагерей и принялось тузить друг друга частью из высших прбуждений, частью из мести за тяготы и лишения и за смерть товарищей (ладно, другов), которая не заставила себя долго ждать. Впечатляет мизерность количества воевавших. ВСЮР в свои лучшие моменты насчитывали не более 85 000 штыков/сабель. Плюс, разуме- ется, всякие тыловики. Со стороны большевиков всем им противосто- яло приблизительно такое же число народа. Ясное дело, что многих до этого прибрала Мировая война, что часть людей подалась в петлюровцы, махновцы и т. п., но также ясно, что очень многие сидели по домам и уклонялись от мобилизаций. * * * Из мемуаров Деникина определённо следует, что никакого похода Антанты против Страны Советов по существу не было. Не было даже серьёзной материальной помощи со стороны "союзников" Белому дви- жению. И помогали в основном англичане, а французы уклонялись от этого, считая, наверное, что русские успешно угробят Россию и без французских затрат. * * * А ещё Деникин много и определённо говорит о том, как кубанское казачество самостийничало, торговалось и оттягивало на себя дра- гоценное внимание руководства ВСЮР вместо того, чтобы просто вое- вать за единую и неделимую. Это к вопросу о важной роли казачест- ва в защите российской государственности -- и о смысле теперешне- го фигуряния некоторыми в казачьей форме и выдавания ими себя за казаков. Вдобавок из текстов Деникина определённо видно, что кубанское казачество было по происхождению украинским. То есть, хохлы вели работу по разрушению великой России тремя отрядами: как петлюров- цы, как махновцы и как кубанские казаки. И это, кстати, к вопросу о том, где должна бы проходить граница современной Украины, если её определять на основе этнического фактора. * * * Военно-аналитические способности -- и претензии -- Деникина про- явились ещё в 1908 году, когда он опубликовал брошюру "Русско- китайский вопрос: Военно-политический очерк" по материалам своего боевого опыта в Манчжурии. Демократические наклонности Деникина обнаружились тоже довольно рано. В общем, в 1918 году он оказался в Белом движении очень пра- вильным человеком на не очень правильном месте, благодаря чему мы, так называемые потомки, заполучили в Белом движении весьма квалифицированного и чрезвычайно информированного как бы агента- инсайдера, щедро пролившего свет НА ВСЁ, что только может вызвать в тех событиях интерес. После 1920 года огромное внимание к литературным трудам Деники- на было гарантировано, и он не подвёл. Как писатель, он получил, наконец, возможность развернуться, отдаться своему второму "я". * * * Про военные и политические ошибки Деникина времён ВСЮР говорить не интересно: разумеется, они в чём-то там были. В каких-то част- ностях, но не в крупном. Как ни рули, кто-то всегда тебя в чём-то обвинит -- и даже притащит за уши какие-то как бы аргументы. Про- играли в основном потому, что не нашлось достаточного количества приличных людей, готовых мучиться и рисковать жизнью за единую и неделимую "демократическую" буржуазную Россию: часть пассионарно- го человеческого материала была выкошена в первую Мировую, часть подалась к большевикам, чтобы вместе идти сквозь кровь и пыль и револьверный лай во в принципе возможное "светлое будущее". * * * Интерес представляет СИТУАЦИЯ в 1919 году на юге России. Бьются насмерть энтузиасты нескольких морально-политических "начал" -- и заставляют биться насмерть за эти "начала" других -- тех, кто предпочли бы сидеть дома. К бьющимся из идейных соображений при- мыкают "люди войны" (романтики кровавого вихря), садисты, отчаяв- шиеся мстители и те, кто считает, что в рядах вооружённой группы в смутное время легче кормиться и защищаться. Эти люди образуют худо-бедные фронты, за которыми скрываются от военных бедствий, а то и наживаются на них специфические тылы, состоящие в значитель- ной части из сволочи и социальных паразитов: политиканов, казно- крадов, уклоненцев от выполнения гражданского долга, хитрозадых жлобов вроде Ивана Солоневича и теоретизирующих никчемушников вроде Николая Бердяева, Петра Струве и Владимира Вернадского, берегущих себя для России. "Союзники" -- в первую Великобритания и Франция -- разрываются между всякими соблазнами и опасениями и оказываются не в состоянии определиться со своими интересами и выработать чёткую политику. * * * У Деникина нет замахов на военное или политическое теоретизи- рование (очень жаль!), зато и нет увлечения претенциозными схема- ми. Он -- умненький практик, разбирающийся в идеях своего времени и видящий их ограниченность. Как ни крути, русско-польскому человеку без сбережений в легко конвертируемых ценностях, чтобы выжить в то время, было лучше к кому-то присоединиться. И Деникин сделал в личном плане довольно правильный выбор, что и позволило ему дотянуть до 75 лет, причём в отнюдь не нищенских условиях. * * * Книги Деникина -- это повод ещё раз задуматься над некоторыми важными вещами. К примеру, что такое честный человек, в какой степени надо им быть и зачем. Соль в том, что честность зачастую не выигрышна. Сие есть факт. Если будешь уклоняться от лжи, инт- риг, предательств и т. п., то не доберёшься до власти (а если во- лею случая всё-таки заполучишь её, то не удержишь), а без власти ты общество сильно не облагодетельствуешь. * * * Сравнение Деникина с каким-нибудь Наполеоном в моральном аспек- те -- в пользу Деникина. Достоинство Деникина было в конце концов признано даже кровожадным большевичьём, так что великий старик был оставлен в Париже комиссарами в покое... ................................................................ ................................................................

Литература:


Возврат на главную страницу           Александр Бурьяк / Генерал-литератор Антон Деникин