Иван Ефремов
В СССР таки имелся один большой специалист по коммунистическому
светлому будущему. Этим специалистом был Иван Антонович (Антипо-
вич) Ефремов (1908-1972) -- писатель и учёный.
Как воспринимают космиста-коммуниста Ивана Ефремова в настоящее
время. Википедия:
"...русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог,
создатель тафономии, философ-космист и социальный мыслитель.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1952)."
Сталинскую премию Ефремов получил за свою тафономию. Тафономия
-- это "учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых
организмов в слоях осадочных пород".
* * *
В физическом отношении Иван Ефремов был большой человек, в иде-
ологическом -- великий. Настолько великий, что невольно пугал со-
бой мельчавшую Советскую власть. Если глянуть пошире, то Ефремов
был профуканным шансом СССР на красивый идеологический прорыв.
Вариант коммунизма от Ивана Ефремова не то чтобы был вполне реа-
лизуемым и жизнеспособным, но он хотя бы был конкретным, размаши-
стым, великодушным и привлекательным и помог бы стране выиграть
время, интеллектуализироваться, дозреть до выработки чёткого
модералистического взгляда на всякие сложные вещи.
* * *
Периодизация истории и будущего по Ефремову:
ЭРМ -- Эра Разобщенного Мира
ЭМВ -- Эра Мирового Воссоединения
ЭОТ -- Эра Общего Труда
ЭВК -- Эра Великого Кольца
ЭВР -- Эра Встретившихся Рук
* * *
В. Ревич ("Перекресток утопий"):
"В сущности Ивана Антоновича Ефремова тоже можно считать муче-
ником догмата и еще одной жертвой века. Но речь не о моральном
падении, как в случае с Алексеем Толстым. В общественную жизнь
Ефремов не рвался, большинство его публичных заявлений касается
самой фантастики. Придерживался он в них традиционных взглядов.
Фантастика может быть только научной. И в силу этого она должна
базироваться на единственно верном учении. Цель фантастики -
воспитывать строителей коммунизма, развивать в молодежи
любознательность, другими словами, он добросовестно тянул на всю
фантастику беляевское одеяло."
"Другой фантастики, в особенности - западной, Ефремов не прини-
мал и не понимал. Парадокс (мне часто приходится употреблять это
слово - такая страна, такая литература) заключается в том, что в
собственных произведениях Иван Антонович не выглядит слишком уж
правоверным марксистом-ленинцем, каким он себя порой изображал и
воображал. Тем не менее, автопортрет не был камуфляжем, игрой в
прятки с цензурой. Скорее мы имеем здесь вариант сложных,
платоновских отношений между декларациями и практикой, хотя так
далеко, как Платонов, Ефремов никогда не заходил (о сравнении
талантов здесь разговору нет)."
"Вне споров: он был преданным сторонником социализма. Но Ефре-
мов был еще и крупным ученым, эрудированным и мыслящим человеком,
а потому вряд ли его могли удовлетворить пропагандистские штампы,
которые предлагались тогда напрокат в дрянной упаковке научного
мировоззрения. И когда он начинал создавать идеальные миры, его
перо порой выдавало совсем не то, чего ждали от автора нового
коммунистического манифеста."
"С большой охотой рассуждая о грандиозности перспектив, которые
откроются перед коммунистическим человечеством, в сиюминутной
жизни он занимал, как я уже упомянул, умеренно-консервативные по-
зиции, предпочитая предварять предисловиями романы казанцевского
типа или лишний раз лягнуть западных фантастов, нежели поддержать
своим немалым авторитетом молодую советскую фантастику 60-х го-
дов. Ни разу, например, он не выступил в защиту братьев Стругац-
ких, хотя поводов для этого было более чем достаточно. (Братья,
между прочим, относились к нему с большим пиететом.) Зато пус-
тенькие романы А. и С. Абрамовых взял под покровительство. Так
что, может быть, не совсем случайно именно Ефремова выбрала своим
знаменем гремучая смесь графоманов, 'ультра' и 'красных' мисти-
ков, которая с 70-х годов сколотилась вокруг издательства 'Моло-
дая гвардия', объявив себя 'Школой Ефремова'."
"...самыми умными и верными защитниками социалистической, а
может, и коммунистической, идеи оказались не напыщенные партийные
бонзы, не завравшиеся обществоведы, не путаник Хрущев, а ярые
противники сталинизма, народ, настроенный сугубо демократически.
Ефремов не был в первых рядах тех, кто отличался отмеченными
свойствами. Однако ринулся одним из первых спасать белоснежные,
но обильно окровавленные ризы дорогого ему коммунистического цар-
ства. Он продолжал верить в то, что ничего лучшего для будущего
Земли придумать невозможно, и поставил себе задачей убедить
окружающих, что коммунизм - не унылый фаланстер, не принудиловка,
а счастливая, красивая и творчески наполненная жизнь для всех. Он
создал, может быть, последнюю коммунистическую утопию, в том
смысле последнюю, что хотя утопии, конечно, будут сочиняться и в
дальнейшем, но, боюсь, эпитету 'коммунистическая' придется
поискать замену."
* * *
Илья Смирнов:
"После смерти Ефремова (в 72-м году) его творчество оказалось в
тени Стругацких, которые многое наследовали у Ивана Антоновича,
всю утопическую составляющую."
"Трудно быть богом" Стругацких наследует "Часу Быка" Ефремова.
Стругацкие -- меньшие, чем Ефремов, концептуалисты-моралисты,
поэтому легче читаются и лучше воспринимаются массой. Ефремов --
это, можно сказать, писатель для интеллектуальной аристократии,
тогда как Стругакие -- писатели для бедноватых духом.
* * *
Книги Ивана Ефремова о коммунистической перспективе человечест-
ва были серьёзной моральной поддержкой сторонникам социализма,
почитывавшим художественную литературу. Причём не только в СССР.
В 1960-х вера в коммунистическое светлое будущее человечества по-
лучила второе дыхание благодаря всяким успехам СССР -- в космосе
и т. п.
* * *
Из не совсем положительных мнений читателей Ефремова:
22.10.2012:
"Тяжелая графомания, убийственный язык, не говоря уж о научной
безграмотности... даже пацаном, жадным до фантастики, с трудом
мог 'осилить' бесконечные его занудства, ожидая развязки или
интересного поворота сюжета. Позже, с наступлением половой
зрелости, Ефремов чуть было снова не заинтересовал, на этот раз с
новой стороны, как тот, кого сейчас называют 'шибко озабоченным'.
Еще позже меня поразила виденная на первой странице его книжки
фотография глубоко несчастного человека. Ладно, нехорошо плохо
отзываться об усопших, тем более и заслуг у него много, но
называть великим писателем и мыслителем, извините... "
"Только что наткнулся, читая 'Сердце змеи': Цитата: 'Потом
художник изобразил Землю, обходящую по орбите Солнце, разделил
орбиту на двадцать четыре части и зачернил ее половину. Чужие
вскоре ответили похожей схемой.' Очевидно, великий ученый таким
образом представлял себе причину смены дня и ночи на Земле, за
сутки в 24 часа. NO COMMENTS!!!"
"Ну, какой он 'палеонтолог', пусть они сами решают, а мне лично,
как физику, хватило (навскидку) планеты Торманс, вращающейся
вокруг звезды словно ведро на веревке - 'к лесу передом', в
смысле севером, к югу задом :) Казалось бы, столько километров
бумаги исписать 'академику' на космические темы... хоть бы
учебник физики или астрономии 7-го класса освоил."
"А вот я 'Таис Афинскую' враз осилил! Как и 'На краю ойкумены'
- в период полового созревания, по вышеизложенным понятным причи-
нам. Тогда уже удивляло - сделать проститутку главной героиней,
причем положительной с оправданием! Ай да страшная советская
цензура, куда смотрела... Да и остальные все прочитал, 'Час быка'
точно, да и 'Лезвие', наверное. Это где они куда-то летят, встре-
чаются вдруг с инопланетянами и устраивают сеанс инопланетного
группо-стриптиза в открытом космосе? Разбавленного нудятиной на
сто типа страниц? 'Нагие фиолетовые ('фторовые') тела страстно
метались на фоне темного космоса. Гудели стропила...' Плохо
только, что из-за убийственной графомании эти его книжки сразу
как-то стираются из памяти, включая названия, остается только
кто, с кем, где и как. Еще застряло в голове малопонятное слово
'парсек', как выяснилось позже, плохо пригодное для измерения
реальных астрономических расстояний. Только начиная перечитывать
(по рекомендациям восторженной публики), видишь, что это 'уже
проходил'. Вы еще эту почитайте, как ее... 'Калимойю' какую-то,
лучше б сразу 'Эммануэль' назвал.. Просто шедевр и топ нашей
советской порно-эротики, где якобы 'сексья не было' (может,
просто не всегда завозили?). Хотя исторически более актуальная
тема педофилии была 'не раскрыта' (может, как раз этого-то
перестройщикам и не хватало?)."
"Повзрослев, я понял, откуда на какой почве рождались слухи
(которые я здесь повторять не буду) 'московской интеллигенции' о
личной (как бы семейной) жизни Ефремова. Кстати, бабы сразу
соглашаются, что 'озабоченным' великий гений был не на шутку.
Бабы такие вещи сразу видят."
'Озабоченность' женщинами -- это, как ни крути, много лучше
'озабоченности' мужчинами. Или полного отсутствия 'озабоченности'
-- подорванной нездоровым образом жизни.
* * *
Википедия:
"Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в
его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена
подозревались в шпионаже в пользу Великобритании."
Я допускаю, что основная причина обыска, устроенного КГБ в доме
покойного Ефремова, -- надежда найти какие-то теоретические текс-
ты, чтобы посредством их концептуально подпитать непроцветающее
советское государство. Не думаю, что англичан сильно интересовали
секреты советской палеонтологии. Скорее, версия о шпионаже была
прикрытием действительного стремления отыскать в столе писателя
что-то особенное для идеологического и прочего употребления. Раз-
витие СССР ведь шло значительно медленнее, чем о том мечталось.
Проблемы не столько исчезали, сколько усугублялись. Как пел
Владимир Высоцкий:
Только что-то всё не так,
Всё не так, ребята!
Подозревать такого мощного пропагандиста коммунистической идеи
в работе на заграничную разведку было глупо. Ефремов ведь даже
жил, как положено коммунисту: скромненько, в двухкомнатной квар-
тире, к тому же полученной уже в солидном возрасте.
У кого-то, наверное, была робкая надежда на обнаружение концеп-
туального чуда в бумагах Ефремова, основывавшаяся на плебейском
образованческом пиетете к признанному умищу.
Правда, согласно воспоминаниям вдовы Ефремова, рукописи при том
обыске не изымались. Но согласно другому источнику (Виталий
Карацупа, archivsf.narod.ru), "забрали также книги на иностранных
языках из его библиотеки и многочисленные личные бумаги ученого".
Да-да, на книжках ведь могли быть пометки.
* * *
Аллан Ефремов, сын писателя:
"Этот человек с большими руками почти все умел делать. Он был
хороший слесарь, плотник, мог починить практически любой прибор."
"У него было заикание после контузии."
"...ему прямо намекали, что если он в 'Туманности Андромеды'
поставит на площади памятник Ленину, то он получит Ленинскую
премию. Прямым текстом было сказано. Он на это не согласился."
"...он любил книги о путешествиях (особенно в Африку). У него
было очень много книг по Африке на немецком, английском, француз-
ском. Любил он также научную фантастику. Но это уже во второй
половине жизни. Очень любил Райдера Хаггарда. Его серию об Аллане
Квотермейне (я и назван в честь него, несмотря на сопротивление
матери). В последние годы диапазон его интересов был необъятно
широк. Его интересовало практически все. Проще сказать, что его
не интересовало. Это политология и т. п."
* * *
Н. Каретникова ("Штрихи к портрету большого человека"):
"Жили Ефремовы очень скромно. Годами им приходилось снимать
жилье. Когда Академия наук выделила профессору Ефремову двухком-
натную квартиру, состоявшую из спальни и кабинета, главным анту-
ражем в ней стали книги по различным отраслям знаний. Везде был
идеальный порядок: каждая вещь всегда лежала на своем месте."
"Единственное, что себе позволил Ефремов, получив государственную
премию за фундаментальный труд 'Тафономия', - купил автомобиль
марки 'Победа'."
* * *
Изображённое Иваном Ефремовым (в "Туманности Андромеды", "Часе
быка") прекрасное общество населено людьми, каких пока ещё не
вывели в качестве новой породы и не собрали под микроскопом
средствами генной инженерии. У нормальных естественных людей
есть, к примеру, потребность в проявлении агрессии, и с этим надо
что-то делать, а Ефремов такой проблемой не озадачивался.
* * *
Забавно, что капиталистических, либерально-демократических
утопий не бывает (а бывают только антиутопии указанного вида),
зато прописаны утопии коммунистические.
* * *
Великий человек большого роста Иван Ефремов при своей жизни был
весьма оценён массами (ну, в меру их способности понимать), но не
властями родной страны. В обласканных и авторитетных ходили дру-
гие, не он. Официоз носился с шолоховыми и симоновыми.
.................................................................
.................................................................
Литература:
Еремина О., Смирнов Н. "Иван Ефремов", М.: Молодая гвардия,
2013.
Ефремов Аллан "Воспоминания об отце".
Каретникова Наталия "Штрихи к портрету большого человека".
Ревич Всеволод "Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне
судеб страны".
Смирнов Илья "Иван Ефремов как зеркало времени".
Сайт archivsf.narod.ru
Сайт efremov-fiction.ru
Сайт chtoby-pomnili.com
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Иван Ефремов как основоположенник русского космокоммунизма