На острие клина

2. Введение.

Мы не можем сделать из тебя адепта, ты сам должен сделаться им. Человек нуждается в переплавлении всего существа путем одновременного упражнения воли, интуиции и разума. Благодаря углубленному изучению и неутомимому прилежанию человек может войти в сознательные отношения с силами природы. Кто сам свободен, может приводить к свободе других. Люди -- смертные боги, а боги -- бес- смертные люди. Эдуард Шюре. "Великие посвящённые". Разумеется, на стезе (или под предлогом) борьбы с "международ- ным терроризмом" те странные мужички, которые в настоящее время так цепко держатся за кормило власти, однажды придут к выводу о необходимости запрета на употребление вне ругательно-осудитель- но-пренебрежительного контекста (а то и вовсе на любое употребле- ние) таких слов, как "партизан", "революция", "сопротивление". Но пока они к этому не пришли, надо пользоваться моментом. Впрочем, зачем нам говорить "революция", если можно -- "ради- кальное обновление правящего слоя"? Ведь в принципе можно осу- ществить это и законным способом (и мы, кстати, не против!). Ещё один недурственный эвфемизм: оздоровление верхушки. Правда ОНИ будут кричать: мы здоровы! А мы будем отвечать им, что намерева- емся применять отнюдь не клизмы. * * * Возможно, пора уже переходить в стратегическое наступление. Мы будем атаковать повсеместно и непрерывно. Тут -- рассыпным стро- ем, там -- чёткими фалангами. Иногда мы будем нападать с тыла -- обрушиваясь, как лавина, или точечно наносить удары неизвестно откуда -- как призраки, летящие во мраке ночи. Нам надоело ваше плохое. Надоело делать выбор между тем, что ещё можно терпеть, и тем, чего уже терпеть нельзя. Мы хотим хоро- шего -- того, о чём можно говорить: здравое, толковое, разумное, надёжное, практичное, благородное, возвышенное, прекрасное, див- ное, героическое, священное, божественное, желанное, долгождан- ное, волшебное, целебное и пр. * * * Быть хорошим трудно. Надо помогать людям быть хорошими. Надо выискивать хороших и поддерживать их хотя бы выражением своей солидарности. Мы хотим вытащить из-под грязи традицию быть хорошими. Люди, выбравшие путь чести, не должны выглядеть простаками, неудачниками, ретроградами, лентяями, трусами и бездарностями. Героические личности есть. Их наверняка немало. Но они жмутся по углам и тоскуют о временах, когда можно будет расправить плечи и стать самими собой: начать совершать подвиги. Сегодня совершать их затруднительно: нет тех, ради кого, и нет того, ради чего. Мы должны обеспечить таким людям возможность геройствовать спокойно и уверенно. * * * Люди! Я, между прочим, пришёл дать вам волю. Освободить от не- нужной работы, вредных условностей и нелепых заблуждений. Вернуть вас самим себе. Разумеется, больше всего я хочу освободиться сам, но сделать это вполне можно только вместе. И за это надо бы и вам хотя бы немного повоевать. Мир не устоялся. Зло не одержало окон- чательной победы. И ещё не все способы борьбы с ним опробованы. * * *


  Эй, вы, самоуверенные, очкастые, мордастые (некоторые даже с
модной щетиною) хозяева этого бедлама! Вы тут копошитесь, делите, 
приобретаете, порой даже строите (какое-нибудь непотребство), но
все ваши дела -- ничто. И сами вы -- ничто. Придут поколения,
которые будут воспринимать вас как уродцев, ошибку эволюции,
разновидность гнили.

                            *  *  *

  Очарование борьбы. Галерея героев:
    Спартак
    Бар-Кохба
    Джованни Медичи
    Ян Жижка
    Степан Разин
    Богдан Хмельницкий
    Емельян Пугачёв
    Тадеуш Костюшко
    Денис Давыдов
    Джордж Гордон Байрон
    Александр Ипсиланти
    Шамиль
    Джузеппе Гарибальди
    Сидящий Бык
    Кастусь Калиновский
    Нестор Махно
    Григорий Котовский
    Роман Унгерн фон Штернберг
    Степан Бандера
    Сидор Ковпак
    Иосип Броз Тито
    Мао Цзе-дун
    Фидель Кастро
    Эрнесто Гевара
    Салман Радуев
    Шамиль Басаев
    Аслан Масхадов

  Кстати, уважать противника надо хотя бы для того, чтобы вернее
победить его. Если уважаешь противника, то легче смотреть на мир 
его глазами, а значит, предвидеть его действия; легче заимство-
вать у него лучшие приёмы борьбы; легче удерживать его от чрез-
мерной жестокости и подлости (и удерживаться самому); легче нахо-
дить с ним компромиссы. Победить -- не всегда значит убить, 
изгнать, подчинить, изолировать. Самая блестящая победа -- это 
сделать врага другом. Если твой враг -- чудовище, то, возможно,
ты в этом отчасти виновен сам. Или виновен кто-то другой -- не 
лучший, чем ты. Ярость в бою -- это прекрасно, но лучше бороться
со злом еще до того, как оно созреет; и лучше начинать с себя.
Зачастую враг подл и жесток лишь настолько, насколько ты этого 
заслуживаешь.

3. Партизанизм.

Партизанизм -- это активное неприятие порочной окружающей дей- ствительности, предполагающее не только внутреннее, но и внешнее самостоятельное и инициативное сопротивление этой действительнос- ти, причём внешнее -- осуществляющееся по преимуществу тайно, если явное сопротивление обречено на неуспех. Полноценный партизан действует в основном индивидуально, вне рамок какой-либо организации. Он доброволец, а значит, имеет сти- мул, не оставляющий его в покое, и не нуждается в приказах и по- ощрениях. Он сам себе командир. Он объединяется с себе подобными лишь постольку, поскольку это повышает его эффективность. От тесных контактов его удерживает хотя бы то, что такие контакты плохо совмещаются с соблюдением секретности.
Нападение городских партизан. Ночной кошмар большого человека.
Кадр из фильма "Clear and Present Danger" (США, 1998).

  Партизанизм в широком смысле -- это тайное противостояние окку-
пационнной власти независимо от формы, в которой оно реализуется.
Правда, в той или иной степени оккупационной является почти любая 
государственная власть.
  Только та государственная власть правильная, которая может 
позволить себе развивать в своих гражданах партизанизм. Иначе 
говоря, которая не боится того, что её партизаны ею же и займут-
ся.
  Партизан -- это не просто человек с оружием и тайными замысла-
ми: это человек с оружием и тайными замыслами, защищающий себя,
хороших людей, страну, а где-то даже и человечество. И оружие для
него не обязательно: воевать лучше умом. Другими словами, решаю-
щее значение имеет не то, что у него есть чем и зачем стрелять, 
а то, что имеется более-менее здравая идеология у него в башке и
автономность в действиях. Помимо партизан, есть полупартизаны,
недопартизаны, бандиты и просто агрессивные дураки. Они рвутся
стрелять, взрывать и т. д., но лишь дискредитируют партизанизм.

                            *  *  *

  Из числа известных партизан следует назвать в первую очередь
Иисуса Христа и его апостолов. Их партизанская суть вне сомнения,
но в настоящее время последователи Христа в основном считают её
как бы не актуальной, потому что у них уже есть церковь (и не
одна): организованная и открыто действующая армия борцов за осу-
ществление христианских идеалов. Правда, успехи этой армии на-
столько мало впечатляют, что время от времени возникают парти-
занские движения христиан, противопоставляющих себя ей. Число
сопротивленцев, которые действуют вне движений, наверное, больше,
чем число участников движений, но всё-таки оно не велико, и
влияние этих людей определяется не их численностью. Насколько 
оно значительно, можно судить по тому обстоятельству, что мир 
ещё не развалился, хотя и близок к катастрофе, как никогда.

                            *  *  *

  Лёгкой и быстрой походкой движется партизан по родному городу.
Он молод, здоров, бодр и всегда готов к бою. Его глаз привычно
выделяет в окружающем пространстве большие и малые угрозы, удоб-
ные цели, позиции для засад и пути для отхода. Мысли спокойно
струятся в ясной голове: вон того агрессивного недоумка лучше
сразу убить, а вот в эту кучу нравственных уродов удобно метнуть
из-за мусорных баков гранату. Тут машина поставлена в неположен-
ном месте и подлежит обработке кувалдой, а там вывешена деструк-
тивая реклама, забрызгать краской или поджечь которую -- граждан-
ский долг каждого честного человека.
Городской партизан, засевший на крыше, целится
из гранатомёта в бронированный автомобиль. Сейчас шарахнет.

Кадр из фильма "Clear and Present Danger" (США, 1998).

                            *  *  *

  Партизанизм -- это чувство постоянной готовности выступить с 
оружием в руках за что-нибудь пусть не вполне хорошее, но всё
равно нужное. За народ, к примеру.
  Установка закоренелого партизана: умереть в бою. В штурмующей
колонне, в горящем танке, в развороченном бомбой окопе, в дырявой
подводной лодке, наконец. Пусть даже просто от того, что парашют
не раскрылся, но только не ночью в тёплой постели (или хотя бы не
со своей женой).
                            *  *  *

  Любимая книжка городского партизана -- уголовный кодекс. Люби-
мая тема размышлений -- "за что же меня посадят?" Дело в том, что 
одни и те же высказывания, действия, равно как и статьи уголов-
ного кодекса, можно толковать очень по-разному, и всегда надо 
исходить из того, что их истолкуют самым худшим для тебя образом, 
а вдобавок не проявят интереса к твоему варианту толкования.
Момент минирования объекта. Через минуту взрыв.
Кадр из фильма "Clear and Present Danger" (США, 1998).


3.1. Партизаны городские и сельские.

Как изображён белорусский партизан Второй Мировой войны у плохих писателей, претендующих на реализм? Не взятый ни в армию, ни в полицию -- по слабости здоровья или по возрасту. В лучшем случае неявный дезертир или окруженец. Сын кулака и комсомолки. Сидит днями в лесной землянке и ждёт победы. Иногда рыщет по окрестностям в поисках пищи и самогона или делает попытку разгромить полицейский участок. В лучшем случае пускает под откос вражеские поезда по приказу партии. По ночам слушает Москву, пока хватает батареек, или печатает листовки, пока хватает бумаги. Одет во что горазд. Вооружён обрезом и гранатой. Грязный, небритый, кашляющий, заеденный глистами и вшами. Полуголодный, полузамёрзший, едва переставляющий ноги в дырявых валенках, снятых с убитого фрица.
Сельские диверсанты -- коллеги городских партизан.
Кадр из фильма "Clear and Present Danger" (США, 1998).

  Городской партизан того же самого времени назывался подпольщи-
ком. Наверное, потому, что было принято скрываться от полиции в 
пространстве под полом.
Снайпер в засаде. Не заметишь, пока о него не споткнёшься.
Кадр из фильма "Clear and Present Danger" (США, 1998).

  

3.2. Партизаны и экстремизм.

Тайное -- не обязательно противозаконное. Противозаконное -- не обязательно общественно-вредное. Общественно-вредное -- не обяза- тельно являющееся таковым по большому счёту тоже. Но прокурору этого не докажешь. * * * О возбуждении розни. Из Уголовного кодекса (УК РБ): "Статья 130. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства наказываются штрафом, или арес- том на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок." Как реагировать на это партизану, желающему ещё немного похо- дить на свободе? А просто: возбуждать рознь только к тем кате- гориям сограждан и неграждан, которых объявляет преступниками даже Уголовный кодекс. Скажем, осуждать не всех иммигрантов, а только незаконных, -- но уж от души, чтоб руки прочь от нашей Беларуси. Осуждать новых разноцветных сограждан не сразу, а лишь после того, как они накопятся в большом количестве и станут часто ловиться на мошенничестве, воровстве, разрушении нашей окружающей среды, подкупе наших чиновников, пренебрежении нашими святынями, насиловании наших женщин и т. п. Конечно, "следить за речью" -- это хлопотно. Но ещё хлопотнее будет, если тобой займутся "компетентные органы", подкупленные инородцами. * * * Ловить экстремистов -- приблизительно то же, что рвать больные зубы. Так вот, зачем сосредоточивать усилия на развитии техники рвания зубов, если можно сосредоточить их на профилактике зубных болезней? Один из важнейших факторов, формирующих практический терроризм, -- творческие интеллектуалы, которые, сами террористами на явля- ясь, пишут книжки, снимают фильмы, сочиняют законы, подталкиваю- щие к террористической деятельности. Некоторые из этих интеллектуалов "терроризируют" население че- рез осознанное и неосознанное умножение и проповедование абсурда, препятствующего обустройству человеческого мира. Другие -- через склонение к неприятию существующего порядка вещей, радикальной борьбе со "злом", революционному взгляду на общество, воинствен- ному индивидуализму, самопожертвованию. По второй категории прохожу и я, причём довольно отчётливо. Таким образом, если заниматься профилактикой "одиннадцатых сентября", то надо "зачищать" и меня. Очень мило, не правда ли? Вообще говоря, надо учиться сосуществовать с опасными феномена- ми и использовать их. Наиболее эффективное нередко является и наи- более опасным. Сосуществование выгоднее, но оно получается только при хорошей работе мозгов, а это даётся не каждому. Государствен- ная машина в состоянии раздавить, но не в состоянии включить в себя некоторые категории интеллектуалов, потому что они, может быть, слишком хороши для неё. Государственной машины я БОЮСЬ, потому что она склонна давить мимоходом -- не обращая большого внимания на то, кто там плюхается в собственной крови у неё под колёсами.

3.3. Партизаны и созидательность.

Человек может стать партизаном и потому, что ему не дают сози- дать. Если отсутствует возможность изменять нужным образом мир через созидание, его изменяют через разрушение -- и тем менее жалостливо расстаются с уничтожаемым, чем более оно мешало творчеству. Возможно, Михаил Бакунин именно это имел в виду, когда говорил, что страсть к разрушению -- это тоже творческая страсть. В конце концов, есть физический закон сохранения вещес- тва, согласно которому если ты хочешь что-то слепить, надо из чего-то приготовить материал, потому что из ничего он не возь- мётся. Зато разрушенное перейдёт непременно во что-то новое, то есть отнюдь не исчезнет совсем, а лишь сменит форму. Сози- дание всегда в паре с разрушением. А акцент на том или ином элементе этой пары делается в зависимости от того, какая часть работы труднее: добыча материала или придание ему новых форм. Чтобы не было разрушения, надо перестать созидать. Ну, кто тут против творчества?! Надо лишь уточнить, что материал для созидания частью накап- ливается в результате "выветривания" и саморазрушения, а не добывается посредством намеренного долбления, сверления и т. п. Вот и мы, партизаны, ждём, пока вы сами развалитесь.

4. Наши люди.

4.1. Милиция.

Кстати, вы не знаете, почему нас в народе называют легавыми? Фильм "Петровка, 38" (СССР). Добродушные здоровяки с невозмутимыми лицами и безукоризненно сдержанными манерами. Они есть: я видел сам. Орлы. Защита. Герои через одного. Сегодня они зачастую стыдятся того, что им прихо- диться делать. Но мы их выручим. Направим. Почти каждый "работник милиции" -- латентный партизан. Кстати, во всякой небольшой, но амбициозной стране, в которой правитель- ство не боится собственного народа, обучение партизанскому делу должно быть частью общей подготовки всех служащих "силовых" учреждений, а может, и не только их. Милиционер хорош не только своим подсознательным партизанизмом, но и своим довольно положительным отношением к партизанам, если только те не делают гадостей. В партизане милиционер видит при- личного культурного противника, с которым приятно и посражаться, и поговорить. В самом деле, партизан -- это ведь не вонючий бомж, от которого можно подцепить вшей, гепатит, свинку и ещё много чего. Далее, случись большая война -- и сидеть милиционеру с партизаном в одном окопчике, а может, даже из одного котелка кашу ложкой таскать. ............................................................... ...............................................................

4.2. Вооружённые силы.

Военнослужащий хорош уже тем, что, в отличие, к примеру, от чиновника, обычно не рвётся продать Родину. Обусловлено это его настроенностью на агрессию, пусть и воображаемую, а враги Родины -- законный повод наслаждаться своей агрессивностью, а заодно и своей общественной значимостью. * * * О наших солдатах. В полку, в котором я служил, дряни имелись в довольно значительном количестве, особенно среди русских. Некото- рые даже были дрянями из дряней. Но большинство всё-таки можно охарактеризовать как вполне сносных людей, а вдобавок попадались личности с замечательными душевными качествами. И главное, они были довольно восприимчивы к новому, сильному, здравому. Их можно было развивать. Над ними нужно было работать (правда, мне не хватало сил даже на то, чтобы работать над собой).

4.3. Спецслужбы.

Я уверен: есть тысячи Штирлицев, стремящихся послужить своей великой Родине. Но сегодня их оттирают от больших дел, заставляют заниматься чепухой, а то вовсе мерзостью. ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу