На острие клина

14. Приложение 2: Из переписки с друзьями (продолжение).

09.11.2004: "Тезисы белорусизма с речей А.Г. писаны... вот что, плагиат." Простая душа! Вы, кажется, ещё не поняли, кто у кого списывает. Вы полагали, что я кропаю единственно ради удовольствия быть прочитанным Вами и Вам подобными?! Нет уж, такого счастья мне мало. Фокус в том, что ко мне заглядывают не только такие, как Вы: чиновничий ум творчески бесплоден, и ребята всенародноизбран- ного, строчащие "идеологию" и всякие речи, постоянно озабочены проблемой, у кого бы подпитаться. Они в основном из "преподов", а значит, привыкли побираться по чужим текстам. Московские борзо- писцы строчат гладко, да не про нас, вот и приходится шарить у таких, как я. Нет, конечно же, я не в ответе за разные мерзости, которые творятся в стране: их списывали не у меня, а у западо- идов. Я частично отвечаю только за то, что мы ещё ни к кому не прильнули слишком тесно и всё ещё что-то вякаем с трибуны -- хоть и коряво, да по-своему. Кстати, я стараюсь загибать всё больше так, чтобы ребятам посложнее было... К тому времени, когда им станет совсем невмоготу тянуться к высотам белорусскости, мы (я со товарищи) как раз вырастим нового выразителя народных чаяний: второе издание, исправленное и дополненное. * * * Эфраим Севела ("Почему нет рая на земле"): "И всё же я знаю, почему нет рая на земле. Потому что нет больше на земле малень- кого мальчика по имени Берэлэ Мац. Берэлэ -- это имя уменьшитель- но-ласкательное. Если бы он вырос и стал взрослым, его бы звали Борис. А Мац -- это фамилия. Короткая и очень редкая. Я, напри- мер, с тех пор не встречал людей с такой фамилией. Потому что Берэлэ Мац не стал взрослым и не оставил потомства. Он слишком рано ушёл от нас." Севела ошибся: Мац ОСТАВИЛ потомство. Успел всё-таки! С одним из его потомков я даже знаком лично. Правда, этот потомок маски- руется теперь под белоруса и даже фамилию слегка переиначил ("Мацкевич") -- на тутэйшы манер. * * * Дорогой Ваня! У меня хватает сторонников, поэтому можете не испытывать нелов- кости от того, что у Вас отсутствует желание поддакнуть мне по мировоззренческому вопросу. К своим нынешним взглядам я шёл лет 10, так что давайте подождём и посмотрим, как станете через 10 лет взирать на мир Вы. Вы пишете: "Скорпион -- не паукообразное, а ракообразное живот- ное." Но в имеющейся у меня 7-томной "Жизни животных" скорпион значится как паукообразное. Нет, я конечно же понимаю, что он очень похож на рака, особенно сверху. Вообще, происхождение ошибок -- тема захватывающая и архиважная. В данном случае мы, наверное, имеем дело с постепенной трансформацией мысли и попутно забыванием обстоятельств, при которых она возникла. Однажды Вы подумали: "скорпион похож на рака". Через некоторое время эта мысль изменилась в подсознании в "скорпион -- возможно, ракооб- разное", потом в "скорпион -- ракообразное". Вы стали восприни- мать её как заимствованную, то есть вычитанную из научной книжки или учебника, и, когда подвернулся случай, уверенно указали мне на "ошибку". Теперь мне придётся проверять те из Ваших замечаний, которые не подкреплены цитатами. В общем, ещё рыться и рыться. Халява не получается. Кстати, что касается ошибок, любезно указанных Вами в моём произведении, то они частью вызваны некритичным использованием газетно-журнальных публикаций. Из произошедшего я сделал вывод на будущее: не брать напрямую из периодики ничего, кроме специфичес- ки-бульварного, а всё остальное проверять по солидной литературе. * * * Ключевая идея белорусизма -- признание большой полезности (а может, и незаменимости) умеренных страданий, умеренной неудо- влетворённости. Именно в этом пункте начинается расхождение белорусоидов с западоидами, а все прочие их несовпадения -- производные от него. Нет смысла спорить о частностях если имеется несогласие в главном. Принятие указанной идеи делает бессмысленной большую часть "прогресса", "экономического роста", "роста благосостояния трудя- щихся. Преуспевший в обогащении буржуй превращается из образца для всех в своеобразного дурака и нравственного урода, а подзабор- ный бомж -- из ничтожества в существо, жизненный опыт которого заслуживает пристального внимания. Идеальная нация -- это вооружённые до зубов варвары с немытыми руками и лучшей частью греческой философии в башках. Мрущие и размножающиеся как мухи. Всё, что касается военной безопасности и защиты от стихийных бедствий -- на высоком уровне, всё, что касается быта -- в состоянии, приближённом к естественному. Военная демократия. Засидевшихся вождей поджаривают и съедают -- из принципа, а не потому, что вкусно. Если бы в СССР в своё время перестали мусолить глупую идею "всё более полного удовлетворения потребностей трудящихся", а плавно перешли к культу здоровья и естественной силы (физической и психической), наши бы сейчас, наверное, уже слали советников и гумантитарную помощь в Соединённые Штаты. 10.11.2004: "Не помню кто из великих английских политиков (возможно Черчилль) сказал, что 'в Англии нет антисемитизма, потому что англичане не считают себя глупее евреев'." Майн либер, Вы то ли не ориентируетесь в своём "национальном вопросе", то ли страдаете чем-то ещё. Антисемитизм в Великобри- тании есть и был. Антисемитизм существует везде, где живут евреи. Даже в Израиле. Он существует уже просто в силу того, что средний человек не в состоянии удержаться от блаженного переживания неприязни, когда для неё находится повод. Удержать от этого может разве что более блаженное переживание неприязни к кому-то ещё. Таков человек. Христос уж до чего был любителем всяких уродов, а и то отзывался дурно о книжниках и фарисеях. Из истории английского антисемитизма. В 1144 г. в Норвиче (Norwich) состоялся первый в Средневековье судебный процесс с обвинением евреев в использовании христианской крови в религиозном обряде. Во время 3-го крестового похода (1189-1190) были антиеврейские восстания в Лондоне и Йорке. В течение следующего столетия евреи преследовались английскими королями и были изгнаны из Англии в 1290 г. В 1655 г. начались переговоры между Оливером Кромвелем и Manasseh ben Israel, раввином из Амстердама, о возвращении евреев в Англию, но допустили их туда только после смерти Кромвеля. Гражданское равноправие евреи получили в Великобритании лишь в 19 в. Эти сведения -- из "Jewish Encyclopaedia", изданной в Нью- Йорке. Далее, в 1930-х гг. в Великобритании действовала прогерманская нацистская партия, а в 1960-х там зародилось неофашистское движе- ние "бритоголовых" (skinheads). Эти сведения -- уже из моей неверной памяти. Новостей о свежевзорванных синагогах у меня нет, но, может быть, лишь потому что этой темой я не очень интересуюсь. Так что с антисемитизмом в Великобритании, я думаю, полный порядок, хотя и по-британски (в каждой стране антисемитизм имеет свои особенности). А если Вы очень уж хотите указать гордую мало- антисемитскую нацию в Европе, то это наверняка итальянцы. Кстати, манера защищать свою позицию посредством глупых и лжи- вых, но зато звонких афоризмов характерна для демагогов, дешёвок и методологов. Вообще, еврейский дурак -- явление не менее распространённое, чем дурак белорусский. Правда, еврейский дурак в среднем более образован, чем белорусский, но современному образованию грош цена, а иногда от него даже больше вреда, чем пользы. Обычно еврейский дурак более разболтан, самоуверен и агресси- вен, но причина этого, скорее, в его псевдообразовании, а не в его "крови". Этнос -- явление очень сложное, и я, конечно же, не буду судить о всех евреях по нескольким поверхностным и вздорным личностям, которые что-то там недовольно высказывали о моих текстах. Но возможно, что в маленькую копилку фактов в моей голове отложатся и эти вздорные личности. И ещё. Как представитель стороны более сильной и явно побежда- ющей в этой демонстрации мнений по "национальному вопросу", я нисхожу до любезности первым прекратить её. Для меня это потеря небольшая, потому как мне уже ясно, что от вас всё равно ничего сколько-нибудь нового не услышать. Но вот кое-что напоследок. Хотя белорусы зачастую умеренные антисемиты, они всё-таки никогда не изгоняли евреев, как англи- чане, не создавали для них "лагерей смерти", как немцы, не взрывали их в автобусах, как палестинцы. А что касается погромов, то это были "нормальные" и не такие уж значительные "издержки" смутных периодов, когда было принято грабить и убивать друг друга. Так что смело оставайтесь с нами, но только заботьтесь о том, чтобы мы не пропитывались английским или немецким духом, а оставались белорусами. И чем мериться старыми обидами, лучше стараться не допускать новых. * * * Резюме моей позиции по этническому вопросу: 1. Всякий этнос представляет собой ценность для человечества. 2. Всякий этнос имеет недостатки с точки зрения окружающих. Окружающим эти недостатки обычно мешают. Некоторые из недостатков -- кажущиеся. Или неизбежные "продолжения достоинств". 3. Всякому этносу надо умеренно указывать на его недостатки -- хотя бы для того, чтобы они не усугубились. Некоторые проблемы не исчезают, а усугубляются, если о переставать о них говорить. Конечно, говорить можно по-разному. 4. Во всяком этносе хватает дураков и демагогов, которые возмущаются, когда слышат о его недостатках. Это неизбежно, и надо это терпеть. 5. Кому эта позиция не нравится, тот может воспользоваться своим правом тихо удавиться. А если кто-то ответит на это что-нибудь, вроде "Удавись сам", то он и есть дурак или демагог, а вдобавок по большому счёту и враг своего народа, пусть, возможно, и маловредный. 11.11.2004: Здравствуйте, Иван! Оказалось, что книгу уже перевели на плёнку. Это значит, что приемлемы только минимальные изменения. Но зато редактор убедил меня, что разные мелкие ошибки -- фигня, и их надо просто терпеть, потому что ОТ ВСЕХ ОШИБОК ТАК ИЛИ ИНАЧЕ НЕ ИЗБАВИШЬСЯ, как ни старайся. Обязательно кто-то что-то раскопает и похихика- ет. Не хочешь переживать такое несчастье -- не пиши. О, я вспоми- наю тех бедолаг-авторов, которых я радостно грыз за какую-нибудь мелочь! Какой значительной и какой показательной мне эта мелочь тогда представлялась! О цвете аскарид. Это как раз тот случай, когда я могу опереться на собственные впечатления. А Ваш профессор Ампуладзе их видел?! Возможно, он видел столько разных червей, что не мудрено перепу- тать. Или же в Грузии -- другая популяция аскарид: у них -- белые, а у нас -- красные. Вы проверяли? Я -- да: наших красных. Правда, я у них не уточнял, зовут ли их аскаридами... Но я бы мог ошибиться и в процессе уточнения. А лаборант мог обмануть профес- сора Ампуладзе. О "наружных" жабрах у акул. Вы обратили внимание, что слово "наружные" было употреблено у меня в кавычках? Могут ли жаберные щели у акул омываться наружной водой, а не (только) через рот? Допускаю, что, могут. И допускаю, что так же думал тот, у кого я заимствовал эти "наружные" жабры. Может, они на самом деле и не могут, но надо это доказывать. Тыкание в чью-то книжку -- это, как правило, обоснование недостаточное. Соль тут не в том, что обычно можно отпереться, а в том, что корректная реакция на критические замечения по книге с не подда- ющимся непосредственной проверке материалом должна зачастую сво- диться всего лишь к ответу "может быть". Успехов Вам во всяких исканиях. Бурьяк. 12.11.2004: Доброе утро, Уорвик! Опиум для народа не подорожал? Кстати, же- невистый мой, Вы случаем не читали книжку Стефана Цвейга "Совесть против насилия: Кастелло против Кальвина"? Если у Вас таковая отсутствует в настольном варианте, могу удружить (увражить) на время. * * * "Задер... А как это будет в переводе с вашего чахлого еврейс- кого на наш великий и могучий? Жопкин, что ль?" "Жопкин" -- это от "Тохесер", невежда. "Задер" -- это по-русски что-то вроде "давильщика уродов" (не задом, а вообще). И Ваши хохмы выглядят жидковато, хабигер фрайнт. А вот немножко моих хохм (после таких вы обычно сваливаете подальше):... 14.11.2004: Наконец-то мне никто не мешает... Ну вот, я уже и добился кое-где расовой чистоты! А ведь дураки кричали, что это невозможно... Некоторые великие умы имеют склонность создавать вокруг себя безлюдье. Уорвик! Уорвик!!! Уор... Куда подевалось это эрудированное волосатое ничто с методическим уклоном?! То самое, которое имело наглость врать, что я -- не гений! И почему он всегда так некстати исчезает, когда у меня самый что ни на есть пинательный зуд в ногах? Ну Уорвик! Пускай мне вечным памятником будет Засушенный зелёный уорвикизм! На улицу к обеду вытащился Диоген с факелом и стал бродить всюду и громко (так, чтоб слышали) бормотать: "Человека ищу! Человека ищу!" "Что с тобой сегодня, Диогеша?" -- спрашивали афиняне. "Брысь, ничтожества! Наплодились тут на мою голову" -- отвечал через плечо Диоген и брёл дальше. Он стеснялся признаться, что ему попросту стало скучно сидеть возле своей бочки и ждать, когда кого-нибудь можно будет послать подальше, чтобы потом в течение долгих часов упиваться чувством своего духовного превосходства. 16.11.2004: Ну зачем так стараться сейчас, любезный Вы мой? Придёт время, и в гестапо Вас внимательно выслушают. И даже запишут показания. Там очень любят "антифашистов" и с радостными криками набрасыва- ются на каждого. Одно плохо: в гестапо тоже западоиды. Верят в "прогресс" и всякую такую чушь. Ведь нацизм, как и коммунизм, это лишь вариация на тему "всё более полного удовлетворения потреб- ностей трудящихся". Поэтому серьёзной дискуссии у Вас с ними не получится, а только сплошное "Да! Именно так! Вы бесконечно правы!" А на мелкие расхождения они реагируют извиняющимися улыбками и говорят: не волнуйтесь, на этот случай у нас для таких особенных, как Вы, есть комфортабельные газовые камеры. Дорогуша! Если Вы и "работу" свою выполняете на таком же уровне интеллектуальности, на каком пытаетесь меня оскорбить, это просто замечательно! Так держать! Чем больше Вы обгадитесь своими резуль- татами, тем легче нам будет потом вышвыривать вас вон. Вы надрываетесь возле меня, как соседская шавка. К сожалению, я не понимаю собачьего языка, поэтому мне слышится сплошное тяв-тяв. Вы в самом деле стараетесь меня задеть? Или, наоборот, славословите?! Может, Вы просто хотите вкусную косточку? Но лишних у меня нет. О, это обычный удел значительного человека -- тянуть за собой шлейф из рычащих и тявкающих шавок. Так что своим присутствием Вы делаете мне честь. Тявкайте мне на здоровье. Друзей приводите. Я даже могу вам немного подирижировать. А самые заливистые из ваших тявов я запишу, чтобы потом наслаждаться ими ещё и ещё. 17.11.2004: НАПОСЛЕДОК. Уорвик, Вы -- плоский и узкий, но почему-то тяжёлый в личном общении человек. Не адекватный моменту. Даже когда трез- вый. Между тем, момент требует личностей широких, глубоких и мес- тами даже возвышенных. А Вы какой-то незаводной, хотя и произво- дите впечатление механического. У-у-у-у-у! Это я вою по поводу Вашей серости. Безлюдье. Ни укусить, ни восхититься, сказал бы вампир. И кстати, я подозреваю, что не Мацы породили Мацкевичей: ско- рее, это часть Мацкевичей перешла в иудаизм ещё до Вас. 18.11.2004: Дорогой мой, если я так плох, то почему Вы по пятам за мной ходите и бурчите? Не для того ведь, чтобы я не скучал. Может, Вас так же, как и меня интересуют феномены глупости, абсурдизма, западнизма, лёгкого сумасшествия и т. п.? Тогда продолжайте, конечно. Но у меня есть и другое объяснение: что-то тревожно Вам. Попробуйте "критиковать" меня не "вообще", а вцепиться в какой- нибудь мой тезис. И его -- тоже не "вообще", а так, как принято в научной области: представить факты, которые этому тезису проти- воречат, или вывести из него явно абсурдное следствие и т. д. А потом попробуйте применить такой же подход к собственным воззре- ниям. При этом может случиться чудо: Вы обнаружите, что Ваша точка зрения вряд ли более обоснована, чем моя. В каждом человеке сидит маленький интеллектуальный плебей (а в некоторых никого, кроме него, и нет). Интеллектуальное плебейство -- это подчинение инстинкту стадности: если почти все вокруг ЗА, то очень трудно быть ПРОТИВ. Масса завораживает и подавляет. Во мне тоже скрывается недобитый интеллектуальный плебейчик, поэтому и я иногда поддаюсь очарованию Запада, особенно после чтения либеральных газет. И во мне тогда даже какие-то сомнения на свой счёт шевелятся... Ведь я такой маленький, а Запад такой большой! И у него ведь столько разных "достижений"! Правда, не всё то золото, что блестит. Попробуйте поверить, что я читал вряд ли меньше западоидской чуши, чем Вы, а также разбирался с феноменом Запада "на местах", хотя и не так тщательно, как Герцен, Зиновьев, Буковский, Лимонов и др. Вы в самом деле мериться со мною хотите? Но это ведь глупо. Чем мериться-то? Названиями прочитанных книг? Но читать можно по-разному. Количеством поддакивающих? Но истины не определяются голосованием. Числом лет, проведенных на Западе? Но каждый заме- чает там главным образом то, на что настроено его внимание, а по прочему скользит пустым взглядом. А может, Вы считаете себя боль- шим умником? Огорчу Вас: в деле оценки своей проницательности каждый горазд, только с доказательствами всегда трудности. Попробуйте воспринимать мир не статично, а в развитии: загляды- вать в прошлое и будущее тех феноменов, которые оцениваете. А то получается, что когда Вы видите колбасу перед носом, Вы думаете только об этой колбасе и пускаете счастливые слюни, забывая о последствиях злоупотребления мясным, жирным, копчёным, солёным, нитратным. О Господи, только не вообразите себе, что я о таком лишь и думаю, когда ем колбасу! Я её вообще не ем! Вы меня читаете -- это уже неплохо. Попробуйте вдобавок читать не торопясь -- потому что я, когда писал, не торопился. А если не хотите читать не торопясь, то зачем вообще тратить своё время? Заглянули -- плюнули -- отправились подальше. Кстати, когда Вы встречаете в моих конструкциях знакомые дета- ли, не надо так радостно возбуждаться и намекать на то, что я опустился до кражи этих деталей, а то и целых блоков. Я не крал, а благодарно заимствовал -- к вящей славе предшественников. И только детали. Если же Вы просто ждёте терпеливо поджопника (по-вашему, давно уже честно заработанного), то -- клянусь -- Вы его без проблем получите, только выразите своё желание поотчётливее, потому что я не хочу навязываться с услугами. 19.11.2004: Ещё один жидковатый хохмер никак не уймётся. Это замечательно! А вякнет пусть ещё что-нибудь -- да поглупее! У белорусов до сих пор было слабо с полемической литературой, так я добавлю. И так добавлю, что у некоторых тутэйшых цицесы поотваливаются. Есть людишки, которые не в состоянии пройти мимо, когда можно сделать гадость, не рискуя получить за это по голове. Это же так здорово -- на халяву! Потом они при случае даже обсуждают это с большим удовольствием в узком кружке себе подобных (каким бы гнусным ни был человечек, он почти наверняка отыщет двух-трёх единомышленников, которые будут видеть в нём вполне нормальное существо). Обычно им приходится вести двойную жизнь, потому что остальные таких не очень-то жалуют. Иногда у них что-то срывается, и непри- глядные обстоятельства вдруг вылезают наружу. К примеру, кто-то поймает такое чмо на изучении чужой сумки, или на попытке влезть в чужой компьютер, или на том, что не смыл за собой в сортире. Плохо им было очень до того, как придумали интернет. Он их, можно сказать, спас. Самые "продвинутые" из этих ущербных пишут теперь вирусы, в лучшем случае пробуют воровать деньги через компьютерную сеть. Те же, кто послабее технически и потрусливее, отводят душу на "форумах", мешая общению толковых людей. Форумы хороши для них тем, что там их немножко видят, а настучать по бакам не могут: это прибавляет радости. Конечно, в принципе можно "вычислить" их, навестить, заглянуть в бегающие глазёнки, даже по черепушке врезать -- только зачем? Прибьёшь -- засудят так, как если бы "замочил" Эйнштейна (подлость и никчемность жертвы не считаются смягчающими обстоятельствами). А не прибьёшь -- так чмо ещё более возбудится. Систему надо менять, а не с отдельными чмами разбираться. И надо сживаться с тем обстоятельством, что рядом почти всегда будет виться какая-нибудь дрянь. Так уж природа устроена. Может, и от дряней есть какая-то польза, только не оче- видная. * * * Konniti-wa, Уорвик! И сразу же sayoonara! В этом сезоне, я думаю, с Вас хватит. Но если попросите ещё, то могу добавить. Только Вы учитывайте, пожалуйста, что хорошего должно быть понемногу. Во всём же мера нужна, батенька! Так-то! А мне, думаете, легко бросать любимую тему?! Итак, выстреливаю остатки заготовленных на зиму хохм и свали- ваю в прекрасное далеко. Не вздумайте переться за мной следом: я возвращаюсь к своим звёздам. И с меня вполне хватит и того, что я унесу кусочек Вас в своём большом отзывчивом сердце. ...Я же просил не переться следом! И мой якобы "словесный по- нос" -- это же лёгкие, изящные, декоративные (салонные, можно сказать) пуки в сравнении с вашими собственными извержениями! 20.11.2004: "и еще к вопросу об интеллигенции: почему ж ее так Сталин и последователи боялись и гноили в лагерях, если она просто говно, как некоторые любят выражаться." Аргументация базарного и либерально-газетного уровня. С такой способностью рассуждать Вы на типичного интеллигента вполне потянете. Надеюсь, Вы и считаете себя интеллигентом: это укрепило бы мою уверенность в том, что с моей моделью этого феномена всё нормально. Слово "бояться" является отрицательным только для подростков, а также образованцев с подростковым уровнем интеллекта. Кто не боится, тот рано попадает на кладбище, причём из-за пустяков. Там целые аллеи сравнительно молодых и когда-то очень горячих. Не бойтесь и впредь. Далее, "переживать страх" и "считать ненужным" -- это разные вещи. К примеру, я не переживаю страха из-за тараканов, но считаю их ненужными в своём доме. В лагеря отправляли не интеллигенцию вообще, а главным образом дряную её часть: туповатую, крикливую, бесполезную, "не любящую пролетариат" и мечтающую о реванше. Конечно, как водится, было много ошибок и злоупотреблений. И дряная интеллигенция в лагерях не столько гнила, сколько работала физически и перевоспитывалась. Некоторые из лагерей потом вышли в большие люди. Но может, они были не из законченных интеллигентов ("говна"), а из попавших в лагеря по ошибке. Нет худа без добра. Но положительной стороны "сталинских реп- рессий" никто не исследовал -- по очевидной причине: бдительные интеллигенты достали бы храбреца своими воплями и доносами. 22.11.2004: Вы совсем потеряли чувство реальности, батенька? По-вашему, я брошу свои книжки, женщин, телевизор, диван, холодильник, недо- стиранные носки и прочее -- и отправлюсь мглистым студёным вечером в неприветливую даль драить бесплатно Вашу прыщавую физиономию всего лишь потому, что у Вас не хватает литературных способностей даже на то, чтобы меня задеть? Брысь, мелюзга. Я работаю с массами. И с некоторыми выдающимися представителями чего-нибудь. Иногда снисхожу до типажей. Но до конкретных физио- номий -- увольте. Вы бы ещё Вову Путина вызвали. Мои интересы здесь чисто литературные, так что напрасно млеете в сладостном предвкушении синяков от моей левой. * * * "Как вы думаете, Задира, на что ведутся 'ученики' Уорвика? Они что, его не читают вообще? Я не могу понять этого. У меня его бред вызвал отвращение с первого взгляда. Это же мешанина, куча надерганых отовсюду мыслей, которая в целом не несет никакого смысла. Воплощение постмодерна." Если отвечать кратко, то существует много людей, которые любят грузить себя белибердой: при этом они чувствуют что-то вроде лёг- кой эйфории. То есть причина их информационных привязанностей -- физиологическая. У Вас не бывает срывов в чтение до одури? Если бывают, то Вы поймёте, о чём я. Если отвечать полнее.... Дорогой, Вы хотите слишком многого: чтобы я в нескольких абзацах объяснил, что такое дураки, абсур- дисты, извращенцы, акцентуированные; почему их выносит на видные места в обществе, почему заносит на форумы; почему "научно-техни- ческий прогресс" такой дурацкий; почему в мире не становится меньше подлости и лжи; т. д. Это сложнейший комплекс проблем, о который билось и разбивалось не одно поколение умников и моралис- тов. Некоторым казалось: уж они-то добрались до нужных истин, но потом выявлялось, что во многом не правы и они тоже. Есть ли у меня свой набор ответов? Да, конечно. Я в нём уверен? Нет, конеч- но. Полнотой и завершённостью он не отличается, но это -- его достоинство, а не порок. 24.11.2004: Расово чуждый Вы мой! Приложением своих "утопий" к себе я как раз и занимаюсь: я у себя дома -- в стране, которую мои предки поливали своей и чужой кровью полторы тысячи лет (а по балтской линии родства -- и все три). Я же не к израильтянам пристаю со своими проектами и даже не к американцам. Приложением "утопий" к себе я занимаюсь и в узком смысле: я превосходно обхожусь без автомобиля, мобильного телефона, кофе, спиртного, курева, жвачки, комиксов, памперсов, рэпа, хип-хопа, лэптопа, спортивных передач и многих других вещей. Что может один человек, то сможет и другой. Не думаю, что я настолько выдающий- ся, что другие не смогут повторить мой скромный подвиг обхождения без расслабляющей и отравляющей ерунды. Если многие начнут делать то же, что и я, то с ужасом обнару- жится, что у них появилось много свободного времени, сил и денег; что начисто пропало желание гадить в лифтах и на форумах; что в городе воздух стал значительно чище, а встречные морды на улицах -- дружественнее. Мы будем брать от Запада лишь то, что после доработки и при условии осторожности может оказаться и в самом деле полезным в рамках "белорусского пути". Вы приходили и уходили, а мы оставались. Тутэйшыя перевидали здесь всяких народов: от готов с монголами до немцев со шведами. И по сторонам мы тоже насмотрелись разного: мои предки ходили с Аттилой на Рим, с Олегом -- на Константинополь, с Чингизидами -- в Южный Китай, С Дмитрием Самозванцем -- на Москву, потом одни туда же с Наполеоном, а другие с Александром на Париж, а чуть позже -- с Жуковым и Рокоссовским на Берлин и т. д. И это не говоря уже о более мирных экспедициях. Нам есть что вспомнить и с кем сравниваться. Мы не вчера появились на свет и не завтра исчезнем. Нас "западили", "восточили", "северили" и "южили", но только сами разбились, а мы всё ещё здесь. Кровь и почва! Сила и честь! За нашу и вашу свободу! Перестань быть рабом господствующих заблуждений и собственных слабостей. Ощути рукоять меча в своей ладони. Займи место в строю, пока ещё можно. Хочешь быть белорусом -- будь им. Реют бело-красные полот- нища над рядами бойцов. Прозвучит сигнал, и хоругви двинутся навстречу смерти и славе. Что? Вам не нравятся такие интерпретации? А мне не нравятся люди, которым они не нравятся. Эти люди представляются мне из- вращенцами и сволочами, в самом лучшем случае -- благонамеренными недоумками: мелкой серенькой слякотью, о которую пачкаются сапо- ги героев. Нормальный мужчина -- воин. Современное общество либо подавляет его здоровые инстинкты, либо подсовывает ему пустышки вроде филь- мов с пальбой и драками, спортивных зрелищ, компьютерных "ходи- лок-стрелялок", "пейнтболов", "ролевых игр" и пр., а также дежур- ных недосягаемых объектов ненависти, как то абстрактный еврей или конкетный презик. Кто хочет "делать историю", тот должен научиться отрывать людей от телевизоров, "ходилок-стрелялок" и пр. и увлекать их радостью натуральной атаки. А это предполагает не в последнюю очередь сле- дующие две вещи: во-первых, подчёркнутое отношение к эрзацам как к вещам недостойным; во-вторых, переход на боевую терминологию. Вы, западоиды, стонете: в Беларуси трудно вывести людей на улицы и возбудить их против бу-бу-бу. Но сами же вы делаете при случае всё, чтобы заработать деньги на направлении здоровых боевых инстинктов сограждан на всякую ерунду. Количество агрес- сивности у людей ограничено и может быть израсходовано либо так, либо этак. Это, можно сказать, физиология революции. Хотите народного возбуждения? Пишите много и с уважением о ре- волюции 1917-го, о героическом Геваре, о стойком Фиделе, о блис- тательном неуловимом бин Ладене. Но вы же окультуренные кретины и поэтому строите свой трындёж на заимствованиях не у революцио- неров, а у борющегося с глобальной революцией Запада. Революцио- неры культивируют самоотверженность и творческий порыв, консер- ваторы -- эгоизм и тягу к удовольствиям, кретины -- свою мечту о том, что, наконец, появятся ещё большие кретины, которые за просто так угробят себя на строительстве светлого кретинского будущего. * * * Можно выделить следующие три типа западоидов: 1. Западоид-дурак. Ну, с дурака что возьмёшь? Правда, это может быть культурный, эрудированный дурак с хорошо подвешенным языком. На антизападнистские доводы он реагирует агрессивно, либо вообще не понимает, о чём речь. Обычно отличается само- уверенностью. Дураков много, поэтому если общество опрокину- лось в западоидность, то вывести его из этого состояния может только очень сильное воздействие. 2. Умный, но очень занятый западоид. Он так загружен работой и другими делами, что не имеет сил самостоятельно сопротив- ляться мозгопромывательному потоку информации, которым его каждодневно обрабатывают. Антизападнистские доводы он воспри- нимает с интересом -- если не занят. 3. Умный и не очень занятый, но слишком ленивый, боязливый, жад- ный или извращённый западоид. На самом деле он не западоид, а прикидывается. Он вполне сознаёт ущербность западнизма, но ленится, боится или просто не хочет с западнизмом бороться. Иногда он даже зарабатывает развитием и пропагандой западниз- ма, сочинив себе какое-нибудь оправдание. Антизападнистские доводы зачастую вызывают у него снисходительную улыбку, потому что сам он может выдать доводы более весомые. ЗАПАДОИД НИКОГДА НЕ ОБСУЖДАЕТ КОРРЕКТНО СВОЁ МИРОВОЗЗРЕНИЕ с его толковыми противниками: дурак -- потому что не умеет; занятый умник --- потому что занят; не очень занятый умный псевдозападоид -- потому что невозможно корректно защищать ложь и глупость. Рядовому западоиду вбито в голову, что альтернативы западности -- коммунизм, фашизм и всякие неопределённые "диктатуры". Есть масса трескучей литературы о благости и выдающейся перс- пективе Запада. Есть старые довольно толковые книги о том, чем западнизм лучше коммунизма, фашизма, тоталитаризма, авторитариз- ма. Но нет, кажется, ни одной книги о том, почему для избежания зловредных диктатур большинству надо непременно ездить в собст- венном автомобиле, жить в большой квартире, готовить в микровол- новке, уничтожать естественную среду обитания и внушать другим, что им это тоже необходимо, а иначе они -- неудачники и недочело- веки. Есть множество книг о том, что человечество устойчиво движется к глобальной катастрофе природопользования -- и нет, кажется, ни одной книги о том, что эта тенденция успешно преодо- лена или вот-вот будет преодолена благодаря ключевым особенностям западнизма. Кстати, ныне властвующая в Беларуси личность -- вполне западо- идная: греется по ночам идеей экономического роста, млеет от спорта, насаждает модернистскую архитектуру и т. д. Для меня и Вы, и эта личность -- одного гектара ягоды. Личность случайно пристроилась эксплуатировать почвеннические настроения основной массы белорусов -- вошла в колею -- и за счёт этого держится уже который сезон. Правда, в этом деятеле есть кое-что истинно белорусское -- но совсем чуть-чуть. В Европу его тянет, в Европу. Но приходится каждодневно выделываться под защитника народа. 26.11.2004: Дорогой мой общечеловек! Ещё немного об утопиях. Ну совсем чуть-чуть! Можно?! Так я продолжаю! С чего это Вы вдруг решили, что к моему подходу применимо слово "утопия"? Я же не предлагаю ввести что-то новое, а предлагаю сохранить что-то старое -- уже имеющееся, но, к сожалению, гибнущее. Может, Вы имели в виду бес- полезность моего сопротивления "новым веяниям"? Но эти "веяния" приходят не сами по себе, а насаждаются такими, как Вы. Значит, мне всего-то и надо, что гонять Вам подобных. Это несложно: трындёж ВАШИХ имеет успех лишь там, где нет никого из НАШИХ. При первых наших доводах вы начинаете вздыхать, сетовать на недосуг, визжать, рычать, сквернословить, выдавать туманные афоризмы, обильно пустословить (непонятно о чём и зачем) либо просто сматы- ваетесь. Если борьба за колеблющихся ведется на равных условиях, вы всегда нам проигрываете. Поэтому вы избегаете честной борьбы мнений и идёте на всякие трюки, а при случае и просто затыкаете своим оппонентам рты (пример: агрессивная выходка против Лимонова во время его визита в Минск). Кстати, местный всенародноизбранный -- белорусская разновидность западоида, так что все его миленькие способы обхождения со своими противниками идут в обоснование дан- ного тезиса. Между тем, правда не нуждается в таких радикальных средствах защиты. О, как мне надоела здешняя западоидная власть! Я бы куда-нибудь в Непал эмигрировал, да ведь если бездействовать, то вы рано или поздно достанете и там. Нынешняя власть в Беларуси западоидная, потому что... 1) стремится обеспечить "экономический рост" вместо того, чтобы оптимизировать образ жизни при умеренном уровне потребления ресурсов; 2) подаёт личный пример неумеренности и нетолерантности; 3) тяготеет к "общечеловеческой" американской культуре, охотно заимствует различные атрибуты и стили западных обществ; 4) пренебрегает национальным культурным наследием, по большому счёту безразлично относится к уничтожению всего белорусского: языка, исторических памятников и пр.; 5) вместо радикальной борьбы с курением, алкоголизмом, автомоби- лизмом и другими вредными для здоровья факторами развивает медицину и спорт; 7) обеспечивает вымирание коренного населения; 8) оболванивает граждан коммерческой рекламой, политической демагогией и низкопробной "массовой культурой"; 9) думает не о проблемах эпохи, цивилизации, культуры, расы, а об очередных выборах; и т. д. Им хочется в Европу, хочется влиться в дружные ряды европейской бюрократии, но удержаться у власти они могут только за счёт конф- ликта с этой бюрократией. Их "антизападнизм" -- тактический, поверхностный, преходящий. Это вроде того, как враждовали между собой гитлеризм и сталинизм, имея значительное внутреннее сродство. 27.11.2004: "Есть такие художники -- авангардисты. Их полотна, на взгляд абсолютного большинства людей, представляют из себя невообразимую смесь причудливых геометрических фигур выполненных фантастической палитрой. Законченность таким произведениям придает лишь рама. В свою очередь, авангардист, глядя на пейзаж или натюрморт, будет всячески надувать щеки и брызгая слюной (в силу остроты восприя- тия реальности), чуть ли не бить морду художнику-реалисту, обви- няя его в том (вне зависимости от таланта и владения кистью), что тот зашореный интель, воспевающий расхожие мифы. А он, авангар- дист, видит все исключительно верно -- и максимально точно и доступно ретранслирует в своих полотнах. И даже найдутся люди, готовые выкладывать миллионы за их творения." Хорошо сказано: верно и сочно. И подтверждает мой тезис о том, что у нас полно талантливых здравомыслящих людей, которые нынче маются дурью по разным гнусным конторам вместо того, чтобы рабо- тать на Родину во всю широту своих личностей. Дай им творческую волю, окажи поддержку, слегка направь -- и нас возненавидит за наши успехи всё мировое западоидство. А народы будут просить, чтобы мы им прислали хоть одного белоруса в советники. "Все мы так или иначе, но понимаем, что альтернативы капитализ- му нет, но капитализм капитализму рознь, потому мы предлагаем вам строить социальноориентированное общество на капиталистической основе, но с высокой степенью социальной защищенности граждан -- по типу так называемого 'шведского капитализма'." 1. Я не понимаю, что альтернативы капитализму нет. Социализм не менее плох в умелых руках. "Традиционное общество" местами тоже сносно держится, во всяком случае не страдает от наркомании, СПИДа и пр. Желание обойтись готовыми "измами" раздражает меня как творческую личность. Или смешит -- в зависимости от ситуации. 2. Мне с литературной точки зрения не нравится фраза "социально- ориентированное общество". 3. Я не думаю, что нужна "высокая степень социальной защищенности граждан". Нужен ОПТИМУМ социальной защищённости граждан, а в чём он состоит, ещё надо выяснять. 4. Я не считаю шведское общество благополучным по большому счёту: коренное население сокращается и генетически вырождается, доля иммигрантов растёт, защищённость от стихийных, техногенных и прочих катастроф минимальная. "Нам придется провести приватизацию, НО это будет приватизация по реальной, а не бросовой цене и вырученные от приватизации средства мы намерены распределить по трем направлениям: 40% в пенсионный фонд, который будет государственным и средства которого не будут потеряны в пирамидах..." Влипли-таки Вы в западоидскую систему понятий и не можете из неё выбраться. Приватизация в лучшем случае НЕ АКТУАЛЬНА. Может существовать частная собственность при таком государственном регулировании, что она ничем не будет отличаться от государствен- ной. И наоборот. А пенсионный фонд -- это просто ещё одна кормуш- ка, придуманная чиновниками. Учитывать трудовой вклад и начислять пенсии можно без всяких фондов. А деньги брать из бюджета. И чем меньше учётчиков, тем больше получаются пенсии. "Мы не станем залезать в непомерные внешние кредиты и не будем продавать наши предприятия на 100% -- иностранный капитал может иметь только долю. Но мы обеспечим стабильные условия для привлечения инвестиций с четкими правилами и государственными гарантиями." Та же история. Ну достаёте вы своими иностранными инвестиция- ми! Да обратите же, наконец, внимание, что даже в настоящее время -- при очень незначительном внешнем долге, ничтожных иностранных инвестициях, местами очень дурацком управлении, чудовищных вред- ных расходах (на автомобили, сигареты алкоголь и пр.) и отсутст- вии установок на рационализацию образа жизни -- Беларусь вполне держится, а очень многие даже чувствуют себя по крайней мере сносно. Это твёрдо установленный и очень важный факт. Представьте теперь, чего можно будет достигнуть, если перестать заниматься глупостями. В стране всё ещё полно собственных ресурсов, и надо лишь толково ими распорядиться. И Вы никакими полицейскими мерами не удержите чинуш от разворо- вывания кредитов. Удержать (да и то не полностью) может лишь установление в стране атмосферы "общего дела", а строительство капитализма на роль "общего дела" никак не подходит, потому что на дворе начало XXI века, а не конец XVIII, и накопился кое-какой "исторический опыт", да и с окружающей средой непорядок всё боль- ше. Вы увязли в устаревшей мыслительной парадигме и пробуете сде- лать что-то толковое и честное в её рамках. Поздно уже. Что бы вы ни соорудили, всё будет тускло, "оскоминно" и слишком уязвимо для критики. Вас приучили к набору кубиков, на которых написано "инвести- ции", "приватизация", "пенсионные фонды", "социальные гарантии", "потребитель", "ОБСЕ" и т. п., и вы из этих кубиков складываете свои "концепции" на разные лады. А попробуйте поработать с дру- гими кубиками -- на которых написано "этносы", "цивилизации", "генофонд", "вырождение", "глобальная катастрофа природопользо- вания", "потребности", "развитие личности" и т. п. Короче, продайте плащ свой, купите меч и дайте знать, когда будете готовы стать в строй бойцов за великую Белую Русь: за нового морального лидера изнурённого западнизмом человечества. 29.11.2004: "В случае выживания преимущественно генетически благополучных особей продолжительность жизни должна даже расти (выживают самые "живучие" и жизнеспособные), как будто бы. Но процесс естественного отбора в дикой природе показывает, что эти два фактора напрямую не коррелируют." Если две популяции существуют в одинаковых условиях, то генети- чески сильнее та, у которой средняя продолжительность жизни боль- ше. Если две популяции имеют одинаковую продолжительность жизни, то генетически сильнее та, у которой условия существования жёст- че. Мы с Западом существуем в РАЗНЫХ условиях: климат, загрязне- ния среды обитания, особенности питания и т. п. у нас несколько иные, чем там. Поэтому на основании средней продолжительности жизни судить о качестве нашего и их генофонда невозможно. Генетическая адаптация требует смены нескольких (или даже мно- гих) поколений, поэтому надо также учитывать, как долго сохраня- ются условия, в которых существует популяция. То есть картину следует рассматривать в динамике. В динамике надо рассматривать и влияние медицины на здоровье: если резко снизить медицинскую помощь, не меняя ничего другого, то смертность сначала увеличит- ся, а через несколько поколений начнёт снижаться. Кстати, высокая продолжительность жизни -- не показатель высо- кого генетического качества популяции организмов ещё и потому что для популяции индивидуальная смерть -- не катастрофа, а обновле- ние. Виды организмов различаются "стратегией выживания": одни много размножаются и во множестве умирают молодыми (мухи), другие мало рожают и во множестве доживают до половозрелого возраста (слоны). Одни адаптируются в основном на генетическом уровне (насекомые), другие -- на поведенческом (млекопитающие), третьи (люди) -- на вещном. Цимес в том, что механизмы генетической и поведенческой адаптации проверялись сотни миллионов лет, а меха- низмы "вещной", технологической -- это человеческая импровизация на скорую руку, ведущая со всё большей очевидностью к глобальной катастрофе природопользования. Человек адаптируется посредством новых вещей к миру, который сам же этими вещами меняет в худшую сторону. Пример: фильтры для воды понадобились только потому, что "научно-технические достижения" отравили естественные водные источники. Таким образом, у людей картину генетической адаптации искажает поведенческая и вещная адаптация. О качестве генофонда можно отчасти судить по количеству рако- вых заболеваний, наследственных заболеваний. Но количество раковых заболеваний надо сопоставлять с интенсивностью канцеро- генных факторов, а их действие само по себе мало исследовано. Далее, существуют мутагенные факторы (радиация и пр.), которые напрямую повреждают генофонд, но разбираться в количественной стороне этого дела опять-таки затруднительно. Короче, это не тема, а темища. Попробуем зайти с другой сторо- ны. Если генетически слабый помер в раннем детстве, он испортил картину средней продолжительности жизни, но не смог оставить генетически слабое потомство. Если отдельно считать среднюю продолжительность жизни для тех, кто не помер в раннем детстве (от медицинской помощи или её отсутствия), то они живут тем доль- ше, чем больше померло в раннем детстве. Мы получим как раз Ваше "В СЛУЧАЕ ВЫЖИВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГЕНЕТИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНЫХ ОСОБЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ДОЛЖНА ДАЖЕ РАСТИ..." Здесь же уместно упомянуть об отношении к смерти. Оно несколько разное в разных культурах, но представителям каждой культуры, особенно западной, кажется, что их отношение -- самое правильное. И ещё. Я предпочитаю общество, в котором больше молодёжи, а не старичья. "А как вам такая распространенная причина смертности, как алкоголизм? Причем что характерно: страдающие от алкоголизма пачками вымирают, но меньше алкоголиков не становится -- их полку только прибывает. Где тут 'естественный отбор'?" Отбор наверняка есть, только медленный. Он идёт по двум направ- лениям: выживают те, кто лучше выдерживает алкоголь, и те, кого на него не тянет. А может, и нет отбора: если смешение крови "выдерживающих" и непьющих уничтожает достижения тех и других. Не ко всякому фактору можно приспособиться генетически: к некоторым надо приспосабливаться поведенчески и вещно. Nota bene: народы, у которых ко времени расползания западной цивилизации не было потребления крепких алкогольных напитков (чукчи, индейцы), более погрязали в пьянстве, чем их "бледнолицые братья". Так что валя- ющиеся под заборами "алкаши" -- это герои, своим самопожертвова- нием укрепляющие белую расу. Кстати, я из той разновидности белой расы, представители которой говорят о себе: "Не пью, и не тянет". Мы отличаемся способностью к волевому усилию. Если Вы спросите моего совета по поводу алкоголизма, я скажу: не пейте вообще -- или пейте до подзаборного положения риз (а лучше сразу повесь- тесь -- ещё в раннем детстве). "Заявление о том, что 'По качеству генофонда мы значительно выше Запада', вообще не выдерживает критики. Как вы оценивали и сравнивали качество генофонда -- на глазок?" Именно этим способом и оценивал -- на глазок. Таково в той или иной степени большинство оценок, включая и многие Ваши. Есть вещи настолько сложные, что вполне ДОКАЗАТЬ правильность той или иной позиции в отношении них невозможно. Но можно привести какие-то доводы. Этим жизнь отличается от математики, а умный человек -- от изучившего логику дурака. Люди различаются тем, к какому кругу слегка аргументированных принципов они тяготеют интуитивно. Отсюда бесконечные распри. Поэтому я не столько спорю, сколько обозначаю свою позицию -- чтобы сходные со мной в предпочтениях люди могли подтянуться поближе. * * * "Что из бюджета, что из фонда, количество чиновников одно и то же." Отнюдь. В случае "из фонда" дополнительно задействованы чинов- ники, которые управляют инвестициями фонда. В случае "из частного фонда" дополнительно задействованы чиновники, которые надзирают за частным фондом, расследуют его нарушения, ловят сбежавшего главбуха (ну, не сами), готовят об этом доклады президенту и т. д. Вообще, почти любое нововведение в чиновничьем государ- стве ведёт к росту числа чиновников. А если не ведёт, то заканчи- вается на этапе говорильни -- и кормит их через эту говорильню. Это -- "закон природы". В конце кривой роста -- революция. В крайнем случае -- приватизация: переход части государственного имущества в прямую собственность бывших чиновников. Потом новые чиновники кормятся тем, что надзирают за этими новыми собствен- никами. А потом всё равно революция. Причём её передовой отряд состоит в значительной части из мелких чиновников, недовольных крупными. О роли мелкого чиновничества в русской революции 1917 г. можно прочесть у Вадима Кожинова. О роли его в революции 1990 г. ещё напишут. Запад избавился от части своего чиновничества сразу после 1945 г.: Германия -- под предлогом денацификации, Италия -- дефашизации, Франция -- чистки госаппарата от коллаборационистов, Великобритания -- окончания war effort, США -- сначала тоже окончания war effort, а потом защиты от коммунизма. Это дало на 10-20 лет какие-то резервы роста. Потом западное чиновничество росло через ООН и прочие международные конторы, потом -- в Европе -- через "европейские структуры". Поэтому обходилось без револю- ций. Скоро расти будет не через что, и в западных обществах нач- нётся нарастание внутренней напряжённости. Как решался вопрос роста численности чиновников при Сталине -- широко известно. При Сталине был ДЕФИЦИТ начальников, поддержи- вавшийся расстрелами и отправками в "трудовые лагеря". На высокие должности приходили люди молодые, отчаянные, не слишком испорчен- ные формальным образованием, не успевшие приобрести дурного опы- та и БОЯВШИЕСЯ ВОРОВАТЬ. Рывок, обеспеченный таким подходом, про- является в некоторых областях науки и промышленности до сих пор: в военной авиации, космической технике и т. п. (про неизбежные перегибы здесь говорить не будем; заметим только, что чиновники без перегибов не могут; поэтому, кстати, правильнее говорить не о сталинском терроре, а о чиновничьем; про чиновничий террор во Франции времён Герцена можно у Герцена же и почитать: сталинизма там не было, а чиновники были). В Беларуси после 1990 г. рост чиновничества сначала происходил через "строительство суверенного государства", потом через "стро- ительство союзного государства" и создание разных "государствен- ных концернов". Теперь вплотную подошли к оставленной на сладкое приватизации. Задержка за тем, что чиновникам, с одной стороны, хочется самим стать собственниками, с другой, очень деньги нужны. Но, думаю, эту проблему они блестяще решат: они всегда блестяще решают такие проблемы. А куда расти потом? Та же сложность, что и в Европе. Вскоре начнёт увеличится расслоение чиновничества, и во всё большее число мелкочиновничьих голов станут заползать подрыв- ные мысли. Когда случится очередной социальный взрыв? За счёт одного лишь чиновничьего фактора -- вряд ли позже, чем через 20 лет. Но у нас и другие факторы есть. (Из книги "Чиновник и революция" Задиры Маузерова) "Приватизация актуальна. Ряд убыточных или слабоприбыльных предприятий в руках частника будут более продуктивны, а деньги в бюджет в виде налогов дадут те же или даже больше." Вы идёте от посылки "предприятия убыточны": принимаете её за естественнонаучный факт. Если хотите считаться думающим челове- ком, анализируйте то, что вам подсовывают в качестве фактов (если не хотите считаться думающим человеком, так и спорить нет смысла). Предприятие убыточно, потому что ему не хватает "интел- лекта" во главе или потому что "интеллект" занимается воровством (всякие "нехватки оборотных средств" -- это вторичное). В обоих случаях можно было бы заменить директора, но чиновники не хотят пускать в свой привилегированный слой новых людей, а предпочитают "тасовать колоду". Обеспечьте в обществе "вертикальную мобиль- ность" и господство идеологии "общего дела" -- и убыточных пред- приятий станет меньше. Вдобавок убыточность условна: она зависит от системы регулирования цен, таможенных пошлин и всякого такого. Плановая убыточность плюс дотации -- это уже не убыточность, а просто форма расчётов с обществом. И уж наверняка Вы знаете, что зачастую предприятия намеренно делаются убыточными, к примеру, с целью их покупки за бесценок. Далее, когда Вы мне, противнику "экономического роста", гово- рите, что предприятия "будут более продуктивны", Вы только пугаете меня, хотя и не сильно. Упаси меня Боже, от вашей "продуктивности". Вообще, я наперёд знаю Ваши доводы: я тоже иногда читаю газеты, смотрю дурацкое TV, а раньше и в западоидские книжки заглядывал. В Вас чувствуется добросовестность, поэтому я говорю: попробуйте понять, что господствующие наборы воззрений время от времени меняются и что, возможно, я представляю то, что придёт завтра, а не то, что было вчера, -- и не то, что как родилось, так и останется на задворках нашего печального сегодня. Мы с Вами по-разному структурируем мир и говорим на несколько различных языках. Мне Ваша парадигма известна: я в ней вырос. Вам моя -- нет. А споры имеют некоторую продуктивность лишь при условии, что происходят в рамках одной парадигмы. Если у Вас имеется какая-то неудовлетворённость своим мировоззрением, тогда порекомендую что-то почитать: может, со временем перепарадигмитесь, как когда-то я. А если неудовлетворённости нет, то мне ведь не интересно в который раз выслушивать одно и то же про то, какой я нескладный с западоидской точки зрения, -- даже если собеседник доброжелателен, старателен и вежлив. * * * "Где можно найти Вашу книгу 'Введение в Oracle Express'?" Высылаю Вам половину книги, а если скажете, зачем это Вам, то, возможно, вышлю и остальное. Книга написана между делом лет 6 назад, но до публикабельного состояния не доведена, потому что мало кому нужна. В своё время я обратился за поддержкой в фирмоч- ку, которая в наших местах торговала программной ерундой Oracle за большие деньги, но меня там встретили с такой радостью, что я сразу же сообразил, что эта книга им кость в горле, потому что у них, наверное, половина бизнеса держалась на 200-долларовых кур- сах для только что попавшихся на крючок. Самостоятельно доводить дело до финиша я не стал -- в основном из-за охватившего меня отвращения к программированию как способу дурачить публику. Кстати, года три назад я видел в продаже чьё-то пособие по Oracle Express -- значительно более толстое, чем моё. * * * "Расслабляться нельзя: ожидать неприятностей надо где-то около 2010 года. Сбои в экономическом развитии стран Запада неизбежно вызовут кризис, подобный тому, что сопровождал распад СССР. А поскольку благополучные Америка и Европа не потерпят отказа от своих 'социальных завоеваний', этот кризис может вызвать настоя- щую революцию на Западе. Каковы же будут последствия кризиса? 1. Единый мировой рынок резко сократится, а производства, ориентированные на экспорт, потерпят крах. 2. Резко упадет влияние всех международных организаций, начиная с ООН. 3. Снизится роль международного права. В большинстве стран государственная власть откажется от социальных обязательств, сосредоточившись на совершенствовании силовых структур. 4. Наступит упадок образования и науки, что приведет не только к потере культурных достижений последних столетий, но скорее всего и к отрицанию самой науки как основы организации жизни и управления обществом и замене ее в массовом сознании систе- мой постмодернистских мифов. 5. Начнется борьба за очередной передел мира. Как всегда, проиграют бедные и слабые: тихие обитатели мега- полисов, потихоньку делавшие карьеру, добросовестно ходившие в церковь (вариант -- на партсобрания), отдававшие все силы 'род- ному заводу', копившие деньги на старость и не желавшие ничего лучшего для своих детей... Выигрывают сильные, не связывающие себя устаревшей моралью, изобретательные, полагающиеся только на себя... В списке выигравших -- приверженцы религиозных сект и альтернативных стилей жизни, преступные группировки, производи- тели оружия поля боя, естественные монополисты (к примеру, энергетики), экстремистские организации, мелкие предприниматели, традиционное крестьянство... Конечный результат всего этого сейчас видится очень неопреде- лённым. Вступив в глобальный кризис, цивилизация может вскоре выйти из него, преобразившись, а может придти в упадок на долгие столетия, пока прежняя духовная и интеллектуальная элита не вымрет физически. Тогда уцелевшие начнут с чистого листа -- на руинах." Как Уорвик видит свою роль, и роль Белоруссии в борьбе за выживание? Готов ли он взвалить на свои плечи столь тяжелую ношу? Готов ли он к надвигающемуся общемировому кризису? Я думаю, что нет." Крепко сказано. От такого трепла я даже и не ожидал. Хотя пришлось значительно поправить стиль. Неужели просто вычитали где-то!? Может, всё-таки из "астрала" хватанули? Или из прошлой значительной жизни всплыло? Или редкостная вспышка истинного вдохновения так высоко вознесла? Или давно и успешно зарываете в землю свой стратегический талант? У меня зреет вывод: даже у людей, не претендующих на роль больших мыслителей, случаются прорывы, достойные самых сильных умов. Проблема в том, что обычно никто не придаёт этим прорывам значения, включая самих "прорвав- шихся". Это нехорошо. Я думаю: может, начать цитировать интел- лектуальных оборванцев наряду с лучшими из философов? Пусть без имён, но с кавычками. И с исправлением ошибок, конечно. Это всё-таки лучше, чем заставлять себя видеть мудрое во всяком чихе признанных мутителей умов. 30.11.2004: Продолжение о чиновниках. Ещё один способ решения чиновниками своих "проблем роста" -- дробление государств. Чехословакию разделили на Чехию и Словакию, Югославию -- на пять или шесть частей, СССР -- на все пятнадцать. Сейчас пробуют разделить Украину. Заманчиво. Трудно удержаться от соблазна. Нарастив свою численность на расчленении государств, чиновники начинают наращивать её уже на объединении полученных кусков: создавать всякие федерации и союзы -- и соответственно новые конторы. Никакое дело не пойдёт, если под него не создана специальная контора. А если контора создана, оно пойдёт даже тогда, когда станет никому не нужно. А если дело всё-таки окажется нужным, то чиновники будут не столько двигать его, сколько убедительно изображать, что оно движется: ведь если оно вдруг успешно завер- шится, то станет излишней контора. Разрушение колониальных империй во второй половине XX века было трагедией для европейского чиновничества и золотой порой для чиновничества бывших колоний. В целом же глобальное чинов- ничество выиграло. Нынешняя власть в Беларуси -- это не диктатура одного человека или небольшой группы. Это диктатура чиновничества. Фашизм -- любимейший политический режим чиновников: при фашизме почти всё делается через государство, то есть через чиновников. При социалистическом авторитаризме чиновникам тоже хорошо, но не так хорошо, как при фашизме: уравниловка, минимум частной инициа- тивы и отсутствие крупных собственников обусловливают сравнитель- но невысокий уровень законных и незаконных доходов. Поэтому неяв- ными усилиями чиновников социализм везде рано или поздно сменя- ется капитализмом, либерализм -- фашизмом. Мы придём к глобаль- ному фашизму -- если революции в нескольких крупных странах не "разрядят" международной обстановки или если глобальный кризис природопользования не наступит ещё раньше. Чиновникам получается от "частного сектора" и польза, и вред, поэтому они способны в своём отношении к нему бросаться из одной крайности в другую. Полезности "частного сектора" для чиновников: можно контроли- ровать его, брать у частников взятки, иметь тайную долю в дохо- дах, тайно пристраивать наворованные у народа деньги и явно -- своих родственников, "сосать кровь" из народа не непосредствен- но, а через предпринимателей, обвинять предпринимателей в разных преступлениях перед народом, сбегать в прибыльные частные фирмы на всякие директорские должности, в крайнем случае -- греть руки посредством национализации (чиновники умеют греть руки и на на- ционализации, и на приватизации, поэтому они делают поочерёдно и то, и другое). Вредности "частного сектора" для чиновников: денежная подпитка частниками критиков чиновничьего государства, экономическая кон- куренция. Почти всякая большая корпорация -- своеобразное фашистское государство: иерархическое и без малейшей легальной оппозиции руководству. Правда, неугодных в нем обычно всего лишь увольняют (а те потом сами вешаются -- от бескормицы). Менеджер в таком государстве ничем существенным не отличается от чиновника. Совет директоров помыкает мелкими акционерами, как хочет, а крупных акционеров может и вовсе не быть -- и дивидендов тоже. Преслову- тая частная инициатива если и проявляется, то считанными людьми на самом "верху" пирамиды. 01.12.2004: "Фонд государственный (я об этом писал). Деньги лежат в государственном банке так же, как лежали бы будь они чисто бюджетными. Просто они отделены от бюджета рамками отдельного счета. (...) Я нигде не говорил, что фонд должен стремиться заработать на своих средствах, ибо это дело хорошее, но чреватое возможностью прогореть, если стремиться к наивысшей доходности. Таким образом количество чиновников практически не меняется." Если в банке нет денег, то не будет и "пенсионных денег", и никакими "рамками отдельного счёта" Вы их не защитите. Если у государства есть деньги, то хватит их и на пенсии при любой форме учёта. А если у государства кончились деньги и очень прижмёт, то их заберут с любого счёта (включая Ваш личный) или просто напеча- тают. Так делают везде, где ПРИЖМЁТ, а если где-то не делают, то лишь потому, что пока НЕ ПРИЖИМАЕТ. Вообще, Вы НЕ ПОНИМАЕТЕ ПРАВИЛА: чиновник никогда не ставит во главу угла интересы общества. А если кто-то ставит, то в чиновни- чьей среде не задерживается. Поэтому в любом государственном но- вовведении положительный эффект является только видимым, в лучшем случае побочным. Если чиновники запустили идею "пенсионного фон- да", значит, там хоть что-то да нечисто. "Нечистость" может быть, среди прочего, в том, что в случае высокой инфляции государство избавляется от части "социальных обязательств". * * * Продолжение об убыточности предприятий. Какие бы экономические показатели ни были предложены, почти всегда можно "подкрутить" экономику так, чтобы по этим показа- телям страна выглядела хорошо. Кстати, из вчерашних телевизионных новостей (30.11.2004): количество убыточных предприятий в Белару- си сократилось за год в 2 раза. Думаете, врут? Отнюдь! Избавиться от номинальной убыточности предприятий очень легко: сделать явные дотации неявными (проводить "гибкую налоговую поли- тику", увеличить закупочные цены на продукцию этих предприятий, обеспечить снижение цен на используемое ими сырьё). Поэтому ска- зать, что предприятие убыточное или что предприятие неубыточное, -- это не сказать почти ничего. Захотят сделать убыточным -- сделают. И наоборот. Это называется государственным регулирова- нием экономики и принято везде, хотя и по-разному. Иметь часть предприятий убыточными выгодно политически: это ставит "директорский корпус" в зависимость от центральной власти, заставляет относиться к ней бережно. Пока в стране заправляли западоидные дурачки, начитавшиеся "экономиксов", была огромная инфляция и т. п. Пришли дилетанты, не знающие, что "экономикс" -- это альфа и омега, и обеспечили дурацким показателям нужные значения. Что до меня, то я признаю только три показателя качества жизни этноса: 1) сохранение численности; 2) запас здоровья; 3) защищённость от катастроф. Все остальные это либо производные от указанных, либо чушь для умственно неполноценных образованцев. Нет, до чего всё-таки калечат людям умы математикой и логикой! Вещи всегда сложнее тех абстракций, которыми вы их заменяете и которыми потом оперируете. Я знаю только одного человека, не испортившегося от математики. Это Игорь Шафаревич. Но ему прости- тельно: он -- гений. Между прочим, использование толковых принципов избавляет от чрезмерного напряжения мозгов в каждом конкретном случае. А принципы вот: 1. Вещи далеко не всегда бывают вполне таковы, какими видятся. 2. Вещи еще реже бывают таковы, какими их изображают люди, заинтересованные в определённой точке зрения. 3. Чиновники приветствуют только те нововведения, которые непо- средственно способствуют увеличению их доходов и численности. * * * "А если 'заменить директора' не получается потому, что интел- лекту на место 'интеллекта' не хочется, так как зарплата малая, место глухое, коллектив еще тот, проверяющих куча, финансы на нуле и т. п.? А вот если то же предприятие свое, то собственник или сам из штанов выпрыгнет, надрываясь, чтобы сделать его при- быльным, или наймет за хорошие деньги тот самый интеллект." Вы рассуждаете, как кухонный романтик из 1980-х. Собственник пообещает обо всех заботиться, как отец родной, а потом уволит половину народа. В этой половине окажется один буйный, вроде меня, который сожжёт ему предприятие или похитит самого и поджарит ему пятки в лесу. Место ведь глухое! Ещё вариант: чтобы сэкономить на расходах, собственник будет вывозить отходы подальше в лес и там бросать под ёлками. Или начнёт клепать халтурную мерзкую продукцию в красивой упаковке и рассовывать её по всей стране, а когда покупатель перестанет брать, просто сменит упаковку и продолжит гадить. В крайнем случае перерегистрирует предприятие. Далее, вы когда-нибудь видели объявление о том, что есть ва- кантное место директора убыточного предприятия? Такие объявления НИКОГДА не даются, потому что может найтись "интеллект", которого устроит и глухое место, и малая зарплата, и "ещё тот" коллектив. А на хама-предпринимателя этот "интеллект" работать не пойдёт, потому как моральные предрассудки не позволяют заниматься мерзос- тью, да и неприятно общаться с дерьмом, а вдобавок творческого подхода хочется. Да и не предложат хамы работать "интеллекту": у хамов-предпринимателей собственное представление об умственных достоинствах. Вообще, вздорный миф о собственниках-спасателях предназначен для начинающих неодумков, так что причём здесь Вы? И кстати, мне не нужно Ваше "меньшее зло": у меня своё есть. * * * "Моя неудовлетворенность эволюционного плана, я считаю, что к цели надо идти другим путем, но в том же направлении. Вы же хоти- те поменять саму конечную цель пути. Т.е. совершить революцию в мозгах. Основное практическое противоречие, которое помешает Вам это сделать заключается в том, что бытовое, комфорт превалируют в человеке над умозрительным понятием 'здорового образа жизни'. Да, Вы можете набрать некую группу сторонников, но это будет очень небольшая группа, типа любящих закаливание или правильное питание." Вы прекрасно поняли мою ситуацию. Несколько уточнений. 1. Ваша цель плоха сама по себе -- независимо от путей её дости- жения. Её не выдерживает окружающая среда в глобальном масшта- бе. 2. Мы создаём свою субкультуру, и мы перетянем в неё некоторое количество людей. Может быть, с нами окажется хотя бы один процент сограждан. Этого достаточно (при условии хорошей ор- ганизованности) чтобы решать политические задачи в кризисные периоды. 3. К нашей позиции тяготеют люди, склонные "смотреть в корень", противоречить толпе, проявлять дисциплину и самодисциплину и вдобавок не чуждые агрессивности -- иначе говоря, лучший "человеческий материал" для организационного строительства. 4. Мы лучше вписываемся в белорусский менталитет, чем западоиды. 5. Мы можем позволить себе правдивость и глубокое копание, а западоиды -- нет. 6. Идеологически мы моложе. Мы больше похожи на то, что ГРЯДЁТ, а наши конкуренты западоиды -- на то, что ОТХОДИТ. Признайтесь, Вам ведь не хочется просто отмахнуться от моих доводов: в них наверняка есть что-то, смутно беспокоящее Вас своей правдоподобностью. Это правильно, что не подавляете бес- покойства, а разбираетесь с ним. У меня, в свою очередь, есть смутная надежда увидеть Вас в числе своих сторонников -- пусть и не скоро. Иначе бы я уже просто отмахнулся от Вас. В Вас чувствуется здоровая нравственная основа и здоровый скепсис, но, кажется, нет творческой смелости бросить вызов всем сразу. Рискну сказать пару слов и о Вашей манере сообра- жать (я не считаю, что обсуждать технологии умственной работы оппонента -- это некорректно). Вы слишком формальны. Надо больше интуичить и чаще заглядывать на уровни меньшей абстракции. И немножко подальше отодвигать авторитеты. И кем Вы себя мыслите? Винтиком? Потребителем? А как насчёт воина и героя? Если Вам это физиологически чуждо (ну, гормоны не те), то я точно от Вас отстану. Вы у меня будете считаться болтающимся где-то хорошим человеком, который всего лишь непригоден к политической работе. И к радикальной творческой тоже. Не всем ведь штурмовать небо, доставать богов, хватать звёзды: многих даже и не тянет. И мне гораздо милее толковый скромняга, чем самоуверенный дурак, воображающий себя великой личностью.

Возврат на главную страницу