Александр Бурьяк

Даниил Гранин как выразитель лучшего в советском

bouriac@yahoo.com Другие портреты На главную страницу
Даниил Гранин
Даниил Гранин
Про иного советского писателя не скажешь, что еврей, пока био- графии его не почитаешь или не заглянешь в писульки антисемитов. С Даниилом Граниным этой проблемы нет: на большинстве своих фото он выглядет так, как и ожидаешь от нормального ашкенази. Но дис- сонировало "родился в семье лесника". С робкой надеждой я всё- таки пошарил по интернету и, только обнаружив тёплый материал о Гранине на авторитетном сайте www.sem40.ru, утвердился в мнении, что "таки да". В Гранина я уткнулся, потому что попалось в букинистическом магазине первое издание его знаменитого в своё время романа "Иду на грозу". Недолгая попытка чтения привела к выводу, что это мощная, добротная проза. Да и цена книги была минимальная (увы, увы!). * * * О том, как начиналось. С сайта www.ceo.spb.ru: "В конце 1948 года Гранин вдруг написал рассказ, про аспирантов. Назывался он 'Вариант второй'. Даниил Александрович принес его в журнал 'Звезда', где его встретил Юрий Павлович Герман, который ведал в журнале прозой. Его приветливость, простота и пленитель- ная легкость отношения к литературе чрезвычайно помогли молодому писателю." Два Германа быстро нашли общий язык. Верю, что Гранина тянуть за уши в литературу было не нужно: разве что какие-то мелочи подсказать. * * * www.sem40.ru: "Матери - горожанке, моднице, молодой, веселой - не сиделось в деревне. Поэтому она восприняла как благо переезд в Ленинград. Для мальчика потекло детство городское - учеба в школе, наезды отца с корзинами брусники, с лепешками, с деревенским топленым маслом. А все лето - у него в лесу, в леспромхозе. Как старшего ребенка, его, первенца, каждый тянул к себе. Это не была размолвка, а было разное понимание счастья. Потом все разрешилось драмой - отца сослали в Сибирь, куда-то под Бийск, семья осталась в Ленинграде. Мать работала портнихой." "Отец после ссылки стал 'лишенцем', ему было запрещено жить в больших городах. Д. Гранина, как сына 'лишенца', не принимали в комсомол." "После окончания учебы Даниила Гранина направили на Кировский завод, где он начал конструировать прибор для отыскания мест повреждения в кабелях." "С Кировского завода ушел в народное ополчение, на войну. Однако пустили не сразу. Пришлось добиваться, хлопотать, чтобы сняли бронь. Война прошла для Гранина, не отпуская ни на день. В 1942 году на фронте он вступил в партию. Воевал на Ленинградском фронте, потом на Прибалтийском, был пехотинцем, танкистом, а кончал войну командиром роты тяжелых танков в Восточной Пруссии. В дни войны Гранин встретил любовь. Как только успели зарегистри- роваться, так объявили тревогу, и они просидели, уже мужем и женой, несколько часов в бомбоубежище. Так началась семейная жизнь. Этим и надолго прервалась, до конца войны." "Всю блокадную зиму просидел в окопах под Пушкино. Потом посла- ли в танковое училище и оттуда уже офицером-танкистом на фронт. Была контузия, было окружение, танковая атака, было отступление -- все печали войны, все ее радости и ее грязь, всего нахлебался." Серьёзный фронтовой опыт всегда характеризует человека положи- тельно, хотя, разумеется, отнюдь не делает святым. Воевал -- зна- чит, был достаточно здоров, чтобы пройти медкомиссию и выдержать психические перегрузки фронта. Не дезертировал, не предал, не погиб по глупости. Нажил опыт, который далеко не у каждого есть. * * * Даниил Данин Гранин -- писатель из вполне социализированных: "Д.А. Гранин - Герой Социалистического труда, лауреат Государс- твенной премии, кавалер двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена 'За заслуги перед Отечест- вом' III степени. Он - лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, член Академии информатики, член Президентского Совета, президент Фонда Меншикова." (С сайта www.ceo.spb.ru) Членство в Президентском Совете -- полагаю, достаточное основа- ние для утверждения, что на Гранине лежит весомая доля вины за не совсем хорошее состояние современной России. Бедняга Путин беспо- мощно мечется по Кремлю, изнывая без толковых рекомендаций, а титулованный старичок занимает чужое престижное место в Прези- дентском Совете и при случае вдувает Путину в уши всякую либерально-интеллигентскую ерунду (по поводу милосердия и т. п.). * * * www.ceo.spb.ru: "Пережил Гранин и другое увлечение - путешествиями. Вместе с К. Г. Паустовским, Л.Н. Рахмановым, Расулом Гамзатовым, Сергеем Ор- ловым они поехали в 1956 году в круиз вокруг Европы па теплоходе 'Россия'. Для каждого из них это был первый выезд за границу. Да не в одну страну, а сразу в шесть - это было открытие Европы. С тех пор Гранин стал много ездить, ездил далеко, через океаны - в Австралию, Кубу, Японию, США. Для него это была жажда увидеть, понять, сравнить. Ему довелось спускаться на барже по Миссисипи, бродить по австралийскому бушу, жить у сельского врача в Луизиане, сидеть в английских кабачках, жить на острове Кюрасао, посетить множество музеев, галерей, храмов, бывать в разных семьях - испанских, шведских, итальянских." После подобных деталей моё тёплое отношение к тому или иному писателю обычно меняется на прохладное: к покорению земного шари- ка я отношусь очень ревниво. Полагаю, что как минимум каждый второй советский диссидент на таких условиях (за государственный счёт "бродить по австралийскому бушу" и т. д.) сумел бы преодо- леть свою неприязнь к реальному социализму. А ещё возникает подо- зрение, что Гранина выращивали в качестве советского международ- ного эмиссара еврейской национальности на смену дряхлевшему Илье Эренбургу. * * * М. Золотоносов: "...после смерти Д. С. Лихачёва в 1999 г. Гранин постарался занять его место 'мудрого старца' (правда, вступил в столь тесное сотрудничество с властями, особенно после прихода к власти В. В. Путина, что оказался органически не способен на предусмотренные этой ролью систематические протесты например, в связи с уничто- жением памятников истории, архитектуры и культуры), во-вторых, с учётом того, что Гранин активно участвовал в литпроцессе с конца 1940х гг., в частности, в бурных событиях в ленинградской писа- тельской организации в первой половине 1960-х гг. (последствия 'дела Бродского'), и прошёл путь, который в советский период был путём конформиста, маскировавшегося под автора проблемной прозы, характерными примерами которой является схематичный и глубоко советский роман 'Иду на грозу' (1962), а позже 'Картина' (1980). Не случайно Б. И. Бурсов назвал Гранина 'ухудшенным вариантом Юрия Трифонова'." Я согласен с тем, что "Иду на грозу" -- роман глубоко советс- кий, но я не согласен с тем, что он -- схематичный (слово "схе- матичный" я бы оставил, к примеру, для опуса "ТАСС уполномочен заявить" Юлиана Семёнова). "За исключением раннего 'оттепельного' рассказа 'Собственное мнение' (1956), выдающегося для периода соцреализма, который подвергся резкой критике, Гранин выглядит очень средним советским (причём глубоко и расчётливо советским) писателем, достигшим вы- сот в основном по административно-официозной линии. Относительным достижением можно назвать посвящённую судьбе Н.В. Тимофеева- Ресовского повесть 'Зубр' (1987), поднявшую необычный и проблем- ный материал, а сверх раннего рассказа и этой повести ничего, пусто." На самом деле Даниил Гранин -- не очень средний, а довольно- таки вышесредний советский писатель: средний уровень советских литераторов был несколько ниже гранинского. К расчётливой советскости я отношусь лучше, чем к расчётливой антисоветскости, когда человек "разоблачал" Советскую власть ровно настолько, насколько хотел пострадать ради последующих выгод от репутации борца. "Зато в конце советского периода Гранин народный депутат СССР, член бюро Ленинградского обкома КПСС и Герой Социалистического труда (указ от 1 марта 1989 г.). И словно в наказание 1990-е годы отмечены двумя литературными провалами: романом 'Бегство в Рос- сию' (1994) и 'Вечерами с Петром Великим' (2000), которые имели искусственный успех благодаря Государственной премии 2002 г. и 300-летию Петербурга. В это время власти уже внедряют Гранина, как картофель при Екатерине." "Несмотря на всё Гранин в советский период имел устойчивую репутацию либерала, которую заработал в 'оттепельное' время, а потом поддерживал в основном неучастием." Сотрудничество честных людей с Советской властью, в отличие, например, от сотрудничества с нынешним белорусским режимом, не было вынужденным злом, совсем уж большим компромиссом. Потому что, в отличие от нынешнего белорусского режима, советское госу- дарство строилось на открыто и чётко провозглашённой идеологии (коммунистической) и старалось этой идеологии придерживаться -- там где она не слишком шла вразрез с естественными эгоистичными влечениями власть имущих, вообще с нормальными человеческими наклонностями и со здравым смыслом. В конце концов, беспроблемных обществ не бывает. Не бывает даже малопроблемных. Все общества -- с большими или очень большими проблемами, только не дают себе в них полного отчёта. Членство Гранина в КПСС -- ещё не показатель его настроенности проявлять полную лояльность: можно ведь было воображать себя, к примеру, умеренным борцом за "ленинские принципы" или даже замас- кировавшимся троцкистом. И заметим себе, что Гранин вступил в компартию на фронте: в условиях, когда членство в ней означало эпизодическое попадание под призыв "коммунисты -- вперёд", влёкший повышенную вероятность ранней смерти за Родину. Я бы скорее попрекнул Гранина хорошими отношениями с постсовет- ской властью, а не с советской. * * * Роман "Искатели". Ни одного слова "еврей". Но есть старший лаборант Саша Заславский, у которого "толстое добродушное лицо" и "жёсткие курчавые волосы". Есть старший инженер Кривицкий ("его острого, злого языка остерегался даже техник Лёня Морозов"). Ещё там есть секретарь парткома Зорин. И есть Костя Исаев -- наверное, русский, но с фамилией еврейского происхожде- ния. * * * Роман "Иду на грозу". ................................................................. ................................................................. Творчество Гранина -- в здравом ключе. Обнаружить у него в "Иду на грозу" идеологическую чепуху мне не удалось, хотя он и был членом компартии. * * * Фильм "Иду на грозу" (1965 год). Я его видел очень давно и, наверное, только один раз, да и то частично. Потому что почти ничего из него не помню. Полагаю, он не был популярным (несмотря на участие в нём популярных актёров). Не "Мёртвый сезон" и не "Щит и меч". * * * О еврейском следе в романе "Иду на грозу". След таки есть. Ну, переть против фактов -- это было бы неправильно, а факты таковы, что евреев среди тогдашних советских физиков имелось действитель- но очень много. И Гранин ещё довольно-таки сгладил картину. А если бы не сглаживал, то евреем среди его физиков был бы, навер- ное, каждый третий. Не верю, что указанный след получился случайно или посредством простого отражения действительности методом социалистического реализма. Я думаю, след оставлен обдуманно: по-видимому, автор считал своим долгом участие в привитии "гоям" представления, что евреи -- такие же люди, как и все другие. Вообще без еврейского следа еврейскому русскоязычному автору творить было нельзя: "свои" бы это расценили как чёрт знает что и отказали в поддержке. Еврейское должно было чуть-чуть присутство- вать: быть заметным для обращающих внимание и незаметным для не обращающих. Любимым автором массы советских читателей Гранин мог быть впол- не. И он им был в своё время. А вот любимым автором массы РУССКИХ читателей он никогда не будет. Не потому, что нерусский (Конан- Дойль и Дюма -- тоже нерусские) и даже не потому, что еврей (гол- ливудские фильмы с еврейскими актёрами-режиссёрами зачастую имеют в России горячий приём), а потому что он еврей русскоязычный, то есть, не совсем свой, всё время путающийся под ногами, но посмат- ривающий на сторону. Время актуальности Гранина ушло. Почитывать- то его некоторые русские интеллектуалы всё ещё будут, но не для того, чтобы узнать квалифицированное мнение по тому или иному вопросу, а для того, чтобы узнать квалифицированное ЕВРЕЙСКОЕ мнение. Против этнического начала не попрёшь. Так же, как не попрёшь против фактов. В СССР существовало и мощное надэтническое -- советское -- а в постсоветской России её надэтническое "россиянское" воспринимается многими русскими как направленное против них. * * * То, что Гранин не вступился в своё время за вырожденца Иосифа Бродского -- сквернослова и порнографа, -- характеризует Гранина положительно. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ Гранину было вступаться? На том, что Бродский -- талант? Но таланты бывают и разрушительные -- и это как раз случай Бродского. Когда творцам вроде Бродского доро- га открыта, общество становится хуже. На самом деле Гранин подошёл к "делу Бродского" довольно кор- ректно и даже объяснил, почему считает сложной проблему оценки: "По существу сегодняшнего вопроса я хотел ещё сказать одно: неверно, когда говорят, что Бродский -- это человек, стоящий вне литературы. Стихи Бродского способные, одарённые; есть, конечно, и плохие, негодные стихи, но рядом стоят хорошие, он популярен среди молодёжи; из-за этого всего и сыр-бор-то разгорелся, если бы это был бездарный человек, политическое ничтожество, не ввя- зывалось бы в это дело столько людей." (ЦГАЛИ СПб. Ф. 371. Оп. 1. Д. 477. Л. 142142 об.) (цит. по М. Золотоносову). * * * Разговор о Данииле Гранине -- возможность вспомнить Василя Быкова. Можно сопоставить их в части жизненного пути и в части творческой продукции. Оба фронтовики. Оба члены КПСС. Один -- еврей, не выпячивавший своей еврейскости, другой -- белорус, женатый на еврейке и заискивавший перед еврейской общественнос- тью. Один -- мастер стиля, другой -- поставщик примеров того, как писать не следует. Один сосредоточивался на теме созидания, другой застревал на теме войны и увлекался убийством своих героев. Оба своевременно и удачно перешли в антисоветчики. Оба под конец жизни -- "совести нации" или что-то около того. * * * Сын репрессированного лесника Даниил Гранин был и членом КПСС, и отличным СОВЕТСКИМ писателем. Вообще, в Ленинграде 1960-х тру- дилась целая плеяда молодых (вообще или только в литературе) видных советских авторов еврейского происхождения (рядом указаны количества ссылок в Яндексе по состоянию на июль 2012 г.): Даниил Гранин 77 000 Натан Эйдельман 18 000 Даниил Данин 12 999 Илья Штемлер 8 000 Сергей Довлатов 258 000 Юрий Домбровский 59 000 Давид Самойлов 159 000 Владимир Рецептер 10 000 Владимир Уфлянд 6 000 Владимир Марамзин 6 000 Семен Ласкин 16 000 Борис Рацер 46 000 Яков Длуголенский 6 000 Для меня, скажем, Илья Штемлер как писатель интереснее Даниила Гранина, а для большинства других вот получается наоборот. Вооб- ще, всякие такие ссылки -- дело довольно загадочное. Можно пред- полагать, что кто-то из литераторов взял больше матерщинкой и/или интимными подробностями, кто-то антисоветчинкой, кто-то -- тесной дружбой с властями. Про треть людей из этого списка я прежде не читал и не слышал, а вот поди ж ты: для кого-то они до сих пор значимы. ................................................................. .................................................................

Литература

Гранин Д. "Иду на грозу. Золотоносов М. "Другой Гранин, или Случай с либералом" (с сайта www.litrossia.ru)

Возврат на главную страницу           Александр Бурьяк / Даниил Гранин как выразитель лучшего в советском