На острие клина

8.22. О распятии.

Когда распятие Иисуса изображается на картине, это нормально: что было, то и показывают. Но когда оно используется как символ, это уже нелепо -- и потому только не раздражает, что к этому привыкли. Крест как символ христианства лучше не связывать с приспособ- лением, посредством которого Иисус был казнён: дело не столько в том, что связь эта надуманная (приспособление было по форме больше похоже на букву "Т"), сколько в том, что распятие Сына Божьего подошло бы в качестве символа скорее сатанистам, чем последователям Иисуса. И зачем акцентировать смерть Христа, а не его жизнь? Чтобы чу- дом воскресения доказывать его божественную природу? А его божес- твенной природой доказывать правильность его учения? Но если кто-то не поверит в старинный рассказ о божественной природе Иисуса просто так, почему он поверит в старинный рассказ о его воскресении? 2000 лет назад, в начальный период борьбы христиан за умы воскресение почему-то оказалось главным аргументом, хотя вряд ли сколько-нибудь меньше впечатляли рассказы о хождении Иисуса по воде, об исцелении им "расслабленных", о накармливании множества голодных несколькими хлебами и рыбами и т. п. Из-за этой сосредоточенности на смерти всякий католический (и православный) храм -- это в лучшем случае покойницкая, в худшем и вовсе кладбище. Католикам было бы лучше переставить акценты с героической смер- ти Иисуса на его героическую жизнь и напирать не на его божест- венную природу, а на ценность его учения, проверенную, так ска- зать, тысячелетиями. Главной христианской "картинкой" могло бы быть не распятие, а, скажем, изгнание Иисусом торговцев из храма. Акценты -- чудотворная вещь: вроде, всё на прежних местах, а смысл уже довольно-таки другой.

8.23. Об Иоанне-Павле II.

Старичок стремился быть хорошим. Хотел выглядеть СОВРЕМЕННЫМ Папой. Тянулся к молодёжи. Песенки пел в микрофон, в компьютере что-то там делал. А надо было наоборот: демонстрировать здравый консерватизм и равнять молодёжь на себя. В годы его понтификата и при его неосознанном потворстве народы Запада вступили в период моральной деградации и вымирания, и вообще мир стал много хуже. Таким образом Иоанн-Павел II оказался, наверное, одним из самых вредных пап. Царство ему небесное. * * * Из либеральной печати ("Белорусская деловая газета" от 08.04.2005): "Папа стал первым, попросившим прощения у всех конфессий, приняв на себя одного грех всех злодеяний, когда-либо совершенных представителями Католической церкви, и у подножия иерусалимской Стены Плача покаявшимся перед еврейским народом." Разумеется, если мириться, то кто-то должен сделать первый шаг, но такой шаг, какой получился у Иоанна-Павла II, оставляет впеча- тление, что католикам есть о чём просить прощения у евреев, а евреям у католиков -- нет. "'Всецело Твой!' -- доверялся он воле Божьей во все переломные роковые моменты своей жизни. Когда в 1944 году его сбил немецкий грузовик -- и он остался жив..." "В 1992 году после традиционной воскресной молитвы Angelus он сообщил на весь мир, что вечером этого дня будет проходить серь- езное медицинское обследование, и просил молиться за него. Тогда Папе было удалено 8-сантиметровое новообразование в кишечнике, грозившее перерасти в раковую опухоль." "В 1993 году во время аудиенции в Риме Папа зацепился за край своего облачения и упал с лестницы, при этом вывихнув правое плечо и разорвав суставную сумку. Через три месяца вопреки реко- мендациям врачей он уже катался на горных лыжах, что закончилось новым падением. В шестой раз Папа попал в клинику после того, как поскользнулся в своей ванне и сломал шейку кости бедра. Через месяц он покинул больницу с протезом взамен сломанной кости." "Дважды Папа падал во время визитов в Польшу: в 1997-м и 1999 году, когда так ударился головой, что ему пришлось наложить три шва. В 1996 году ему удалили аппендицит, а годом ранее в интервью испанскому журналу отец Педро Ламар впервые заявил о том, что Папа Римский страдает болезнью Паркинсона." Как при таком количестве личных неприятностей у Иоанна-Павла II не заподозрить, что БОГ НЕ ХОТЕЛ ЭТОГО ПАПЫ? * * * Святой -- это вроде Героя Советского Союза. Иоанн-Павел II отличился ещё и тем, что массовыми "беатификациями" девальвировал звание святого. Девальвировал настолько, что в конце концов смог попасть в святые сам. Неужели не в великомученики?! При стольких-то "испытаниях", которые наслал на него Господь! * * * Католицизм должен мыслиться как традиция, как поддержание тысячелетнего опыта, а не как движение "в ногу со временем". Развитие католицизма должно состоять в усилении собственных здравых элементов и в распространении своего покровительства на всё здравое, что было в прошлом и что должно быть сохранено, восстановлено, защищено от нынешнего "прогресса". Ключевые слова: ТРАДИЦИЯ, НАСЛЕДИЕ, ОПЫТ. Надо не врастать в современность, а более-менее противостоять ей, потому что в ней слишком сильны дурные тенденции. При таком подходе католицизм будет не молодя- щимся рудиментом, а функционально значимой частью современного мира -- работающей на его спасение.

8.24. О христианстве.

Оно подкрадывается к страдающему человеку и оплетает его мышле- ние верёвочками своих догм. Недоказуемое и неопровержимое, оно замыкает его в узкий круг своих понятий и ритуалов и превращает в регулярного жертвователя на церковь. Ты, дорогой, страдаешь не потому, что это удел всякого человека (особенно глупого и беспеч- ного) и вообще любого существа, а потому что грешишь. И мало того, что грешишь, так вдобавок не искупаешь своих грехов. И чтобы уменьшить страдания, тебе надо не думать о том, что они неизбежны (но сокращаемы), не делать выводов о том, как частично защититься от них в будущем, и даже не отвлекать себя пока ещё доступными радостями, а смиряться, молиться, чем-нибудь себя дополнительно истязать (постами, всенощными и т. п.), а главное -- жертвовать на церковь. Согласно христианству, тяготы и потери возникают не из-за конкретных ошибок и неизбежных случайностей, а из-за нарушения десятка расплывчатых странных заповедей. * * * Вклад католической церкви в "обновление" Европы: "нет ни элли- на, ни иудея" и вообще перед Господом все равны. Ладно бы только эллины с иудеями, а то ведь негры с китайцами тянутся в Европу, будто в родную деревню, а любимая религия, как назло, не даёт моральных оснований, чтобы сказать им, что каждый должен обустра- ивать собственную родину, а не посматривать деловито на чужую.

8.25. О нападении сзади.

Предупреждение о намерении напасть хорошо тем, что даёт потен- циальной жертве нападения возможность закончить дело миром: пред- ложить другие варианты развязки событий и новые аргументы в их пользу. А нападение сзади плохо тем, что можно ошибиться и убить не того, кого хочется. Кому не случалось обознаться даже при столкновении лицом к лицу? А со спины да ещё в потёмках (самое удобное время для убийства!) это возможно тем более. Конечно, со спины, спящего и т. п. убивать легче. Но это больше подходит жлобам, а не людям, считающимся с интересами других. Ниндзя потому и вызывали неприязнь самураев, что убивали не чело- веколюбиво, а лишь бы убить -- вернее и с меньшим риском.

8.26. Об этнизме.

Этнос полезен индивидууму как группа, в которой люди оказывают взаимную поддержку. Можно найти взаимную поддержку и в неэтничес- кой группе или обходиться без какой-либо поддержки вовсе, но за- чем от неё отказываться, если она способствует выживанию и дости- жению благополучия в условиях, когда другие люди широко ею поль- зуются? Неэтнические группы тоже делят общество на "своих" и"чужих", но членство в этнических 1) почти автоматическое; 2) зачастую очевидное и "несмываемое" -- как клеймо. А если тебе не нравится твой этнос, то попробуй подправить его. Человек с этническим мышлением видит себя существом много боль- шим, чем его собственный организм. Он -- элемент своего народа и мыслит себя не только как "я", но и как "мы". Его главная жизнен- ная цель -- принять, пронести и передать эстафету. Такой человек распространяет себя частью далеко в прошлое, частью -- далеко в будущее. Он здесь и сейчас присутствует не целиком. Он появился на свет не вчера, а подготавливался столетиями. Он исчезнет не завтра, а оставит в столетиях свой затухающий след. Этнизм -- противоположность гомосексуальному бездетному экзистенциализму. Экзистенциалист склонен видеть позади и впереди себя страшные чёрные пропасти. Ему нравится смаковать эту черноту, ужасаться ею, как ужасаются на "чёртовом колесе". Начинающие западоиды любят рассказывать друг другу (с коллек- тивным тупым "гы-гы", конечно) анекдот про навозных жуков -- папу и сына. Те выползли из коровьей кучи, и сынок в первый раз увидел небо и солнце. "Что это такое красивое, папа?!" -- спросил он. "Небо и солнце, сынок" -- ответил тот. "А почему мы должны жить не под этим небом и солнцем, а в навозной куче?" "Потому что это наша родина, сынок." С экологической точки зрения, папа-жук ответил правильно, а ржущие западоиды -- глупее навозного жука, потому что в их набитых псевдознаниями головах нет места для элементарных понятий об отношениях организма со средой обитания. Генетически и культурно каждый человек наиболее адекватен тем условиям, в которых сформировался его этнос. Чукча и бедуин не более несчастны, чем коренной обитатель Западной Европы, -- не потому, что не знают другой жизни, а потому что имеют другой взгляд на её радости, другой желудок, другую настройку системы терморегуляции и т. п. А может, они менее ценны, так сказать, для человечества? Но это ещё как посмотреть. Что они менее, чем западоид, вредны для окружающей среды, это уж точно. * * * Всякий национальный язык и всякий национальный генотип ценны, среди прочего, тем, что являются значительными следами очень древних событий, которые породили современный человеческий мир (со всем его хорошим и плохим) и без понимания которых, возможно, не удастся сохранить этот мир, тем более его подправить.

8.27. О храбром Алесе и трусливых партизанах.

Из либеральной газеты: "В Выставочном зале Бобруйска открылась выставка 'Алесь Адамович. А для Вечности Беларусь...'(...) на открытии выставки вспоминали известную мысль Адамовича о том, что старик Моисей был забывчив и Господь дал не десять, а одиннадцать заповедей. Последняя звучит так: 'Не бойся'." Конечно, у Адамовича был кое-какой партизанский опыт, особенно в городских условиях: в КПСС, в белорусской делегации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, на должности директора Института кинематографии и где-то ещё. И к десяти заповедям он придирался совсем не зря: старик Моисей уже с одним своим "не убий" достаточно вляпался. Но с "не бойся" вляпался сам Адамович, потому что упомянутое его дополнение Моисея от имени Господа -- по меньшей мере дурацкое. Страх -- это нормальная эмоциональная реакция на угрозу: реак- ция необходимая, мобилизующая организм на противостояние вредным факторам. Более того, у человека есть потребность бояться (отсюда всякие "ужастики" в кино и литературе). Городским партизанам следует БОЯТЬСЯ -- и ещё как! Но надо, конечно, искать оптимум страха (во всём полезна мера), а также стараться получше выбирать основные угрозы (на неосновные можно, так и быть, не обращать большого внимания). Если делать что-то противозаконное (или хотя бы просто опасное для существующего в стране "режима") так, что тебя легко иденти- фицировать, изловить, подстрелить, твои свобода, имущество, жизнь будут зависеть единственно от старательности тех, кому положено по должности разбираться с тебе подобными. Поэтому с твоей сторо- ны это будет не риск, а почти верный "убыток" по причине самопо- жертвования или глупости. Иначе говоря, риска почти никакого. Бояться в этом случае бессмысленно. Бояться уместно тогда, когда то ли попадёшься, то ли нет. Риск -- это когда действуешь так, что тебя идентифицировать, изловить, подстрелить трудно -- и тем труднее, чем старательнее ты сам.

8.28. О спасении европейских этносов.

Чтобы выживать и оставлять после себя жизнеспособное потомство, человек должен заботиться о своём здоровье, о безопасности и безвредности среды, в которой он обитает, о надёжности своей системы обеспечения и защиты, о сохранении и накоплении различ- ных жизнеобеспечивающих ресурсов. Если он этого не делает, он с довольно большой вероятностью уступает своё место под солнцем другим: тем, кто это делает. Что же мы видим у западоидов? По преимуществу культ удовольствия, причём в значительной части удовольствия потребительского и извращенческого. Западоиды мало- жизнеспособны. Они не просто вымирают, а вымирают быстро. Сегодня они, можно сказать, паразитируют на своём прошлом: растрачивают полученные от предков культуру, генофонд, территорию. Сменяющие их в Европе выходцы из Африки и Азии, попав в условия разлагающе- го комфорта, тоже, в свою очередь, отравляются деструктивной псевдокультурой и, наверное, через 1-2 поколения будут вымирать так же, как сегодня вымирают коренные европейцы. Деторождение как конечная цель половых отношений у западоидов не то что просто не акцентируется, а как-то и вовсе задвигается подальше. Дети -- это помеха приятному времяпровождению и деланию карьеры. Как следствие, западоидки рожают зачастую либо в 13-15 лет (по детской глупости), либо в 35-40 (как бы запрыгивая в последний вагон). В обоих случаях потомство получается слабое. Довольно часто западоидки не рожают вовсе. * * * Деторождение в западных фильмах почти всегда изображается как очень мучительный и неэстетичный процесс: роженица орёт, как при пытке, а иногда даже умирает. Сюжет от этого делается напряжён- нее, фильм -- доходнее, но юные западоидки приобретают таким образом страх перед материнством. Положительный герой экрана, как правило, обходится без детей, потому что в сюжете они лишь помеха: делают человека осмотритель- ным, и он оказывается не в состоянии убедительно влипнуть во что-то, способное захватить зрителя. А если дети всё-таки присут- ствуют, то зачастую в качестве источника огромных неприятностей для родителей: они страдают тяжёлыми болезнями, принимают нарко- тики, становятся жертвами похищения, вообще подвергаются опаснос- ти на улице, в школе и дома. Вряд ли дискредитация деторождения и детей в западном кино делается намеренно, в соответствии с каким-то тайным планом истребления западоидов. И уж конечно, это не единственная причина их вымирания. Но свои несколько процентов в совокупном весе причин этого процесса она имеет наверняка. * * * Можно ли ещё спасти коренные этносы Европы? Вряд ли. Основное препятствие -- в отсутствии у них стремления спастись. Им нра- вится вымирать тем способом, каким они это делают. Их лидеры занимаются всякой ерундой. Их "информационные потоки" представ- ляют собой по большей части абсурдизирующую чушь. У них нет, кажется, ни одного общественного движения, про которое можно сказать, что оно пропагандирует здравые ценности -- такие, с которыми народы Европы получили бы шанс на выживание. У них есть ресурсы, но нет понимания и воли. У них попадаются великолепные мозги, но эти мозги встроены в абсурдную социальную систему и их работа направлена на на поддержание и усугубление абсурда. Тот факт, что они вымирают, -- общеизвестный, очевидный и самый что ни на есть доподлинный. Его не скрывают, а просто не акцентируют. А тех, кто акцентирует (и предлагает средства исправления ситуации), называют замаскированными нацистами, то есть в нынешних европейских понятиях -- врагами человечества. Если имеет место катастрофическая неудача в главном, то как же можно во всяких парламентах обсуждать какие-то частности? Это то же, что решать косметические проблемы человека, умирающего от рака. Весной 2005 г. в Германии открыли музей "холокоста" и много шумели об этом в новостях как о важном событии. Ну на кой хрен вам сдался этот древний "холокост", недоумки, если без всякого нацизма вы теряете в год несколько миллионов населения за счёт низкой рождаемости? У вас давно уже собственный "холокост", только сладенький. Вы задолбали своим дебильным антифашизмом и своими педерастическими "правами человека". Вы подыхаете от собственной глупости. Вас жалко, потому что без вас человечество станет менее разнообразным, а значит, ещё менее жизнеспособным. И ведь оно не станет более благоразумным: случаев вымирания этносов, обществ, цивилизаций накопилось огромное множество, и нынешний очевидный случай не настолько отличается от предыдущих, чтобы подтолкнуть, наконец, к каким-то защитным действиям. А может, надо относиться к вымиранию этносов как к смерти отдельных людей: считать их печальной неизбежностью и освобож- дением места для чего-то молодого, более сильного? Но этнос в принципе бессмертен, причём продление его жизни, как правило, не требует чрезвычайных усилий (напрячься придётся главным образом в делании потомства). Вечная молодость этноса обеспечивается за счёт смертей составляющих его индивидуумов, так что долгожитель- ство этноса и долгожительство принадлежащих ему людей -- можно сказать, даже взаимоисключающи.

8.29. О чистоплюе Мише.

О Михаиле Задорнове. Юморист есть такой популярный. По телеви- зору иногда показывают. Раньше мне думалось: ну как же его там терпят, патриота страстного? Но постепенно всё стало на свои места. Нет, его не выгнали -- это у меня просветление наступило. Функция Задорнова -- усыплять бдительность патриотов. А вдобавок поддерживать у русских мнение о себе как о народе пьющем, неряш- ливом, дураковатом и зачастую без тормозов. А ещё, между прочим, мне показалось, что М. Задорнов немного передёргивает карты ради большего эффекта. К примеру, он рассказы- вает о нынешнем русском умельце, приделавшем водяной насос к ка- литке, так что калитка стала туго открываться, а гости -- выра- жать недоумение. Но точно такую же историю я читал в далёком детстве в журнале "Наука и жизнь" о каком-то нерусском не то физике, не то инженере. В одном из своих выступлений Задорнов распространялся о дурных запахах, исходящих от соотечественников. Ленятся мыться и всё такое. Якобы зашёл он как-то в метро, и там его в нос и ударило. Оказывается, он лет десять не был в московской подземке. Неужели пешком ходил?! А может, ещё и покуривал тайком?!!! По этому поводу мне такое вот сочинилось: Послушайте! Если человек воняет потом, Значит, это кому-нибудь нужно! А может, ему времени нет после работы, Потому как звёзды зажигает перед ужином! Не все же считают правильным насиживать геморрой в личных авто. К примеру, я по возможности не хожу по улицам, а и вовсе бегаю, поэтому если не угадываю правильного режима терморегуляции, то вскоре начинаю "благоухать". Это "благоухание" -- почти неизбеж- ный спутник подвижного образа жизни. Кстати, местные западоиды устроили всем такую житуху, что про- летариям умственного труда зачастую нет времени и сил даже на то, чтобы приобрести запах пота (т. е., сделать гимнастику или побе- гать) -- где уж там его ещё и смывать! Среди прочего, частое мытьё -- это перерасход ресурсов, а у нас на планете как-никак усугубляется кризис природопользования. И почему не возмущает Задорнова дурной запах, исходящий от курильщиков и "любителей пива"? Да потому что борьба с такими запахами приведёт к сокращению продажи сигарет, алкоголя и пр. А борьба с запахом пота приведёт, наоборот, к расширению продажи мочалок, мыла, ванн, автомобилей и пр., а также лекарств для борьбы с кожными грибковыми инфекциями, зачастую посещающими тех, кто чрезмерно себя драит. Наши частичные предки тюрки не мылись вообще, но при этом впол- не себе нравились. Уж кто к чему привык. Возможно, они так хорошо разбирались в запахе пота, что по нему могли определять в челове- ке степень здоровья, честности и храбрости. Кстати, Макс Нордау в книге "Вырождение" утверждал, что повы- шенная чувствительность к запахам обычно свойственна дегенератам. В общем, Задорнов -- на своём месте, при деле. И на российском телевидении всё так, как и задумывалось.

8.30. О безумстве храбрых.

Энергичный впечатляющий лидер, героическая идеология, убеди- тельная картина "светлого будущего", сплочённость, организован- ность, опыт, узнаваемость для масс, эффектное начало, быстрота и решительность -- это извечный надёжный рецепт политического успеха. И нет необходимости изобретать что-нибудь вместо этого. К тому же если тебе не хватает способностей результативно исполь- зовать старое, с какой стати у тебя хорошо пойдёт новое? * * * Сложность в том, что нам можно будет сделать только одну попытку, потому что сделать следующую уже не позволят, да и ресурсов не хватит.

8.31. О философии, какая нам нужна.

Сегодня если не строчишь зауми и не блещешь эрудицией, то ты -- не философ. В лучшем случае народный умелец. Философом считают не того, кто своими идеями стремится подсобить обществу в решении каких-то сложных проблем, а того, кто умет "философствовать", то есть заумно и складно о чём-нибудь рассуждать с претензией на большие обобщения или на особую проницательность.

8.32. О западном сервисе.

О качестве западного сервиса. Я нежно думаю о нём, когда распа- ковываю свои вещи после авиаперелётов. Простым перебрасыванием багажа с места на место такой глубокий эффект не достигается. Багаж либо пинают ногами изо всех сил, либо сбрасывают в послед- ний момент перед посадкой (и может быть, даже без парашюта), чтобы уменьшить нагрузку на шасси или ускорить подготовку к следующему рейсу (и увеличить таким образом оборачиваемость транспортного средства и соответственно капитала). Пинание, в свою очередь, можно тоже объяснить по-разному: либо грузчики (наверняка гастарбайтеры) вымещают свою классовую и расовую неприязнь к пассажирам международных авиарейсов, либо сотрудники службы безопасности аэропорта выбивают из багажа воздух, чтобы облегчить собакам вынюхивание наркотиков и взрывчатых веществ. Вдобавок от сильных ударов может повредиться герметичный контей- нер с наркотиком или взрывное устройство. А ещё если что-то загорится или потечёт, то лучше ведь на земле, а не в воздухе. Когда я вижу в аэропорту обшарпанный пластиковый чемодан, как будто вытащенный из мусорной кучи, я понимаю: это багаж опытного путешественника и толкового человека. * * * О плохом отечественном сервисе. Плохой сервис бывает иногда хорош тем, что люди, которые от него отказываются, заодно отказываются от чего-то не очень нужного, а то и не нужного вовсе, но, тем не менее, модного или общепринятого. * * * Они вежливы и услужливы не потому, что любят тебя просто за то, что ты человек и ещё не успел сделать им зло, а потому что хотят усыпить твою бдительность и поглубже залезть в твой карман. Если бы они не были так сладостны, ты, во-первых, проявлял бы больше бдительности, а во-вторых, оказывался бы менее ошарашен, сталки- ваясь с реальностью, которую все эти улыбки прикрывают. И до чего отвратительно быстро исчезает коммерческая предупредительность, когда выясняется, что ты -- не их клиент! По правде сказать, некоторые из "работников сферы обслуживания" вполне искренне проявляют своё природное добродушие, но это уже идёт не как "сервис", а как отсебятина. На эту отсебятину я почти всегда непроизвольно отзываюсь собственной похожей отсебятиной, потому что хочется поддержать каждого, кто не склонен делать гадости. * * * Советский сервис: ты за месяц покупаешь билет на самолёт, и на билете уже указано место, на котором ты будешь сидеть. Западный сервис: ты покупаешь билет за месяц, а точное место узнаёшь за полчаса перед посадкой. Но может быть и так, что тебе радостно сообщат не номер кресла, а то, что, хотя на этот рейс ты никак не попадаешь, на следующий попадёшь уже точно. А если по прилёте ты не обнаружишь своего багажа, то лишь потому, что ему, в свою оче- редь, тоже не хватило места, но следующим рейсом его непременно доставят. Советский сервис: билет -- это небольшая бумажка, на котором русским языком записано всё, что нужно, а не только номер места. Западный сервис: билет -- целая брошюра, вдобавок засунутая в картонную папочку, на которой реклама какой-нибудь ерунды. Ты вчитываешься во всякие условные обозначения и строишь гипотезы о номере рейса, дате отлёта и пр. Что такое "VIE"? Может быть, Вена. А "MSQ"? Не исключено, что, Минск. А что значат все эти "WI", "WJ", "ZY", "AT", "OS"? А "INV" в колонке "Form of payment"? А загадочное "YFM4HH"? А "STATUS OK" -- это статус чего? Что там у них или у меня "ОК"?! Может, эти отметки меня не касаются? Но по чём это видно? Вот ведь невнятная "20К" -- как раз для меня: потом именно мне заявляют, что мой багаж превысил 20 кг, и надо доплачивать ужасную сумму.

8.33. О милитаристах и пацифистах.

Каждый считает, что исповедуемая им идеология поднимает его над окружающими, которые до неё ещё не дозрели или и вовсе не способ- ны дозреть. Для пацифиста милитарист -- дурачок, играющий с огнём и подвергающий смертельной угрозе себя и окружающих. Милитарист же воспринимает себя как человека, заботящегося о мерах пожарной безопасности, запасающего всякие огнетушители и другие противопо- жарные средства и тренирующегося в способах их использования. Разумеется, милитаризмы бывают разные: правильные, неправильные. Правильный милитаризм -- это вооружённый до зубов пацифизм: он предполагает делание всего возможного для сохранения мира, включая в первую очередь всестороннюю подготовку к войне. * * * Говорить о "милитаризме вообще" -- значит трепать безответст- венно языком. Гонка вооружений -- не обязательный компонент милитаристского подхода: можно культивировать военный дух, используя простое дешёвое оружие вплоть до мечей и самострелов. Более того, в мече больше способности повышать военный дух, чем, скажем, в пулемёте. Презираю "мирных людей", квёлое "гражданское население". Прези- раю извращенцев, подгоняющих идеологию под собственные слабости. Милитаризм -- это культ здоровья, физической и психической силы, порядка, дисциплины, самоотверженности, готовности перено- сить тяготы и лишения ради значительной цели. Оружие при отсутст- вии милитаристского духа -- ничто. А если крепок дух, то со вре- менем находится и оружие (в крайнем случае его крадут у врага). Милитаризм малой нации -- не то же, что милитаризм большой нации: он означает лишь готовность защищать себя, свой образ жизни, своё право на принятие решений и на собственные ошибки. Считать, что здравый оборонительный милитаризм малой нации может спровоцировать против неё враждебность и поэтому недопустим, -- значит быть недоумком: если кого-то не устраивает милитаризм некоторой нации, значит, этот кто-то УЖЕ планирует разобраться с нею (если он "чужой") или предать её (если он якобы "свой"). Если вы не способны поддерживать в обществе порядок, при котором милитаризм устойчиво сохраняет эффективную форму, тогда вам, конечно, лучше не греметь оружием, а то и вовсе уступить власть другим и никогда больше не тянуть к ней своих слабых ручёнок. * * * Если пацифисты и человеколюбы так легко справляются со своей агрессивностью и ненавистью, то им и следует идти в вооружённые силы: уж они-то не начнут войны без острой необходимости. Они должны стремиться на военную службу хотя бы для того, чтобы занимать там место и не допускать туда личностей, имеющих чрезмерную склонность к насилию. * * * Кстати, милитарист вовсе не делит людей главным образом на друзей и врагов: он ещё различает агрессивных и неагрессивных, боеспособных и небоеспособных, военнообязанных и невоеннообя- занных, служилых и неслужилых, обстрелянных и необстрелянных, добровольцев и призванных, умеющих командовать и не умеющих командовать, а также героев, дезертиров, военных гениев, военных писателей и т. п.

8.34. Об ошибках.

Ошибаются все. Ошибки -- не позор, а неизбежный компонент деятельности. Чем новее, сложнее и объёмнее предпринимаемые действия, тем больше и тяжелее ошибки. Качество личности опреде- ляется не столько тем, как часто и каким образом человек ошиба- ется, сколько тем, как он относится к своим ошибкам, какие действия в связи с ними предпринимает. Следует перерабатывать свои ошибки в опыт, выжимать из них максимум пользы. Если за обнаруженной ошибкой не следуют размыш- ления и обобщения по её поводу, эта ошибка пропадает зря. Отношение к возможным ошибкам должно зависеть от тяжести предполагаемых последствий. Если их тяжесть невелика, бывает лучше ошибаться побольше.

8.35. О неприятностях.

В очень широком диапазоне ситуаций тяжесть неприятностей, кото- рые человек имеет, определяется его потребностью в отрицательных эмоциях и способностью их переносить. На одно и то же обстоятель- ство можно смотреть очень по-разному, поэтому индивидуум с нор- мальной психикой имеет неприятностей (точнее, неприятных эмоций) не больше, чем в состоянии выдержать без перенапряжения, и не меньше, чем ему нужно для "эмоционального баланса". Когда тяжесть неприятностей оказывается меньше нижнего порога, он ищет новые или уделяет больше внимания старым. Когда она становится слишком большой, он перестаёт обращать на некоторые неприятности внимание. Страдания не только неизбежны, но и необходимы, поскольку уме- ренные страдания обеспечивают способность обходиться без больших. Получается, человек рождается для того, чтобы страдать. Но ситуация со страданиями не так тяжела и безнадёжна, как это может показаться при поверхностном взгляде на вещи. Иногда стра- дания мешают одно другому: если человек страдает по некоторому поводу, то он уже не в состоянии одновременно страдать в приблизительно такой же степени по какому-либо другому поводу. Иногда страдания уничтожают причину друг друга: к примеру, если человек страдает от физического труда, то он уже не может страдать от болезней, порождаемых гиподинамией.

8.36. О потерях.

Потери неизбежны. Они -- неотъемлемая часть жизни. Переживать по их поводу следует лишь настолько, насколько это способствует предотвращению других потерь. Кто не в состоянии руководствовать- ся этим правилом, тот нежизнеспособен и представляет собой "ошибку природы". С тем, чего ты не можешь преодолеть, надо смиряться. Но сна- чала надо, конечно же, перепробовать разные способы преодоления.

8.37. О предопределении.

Предопределённое -- значит, как бы спланированное Богом или заданное устройством вселенной (т. е. сводящееся к физическим и прочим естественнонаучным законам). Что-то предопределено внутри индивидуума, что-то -- вне его. По большому счёту, предопределено всё, включая любую человеческую мысль. Предопределённость может рассматриваться как предсказуемость и как непреодолимость. Но в предсказания иногда вкрадываются ошибки, а непреодолимое оказывается преодолимым, если употребить какие-то новоизобретённые средства. Если мы не знаем, ЧТО предопределено, это равносильно тому, что ничего не предопределено. Возможно, предопределено как раз то, что нам хочется сделать. Идти против течения -- это трудно. Изобретать средства преодо- ления непреодолимого -- это трудно тоже. Выстраивать надёжные прогнозы (разгадывать предопределение) -- трудно почти в такой же степени, потому что могут найтись люди, которые в них не поверят и сотворят будущее по-своему. Предопределение -- понятие практически бесполезное. Оно пред- ставляет собой мыслительную ловушку, в которую попадаются слабые умы, избегающие признаваться в лени, неспособности и ошибках.

8.38. О фотографирующих.

Фотографирование -- это цепляние за вечность, стремление хотя бы в отношении мелочей остановить разрушительный ход времени. Фотографирование себя рядом с известными объектами -- это попытка перетащить на себя часть их ауры, стать чуть менее ничтожным. Фотографирование себя в удалении от известных объектов -- это для последующего самолюбования. А ещё фотографирование -- это способ оправдать затраты времени и денег на то, чтобы оказаться в тех особых местах, где оно делается. Для меня фотографирование -- иллюзия деятельности: считается, что я собираю "материал", который в надлежащем окружении и оформлении приобретёт заметную значимость.

8.39. О частном музее профессора Фухса в Вене.

Каждому профессору очень хочется закрепиться в культуре, но обычно нечем: открытия не открываются, изобретения не изобрета- ются, изящные теоретические концепции не выстраиваются. Книжки пишутся, но не читаются. Что делать несчастному педагогу?! Можно сунуться в политику, но там конкуренция, и есть другие бойкие ребята с языками, подвешенными не менее хорошо, чем у препода- вательского сословия. Сидит себе непутёвый профессоришка, всматривается в своё без- дарное прошлое, заполненное всякой околонаучной и псевдонаучной суетой и издевательствами над студентами, и с ужасом сознаёт, что по большому счёту он -- пустое место, пшик, мыльный пузырь, неуловимая пена на чьей-то волне. Но ведь кто-то же попадает в вечность?! Да, попадает. Ну, если не в вечность, так хотя бы в современность надо попасть: так, чтобы заметили среди сотен других профессоришек. Чтобы вниманием потешили. Верный способ -- завести себе ЧТО-ТО: какую-нибудь сомнительную ерунду, чтоб был повод мелькать и всем доказывать с опорой на мощнейшую эрудицию, что это не ерунда, а напротив.

8.40. О русской армии.

Я офицер русской армии. Русский маршал присвоил мне моё скром- ное звание. Какая бы ни была эта армия, она -- моя, со всеми своими достоинствами и уродствами. Говорить о ней (хорошо ли, дурно ли) -- значит, говорить и обо мне. Не побеждённая, а пре- данная, русская армия советского периода, такая, какой я её застал, останется со мной в воспоминаниях, реликвиях, книгах и фильмах. "Тяготы и лишения", обещанные мне в присяге, я получил, вроде бы, сполна, и много последующих лет "армейские будни" оставались самыми сильными впечатлениями моей жизни. Я думаю, кто не понял сути армии за 2 года службы, тому не дано ее понять и за 25 лет. Правда, за два года я так устал от военной практики, что поспешил оставить её при первой возможности. Военная рутина мне не нравилась (но я вообще не люблю никаких усилий, кроме как читать и писать на некоторые темы). Мне нрави- лось БЫТЬ ВОЕННЫМ: ходить в униформе, ощущать тяжесть пистолета на боку, слышать потрясающий звук стрельбы из автомата Калашнико- ва, нюхать запах сгоревшего пороха и т. д. Кстати, когда в моей стране установится правильная власть -- не боящаяся собственных граждан, нормальные люди получат возможность наслаждаться всем этим, не обременяя собой государственного бюджета и не таскаясь каждодневно на службу. Всего лишь в обмен на соблюдение некоторых здравых правил. Через много лет после того, как я с облегчением ушел "в запас", я осознал, что все-таки привязался к русской армии -- со всеми ее недостатками. Я люблю вас, замурзанные солдатики в стоптанных кирзовых сапогах. Я люблю вас, матершинники и пьяницы офицеры. Я люблю вас, вороватые прапорщики с большими животами. Я прошу про- щения у всех сослуживцев за те неприятности, какие я им, возмож- но, причинил. Мы, русские, -- лучшие в мире солдаты. Иначе вряд ли была бы Россия такой большой. Русский сапог топтал землю многих стран, и я этим горжусь. Надо будет -- еще раз возьмем Варшаву, Берлин, Будапешт и т. п. Не посрамимся перед дедами. На войне мы непри- хотливы, упрямы, изворотливы. Жестоки к своим и тем более к чужим. Не приведи Господь кому-то будить Русского Зверя. Мне радостно сознавать, что я был и остаюсь солдатом Российской империи. Пусть побеждает русское оружие! "Мы, русские..." -- а в самом деле: кто я? Присягал я империи -- помню отчётливо. А больше никому. А с обещаниями у меня стро- го. Но может, мы обновим империю, сделав её новым ядром Беларусь. * * * "Мы, беларусы, мирныя людзи..." А чтоб вас...! Я далеко не мирный. Хуже того, я с трудом переношу "мирных людей": всю эту дряблую вялую массу в пёстром легкомысленном шмотье.

8.41. О брезгливости.

Вот таракан, а вот короед. У этих жуков много одинакового (цвет, усы, надкрылья и пр.), но почему-то короед, обнаруженный на столе, не вызывает отвращения, а таракан вызывает -- и ещё какое. Причина -- в ассоциациях. Аналогично с представителями некоторых этносов: ты заставляешь себя думать о том, что у них всё почти такое же, как у тебя, но, тем не менее, ты не в состоя- нии преодолеть свою брезгливость. Наверняка это можно излечивать. Только зачем?

8.42. О чехах.

Чехи как главные враги России. В самом деле, почему всегда евреи? Если присмотреться к чехам, то волосы тоже встанут дыбом. За что эта маленькая нация имеет такой большой зуб на Россию, сказать трудно, но против фактов не попрёшь. Я уже писал о том, что чехи -- основные виновники Второй Миро- вой войны, причинившей России столько несчастий (кстати, вина их обусловлена не только тем, что они не стали сражаться с Гитлером когда он был ещё очень слаб, но и тем, что они отказались при этом от помощи СССР -- то ли из страха перед большевизмом, то ли просто из неприязни к русским). Но этого мало. Они также и винов- ники Первой Мировой войны, в которой Россия пострадала чуть мень- ше, чем во Второй: если бы не могучее стремление чехов к "свобо- де", возбуждавшее национальные брожения во всей Австро-Венгрии, антиавстрийские поползновения Сербии мало бы что значили, и Австрия вряд ли объявила бы Сербии войну. 2 июля 1917 г. -- ура! -- первые самостоятельные действия чешских подразделений австро-венгерской армии против русских: в битве под Зборовом. В 1918 г. русские уже вовсю сражались с белочехами (50-тысячный корпус) в Сибири и Поволжье. А венгерская Красная Армия, проводник русско-еврейского большевистского влияния в Центральной Европе -- сражалась с "просто" чехами, за австрийское наследство. После 1918 г. чехи корчили из себя бывшую угнетённую нацию и, наверное, даже репараций не платили. Вышли из войны, можно ска- зать, победителями. В частности, Словакию приобрели. А вдобавок отхватили у немцев Судетскую область, которая потом дорого обошлась человечеству. В 1939-1944 гг. чешская военная промышленность (а она была немалой) работала на Германию, а вооружение бывшей чешской армии использовалось Вермахтом на Восточном фронте. Кроме убийства Гейдриха (да и то по науськиванию англичан), чехи ничем значи- тельным за время немецкой оккупации, кажется, не отличились. Ну, правда, ещё Юлиус Фучик книжку в тюрьме написал про то, как надо быть бдительным. Во время нацистской оккупации чехи сохраняли собственную адми- нистрацию и даже, можно сказать, элементы собственной государст- венности в виде "протектората Чехия и Моравия" во главе с колла- борационистом Эмилем Гахой. За всю войну немцы сожгли единствен- ную чешскую деревню Лидице (в отместку за смерть Гейдриха), да и то расстреляли в ней только мужчин. А словаки так и вовсе были задействованы на Восточном фронте в качестве союзников Гитлера, и можно свалить это частью на дурное влияние чехов. Чехи воспитывали словаков в духе неприязни к Рос- сии. Под предлогом антисоветскости, конечно. После Второй Мировой войны чехи вернули себе воевавшую с Россией Словакию, но репараций почему-то опять-таки не платили. Но всё равно ненавидели Сталина, угнетателя народов. Кстати, во Второй Мировой войне чехословаки сравнительно мало пострадали: около 350 000 погибших. Наверное, 'это вместе со сло- ваками, погибшими на Русском фронте. Возможно, в указанное число попадают и попавшие под "окончательное решение" евреи. И ведь из этих 350 000 за 7 лет немецкой оккупации значительная часть умерла бы так или иначе от других причин, особенно курильщики и автомобильщики. В 1968 г. чехи устроили нелепую антирусскую бузу, так что пришлось вводить войска, и это сильно подпортило репутацию СССР. После 1989 г. чехи энергично поучаствовали в развале Варшавс- кого договора и резко запросились обратно к австрийцам в "объеди- нённую Европу", а также в НАТО, а вдобавок предложили разместить в Праге финансируемую конгрессом США радиостанцию "Свобода" для подрывной пропаганды против России и Беларуси. (С сайта lenta.ru, 31.01.2002: "Здание бывшего Федерального собрания Чехословакии, где сейчас располагаются службы радио 'Свобода', находится в цен- тре чешской столицы в двух минутах ходьбы от Вацлавской площади. Здание было предоставлено радиостанции в 1995 году, когда по при- глашению президента Чехии Вацлава Гавела и правительства страны 'Свобода' переехала из Мюнхена в Прагу. За аренду 'Свобода' пла- тит символическую сумму -- 1 чешскую крону в день.") Чтобы понравиться западным друзьям, чехи не стеснялись в выска- зываниях о России. Можно сказать, стали моральными лидерами анти- русского движения в Центральной Европе. С них брали дурной пример новоосвободившиеся литовцы, латыши, эстонцы, грузины и молдаване. Пикантность этой закоренелой антирусскости чехов придаёт то, что у России даже общей границы с Чехией никогда не было. И не странно ли после всего этого, что античехизм в России отсутствует даже в недоразвитом состоянии? Но может быть, причина этому всего лишь в несоразмерности. Русский слон был настроен по отношению к чешской моське неизменно снисходительно, а моська чего только себе ни позволяла в периоды слоновьей слабости. Причину неравнодушного отношения чехов к России могут отчасти объяснить следующие четыре обстоятельства: 1. Чехи -- католики и европейцы, а русские -- православные и россияне. 2. Всякий раз, когда Россия костыляла Австрии (а повоевали они между собой немало), она костыляла и чехам, которые служили в австрийской армии. А чехи были настроены всё время побеж- дать и сильно обижались на русских за проигрыши. 3. В 1849 г. Россия очень помешала чехам (венграм и пр.) развалить австрийскую империю и упиться заветной "свободой". 4. Людям вообще хочется, чтобы у них был большой враг. Его можно считать главным виновником своих неприятностей и с удовольст- вием отдаваться ненависти к нему. У чехов сначала на первом месте были немцы, но потом победила, как обычно, Росссия. (Дело в том, что русские почти всегда побеждают, хотя и не всегда сразу. К примеру, Австро-Венгрии давно уже нет, Чехо- словакии тоже, а Россия -- вот она, стоит, хотя и сильно урезанная слева и снизу.) Чехи -- это нация с европейским мировосприятием (в его нелучшей разновидности) и с европейским отношением к России. Ни о каком славянском единстве с русскими они никогда сами по себе не дума- ли. Сегодня они считают, что русские своей "дружбой" в 1945-1989 гг. лишь задержали их в развитии. Между прочим, чешский язык похож на русский не намного больше, чем немецкий, и от его родства нет практически никакого толку: русскому человеку, не знающему чешского, невозможно понять чеха на слух. Скорее, он поймёт немца, потому что, к примеру, музыка по-чешски "гудба", а по-немецки -- "музик"; театр по-чешски "дивадло", по-немецки "театер". И т. д. Чехи -- какой-то тихий, неприметный враг России. Под Бородино мы их, вроде бы, не квасили, под Курском не колошматили. Для меня уяснение сути чешского отношения к русским было чем-то вроде внезапного неприятного открытия на пустом месте. Наверное, относиться к чехам надо как к каким-нибудь датчанам: утилитарно, не думая о родстве. Всё равно они в целом нас не любят. Кстати, с немцами как-то проще: воевали с ними всё-таки очень неслабо. Иначе говоря, знаем друг друга как облупленных, привыкли друг к другу, чувствуем взаимные моральные обязательст- ва. Стали почти как братья. * * * О чехословацких беспорядках 1968 г. В них участвовала малая часть общества (в революциях ВСЕГДА участвует лишь малая часть общества, хотя она и образует иногда большие толпы, когда собирается в одном месте). Для их подавления были введены МАЛЫЕ силы из-за границы. Присутствие этих сил имело, скорее, символи- ческое значение. Жертв и разрушений оказалось немного. 1968 год был вообще бурным: "революции" во Франции, Японии, расовые беспорядки в США и т. п. Кстати, если во Франции и Японии имели место выступления против "буржуазного общества", то в Чехослова- кии -- за него. Иными словами, люди захотели разрядить недоволь- ство, заразились примером друг друга, а повод в каждой стране нашёлся свой. В СССР кучка диссидентов разряжалась по поводу того, что ввели войска в Чехословакию. Есть конфликт поколений, конфликт интеллигенции и власти, конфликт общества и бюрократии, конфликт припыленных дегенератов и сторонников порядка, конфликт этносов, а всё это выдаётся за столкновение благородных защитников "общечеловеческих ценностей" и подлых авторитаристов. Одни лгут за деньги, другие честно заблуждаются, третьи бездумно повторяют чужую модную чепуху. * * * Итак, чехи -- это волки в овечьей шкуре, окопавшиеся в центре наивной доверчивой Европы. У них в анамнезе активное участие развале как минимум двух сравнительно неплохих империй (Австро- Венгрии и СССР), а также провоцирование двух мировых войн -- Первой и Второй. А ведь можно ещё взглянуть попристальнее на гуситские войны, на участие чехов в Реформации и т. п.! В общем, если вдруг окажешься рядом с чехом, надо быть очень осторожным, потому что он может в любой момент полоснуть тебя бритвой по горлу.

8.43. О битломанах.

Если судить по злобности, лживости и настойчивости, с какими поливают грязью советское прошлое на российском телевидении, реваншистские настроения в русском народе усиливаются. Довелось раз видеть мельком фильм о том, как подлый КГБ в году этак 1971-м спровоцировал в Москве демонстрацию волосатой молодё- жи в "День защиты детей", а потом переловил активистов и "сломал им жизнь": оказывается, коммунисты в своей тупой агрессивной ограниченности вдобавок ко всем своим глупостям и мерзостям ещё и боролись с битломанией -- этим невинным увлечением интеллектуаль- но развитой молодёжи. Поэтому музыка и фотографии великих "Битл- зов" распространялись в СССР исключительно "самиздатом". В моём родном "городе над Сожем" в пору моей же ранней юности тоже "хипповали", хотя и не с таким размахом, как в столице. Пом- ню, как на улице пришлось идти несколько минут следом за одним законченным волосатиком. Он поразил меня своей неимоверной суту- лостью и вялостью. Надо сказать, я в ту пору стригся очень корот- ко, интересовался науками и техникой и в меру разумения "качал мышцы". А мой приятель А., который в ранней юности был, в отличие от меня, вольным хулиганом, рассказывал, что в те же времена в компании с себе подобными вылавливал волосатых возле Комсомольс- кого озера в Минске и подвергал насильственной стрижке -- даже без науськивания со стороны КГБ и комсомола. Вообще, в простом народе была неприязнь к волосатым. Школьная форма моих первых лет учёбы включала в себя странные пиджачки без воротников. Из упомянутого фильма я узнал, что это называлось "битловка". Делаю смелое предположение, что таким избитым способом гнусная Советская власть пыталась бороться с молодёжной битломанской модой (как Екатерина Великая боролась с модой Французской революции, наряжая городовых в "революционные" шляпы). Кстати, мультфильм "Бременские музыканты" -- пропаганда уме- ренного варианта волосато-джинсово-гитарного движения. Компро- мисс, так сказать. И ещё. Мне больше нравились (и до сих пор нравятся) "Смоки".

8.44. О дефектах мышления.

Иначе говоря, о разновидностях глупости. Бывают, среди прочего, следующие: 1. Формальное мышление. Всякий предмет или тип предметов представляется как имеющий чёткие границы и постоянный во времени (или имеющий постоянный характер изменений). 2. Расплывчатое мышление. Содержание понятий непонятно какое и вдобавок непостоянное. Определения избегаются, а если даются, то бестолковые. Рассуждения беспредметные. 3. Одноуровневое мышление. Протекает на одном уровне детальности. Ему не свойственны переходы к более широким или более узким понятиям, смены масштаба рассмотрения во времени. Нижеследующие недостатки психической деятельности лучше относить не к дефектам мышления, а к дефектам воли: 1. Торопливость в решениях. 2. Боязнь принятия решений. 3. Неприязнь к мнениям, отличным от собственных. 4. Чрезмерная влияемость.

8.45. О программировании.

Я пробую выполнить некоторое действие в компьютерной программе, а программа мне сообщает: "Выполнить это действие невозможно". Но почему?! Мне нужно знать: 1) причины невозможности; 2) способ сделать невозможное возможным. Хорошие ребята, авторы этой про- граммы, доброжелательно смотрят на меня честными глазами и готовы рассказать о своём дряном продукте всё, что в состоянии вспом- нить, но мне нужна удобная программа, а не их доброжелательность. Впрочем, я зря придираюсь к этим простакам: "правилам хорошего тона" в компьютерном диалоге их не учили, а сообразить самим -- это дано далеко не каждому. * * * Каждая компьютерная программная система -- особый мир, с собст- венными соглашениями об именах, программистскими трюками, жарго- ном и т. п. В "отцах" крупной программной системы обычно какой- нибудь мелкий гений, предпочитающий обходиться без комментариев в текстах программ и без технических описаний. "Хороший програм- мист" -- тот, кто в состоянии безропотно вжиться в такого рода галиматью и в дальнейшем "поддерживать" и даже развивать её, вдо- бавок находя в этом некоторое удовольствие. Я плохой программист: хотя бы потому, что ропщу. * * * На мой служебный компьютер пришло с какого-то "сервера" от ка- кого-то "робота" автоматически рассылаемое письмо: "Your Intranet password will expire in 7 days". Прекрасная новость. Значит, 6 дней ещё можно спокойно пожить. Но что делать потом?! Соль в том, что я не пользуюсь непосредственно никаким "Интранетом", а поль- зуюсь кучей других систем. Я должен сообразить, какую из них имеют в виду или какую заденет "испарение" моего пароля. Если бы этот придурочный "робот", рассылающий письма (и на самом деле роботом не являющийся, а всего лишь представляющий собой автома- тически стартующую программу), написал бы чётко, что этот пароль нужен для программы Sametime, мне не пришлось бы напрягать мозги. Но каждому большому специалисту (не "роботу", а написавшему его "программеру") представляется, что другие "программеры" непремен- но должны понимать всякие взаимосвязи в его удивительной предмет- ной области и его выразительный жаргон. Меня уже давно и сильно воротит от программирования. Больше всего раздражают беспорядок, бестолковость, недоделанность, недо- кументированность. В лучшем случае бывает множественность ло- кальных странноватых порядков, но в каждой программной системе -- своих. Где и когда я читал или слышал о культуре программирова- ния? Не помню уж. И определённо никогда я не встречал рекоменда- ций по поводу того, как организовать индивидуальную работу на компьютере. Может, они где-то и есть, но поскольку их не пропа- гандируют, это равнозначно тому, что их нет. А программные средства поддержки индивидуальной работы (я имею в виду средства личного планирования, ведения личных записей), которые я видел, представляли собой сложную муть, попадать в техническую зависимость от которой не было никакого желания. У создателей программных систем обычное дело -- использовать понятия, которые нигде не определены, и сокращения, которые нигде не расшифровываются. В отношении некоторых программных систем бывает даже трудно понять, каково их назначение. Зато авторы могут быть уверены, что начальники просто так их не уволят, а то самим хуже будет. Моя позиция: в программистский работе всякое добытое знание, всякое относящееся к делу решение, всякая ценная идея должны записываться в удобной для дальнейшего использования форме. Определённо нужна революция в обработке данных -- и чем скорее, тем лучше. Сейчас огромное количество мозгов неимоверно напряга- ется в многочисленных компьютерных конторах по поводу различных технических проблем, которые порождены единственно небрежностью, нежеланием работать фундаментально. При этом зачастую проявляется огромная проницательность, каковой надо бы найти много лучшее применение. Компьютерная область таким образом связывает гигантскую интеллектуальную мощность, которая, если её правильно организовать, могла бы спасти человечество от большей части тех трудностей, в которых оно увязло.

8.46. О вкусе в выборе вещей.

Своими вещами человек выражает более или менее невнятные сооб- щения другим людям -- о себе, о своём отношении к окружающим, к миру -- а также формирует этот мир в какой-то его очень небольшой части. Если в выборе вещей человеку удаётся подтолкнуть других людей к подражанию себе, его влияние на человеческий мир может оказаться пусть не огромным, но хотя бы заметным. В принципе покроем своих штанов (к примеру) можно потрясти государство: сформировать такой стиль, который, дав толчок развитию общественного движения, об- щественной мысли, в конце концов взорвёт прогнившую общественную систему. Правда, спланировать действенный удар такого рода -- дело чрезвычайно трудное. Но есть люди, которых трудности привле- кают. Это люди героического склада. И т. д.

8.47. О сорок первом годе.

Мне никогда не привыкнуть к великой русской катастрофе 1941 года. Катастрофе, в которой исчезли два моих деда. Но дело далеко не только в них. Тысячи невольников чести со слезами обиды за страну уходили, чтобы броситься под колёса немецкой военной машине -- чтобы она, наконец, застряла. Там были сотни больших и маленьких Фермопил, в которых отчаянные арьегарды держались до последнего патрона, а потом растворялись в небытие. Многие и многие честные солдаты нашли тогда своё Куликово поле, своё Бородино, свои безымянные могилы. Я хожу по их костям. Я не могу без сильного волнения читать хорошие книжки о тех тяжёлых днях. Да, многие паниковали, сдавались в плен, но ведь это и была катастрофа: чудовищная, непостижимая, потрясение огромного масштаба. Если нет налаженного тылового обеспечения, то войска уже через двое-трое суток превращаются в ничто: в толпу измученных голодных людей, которым нечем стрелять. Человеку нужно есть, и спать, и приходить в себя после ужасов, а после подвигов отлёживаться. А иначе люди тупеют и становятся безразличными ко всему. Чудо в том, что русские всё-таки выдержали. Есть большой русский вопрос: ПОЧЕМУ ЭТА КАТАСТРОФА СЛУЧИЛАСЬ? На него отвечали многие, но толком не ответил никто. Существует огромнейший пласт "информации для размышлений", но думать некогда, потому что люди торопятся делать новые глупости.

Возврат на главную страницу