Александр Бурьяк

Игорь Лученок как вечный образец
лояльной белорусской интеллигенции

bouriac@yahoo.com На главную страницу
(Статья 2001 года.)
Игорь Лученок
На завершающем этапе "президентской гонки" баллотирующийся на очередной срок Александр Лукашенко прибегнет, конечно, к такому обычному агитационному средству, как выпускание на телевизионный экран различных народных любимцев, которые будут задушевно говорить согражданам о том, какой он выдающийся государственный деятель и замечательный человек. Чтобы затруднить ныне здравствующему президенту злоупотребление этим средством, надо разобраться со всеми народными любимцами заранее: добиться от них если не активной поддержки оппозиции, то хотя бы нейтральности. Это не так уж сложно сделать, если использовать медицинские и биографические материалы о президенте, появившиеся в последнее время. Было бы полезно отпечатать брошюру с соответствующими публикациями -- без разбавления их либерально-гуманитарной риторикой. Идеологической обработкой должны охвачены быть не только белорусские знаменитости, но также и российские. Если же кто-то из знаменитостей не изъявит твердого намерения занять на выборах достойную позицию, надо позаботиться о представлении его истинного лица избирателям уже сейчас. Надо напомнить каждому из них, что политика -- дело грязное, что оппозиция по уши в дерьме и готова поделиться этим дерьмом с другими. В работе с плохо себя ведущими знаменитостями надо быть решительными и беспощадными. Только после выборов можно будет позволить себе снова стать вежливыми и доброжелательными, как все хорошо воспитанные люди. Двух-трех первоочередных кандидатов в "группу поддержки" главного претендента на президентское кресло следует демонстративно и основательно "размазать по стенке" -- чтобы все поняли, чем им грозит неуместная попытка сыграть политическую роль. Превентивное "размазывание" полезно, среди прочего, потому, что народ поустанет от "чернухи", и когда главный претендент "покатит бочки" на своих конкурентов, это уже будет восприниматься как избитая, скучная тема. * * * Я не знаю, кто победит на очередных президентских выборах, но я знаю, кто будет придворным композитором при новом президенте. Конечно же им будет лауреат двух государственных премий Игорь Михайлович Лученок. А поскольку Лученок сохранится при любой власти, то никому не хочется его трогать, но всем хочется с ним дружить. Только безнадежный неудачник -- махнувший рукой на свою карьеру или, наоборот, в отчаянии готовый прибегнуть к такому крайнему, нечистоплотному приему, как оплевывание выдающегося деятеля, -- может решиться задеть Игоря Михайловича. Конечно, на предстоящих выборах может победить и кандидат от оппозиции, и было бы жаль лишать нового президента поддержки этого по-своему способного человека, но я думаю, что Игорь Михайлович в любом случае как-нибудь выкрутится. Зуб на Лученка начал расти у меня еще со времен дурацкой песни "Дударыки-дудары", мелодия которой, к счастью, не застряла в моей памяти. Зато песню Лученка "Память сердца" (помните: "Не спится только ветерану ...") меня заставляли учить еще в школе на уроках пения. Сейчас мне уже под сорок, и сколько я себя помню, всегда где-то маячил Лученок. Можно сказать, я прожил под сенью Лученка. Уже давно сошли на нет Пахмутова и Антонов, вышли из моды Окуждава и Розенбаум, а товарищ Лученок все еще на коне. Чашу моего терпения переполнило интервью Игоря Михайловича "Мой адрес -- Советский Союз!" в газете "Во славу Родины" (за 23 сентября 2000 г.). Лученок там заявляет, что его любимый герой -- Че Гевара. Этот выпендреж меня задел до крайности. Можно понять, почему увлекался Эрнесто Геварой в ранней молодости я -- босяк и завсегдатай антиправительственных демонстраций, в котором это государство всегда видело лишь дешевую рабочую силу или "пушечное мясо". И то я с возрастом пришел к выводу, что товарищ Гевара был слишком поверхностный и слишком беспокойный. Но какое дело до Гевары этому хорошо пристроившемуся человеку, который избрал своей жизненной линией беззаветное сотрудничество с властями, какие бы они ни были. Может, он всех их ненавидел в глубине души и мечтал пристрелить: Брежнева, Горбачева, Машерова, Киселева, Шушкевича, Кебича, Ельцина, Лукашенко? Оказывается, на Кубе к Лученку подошел как-то после концерта аж сам Фидель Кастро и сказал проникновенно: "А ты такой же бунтарь, как и я". Интерес- но, был ли у вечного отличника Лученка хотя бы один привод в милицию? Лученок хвастается своими тремя высшими образованиями. Что касается меня, то я едва осилил одно -- настолько противна была эта система. Из того же интервью: "Был грех -- участвовал с большой командой артистов эстрады в избирательной кампании Ельцина в 1996 году, когда мы ездили по городам России. Но в душе я всегда оставался коммунистом и на самом деле агитировал за Зюганова." Возможно и за Зюганова, но деньги за это получал от Ельцина. Чтоб мне око- сеть, если я когда-нибудь сам опущусь до такого двуличия. И нужно быть если не круглым дураком, то совершенно безнравственным человеком, чтобы вдобавок признаваться в таких вещах публично и не чувствовать при этом неудобства. Я не музыкант и не певец, и, наверное, как-нибудь обошелся бы без выражения своих мыслей о товарище Лученке, если бы в той области, в которой подвизаюсь я, ситуация не была аналогичной: прочная оборона нескольких хорошо пристроившихся мужичков, строго следящих за тем, чтобы никто вперед них не высунулся. Вообще, специфика белорусской культурной жизни состоит в том, что в каждой ее области -- будь то эстрадная музыка, литература, философия, любая отрасль науки или что-то еще -- окопались три-пять энергичных, плодовитых и хорошо ладящих с властями корифеев, которые в творческом отношении либо давно выработались, либо всегда недотягивали. Людям действительно талантливым очень трудно в таких условиях пристраивать свою продукцию и пробиваться к общественному положению, дающему возможность существовать без слишком больших проблем. Во всякой стране есть тенденция заполнения верхних ступенек социальной иерархии шустрыми бездарями, но Беларусь представляет собой в этом отношении какой-то уж слишком яркий случай. Поэтому когда с какой-нибудь трибуны напыщенно говорят про интеллектуальный потенциал Беларуси, меня коробит. Это себя, что ли, граждане академические старопёры, вы считаете интеллектуальным потенциалом?! Вы жалкие имитаторы и приспособленцы. Вы даже свою халтуру не можете сделать без вопиющих ошибок. Все здоровое, самостоятельное, свежее вами душится в зародыше или загоняется в подполье. Действительные белорусские интеллектуалы преимущественно мучаются в трущобах от бескормицы или работают на заграничного дядю. Беларусь -- кладбище творческих талантов, чиновничья республика. Все, кто мог, сбегали из этой интеллектуально затхлой среды: раньше -- в Москву, теперь -- на Запад. Когда я пробовал обсуждать идеи этой статьи с разными людьми, то был удивлен, до чего прочно им всем вбили в головы, что Лученок -- великий композитор. Когда же я требовал у них предъявить мне мелодии Лученка, они вспоминали от силы две-три песни. Прямо как с Тартареном из Тараскона -- великим человеком из маленького городка, ставшим великим, потому что согражданам захотелось иметь своего героя. Я, кстати, не видел ни одной магнитофонной кассеты с песнями знаменитого Лученка: то ли слишком быстро раскупают, то ли не покупает никто. Что до меня, то я не отличаюсь ни музыкальной утонченностью, ни музыкальной памятью, поэтому в состоянии обратить внимание только на какую-нибудь достаточно яркую песню. Я не стану утверждать, что Лученок не способен написать хорошую музыку, но все-таки у других композиторов запоминающихся и любимых народом песен заметно больше, а мелькают они на белорусском Олимпе заметно меньше, если совсем не исчезли в тени Лученка. Песни Лученка "Мой родны кут", "Спадчына", "Алеся" -- это, на мой простой взгляд, хорошо написанные произведения и почти шлягеры. Даже "Память сердца" -- в общем-то, сдается, неплохая песня (правда, из-за своего текста производящая впечатление незаконченной), но она воспринимается как слишком официозная, и ее вряд ли кто поет с гостями за столом, приняв дозу любимого напитка. К тому же из песен на ту же тему мне больше нравятся "Маки, маки ..." Антонова, и "На Мамаевом кургане ..." Розенбаума, не говоря уже о таком шедевре, как "А на груди его светилась медаль за город Будапешт". Конечно, подобные произведения должны звучать по радио и телевидению исключительно редко -- в противном случае у нас может проснуться чувство национального достоинства, и мы ринемся "мочить" подряд всяких немцев, америкашек и безродных космополитов. Из интервью: "Игорь Крутой уж на что крутой, а на вопрос Элеоноры Езерской о том, может ли он писать такие же песни, как Пахмутова, Фрадкин, Лученок, ответил, что пока нет." Надо же, трах-тарарах! По-видимому, у Крутого просто больше скромности, чем у Лученка, несмотря на крутость. Возбужденный темой крутости, я решил посмотреть в Интернете число ссылок на каждого из упомянутых талантов: какой-никакой, а все-таки показатель. Я использовал поисковую систему "Aрort" и получил следующие данные: Игорь Лученок -- 111 документов; Игорь Крутой -- 416 " Александра Пахмутова -- 1034 " Марк Фрадкин -- 220 " Для сравнения: Юрий Лоза -- 1237 " Юрий Антонов -- 2091 " Александр Розенбаум -- 3259 " Комментарии, как говорится, излишни. Зато видно, кого из россиян надо обрабатывать, чтобы осенью он не стал публично высказываться о том, что надо бы всенародно избранного защитника славянских ценностей избрать всенародно еще раз. За одну песню А. Пахмутовой "Заповедный напев, заповедная даль..." я отдал бы двух Лученков со всем их творческим багажом. Эту песню вообще надо бы считать гимном Беларуси. Представляю, как страдает Игорь Михайлович, когда ее слышит. Только вот что-то редко она звучит. "Белый аист летит..." -- тоже замечательная песня. Александра Пахмутова недавно получила награду из рук Александра Григорьевича, поэтому оппозиции надо серьезно опасать- ся, что эта замечательная женщина проявит себя на выборах не с той стороны баррикад. Из интервью: "По-настоящему прискорбным я считаю тот факт, что у нас сегодня нет ни одного эстрадного певца или певицы всесоюзного уровня." Ну зачем же так категорично о молодых и талантливых людях? Стройных ног, симпатичных лиц, хороших голосов, по-моему, на белорусской эстраде хватает, а для успеха что еще надо? Отсутствие песен -- другое дело, но откуда им взяться, когда здесь сплошь И. Лученок и ему подобные? Если нет хорошей песни, то на эстраде не помогут никакие оранжировки, завывания бэк-вокалистов и танцевальные выпендривания. Так что давайте, Игорь Михайлович, пишите забойные произведения для эстрады. Или сидите тихо, потому что со своим старым багажом вы уже слишком долго едете. А то покажите всем нам, какой вы бунтарь. Только пусть это будет настоящий бунт, а не фига в кармане. ----------------------------------------------------------------
Опубликовано с сокращениями в газете "Свободные новости" от ...04.2001

От критиков:

"Обидно за 'земляков' которые носят Камень, или обиды на Лученка. Сделайте сначала столько и Переживите Столько, а потом уже Вам не захочется 'зуб' выращивать .... По детски как-то смотрится ... Думается, возможно, статья заказная ... Если статья все-таки не заказная, То Работать Вам надо над Собой!" (09.08.2008) Статья не заказная. Как я сказал, так и было: она написана в порыве чувств -- после прочтения упомянутого интервью Лученка в газете "Во славу Родины". В отличие от страдальца Лученка, я ни под кого свои публичные высказывания не подстраиваю. Кстати, даже гонорара редактор не выплатил: газетка-то оппозиционная была, вечно на мели... В деньгах я не нуждался, так что напоминать о долге не стал. Посчитал его своим вкладом в борьбу с "режимом". Померяться Государственными премиями и прочими следствиями лояльности я с Лученком, действительно, не могу, а сделанным -- хоть сегодня. Ах, да, с народным признанием у меня туговато... Но у меня по этому поводу куча "отмазок" есть -- типа "народ сильно подпорчен лученками" и т. д.

Возврат на главную страницу