Александр Бурьяк

Макс Нордау, великий европеец

bouriac@yahoo.com Другие портреты На главную страницу
Макс Нордау
Кто из так называемых образованных (иначе -- культурных) людей Европы, России и т. п. сегодня знает или хоть что-нибудь когда- нибудь слышал о Максе Нордау (1849-1923)? А ведь по справедливос- ти он должен бы числиться в ряду самых крепких умов своего времени -- тех, которые обеспечили огромный вклад XIX века в восхождение человечества к чему-то там. Его вспоминают в основном как сионистского деятеля, который к тому же что-то писал про вырождение. На самом же деле он присоеди- нился к сионистам только в 1895 г. -- и скорее всего лишь потому, что убедился в неприятии его охранительных идей большинством евро- пейской интеллигенции и решил попробовать хотя бы новое (создавае- мое, можно сказать, "с нуля") еврейское общество выстроить на на- чалах, которые существенно препятствовали бы вырождению. По своим наклонностям он был не еврей, а европеец. "Нордау" -- это как бы "человек Севера". В то время как наиболее экзальтированные сиони- сты меняли свои немецкие имена и фамилии на библейско-ивритские, он решил остаться "норманном". Лучшую часть своей творческой жизни он посвятил не еврейским делам, а делам Европы. Его возврат к евреям не был возвратом к еврейскому: он вернулся не к евреям вообще, а к евреям-подвижникам, искавшим решение еврейской проб- лемы на благо не только евреев, а всех. Но сионисты ценили Нордау отнюдь не за его тщательную разработку темы вырождения, а за его импозантность, европейскость, литературный и ораторский талант, порядочность, умение находить компромиссы. Для Нордау сионизм являлся не "делом жизни", а всего лишь поприщем, на котором он был востребован, благодаря чему мог вынашивать какие-то надежды. Нордау был шире и сложнее сионизма. Такими, как Нордау, в сио- нистском движении пользовались люди менее щепетильные. Жизнь Макса Нордау -- это отягощённый всякими сложностями путь человека, ум которого был слишком мощным, чтобы остаться незаме- ченным, но слишком правильным, чтобы быть вполне востребованным. Его книги были очень неудобными уже в его время, а сегодня они неудобны тем более, поскольку явления, по поводу которых он критично высказывался, к настоящему времени не только умножились, но превратились из маргинальных в господствующие. Поэтому он оказался непреодолимо чужд современному "западнизму" и соответст- венно отодвинут не то в третий, не то в пятый ряд читаемых авторов несмотря на то, что блестящ, импозантен и еврей. В настоящее время в Европе нет общественного движения или хотя бы "течения мысли", которое бы определённо выступало в защиту здравомыслия, нормальности, исконной человечности, так что Нордау оказался без идейных наследников. Есть только слегка интересующиеся. Не отличись Нордау в сионизме, его бы, наверное, и вовсе игнориро- вали, как будто его и не было. * * * С сайта организации "Jewish Agency for Israel": "Макс Нордау (урождённый Симон Максимилиан Сюдфельд [по другим источникам Симха Меир Зюдфельд]; 1849-1923). Один из основателей Всемирной Сионистской организации, философ, писатель, оратор и врач." "Макс Нордау родился в городе Пешт, Венгрия, в ортодоксальной еврейской семье. Позднее он перестал соблюдать все религиозные каноны и был даже обвинён в антирелигиозной деятельности. Макс Нордау становится врачом, в 1880 году переезжает в Париж. Парал- лельно Нордау делает карьеру журналиста, став в результате кор- респондентом ведущих европейских газет. Он достиг широкой извест- ности и славы как мыслитель и социальный критик после публикации нескольких своих работ, в которых высказал критические взгляды на устоявшиеся общественные, религиозные, политические и культурные каноны своего времени. Публикации Макса Нордау были восприняты неоднозначно и в течение многих лет после их появления служили темой острой дискуссии между сторонниками и противниками идей Нордау. Его самые известные работы -- 'Традиционная ложь нашей цивилизации' (1883), 'Парадоксы' (1896) и 'Упадочничество' (1895). "В 1895 году Макс Нордау впервые познакомился с идеей Теодора Герцля о праве еврейского народа на национальное самоопределение и независимое государство.Он с энтузиазмом поддержал эту идею. Нордау был избран вице президентом, а затем и президентом нес- кольких сионистских конгрессов. Он стал одним из лидеров раннего сионистского движения и был убеждён в необходимости репатриации большинства евреев диаспоры в Эрец Исраэль. Нордау верил, что как только еврейское население в Палестине возобладает, политическая и государственная независимость станут лишь вопросом времени. Его предложение было, однако, отвергнуто другими лидерами сионистско- го движения как нереалистичное." "Макс Нордау умер в Париже в 1923 году и был перезахоронен в Тель-Авиве в 1926 году." Подлинная фамилия Маркса Нордау -- "Зюдфельд" -- переводится с немецкого как "южное поле". Заявив себя как Нордау ("северное золото"), он чуть ли не от корней отрёкся. * * * С сайта киевского института иудаики: "Он опубликовал несколько собраний очерков, ряд романов, пьес, которые были переведены на основные европейские языки. В 1883 г. вышла его книга 'Обычная ложь культурного человечества', включен- ная католической церковью в индекс крамольной литературы. В 1902 г. в Киеве было издано собрание сочинений Нордау. Нордау защищал 'здравый смысл'." "В XIX веке критиков современной культуры и искусства было достаточно. Возможно, поэтому 27 марта 1894 года после знакомства с книгой Нордау 'Вырождение' А. П. Чехов написал А. С. Суворину: 'Рассуждения всякие мне надоели, а таких свистунов, как Макс Нордау, я читаю просто с отвращением'." Ну, и кто такой Антон Чехов в сравнении с Максом Нордау?! Мора- лизатор по частным поводам, мастер отдельных метких замечаний, специалист по реакциям на пролитый за столом осус. Неприязнь к "свистунам" -- это, конечно, хорошо. Скептицизм, не совсем прия- тие эпохи -- вещи замечательные. Но ведь то же и у Нордау. Есть люди, которые пробуют выдавать какие-то общие концепции, потому что без таких концепций ведь мир слишком непонятный -- и не понятно, к чему в нём стремиться. Нордау был из таких, а Чехов -- не из таких и даже на тему литературы не теоретизировал. * * * Макс Нордау -- онемечившийся венгерский еврей, проживший основ- ную часть жизни в Париже и похороненный (точнее, перезахоронен- ный) в Тель-Авиве. В возрасте 15 лет Нордау решил закинуть подальше Талмуд, оста- вить еврейские дела и заделаться общеевропейцем немцкой разновид- ности. В возрасте 43 лет этот блудный сын еврейского народа вер- нулся, однако, на круги своя, то есть, к евреям, которые как раз затели к тому времени возрождение еврейского государства. В 1898 году Нордау, решился, наконец, и жениться -- на датчанке и протестантке Анне Кайфманн, вдове с ребёнком, который, вроде был его собственным. Через два дня после заключения брака Нордау написал покаянное извинительное письмо Теодору Герцлю по этому поводу -- из-за того, что жена была таки не еврейка. Герцль отве- тил что это всё ерунда, и что, с его точки зрения, жена еврея есть еврейка, потому что вот даже сам Моисей был женат, по правде говоря, на мидянке. Дочку Макса Нордау звали Максой Нордау (1897-1991). Она числи- лась французской художницей и рисовала портреты и пейзажи. В соавторстве с матерью она написала книгу 'Макс Нордау, биография' (1943). В 1903 г. на Макса Нордау было покушение со стороны другого еврея и сиониста -- российского студента Хаима Зелинга Лубана, которому очень не понравилось, что Нордау защищал угандийский вариант -- план возрождения строительства еврейского государст- ва в Уганде. Пули (две) прошли мимо, но Герцль понял намёк -- и решил, что еврейское государство будут создавать в Палестине. * * * Из еврейской электронной википедии (www.eleven.co.il): "Нордау стал известным философом благодаря книге <Обычная ложь культурного человечества' (1883), в которой он подверг резкой критике религию, разложение и гнет монархических и аристократи- ческих режимов и двуличие политических и экономических институ- ций; в качестве альтернативы Нордау предложил свою 'философию человеческой солидарности', основанную на идее единства разума и любви и требующую установления тесной связи между социальным устройством и свободой научного знания. Книга была переведена на 15 языков, включая китайский и японский, и запрещена в Австрии и России. Следующая книга Нордау, 'Парадоксы обычной лжи' (1885; русский перевод 'В поисках за истиной', 1891), рассматривала проблемы оптимизма и пессимизма, страстей и предрассудков, соци- ального гнета, любви и т. п. Книга выдержала несколько изданий и была также переведена на многие языки. Еще более контроверсальной была третья книга Нордау 'Вырождение' (1892), в которой автор, оперируя категориями Ч. Ломброзо, рассматривает творчество Ф. Ницше, Л. Толстого, В. Р. Вагнера, Э. Золя, Г. Ибсена, а также распространение символизма, спиритуализма, эгомании, мистицизма, культа дьявола и т. п. в европейском обществе; вердикт Нордау - грядущая катастрофа современной цивилизации. Затем были написаны 'Смысл истории' (1909), где прогресс человечества трактуется как эволюция от паразитизма через иллюзию супернатурализма к знанию и человеческой солидарности; 'Биология этики' (1916), где Нордау (близкий в этой области к Э. Канту) стремится найти 'естествен- ные' корни этики для того, чтобы выработать 'научную мораль', которая позволила бы улучшить человеческое существование; наконец, 'Смысл цивилизации' -- наброски (написаны в 1920 г., изданы посмертно в 1932 г.), где Нордау выдвигает идею превра- щения независимых местных общин, городов-республик в универ- сальный тип общины как средства освобождения личности от соци- альных оков. Нордау опубликовал также множество беллетристических произведений, в том числе драму 'Доктор Кон' (1898)." * * * Над сказать, Нордау отчасти сам виноват в почти-забвении своего литературного наследства: не "дожал", не оформил позитивной пози- ции, системы воззрений, остался в роли критика. Вдобавок он местами по-старинному многословен и обстоятелен, а сегодня на усвоение такого рода текстов уже не хватает времени. * * * Бросающаяся в глаза резкость отзывов Нордау о литературных знаменитостях своего времени (причём отзывов, как правило, имеющих какое-то обоснование!) -- выражение его горечи по поводу невосприимчивости общества к пропаганде здравого взгляда на вещи. Кстати, почти все вырожденцы, которых он обстоятельно "грыз", сегодня по-прежнему востребованы, причём почти все востребованы в большей степени, чем их выдающийся критик. Нордау о Фридрихе Ницше: "Сколько бы Ницше ни острил со свойственной ему тупостью..." ("Вырождение", стр. 151) А ведь Ницше даже не был антисемитом! За что ж его так?! ............................................................... ............................................................... Нордау о Льве Толстом: "Чтобы доказать, что толстовщина составляет умственное заблуж- дение, одно из проявлений вырождения, нам необходимо критически рассмотреть сперва самого Толстого, а потом и публику, которая вдохновляется его идеями. Толстой в одно и то же время художник и философ в самом обширном значении этого слова, т. е. богослов, моралист и социолог. Как художник, он стоит очень высоко, хотя и ниже своего соотечественника Тургенева, которого теперь в глазах широкой публики затмил." ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу             Александр Бурьяк / Макс Нордау, великий европеец